От диавола, Бога – или человека?

Жан-Клод Ларше о духовном происхождении, природе и смысле эпидемии коронавируса. Часть 2

Похороны жертв чумы в Турне из Хроник Гилля Майзета, XIV век Похороны жертв чумы в Турне из Хроник Гилля Майзета, XIV век

Окончание. Часть 1: Без Причастия – но со Христом!

Известный богослов, исследовавший духовную суть и значение болезней и страдания как для отдельного человека, так и для общества в целом, Жан-Клод Ларше отвечает на острые вопросы, спровоцированные пандемией вируса COVID-19.

Каковы причины болезней и эпидемий? Посылаются ли они Богом, или в них повинен диавол? Какова тут роль греха – первородного, каждого человека и всего человечества в целом? И вообще болезни – это зло или благо для человека? Об этом – во второй части беседы с ним.

– Кто или что является источником сегодняшней эпидемии и болезней вообще?

– Эпидемии вызываются заразными заболеваниями, которые быстро и широко распространяются. Все, что можно сказать о болезни, можно сказать и об эпидемии, за исключением ее массового характера распространения на целые регионы, страны и даже весь мир (как, например, сейчас). Все это вызывает дополнительные вопросы. В свете этого не удивительно видеть в религиозной среде поднятие таких тем, как апокалипсис, конец света или идея Божиего наказания за грехи человечества с указаниями на Всемирный потоп (см.: Быт. 6: 7), судьбу Содома и Гоморры (см.: Быт. 19), губительную язву после предпринятой царем Давидом переписи (см.: 2 Цар. 24) или семь казней Египетских (см.: Исх. 7–11). Потому необходимы некоторые пояснения.

Согласно православному учению отцов, разработанному на основе Библии, первородный грех на физическом уровне имел три последствия: страстность (выражающаяся чаще всего в страдании), тленность (болезни) и смерть (результат последнего). Грех Адама и Евы, состоявший в отпадении от Бога, лишил их благодати, гарантировавшей их бесстрастность, нетленность и бессмертие. Адам и Ева, родоначальники человечества, передали потомкам свою человеческую природу, поврежденную вследствие греха. Повреждение человеческой природы коснулось и всей остальной природы, ибо отрезанный от Бога человек утратил статус царя тварного мира и, как следствие, лишил остальных живых существ благодати, которую до этого передавал им как посредник. Хотя первоначально весь созданный Богом тварный мир был «хорош весьма» (как говорится в главе 1 Книги бытия), зло вошло в тварный мир, как оно вошло в человека, – зло не только нравственное, но и физическое – отсюда нарушение первоначального порядка Божиего творения и процессы, разрушающие установленное Богом.

Как пишет Владимир Лосский, Божественный Промысл не допустил окончательного уничтожения тварного мира, но при этом природа стала полем битвы, где постоянно сталкиваются добро и зло. Живые организмы постоянно борются с микробами, бактериями, вирусами и генетическими изменениями (вследствие старения или факторов окружающей среды), желающими их уничтожить, пока, обессиленные от старости (когда ослаблен их иммунитет), они наконец не потерпят поражение и не умрут.

На протяжении тысячелетий бактерии и вирусы могут нападать только на животных или жить в них, не причиняя вреда, но вдруг в какой-то момент они начинают передаваться и людям. Именно это случилось с различными видами вирусов, вызвавших эпидемии в последние десятилетия.

– Вы указали на вину прародителей в этом процессе. А сказываются ли тут грехи их потомков – наши грехи? В Полном православном молитвослове содержится молитва во время эпидемии; в то же время мы слышим речи некоторых епископов, священников и монахов, обвиняющих в происходящем всех нас: они видят в данной эпидемии Божию кару и призывают всех к покаянию.

– Согласно православному учению (которое в этом отношении отличается от католического учения о первородном грехе), грех Адама и Евы – это их личный проступок, который не передается потомкам, – передаются только его последствия. Однако их потомки, от начала века и до наших дней, согрешили, подобно Адаму (см.: Рим. 5); люди, подражая Адаму, подтвердили его грех и его последствия своими собственными грехами. Соответственно, все несут общую ответственность за зло, воздействующее на падший мир, поэтому осуждение греха и призыв к покаянию вполне оправданны. Однако это – общий принцип, объясняющий происхождение и продолжающееся существование болезней и иных напастей. Его нельзя применять к отдельному человеку или группе людей для объяснения, почему та или иная беда случилась с ними. Хотя определенные личные проступки и страсти все же можно связать с некоторыми заболеваниями (например, болезни, связанные с перееданием, чрезмерным употреблением алкоголя и передающиеся половым путем), другие болезни никак не связаны с духовными качествами болящих. Больные дети всегда невинны; святые не застрахованы от болезней и часто страдают от большего числа недугов, чем безнравственные люди.

Порой эпидемии выкашивают целые монастыри; например, эпидемия чумы ударила по монастырям египетской Фиваиды после Пасхи 346 года, унеся жизни трети подвизавшихся там пустынников, в том числе и преподобного Пахомия Великого – основателя киновитного монашества, – назначенного преподобным Пахомием преемника и почти по сотне монахов в каждом большом монастыре региона.

Во время страшных эпидемий древности христиане видели своими глазами, что болезни забирают жизни людей произвольно, независимо от их моральных и духовных качеств. Вопрос о связи болезни с личным грехом человека или его родителей в свое время задали Христу, Который ответил ученикам о слепорожденном: «Не согрешил ни он, ни родители его» (Ин. 9: 3).

Вспомним, что Христос сказал о слепорожденном: «Не согрешил ни он, ни родители его» (Ин. 9: 3)

Болезнь, таким образом, имеет первоначальное, важнейшее и общее основание во грехе, но лишь в некоторых случаях связь эта проявляется в жизни определенного человека. Поэтому думаю, что вопрос греха и покаяния в молитвах или проповедях затрагивать можно, но сдержанно. Болящим людям не надо усугублять страдания обвинениями в их адрес; наоборот, они нуждаются в поддержке, утешении, сострадании, заботе, а также в помощи взять на себя духовную ответственность за болезнь и страдание, чтобы они могли духовно обратить ее себе во благо. Если покаяние имеет значение, то как поворотный момент, как изменение состояния души (в этом смысл греческого слова «метанойя»).

Болезнь порождает вопросы, от которых никто не может спастись: «Почему? Почему именно я? Почему сейчас? Как надолго? Что со мной станет?» Всякая болезнь представляет собой вопрошание, причем куда более жизненное и глубокое, ибо вопросы, которые она ставит, не абстрактны, не произвольны, но являются частью онтологического опыта. Очень часто это вопрошание – в некотором роде голгофа. Ибо болезнь всегда бросает вызов нашим основам, системам взглядов, равновесию, свободному распоряжению нашими физическими и душевными недостатками, отношениям с другими и самой нашей жизни; потому что смерть видится более отчетливо, чем обычно (это особенно актуально для нынешней эпидемии, начавшей непредсказуемо и быстро косить людей, особенно стариков, но и более молодых, причем не обязательно с серьезными сопутствующими патологиями).

Болезнь дает каждому возможность ощутить свою онтологическую хрупкость – и обратиться к Богу

Болезнь дает каждому возможность ощутить свою онтологическую хрупкость, зависимость, обратиться к Богу как к Тому, Кто может помочь ее преодолеть – если не физически, то хотя бы духовно – и придать болезни смысл, благодаря которому человек начинает чувствовать себя увереннее и без которого он позволяет себя уничтожить.

– В молитвах полного молитвослова, канонах и акафистах, а также в речах духовенства (которых недавно так много появилось в интернете) часто можно встретить мысль, что эпидемия послана нам Богом (или Его архангелами и ангелами) для вразумления людей, приведения их к покаянию, к обращению в мире, который стал полностью материалистическим и забыл Бога.

– Я согласен, что это испытание (как и любое испытание в жизни) является возможностью вопрошания, осознания чего-то и возвращения к Богу и более духовной жизни. Я говорил об этом применительно к отдельным людям. Но очевидно (и многие статьи в прессе отмечают это), что сегодняшняя эпидемия бросает вызов основам и организации материалистического и потребительского образа жизни современных обществ, ложному чувству безопасности, которое в них породили научный и технический прогресс. Она также изобличает иллюзии трансгуманизма, поскольку, как предсказывают специалисты, еще будут появляться новые вирусы, а эпидемии не только не ослабнут, а будут множиться в будущем, делая человека бессильным (только подумайте: до сих пор не изобретено ни вакцины, ни лекарства от обычной простуды, которой ежегодно заражается большая часть планеты и которую порождает вирус из семейства коронавирусов).

При всем должном уважении к упомянутым вами молитвам и клирикам меня поражает их восприятие Бога и Его действия по отношению к человечеству. Такое видение Бога было характерным для Ветхого Завета, но Новый Завет изменил это восприятие. В ветхозаветные времена считалось, что праведные процветают, потому что Бог наградил их, в то время как грешники наказываются всеми видами зол. Новый Завет положил конец такой логике – новое видение предвещал еще Многострадальный Иов. Речи процитированных вами священников напоминают слова друзей Иова, которые звучали примерно как данный силлогизм: «На тебя свалились все виды бедствий. Следовательно, Бог наказывает тебя. А поскольку ты получил такое наказание, значит, ты грешник». Иов отверг идею, что Всевышний его наказал.

Новый Завет открывает нам Бога любви, сострадательного и милостивого Бога, Чья цель – спасти человеческий род через любовь, а не через наказание. Мысль, что Бог стал бы распространять вирус по всему миру или повелел это сделать своим ангелам и архангелам, (как пишут сейчас некоторые), кажется мне почти богохульной; даже в педагогических целях Господь всегда обращает зло во благо, а не (странным образом) благо во зло. Бог нам Отец, а мы Его дети. Какой отец пожелает «привить» своих чад опасным вирусом в качестве педагогической меры? Какой отец не будет сам страдать, видя, как заболевают, страдают и рискуют умереть его дети?

Бог нам Отец, а мы Его дети. Какой отец пожелает «привить» своих чад опасным вирусом в качестве педагогической меры?!

Некоторые богословы считают Бога источником болезни, страданий и смерти, боясь (как манихеи), что если мы этого не признаем, то придем к тому, что помимо Бога (принципа блага) есть и соперничающий с ним принцип зла, который якобы ограничивает всемогущество Божие – одно из Его существенных свойств. Но если всё от Бога, то мы должны также признать, что Он не только источник эпидемий, но и войн, геноцидов, концлагерей и что Он поставил Гитлера, Сталина и Пол Пота[1] в качестве «инструментов», через которые «вершил правосудие» и «воспитывал» народы…

На самом деле, согласно отцам Церкви, зло имеет лишь один источник – грех, появившийся из-за злоупотребления человеком своей свободной волей. Зло также является результатом действия диавола и демонов (падших ангелов, ставших таковыми тоже из-за злоупотребления своей свободой воли), чья власть смогла установиться в мире после грехопадения человека: человек перестал быть «царем тварного мира», а сатана смог стать «князем мира сего».

В происходящем сейчас важно отметить действие диавола, а не Бога!

В происходящем сейчас важно отметить действие диавола (а не Бога!) и, во вторую очередь, вину китайца, который, съев или дотронувшись до инфицированного животного (как было и со всеми предыдущими эпидемиями), передал последствия своего неосторожного действия всему человечеству; подобным образом некогда Адам передал грех всем своим потомкам.

– Сказанное вами вызывает несколько вопросов. Во-первых, некоторые утверждают, что Бог создал все микробы, все вирусы и что смерть входила в планы мироздания с самого начала, и при этом, как гласит Книга бытия, все созданное Богом хорошо весьма.

– Действительно, эту мысль можно найти у некоторых современных католических теологов, например у Пьера Тейяра де Шардена (1881–1955) и его ученика Гюстава Мартеле; ее переняли и такие православные богословы, как митрополит Иоанн (Зизюлас) и архимандрит Кирилл (Говорун). Их концепция – натуралистическая, частично взятая из современной науки. Наша православная вера – другая; святые отцы единодушно заявляли, что Бог не является создателем смерти, что смерть (равно как болезнь и страдание) есть последствие греха – ничего из этого не было в первозданном райском состоянии; а в будущем, в Царстве Небесном, болезнь, страдание и смерть будут упразднены.

Вопрос о том, являются ли болезнь, страдание и смерть злом, напрашивается на двоякий ответ.

Во-первых, на физическом уровне они, несомненно, являются злом, поскольку, как я уже говорил, они есть нарушение порядка правильного функционирования созданных Богом живых организмов. Даже с натуралистической точки зрения здоровье и жизнь являются нормальным состоянием любого живого существа, в то время как болезнь, немощь и смерть – ненормальные состояния. Как мы уже отметили, болезнь есть разновидность тления; это процесс изнашивания, уничтожения, истребления; страдание – это элемент, сопровождающий этот процесс и свидетельствующий, что что-то в нашем организме «не так». Диавольская природа болезней особенно очевидна в некоторых из них; возьмем для примера аутоиммунные заболевания, где органы используют ресурсы организма для самоуничтожения (это разновидность суицида); рак, который ввиду генетических изменений создает абсурдные опухоли (не играющие никакой разумной роли в организме), единственной целью которых является их собственный рост в ущерб остальным органам, выпивая из них все соки и постепенно уничтожая, используя (вопреки терапии против рака) все ресурсы, которые живые существа накапливали миллионами лет для саморазвития и самозащиты; нынешний вирус, который, как и другие вирусы этого семейства, проникает в клетки легких и (во вторую очередь) других жизненно важных органов, поражает их (как враг захватывает страны), колонизирует и серьезно нарушает их функционирование, что может привести к летальному исходу.

Во-вторых, на духовном уровне болезнь, страдание и смерть остаются злом по своей первопричине (греху). Однако их можно воспринять и испытать духовно со знаком «плюс» – в таком случае они становятся благом, но только духовным благом. В случае болезни или страдания, когда человек приближается к смерти, он может обратиться к Богу, стать ближе к Нему и стяжать различные добродетели (т.е. постоянные душевные расположения или состояния, которые уподобляют его Богу или соединяют его с Ним). Святитель Григорий Назианзин говорил, что через болезнь многие стали святыми.

Святитель Григорий Назианзин: «Через болезнь многие стали святыми»

Христос умер за нас, чтобы преодолеть смерть и дать нам возможность в конце времен воскреснуть, как и Он воскрес. Но Его страдания на Кресте имеют и еще одно значение, на которое мы не обращаем достаточно внимания: Своими страданиями и смертью Христос упразднил силу того и другого. Он даровал нам, если мы соединимся с Ним и обретем благодать, которую Он обрел для нас, больше не бояться страдания и исправляться духовно через него; и не бояться смерти, уповая на вечную жизнь, чтобы можно было сказать вместе с апостолом Павлом: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1 Кор. 15: 55).

– Ваши более ранние замечания вызывают другой вопрос. Если Бог благ и всесилен, то почему Он не упразднит болезнь и страдание в этом мире? Почему они продолжаются после того, как Христос победил их для всего человечества в Своем лице?

– Этот аргумент постоянно приводят атеисты, и он даже заставляет сомневаться некоторых верующих.

Ответ святых отцов таков: Бог создал человека свободным и уважает его свободу воли, даже несмотря на ее последствия. Поскольку грех навсегда укоренился в мире, его последствия продолжают действовать на человеческую природу и весь космос.

Христос избавил нас от необходимости греха, положил конец тирании диавола и сделал смерть безвредной для нас; но Он не упразднил грех, действие демонов, физическую смерть и последствия греха в целом, чтобы не лишать нас свободы воли и не принуждать нас действовать насильно.

Христос положил конец тирании диавола – но Он не упразднил грех, чтобы не лишать нас свободы воли

На физическом уровне падший мир продолжает оставаться в рамках своей логики. По этой же причине болезнь поражает людей по-разному, и это особенно удивительно во время эпидемии: в зависимости от индивидуальных физических особенностей эпидемия бьет по одним, но щадит других; поражает одних слабо, а других – очень сильно; убивает одних, но оставляет в живых других; порой уносит жизни подростков, но щадит глубоких старцев.

Всеобщее восстановление произойдет лишь в конце времен. Будут явлены «новое небо и новая земля» (см.: Откр. 21: 1); правильное устроение и гармония природы, разрушенные грехом, будут возрождены, ибо природа будет поднята на более высокий уровень бытия. Тогда обретенные Христом блага – искупление и обожение нашей природы – будут в полноте переданы всем соединившимся с Ним.

Кто живет во Христе в Церкви, в которой полнота благодати, тот получает «залог Духа» и духовно знает первые плоды будущих благ. На этом духовном «самолете» грех, диавол, смерть и тление более не властны над ним и не могут воздействовать на него; он духовно свободен от них. Но обещанные нетление и бессмертие станут для его тела реальными только после всеобщего воскресения и суда, ровно как и обожение всего его существа окончательно исполнится не раньше этого момента. «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15: 28).

– Несмотря на это ожидание, христиане всегда были обеспокоены облегчением человеческих страданий и исцелением болезней.

– Любовь к ближнему, как и любовь к Богу, является главной добродетелью в христианстве. Любовь к ближнему означает сострадание, желание помочь ему во всем, утешить и поддержать его, облегчить его страдание, излечить болезни и сохранить здоровье. Совершенные Христом и апостолами чудеса подали нам пример. Вот почему христианство с самого начала признавало достоинства медицины, не колеблясь соединяя «грубую» медицину, практиковавшуюся тогда в обществе, с развитой. Недаром больницы, по сути, были созданы в христианской среде. На протяжении веков и до относительно недавнего времени как на Востоке, так и на Западе медсестры были монахинями, а в немецком языке медсестер до сих пор называют «сестрами больных» – Krankenschwestern. В нынешней эпидемии все исследователи, врачи, медсестры, водители машин «Скорой помощи», да и весь технический и обслуживающий персонал проявляют преданность и жертвенность даже вплоть до риска своими здоровьем и жизнью, что полностью в духе христианских ценностей. Все Церкви их благословляют, и мы должны оказать им посильную молитвенную поддержку.

– Вы сказали, что падшая природа следует своей логике. Могут ли наши молитвы подействовать на ход нынешней эпидемии, замедлить или остановить ее?

– Наш долг – молиться Богу о прекращении эпидемии. Но чтобы это произошло, абсолютно каждый должен к Нему обратиться и попросить об этом. Иначе, уважая наш свободный выбор, Он не будет навязывать Свое всемогущество тем, кто не хочет Его признавать и просить о помощи. По этой же причине Божия сила не проявила себя, чтобы остановить предыдущие глобальные эпидемии. Однако Господь внял мольбам маленьких объединенных в молитве групп людей и чудесным образом остановил локальные эпидемии. Подобным образом логика падшего мира всегда «нарушалась» в пользу отдельных людей посредством вмешательства Бога, Пресвятой Богородицы и святых.

Но, по определению, чудо – это отступление от обычного порядка вещей. Христос не совершал массовых исцелений, но исцелял конкретного человека. И всегда – на это следует обратить особое внимание – имея целью духовную пользу для исцеляемого, действовал (отпуская грехи) в соответствии с обстоятельствами жизни и предназначением человека.

Воспользуюсь моментом и напомню, что как болезнь может принести духовную пользу, так и сохраненное или восстановленное здоровье может оказаться бесполезным, если мы распорядимся им не ради большого духовного блага. Таким образом, одним из вопросов, поставленных нам нынешней эпидемией, следующий: что мы пока сделали со своим здоровьем, и что мы сделаем с ним, если выживем?

Касательно совершенных Христом чудес исцеления, мы видим, что иногда Он это делал по просьбе самих больных, а иногда – по просьбе их родственников. Это напоминает нам о важности молиться за себя, чтобы получить покровительство и исцеление, но также и за наших родных и вообще за всех людей, как делают святые, молящиеся за весь мир, потому что чувствуют единство со всеми.

Важно молиться за себя, и за наших родных, но также и вообще за всех людей, как это делают святые

– За последние недели на православных сайтах появились всевозможные молитвы. Какую или какие из них вы бы посоветовали особенно?

– Любая молитва хороша, так как она сближает нас с Богом и нашими ближними. Можно обращаться ко Христу, Божией Матери и всем святым, потому что, как сказал мне преподобный Паисий Святогорец во время одной из личных встреч с ним: любой святой может исцелить от всех болезней – святые не ревнуют друг к другу!

Тем не менее я немного скептически отношусь к формам благочестия, граничащим с суеверием, хотя это и неизбежно при таких обстоятельствах. Например, недавно из почти полного забытья была воскрешена святая Корона[2], к которой, несомненно, вскоре присоединится святой Вир (Virus), бывший епископом Вьенским в Галлии († 411)[3].

Лично я предпочитаю и сам читаю несколько раз в день молитву, составленную Святейшим Патриархом Румынским Даниилом. Она короткая, простая и исчерпывающая одновременно. Я слегка отредактировал ее текст:

«Господь, Бог наш, богатый Своей милостью и мудрым провидением управляющий нашей жизнью, услышь нашу молитву, прими наше покаяние в грехах, положи конец этой эпидемии.

Ты, Врач душ и телес наших, даруй здравие больным, поспешно подними их с ложа страданий, чтобы они прославляли Тебя, нашего Милостивого Спасителя.

Защити здоровых от всякой болезни.

Сохрани нас, Твоих недостойных рабов, наших родителей и сродников.

Благослови, Господи, укрепи и защити Своей благодатью всех тех, кто с человеколюбием и жертвенностью заботится о больных у себя дома или в больницах.

Избавь Твоих людей от всех болезней и страданий и научи нас ценить жизнь и здоровье как Твои дары.

Дай нам, о Боже, Твой мир и наполни наши сердца непоколебимой верой в Твою защиту, надеждой на Твою помощь и любовью к Тебе и нашим ближним.

Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Боже наш, и мы Тебе воздаем славу: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

С Жан-Клодом Ларше
беседовал протоиерей Живко Панев
Перевел с английской версии Дмитрий Лапа

Orthodoxie.com

23 апреля 2020 г.

[1] Пол Пот (ок. 1925 – 1998) в 1976–1979 гг. был главой левоэкстремистского режима т.н. «красных кхмеров» в Камбодже, осуществившего геноцид собственного народа, в результате которого погибло много миллионов жителей этой страны. – Здесь и далее прим. перев.

[2] Святая, известная в православной традиции как мученица Стефанида.

О святых мучениках Викторе Воине и Стефаниде (Короне), пострадавших в Дамаске ок. 180 г., можно прочитать здесь: https://pravoslavie.ru/2696.htmlhttps://days.pravoslavie.ru/Life/life2521.htmhttps://en.wikipedia.org/wiki/Victor_and_Corona.

[3] Этот епископ упоминается у прп. Григория Турского в «Собрании творений»: «В то время жестокий мор опустошил сам Прованс. Умер и Евантий, епископ Вьенский, на его место по выбору короля поставили пресвитера Вира из сенаторской семьи. В этом году многие епископы покинули этот мир, о чем я хочу умолчать, так как каждый из них в своем городе оставил по себе память».

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Стартовал межъепархиальный фотопроект «Церковь в период пандемии» Стартовал межъепархиальный фотопроект «Церковь в период пандемии» Стартовал межъепархиальный фотопроект «Церковь в период пандемии» Стартовал межъепархиальный фотопроект «Церковь в период пандемии»
Стартовал совместный проект Ростовской, Якутской, Ярославской и Шахтинской епархий — виртуальная фотовыставка «Церковь в период пандемии».
При поддержке Синодального отдела по благотворительности открыт социальный портал в помощь пострадавшим от пандемии При поддержке Синодального отдела по благотворительности открыт социальный портал в помощь пострадавшим от пандемии При поддержке Синодального отдела по благотворительности открыт социальный портал в помощь пострадавшим от пандемии При поддержке Синодального отдела по благотворительности открыт социальный портал в помощь пострадавшим от пандемии
На сайте открыты три сбора средств: на продукты питания для нуждающихся, на организацию помощи и на средства индивидуальной защиты для сестер милосердия, священников и церковных волонтеров
Респиратор и физическая активность помогут не заболеть COVID-19 Респиратор и физическая активность помогут не заболеть COVID-19
Алексей Заров
Респиратор и физическая активность помогут не заболеть COVID-19 Респиратор и физическая активность помогут не заболеть COVID-19
Алексей Заров
Эпидемия коронавирусной инфекции в Москве идет на убыль, однако специалисты говорят, что осенью возможна вторая волна. О том, готовы ли к ней медики, какие тесты на COVID самые точные, а также пускают ли в церковной больнице священников к пациентам с «моровым поветрием», рассказал РИА «Новости» главврач Центральной клинической больницы святителя Алексия Алексей Заров.
Количество запросов о помощи в церковные проекты не уменьшается. Информационная сводка от 20 июля 2020 года Количество запросов о помощи в церковные проекты не уменьшается. Информационная сводка от 20 июля 2020 года Количество запросов о помощи в церковные проекты не уменьшается. Информационная сводка от 20 июля 2020 года Количество запросов о помощи в церковные проекты не уменьшается. Информационная сводка от 20 июля 2020 года
Сократилось количество пожертвований на продукты для нуждающихся. Сбор средств организован Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению и идет на сайте Милосердие.ru.
В Исаакиевском соборе Северной столицы возобновлены богослужения после ослабления карантинных мер В Исаакиевском соборе Северной столицы возобновлены богослужения после ослабления карантинных мер В Исаакиевском соборе Северной столицы возобновлены богослужения после ослабления карантинных мер В Исаакиевском соборе Северной столицы возобновлены богослужения после ослабления карантинных мер
19 июля 2020 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга состоялось богослужение — первое после ослабленния карантинных мер, введенных из-за пандемии коронавируса.
Карантин и беспорядки. Православие в Америке на фоне кризиса Карантин и беспорядки. Православие в Америке на фоне кризиса
Протоиерей Серафим Ган
Карантин и беспорядки. Православие в Америке на фоне кризиса Карантин и беспорядки. Православие в Америке на фоне кризиса
Протоиерей Серафим Ган
Комментарий управляющего делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ протоиерея Серафима Гана.
Святейший Патриарх Кирилл: Дай Бог, чтобы главным уроком пандемии стало обновление веры Святейший Патриарх Кирилл: Дай Бог, чтобы главным уроком пандемии стало обновление веры Святейший Патриарх Кирилл: Дай Бог, чтобы главным уроком пандемии стало обновление веры Святейший Патриарх Кирилл: Дай Бог, чтобы главным уроком пандемии стало обновление веры
18 июля 2020 года, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор посетил церемонию памяти жертв коронавирусной инфекции в Королевском дворце Мадрида Архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор посетил церемонию памяти жертв коронавирусной инфекции в Королевском дворце Мадрида Архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор посетил церемонию памяти жертв коронавирусной инфекции в Королевском дворце Мадрида Архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор посетил церемонию памяти жертв коронавирусной инфекции в Королевском дворце Мадрида
16 июля 2020 года на площади перед Оружейной палатой Королевского дворца в Мадриде состоялась траурная церемония в память о погибших в результате эпидемии коронавирусной инфекции.
Соловецкий монастырь готов принять паломников Соловецкий монастырь готов принять паломников Соловецкий монастырь готов принять паломников Соловецкий монастырь готов принять паломников
15 июля 2020 года власти Архангельской области в целях возобновления туризма и паломничества приняли решение о снятии ряда ограничений на территории Соловецкого архипелага.
Комментарии
Вадим К.30 апреля 2020, 14:21
Денис, если бы Россия была бы такая же закрытая для внешнего мира страна, как КНДР или хотя бы вовремя закрыла ее границы, а не тогда, когда полмира уже было поражено, вот тогда всего бы этого не потребовалось вводить. Теперь выпустили джина из бутылки, поймать не могут, а вместо того решили всех в ней тихо изолировать, пока его изловят. Раньше надо было думать и действовать, теперь тишиной и без более или менее социальных напряжений и других немалых жертв не обойтись. А Вам не на науку надо полагаться, раз Вы верующий, а начинать размышлять о Боге как Промыслителе над всем нашим миром. Еще большой вопрос, не наука ли вообще этого джинна породила. Думается, ответ на деле положительный.
Денис29 апреля 2020, 22:00
Катерина, лично мне хочется сохранить в первую очередь жизнь своего престарелого друга. Да и к чему излишней алармизм? В КНДР был максимально жёсткий карантин, но в Пхеньяне уже 15 марта православный храм вновь открыли. Чем жёстче карантин, тем скорее удаётся вернуться к нормальной жизни. Для сравнения несколько штатов в центре США с особо свободолюбивым населением не стало вводить даже аналога нашей "самоизоляции" и в итоге COVID-19 там так разгулялся, что закрывают один мясокомбинат за другим и мясо дорожает до 30%!
Катерина 28 апреля 2020, 08:36
Денис27 апреля 2020, 16:46 -- Вы согласны следущие месяцы (если Господь проявит строгость к России) или недели (если смилуется над ней) сидеть в темной холодной квартире с отключенными электричеством, газом, водой, без горячего питания с риском быть ограбленным разгулявшимся бандитизмом или разбомбленным НАТО? Потому что эти блага, счастье гражданского мира в стране не птичка нам в клювике приносит. Это обеспечивает совокупный труд невидимых нам граждан, не оставшихся сидеть дома ради уже своих близких немощных из групп риска. Эти другие что, немощные второго сорта? Так почему Вы согласны на жертвы других ради Вас? Но не на Ваши жертвы ради других немощных?
Катерина 28 апреля 2020, 08:27
Вадим К.-- совершенно с Вами согласна.
Вадим К.27 апреля 2020, 21:33
Денис, Вашего вопроса ко мне не понял. Я не вдавался в разборки, кто угоднее и где успешнее борются с вирусом. Но если на то пошло, то согрешившие христиане заслуживают большего наказания, как сказал Господь: кому больше дано, с того больше спросится и раб, знавший волю господина и не исполнивший ее, бит будет больше не знавшего и не сотворившего. Я не против самих мер как таковых, но против нагнетания излишнего страха. Разве не напрасно гонят старого человека, присевшего в парке на пустую скамейку отдохнуть от него и свободно подышать свежим воздухом? Европа не Китай и не Индия с их палочной дисциплиной и публичными расстрелами, здесь такое приведет к непредсказуемым последствиям.
Денис27 апреля 2020, 16:52
Вадим К., среди крупных стран успешнее всего борются с пандемией КНР под руководством коммунистической партии и языческая Индия. Значит ли это, что коммунизм с язычеством особенно угодны Господу? Очевидность вопроса абсурдна. Так зачем лукаво искать в коронавирусной пандемии знамения вместо того, чтобы по примеру тех же китайцев дисциплинированно исполнять рекомендации профессиональных вирусологов и эпидемиологов?
Денис27 апреля 2020, 16:46
Вадим К., многие ли ходящие в храм причаститься ходят по просьбам ближних или потому, что Я так хочу? Если вам нужна просьба, то умаляю вас оставаться дома вместо посещения храмов до конца пандемии ради инвалидов вроде меня, которым и без коронавирусной инфекции тяжело живётся. Проявите христианское сострадание к ближним!
Вадим К.27 апреля 2020, 11:51
Что касается о покаянии. Написал о нем потому, что такое впечатление, что забыли православные, что же это такое. Ведь это не одни слова и мольбы о пощаде, а больше дела, свидетельствующие о нем и исправляющие жизнь. А у нас слышно только о молебнах об избавлении от губительного поветрия и нет размышлений, а что это за посещение Божие? Не за то ли, что уж очень весь народ Божий, не исключая его пастырей, увлекся земным стяжанием? Не за то ли, что в иных местах спокойно причащают состоящих официально в содомских связях и никто не подает голоса о таком беззаконии? Не за то ли, что волков ПЦУ половина православного мира впустило к овцам? Разве мало этого всего для гнева с Неба?
Вадим К.27 апреля 2020, 11:43
Денис, почему Вы посещение храма называете эгоистичным стремлением? Нас учили до этого страха совсем другому, что это исполнение заповеди о любви к Богу. Есть конечно и такие из посещающих храм, кто о ней забыл, но это не дает никому права обвинять всех ходивших в храмы в эти святые дни в ходьбе по трупам своих ближних. И в прошлые года бывали эпидемии со многими тысячами смертей по всей России, но никому в голову тогда не приходило винить в заражении и смерти ближних ходивших в храм, а ведь конечно не исключено, что такое было. Так ведь недалеко и до паранойи. Такое впечатление, что дома совсем не молятся, а смотрят ТВ, которое запугало этим вирусом уже всех до потери разума.
Денис26 апреля 2020, 20:08
Вадим К. обращаю ваше внимание на то, что тогда язычники (ниневитяне) совершили подвиг на который редко способны и народы христианские. Так о чём спорят ныне православные в России о том, как лучше угодить Богу заботой о ближних в качестве волонтёров или о чём-то ином по-сути эгоистичном? Ведь мало любви как в самоизоляции из страха за свою жизнь, так и в наплевательском отношении к опасности заразить, заразиться из-за какого-нибудь эгоистичного стремления.
Вадим К.24 апреля 2020, 20:52
Роковая ошибка друзей Иова, думается, была не в том, что Бог был виновником (будем правильно понимать это слово) его страдания, а в том, что они неправильно учили о Нем, будто праведники не страдают, а только грешники и страдания посылаются Богом только как наказание за грехи.
Вадим К.24 апреля 2020, 20:42
Когда Бог изменил Свое определение о Ниневии? Читаем: и облеклись во вретище человеки и скоты и возопили прилежно к Богу и возвратился каждый от пути своего лукавого... И увидел Бог дела их, что обратились они от путей своих лукавых и раскаялся Бог о зле(!), о котором говорил, что сотворит им и не сотворил. Слышно ли что-то о лукавых делах, о том, что кто-то хочет от них обратиться? Нет, а только просьбы об избавлении. Об Иове и его друзьях. Да, поразил Иова диавол, но с позволения Бога. И потому Иов не так уж неверно дерзновенно взывал к Нему для объяснения. Страдания были посланы ему все же от Бога, конечно не за грехи этого непорочного человека, о котором Бог сказал: нет такого как он.
Вадим К.24 апреля 2020, 20:15
Об отношении св. отцов ко злу. Действительно, они обращали внимание на различие зла нравственного и зла, как его назвали в этом интервью, физического. Так вот, последнее они не считали собственно злом, потому что оно не разлучает человека с Богом. Да, оно не было Им задумано при творении, но... Но Кто изгнал из рая Адама, чтобы он не простер своей руки к древу жизни и не стал бессмертным? Кто навел потоп на землю, пролил серу на содомлян, потопил в Красном море египтян? Бог не только любящий, но и судящий и страшно впасть в Его руки, говорит ап. Павел. А мы кто, что судим Его и запутываемся в этом своем суде? О покаянии. Где оно? В словах и мольбах? Достаточно ли такое покаяние?
Наталья24 апреля 2020, 19:08
"Новый Завет открывает нам Бога любви, сострадательного и милостивого Бога, Чья цель – спасти человеческий род через любовь, а не через наказание. Мысль, что Бог стал бы распространять вирус по всему миру или повелел это сделать своим ангелам и архангелам, (как пишут сейчас некоторые), кажется мне почти богохульной". Спасибо. И я так считаю. Для меня было дикостью порой читать, что многочисленные человеческие страдания, включая голод в блокадном Ленинграде (была здесь такая статья) были "посещением Божиим". Это кого же из Господа делают?
Анатолий23 апреля 2020, 19:01
Как-то лично мне кажется не совсем убедительным сказанное про "грехи, наказания и любящего Бога". Звучит так, словно в те моменты, когда наваливается беда на тебя или всем общая, то нет нужды внимательно посмотреть на свою жизнь - не наворотил ли там того, за что как следствием можешь "пожать" во время пришедшей напасти. Если у меня есть "вопиющие" грехи нераскаянные, то откуда может быть по благодати дерзновение к Богу и вера в Его помощь? Если грехом отгоняется благодать Святого Духа, то откуда вера? Разве что ложное упование.
НН23 апреля 2020, 15:21
Много лет назад в столовую терапевт отделения(оно тогда в другом здании находилось)из храма принесли три большие иконы:Спасителя,Матери Божией Благодатное небо и преподобного Серафима.Старый священник разулся,когда вешал эти иконы на стену.На вопрос-зачем?-ответил,что если бы вы знали,что это за иконы,тоже бы разулись.Теперь они оказались там,где горячее всего-на 3 этаже больницы,ставшей госпиталем,где лежат самые тяжелые ковидовские больные.Было еще событие задолго до вируса.Привозили в больницу мощи свят Николая,обошли не без чудес здание именно этого корпуса.И еще одна святыня там оказалась-портрет свят Луки,освященный на его святых мощах несколько лет назад.Господь,видно,готовил место
НН23 апреля 2020, 15:19
Удивляют коллеги-медики,что на переднем крае.Никто не уходит от трудностей,не сбегает.Шелуха слезает,остается человеческое,натуральное.Больше отзывчивости,чем у них,давно не встречала.Следующий,ближний к "фронту" состав тоже подает надежды.А те,что подалее,-у них все ещё,как раньше в мирной жизни.Еще больше удивляет милость Божия,о которой хочется сказать особо.
Наталия Ростова23 апреля 2020, 12:26
/Ты Врач душ и телес наших,даруй здравия больным, поспешно подними их с ложа страданий,чтобы они прославляли Тебя,нашего Милостивого Спасителя/ Я, конечно, могу предположить, что некий китаец или представитель другого вероисповедания, вдруг поднимется с постели и станет славить нашего Господа...Но это из разряда чуда. Лежал, болел, вдруг осознал, что стал христианином. Вопрос. Получается, что христиане всех конфессий, сейчас должны взять на себя миссию и молиться о ВСЕХ людях в мире? Не породит ли это, некую форму тщеславия, такой своей избранности?
Ирина23 апреля 2020, 07:08
Насчет китайца,который что-то не то съел,-неубедительно.Достаточно посмотреть на 11 препаратов для лечения нынешнего вируса-от противоспидовских и противомалярийных до противобактериальных и генно-инженерных.Возможно, именно поэтому положительные тесты у переболевших при отсутствии заразности:одну болезнь полечили,а там были еще заложены. Единственно,что по этому поводу сказал нам батюшка Иоанн:"Виновных не ищите". Они,виновные,есть,но нам не нужен их поиск. Бог попустил для нашего вразумления,но мы от него далеки пока.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×