Когда к покаянию приводит… налоговая полиция

– Я не понимаю – разве нельзя сказать спокойно?! Зачем сразу кричать? Мы же не бараны! Мы человеческую речь понимаем… Зачем сразу повышать тон? Зачем вы сразу унижаете? Почему не объяснить по-хорошему?

Примерно такой набор претензий к матери И. накопился у нас в определенный момент. Мать И. тогда была благочинной, а мы – послушницами. Мать И. была пожилой, надорванной на тяжелых монастырских работах, страдающей от диабета… А мы были молоды, бодры, здоровы. Но самое главное – совершенно слепы в оценках возможностей падшего человечества вообще, а себя, любимых, – в частности.

С обидами и слезами, с болезнованием сердцем, с переживаниями и страданием постепенно рождалось видение того удивительного факта, что «по-хорошему» мы не больно-то понимаем.

Ну, то есть там, где наша воля не входила в противоречие с чужой, – «по-хорошему» работало вполне. Но стоило возникнуть ситуации, когда надо было подчиняться, а делать этого не хотелось, как благоразумие куда-то испарялось.

Наши гордые заявления о своей сознательности были обыкновенной ложью. Или не обыкновенной, если учесть искренность заблуждения. В общем, заявления эти были непозволительно сильно похожи на претензии старшего брата из притчи о блудном сыне.

Практика же показывала: замечание, сделанное старшими резко или повышенным тоном, слышалось и запоминалось хорошо. А мягкие увещания… хм… не очень. При окрике человек обижался, но выполнял, а при подсказке – недопустимо часто забывал, не спешил, не старался… Да и более того – мягкий тон подсказки весьма располагал к препирательствам.

Как-то мне пришлось сидеть за чаем с одной очень почтенной ныне покойной игуменией. Я была гостем, и разговор шел легко. Но в какой-то момент заглянула моя приятельница – сестра этого монастыря. В слезах.

– Матушка, что делать? Я же ей сказала, что не надо «Фэрри»… а она всё равно… а теперь их куда? Как их переделывать?!

– Тихо, тихо – успокойся. Какое Фэрри? Что переделывать?

Подробностей не помню, но происшествие сводилось к следующему: старшая сестра поручила младшей отмыть что-то составом на хозяйственном мыле. Младшая сказала, что лучше «Фэрри». Старшая сказала: нет, мылом. И ушла. Потом это что-то было покрыто еще чем-то… и стало облезать. Плохо смытое «Фэрри» нарушило адгезию (сцепление поверхностей).

Ответственная за дело бессильно плакала:

– Не могу же я ей отчитываться в каждом своем слове! Да я часто и сама не знаю, почему что-то говорю, – не знала же я точно, что «Фэрри» навредит, только предположила. А ей чем мягче объясняю, тем больше она препирается… из-за каждой мелочи спорит, дерзит… Сейчас говорит: «Ты что – самая умная?» Да мне проще самой делать дело за двоих, чем с таким помощником.

Матушка мрачнела и молчала. Молчала и мрачнела. Наконец тяжело встала и сказала, направляясь к двери:

– Придется довести до слез…

Запомнилась эта картина: расстроенная пожилая игумения, вынужденная обойтись с человеком сурово. Потому что по-хорошему он не понимает.

***

А как он понимает? Может быть, у него вообще проблемы с пониманием?

Например, человеку говорят: нельзя выжигать сухую траву. Говорит руководство поселка, говорят сотрудники МЧС… Ходят даже по домам и говорят, говорят… И ведь не просто говорят, а объясняют в подробностях, приводят примеры того, что породило нарушение этого правила.

Но он слушает-слушает… и поджигает!

Зачем, ну ЗАЧЕМ ты это сделал? Разве тебе не говорили, что так нельзя? Разве тебе не объясняли, сколькие из-за этого могут пострадать? Разве не взывали к твоей ответственности?

Говорили, объясняли, взывали.

Может быть, он действительно не вполне адекватен? Всё возможно. Но почему же несколько машин с мигалками и толпа людей в форме легко заставили его понять свою неправоту? Значит, адекватен? Значит, понимает? Почему же не понял по-хорошему?

***

Приятель звонит:

– Что делает с людьми покаяние! Отверзает райские врата! Сегодня позвонил издатель N, извинился и пообещал выплатить удержанную часть гонорара… А к покаянию его привела налоговая полиция.

Посмеялись – он остроумный человек. Но до самого дошло, что слишком часто устраивал семейные ссоры, только когда жена подала на развод.

Так и живем…

Впрочем, это всё ситуации, доведенные до логического конца; обычно в жизни они не столь хрестоматийно выглядят. Но в целом совсем нередкая вещь: мягкие замечания и подсказки игнорируем, а жесткие хоть и воспринимаем как гонения, зато подчиняемся. Количество ответственных людей, которые совершенно не нуждаются в подстегивании, удручающе мало.

А потому – стоит ли роптать и обижаться, когда мы получаем к себе отношение менее приятное, нежели, как кажется, заслужили своим трудом и поведением?

Бог над всем – если Он попускает нам потерпеть такие моменты с позиции младших, это в подавляющем большинстве случаев означает одно из двух:

  1. либо мы склонны преувеличивать свою сознательность и ответственность, и Господь через старших старается исправить наше заблуждение;
  2. либо мы склонны сами излишне жестко реагировать на ошибки и недочеты младших – и Господь дает нам почувствовать, как это может быть больно.

Так же точно, когда нам с позиции старших попускается столкнуться с безответственностью или дерзостью младших, это тоже обычно требует одного из двух выводов:

  1. либо мы переоцениваем состоятельность себя как старших, и нам дается возможность заметить за собой какой-то недочет;
  2. либо сами мы нередко (в настоящем или прошлом) досаждали старшим своим поведением – и Господь подвигает нас к покаянию за эти поступки.

Вывод: старайся щадить людей и не давить на них зря, а чужое недовольство принимай смиренно, с сознанием своего несовершенства

В любом случае правильный вывод таков: сам старайся щадить людей и не давить на них зря, а чужое недовольство принимай смиренно, с сознанием своего несовершенства.

Конечно, мы регулярно оставляем за собой право заявлять, что принадлежим к тому небольшому исключению, которое всегда страдает неповинно. Но тут надо быть осторожным, чтобы не пропустить момента, когда эта установка начнет переходить в полноценную манию преследования. А то психиатры ведь не всесильны – могут уже и не помочь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Смотри также
Как отличить самоедство от покаяния Как отличить самоедство от покаяния
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Как отличить самоедство от покаяния Как отличить самоедство от покаяния
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Самоедство ставит недосягаемую цель: быть «правильным» всегда и везде, – и терзает нас унынием. Покаяние продуктивно, оно учит конкретному действию в конкретной ситуации. Разберем это на примерах из жизни.
Делание всей жизни Делание всей жизни
Игумен Нектарий (Морозов)
Делание всей жизни Делание всей жизни
Игумен Нектарий (Морозов)
Покаяние – труд, самый необходимый, самый серьезный и самый продолжительный, охватывающий весь период нашего земного бытия.
Покаянная рефлексия Покаянная рефлексия
Священник Сергий Бегиян
Покаянная рефлексия Покаянная рефлексия
Священник Сергий Бегиян
Обессмысливается существование христианина, когда он живет только «внешним христианством». Он создает только видимость верующего человека. Воцерковленный человек, не работающий над своей внутренней жизнью, – христианин только в потенции.
Комментарии
Наталья20 мая 2020, 00:49
Солнышкина, история про схимонахиню Нилу - это известная история из патериков, в которой старец наказал послушникам посадить капусту корешками вверх. Они сделали так, как считали нужным. "Когда пришли на огород, то увидев, как парни посадили капусту, он у них спросил: «Почему посадили не так, как я сказал?» Они ответили: « Так, как Вы нам показали посадить капусту к верху корнями, она бы не выросла». Старец помолчал, а потом сказал: « Да, капуста бы не выросла, зато из вас могли бы вырасти настоящие послушники. Идите детки домой». Возможно, и в жизни этой схимонахини была такая же проверка на послушание.
инокиня Наталья -- Солнышкиной -- и Валентину19 мая 2020, 21:30
А кто сказал, что человека не пытались исправить своим примером? Написано: старшая сестра объясняла и отчитывалась, терпела препирательства и дерзости. Пошла жаловаться, только когда ее подчиненная начала уже явно портить дело и откровенно хамить. Именно потому, что все попытки достучаться до человека по-хорошему лишь дали ему повод к бОльшей дерзости и непослушанию. Но такое ожесточение всё же не типично. Хотя, отвечая Валентину, скажу - в наше время за такую проверку надо бы отправить домой игумению)) Всё-таки верно, что мы сейчас гораздо менее цельные люди - и циничнее, и эгоистичнее - да - и с нами нужно больше нянчиться. Поэтому в наше время старшинство может стать особо тяжким крестом.
Валентин19 мая 2020, 13:19
Интересная статья, и вот комментарий Солнышкиной о проверке к пригодности к монашеству в те времена, прям в точку. Интересно в наше время если такую проверку проводить кого домой бы отправили?
Сергей18 мая 2020, 16:44
Тема важная, поэтому позволю себе ещё несколько строк. Господь сказал: научитесь от Меня, яко кроток Есмь и смирен сердцем. От Меня... В поведении Христа нет и тени унижения перед людьми. Он принял издевательства, пытки и смерть лишь тогда, когда "пришёл час Его". Когда нас поведут на смерть, постараемся также молчать и молиться. Но пока живём среди общества, такого же, как то, средь которого жил Спаситель, не будем сочинять себя доп. скорби. Он не подставлял щёку, не отсекал руку, не вырывал око. Но некоторые Святые делали подобное в ситуации принуждения ко греху, кто-то даже совершал самоубийство ради целомудрия. Как быть в гонении, на войне и на своей голгофе - подскажет Дух Святый.
Солнышкина18 мая 2020, 16:29
Инокине Наталье, статья понравилась, благодарю. Но всё-таки повисает вопрос, а как же пример Сергия Радонежского, когда он своим примером пытался исправить недовольных монахов, ел испорченный хлеб, одел поношенную рясу или прп. Елисавета Федоровна сама пошла перебирать картошку, когда сестры стали препираться. Просто интересно, или наше поколение уже на столько ценично и эгоистично, что нас уже этим не проймешь? Спаси Господи!
НН18 мая 2020, 15:03
инокиня Наталья -- Иоанне, согласна с Вами. А ещё меня учили не заниматься человекоугодничеством во вред себе и своим близким и обязательно научиться говорить слово -НЕТ. Это не так легко, но необходимо. И ещё: если Вы не испытываете радости от своей помощи (нет, хвалить себя не надо), а только некую досаду и обиду - значит, Вы делаете что-то не то. Мы иногда не замечаем, как сажаем человека себе на шею, а он это воспринимает как дОлжное, сидит себе и ножками болтает. Потом говоришь ему: хватит, слезай - а он обижается! А тут целый приход! Есть детская хитрость, когда не знаешь, как правильно сделать: надо сказать: Господи, благослови сделать (или отказать). Поймёте, как надо, попробуйте.
инокиня Наталья -- Иоанне18 мая 2020, 07:42
Возможно, так происходит потому, что Вам привили послушание, как некоторый образ поведения, мотивированный только социальным одобрением. А одобрения Божественного Вы не чувствуете, потому что и вопрос-то так не ставится. Настоящее послушание мотивировано именно отношением с Господом Богом, когда человек понимает, что его действия угодны Богу, - это бесконечно сильная поддержка и утешение. Но что удивительно - тут, в общении с Богом на эту тему - может выясниться, что в некоторых случаях нужно и отказать, и замечание сделать... и даже повозмущаться))) Именно так и сделала упомянутая игумения в конкретной ситуации.
Сергей17 мая 2020, 21:34
Во всём Новом Завете не найти места, где бы Господь, Его Апостолы или Пречистая Его Матерь в ответ на глумления сказал(и) бы: простите, Я сам(и) виноват(ы). В Ветхом - тоже. Напротив, Господь полемизирует, кротко обличает, вразумляет. Да, у Святых отцов такое есть, но ведь это аскетический приём, применённый к месту, их сердцу было открыто, что вот сейчас нужно смириться, что это не будет во вред обидчику, а приведёт его к покаянию. Постоянное же принятие всех ударов без разбора - это толстовство, глумление над образом Бога в самом себе. Конечно, можно привести миллион цитат и за и против, но я не видел никого, кто таким образом приблизился ко Христу. В народе говорят: говори, что видел.
инокиня Наталья -- Ларисе17 мая 2020, 19:38
Что значит "виноват"? Разве что в церковно-славянском значении слова "вина" - "причина". Конечно, всегда есть какая-то причина, по которой Бог попустил нам быть побитыми и оскорбленными... Но Он это делает именно от любви к нам - в этом-то мы не сомневаемся. Хотя бы потому, что Господь и Сам это все перетерпел. Да мы и из личного опыта жизни знаем: самые жестокосердые люди - это небитые и не оскорбленные((( И надо тревожиться не тем, что они относятся к другим людям как к игрушкам, а тем, чтобы самому не стать таким...
Сергей17 мая 2020, 11:36
Бывает полезно поупражняться в терпении, к этому надо заранее подготовится. Делать же правилом терпимость к насилию не следует, потому что, во-первых, мы развращаем тех, кому потакаем. Во-вторых, незаметно начинаем оправдывать психологическое насилие, сперва - по отношению к себе, потом - к другим. В-третьих, начинаем думать, что заслужили милость Бога. Это самое опасное: ни добрые дела, ни скорби, ни нищета не спасают человека, спасает только Спаситель. Заработать прощение нельзя. В-четвертых, современный человек, как правило, воспитан боязливым, боязнь "съест" смирение, которые мы думаем получить, не дав ответа. Но отвечать лучше сдержанно, "без сердца", так сказать "внушительно".
Иоанна17 мая 2020, 11:33
А я вот росла в мусульманской семье и мне привили неприкословное повиновение старшим. Я редко обижаюсь , если меня ругают и отчитывают. В нашем приходе все говорят, что со мной легко и просто, но я лично от всего этого страдаю. Мое воспитание не позволяет сделать замечание человеку, не только старшему, но и младшим. Хотя старшие порой ведут себя так, что даже говорить не хочется. Но мной все пользуются. Знают , что промолчу, все сделаю и возмущаться не буду. Возможно в духовной жизни это хорошо. Но я живу в миру и только страдаю от своего послушания.
Солнышкина17 мая 2020, 01:11
Помню читала книгу про жизнеописание схимонахини Нилы. Там описывался такой случай: еще до революции она молодой девушкой пошла поступать в монастырь, их много набралось желающих. И всем дали такое послушание- сажать рассаду капусты корнями вверх. Все кроме двух, матушки Нилы и еще одной, посадили капусту как полагается корни в землю зарыли. Приходит старшая сестра проверять работу и как ахнет:"Ой! Кто это так неправильно капусту посадил?!" Обе девушки отвечают "Мы!" Она и говорит им :"Вот вы и оставайтесь в монастыре, а остальные домой отправляйтесь". Так оказывается проверяли пригодность к монашеству. Теперь желающих не так много, видимо перевоспитывать приходится.Но и пряник должен быть..
Катерина 16 мая 2020, 16:15
Светлана16 мая 2020, 00:02 -- потому я и написала про учителей "справедливых".
Лариса16 мая 2020, 15:53
Спасибо за мысли, надо будет кое-что взять на вооружение. Но, конечно, не могу со всем согласиться :) Перекладываешь эти слова на свои ситуации - и тяжело и мрачно на сердце от них. Получается, что тебя избили - виноват ты. Обманывают тебя в глаза, обзываются, относятся как к средству для достижения своих целей, двигают как мебель, играются как игрушкой - так тебе и надо. А где тут любовь? а где милосердие? а где человеческое достоинство? а где понимание тебя? Вот чего всегда не хватает - понимания, сочувствия. Нормально - это человеческие отношения. А не звериные - рыкнул - подчинились. Это не выход. Ну дело сделано как ты хотел? А рана на сердце осталась. Дело важнее человека получается.
инокиня Наталя -- Катерине16 мая 2020, 09:25
Да, материал именно о том, что большинство людей уважает только силу. Не о криках же, конечно. И если учитель - нервный бедолага, то об него надо вытереть ноги. А потом человек подрастает и попадает в коллективы, где надо подчиняться старшим не потому, что они сильные, а потому, что они старшие - в армию, на работу... в Церковь. Да и в семье Господь повелел подчиняться старшим не за их качества, а за их старшинство. А человек всё испытывает окружающих - а сильные ли они? а справятся ли они с ним? а точно ли их требования надо исполнять? Именно об этом материал... и это ужасно. Кризис, который человек должен бы преодолеть в два этапа - в 4 года и в 14, растягивается у нас теперь до смерти...
Анна G16 мая 2020, 05:42
Здесь ещё вот что: когда ребёнок с детства привыкает к крику, то только на него и реагирует. Я - начальник среднего звена. И сколько же, правда, нервов и сил уходит на преодоление упрямства, непослушания, безответственности. Не говоря уже, что просто бездарности и непрофессионализма. И сколько же гордости при этом. Правда - это мне за грехи моей юности: так же мучила своего шефа. Ну а теперь, после нескольких тяжёлых болезней, думаю: а делайте, что хотите. Ведь и система такова, что у меня очень мало рычагов, начальство не помогает, на оплату труда качество работы не влияет. К совести без конца призывать не будешь. Я устала биться. За статью спасибо. Редкая тема, но крайне важная.
Светлана16 мая 2020, 00:02
Наблюдение верное, но вывод - не совсем. Всё в нашей культуре межличностных отношений. Проблема не в том только, каким тоном сказать , а в том, как строить речь и с какими мыслями, с какой позиции. Хорошо бы научиться слушать сердце другого человека, а не слова. Подумать и понять, почему он так поступает, что его тревожит, а не о своем удобстве печься или пытаться доказать, в чем кто неправ. "Довести до слез" обиды проще всего, а прийти к искреннему диалогу, и довести до слез сердечной благодарности и покаяния, это высший пилотаж, но не у всех есть время, желание "возиться" с каждым. Можно ругаться и кричать "в шутку", а можно и со спокойным тоном плюнуть в душу.
Катерина 15 мая 2020, 18:03
Помню, в школе больше всего дети уважали строгих, но спокойных и справедливых учителей, которые никогда не повышали голос. а вот о нервных бедолагах просто вытирали ноги. Крики и унижегие проявление внутренней слабости.
Ольга15 мая 2020, 11:45
Спаси Бог! Какая хорошая и верная статья. И сама порой нуждаюсь в таком окрике. Особенно хорошо видно со стороны, на детях - сказанное спокойным тоном не воспринимается, а повысить голос - сразу слышат.
р.Б.Сергий15 мая 2020, 10:49
Очень верные, на мой взгляд,в психологическом плане,наблюдения и выводы для чего это попускается Господом.Научиться бы, спрашивать себя мысленно "для чего?", вместо "зачем ?".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×