Христос сказал: будут моры…

Размышления о пандемиях, карантинах, страхах и Божием Промысле. Часть 1

Больные испанским гриппом, США Больные испанским гриппом, США

«Будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры» (Лк. 21: 11). В Евангелии моры (греч. λοιμοὶ) – это заразные болезни, то есть эпидемии. Христос сказал, что моры будут, и вот – они есть. Они должны быть. Спаситель пытается донести до нас, что повальные болезни с Его пришествием не прекратятся. Как не исчезнут землетрясения, то есть природные катаклизмы, и глады, то есть социальные бедствия. Таков закон жизни вне Рая. С тех пор, как человек внес в мир заразу греха, мир поражает человека заразой инфекций, микробов, болезнетворных бактерий.

Эпидемии, а в более крупном масштабе – пандемии, подобны разыгравшемуся стихийному бедствию. Все одинаково немощны перед стихией. Царь и нищий, богатый и убогий – все одинаково бегут от пожара, боятся природного катаклизма, все трепещут прилипчивости какой-нибудь смертоносной болезни.

У Шекспира единственный сын Хемнет умер в одиннадцать лет от чумы. А младший брат императора Александра I Константин умер от холеры. От эпидемий умирали великие и знатные, цари и иерархи. Во все века клыкастая пасть эпидемий оставалась разинутой, всепожирающей и ненасытной.

Болезней, вылившихся в пандемии, насчитывается десять:

  1. проказа,
  2. чума,
  3. холера,
  4. черная оспа,
  5. тиф,
  6. малярия,
  7. туберкулез,
  8. грипп (со всеми его разновидностями),
  9. ВИЧ-инфекция
  10. и недавно добавившаяся коронавирусная инфекция COVID-19.

Подобно десяти египетским казням, они лишают покоя, несут тревогу и боль. Одна казнь сменяется следующей – впрочем, ни одна не является полностью преодоленной. Словно волны бушующего моря, злые поветрия накрывают, сносят стоящих на пути, а потом отходят, чтобы через какое-то время вернуться опять. Они бушуют все века нашей несчастной истории, только сила волн от века к веку неодинакова.

Откуда пандемии?

Страхи и неизвестность рождают в умах людей множество теорий: от заговора мирового правительства до вышедшего из-под контроля биологического оружия. Но в изначальном, исходном варианте у всех пандемий один горький исток.

Болезни – дань несовершенному, поломанному миру. Человек сломал этот мир. Такова горькая и неприглядная правда.

Болезни – дань несовершенному, поломанному миру. Человек сломал этот мир

Человек был поставлен Богом, чтобы возделывать Рай и хранить (см.: Быт. 2: 15). Посредством человека одухотворялось мироздание, тварное соединялось с нетварным, земля срастворялась с Небом, весь мир озарялся Светом Животворящего. Но парадокс: призванный быть царем повел себя как раб, скоморох и предатель. Вместо того чтобы возделывать Рай, возделал в себе гордыню. Вместо того чтобы хранить единение с Богом, а через это беречь гармонию мироздания, человек блудливо вступил в общение с падшим духом. Впустил яд змея в чистое мироздание, и жизнь отравилась грехом.

Бедный, бедный человек. Не сохранил ты, расколол дар райской жизни, как по беспечности роняют и раскалывают драгоценный сосуд, данный на сохранение. Так и райское мироздание, вверенное в руки венца творения, дало трещину; едва созданный отвернулся от Создавшего. Жизнь и гармония царили в мире, покуда венец творения – человек – оставался причастным Жизни. Разрыв с Жизнью повлек болезни и смерть.

Грех внес поломку, дисбаланс и сбой в мир, живший райской гармонией. Хищничество и отчаянная борьба за выживание, взаимное пожирание и вражда – вот что есть мир после утраты Рая. За отвержение Бога человек подчинился смехотворно мелким, жалким частицам падшего мира, призванный к обожению поработился микробам. Из страха смерти ты вынужден изучать микроскопических паразитов, бацилл, штаммы вирусов и кишечную палочку, исследовать собственные мочу и кал – потому что отвернулся от созерцания Бога, постижения небесной чистоты и приобщения Ангелам.

Таков закон жизни вне Рая.

За вирус смертных грехов – вирус смертоносных болезней.

За инфекции страстей, изъедающих душу, – инфекции, изъедающие плоть.

За заразу самодовольства – зараза недугов, лишающих покоя и неги.

Таков закон жизни вне Рая: за инфекции страстей, изъедающих душу, – инфекции, изъедающие плоть

Пандемии – аналог мировых войн, только на уровне борьбы с человеком бунтующей природы. Ты повел себя как хищник – вот тебе хищничество со стороны падшего мира. Природа вышла из-под твоего контроля, как и сам ты перестал подчиняться Творцу. Мир как бы мстит человеку всякой пандемией за то, что человек повредил мироздание своим грехом, за то, что увлекся блудливой связью с разрушителем-диаволом.

Колоссальная катастрофа грехопадения отразилась как в зеркале во всякой пандемии. Бессилие людей перед каждым смертоносным поветрием – образ зияющей бездны греха – отчуждения человека от Бога и, как следствие, страданий и смерти.

О человек! Твое сердце жаждет жизни и счастья, но ты уязвляешься тернием бед и страданий. Твой дух парит к небесам, но жало болезни, вонзенное в твою плоть, ставит тебя на заслуженное тобой место.

Так низлагается гордыня человека, ибо так низвергается всякий ложный кумир. Жизнь призванного к бессмертию стала жалкой по подобию того же микроба. Пандемии показали, насколько немощен, слаб человек. Но пандемии же и открыли: жить только ради земли бессмысленно.

Не думай, что вне Рая ты будешь жить и радоваться, не болеть, не умирать. Жизнь вне Рая – не жизнь, а борьба за выживание. Побеждая одну болезнь, мы непременно встретим новую, ранее неслыханную. Ибо нельзя обойти приговор: «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 19), нельзя благоденствовать на земле, которая «терния и волчцы произрастит» за твой грех (Быт. 3: 18).

Болезни как мудрое попущение Божие

Что же такое болезни пред десницею Божией? Недуги – жалкая пыль, рассеивающаяся от одного мановения ризы Христовой. Увидел Иисус тещу Петра, лежащую в горячке, коснулся руки ее – и «горячка тотчас оставила ее» (Мк. 1: 31). Сказал уже разлагающемуся трупу во мрачной могиле: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11: 43) – и вышел Лазарь, полный сил и вдохновленный к новой жизни. Вот что такое болезни и смерть пред десницею Божией! Прикосновение Жизни животворно, прикосновение Бессмертного целительно.

Но человек ценит хлеб, когда нет хлеба. Воду – когда сгорает от жажды. Воздух – когда задыхается. Так грешный человек начинает ценить всё Божие через отнятие, то есть через страдание.

Всякое отнятие есть страдание. Отнятие здоровья – мука. Ибо здоровье неразрывно от жизни. Никто не умирает потому, что кончилась жизнь, все умирают от порушенного здоровья, по причине его истощенных или уничтоженных ресурсов. Поэтому все так пекутся о здоровье – в этом неукротимая тяга человека к жизни. И даже если кто-то игнорирует свое здоровье, уничтожает его своим неразумным поведением, то это лишь потому, что он наивно полагал, будто ресурсы его здоровья бесконечны.

Что для Господа взять и одним мановением прекратить моровые поветрия? Что для Господа исцелить болезни людей? Но нам оставлены естественные средства борьбы с болезнями, чтобы мы научились ценить всё Божие.

Мы подобны ученикам Христовым в лодке, вокруг которых разыгрывается буря, а Сам Спаситель как будто оставил их одних, спит и не слышит. Не лучше ли наоборот – ученики мирно спят, а Спаситель бодрствует и охраняет их сон от малейшего колыхания ветра? Нет, людей губит беспечность. Для нас гибель – не беды и потрясения, а сон нашей души, погруженность в негу, комфорт, беззаботность.

Людей губит беспечность. Для нас гибель – не беды и потрясения, а сон нашей души

«Утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор. 32: 15). Адам, будучи чист от греха, погиб при беспечальной жизни. Мы же при грехах своих как спасемся, если пребудем в беспечности?

Представьте, что какому-то человеку вместо работы дают только деньги, что станет с душой его? Потребительски-беспечное отношение к жизни губит жизнь. Когда тебе всё дано, но сам ты не трудишься, то ты рядом с погибелью. Премудрость Промысла Божия, непонятного нам и неизъяснимого, выразилась в том, что при всём обилии благодатных даров исцелений наш удел – преодолевать бедствия посредством тяжкой борьбы, а не беспечно получать от Бога чудесные блага.

Христианство не есть комфорт

Еще выскажу мысль, которая заведомо не может быть принята всеми. Христианство не есть комфорт. Христианство не может быть комфортабельным. Христианство – это мученическое исповедание, ибо оно есть следование за Христом, а путь Христов – крестный.

Когда христианство становится комфортабельным, то Господь посылает испытания, сокрушающие комфорт. «Вы всё еще спите и почиваете?» – обращается к нам Спаситель (Мк. 14: 41). А мы не знаем, что и ответить Ему. Привыкли к свободе, к тому, что всё есть и всё можно, храмы открыты, права наши защищены, вокруг штиль, так что можно, кажется, и поспать. Нет, Господь попускает нам шторм, чтобы мы пробудились.

Всякий шторм выводит из привычных, комфортных для нас условий жизни. Вновь затворяется Райский Чертог – Божий храм, чтобы мы обновленным взором взглянули на Церковь, на Таинства, на радостную встречу с Господом в Евхаристии. Возвращенное с огромным трудом бережется как зеница ока. Так в отношении храмов, так и в отношении здоровья, так и в отношении всего, что созидается на земле.

Мы боремся с болезнями как с исполинами. В поте лица мы возделываем хлеб, а здоровье дается нам потом кровавым. Исполины сильнее нас. Но смиренный Давид побеждает гордого Голиафа. Возвращенное с огромным трудом бережется как зеница ока. Вот почему победа над мировыми пандемиями во все века давалась крайне тяжко, со многими жертвами. Чтобы мы ценили Божий дар жизни. А через это учились ценить всё Божие.

Нужно, чтобы мы ценили Божий дар жизни. А через это учились ценить всё Божие

Смирившись многовековыми беспощадными пандемиями, человечество получает возможность побеждать их. Господь несомненно откроет средства лечения и от нового вируса. И всякий раз найденные человечеством средства победы над пандемиями – это образ благословения Божия, открывающего спасение всякому кропотливому, смиренному труженику.

Так воспитывается смирение. Так мы начинаем ценить Божий дар жизни, но тоскуем по дару бессмертия, который утратили из-за греха. Так мы понимаем, что подлинное жительство не на арене борьбы, не в окопах и санитарных палатках – таков мир земной. А есть обители, по которым тоскует душа, к которым и проложил путь наш Спаситель, победивший смерть Своим воскресением.

Но посмотрим, как на Руси уже встречали пандемии, что предпринималось. Какой мы можем извлечь из этого урок?

(Окончание следует.)

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Смотри также
Московские священники поделились опытом помощи больным коронавирусом Московские священники поделились опытом помощи больным коронавирусом Московские священники поделились опытом помощи больным коронавирусом Московские священники поделились опытом помощи больным коронавирусом
Больничное служение во время пандемии обсудили с представителями епархий Дальнего Востока на XI Межрегиональной конференции по социальному служению.
Преставился ко Господу схиепископ Дятловский Петр Преставился ко Господу схиепископ Дятловский Петр Преставился ко Господу схиепископ Дятловский Петр Преставился ко Господу схиепископ Дятловский Петр
6 июня 2020 года, на 62-м году жизни, преставился ко Господу викарий Новогрудской епархии схиепископ Дятловский Петр.
Церковные социальные проекты готовятся к выходу из карантина. Информационная сводка от 5 июня 2020 года Церковные социальные проекты готовятся к выходу из карантина. Информационная сводка от 5 июня 2020 года Церковные социальные проекты готовятся к выходу из карантина. Информационная сводка от 5 июня 2020 года Церковные социальные проекты готовятся к выходу из карантина. Информационная сводка от 5 июня 2020 года
Информация о различных направлениях помощи Церкви в период карантина — в новой информационной сводке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
С 5 июня открылись храмы Татарстанской митрополии С 5 июня открылись храмы Татарстанской митрополии С 5 июня открылись храмы Татарстанской митрополии С 5 июня открылись храмы Татарстанской митрополии
3 июня 2020 года Кабинет министров Республики Татарстан принял решение о внесении изменений в постановление от 19 марта с.г. «О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции». Постановление о первом этапе выхода из режима противоэпидемических ограничений храмов и монастырей на территории Татарстана вступило в силу с 5 июня.
О правилах, действующих в храмах Русской Православной Церкви из-за COVID-19 О правилах, действующих в храмах Русской Православной Церкви из-за COVID-19
Владимир Легойда
О правилах, действующих в храмах Русской Православной Церкви из-за COVID-19 О правилах, действующих в храмах Русской Православной Церкви из-за COVID-19
Владимир Легойда
Крест не лобызать, использовать перчатки, соблюдать социальное дистанцирование — именно такие правила теперь действуют в храмах Русской Православной Церкви.
Храмы Северной столицы открываются для прихожан с 5 июня Храмы Северной столицы открываются для прихожан с 5 июня Храмы Северной столицы открываются для прихожан с 5 июня Храмы Северной столицы открываются для прихожан с 5 июня
3 июня 2020 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий принял участие в видеоконференции, в ходе которой состоялось обсуждение открытия в городе молитвенных зданий религиозных организаций. Мероприятие провел губернатор Северной столицы А.Д. Беглов.
При поддержке Синодального отдела по благотворительности более пяти с половиной тонн продуктов передали нуждающимся в Крыму При поддержке Синодального отдела по благотворительности более пяти с половиной тонн продуктов передали нуждающимся в Крыму При поддержке Синодального отдела по благотворительности более пяти с половиной тонн продуктов передали нуждающимся в Крыму При поддержке Синодального отдела по благотворительности более пяти с половиной тонн продуктов передали нуждающимся в Крыму
Всего с начала самоизоляции помощь Симферопольской епархии получили около 1600 человек
В церковной Больнице Святителя Алексия начали проводить тестирование на антитела к COVID-19 В церковной Больнице Святителя Алексия начали проводить тестирование на антитела к COVID-19 В церковной Больнице Святителя Алексия начали проводить тестирование на антитела к COVID-19 В церковной Больнице Святителя Алексия начали проводить тестирование на антитела к COVID-19
Новый иммуноферментный анализатор уже начали использовать для диагностики пациентов в стационаре. Также в больницу закуплены новые аппраты ИВЛ и другое оборудование
Батюшки специального назначения: кто идет к больным COVID-19 Батюшки специального назначения: кто идет к больным COVID-19 Батюшки специального назначения: кто идет к больным COVID-19 Батюшки специального назначения: кто идет к больным COVID-19
Софья Бакалеева
Комиссия по больничному служению при Епархиальном совете Москвы создала группу священников, окормляющих людей с диагнозом COVID-19. 18 священников этой группы уже совершили более 300 выездов
Комментарии
Тина 8 июня 2020, 15:06
Приятно единомыслие! В авторском " размышление" нахожу много общего с моим личным представлением о карантине. Приводимые подтверждения из Св.Писания убеждают. Спасибо автору также за спокойный, выдержанный стиль повествования. С праздником.
Марина28 мая 2020, 16:49
Всё хорошо, спаси Господь..... Пока не дошла до слова "аллармизм"! Ну хотя бы здесь мы можем говорить по-русски!!!! ????? Конечно хорошо, что есть яндекс...Аларми́зм (от ст. фр. à l'arme — «к оружию», через англ. alarmism — «паникёрство») — многозначный термин: Алармизм (психология) — тревожное или паническое эмоциональное состояние, являющееся негативной реакцией человека или группы людей на положение дел в настоящем и будущие перспективы. Алармизм (бизнес) — представление о неизбежности глобального экологического кризиса вследствие нерегулируемого роста численности населения планеты, истощения ресурсов, утраты биологического разнообразия, загрязнения биосферы и тому подобное.. и т.д....
ЕЛЕНА16 мая 2020, 23:06
Батюшка, все так. Хорошо написано. Только недоумение. Разве такие бедствия, попущенные Господом,не зовут всех к ПОКАЯНИЮ и в храм БОЖИЙ к причастию ТЕЛА И КРОВИ ГОСПОДНЕЙ во спасение и души, и тела? А в храмы не допускают, а лжицу дезинфицируют. СВЯТАЯ СВЯТЫХ несет заразу! Храмы Божьи, пронизанные силой благодатною, заразны! Иконы чудотворные заразны! Да после такой веры какой же в душе храм можно воздвигнуть? Какую молитву услышит и примет Бог? Любое бедствие дано Господом не для наказания, а призыв к спасению! И в первую очередь не поисками человеческими методами выхода из сложившейся ситуации, а обращение к единственному источнику всякого спасения - Богу через ПОКАЯНИЕ личное и общее.
Денис16 мая 2020, 06:05
Дмитрий, на пике эпидемии сезонного гриппа 2019/2020 в США умирали две тысячи ЕЖЕНЕДЕЛЬНО, а на пике эпидемии COVID-19 в Америке две тысячи умирает ЕЖЕДНЕВНО. Умирает так много даже вопреки без малого общенациональному карантину на протяжении пары месяцев и просто невообразимой уймы средств выделенных на борьбу с COVID-19. Конечно, заманчиво счесть, что всё это какой-то дьявольский заговор введший в заблуждение священноначалие или даже само священноначалие во всех смертных грехах обвинить и дальше жить как прежде, ни в чём себя не ограничивая. Только вот, а если сам заболеешь, а если близких заразишь? Стоит ли оно того?!
евгений15 мая 2020, 14:43
Спасибо,отче! Дай,Боже,нам усвоить этот урок хоть на какое-нибудь продолжительное время! Хотя,вряд ли,у нас получится. Говорю о себе,в первую очередь. Помилуй нас,неразумных дете Твоих,Господи++++++++++++++++++++++++++++++++
Григорий15 мая 2020, 14:09
На всё воля Божия
Дмитрий15 мая 2020, 09:11
Последние исследования из Стенфорда показали, что реальный уровень летальности от коранавируса составляет всего 0,12–0,2%.То же самое и немцы писали. "Исследование, проведенное в Стэнфордском университете, которое было опубликовано в пятницу, говорит, что вирус встречается в 50–85 раз чаще, чем указывали официальные данные. То есть коронавирус-это не мор, а такая же эпидемия, как и сезонное ОРВИ, грипп. Для сравнения: смертность от оспы-40%. КОВИД-19-это средство запугать и добиться каких-то целей.
Лев15 мая 2020, 01:47
Слава Богу за всё!!!
Наталья14 мая 2020, 21:28
Жаль, что во время этой эпидемии умирает и уже немало батюшек, монахов, да просто хороших людей, врачей, медсестер, других медработников, отдавших свои жизни при служении ближним. Царствие Небесное им всем. И здоровья отцу Валерию, он сам проходит нелегкие испытания.
Денис14 мая 2020, 18:19
По инициативе замминистра здравоохранения СССР В. М. Жданова в 1958 году на XI сессии ВОЗ натуральная оспа была искоренена к концу семидесятых на Земле! Подобное можно и нужно повторять в отношении иных смертельно опасных заболеваний.
Наталья13 мая 2020, 22:47
Прекрасная статья! Спасибо! Ждём продолжения.
Солнышкина13 мая 2020, 22:27
Хорошая статья, Спаси Господи! Если оглянуться назад, для каждого поколения Господь попускает свой "шторм". Революция, Великая Отечественная, Перестройка, теперь вот Пандемия "пошитая" по духовным меркам для нашего поколения...
Николай13 мая 2020, 21:53
В данном случае самое страшное не сам вирус (с вирусами мы живем давно, от гриппа каждый год люди умирают), самое страшное этот тот массовый психоз который организовали вокруг него заинтересованные лица.
Михаил Чернушенко13 мая 2020, 18:40
"Болезней, вылившихся в пандемии, насчитывается десять..." Это число и список болезней притянуты за уши. Можно насчитать сколько угодно. Тиф есть брюшной, а есть сыпной - это разные болезни. Есть инфекционный гепатит. Инфекционный энцефалит. Разные виды дизентерии. Есть полиомиелит, столбняк, туляремия, бешенство...
Елена13 мая 2020, 15:57
ЗДОРОВО, батюшка!!! АМИНЬ!!!
Анна G13 мая 2020, 10:45
"И всякий раз найденные человечеством средства победы над пандемиями – это образ благословения Божия, открывающего спасение всякому кропотливому, смиренному труженику.". Думаю, беда в том, что наоборот - после каждой такой победы добавляется у человечества гордыни: вот мы молодцы, наши учёные молодцы - опять победили природу. Ведь принято противопоставлять науку и Бога. Неизвестно почему: ведь человек открывает то, что создал Господь. И вакцины. И иммунитет. И антитела всякие. Но человек гордится: мы победили! Вот в чем беда, мне кажется. Не является болезнь уроком. Не ценим потерянное и обретенное. Ну не долго ценим. Все быстро забываем. Живем, не приходя в сознание. Спасибо за статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×