«Это невозможно терпеть – кричите! Я вам приказываю!»

Подвиг Николая Ивановича Почечуева, моего деда

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
М.Ю.Лермонтов

Глава 1

Алексей Петрович Маресьев Алексей Петрович Маресьев Незадолго до поступления в институт, в 1980-е, мне представилась возможность познакомиться с Алексеем Петровичем Маресьевым, который был прототипом летчика Мересьева из «Повести о настоящем человеке». Бориса Полевого. В 63-м гвардейском истребительном авиационном полку, где Маресьев был помощником командира, заместителем командира эскадрильи служил мой дед, тогда гвардии капитан Николай Иванович Почечуев.

Их боевое братство, проверенное войной, продолжилось и в мирные годы, после войны. Дед рассказывал, как тяжело было возвращение с фронта. Несмотря на величайший подъем духа и радость победы, разруха и нужда были страшные.

Два товарища-летчика договаривались с водителем полуторки или эмки и ехали за город, в деревню – на только что убранные картофельные поля. Алексей и Николай, увязая инвалидными палками в грязи свежевскопанной земли, набирали за день по одному или паре мешков картошки, оставленной местами после уборки. Как-то ухитрялись привозить ее и запасать на зиму.

Мне представлялась серая полоска шоссе, на обочине – заляпанная грязью эмка, и под мелким, моросящим дождем два офицера в кожаных летных плащах, прихрамывая, ходили по краю большого картофельного поля, перерезанного ровными посадками березок. Мимо изредка проезжали грузовики. На небе рваные тучи собирались в сплошное полотно и замирали над серой землей, создавая картинку из черно-белого фильма. Иногда резкие порывы шумного ветра приносили заряд моросящего дождика, иногда проглядывало еще теплое осеннее солнце. Наполнив мешки и покурив, офицеры загружали картошку в багажник и уезжали…

***

Я был еще слишком мал или беззаботен, чтобы записывать эти рассказы. Я жил ими, они наполняли мою фантазию и, казалось, никуда не могли уйти или забыться. Мы очень дружили с дедом, и я думал, что и он не может уйти. Я спрашивал его: дедушка, а как люди умирают? И он показывал мне, спокойно закрывая глаза и легким движением выпрямляя голову, на мгновение замирая, как отходят люди в мир иной. Это спокойствие передавалось и мне. Я знал, что в любой ситуации дедушка поступит спокойно и правильно. Я не боялся, когда его периодически увозили в госпиталь на лечение. Ведь он герой, и если ему суждено умереть, то сделает он это спокойно, закрыв глаза, легким движением выпрямив голову и замерев. Так, видимо, и произошло в последний раз. Ему было уже 80 с небольшим лет. И в этот момент я осознал, что ветераны уходят навсегда, и с ними уйдет эта живая связь с памятью войны.

Когда деда не стало, я сразу почувствовал эту потерю памяти. Это напугало меня, нарушило связи и внутреннюю устойчивость, некий нравственный баланс, и я поспешил его восстановить. Мне удалось через мою бабушку найти телефон Алексея Петровича, и я напросился к нему на встречу. В то время он был ответственным секретарём советского Комитета ветеранов войны, почетным гражданином многих городов. Поводом было интервью с ним для статьи о деде и других ветеранах-однополчанах.

Они были настоящими русскими богатырями, с великой любовью к Родине, надеждой на лучшее будущее и верой в человека

Я уже не вспомню дословно первых фраз разговора, но меня поразила простота, бодрость и внутреннее смирение Алексея Петровича. Самым неожиданным было то, что он в ответ на мое приветствие вскочил и буквально выбежал из-за стола, чтобы пожать мою руку. Я знаками пытался объяснить: не стоит, сидите, я подойду сам, – но в Маресьеве была такая энергия, такая решимость, что стало понятно: он – хозяин своей судьбы. Сразу стало ясно, как этот человек выбрался из морозного лесного плена. Уже не требовалось объяснять, как он после ампутации обеих ног смог встать на протезы, доказать придирчивым врачам, что он летчик-истребитель, и продолжать летать и бить врага.

Алексей Петрович очень тепло общался со мной. Мне даже показалось, что он уделил мне больше времени, чем это было необходимо. Наверное, он отнесся ко мне как к внуку, а не журналисту, и дал мне время еще глубже понять это чудесное поколение русских советских людей. Они жили в Советское время, в страшные годы безбожия, и вместе с тем были настоящими русскими богатырями, с великой любовью к Родине, надеждой на лучшее будущее и верой в человека. Верой в человека, как образ Божий.

Глава 2

Маресьев прибыл в полк, где служил мой дед, накануне одного из самых кровавых и страшных сражений Второй мировой войны – Курской битвы. В первый период войны каждый седьмой советский летчик погибал в свой первый боевой вылет. Даже децимация (казнь каждого десятого римского легионера, как мера дисциплинарного наказания) в древнем Риме была более гуманной. Обучение проводилось по ускоренной программе «взлет-посадка». А вести бои приходилось с немецкими асами, которые победно пролетели над всей Европой.

Дубовые листы на фюзеляжах немецких асов были их визитной карточкой. Немцы преклоняются перед техникой. Можно сказать, они сами – часть этой техники. Даже немецкий язык построен как технически сложная, но до мельчайших подробностей отрегулированная машина. На каждый вопрос есть ответ, почти нет исключений. И вот, эти сытые, спортивные, правильные немцы, с большим опытом, на прекрасных, технически безупречных машинах, летали над Курским выступом и контролировали воздушное пространство над лавиной прекрасных, быстроходных бронированных дизельных машин, в которых сидели спортивные, сытые, прекрасно обученные, правильные немецкие танкисты. Была только одна проблема. Все это было на русской Белгородско-Курской земле...

***

Николай Почечуев к этому времени уже не был новичком. Кадровый офицер, прошедший прекрасную летную школу, начинавший летать еще на аэропланах в начале 1930-х, был вызван в действующую армию в ноябре 1942 года. За полгода уже было сделано 116 боевых вылетов, сбито 7 самолетов противника. На его самолете тоже можно было нарисовать дубовый лист аса. Разносторонний опыт ведения боевых операций по прикрытию наземных войск, сопровождению бомбардировщиков, разведки стали тем дополнительным вооружением, с которым дед бил врага и чувствовал себя уверенно и бесстрашно.

По поводу бесстрашия дед как-то сказал мне: «Все люди боятся. Смелый – не тот, кто не боится. Кто не боится – тот дурак или больной. Смелый – тот, кто может страх перебороть». Не всем это удавалось.

Смелый – не тот, кто не боится. Кто не боится – тот дурак или больной. Смелый – тот, кто может страх перебороть

Один случай был в самом начале войны. В тот день эскадрилья, в составе которой летели Николай Почечуев и Вадим Н., поднялась в воздух для охраны бомбардировщиков. В состав эскадрильи были включены и молодые летчики, и опытные. Вадим был один из еще необстрелянных. Погода была серая, тяжелая. Дождя не было, но облачность лежала бесформенной массой, обрезанная внизу ровной линией, как на невидимой плоскости, а сверху облака клубились рваными серыми хлопьями размером с огромный дирижабль. С земли солнце было видно сквозь зияющие воздушные каньоны.

Эскадрилья прикрытия уже возвращалась на свой полевой аэродром. Оставалось лететь несколько минут. В этот момент в шлемофонах раздался голос наземной станции: «Я – крепость один, я – крепость один. 9 мессеров, курс 90, высота 3000». Это означало, что немцы отправили вдогонку отбомбившимся советским самолетам группу истребителей «Мессершмитт 109».

Кто-то сосредоточенно заработал, отстраиваясь в боевой порядок, кто-то не слышал ничего, кроме стука собственного сердца, от волнения. Последовала команда – снизиться до 1500 метров, уйти ниже облаков. На малых высотах советские истребители имели больше шансов выиграть состязание в скорости и маневренности, так как форсаж можно было давать только на высотах до 2000 метров.

Мягкий толчок – и машина вышла из облаков. Зашел в вираж. Теперь земля цвета хаки медленно проворачивалась у него над головой. Вадим успел разглядеть черные силуэты немецких самолетов. В этот момент он даже не услышал, а как-то почувствовал, как глухие чувствуют вибрацию звука, что пули пробивают обшивку его машины, и инстинктивно прибавил газ, стараясь выскочить из-под огня. Чтобы выйти из виража, он слишком резко потянул ручку на себя, самолет пошел вверх, и Вадим снова очутился в молоке. Удерживая машину от маневрирования и стараясь придать ей устойчивость, он дал ручку от себя и сбросил скорость. Снова легкий толчок, и машина вышла над облаками.

Вадим вышел из боя. Медленно разворачивая самолет, Вадим планировал на большой круг в сторону аэродрома. Повинуясь уже не разуму, а заполнившему его страху, Вадим вытащил табельный пистолет ТТ и выстрелил себе в левую руку. Пуля прошла через мягкие ткани, разорвала гимнастерку и пробила стекло. Кровь отпечаталась на стекле и приборной панели. Затянув руку выше простреленного места, он повел самолет на посадку…

Дальше все было буднично. На базу вернулись лишь три пилота, в том числе мой дед и Вадим. Провели баллистическую экспертизу и определили, что пробоина на стекле соответствует патрону калибра 7.62 мм, выпущенному из пистолета ТТ с близкого расстояния. Вадима судил военный трибунал.

***

Начало сражения на Курской дуге 12 июня 1943 года, наверное, можно сравнить с Апокалипсисом. Артиллерийская подготовка из сотен орудий, тысячи танков, самолетов, сотни тысяч бомб, взрывы и скрежет металла, крики и кровь, гром и пламя. Как рассказывал мой дедушка, на земле горело и плавилось все. Такая была высокая температура от пламени, взрывов и орудийного огня и июльской жары. На многие километры земля была покрыта плотным, едким дымом.

Гвардеец Николай Почечуев получил приказ вылетать рано утром. Разведка обнаружила немецкий самолет-разведчик. Вылетели в паре. Ведомым шел Прохор К., молодой выпускник летной школы (взлет-посадка). Солнце поднялось уже по-летнему высоко. Оно почти стояло на своих лучах, просвечивающих через небольшие облачка, как на ногах, и казалось похожим на исполинскую фигуру слона работы Дали. Николай направил свой Ла-5 прямо к нему.

От солнца проще всего заходить. Оно слепит стрелков и лишает противника преимущества в вооружении. Набрав высоту и определив свою цель, Николай заложил вираж для выхода на огневую позицию.

– Атакую, – сообщил он ведомому.

Стремительно начав пикирование, советский ас двумя короткими очередями подбил «Фоккевульф 189». Из левого мотора разведчика сначала показался яркий всполох – и сразу же повалил черный густой дым. Николай проверил высоту и начал вираж, чтобы отследить падение.

– Мессеры на 12, – прозвучало в наушниках.

Неизвестно откуда, сверху, из-за маленьких облачков выскочили четыре фашистских истребителя.

– Атакуй, я прикрою, – скомандовал Николай.

Обзор был хороший, мишени были как на ладони. Длинные трассы от пуль советского ястребка располосовали небо.

– Атакуй, – еще раз скомандовал Николай.

– Все, – ответил ведомый, – у меня больше нет снарядов.

– Ээээх... – выругался Николай. Он знал характерную ошибку начинающих летчиков. Молодые часто в запале атаки нажимали гашетку и расстреливали весь боезапас за считанные секунды.

– Прикрой, атакую, – снова Николай стал ведущим.

Он отрегулировал боковые створки и закрылки для увеличения скорости. Облачности почти не было, все было видно, как на ладони. Серия горячих снарядов, которые оставляли на своем пути пенные трассы дымков, расчертила небо. Еще один немецкий самолет задымился. Второй пилот только успевал удерживаться на хвосте.

Немцы поняли, что произошло, и рассекли нашу пару. Один гнал Прохора, двое остальных заложили вираж и на разной высоте атаковали Николая с левой стороны.

Резкая боль пронзила ногу и лоб с левой стороны и раскатилась на все тело. За шумом мотора не был слышен звук порванного металла и треск лопающегося стекла. Густая темная кровь забрызгала очки и лобовое стекло. Правый глаз еще мог смотреть. Пилот взглянул вниз на левую ногу. Из порванного хромового сапога, залитого кровью, торчала белая кость.

Из порванного хромового сапога, залитого кровью, торчала белая кость

Соленый привкус крови и запах гари наполнили рот и нос. Оглянулся назад: за самолетом потянулся конус дыма. Счет шел на секунды. Чем быстрее падает горящий самолет, превратившийся в факел, тем опасней оставаться внутри. В любой момент может произойти взрыв. Николай открыл кабину и, подтянувшись на руках, начал переваливаться за борт. От боли глаза закатились, и по рукам прошла дрожь. Главное – не потерять сознание. Очки наполнились кровью, и он их сдернул. Кровь сдувало ветром, но левый глаз не видел, и боль, казалось, раздавливает голову. Оттолкнулся от корпуса самолета и завис над ним. Воздушные потоки, жар пламени и едкий дым полыхнули в лицо, перехватило дыхание.

Самолет зазвенел, загудел и ушел вниз вместе с удаляющимся, похожим на стон какого-то огромного чудища, звуком.

– Главное – не потерять сознание, – автоматическим движением проверил кольцо и приготовился дернуть его, чтобы открыть парашют…

***

Когда молодой механик из московского паровозного депо Николай Почечуев пришел поступать в летное училище в конце 1920-х годов, это дело было еще в новинку. Здоровье было у него прекрасное. Его часто просили на деревне забить быка. Делал он это без всяких хитрых приспособлений. Кулаком. Весь секрет, рассказывал он, в том, чтобы резко ударить точно между рогов. Секунда – и здоровый бычок под сто килограмм падает на землю, даже не дергая ногами.

Старший из четырнадцати детей, он рано заменил отца в хозяйстве. В голодные 1920-е годы, чтобы прокормить семью, батрачил, а потом ушел в Москву на заработки.

Меня в детстве очень удивил ответ деда на мой вопрос о смысле жизни. Я сформулировал его, наверное, не очень научно, зато очень точно: «Что, дедуль, для тебя самое главное в жизни?».

Меня поразило то, что я услышал. Вернее, этого ответа я совсем не ожидал, и поэтому некоторое время даже не мог его осознать и думал, что дед неправильно понял вопрос. Я-то спрашивал героя, в чем он видит свою основную цель в жизни, и надеялся на патетический ответ – типа, «чтобы спасать людей, помогать ближним, защищать Родину». А он, как всегда, почти не раздумывая и просто, ответил: «Главное в жизни – учиться».

Этот ответ меня, прямо скажу, разочаровал. А понял я его только спустя годы. Только учение, познание Божьего мира и себя, поиск и изучение себя, приближение себя к тому Образу, по Которому мы все созданы, может дать человеку насыщение. Именно по этому пути идет любой мыслящий человек.

Он ответил: «Главное в жизни – учиться». Этот ответ меня разочаровал

Как Ломоносов шел учиться сквозь архангельскую стужу, так и дед сквозь прелести и соблазны жизни шел к новому. Он считал свой выбор очень перспективным, так как движение авиаторов еще не было массовым и только зарождалось. Комиссию в летную школу прошел легко и был зачислен. Дальше – напряженная учеба. Потом экзамены.

Практический экзамен включал полет с инструктором на самолете. Экзамен принимал Владимир Коккинаки, известный впоследствии летчик-испытатель, участник первого беспосадочного перелета Москва – Северная Америка (1939 г.). Полеты (экзамен) проводились на двухместных аэропланах Р-1 или У-1. Одним из заданий был полет с инструктором по неизвестному заранее маршруту, без приборов. Погода была замечательная. Зеленая молодая трава и молодые листочки деревьев радовали глаз. Нежные цвета голубого неба и изумрудной зелени наполнялись солнечным светом и оживали. Хорошо, что не было облачности и ветра.

Николай, готовясь к вылету, стоял на летном поле с остальными курсантами. Его товарищ Протасов уже закончил упражнение. Издалека был слышен крик Коккинаки, который вместе с экзаменуемым отходил от самолета. Инструктор разносил нерадивого выпускника со всей присущей грузчикам (Коккинаки в молодости подрабатывал в Новороссийском порту) премудростью в использовании бранной лексики. Когда Протасов подошел к кучке курсантов, вытирая пот, он как-то виновато стал объяснять, что мол, инструктор очень крут и, видимо, сегодня не в настроении. Весь полет он кричал, делал замечания и ругался.

Николай должен был идти следующим. Экзамен состоял из двух кругов, одного пробного и одного зачетного. Необходимо было внимательно следовать указаниям инструктора и, проложив маршрут в первом круге, повторить его самостоятельно, не отклоняясь, во втором.

Ни на минуту не отвлекаясь от указаний Коккинаки, он старался запомнить какие-нибудь ориентиры для самостоятельного полета. На высоте это сделать сложно, т. к. на небе нет ориентиров, которые бы не двигались. Боковым зрением ему удалось зацепиться за малоприметное озерцо на опушке леса, над которым пролетал самолет. Ага, вот! Машина описала ровный круг над озером и сделала еще один поворот у кромки поля. Теперь была очередь курсанта самому повторить траекторию полета.

Самое поразительное было, что инструктора как подменили. Он молчал. Он ничего не говорил. Не ругал, но и не говорил ничего одобрительного. Николай вел машину по намеченным точкам и ориентирам. Вот блеснуло озерцо, здесь поворот. Дано разрешение на посадку – и опять молчок.

– Ну, – подумал Николай, – на меня и кричать бессмысленно. Точно завалил экзамен, даже время не тратит со мной.

Но вышло наоборот. Почечуев Николай сдал экзамен, а Протасов – нет.

Тогда, в летной школе, курсанту Почечуеву задали вопрос, кем хочешь быть: морским летчиком или сухопутным, и Николай, подумав, выбрал сухопутную авиацию. И вот сейчас, над Курской землей, этот выбор стал для него выбором между жизнью и смертью.

***

Еще раз проверил кольцо. Внизу четко виден изгиб леса, короткий перелесок, поле и тоненькая змейка речки, поросшей по краям кустарником. Если бы это было море, то шансов выжить практически не было. Николай решил делать затяжной прыжок. Это значит – открыть парашют прямо перед землей. Делалось это потому, что часто немцы расстреливали парашюты выпрыгнувших летчиков, и они разбивались….

Главное – не потерять сознание… «Еще рано». Мессеры продолжали барражировать в надежде на добычу… «Главное – не потерять сознание». Запах гари и восходящие потоки мешали дышать, боль от разбитой ступни поднималась выше, к колену, и отдавала в спину. Голова кружилась и разваливалась на крупные ломти.

Главное – не потерять сознание… «Еще рано». Мессеры продолжали барражировать в надежде на добычу

Внизу стали различимы стволы деревьев на опушке. «Пора!» Резким движением дернул кольцо. Парашют хлопнул над головой, раскрылся, и движение стало плавным. Земля уже рядом, и чем ближе, тем быстрее увеличивались деревья, становились различимыми отдельные ветки, изгибы коры, цветы… Приготовился сесть на здоровую ногу и левую руку.

Толчок – и острая боль в руке. Сверху, как шляпкой гриба, накрыл купол парашюта. Запах гари, отдаленный гул боя, отдельные выстрелы невдалеке.

Купол парусинового парашюта был похож на потолок больничной палаты, только зачем в палате такая высокая трава, и почему к запаху травы прибивается запах гари? Он начинал терять сознание. Внезапно донеслись голоса. Он четко различал русскую речь. «Власовцы», – подумал Николай. Он здоровой рукой достал пистолет, взвел курок и, стиснув от боли зубы, второй рукой передернул затвор.

«Сдавайся, ты окружен!» – раздался крик совсем рядом. Николай еще крепче сжал свой ТТ. Громыхнула очередь из ППШ по парашюту. Тонкие спицы света прокололи воздух внутри него. Волна пробежала по ткани, край приподнялся, и летчик увидел звездочки на пилотках.

«Свои», – успел подумать Николай и потерял сознание, пальцы ослабли, пистолет начал медленно сползать вниз.

***

Когда Николай очнулся в госпитале, то сначала подумал, что он заснул там, на опушке, под парашютом. Такой же белый с полосами потолок. Ему очень повезло. Пуля не задела череп, а лишь распорола надбровье. Несмотря сильную потерю крови, состояние его было стабильное. Самая большая проблема была в раздробленной разрывным снарядом ноге. Надо было быстро действовать, чтобы избежать гангрены. Военврач, пожилой доктор в очках, с очень внимательными глазами, настаивал на операции:

– Вы понимаете, если мы вас отправим в тыл, – говорил он, немного наклонив голову и заложив обе руки за спину, – может начаться заражение, и вы потеряете ногу. Но проблема, уважаемый товарищ летчик, что у нас нет здесь анестезии.

– Делайте, – ответил Николай.

– Нет, вы не понимаете, мне придется вас привязать. У вас очень много мелких металлических осколков, они перемешаны с раздробленными костями. Мне нужно все это чистить. Это страшно больно.

– Делайте так. Я выдержу, – подтвердил раненый.

– Ну, хорошо, – ответил врач и еще раз внимательно посмотрел на Николая.

– Готовьте операционную. И дайте ему стакан водки, – скомандовал он кому-то в сторону.

...После первых минут операции врач не выдержал и через марлевую повязку, на которую стекали капельки пота и попадали кровавые брызги, произнес:

– Кричите, будет легче.

Николай еще сильнее сжал зубы.

– Кричите, я вам говорю.

Капитан помотал головой и попытался изобразить что-то вроде улыбки. Зубы уперлись друг в друга и, казалось, вдавились на полмиллиметра. Пальцы сжимали операционный стол с такой силой, словно стали плотнее металла.

– Это невозможно терпеть, кричите, я вам приказываю, – скомандовал доктор через 30 минут операции.

– Не надо кричать, только всех напугаю, – услышал он в ответ уже ослабевающий голос Николая.

Когда офицера увозили из операционной, врач, протирая марлевым тампоном очки, повернулся к медсестре и полушепотом сказал: «Поразительно... Это настоящий солдат, настоящий герой».

Юрий Гусев

29 мая 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Псково-Печерский монастырь. Монахи-фронтовики Псково-Печерский монастырь. Монахи-фронтовики
ВИДЕО
Псково-Печерский монастырь. Монахи-фронтовики Псково-Печерский монастырь. Монахи-фронтовики
ВИДЕО
С Богом против «тигров» и «пантер» С Богом против «тигров» и «пантер»
Полковник Тимофей Павлович Дегтярёв
С Богом против «тигров» и «пантер» С Богом против «тигров» и «пантер»
Воспоминания о Великой Отечественной войне
Полковник Тимофей Павлович Дегтярёв
Посчитал: семь «тигров» идут. А снарядов у меня шесть. Выстрел! В направляющий каток гусеницы попал, гусеница сорвалась! Дальше я четырьмя снарядами четыре «тигра» сжег, они загорелись. Оставшиеся дают задний ход! Подумали, что сейчас и им конец.
На таран! На таран!
Никита Филатов
На таран! На таран!
История о том, как молодой лейтенант сбил лобовым тараном немецкий самолет и захватил в плен немецкий экипаж
Никита Филатов
Завязался бой. Первый немецкий самолет запылал через несколько минут. На второй не хватило боеприпасов – и Виктор Илларионович принял решение идти на таран!
Комментарии
Алексей29 августа 2020, 17:31
Замечательный рассказ! Мой дед, Стрелков Александр был командиром эскадрильи Р-5ССС, погиб в 1937 г. в Испании. Его жена, моя бабушка, полковник авиации Стрелкова Надежда Александровна, служила в 46 женском Таманском полку, известном как "Ночные ведьмы", инженером по вооружению. Одна маленькая поправка автору. Не было у немцев дизельных танков. Не имевшая нефтяных месторождений Германия использовала эрзац-бензин, а эрзац-солярки не существует.
александр19 августа 2020, 13:55
потрясающий рассказ. моего деда так же оперировали ( отрезали ногу) в районе Белгорода спасибо автору
Татьяна 6 июня 2020, 11:41
И. 5 июня 2020, 14:11 Всё верно. Идеальных поколений не бывает. Но почему-то видится и поднимается на флаг лишь негатив советского периода. Разве в дореволюционной России все было по-православному справедливо? А разве расцвели сегодня в обществе христианские ценности? Так лучше может быть не обличать в очередной раз "совок", а обратиться на себя, на нас нынешних? Победа в Великой Отечественной войне стала столбовой вехой мировой истории. Мы, родившиеся в мире и довольстве не имеем никакого морального права принижать их великий подвиг, тем более, что порой даже не понимаем, через что прошли люди, выстоявшие в той войне и спасшие страну. И заслуга в этой Победе именно того поколения людей.
Вадим К. Светлане 6 июня 2020, 10:22
"Настораживает эта идеализация советского прошлого." Ну да, Светлана, Вам бы хотелось наверное, чтобы с утра до вечера нам вещали о том, сколько зла творилось в том прошлом и никаких чудесных людей и героев тогда не было потому, говоря словами Наталии, что "сложновато без Бога остаться не то что "чудесным поколением", а вообще людьми." Но что бы такие люди, как вы, не говорили, мы будем помнить, что та война была выиграна только благодаря массовому подвигу и подвигу того, а не иного поколения. Вам этого от нашей истории не отнять.
Елена О Наталье 5 июня 2020, 17:30
Да, дед автора принадлежал именно к русскому советскому поколению, а не к русскому американскому поколению...
Светлана 5 июня 2020, 16:05
Наталья для И. 5 июня 2020, 08:43 "А делать упор на то, что СОВЕТСКОЕ поколение было сплошь чудесным, значит не только непозволительно идеализировать поколение, но и подспудно оправдывать тот строй и ту идеологию." Полностью согласна с вами. Таким образом нас подводят к мысли что и разрушение храмов, и убийства священников и мирян, и репрессии, всё это так, мелочи, на фоне победы и полётов в космос. Настораживает эта идеализация советского прошлого.
И. 5 июня 2020, 14:11
Наталья, советское поколение не одно же было. Выше рассказ о подвиге представителя одного из советских поколений, не идеального и не самого худшего, но, наверное, самого испытанного. Идеальных поколений даже Православие не смогло предъявить за куда большую историю. Всегда, на чем бы вера не основывалась - на Истине или всего лишь на идее - были и будут фанатичные и рассудительные, начетчики и живущие по вере, горячие, холодные и теплохладные, и иуды, со всеми вытекающими последствиями. "...и нет ничего нового под солнцем..."
Наталья для И. 5 июня 2020, 08:43
Да понятно, что художественная. Просто обращаю внимание на то, что даже советские авторы не идеализировали свое поколение и писали, что всякое бывало. И даже советская цензура это пропускала. Но человек говорит - нет, всё было идеально - и в запале начинает спорить даже с советскими авторами-фронтовиками. А сам их и не читал! Какой же это патриотизм - оправдывать неправды своего народа? Это, извините, или розовый туман в голове, или еще хуже - национализмом попахивает. Был героизм, была и низость. И середина была.. А делать упор на то, что СОВЕТСКОЕ поколение было сплошь чудесным, значит не только непозволительно идеализировать поколение, но и подспудно оправдывать тот строй и ту идеологию.
Татьяна 5 июня 2020, 04:44
Они сражались за Родину! Они сражались, чтобы мы жили! Мы вас никогда не забудем! Вечная Слава Героям!
И. 3 июня 2020, 12:30
Наталья, это художественная литература. Она врет или нет? Или у нее несколько иное назначение, чем доносить голые факты? Свидетели событий всегда по-разному рассказывают о нем, из этого и складывается целостная картина. Люди с разных позиций видели войну, одни и те же события оценивали исходя из их понимания, мировоззрения, характера. Со временем переоценивали, что-то сглаживалось, что-то обострялось. А чем дальше от события, тем больше расхождений с первым впечатлением и изложением. В 1942 заштопанная гимнастерка норма, а сейчас из этого делают "ужас-ужас". Воевать в парадном мундире и белых перчатках не получается ни у кого. Героев в том поколении на порядки больше, чем приспособленцев.
Вадим К. Елене 3 июня 2020, 10:34
"Христианину важен только один суд - суд Божий." Суд Божий это суд вечности, и он конечно важнее. Но мы живем пока на земле и совсем не неважно для этой земной жизни судить о тех или иных поступках, да, не забывая ни на минуту о том Божием суде, как и о том, что тот суд бывает без милости не сотворившим милости. Вот я и оставляю их посмертную участь на тот суд и других призываю не нести свои земные счеты на него.
Елена 2 июня 2020, 15:19
Вадим К. Елене 2 июня 2020, 13:35 "Я говорю о другом суде, суде народной совести, который не будет в их пользу." Христианину важен только один суд - суд Божий. А каким он будет, кто будет оправдан, а кто осуждён - Бог весть. Возможно тот, кто в глазах коммунистического государства был врагом народа и предателем родины - перед Богом будет оправдан. И наоборот. Не нам судить.
Наталья Игорю М 2 июня 2020, 14:41
И вообще, советую разобраться, что Вы хотите доказать. Врет Карпов - представитель сплошь чудесного поколения, который в 18 лет попал в лагеря за то, что сказал: "Ленин больше сделал для революции, чем Сталин", юношей прошел войну в окопах, рядовым (!) и младшим офицером получил очень высокие награды, включая Героя, имел 4 ранения, убежденный коммунист, как только можно сглаживавший "всюправду"..? Или врала советская цензура, допускавшая его многомиллионными тиражами? Или врали вообще вся советская литература и кино о войне? - заштопанные гимнастерки там так и мелькают... Даже иронизировать уже не хочется. Простите, что вторглась в Вашу реальность и нарушила там порядок. Больше не буду.
Наталья Игорю М 2 июня 2020, 14:34
Роман начинается не с драки, а с того, что 17-летний парень рвется на фронт за орденами. Потом, насмотревшись на ужасы войны и людское горе, он вспомнит этот побудительный мотив и сплюнет - от стыда за себя. «Вспомнилось, как несколько месяцев назад он рвался на фронт, боялся, что не успеет отличиться – война ведь скоро может кончиться, и тогда не видать ему ни орденов, ни медалей. А так хотелось получить Красное Знамя!.. Стало стыдно за себя: "О чем, дурак, думал! У людей сердце разрывалось от горя, когда близких на фронт провожали, а я – об этом" Василий даже сплюнул от досады..» Спасибо - дали повод перечитать. Хотя Карпов-то как раз очень сглаживает острые углы - для юных писал.
Вадим К. Елене 2 июня 2020, 13:35
"Вадим, не вам судить этих людей". А я не о своем суде говорю, ведь я этих людей и не видел и лично меня они не обижали. Я говорю о другом суде, суде народной совести, который не будет в их пользу. Как я бы поступил? Это не от моих человеческих сил зависит, но желал бы поступить иначе, чем эти несчастные люди. А Вы? Да и суд тут открыл не я, а Наталья и не понимает, что ее комментарий и не мог произвести другой реакции как той, какая последовала. Она пишет о целом поколении, что ему трудно было остаться даже людьми и недоумевает, где люди увидели у нее попытку опорочить. Увидели, и понятно: личная обида! Ну так при чем тут все поколение?
Игорь М. 2 июня 2020, 08:51
Наталья ... Игорю М 1 июня 2020, 20:30 Как это характерно для некоторых - наговорить вздора, обозвать писателя (настоящего окопного фронтовика)...вместо того, чтобы открыть советский роман для юношества "Взять живым"... И, видимо, очень собой потом гордиться и считать патриотом...>>> Патриотом себя считаю,и никто этого права у меня не отнимет."Роман для юношества" нашёл, прочитал первых несколько страниц.Как и ожидал, про пацанов,сбегавших на фронт,там ни слова.Зато начинается с откровенного вранья про "заштопанные дырочки на выгоревшей гимнастёрке" и описания драки.Карпов-то сам как пострадавший за антисоветскую деятельность и осуждённый,должен был бы устав знать получше чем "юношество".
Алекс 2 июня 2020, 03:51
Наталья С 1 июня 2020, 21:10 "Чтобы не обидеть или не оскорбить память. Почему такие простые вещи приходится объяснять, не пойму." Наталья, вот тут бывают темы о новомучениках, или просто о пострадавших от советской власти. И вы не поверите, почти в каждой теме появляются комментарии в том духе что "советская власть просто так не наказывала" и "если посадили - значит было за что". Вот почти в каждой теме! Наверное это всё вещи одного порядка.
Наталья С 1 июня 2020, 21:10
Может и не идеальное поколение, и это и так всем давно понятно. Но иногда это неуместно говорить. Я так только об этом. Человек рассказал про своего деда, поделился. А ему говорят, что да ладно, ну что ты там рассказываешь, поколение то не идеальное. Не знаю, это надо чувствовать. Чтобы не обидеть или не оскорбить память. Почему такие простые вещи приходится объяснять, не пойму.
Наталья ... Игорю М 1 июня 2020, 20:30
Как это характерно для некоторых - наговорить вздора, обозвать писателя (настоящего окопного фронтовика) и грубо заткнуть оппонента обвинением в агрессии... вместо того, чтобы открыть советский роман для юношества "Взять живым" 1972 года и прочесть первых две страницы. И, видимо, очень собой потом гордиться и считать патриотом... Доброй Вам ночи.
Елена О 1 июня 2020, 16:33
Наталья/не всё то поколение было чудесным, и это более чем естественно, т.к. безбожие не могло не привести к упадку нравственности. С чем Вы тут не согласны? С тем, что безбожие приводит к упадку? Или с тем, что не всё поколение было чудесным? И кто тут спорит ради спора? / Аминь. /А Волга впадает в Каспийское море/
Елена 1 июня 2020, 13:32
Вадим К. Елене 1 июня 2020, 11:27 "то, что для этих 1,5 миллионов обида на сов. власть оказалась сильнее любви к родной России, говорит вовсе не в их пользу". Вадим, не вам судить этих людей. Не судите, да не судимы будете. Не известно как бы вы повели себя на их месте. Если бы вашу семью лишили дома выслав из родной деревни, отца расстреляли как "церковника", а младшие братья и сёстры умерли от голода в ссылке. А по поводу любви к России... Возможно любили её они побольше чем вы, но смешивали понятия Компартия и Родина.
Елена 1 июня 2020, 13:18
И. 1 июня 2020, 12:08 "Наименования "кулак" и "мироед" появились еще в царской России, народ выражал ими отношение к сути явления". Какое отношение это имеет к раскулачиванию? Раскулачивали за лишнюю корову, за двух лошадей, за то что изба самая справная на селе и приглянулась председателю. Записывали в "кулаки" и за активную позицию против закрытия деревенской церкви. Причём раскулачивали "сначала" кулаков, а потом и за середняков принялись.
Наталья С 1 июня 2020, 13:17
Статья называется «ЭТО НЕВОЗМОЖНО ТЕРПЕТЬ – КРИЧИТЕ! Я ВАМ ПРИКАЗЫВАЮ!» Подвиг Николая Ивановича Почечуева, моего деда. Статья про подвиг!!!! Ну не трогайте вы святое хотя бы. Оставьте в покое людей уже ушедших, не судите. Ну хотя бы тех кто подвиг совершил. Наталья, успокойтесь! И скажите Бог им судья, а не я. И все встанет на свои места.
И. 1 июня 2020, 12:08
Елена31 мая 2020, 22:43 Наименования "кулак" и "мироед" появились еще в царской России, народ выражал ими отношение к сути явления, т.к. обогащение их происходило в основном не за счет их труда, а за счет присвоения общинных земель и изнурительного труда наемных работников. Все раскулаченные, к сожалению мифотворцев, учтены как в бухгалтерии – 1,8 млн., соотношение всех кулаков к остальным крестьянам примерно 1:70. Вот реальные масштабы. Уже в рассказ о конкретном подвиге человека несу свою ложку дегтя и говорят не о героях, а о предателях. Пусть и 1,5 млн., дабы не спорить, но это предательство мизер на фоне подвига всего народа. Иуду не раскулачивали, 30 сребреников душу грели.
Вадим К. Елене 1 июня 2020, 11:27
"на цифре 1,5 миллиона сходятся большинство историков." Сходятся на чем, что все эти 1,5 миллиона стояли под ружьем и непосредственно сражались против Красной Армии? Вы ведь именно это утверждали, если я правильно понял. А то, что для этих 1,5 миллионов обида на сов. власть оказалась сильнее любви к родной России, говорит вовсе не в их пользу и оправдание их всегда будет с большим и несмываемым пятном. И пора некоторым из православных перестать плевать желчью в своих отцов и мешать с грязью родную историю. Докажите делом, что вы лучше, а то пока что 30 лет свободы говорят, увы, о другом, что за критикой голый ноль. Нынешний вирус это хорошо выявил. Да и соседняя украинска держава 6 уже лет.
Наталья Вадиму К 1 июня 2020, 08:22
Не утверждаю, что знать и понимать - одно и то же. Но как можно понимать, если не знаешь? Впрочем, у некоторых людей, возможно, законы мышления работают каким-то особым образом... Пишете же Вы мне, что я кого-то тут порочила. И потом еще очень вдохновенно обличаете за это. В современном русском языке слово "порочить" имеет оттенок оговора с клеветой. Что Вам показалось клеветой? История с недостойным фронтовиком? Это правда. Хотя я не отрицаю того, что он мог умирать в слезах покаяния. Но на тот момент он сделал немыслимо подлую вещь. Мимоходом! Клевета то, что не всё то поколение было чудесным? Клевета то, что безбожие приводит к падению нравственности? Философы... Хорошего Вам дня.
Наталья Наталье С 1 июня 2020, 08:04
Ну, вот мы и пришли к тому, у кого агрессия, а у кого - спокойное рассуждение. Может быть теперь Вы немного успокоитесь, прочитаете свои последние два комментария, потом мой (первый) и поймете, о чем я говорила. А говорила я о том, что не надо идеализировать советское поколение, потому что отступление от Бога не может привести ни к чему хорошему. Всё остальное - выдумки комментаторов. Хорошего Вам дня.
Наталья Павлу 1 июня 2020, 07:56
Вы верно подобрали слово - Вам, действительно, кажется. Я спорю в интернете второй раз в жизни. И, думаю, в последний. Люди вообще не слышат доводов - какой смысл спорить? Вот и Ваш комментарий взять - какое отношение он имеет к тому, что я сказала? Напомню, суть моего комментария была в следующем: не всё то поколение было чудесным, и это более чем естественно, т.к. безбожие не могло не привести к упадку нравственности. С чем Вы тут не согласны? С тем, что безбожие приводит к упадку? Или с тем, что не всё поколение было чудесным? И кто тут спорит ради спора?
Игорь М. 1 июня 2020, 07:55
Наталья Игорю М 31 мая 2020, 17:55
Игорь, не пугайте меня... Если Вы подростком не читали "Взять живым", то что же Вы тогда читали? И как вообще сейчас о Великой Отечественной рассуждаете?>>>
Я читал прекрасные правдивые книги о Войне ("Живые и мертвые", "Они сражались за Родину", "Момент истины" , "Горячий снег" и многие другие) и смотрел прекрасные фильмы о Войне ("Освобождение", "Они сражались за Родину" , "В бой идут одни старики", "Отец солдата" и многие другие). Документальной литературы я и не считаю.И рассуждать имею полное право. В отличие от любителей "всейправды". Карпов? Читайте Бондарева. И поумерьте свой агрессивный пыл.
Вячеслав 1 июня 2020, 07:25
Наталья С31 мая 2020, 19:47 В остальном с Вами согласен.
Вячеслав 1 июня 2020, 07:23
Наталья С31 мая 2020, 19:47 В этой войне учавствовали и Германия и Англия и Италия. Где вроде Бога не забывали, народ то там почему страдал? Может из-за того что кто-то из денежных мешков побольше себе деньжат захотел? Заново поделить мир, задавить конкурентов, прижать странную Советскую Россию, где о ужас не соблюдаются "святость права частной собственности", да и народец там на себя только работает. Войну развязали не коммунисты, войну развязали империалисты, который только так и могут выходить из кризисов.
Елена31 мая 2020, 22:43
Вадим К.31 мая 2020, 13:14 "Елена, откуда Вы взяли цифру в 1,5 миллиона сов. граждан воевавших в составе Вермахта?" Вадим, на цифре 1,5 миллиона сходятся большинство историков. Например: "Русский коллаборационизм в ВОВ" Цыганок Анатолий Дмитриевич Центр военного прогнозирования, член-корреспондент Академии военных наук, член Общественного совета Председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, доцент факультета мировой политики МГУ. У Александрова чуть меньше - 1 240 000 чел. При том масштабе раскулачивания, репрессий и прочих зверств, творимых большевиками над народом, эта цифра не вызывает удивления. Некоторые историки считают её даже заниженной.
Павел31 мая 2020, 20:04
Наталья,суть рассказа в подвиге.Подвиг народа был духом той эпохи.Да,люди были далеки от Бога.Но Господь зрит на сердце,а мотивы сердец были самоотвержены.Конечно же,можно рассуждать о том, что не путайте духовное с хорошестью.Но если идти по вашей логике,то на русско-турецкую войну солдат сгоняли силой,а не по их убеждениям,можно утверждать,что на Куликово поле тоже люди шли за неимением выбора,потому что были обязаны подчинялись своим князьям и что Дмитрий Донской никакой не храбрец, тем более не святой,так как через два года после Куликовской битвы он позорно бежал из Москвы в виду приближающегося Тохтамыша.Но мне,почему-то кажется,что вы спорите ради спора.
Наталья С31 мая 2020, 20:02
Представьте ситуацию, читаем стихотворение "Бородино" : -Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! И вдруг, спрашивающий отвечает, слушай, дядя! Да не надо идеализировать! Там такой подпоручик был, ну просто сволочь. Наверное, дядя удивился бы очень. Слава Богу тогда ещё не додумались возражать дяде. А сейчас да... Такие богатыри ума. Просто дальше некуда. Зато православные...
Наталья С31 мая 2020, 19:47
Не надо забывать, что война была попущена Богом за отступление целого народа от Него. Не наше это дело судить. Тем более судить наших дедов и прадедов. Это просто ужасно. Вы же не знаете как конкретный человек закончил свою жизнь. Может предатель покаялся в конце жизни и вошел в рай, а герой наоборот совершенно опустился. В рассказе приводится конкретный пример подвига человека. Никто не говорит о том, что этот человек святой. Но в тот момент жизни он заслужил уважение и низкий поклон. Наталья, вот вы осудили своего соседа. И под эту гребенку осуждаете других людей. Это называется православие? Странно...
Вадим К. Елена31 мая 2020, 13:14 31 мая 2020, 18:38
Елена, откуда Вы взяли цифру в 1,5 миллиона сов. граждан воевавших в составе Вермахта? Всего в его рядах активно участвовало в раз 10 меньше, а без учета эмигрантов и того меньше. К Власову записывались многие ради того, чтобы элементарно не помереть сголоду и холоду, т.к. немецкий плен для красноармейца был почти что смертным приговором. А насчет того, были ли аналоги такому массовому переходу на сторону врага, вспомним и то, что и развалу армии в 1917 тоже аналогов не было.
Вадим К. Наталье31 мая 2020, 18:24
"я знаю много и вообще о нашей истории, и о той войне, и о законах нравственной жизни." Знать можно много, но не все, да и понять - это уже другая ступень и не всякий ее осиливает. Не надо Вам так порочить человека, который пока не познал Бога. Не Божиего это Духа, если помните, даже если он не признает Его никогда. А лучше подумайте о том, что наша будто бы праведная желчь на его будто бы елей ему не будет в этом помощником. Вы излили свою личную обиду на заметку совершенно напрасно и несправедливо.
Вадим К. Елене О31 мая 2020, 18:04
"Как видно из истории воевать можно и так. Например русские за болгар в 19 веке." Это Вы зря, не знаючи истории, такое написали. Болгарию тогда намеревались не только освободить (а что и в этом нелепого?), но и сделать русским плацдармом для последующего захода на тот самый Константинополь. Другое дело, что неудачно: старушка Европа с немцем Бисмарком во главе не дала. Кстати, в рассказе значится не Вадим К., а Вадим Н., будьте внимательны :)!
Наталья Игорю М31 мая 2020, 17:55
Игорь, не пугайте меня... Если Вы подростком не читали "Взять живым", то что же Вы тогда читали? И как вообще сейчас о Великой Отечественной рассуждаете?
Наталья Наталье С31 мая 2020, 17:48
О, отлично! Я пишу, что всё то поколение не было повально чудесным, привожу пример и делаю вполне себе верный вывод о том, что безбожие не могло не отразиться на нравственности. Десяток комментаторов тут же обвиняет меня, в чем только заблагорассудится - в желании продать Родину, в ненависти к героям, в безответственности и некомпетентности... Теперь вот еще и в агрессии! Агрессии многовато, согласна.
Наталья Татьяне31 мая 2020, 17:34
Не знаю, как объяснить мысль человеку, который не понимает иронии... Проблема в том, что: 1.Сперва Вы мне, как критику идеи огульно чудесного поколения, приписали самые возмутительные мысли 2. И тут же заклеймили трусами целых 56 человек из этого поколения, лишь за то, что они пошли на фронт не добровольцами, а по призыву. Вот я Вам и советую: определитесь. Всё оно было чудесным? А если нет, то что вы все накинулись? И еще советую помнить, что лишь мир ангелов монохромен - они раз и навсегда разделились на черных и белых. А у людей всё гораздо сложнее. Те 56 пошли по призыву, но 49 погибли за Родину. А "Тонька-пулеметчица" пошла добровольцем, а потом расстреливала советских пленных.
Елена О31 мая 2020, 17:10
Автору спасибо! Старшее поколение, конечно, ещё помнит, а вот младшему надо иногда напоминать о героях и подвигах. Эта полемика уже не одно десятилетие идёт. «Если мы наконец не сделаем все, чтобы дети в нашей стране узнали и полюбили великие имена и подвиги своих предков, то люди нового поколения вынуждены будут выбрать для себя в герои тех, кого им навяжут, а не тех, о ком мы не нашли ни возможности, ни времени рассказать». Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Константин31 мая 2020, 17:09
Спаси Вас Бог! Пишите ещё!
Елена М.31 мая 2020, 16:29
Низкий поклон автору за великолепный рассказ о герое-фронтовике!Разделяю Ваше восхищение Вашим героическим дедом, преклоняюсь перед памятью поколения победителей, чья юность была опалена войной. Не вступаю в неуместную полемику.Прискорбно, что встречаются недостойные люди, но это не умаляет подвига остальных. Всем мира!
Алекс31 мая 2020, 15:35
Наталья С.31 мая 2020, 11:42 "Хотя были и святые." Конечно были. И если внимательно читать жития святых новомучеников нашей Церкви, то выходит что умирали они в советских концлагерях и на расстрельных полигонах НКВД, как раз в то самое время. Время "чудесных советских людей". Как это может сочитаться? Ведь как правильно уже писала тут Елена, строчили доносы, арестовывали, издевались, убивали и охраняли лагеря - представители того самого "чудесного поколения советских людей". Или какого-то другого?
Елена О31 мая 2020, 14:47
Елене. А Морозов не был большевиком.
Елена31 мая 2020, 13:14
Татьяна31 мая 2020, 08:08 "Были "власовы-красновы", осознанно перешедшие в услужение к врагу." В Верхмате служило более полутора миллиона граждан СССР. Советских людей, перешедших на сторону немцев. И это только в Вермахте, то есть служивших в составе регулярной германской армии. А если брать в целом то тех кто помогал, способствовал немцам, было намного больше. И это неудивительно, если помнить что творила советская власть со своим народом до войны. Раскулачивания, продразверстки, голодоморы, репрессии, закрытия храмов, глумление над верой... Так что как правильно тут написали - не судите.
Елена31 мая 2020, 12:26
Наталия Ростова - Елене30 мая 2020, 23:06 "Он и рядом не стоял с чеченскими террористами." Ну, это лишь ваше оценочное суждение. Террорист есть террорист, т.е. жестокий, бесчеловечный преступник. И они все одинаковы, что чеченские, что большевистские. А измениться, конечно, может каждый. Я правда не поняла, Морозов разве раскаялся в своём революционном пршлом?
Александр31 мая 2020, 11:49
Досадные неточности мешают восприятию в целом хорошего очерка. - Сражение на Курской дуги началось 4-5 июля 1943 года (а не 12 июня, как в тексте) - Немецкая бронетехника заправлялась все таки бензином. Поэтому говорить о ней, как о "дизельных машинах" не вполне корректно.
Наталья С.31 мая 2020, 11:42
Наталья, очень много агрессии. Вы не терпите то, вы не терпите се. Идеализация была всегда. В любом времени если покапаться можно найти кучу мерзавцев, предателей и т.д. Но это не отрицает то, что были в это же время люди хорошие, может не святые, но хорошие. Хотя были и святые. Когда происходят такие страшные события, как войны, то каждый человек показывает, кто он есть на самом деле.
Наталья Елене31 мая 2020, 09:26
Благодарю. Но, знаете, сомнения меня не терзают)) У меня два специальных образования, одно из них богословское, и огромный круг знакомых - я знаю много и вообще о нашей истории, и о той войне, и о законах нравственной жизни. Безусловно, восторженность и елейность могут быть некоторым защитным механизмом от ужасов жизни... но это опасный механизм. Хорошие духовники его не любят. И романтизация ВОВ может быть естественной реакцией на национальное унижение 90-х... но это тоже очень опасно. Не будем забывать, что фашизм вырос из псевдопатриотизма. А в комментариях православные (!?) рассуждают о том, что без Бога быть "чудесными" людьми - легко! С подачи провокационной фразы автора, конечно.
Марина31 мая 2020, 09:01
Спасибо за прекрасный рассказ и сохранение памяти! Низкий поклон и Царствие Небесное таким героям!!!
Татьяна31 мая 2020, 08:08
Наталья Елене О и Татьяне "А Татьяне советую определиться: отнести тех 56 мужиков,которые пошли на фронт не добровольно,а по призыву, или к чудесному поколению советских людей или к трусливым рабам." Я не рассматриваю "или-или". В Вашем примере - 56 недобровольцев,но были и миллионы добровольцев,от этого факта не уйти. Были "власовы-красновы", осознанно перешедшие в услужение к врагу. Но были и целые партизанские соединения, и люди в них, тоже осознанно сделали свой выбор. В целом о том поколении можно судить, лишь глядя на итог Великой Отечественной. У рабов не было бы даже мысли сопротивляться. С рабской психологией нельзя выиграть войну. А мы выиграли. Потому что знали за что воевали.
Игорь М.31 мая 2020, 07:13
Наталья Игорю и читательнице 29 мая 2020, 21:41
...Владимира Карпова, который при том плевался от побудительных мотивов "пацанвы">>>
Надо же, прямо таки "плевался" ? И на Зину Портнову,и на Марата Казея,и на Валю Котика,и на Зою Космодемьянскую тоже "плевался"? Это современная Россия весь год плюётся на советское прошлое, и только 9 мая вдруг вспоминает о "героическом наследии", хотя при этом не забывает ставить фанерную ширму перед мавзолеем.
Интересно, какие же были эти "побудительные мотивы", заставившие автора "плеваться"?
Елена О31 мая 2020, 06:58
А кто-то другой напишет "чудесное поколение "дворников и сторожей". Писатели и поэты склонны писать ненаучным языком, а художественными образами.
Елена О31 мая 2020, 06:39
Наталья, смысл фразы про поколение у автора не такой, как вы прочитали. Он из разных ПОКОЛЕНИЙ РУССКИХ ГЕРОЕВ описал одно конкретное поколение именно ГЕРОЕВ, а вы прочитываете его слова, как "поколение х - все герои". Возможно было бы понятнее, вместо конструкции "аппарат такого-то поколения", употребить конструкцию "герои из поколения русских советских людей".
Наталия Ростова - Елене30 мая 2020, 23:06
Не утрируйте, пожалуйста. Я не писала, что академик Морозов - "человек, героической судьбы". И чтоб не делать такие выводы, какие сделали Вы, лучше потрудитесь прочитать его биографию. Он и рядом не стоял с чеченскими террористами. Я не восхищаюсь периодом его жизни, когда он был революционером, ещё и радикальным. Но искренне рада, перерождению его души после тюрьмы. А перерождение было колоссальным. И поступки его в последствии, говорят сами за себя. На десять жизней хватит. И этим поступкам можно подражать. А Вам приведу в пример одно замечательное высказывание неизвестного автора - " У каждого святого - есть прошлое. У каждого грешника - есть будущее." Так что, не судите...
Елена30 мая 2020, 20:31
Как же по доброму, по христиански, накинулись на Наталью. За что? За то, что помнит правду о жизни своей бабушки. Не хочет забыть и присоединится к общему елейному хору умиления? А меня так же как и Наталью терзают сомнения. Как же среди представителей этого "поколения прекрасных советских людей" нашлось столько "доброжелателей" строчивших доносы на соседей? В какой параллельной реальности, одновременно с этим "поколением прекрасных советских людей", в то самое время, гноили в лагерях новомучеников, расстреливали верующих на Бутовском полигоне? Представители какого "прекрасного советского поколения" их мучили, арестовывали, конвоировали, расстреливали? Ведь задействованы были массы людей.
Елена30 мая 2020, 20:13
Наталия Ростова30 мая 2020, 10:52 "Бывший террорист, участвовавший в покушении и убийстве царя Александра 2." Прекрасный пример для подражания? А как вы к бывшим чеченским террориста относитесь? Для кого-то они такие же "люди героической судьбы". С "интересной биографией".
Наталья Елене О и Татьяне30 мая 2020, 19:03
Что я хотела сказать, то и сказала, почитайте первый комментарий. А то, что граждане истолковали это в смысле рабской психологии, так им виднее, откуда у них такие комплексы. Повторюсь: даже советские писатели не идеализировали всё военное поколение - я советской литературы о ВОВ перечитала море. Более того, создалось впечатление, что одной из самых страшных вещей на той войне было именно вот это разделение: когда для кого-то война, а для кого-то - мать родна. А Татьяне советую определиться: отнести тех 56 мужиков, которые пошли на фронт не добровольно, а по призыву, или к чудесному поколению советских людей или к трусливым рабам. Но учтите, что 49 из них не вернулись с войны.
Наталья Наталье С30 мая 2020, 14:47
Во-первых, конкретный случай приправлен выводами о всем чудесном советском поколении - это и есть идеализация. А во-вторых, скажу Вам "при чем тут" так, как мне объяснил один старый коммунист. Он сказал буквально следующее: "в СССР веру запрещали, и все были высокоморальные и сознательные. А теперь веру разрешили, и все стали моральными уродами." До того момента я относительно спокойно отмечала всякие безобразия, свойственные советской эпохе; они бывали и в другие эпохи, хоть и не в таких количествах. Но теперь появилось отвращение к в ее идеализации, потому что вижу, какова ее цель.
Варвара30 мая 2020, 13:26
Наталья,солидарна с вами.
Елена О30 мая 2020, 12:20
То, что сами фронтовики были людьми скромными и души их были изранены потерями друзей и близких ("сам герой относился к славе более чем сдержано. Известны такие его слова: «Воевали все. Сколько на свете таких людей, на которых Полевого не нашлось».) не значит, что и нам не надо радоваться их Победе и прославлять её.
Наталия Ростова30 мая 2020, 10:52
Есть в нашей истории один уникальный персонаж. Морозов Николай Александрович. Я узнала про него, ещё задолго до того, как по ТВ показали фильм "Дед Морозов". Ушёл добровольцем на фронт в возрасте 88 лет. Был успешным снайпером. Сослуживцы его очень любили и как могли, старались заботиться о нём. Хотя этот дед себе поблажек не делал...Бывший террорист, участвовавший в покушении и убийстве царя Александра 2. Отсидел в одиночке более 25 лет. Там же выучил 11 языков и написал 26 научных томов. Считал себя атеистом, но после тюрьмы вёл вполне праведную жизнь...К чему я это? Наталья пишет-Сложновато без Бога остаться не то что "чудесным поколением",а вообще людьми. Да нет, просто. Было бы желание.
Елена О30 мая 2020, 10:38
Наталья, да 100%, что были люди подобные Вадиму К. Никто же и не скрывал этого, ни Василь Быков, ни Владимир Карпов, ни Алексей Маресьев. Вы что сказать-то хотите? "Воевали за чужие интересы"? Как видно из истории воевать можно и так. Например русские за болгар в 19 веке.
Елена О30 мая 2020, 10:20
Наталья, я в курсе. Моя мама и её брат с сестрой как раз остались и без отца (погибшего в 1941) и без матери, умершей после войны.
Олегъ30 мая 2020, 09:39
Дочитал сегодня.Впечатлён.Силой духа таких людей, не жалевших самих себя ради Победы над врагом, ради того, чтобы мы могли жить и радоваться. Спасибо автору.
Татьяна30 мая 2020, 09:19
Наталья Игорю и читательнице29 мая 2020, 21:41 "56 мужиков ушло из нашей деревни на фронт, и ни один не добровольцем". Наверно и воевать не надо было, сразу сдаться и своим ходом в крематории, а кто покрепче - на рабский труд.
И.30 мая 2020, 02:21
Наталья29 мая 2020, 08:52 Вы предлагаете судить о поколениях по его худшим представителям? Сейчас разве нет тех, кто доносы пишет? Не нужно в органы писать, достаточно начальнику ради той же должности или премии. Даже не поставят перед выбором "или...или", втихушку сделают, вы будете недоумевать, что произошло, а кто-то станет успешным по современным меркам. И такие доносы не останутся в архивах, вы не будете знать о них и не расскажете своим внукам. На долю того не идеального поколения выпало столько, что их детям, внукам, правнукам и не снилось, однако они в подавляющем большинстве сумели остаться людьми, не потеряли веру в добро, справедливость и милосердие.
Наталья С.29 мая 2020, 23:57
Причем здесь вообще чей то сосед, никто ничего не идеализирует, рассказан конкретный случай про войну, и таких случаев были миллионы. И память о них должна жить в народе, несмотря на то, был у кого то сосед урод или нет.
Наталья Игорю и читательнице29 мая 2020, 21:41
Ух, сколько отклика! Да только всё - мимо... Современные патриоты пытаются быть патриотичней фронтовиков, которые ту войну прошли, горя хлебнули через край и идеализаций ее терпеть не могли. И даже патриотичней советской цензуры. Она, по крайней мере, миллионными тиражами пропускала не только всё смягчающего Владимира Карпова, который при том плевался от побудительных мотивов "пацанвы", но даже Василя Быкова, с его жуткой правдой о людях на той войне. 56 мужиков ушло из нашей деревни на фронт, и ни один не добровольцем. А дед мой, думаю, сказал бы, что верное понимание подвига и розовый туман в голове - разные вещи.
Наталья Андрею29 мая 2020, 21:09
Андрей, во-первых, я не утверждаю, что большинство были подобны тому человеку, просто не приемлю идеализаций и обобщений, тем более с такими натяжками. Во-вторых, понятие "хороший человек" - это для христианства вообще ни о чем... Не говоря уж о том, что очень опасно связывать победы и, вообще, успех с "хорошестью", а поражения и неудачи с "плохостью" - так и от Православия недолго отойти.
Наталья Елене О29 мая 2020, 21:07
Да, Елена, особенно с должностью старшего помощника младшего дворника, которой примерно соответствовало то место в нищей деревне. Разница с ним и без него была как разница между хроническим недоеданием и глубоким истощением.
Читательница (Подмосковье)29 мая 2020, 17:42
Наталье (29 мая 2020, 08:52) Известно, что «на войне атеистов не бывает». Об этом много написано. Во время ВОВ в храмах служились молебны о даровании победы, и вера в то время была покрепче нынешней, когда храмы и монастыри открыты. А что касается соседа Вашего деда, то в семье не без урода, а поколение было чудесным. Если б не оно - не было бы ни нашей Родины, ни нас. Не надо всех под одну гребенку.
Игорь М.29 мая 2020, 17:23
Наталья29 мая 2020, 08:52 Умиляют меня эти идеализации целых эпох - "чудесное поколение русских советских людей"!>>> Но Ваш-то дед наверняка были из чудесного поколения, раз отдал самое дорогое что у него было -- его жизнь? Подумайте, что чувствовал бы Ваш дед, если бы прочитал, как Вы вот так, катком, прокатились по всему его поколению.В Евангелии сказано, "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".Именно то поколение продемонстрировало такую любовь, когда пацанва приписывала себе годы,чтобы уйти на войну.Поколение воистину чудесное.Как говорится, "богатыри, не мы". А частные конфликты бывают всегда."Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояньи".
евгений29 мая 2020, 16:19
Вечная память героям++++++++++++
Андрей29 мая 2020, 14:27
Наталья! Я не историк, я простой гражданин своей Страны. Уверен, что хороших людей больше. Иначе бы мы не обержали Победы в той войне.
Елена О29 мая 2020, 14:23
Наталья, с "должностями" всегда проблемы были. И будут, по-видимому.
Анна29 мая 2020, 12:42
Я впечатлена,спасибо Вам за этот рассказ.
Наталья29 мая 2020, 08:52
Умиляют меня эти идеализации целых эпох - "чудесное поколение русских советских людей"! Один из этого поколения героев, вернувшись с покалеченной рукой с фронта, пригрозил моей бабушке, что напишет на нее донос, если она не освободит ему должность. Сказал прямым текстом - с тобой дети хоть живые будут, а так вообще пропадут! И с ней пропадали - в 1947 чудом с голоду не умерли. Мой дед погиб под Сталинградом, оставив 5 детей от 1 до 12. А этот не погиб, и на детей деда-соседа ему было плевать. Теперь его правнуки, верно, рассказывают о его героическом прошлом. А от деда не осталось даже фото для Бессмертного полка. Сложновато без Бога остаться не то что "чудесным поколением", а вообще людьми.
Игорь М.29 мая 2020, 08:10
Даже немецкий язык...И вот, эти сытые, спортивные, правильные немцы, с большим опытом, на прекрасных, технически безупречных машинах... над лавиной прекрасных, быстроходных бронированных дизельных машин, в которых сидели спортивные, сытые, прекрасно обученные, правильные немецкие танкисты.>>> Вообще-то немецкие "прекрасные бронированные машины", управляемые "правильными спортивными" нацистами и давившие русских детей своими гусеницами, в массе своей были не дизельными, а бензиновыми.Это у "неправильных" советских Т-34, КВ-1 и 2, Т-50 моторы были дизельные. И "дубовые листья на фюзеляжах"-это из кино.Советского, но очень правильного кино.Которое теперь больше не снимают,ни в России,нигде.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×