«Эпидемия открыла глубокую веру в людях»

Священник в «скафандре» причащает больных коронавирусом

Елена Симанкова

Источник: Милосердие.Ru

Священников учат пользоваться средствами индивидуальной защиты. Епитрахиль и крест, которые видны из-под костюма. Но в застегнутом виде священника никак не отличить от врача. Фото diaconia.ru Священников учат пользоваться средствами индивидуальной защиты. Епитрахиль и крест, которые видны из-под костюма. Но в застегнутом виде священника никак не отличить от врача. Фото diaconia.ru     

Еще 30 марта в Синодальном отделе по благотворительности Русской Православной Церкви была сформирована специальная группа священников, готовых причащать в больницах и на дому больных, у которых подтвержден коронавирус.

21 священник, а также 19 мирян, ранее закончивших курсы помощников больничных священников, уже навещают заболевших, которым нужна духовная поддержка, на дому. Они готовы причащать COVID-положительных и в больницах, но пока, к сожалению, такая договоренность между Церковью и медиками еще не достигнута.

Мы поговорили с настоятелем храма Живоначальной Троицы при НИИ скорой помощи им. Склифосовского священником Романом Бацманом. Он рассказал о глубокой вере и не менее глубоком покаянии, которые открыла в людях эпидемия коронавируса.

Человек с коронавирусом может позвонить по телефону Больничной комиссии Московской епархии +7-903-660-30-40 и оставить заявку о совершении Таинств исповеди, соборования и Причастия. Также по этому телефону принимаются заявки от тяжелобольных людей с подозрением на коронавирус. Телефон доступен круглосуточно. Больные с другими диагнозами могут вызвать к себе для причащения священника из ближайшего храма. Заявки о срочном Причастии умирающего человека можно оставлять по телефону горячей линии православной службы «Милосердие» +7 (495) 542-00-00.

«На них как будто крест поставили»

Священник Роман Бацман. Фото диакона Андрея Радкевича Священник Роман Бацман. Фото диакона Андрея Радкевича     

— Отец Роман, у вас уже большой опыт служения в качестве больничного священника, поэтому спрашивать, как вы согласились на то, чтобы причащать больных коронавирусом, не буду, это и так понятно. Спрошу о другом: что-то новое открылось вам сейчас в окормлении таких людей?

— Безусловно, это совершенно другой опыт. У людей, страдающих этим недугом, к тяжелому физиологическому состоянию добавляется очень серьезная психологическая нагрузка. У них больше страхов, больше опасений перед неизвестностью, перед преувеличенной, быть может, опасностью. И это сказывается даже на течении болезни, на поведении человека – целый комплекс переживаний, который имеет отношение и к жизни духовной, и к семейной, и к общественной.

Отношения между людьми сейчас должны выдержать какие-то совершенно новые испытания.

Например, когда муж говорит жене: «Не приезжай ко мне в Москву, оставайся на даче, я не хочу, чтобы ты и дети заболели». Или когда больного сознательно отвергают окружающие. Мне наши прихожане рассказывали и об обратной ситуации – о тех, кто оказался сейчас за городом и боится, что им кто-то завезет вирус из Москвы. Некоторые люди свидетельствуют, что от них шарахались, зная, что они были где-то, где была вероятность заразиться.

С другой стороны, людей в этой ситуации можно понять. Не хватает полной и исчерпывающей информации о самом заболевании, о лечении коронавируса. Люди слышат об ограничениях: нельзя собираться вместе, нельзя ходить в храмы, и это порой приводит к тому, что развивается уныние, даже депрессия. Некоторые перестают верить не только политикам и медицине, но и Богу – если можно заразиться даже в храме, что же делать?

С таким я столкнулся действительно впервые – с тем, что из-за чьих-то страхов не могу помочь людям, даже при том, что сам этого очень сильно хочу и готов ради этого на многое. В больницы к людям с коронавирусом нас до сих пор практически никуда не пускают.

— Такое ощущение, что в момент постановки диагноза больной коронавирусом становится как бы вне закона…

— Я это очень остро ощутил. Они покинуты, и пробиться к таким больным нам, священникам, правда непросто.

Думаю, любому батюшке это сегодня непонятно… Когда он привык уже много лет быть доступным для людей в любое время дня и ночи — и вдруг его не пускает к тяжко болящему или даже умирающему медицинский персонал. А ведь человек в тяжелом состоянии может умереть в любой момент.

У меня пока что, Слава Богу, не было таких случаев, но я знаю, что некоторые священники из нашей группы уже столкнулись с подобными. Так что я тоже настороже и готовлюсь на всякий случай, что ты пойдешь как всегда, к тяжело больному по вызову родственников, а тебя не пустят. И начнется выяснение, неприятная административная работа. Придется звонить, настаивать. При этом придется думать, с какой степенью настойчивости действовать, как поступить так, чтобы не навредить и общему делу, и нашему храму, и служению в больнице…

Очень много таких аспектов, к которым мы не были готовы. Мы, конечно, привыкли к тому, что священники – не хозяева положения в этом мире. Мы привыкли приходить к людям скромно, не проявляя излишней настойчивости. Но ее и не нужно было проявлять, поскольку раньше все было как-то спокойно.

А тут вдруг такие ограничения, что ты вдруг теряешься и думаешь: что мне делать? Настаивать или смиряться? Но как можно смиряться с тем, что человек может умереть?

Может быть, человек раньше вообще не причащался, и сейчас это его единственная возможность получить облегчение, не только духовное, но и физическое, а тебя лишают возможности помогать этому человеку, когда он сам об этом просит…

— Знаю, что сейчас непросто священнику попасть в больницу и к обычному больному, удача – скорее исключение, обычно следует отказ.

— В больнице я пока что причащал просто тяжко болящего, без коронавируса. Но и к нему было очень трудно попасть, поскольку везде карантин. К счастью, в НИИ им. Склифосовского у нас очень хороший главный врач, Сергей Сергеевич Петриков – с его помощью удалось получить разрешение на доступ.

Больных коронавирусом я причащал на дому. Попасть к таким людям в больнице, увы, пока практически невозможно. На них как будто крест поставили, словно они прокаженные. Но Христос не запрещал ходить к прокаженным! Он не обличал их, не боялся их. Как же мы можем теперь отказать этим людям в духовной поддержке?

«Епитрахиль и крест прячутся под «скафандром»

Инструкция предписывает священникам брать к больному только самое необходимое. Богослужебные тексты распечатывают заранее на отдельных листах. Причастие дается в бумаге, которую затем полагается сжечь. Фото diaconia.ru Инструкция предписывает священникам брать к больному только самое необходимое. Богослужебные тексты распечатывают заранее на отдельных листах. Причастие дается в бумаге, которую затем полагается сжечь. Фото diaconia.ru     

— Знаю, что вся группа священников проходила тренинг по использованию СИЗ (средств индивидуальной защиты), которые для вас организовал врач-эпидемиолог. Знаю также, что у вас есть добровольные помощники, и на вызовы вы обычно ходите вдвоем. Для чего это нужно?

— Помощник очень нужен, поверьте! Он помогает облачаться в «скафандр», смотрит, чтобы не было никаких зазоров между лицом и маской, очками, капюшоном. Затем встречает нас и помогает аккуратно снять защитный костюм, убрать его в специальный мешок для утилизации.

Мой самый первый визит состоялся в то время, когда для группы только-только закупили комплекты защитных средств. У меня не было тогда помощника, и это оказалось очень неудобно.

Костюм надо надеть до того, как войдешь в квартиру. Ничего, кроме Святых Даров в специальной бумажке, которую затем надо сжечь, богослужебных текстов и Евангелия, которое должно остаться дома у болящего, при священнике быть не должно. То есть – одеваться нужно в подъезде. Прятать под комбинезон подрясник, епитрахиль, наперсный крест. Надевать маску, бахилы, перчатки. Проверять все – хорошо ли закрепил.

Без помощника в этом деле никуда! Он обрабатывает все вокруг (и себя, и меня заодно) антисептиком, помогает аккуратно снять «скафандр», чтобы он не коснулся ничего вокруг и попал точно в мешок для утилизации.

— Говорят, вы и подрясник после посещения должны стирать при высоки температурах. Правда?

— Мне с этим проще, если честно. Мне есть где оставить подрясник, в котором я навещал больных. Он там лежит какое-то время, и можно сказать, проходит некоторый карантин. Ведь известно, что на одежде вирусы долго не сохраняются. Но вообще если есть возможность, лучше его стирать при высокой температуре.

«Человек с коронавирусом был уже готов завещание писать»

— Насколько я знаю, инструкция предписывает батюшкам проводить с больным коронавирусом как можно меньше времени. Таинства по сокращенному чину, исповедь – как можно короче. Как за пять минут успеть поддержать, донести до болящего любовь Божию?

— Никак. За пять минут – никак. Я не могу людям отказать в том, чтобы подольше с ними побыть, и это компенсирует то, что я не могу до них дотронуться, приобнять, утешить. Когда они видят, что ты находишься рядом, не боишься с ними быть и беседовать столько, сколько нужно – отсутствие твоего страха людям помогает преодолеть свои личные страхи.

Но в наших инструкциях не говорится про 5 минут. Есть пожелание, что в помещении с больным лучше находиться не больше 25 минут. Этого времени вполне хватает чтобы совершить Таинства, поговорить, утешить человека.

— Люди, которые уже заболели – какое у них сейчас состояние? Что они переживают, о чем молятся, в чем раскаиваются?

— Состояние, конечно, тяжелое, я бы сказал, подавленное. Но с другой стороны есть и положительный момент – он в том, что больные глубже раскаиваются, их исповедь стала основательнее. Именно по этой причине я и не могу сократить время – потому что люди каялись так, и так пересмотрели свою жизнь, как этого не было тогда, когда они приходили в храм, будучи здоровы.

Знаете, я приходил к одному нашему прихожанину, который давно уже не был в храме и про которого я знал: на этом человеке нет никаких страшных грехов. Но вот он заболел коронавирусом, и вдруг для него самого открывается то, что он сам раньше не видел. И как ему это не рассказать, а мне – не выслушать? Как мне ему не сочувствовать, не давать ему советов – потому что ведь раньше у него и вопросов таких не возникало. Как я могу в этот момент уйти или сказать: «Давайте по телефону продолжим?». Наверное, можно и по телефону, но я сделал такой выбор.

Я вот эту ситуацию воспринимаю так, как если бы люди нашли друг друга, и один признается в любви, а другой говорит: «Знаешь, давай потом созвонимся». Понятно ведь, что после такого отношения не продолжатся.

У меня такая же ситуация, только тут человек признается в любви к Богу, а я – свидетель, который присутствует при некой тайне. Я боюсь ее нарушить неловким движением, неловким словом. Слушаешь и боишься спугнуть такую откровенность.

С другими тяжелобольными это было похоже только тогда, когда человек был на пороге смерти – это рак в последней стадии, или ВИЧ-инфекция, когда человек понимает, что умирает. Но тогда не было опасности всеобщего заражения. Не было этого ощущения повсеместно висящей над всеми нами заразы – просто человек сам понимал и осознавал свою жизнь. А здесь и сейчас – происходят удивительные вещи.

— Да, но ведь люди-то продолжают бояться… Можно ли что-то сделать, чтобы успокоиться? Если честно, даже мы, журналисты, устали пугать и одновременно устали сами бояться…

— Нужна вера и доверие Богу. Такое доверие, как у Авраама, когда он приносил своего единственного сына в жертву Богу.

Знаете, один из больных, которых я посещал, вполне осознано готовился писать завещание, он просил меня позаботиться о его семье, хотя течение болезни было не самым тяжелым.

С другой стороны, нам сейчас легко рассуждать – ведь и вы, и я пока что здоровы и не знаем той боли, которую испытывают люди с коронавирусом.

Этот человек жаловался, что испытывает сильную боль в легких. Я, например не представляю, как это легкие могут болеть. Но у него были боли, очень сильные. Он жаловался, что задыхается. Было страшно, человек думал, что он умрет. Открывает окно – это ничего не дает, все равно воздуха не хватает.

Так что первое, что может прекратить панику и то, в чем нуждаются абсолютно все, но в первую очередь – заболевшие, это в психологической поддержке. Не нужно говорить «я тебя понимаю», это прозвучит фальшиво. Сочувствие, а иногда молчание – вот что необходимо. Просто быть рядом.

— Все замучались читать противоречивую информацию в сети. Вы верно заметили в начале нашей беседы, что совершенно новый опыт, и всех пугает неизвестность.

— Точно, мне один человек сказал: «Я послушаю одного вирусолога – и на его сторону встаю. Послушаю другого – тоже убедительно. И так я колеблюсь в течение дня». Нет никакой ясности, нет единства.

Но мы, наверное, достойны такой ситуации. В ней должна проявиться наша вера и наше доверие Богу. Ведь когда все точно известно, никакой тайны нет. А когда она есть — тайна, которую, видимо, Господь по своему промыслу пока что не сообщил даже прозорливым людям, у нас есть возможность, чтобы каждый на своем месте проявил какие-то качества: твердость, спокойствие, веру, помощь друг другу – вопреки и несмотря на неизвестность.

«Мы шли крестным ходом, и люди из окон на нас смотрели»

— Отец Роман, вы не просто больничный священник, вы служите в храме при НИИ им. Склифосовского, это один из «коронавирусных» стационаров Москвы. Какая сейчас там обстановка?

— Мы продолжаем служить – и на Страстной, и на Пасху, и на Светлой седмице. Наш храм хоть и виден с Садового кольца, но зайти туда можно только с территории. Так что проход ограничен. Его посещают не только больные, но и врачи, и главный врач Сергей Сергеевич Петриков к нам очень благосклонен, старается помогать.

Храм у нас большой, и там можно расположиться на большом расстоянии друг от друга с соблюдением всех предписаний. На Пасху, поскольку был объявлен карантин, многие наши прихожане сами остались дома.

Мы служили на Пасху, и пошли крестным ходом не по Садовому кольцу, как это обычно делаем, а по территории больницы. Как нам было не пройти вдоль больничных корпусов, где находятся люди, которые страждут? Окна в корпусах горели. Но нас было очень мало – священники и пара певчих, мы были малым стадом, которому Господь Иисус Христос сказал: «Не бойтесь». На нас смотрели с интересом и радостью. А мы пели праздничный тропарь «Христос восресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Елена Симанкова

Источник: Милосердие.Ru

22 апреля 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Стартовал межъепархиальный фотопроект «Церковь в период пандемии» Стартовал межъепархиальный фотопроект «Церковь в период пандемии» Стартовал межъепархиальный фотопроект «Церковь в период пандемии» Стартовал межъепархиальный фотопроект «Церковь в период пандемии»
Стартовал совместный проект Ростовской, Якутской, Ярославской и Шахтинской епархий — виртуальная фотовыставка «Церковь в период пандемии».
При поддержке Синодального отдела по благотворительности открыт социальный портал в помощь пострадавшим от пандемии При поддержке Синодального отдела по благотворительности открыт социальный портал в помощь пострадавшим от пандемии При поддержке Синодального отдела по благотворительности открыт социальный портал в помощь пострадавшим от пандемии При поддержке Синодального отдела по благотворительности открыт социальный портал в помощь пострадавшим от пандемии
На сайте открыты три сбора средств: на продукты питания для нуждающихся, на организацию помощи и на средства индивидуальной защиты для сестер милосердия, священников и церковных волонтеров
Респиратор и физическая активность помогут не заболеть COVID-19 Респиратор и физическая активность помогут не заболеть COVID-19
Алексей Заров
Респиратор и физическая активность помогут не заболеть COVID-19 Респиратор и физическая активность помогут не заболеть COVID-19
Алексей Заров
Эпидемия коронавирусной инфекции в Москве идет на убыль, однако специалисты говорят, что осенью возможна вторая волна. О том, готовы ли к ней медики, какие тесты на COVID самые точные, а также пускают ли в церковной больнице священников к пациентам с «моровым поветрием», рассказал РИА «Новости» главврач Центральной клинической больницы святителя Алексия Алексей Заров.
Количество запросов о помощи в церковные проекты не уменьшается. Информационная сводка от 20 июля 2020 года Количество запросов о помощи в церковные проекты не уменьшается. Информационная сводка от 20 июля 2020 года Количество запросов о помощи в церковные проекты не уменьшается. Информационная сводка от 20 июля 2020 года Количество запросов о помощи в церковные проекты не уменьшается. Информационная сводка от 20 июля 2020 года
Сократилось количество пожертвований на продукты для нуждающихся. Сбор средств организован Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению и идет на сайте Милосердие.ru.
В Исаакиевском соборе Северной столицы возобновлены богослужения после ослабления карантинных мер В Исаакиевском соборе Северной столицы возобновлены богослужения после ослабления карантинных мер В Исаакиевском соборе Северной столицы возобновлены богослужения после ослабления карантинных мер В Исаакиевском соборе Северной столицы возобновлены богослужения после ослабления карантинных мер
19 июля 2020 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга состоялось богослужение — первое после ослабленния карантинных мер, введенных из-за пандемии коронавируса.
Карантин и беспорядки. Православие в Америке на фоне кризиса Карантин и беспорядки. Православие в Америке на фоне кризиса
Протоиерей Серафим Ган
Карантин и беспорядки. Православие в Америке на фоне кризиса Карантин и беспорядки. Православие в Америке на фоне кризиса
Протоиерей Серафим Ган
Комментарий управляющего делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ протоиерея Серафима Гана.
Святейший Патриарх Кирилл: Дай Бог, чтобы главным уроком пандемии стало обновление веры Святейший Патриарх Кирилл: Дай Бог, чтобы главным уроком пандемии стало обновление веры Святейший Патриарх Кирилл: Дай Бог, чтобы главным уроком пандемии стало обновление веры Святейший Патриарх Кирилл: Дай Бог, чтобы главным уроком пандемии стало обновление веры
18 июля 2020 года, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор посетил церемонию памяти жертв коронавирусной инфекции в Королевском дворце Мадрида Архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор посетил церемонию памяти жертв коронавирусной инфекции в Королевском дворце Мадрида Архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор посетил церемонию памяти жертв коронавирусной инфекции в Королевском дворце Мадрида Архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор посетил церемонию памяти жертв коронавирусной инфекции в Королевском дворце Мадрида
16 июля 2020 года на площади перед Оружейной палатой Королевского дворца в Мадриде состоялась траурная церемония в память о погибших в результате эпидемии коронавирусной инфекции.
Соловецкий монастырь готов принять паломников Соловецкий монастырь готов принять паломников Соловецкий монастырь готов принять паломников Соловецкий монастырь готов принять паломников
15 июля 2020 года власти Архангельской области в целях возобновления туризма и паломничества приняли решение о снятии ряда ограничений на территории Соловецкого архипелага.
Комментарии
Мария 24 апреля 2020, 13:48
Отче Роман, вы истинно Богу служите, и людей милуете своим вниманием. А как быть людям, верующим и многодетным, у которых отношения так обострилась, что ссоры всё чаще и чаще. И о покаянии речи не идёт. Наоборот, о критике всех:(
Тамара 24 апреля 2020, 01:35
О.Роман,спаси и сохрани Вас, Господь..
Фотиния23 апреля 2020, 21:37
Господи, помилуй нас, грешных
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×