Без труда

Дети на берегу озера. Художник: Николай Петрович Богданов-Бельский Дети на берегу озера. Художник: Николай Петрович Богданов-Бельский

Как-то раз, в погожий июльский денек, одолев первую волну обычных житейских дел, собралась я выпить чашку чая, чтобы, подкрепив немощную плоть, с новыми силами приняться за дела и делишки, которых в деревне, особенно летом, всегда невпроворот. Только села за стол, открывается дверь и входят двое ребят – Варечка и Дима. Варе 9 лет, она летом частенько гостит у бабушки в соседней с нами деревне Метлино. Дима постарше на год или два. Он раньше тоже жил в Метлино, но потом его родные переехали в город, и в деревне он появляется изредка на пару дней. Дружат ребята, что называется, с пеленок.

– Матушка, здравствуйте, а мы к вам.

– Здравствуйте, ребятки. Очень рада. Проходите, чайку попьем. Вы пешком или на великах? Устали, поди, с дороги. Вот чай и кстати будет.

Вижу, мое предложение энтузиазма не вызывает, хотя на столе уже стоят и хорошие конфеты, и интересные печенюшки – этим меня балуют приезжающие гости, не желающие поддерживать мою борьбу с чревоугодием, которую я пока что позорно проигрываю. На пару секунд возникает заминка, а потом Варечка, с которой мы знакомы поближе, говорит:

– Матушка, если можно, мы чайку потом попьем. А сначала мы хотели бы вам чем-нибудь помочь. Что нужно сделать?

Признаться, я слегка опешила. То, что Варя приучена бабушкой помогать, я знала. Она уже однажды очень сноровисто помогала мне пропалывать цветник. В том, что родные Димы не напустят на меня рьяных работников ювенальной юстиции с обвинениями в эксплуатации ребенка, я тоже не сомневалась. С другой стороны, нагружать серьезной работой чужих детей, приехавших в деревню отдохнуть, было неловко. Были бы это свои внуки – дело другое… Отказаться от помощи тоже неправильно. Как быть? Похоже, выход есть!

– Варечка, видишь, вот здесь, под окном, растет большой куст черной смородины. Ягоды уже созрели, а собрать их у меня все руки не доходят. Жалко будет, если осыплются. Если вы их соберете, это будет отличная помощь!

Опять небольшая заминка. Мой ход разгадан. Хотя в нем нет ни тени лукавства: собрать смородину давно пора.

– Матушка, – говорит проницательная и рассудительная Варя, – я понимаю, что вы хотите дать нам работу полегче. А мы видели, что у вас за баней трава скошена и уже подсохла. Давайте, мы вам поможем ее убрать? А потом и чайку попьем!

Милые дети, дорогие мои помощники! Я была глубоко тронута их желанием помочь весомо, по-настоящему!

Взяли мы каждый по сенным граблям и пошли трудиться. (Для непосвященных: грабли для сена сейчас делают из пластмассы в отличие от железных, которыми работают с землей. А раньше сенные грабли были полностью деревянными. Каждый зубец был выточен отдельно и вставлен в отверстие горизонтальной планки. Такие грабли были очень легкими и удобными в работе. Попробуй-ка помахать железными граблями, вороша траву или собирая ее в копны, – мало не покажется! Да и стоили железные грабли недешево, а для деревянных бесплатный материал всегда под рукой. Были бы умелые руки! А служили деревянные грабли долго. Один экземпляр таких граблей и сейчас стоит в нашем сарае. Мы их бережем: это экспонат, достойный музея.)

Уборку травы легким делом никак не назовешь: жарко, пот струйками течет по лицу и спине; кусочки травинок попадают под одежду и колются; слепни и оводы, равнодушные к репеллентам, радуются тому, что руки наши заняты, вьются прямо перед лицом, толпятся за спиной, угрожающе гудят и норовят пребольно цапнуть в самое неожиданное место. Но когда работает дружная команда, все это не столько докучает и раздражает, сколько служит поводом для шуток и смеха.

Мы с ребятами так лихо справились с травой за баней, что нам показалось этого мало. Было решено убрать траву и около гаража, у дороги. Она еще немного не досохла, но мне же трава не на сено нужна, главное – убрать. Взялись мы за новый участок, машем граблями, смеемся чему-то, а тут подлетают к нам на «крутых» великах двое мальчишек. Хорошие, шустрые ребята 9 и 7 лет. Они тоже приехали к бабушке в деревню отдохнуть от города и вообще – отдохнуть. Вот уже несколько дней мотаются они туда-сюда по нашей пустой и безопасной дороге на велосипедах за неимением других развлечений, и похоже, деревенский отдых им несколько наскучил. А тут – ура! – новые лица! И по возрасту для игр подходящие. Здорово!

Естественно, ребята сразу перезнакомились.

– А что вы тут делаете? – спрашивают вновь прибывшие.

– Траву помогаем матушке убирать, – отвечает Варя.

– А вы на великах приехали?

– Да.

– Поехали тогда с нами на великах гонять!

– Нет, – довольно жестко возражает Дима. – Нам некогда, мы ДЕЛОМ заняты.

«Нет, – довольно жестко возражает этим ребятам Дима. – Нам некогда играть: мы делом заняты»

– Если хотите, – примирительно говорит Варя, – можете нам помочь, а потом вместе покатаемся.

Мальчишки колеблются. Видимо, наши раскрасневшиеся потные лица и здоровенные грабли их не вдохновляют.

– Нет, мы вам… (поиск подходящего слова). Мы вам не помогальники! – отрезает старший.

Вскакивают на свои велики и мчатся от нас подальше.

– А мой велик 11 тысяч стоит! – доносится до нас.

– Ну и что?! – улыбаясь, спрашиваем мы с ребятами друг друга, заканчиваем сгребать траву и идем пить чай.

Как приятно умыть прохладной водой разгоряченное лицо! Какое наслаждение сесть на стул и опереться натруженным телом на его спинку! Мы устали. А на душе так хорошо, что кажется, коротенькая молитва перед едой родилась именно сейчас в каждом из нас. И с радостной благодарностью хочется повторять: «Как хорошо! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» Чай и конфеты с печеньем кажутся необыкновенно вкусными, но самое главное то, что мы чувствуем себя очень близкими друг другу. Работа объединила нас, сделала друзьями.

На минутку вспоминаются юные велосипедисты, которым не очень знакомо слово «помощник». Как-то жалко их. Знают ли они, что отдыхать весело и приятно только после работы? Это только в шутке «приятно сначала ничего не делать, а потом еще немножечко отдохнуть», а в жизни от бесконечного отдыха рождается скука, а то и тоска.

Наша жизнь стремительно меняется! Мы, рожденные в прошлом, двадцатом веке, видим, как становятся реальностью и безнадежно устаревают самые смелые идеи писателей-фантастов. В нашу речь могучим потоком вливаются новые слова и понятия. Вполне закономерно под этим натиском немало слов из нашей речи уходит, становится анахронизмами, потому что они обозначают то, чего больше не существует, чем больше никто не пользуется.

Но есть слова, которые как будто намеренно выталкиваются из нашего языка теми, кто хорошо знает: кто владеет языком, тот владеет сознанием. А сейчас вряд ли кто-нибудь не согласится, что именно сознание определяет наше бытие, нашу жизнь.

Мне кажется, что одно из таких гонимых слов – слово «труд».

Нам настойчиво внушается: труд – это оскорбление, и нужно жить без труда

Вспомните, часто ли приходится слышать это слово с экрана телевизора, видеть на страницах газет или журналов? В рекламе слово «труд» встречается нередко, но перед ним всегда стоит коротенькое «без». Нам предлагают «без труда» худеть, приобретать, путешествовать, общаться, готовить еду, одним словом – жить. Жить без труда.

Все, что связано с трудом, приобретает негативный оттенок. Нам настойчиво внушается, что труд (в особенности физический) – это оскорбление для современного человека, что его нужно всячески избегать. Жизнь должна быть комфортной, а значит, легкой и беззаботной.

«Романтика труда», «трудовой героизм», «трудовой подвиг» – это теперь такие же анахронизмы, как «фильдеперсовые чулки», «ильковое пальто» и «покорнейше прошу великодушно извинить». Былая похвала «он – труженик», «она – трудяга» стала весьма сомнительным комплиментом, а сказав о ком-то «работяга», можно и обидеть человека, потому что в современном мире это почти что синоним слова «неудачник». Даже название школьного предмета изменено. Теперь детей в школе учат не труду (что вы, что вы, как можно?!), а всевозможным «технологиям». Детей от труда всячески оберегают. Уборка класса и даже вытирание классной доски – то, без чего мы не представляли своей школьной жизни, – борцы за права детей заклеймили как позорную эксплуатацию несовершеннолетних.

Какое это не наше, чужое и чуждое отношение к труду! На Руси труд всегда был в почете. «Без труда не выловишь и рыбки из пруда», «Терпенье и труд все перетрут» – испокон веков внушали родители детям. Мой папа, выросший в деревне и хорошо знакомый с тяжелым крестьянским трудом, всегда говорил, что всякий труд не только почетен, но и красив. Красиво можно делать все: и на станке работать, и чертеж чертить, и землю копать, и посуду мыть. Важно отношение к тому делу, за которое ты берешься. «Любое порученное тебе дело старайся сделать настолько хорошо, насколько ты можешь», – учили нас родители. Заметьте: не лучше всех сделай, а не делай поблажки себе, не ленись, не допускай небрежности. Любое дело – это возможность преодоления себя, возможность роста.

Спустя много лет я с благодарностью вспоминаю родительские наставления.

И ведь как радостно на душе от хорошо и вовремя сделанной тяжелой работы! Почему? Я подозреваю, оттого, что труд нам заповедан Самим Богом. Мы же все помним слова из Библии: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой, доколе не возвратишься в землю» (Быт. 3: 19).

Деревня – то уникальное место в современном мире, где и сейчас физический труд по-прежнему в почете. В деревне без труда не проживешь. Пословица «Как потопаешь, так и полопаешь» родилась, без сомнения, здесь, в деревне. Чтобы дом твой был ладным, чтобы в нем было тепло, чисто и сытно, нужно много и постоянно трудиться. Без выходных. Особенно если в хозяйстве есть скотина, «животы», как у нас говорят. Но зато и результат зависит в основном от той погоды, которую пошлет тебе Бог, да от тебя лично, от твоего трудолюбия и поворотливости. Не всем это по душе. И не потому ли и пустеют наши деревни?

Городская жизнь комфортнее деревенской. Правда, только при условии, что «все включено»: электричество, отопление, водопровод, канализация и интернет. А представьте на минуточку, что «все выключено». Впечатляет картинка?

Деревенский человек гораздо свободнее и независимее горожанина. Все, что необходимо для жизни, он может сделать сам. По большому счету, крестьянин может прожить и без электричества и газа. А благами цивилизации мы и так не избалованы.

Дети любят учиться, им нравится делать то, что делают взрослые. Мы учим наших детей многому, но часто не учим необходимому. В городе это, как правило, и не с руки. Как в городе научить колоть дрова, разжигать костер или топить печку? Что можно пилить в городской квартире? Как научиться пользоваться ножом не только для отрезания хлеба и колбасы? Как в городе научиться вырастить картошку, лук, морковку? Как дать почувствовать ребенку, что он – помощник, что с ним маме и папе гораздо легче справляться с делами, что он – их надежда и будущая опора? В деревне это сделать гораздо проще. Приезжайте и убедитесь сами.

Совместный труд родителей и детей укрепляет семью. А в деревне таких работ много больше, чем в городе

Я не призываю всех немедленно переехать в деревню. Но приезжайте на лето, в отпуск или хотя бы на недельку. Вы увидите, что если вы сначала потрудитесь с детьми, а потом вместе искупаетесь в речке или озере, это сблизит вас гораздо больше, чем многочасовое лежание на пляже Турции или «отдых» в торгово-развлекательном центре. В самом незатейливом деревенском хозяйстве найдутся колун и топор, ножовка и пила, рубанок, плоскогубцы и масса других инструментов, овладеть которыми любому мальчишке полезнее и интереснее, чем новой игрой в жизнезаменителе-гаджете. Для девочек тоже есть масса увлекательных занятий: русская деревня всегда славилась изобретательностью своих рукодельниц и замечательно вкусными и простыми рецептами наших исконно народных блюд.

Очень хочется, чтобы от наших детей можно было бы чаще слышать не «дай», «хочу» и «купи», а «научи меня» и «давай я тебе помогу».

Я уверена, что если мы научим наших детей любить трудиться самим и ценить труд других, это будет самым большим благом, которое мы можем им дать. Если это у нас получится, мы сможем быть спокойными и за будущее наших детей, и за свою старость, и за будущее нашего большого общего дома – России.

Ольга Назарова,
вдова протоиерея Алексия Новикова

9 апреля 2020 г.

Настоятель нашего Свято-Троицкого Озерецкого храма протоиерей Алексий Новиков отошел ко Господу. Но восстановление храма и жизнь прихода продолжаются. Нашему деревенскому приходу нужна помощь неравнодушных людей. Будем всем благодарны и всех зовем к нам в гости. Сообщайте Ваши имена и имена Ваших близких для молитвы.

Адрес: 172892 Тверская обл., Торопецкий р-н, п/о (почтовое отделение) Выдры, д. Юханово. Назарова Ольга Михайловна (матушка Ольга).

Телефоны:

  • +7 (910) 930-20-03 (на нем есть WhatsApp),
  • +7 (911) 843-89-09 (к нему привязана карта Сбербанка).

Номер карты Сбербанка: 5469 5500 6835 7851.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Asca14 апреля 2020, 17:06
Это отношение не только "не наше" - оно вообще не человеческое. Оно встречается разве что в беднейших регионах Африки, а глухих, изнемогающих от зноя деревнях. Труд почитался и у европейских народов, и у азиатов. Несмотря на казалось бы растущий комфорт, нервная система человека изнемогает всё больше, да и работа уходит в сферу интеллектуального, размывается по дню и неделе, по выходным и отпускам. И получается, что человек не отдыхает вообще. Очень противоестественное настало время.
рБ Марина 13 апреля 2020, 23:33
СПАСИ ГОСПОДИ М ОЛЬГА ЗА РАССКАЗЫ!!!ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В ТРУДАХ!!!
Natalie11 апреля 2020, 11:09
Божией помощи Вам, матушка Ольга!
Назарова Ольга10 апреля 2020, 16:36
Всем спасибо за добрые отклики, молитвы и поддержку. Марине: с радостью примем гостей и из Белоруси
Катерина 10 апреля 2020, 08:26
С идеей рассказа соглашусь. Тем не менее пример с детьми, одни из которых, проводя лето в деревне, умеют многое, а другие, их ровесники - ничего, это реальность, показывающая, что не место красит человека. А человек место.
Екатерина 9 апреля 2020, 13:35
Статья прекрасная. Всё правильно. А во времена карантина и самоизоляции кто из горожан, запертых в квартирах, не задумался, что жители деревни в выигрыше? То ли еще будет...
Олегъ 9 апреля 2020, 10:01
Спаси Бог, вас, матушка Ольга за добрую статью!
Марина 9 апреля 2020, 08:15
Матушка,дорогая!!! Низкий поклон Вам за Ваши труды!!! Как соскучилась по Вашим рассказам... Как глоток свежего воздуха- Ваши рассказы!!! Помощи Божией во всём!!! P.S. Матушка, а из Беларуси примите в ваших краях?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×