Йога – это особая аскеза, а не оздоровительные упражнения

Памятник А. Гхошу Памятник А. Гхошу Занятия йогой сейчас предлагают в любом фитнес-центре. Как мы к этому пришли? Когда-то йога была уделом индуистов. Примерно 150 лет тому назад ситуация изменилась, в Индии активно пропагандировалась английская культура. Кто-то из местных ее жадно впитывал, другие игнорировали. Кто-то доказывал англичанам, что у индийцев есть самобытная культура, причем индуизм – не одна из национальных религий, а точное следование вечному всемирному закону жизни. «Вечный закон» (санатана дхарма) неизбежно действует на лучших представителей любой религии, почти как действуют на людей законы физики. Подобные утверждения индийцы иллюстрировали христианам на примере йоги.

Индийские интеллектуалы европеизировали йогу – упражнения йоги стали пониматься как научные эксперименты, как проверенные веками методики для решения разных жизненных проблем: медицинских, психологических, духовных. 100 лет назад йога превратилась в популярное, модное явление.

100 лет назад йога превратилась в популярное, модное явление

Многие сейчас в хатха-йоге видят в первую очередь оздоровительную гимнастику. На самом деле всё иначе. Открываем монографию по йоге, опубликованную в Индии:

«Хатха-йога… это направление индийской сотериологии, то есть системы техник, цель которых в том, чтобы практикующие достигли освобождения, спасения»[1].

Сотериологические техники! Оказывается, люди в хатха-йоге принимают неудобные позы, выполняют дыхательные упражнения не для оздоровления, а для спасения. Для определения йоги в открытую использован богословский термин, христианское слово «сотериология».

Да, йога – это аскеза такая (садхана). Учения йоги – это сотериология. Упражнения йоги представляют собой духовные практики, неоиндуистский путь спасения.

Сравним йогу с христианской аскезой. Делаем выбор

М. Альфасса и йогин М. Альфасса и йогин Важно определиться: что с чем будем сравнивать? Удачный выбор кандидатов для сравнения даст содержательный результат. Предлагаю в качестве образца христианской аскезы избрать православную традицию исихастов, а не протестантский опыт англичан. Потому что в англиканстве мы найдем лишь обломки традиционной христианской аскетики, плюс отдельные авторские аскетические находки, плюс какие-то влияния извне[2].

В качестве представителя йогической аскезы предлагаю взять интегральную йогу (здесь и далее – «ИЙ»). Почему ее? ИЙ создана на базе классических школ йоги Ауробиндо Гхошем («Шри Ауробиндо», 1872–1950). Гхош получил университетское образование в Англии, это позволило ему практиковать йогу и методично анализировать смысл йогических упражнений. У Гхоша десятки тысяч последователей по всему миру. Мощные центры ИЙ обосновались в Санкт-Петербурге и Москве.

Йога понимается как шанс на дальнейшую эволюцию людей

По сути, в ИЙ различимы три компонента:

  1. аскетика из классических школ йоги;
  2. личный оккультный опыт А. Гхоша и его сподвижницы – Мирры Альфассы («Мать», 1878–1973);
  3. теория эволюции в оригинальной трактовке – йога понимается как шанс на дальнейшую эволюцию людей. ИЙ должна обеспечить эволюционное развитие сознания людей до степени суперсознания (супраментала), а жизнеспособность людей благодаря ИЙ выйдет на уровень бессмертия.

Этапы на аскетическом пути. Две картины крупными мазками

Исихастская аскетика в «Лествице» описывает этапы пути в виде восхождения христианина по 30 ступеням. Восхождение невозможно без помощи свыше, без нисхождения Божественной благодати к человеку. В первом ряду аскетических ступеней «Лествицы» главенствуют упражнения в покаянии (Леств. 1–7), за ними следует ряд ступеней борьбы со страстями (Леств. 8–26), редкий опыт высокой жизни – это ступень священного безмолвия (исихия, Леств. 27). Потом идет ступень священной молитвы (Леств. 28), и, наконец, ступень бесстрастия (Леств. 29) и ступень Божественной любви (обожение, Леств. 30).

А. Гхош верил, что в него вселился Кришна, и его тело не умрет. Однако в 1950-м г. Гхош умер

Аскетический путь ИЙ отличается от христианского образа духовного восхождения. Наряду с восхождением-эволюцией (движением от материи к духу), в ИЙ присутствует особая тема нисхождения-инволюции (движения от духа к материи). То есть в ИЙ дается образ двунаправленного спиралевидного движения по полусфере.

Первым этапом в ИЙ является установление безмолвия в разуме. Этот опыт создает условия для следующего, судьбоносного этапа – восприятия нисходящего тока «силы Шри Ауробиндо и Матери». ИЙ на этом этапе превосходит надментальные состояния сознания, доступные в классической йоге[3]. Сознание на этом этапе якобы восходит на супраментальный уровень, йогины верят, что человек становится на один уровень с богами.

И если этот аскетический путь продолжится, то йогин окажется выше богов индуизма и богов других религий. Йогин выйдет на этап так называемой йоги клеток. Происходит дальнейшая супраментализация сознания и супраментализация тела на клеточном уровне. А. Гхош верил, что в него вселился Кришна, и его тело не умрет. Однако в 1950-м г. Гхош умер.

Этап безмолвия. Подробности и сравнение

Безмолвие разума в ИЙ означает остановку потока рассуждений и наблюдений. Как говорил А. Гхош: «Чашу нужно вычистить и опустошить для того, чтобы божественный напиток мог наполнить ее». Йогины очищают сознание от «вибраций-мыслей», чтобы перейти от ментального уровня сознания к более высоким уровням. Как утверждают, безмолвие сообщает йогину способность различать вибрации, например, вибрацию гнева от вибрации духовного откровения.

Безмолвие порой сопровождается трансом, похожим на сон. Гхош сетовал, что некоторые йоги увлекаются «сном», считают его высшим состоянием. Йогин может достичь безмолвия с помощью психотехник. Как? Нужно систематически упражняться – не думать ни о чем по несколько минут; повторять тот пароль-мантру, который привел человека в йогу; воображать себя на спокойной глади океана, сливаться с его бесконечностью.

В отличие от ИЙ, христианская аскеза начинается не с безмолвия. Для начала нужно вычистить греховную скверну – в покаянии. Греческие отцы понимали покаяние как перемену ума, но это отнюдь не измененное состояние сознания, наподобие безмолвия в йоге. При покаянной перемене ума христианин осознает, что грехи, которые он прежде легкомысленно совершал, отделяют его от вечного блаженства в Царстве Божием.

В отличие от ИЙ, христианская аскеза начинается не с безмолвия. Для начала нужно вычистить греховную скверну – в покаянии

Сравним: А. Гхош считал заповедь Христа искать прежде всего Царствия Божия – призывом отождествить себя с божеством через йогические медитации. Православный христианин не может принять такую трактовку Царствия Божия. Мы не приравниваем себя к Богу, мы – всего лишь Его создания. Грехами отдаляем себя от Бога, покаянием приближаемся к Богу.

Йоге чуждо покаяние и борьба с греховными страстями, то есть чужда вся необходимая подготовка к священному безмолвию. ИЙ интересует не тема греховных страстей, а проблема самоконтроля, контроля идей и желаний, управляющих сознанием человека (сюда относится контроль за гневом). Эту проблему йога решает психотехниками. Безмолвие в ИЙ и исихастское безмолвие ума от страстных помыслов отличаются принципиально. И сходство понятий о помысле и вибрации в этом случае не делает ближе аскетику исихазма и йоги.

Этап появления нисходящего тока «силы Шри Ауробиндо»:
Подробности и сравнение

Асаны хатха-йоги и упражнения раджа-йоги пробуждают «силу кундалини». Эта сила восходит по каналу в «тонком теле» человека, по «чакрам». Энергетические центры – чакры – у обычного человека неактивны, йога пробуждает их. Вот для чего нужна йога, а не для оздоровления и релакса!

В ИЙ предлагают замену «силе кундалини», это более мощная «сила Ауробиндо» – нисходящая, и потому «более божественная». Сверхсилу сделал доступной для своих учеников А. Гхош. Он хвалился, что там, где другие йоги заканчивают, там ИЙ только начинает. То есть хатха-йога обеспечивает «безмолвие» и пробуждет кундалини, но не дает нисходящий поток сверхсилы/сознания. В ИЙ сверхсила нисходит в голову, потом – в сердечный центр, потом – ниже.

Получив «силу/cознание Шри Ауробиндо», человек просвещается – в его сознании поселяется «Свидетель». Йогину теперь не надо долго размышлять над какой-то проблемой, выискивать информацию по книгам. Достаточно подключиться к «силе Ауробиндо», и открывается доступ к знанию/гнозису, и «Свидетель» ведет йогина в правильном направлении. «Сила Шри Ауробиндо и Матери» помогает людям практиковать йогу непрерывно, без напряжения.

Сравним с исихастским опытом сведения ума в сердце. На первый взгляд, есть сходство с нисходящим потоком силы в ИЙ. Нисходящий поток йогин может получить во время джапы – многократного повторения сакральной формулы. На этом основании Дж. ван Фрекем в своей книге об ИЙ сближает упражнения йоги с сердечной Иисусовой молитвой. Впрочем, еще охотнее он сближает йогу с древним еретическим гнозисом, для которого характерен пантеизм, учение о реинкарнации, оккультизм. Сам А. Гхош говорит о неогностическом характере своей аскезы:

«В момент гностического преображения эволюция пересекает линию, за которой происходит величайший и радикальный переворот сознания… ментальному рассудку трудно понять… супраментальную природу».

А. Гхош планировал стать гностиком-сверхчеловеком.

В исихастской традиции тоже встречается термин «гнозис», но в другом смысле, другом контексте. Покаянная борьба со страстями приводит христианина к священному безмолвию и ведению/гнозису. Какое ведение приобретает исихаст? Он познает логосы тварного мира, то есть познает замыслы Бога-Творца о тварном мире. Для ИЙ свойственно совсем другое познание мира: безличное божество само становится космосом, то есть происходит инволюция божества, а эволюция человека состоит в познании божественной природы человека и божественности всего космоса.

Классические йогические практики нацелены на изменение сознания, а цель исихастских практик – личное общение с Богом

Практиковавший йогу религиовед М. Элиаде тоже разграничивал духовность неоиндуизма и христианства. По поводу Иисусовой молитвы Элиаде отмечал, что классические йогические практики (пранаяма) нацелены на изменение сознания, а цель исихастских практик иная – личное общение с Богом.

Исихасты в опыте священной молитвы к Богу различали ступень сердечной молитвы и ступень непрестанной/самодвижной молитвы. Здесь опять вроде бы есть сходство с ИЙ, но оно лишь внешнее: нисходящая сила на определенном этапе аскетического пути становится не кратковременным опытом, а непрерывным. «Сила Шри Ауробиндо» доходит до сердца и спускается ниже, а сосредоточение аскетической практики ниже сердца святитель Игнатий Кавказский считал причиной ложного религиозного опыта.

Этап йоги клеток:
Подробности и сравнение

Сознание проходит в йоге очищение от вибраций, становится «безмолвным», затем наполняется «божественным напитком» через «силу Ауробиндо». Ближайший ученик «Матери», Б. Анженже[4], описал этот этап ИЙ:

«Первые ‟капли” просто восхитительны… клетки наполняются восторгом – прямо как вишни в бренди… ни один экстаз не сравнится с этим телесным чудом».

Через несколько недель просачивание супраментального у Б. Анженже сменилось более мощным импульсивным потоком нисходящей силы, как бы ударами мистического молота в тело. Происходила мучительная – «мученическая» – трансформация, Анженже чувствовал, что клетки его организма «кричат», повторяя таинственную мантру: «Ты ЕСТЬ Здесь».

Анженже ошибочно рассчитывал, что йога клеток даст бессмертие. А. Гхош объяснял, как придет бессмертие: работа чакр заменит деятельность органов тела, и человек обретет неумирающее «тело света». Гхош верил, что

«божественное существо, живущее гностической жизнью, будет очень глубоко и отчетливо осознавать то, что происходит в других, осознавать как свои собственные ум, жизнь… будет действовать не из поверхностного чувства любви»[5].

Вместо бессмертия Анженже получил лишь религиозные экстазы с оккультными опьянениями и восприятиями света от окружающих предметов, с вхождением внутрь предметов, со сверхэффективным отдохновением, которое давал свет. А еще были экстазы соприкосновения с пламенеющим божеством Агни.

Вместо бессмертия Анженже получил лишь религиозные экстазы с оккультными опьянениями

Теперь сравним йогический опыт с вершиной христианской аскезы – бесстрастием – «воскрешением души прежде воскрешения тела». Преодоление духовной смерти (грехов и страстей) ставит человека на границу тварного мира – дает обожение, предваряет эсхатологическое воскресение мертвых. Согласно преподобному Силуану Афонскому, бесстрастие преображает тело исихаста в мощи, сообщает исихасту великую благодать как у мучеников. Мы знаем из истории Церкви, что мученики бесстрастно переносили нечеловеческие пытки. Не оттого, что они впадали в религиозный экстаз, который давал эффект анестезии. Причина другая. Тело мучеников было преображено благодатью, оно, как и святые мощи, оказывалось преображенным, выше страданий, порой выше физического тления.

Бесстрастие у старца Силуана переживалось как причастие Божественной пламенеющей любви (Леств. 30), он созерцал Божественный Свет. Это не опыт визионерского экстаза, а личное общение с любимым Господом Иисусом Христом, сверхъестественное восприятие Христа глазами и умом. У отца Силуана эта бесстрастная любовь принимала форму любви к врагам. Трудно давался старцу подвиг любви, когда на его родине враги Церкви мучили и казнили христиан.

Любовь требует от человека борьбы с гневом, гордостью, а не очищения от вибраций

Старец Силуан стремился возгревать любовь, избегать разрушающей душу ненависти к гонителям. Он не желал превратить свою духовную жизнь в поиск более-менее приятных экстазов, религиозного опьянения (как у Анженже). Не искал мнимого единства с окружающим миром по ту сторону «поверхностной любви» (как у Гхоша). Настоящая любовь к Богу и ближнему – глубокая. Такая любовь загорится в сердце, если человек откажется от самообожествления, свойственного йоге. Любовь питается Божьей благодатью, требует от человека борьбы с гневом, гордостью и остальными страстями, а не контроля желаний и очищения от вибраций.

О чем я не хотел бы рассказывать

В этой статье я кратко сопоставил аскетический путь ИЙ и исихастов. Опыт «безмолвия» йогического разума, «очищенного от вибраций», мы сравнили с опытом священного безмолвия ума от страстных помыслов. Сравнили переживание «нисходящего потока силы/сознания» со сведением молящегося ума в сердце и переходом к непрестанной молитве. Наконец, сравнили йогу клеток с изменениями телесности у бесстрастных подвижников.

А. Гхош к Христу и христианству относился с пренебрежением, М. Альфасса и Б. Анженже – со жгучей неприязнью

Всё это для того, чтобы аналитически сопоставить исихастскую и йогическую аскезу. Не стал я начинать с того, как мастера йоги высказываются в адрес христианства. Мне хотелось избежать слишком эмоционального обсуждения темы «христианство и йога». Пожалуй, в конце статьи можно кратко упомянуть то, с чего я не хотел начинать: А. Гхош к Христу и христианству относился с пренебрежением, М. Альфасса и Б. Анженже – со жгучей неприязнью.

Еще я не стал писать про классические школы йоги. Мы сфокусировались на интегральной йоге. Теперь кратко напишу. В «Энциклопедии йоги» Г. Фёрштайна четко сказано, что все школы йоги сходятся в одном: «Йога есть самадхи (экстаз)». Действительно, ряд упражнений в различных школах йоги представляют собой техники экстаза, даже у нерелигиозных тренеров в фитнесс-центрах. От разных экстатических состояний йогины получают «исцеление»[6], «расслабление», «вдохновение», «ощущение божественной силы и расширения сознания». Со временем возникает нездоровая зависимость от получения экстазов.

Исихасты знали про опасность увлечься экстатическими состояниями. И предостерегали, что в погоне за экстазами человек впадает в прелесть, получает ложный духовный опыт.

[1] Burley M. Hatha-Yoga, Its Context, Theory and Practice. Delhi, 2000. P. 1.

[2] В начале XX в. на англиканство влиял методизм и движение ривайвелистов.

[3] В ИЙ считают, что надментальные состояния сознания доступны религиозным гениям из других религий, например, Христу, Будде.

[4] Б. Анженже (1923–2007) более известен под неоиндуистским именем «Сатпрем». Это имя нарекла ему «Мать».

[5] Гхош А. Жизнь Божественная. кн. 3. Собрание сочинений. Т. 16. СПб, 2016. С. 444–445.

[6] Странное дело, при изучении «исцелений» многие обнаруживают, что благодаря йоге «исцеляются» почему-то функциональные, психосоматические расстройства, неврозы. Органические патологии, которыми занимается доказательная медицина, почему-то не поддаются «исцелению через проработку чакр». По этой причине напрашивается медицинский вывод: «оздоровительные упражнения йоги» представляют собой «лечение по методу плацебо» (пустышки). Только безвредность этих «оздоровительных» упражнений ставится под вопрос, например, в публикации «Как йога может разрушить ваше тело» (https://sektainfo.ru/kak-joga-mozhet-razrushit-vashe-telo/) Это вольный перевод статьи, опубликованной в «Нью-Йорк Таймс», даю ссылку на первоисточник: https://www.nytimes.com/2012/01/08/magazine/how-yoga-can-wreck-your-body.html

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О христианстве и йоге от бывшего адепта последней О христианстве и йоге от бывшего адепта последней
Дмитрий Дружинин
О христианстве и йоге от бывшего адепта последней О христианстве и йоге от бывшего адепта последней
Дмитрий Дружинин
К физическим упражнениям йога никак не сводится, и ее учение, в которое обязательно вас посвятят на занятиях йогой, в корне противоречит христианскому. Разберемся, в чем именно.
Скрытое пламя: православный взгляд на йогу Скрытое пламя: православный взгляд на йогу
Джозеф Магнус Фрэнгипэни
Скрытое пламя: православный взгляд на йогу Скрытое пламя: православный взгляд на йогу
Джозеф Магнус Фрэнгипэни
Что же такое йога на самом деле? Как связана она с индуизмом, с мистическими практиками? Насколько безопасен этот «комплекс упражнений» для души и тела?
О йоге и прочих восточных практиках О йоге и прочих восточных практиках
Валерий Духанин
О йоге и прочих восточных практиках О йоге и прочих восточных практиках
Валерий Духанин
В индуизме многих привлекала мысль о том, что в человеке заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен.
Комментарии
иПавел Денису24 июня 2020, 22:26
Полагаю, что в России популярность йоги обусловлена (оккультно-)медицинскими ожиданиями и экзотическим флером вокруг занятий йогой.
иПавел24 июня 2020, 22:19
Денис:24 июня:Думаю, причин популярности йоги много. Англичане-колонизаторы вывезли йогу как любопытную экзотику, создали моду. Йогу используют секты, обещая изменение сознания, здоровье и, порой, бессмертие, а также - фитнес-индустрия, превращающая йогу в услуги населению
иПавел24 июня 2020, 15:12
Всего доброго, Алексей! Да поможет Вам Бог найти Путь, Истину и Жизнь!
Денис24 июня 2020, 11:06
иПавел, хочется остановиться на идейных причинах популярности йоги в России. В имперское время наша страна была светом миру. В советское время время наша страна звала за собой в светлое будущее. Ныне же у нас по-большому счёту только воспоминания о былых победах, а прошлым жить нельзя. Вот и ищут русские люди кто на Западе, кто на Востоке.
Алексей24 июня 2020, 10:41
иПавел При всем уважении, но то, что написано в статье и в Ваших комментариях и мои комментарии, всё это в ведах считается неблагоприятным. Мне крайне не хотелось скатываться на противопоставления и сравнивание. Простите и всего Вам доброго!
иПавел23 июня 2020, 20:21
Алексей23 июня 2020, 10:15: Уважаемый Алексей, меня совесть обличает, что мы с Вами обсуждаем кришнаистскую аскезу в комментариях на статью про йогу. Причем, количество вайшнавских комментариев и комментаторов растет день ото дня. Это оффтопик! Простите нас, уважаемая редакция! Нет ли у Вас, Алексей, знакомого, практикующего ИЙ, с которым можно было бы культурно обсудить в комментариях текст статьи?
иПавел23 июня 2020, 20:13
Искатель23 июня 2020, 12:23: Уважаемый комментатор, Вы искатель или Вы вайшнав?
Искатель23 июня 2020, 12:23
"Какое место в вайшнавской аскезе занимает борьба со страстями, если аскезу описывать пошагово? Не могли бы Вы привести способы борьбы, например, с тщеславием и гордостью?"

Борьба со страстями - это уничтожение анартх (анартха на санскрите - "нежелательное", "нецелесообразное"). Вайшнавы не признают ни хатха-йогу, ни механистическую аскезу способом духовного прогресса. Они считают само чистое преданное служение Богу лучшей и эффективнейшей аскезой, которая устраняет из сердца все виды анартх (страстей): и гордость, и тщеславие, и зависть, и гнев, и все другие.
Алексей23 июня 2020, 10:15
Что касается гордыни, т.е. есть ложного эго , отличное от истинного эго, из за обусловленности души материальным миром как источником наслаждения. И пока человек не пройдет покаяние, его путь к Богу невозможен и возникает борьба и поиск рецептов, но как я уже сказал победы эти временные. Т.е. вручив себя Богу вопрос гордыни перестает быть актуален так же. На это указывал Шрила Бхактивинод Тхакур в "ШАРАНАГАТИ".
Алексей23 июня 2020, 09:00
иПавел Чтобы ответить на все вопросы мне пришлось бы исписать пару страниц. Вы знакомы с ведическими знаниями о строении души, человека, вселенной, творения? Мне пришлось бы также писать о гуннах материальной природы, тамасе, раджасе (страсти) и благости. Др. словами Вы боретесь с проявлениями мат. мира , но это только подспорье, поэтому победы эти временные. Тогда как веды рекомендуют принять природу, карму, и развиваться духовно, тем самым возвыситься над страстями. В индуизме человек не обожествляется, это ошибка, но в во всем живом находится параматма - сверхдуша. О духах это др. тема, они не обожествляются.
Татьяна22 июня 2020, 23:15
Прекрасная книга на эту тему для интересующихся: Православие и религия будущего, иеромонах Серафим (Роуз).
иПавел22 июня 2020, 20:40
Алексей22 июня 2020, 13:53: В православной аскезе тема покаянной борьбы со страстями в центре. Это отличает нашу аскезу от (нео)индуистской. Эта тема есть в Евангелии и в любых пастырских наставлениях. Сегодня празднуем день праведного Алексия Мечёва, он оставил афоризм: "Два у нас врага - окаяшка и "яшка"". "Яшка" - это имя враждебной страсти "яканья", горделивого самолюбия.Неоиндуизм "яшку" подкармливает учением о божественности человека. "Окаяшка" - имя окаянного сатаны и демонов, которые враждуют с людьми, соблазняют. В (нео)индуизме даже нет учения о падших духах, которые лишают людей духовной жизни. Йогины с апломбом пишут о божественности злых духов. Какая тут борьба, безмолвие?
иПавел22 июня 2020, 20:22
Алексей22 июня 2020, 13:53: Без настоящей, победоносной борьбы с греховными страстями нельзя достичь священного безмолвия, возможно только – «техническое безмолвие», с помощью йогических психотехник, например. Для Вас гордость и тщеславие находятся на периферии духовной жизни, как психологические проблемы ОТДЕЛЬНЫХ людей, поэтому Вы не можете сослаться на неоиндустскую аскетическую литературу по теме гордости и тщеславия. Сравним: Христос начинает нагорную проповедь с темы горделивого ощущения людьми своих духовных БОГАТСТВ, это ощущение перекрывает МНОГИМ людям духовный путь: «Блаженны НИЩИЕ ДУХОМ», – то есть смиренные, негордые.
иПавел22 июня 2020, 20:09
Алексей22 июня 2020, 13:53: Благодарю за ответ. Уверяю Вас, проблема гордости и тщеславия не обязательно связана с «проявлениями материального мира». Вот что Ваша аскетика не учитывает. Человек гордится не только своими материальными преимуществами, но и духовными тоже («Я умею мыслить трансцедентно, в отличие от…»). В вайшнавской/кришнаитской традиции тщеславным гордецам «рекомендуют служить людям, которых Вы считаете ниже себя». Это неэффективное средство! Такое служение имеет побочку - еще более изощренное и мощное тщеславие: «Я служу тем, кто ниже меня». В исихазме используют более радикальные аскетические средства, п. ч. знают, что душеполезными делами «избавиться от страсти» нельзя
Алексей22 июня 2020, 13:53
иПавел Я привел общие пути принятые в вайшнавской традиции и пытаюсь донести, что как только личность понимает значение и сущность души, путем поста, самодисциплины и особенно молитвы, то в результате этого, личность начинает мыслить трансцендентно и любые проявления материального мира уходят на др. план. Для начала надо понимать на каком уровне духовного развития находится конкретная душа. Персональный же рецепт для преданного, в зависимости от ситуации дает духовный учитель, если Вы это имеете в виду. Делайте то, что полезно для души и избавитесь от страсти. Если еще более конкретно, то в таких случаях рекомендуют служить людям, которых Вы считаете ниже себя.
Вадим К. Денису продолжение22 июня 2020, 11:45
И дерзну заметить, что и завело Вас не туда. По крайней мере Ваши взгляды, которые Вы высказываете по разным проблемам об этом ясно говорят. Это типичная ошибка - духовность вообразить какой-то "умностью". Перечитайте писания свт. Игнатия о молитве и вообще о духовной жизни в современных условиях духовного оскудения и сверьте со своими представлениями об этих предметах.
Вадим К. Денису22 июня 2020, 11:38
"Мирян же учат вовсе единицы исихастов, так мне почти за десять лет не удалось найти замены моему первому наставнику, когда его "ушли". Вы не обижайтесь, Денис, но Ваши взгляды со стороны видятся довольно странно. Вы явно занижаете значение внешнего богослужения, занижаете значимость таинств Церкви для духовной жизни человека, отказываете в подлинности покаянию человека, еще не достигнувшего каких-то довольно значительных высот. И вот это последнее должно бы насторожить, ведь всякая подлинная духовность начинается именно с покаяния и именно оно, а не что-то иное должно быть ее мотивом, а если не так дело обстоит, оно поставлено неправильно и есть опасность, что заведет в итоге не туда.
Антон22 июня 2020, 08:34
Йога неотделима от индуизма, на ней лежит печать языческой духовности. Поэтому если вы выбрали для себя путь спасения в христианстве, надо отказаться от йоги. А если вы не можете отказаться от йоги - значит, надо снять крест и признаться себе в том, что вы не христианин. Попытки усидеть на двух стульях кончаются известно чем. Христианство - религия любви, от подлинного христианства веет теплом. От йоги веет холодом. Человек, вставший на путь йоги, становится всё более холодным, равнодушным к окружающим и всё более гордым. Одно это показывает, что йога и христианство - разные пути, ведущие в совершенно разные места. Место, куда ведёт йога, в христианстве называется "ад".
Светлана Хрулёва22 июня 2020, 08:14
Не понимаю, а почему именно йога? Ну если это занятие не полезно для христианина! Что нет других спортивных упражнений??? Ну есть обычная гимнастика, аэробика, фитнес,бег, плавание, волейбол....... Ну занимайтесь спортом , ну не лезьте в в эту йогу!!!
Денис22 июня 2020, 06:18
Анна, проблема скорее в том, что само умное делание полузабыто среди православных христиан. Мирян же учат вовсе единицы исихастов, так мне почти за десять лет не удалось найти замены моему первому наставнику, когда его "ушли". У нас слишком многие так боятся впасть в прелесть, что по-сути вовсе избегают духовной жизни во Христе и других толкают в обрядоверие вместо православия. Хотя разве так прелести избежишь?
Сергей22 июня 2020, 00:30
всё же главное - кому служишь, к кому стремишься, кого слушаешь. Для нас ясно, Христос сказал прямо: другого пути, кроме Него, нет. Многие индийские гуру вроде бы и признают Христа, но норовят, часто незаметно, принизить и отодвинуть (явно всё же трудновато совсем пренебречь). Чтобы оправдать это, они часто говорят, что у христиан всё искажено, а вот гуру лучше знает. Так и магометане. Апостол говорит, что дух, не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, - дух лжи и не от Бога. А ведь исповедовать - это не нехотя в уголке. Выходит, те гуру учат или или лишь человеческим заблуждениям, или, если это и впрямь духовно - то еще хуже, т.к. духи знают, что лгут, губят намеренно.
Иулиания21 июня 2020, 23:56
Знакомая, ныне - православная хистианка, в прошлом что-то около года или даже пары лет прожила в Тибете. Одним словом, бурная была молодость. А путь к Богу - у каждого свой. Кто-то сразу идет куда нужно, другой - перепробует все. Но что хочу сказать: как-то она призналась, что несмотря на годы в Православной церкви, святое Причастие, наличие опытного духовника, прошлое периодически аукается. Очень тонкая грань между просто физическими упражнениями и уже чем-то большим. Есть различные виды физкультур. Всем желаю не лениться делать элементарню зарядку для поддержания формы. Больше ходить пешком. Плавать.
иПавел21 июня 2020, 23:08
Алексей21 июня 2020, 14:48. Алексей, к сожалению, Вы отвечали не на мои вопросы, а почему-то на свой вопрос: «Есть ли аскеза в индуизме и вайшнавской традиции?» Мои вопросы (от 20 июня 2020, 23:46) для Вас, может быть, неудобны. И все же я повторю свои вопросы: Какое место в вайшнавской аскезе занимает борьба со страстями, если аскезу описывать пошагово? Не могли бы Вы привести способы борьбы, например, с тщеславием и гордостью?
Елена21 июня 2020, 21:44
Случайно на днях обнаружила в библиотеке почившей свекрови книгу "Спутник Атеиста"... прочла. Знаете ли вы , дорогие мои, что подобные книги и статьи очень многих людей, православных заманивают и лишают Божьей благодати. Любопытство не порок...но..
иПавел21 июня 2020, 15:58
Михаил20 июня 2020, 23:2: Торчинов делает некорректное утверждение: «Исихазм превратил аскетический праксис ранних подвижников в стройную систему психотехники». Нет в исихазме никакой стройной системы психотехники, а было редко встречавшееся (!) у исихастов «художество», психофизический факультативный (!) метод, который Торчинов сближает с йогой. Нужно видеть не только поверхностные сходства между сведением ума в сердце и самадхи, но замечать и фундаментальные различия. Для этого я рассматриваю аскетические традиции пошагово, аналитически, не вырывая из контекста отдельные виды опыта, не путая их. Чего и Вам, уважаемый Михаил, желаю.
Анна21 июня 2020, 15:53
Продолжение... Но даже, если человек с Божией помощью освободится от заблуждений, и расскаявшись, захочет стать прихожанином храма, его ждут жесточайшии искушения. Если только он не встретит на своём пути священника, доброго наставника, который объяснит ему всю суть и пагубу тех увлечений. И потихоньку приведёт ко Христу, к истинному пониманию сути Христианства. К сожалению, наблюдаю уже не один год давних прихожан, у которых в голове до сих пор "полный компот". И это наша общая беда. Если руку гранатой оторвало. Рана заживёт. Болеть не будет. Но руку уже не вернёшь... вот о чем многоуважаемому автору следовало бы писать. Не о различиях, а о духовных последствиях занятий йогой...
иПавел21 июня 2020, 15:50
Михаил20 июня2020, 23:2: «Религиоведы, например, Е.Торчинов, указывают на сходство исихазма и йоги». Торчинов – буддолог, синолог; не специалист по исихазму. Цитата из Торчинова: «Велико влияние исихазма… знаменитые иконы "Христос в силах" ("сила" – рус. пер. греч. "energeia") лучшее тому подтверждение. На этой ноте мы и завершим наше краткое и поверхностное рассмотрение великой традиции восточнохристианской мистики». Он спутал знаменитое название: не «Христос в силах», а «Спас в силах». Сила здесь не «энергия» из исихастского богословия нетварных энергий, как думал Торчинов, а «силы небесные» (греч. «динами»), т. е. ангелы. Рассмотрение исихазма у Торчинова, увы, поверхностное,некорректное
Анна21 июня 2020, 15:23
При всем моем уважении к автору данной статьи, спешу заметить, что не нашла ни в этой статье, ни в других на подобную тему глубоких вразумляющих слов о вредоносном действии для души и сознания человека занятий йогой и любыми восточными практиками. Очень много специальных терминов, уводящих в сторону. Главное же, что подобные практики инициируют контакты с падшими духами,а по православном, с бесами. И человек, глубоко повреждаясь, во-первых отпадает от Благодати Божией, и как следствие, от Церкви Христовой. Во-вторых, перестаёт видеть глубину своих заблуждений. О чем и свидетельствуют комментарии многих участников. Как правило, увлекаются этим люди, далёкие от жизни в Церкви...продолжение...
иПавел21 июня 2020, 14:55
Михаил20 июня 2020, 23:2: «5 классических основных направлений индийской йоги… ведут к самадхи, так же как и практика исихазма. Самадхи некорректно понимать, как экстаз» Вы насчитываете 5 направлений классической йоги. Простите: а почему не 4 классических направления (без бхакти)? Фёрштайн, будучи йогином (хатха- и карма-йога), переводчиком йогических текстов с санскрита, религиоведом, обосновывает понимание самадхи как экстаза через трансцендирование аханкары («Энциклопедия йоги», с. 36). Как Вы обоснуете свое понимание самадхи как неэкстаза?
Алексей21 июня 2020, 14:48
иПавел Как известно, тема аскезы это основополагающая тема в индуизме и в вайшнавской традиции. В той же Бхагават Гите эта тема поднимается не раз, как описание тонкого тела человека, его строения, 24 элементах материального мира. Формат нашей с Вами переписки не позволяет раскрыть этот вопрос полно к сожалению, но маяки я обозначу. В комментариях Прабхупады описаны признаки духовного развития личности, в том числе отказ от мирских развлечений, желание уединенности, ограничение в пище, отказ от интоксикаций любого вида,самодисциплина, непрестанная молитва, распорядок дня и служение, это если в 2-х словах. Вопрос комплексный. Я не это тело, а вечная душа, гл. формула, пожалуй.
Денис21 июня 2020, 11:28
Алексей Степанов, вы правы. Мало предостерегать, надо положительную альтернативу давать. Кстати творить молитву Иисусову очень хорошо во время ходьбы в такт дыханию. Разум очищается, физических сил прибавляется.
иПавел20 июня 2020, 23:46
Алексей20 июня 2020, 12:35: «вайшнавская традиция более строга для физ. тела… О страстях и говорить не приходится». Тема борьбы со страстями в православной аскезе – самая обсуждаемая, и у подвижников, и у исследователей, по ней есть объемистая и глубокая монография Ларше. Какое место в вайшнавской аскезе занимает борьба со страстями, если аскезу описывать пошагово? Не могли бы Вы привести способы борьбы, например, с тщеславием и гордостью?
иПавел20 июня 2020, 23:40
Алексей20 июня 2020, 12:35: «Возможно есть расхождения в терминологии, это трудно описывать словами». Расхождения в терминологии есть. Еще больше расхождения в самом опыте. Если термин «безмолвие» совпадает, то характер опыта безмолвия отличается. В статье я пытался это проанализировать. Аскеза исихастов: покаяние – борьба со страстями – безмолвие ума – священная молитва Иисусова... Аскеза ИЙ: безмолвие разума – нисходящий «ток силы Шри Ауробиндо и Матери» - йога клеток. В пошаговой развертке аскезы видно, что и контекст опыта безмолвия разный.
иПавел20 июня 2020, 23:26
алексей степанов20 июня 2020, 16:56: "Хотелось бы узнать мнение автора статьи о допустимых, рекомендованных православием физических практиках". Уважаемый Алексей, что-то рекомендовать от имени Церкви может Собор, такого списка допустимых для православных христиан физических практик на церковных Соборах не было, однако были соборные предостережения людям от попадания в секты. Если Вы присмотритесь, то увидите, что некоторые секции, предлагающие вроде бы физические практики, представляют собой по сути секты. Свое мнение об аскетической практике йоги я высказал в статье, общий принцип ясен - избегать языческих и неоязыческих практик, даже если их кто-то советует как полезные для здоровья.
Михаил20 июня 2020, 23:21
Запутанная статья. Понимаю, тема большая и рассказать коротко сложно. Вообще-то сть 5 классических основных направлений индийской йоги: раджа, джнана, крийя, бхакти, хатха. Все из них, при правильном(!) выполнении ведут к самадхи, так же как и практика исихазма. Самадхи некорректно понимать, как экстаз. Это скорее ощущение присутствия Бога, той самой Божественной любви, бриллианта в сердце, а вообще очень сложное понятие, так как трудно объяснить словами. Религиоведы, например, Е.Торчинов, указывают на сходство исихазма и йоги, хотя признают их независимое происхождение. Кстати, далеко не все индийские гуру плохо относились к христианству, например, С. Шивананда.
алексей степанов20 июня 2020, 16:56
Хотелось бы узнать мнение автора статьи о допустимых, рекомендованных православием физических практиках.
Алексей20 июня 2020, 12:35
иПавел, я думаю Вы понимаете о чем я говорю, что происходит при длительном чтении Иисусовой молитвы в том числе. Возможно есть расхождения в терминологии, это трудно описывать словами. Православные тексты читаю по той же причине, что и веды, стремлюсь изучать священные писания в меру своих скромных сил, стараюсь не поверхностно. Иоанна_, согласен с Вами, но если имеется в виду махаматнтра как аналог Иисусовой молитве, то это не так. Как Вы наверняка знаете, вайшнавская традиция более строга для физ. тела. Запрещаются любые интоксикации, мясоединение и пр. Это основы. Человек который есть мясо неспособен постичь Истину, так написано. О страстях и говорить не приходится.
Вадим К. Алексею20 июня 2020, 12:19
"Бог один, а служение у всех разное." Да, Алексей, и Бог один, и служение разное, но не всякое Ему единому угодно, а только то, которое и Духовно, и от Истины не отходит Ин. 4: 24. У индуистов же учение о Нем неверное и от Истины далеко ушедшее, а значит они только думают, что служат Ему, на деле же служа иному.
Вадим К. Денису20 июня 2020, 12:11
"лишь на стадии перехода к молитве сердечной происходит искреннее покаяние, а не то, что привыкли понимать под этим "кающиеся" для галочки перед причастием." Денис, у разбойника на кресте не было размышлений на тему, уровня какой молитвы он достиг словесной, умной и на подступе он к сердечной или же нет. Тем более не было времени на упражнения. Но покаяние у него было, никто ему в этом отказать не может. А у Вас в оценках высокомерие, какого у Бога нет: Он принимает покаяние всякого и тут же, на какой бы умной или глупой ступени он не находился, лишь бы оно было искренним. Каждый кается, как может, и Бог примет эти две последние полушки больше многих золотых у "умных" и "сердечных".
Иоанна_ 20 июня 2020, 07:46
Алексею. Святые отцы предупреждают, что молитва Иисусова должна практиковаться ТОЛЬКО параллельно с очищением сердца от страстей, соблюдением заповедей, глубоким изучением Священного Писания. Без этого молитва Иисусова не просто бесполезна, но опасна и ведёт к прелести, которая есть состояние бесовского навождения! А у вас что, Алексей? Вы самую первую, самую важную заповедь ни во что не ставите! Согласна с Родионом.
иПавел19 июня 2020, 23:26
Андрей Юрьевич19 июня 2020, 20:45: «а почему никто не вспомнил, что идол - ничто... верят индуисты в мистику йоги, а нам что до этого… взять какие-то упражнения оттуда, полезные с медицинской (научной!) точки зрения - почему нет?» Моя жена – врач. Ей в медуниверситете им. Пирогова не читали лекции про раскрытие чакр, про работу канала для силы кундалини и силы Ауробиндо, пранаяму? Андрей Юрьевич, как думаете: почему? Может, это не медицинская, не научная точка зрения, а религиозная? Какой мы сделаем вывод?
иПавел19 июня 2020, 23:05
Андрей Кондаков19 июня 2020, 19:17: "Йоге чуждо покаяние и борьба с страстями"… Дальше можно не читать - полное непонимание основ йоги». Могу предъявить тысячи страниц о покаянии и борьбе со страстями, написанных исихастами. Андрей, сможете засыпать меня цитатами йогинов о покаянии и страстях? В сети есть видео, на котором пожилого Сатпрема спрашивают: «Вы в жизни делали что-то нехорошее?» - мастер йоги сначала растерялся, потом проговорил: «Может, что-то против Матери сделал?..» Цитирую по памяти. Нет в основе йоги темы покаяния. Есть проблема самоконтроля, бытовые извинения за проступок, и только.
иПавел19 июня 2020, 22:39
Алексей19 июня 2020, 18:26: В исихастской традиции трезвение и безмолвие – синонимы. Поэтому безмолвники подолгу трезвятся умом на молитве Иисусовой, их ум соединяется с сердцем. В некоторых греческих текстах этот исихастский опыт называется «экстасис», «экплексис». Однако это не измененное состояние сознания. Можно у Вас спросить: Алексей, если Вы считаете ведические писания наиболее полными знаниями о Боге, что Вас побуждает читать православные тексты?
Андрей Юрьевич19 июня 2020, 20:45
а почему никто не вспомнил, что идол - ничто! Неужели, мы допускаем, что какая-то и́ога может сбить христианина с пути истинного? Разве православный человек будет искать за банальными физическими упражнениями для физического здоровья какой-то глубокий религиозный смысл? Ну, верят, индуисты в мистику йоги, а нам что до этого. Их проблемы, но взять какие-то упражнения оттуда, полезные с медицинской (научной!) точки зрения - почему нет?
Андрей Кондаков19 июня 2020, 19:17
"Йоге чуждо покаяние и борьба с греховными страстями, то есть чужда вся необходимая подготовка к священному безмолвию. ИЙ интересует не тема греховных страстей, а проблема самоконтроля, контроля идей и желаний, управляющих сознанием человека (сюда относится контроль за гневом)." Дальше можно не читать - полное непонимание самых основ йоги и на этом строится вся статья
Илия19 июня 2020, 18:40
Для справки: "медитация", в переводе с европейских языков на русский - "размышление". Как можно стать святым, только думая "какой я уже святой" - уму не постижимо. Да, хотелось бы предостеречь желающих заниматься только физической йогой "без слов": проблемы с позвоночником вам гарантированы.
Алексей19 июня 2020, 18:26
иПавел я не разбирал на службах, кто из какой конфессии пришел и пришел ли, у Вас несравнимо больший опыт. Но такие моменты невольно угадывались иногда. При длительном чтении молитвы невозможно сохранять трезвенное состоянии на протяжении всего времени, поневоле происходит изменение сознания, но это не экстаз, мне кажется это очень неподходящий термин. Состояние преданного служения Богу и прежде всего любви, это и есть самадхи. Я не кришнаид, но ведические священные писания действительно изучаю, как наиболее полные знания о Боге.
Родион19 июня 2020, 17:20
Как же больно видеть, что под всеми подобными статьями на православных ресурсах так много людей, относящих себя к христианам, но превосходно разбирающихся во всей этой синкретической чепухе, погружая в неё свои жизни :( Церковь учит о полноте, говоря о том, христианство предлагает не один из путей, не часть, а _всё_ необходимое для спасения. И спасения-то от чего? От греха, конечно, т.к. именно он и мешает полноценной жизни с Богом. Больно видеть, что отвергая руку помощи Христа, плоды его жертвы, его призыв взять крест и идти за Ним по тому пути, который Он указал, человек обращается к погоне за всей этой ерундой: экстазами, саморазвитию, открытию пятого глаза, десятой ноги, двацатого уха.
иПавел19 июня 2020, 17:17
Сергей19 июня 2020, 15:44: "Как человек, также изучавший этот предмет, могу сказать, что учение Гхоша и его представление о йоге не имеют ничего общего с хатха-йогой". Не согласен. В общине Гхоша некоторые практикуют хатха-йогу, об этом писал ван Фрекем. Что-то общее у этих школ йоги есть. Для А.Гхоша духовность мастера хатха-йоги (надментальный уровень) соответствует начальному уровню в интегральной йоге, а духовность ИЙ (супраментальный уровень) несравнимо выше. Иными словами, для А.Гхоша ИЙ - это суперйога, а хатха-йога - одна из классических.
иПавел19 июня 2020, 17:07
Алексей19 июня 2020, 14:57 Спасибо за достаточно откровенный ответ. За 30 лет на православной службе я видел экстазы, НО не у прихожан, а у бывшего неопятидесятника, женщины, практикующей неоязычество... Православные службы строятся так, чтобы сохранять трезвенный ум на молитве. То, что Вы приравниваете Иисусову молитву к махамантре свидетельствует, что Вы, Алексей, кришнаит. Угадал?
Виталий Уткин19 июня 2020, 16:01
Слышали ли Вы, — что некоторые секты современного буддизма ориентируют не на поиск Изначального Сознания, но на борьбу против демонов и вампиров — и это обеспечивает не духовные достижения последователей, а шизофрению? — что значительные массы индуистов уповают сейчас не на Творца, а на сказочного (т.е. выдуманного) “бога” Ганешу? — и многие современные “йоги” в Индии веруют, что кундалини располагается в копчике? — и что хатха-йога в настоящее время чаще всего преподаётся ученикам, которые едят мясо, — и это только вредит им, поскольку усиливает у них грубость сознаний? Тем кто заинтересуется йогой,сам я начинал с книги "Экопсихология", В.Антонов
Виталий Уткин19 июня 2020, 15:59
Ауробиндо — на духовном этапе его жизни — исповедовал и проповедовал добрые идеи. Но его методология духовного роста полностью неверна. То, что нужно стремиться к развитию только верхних чакр, что высшие формы сознания надо искать у себя над головой, — это есть принципиальная ошибка, характерная для ряда школ, не располагающих высшими знаниями. Да и методик развития чакр у него не было. Не было у него и знаний о методах управляемой остановки чрезмерной деятельности ума. То, что описывает Сатпрем о своём ученичестве, — это есть как раз описание того, как не следует учить и учиться. Сказанное мной, подтверждается и тем, что заметных духовных достижений у последователей не прослеживается
Сергей19 июня 2020, 15:44
О. Павел, спасибо за статью, кого-то она, возможно, убережет от увлечения мистикой и эзотерикой. Как человек, также изучавший этот предмет, могу сказать, что учение Гхоша и его представление о йоге не имеют ничего общего с хатха-йогой, тем более в том варианте, который сейчас по всему миру преподается в фитнес-центрах. Для подавляющего числа практикующих в современном мире йога является разновидностью лечебной и/или спортивной гимнастики. Для большинства индийских учителей йога также не является духовным путем, а элементарным средством заработка, и сами они далеко не аскеты.
Александр19 июня 2020, 15:14
Почитайте что говорил старец Паисий Святогорец о иоге! Это вообще никак не связано с православием, это, честно говоря, какая-то бесовщина (лучше уж пропагандировать спорт и силовые нагрузки организма, нежели подобный практики из других религий). вот статья (все кто слушал старца Паисия точно помнят его отношение к подобным течениям) https://pravlife.org/ru/content/prp-paisiy-svyatogorec-o-reinkarnacii-induizme-yoge-i-vozvrashchenii-v-pravoslavie
иПавел19 июня 2020, 15:05
Алексей KZN19 июня 2020, 13:11: "то что преподносят в виде йоги в фитнес залах по сути йогой и не является. В фитнесе это набор растяжек... В наш век гиподинамии это хорошее подспорье... Просто нужно знать когда останавливать самого себя". Останавливать себя нужно, когда предлагают заняться йогой, - и направляться на стретчинг (растяжки без экстатической аскезы) или в другую спортивную секцию, где не будет медитативных упражнений и гуру.
Алексей19 июня 2020, 14:57
иПавел Да, гуру это духовный учитель, который ведет в Богу, поэтому он обожествляется и ему тоже служат. Такова традиция. В каждой живой душе присутствует частица Бога, - то, что в ведах называется параатма- сверхдуша. Не вижу противоречий. То, что Вы называете "экстазом", на службах регулярно происходит среди прихожан, по разным причинам. Низошла благодать Божья. Суть служения в индуизме это служение единому Богу, как ни странно это звучит для тех кто владеет не только поверхностной информацией. Монахи повторяющие Иисусову молитву это тоже самое, что и повторение махамантры, т.е. воспевание святых имен Господа. Суть одна и та же, только разные формы.
Елена О19 июня 2020, 14:39
ну если фитнес-йога имеет отношение к чужой религии, то тогда танцы, музыка, живопись и т.д.и т.п. тоже все небезгрешны...
Михаил19 июня 2020, 13:56
А вот что говорит апостол Павел в послании к Тимофею о йоге и прочей ерунде:" Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей. IТим.7-11 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи."
иПавел19 июня 2020, 13:32
Алексей 19 июня 2020, 11:16 Судя по Вашему комментарию, на Вас, вероятно, повлиял кришнаизм. Вспомните, что это религиозное движение основал человек по имени «Его Божественная Милость Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада». Гуру обожествляется! Гуру и его последователи «служат Господу» в состоянии систематически переживаемых религиозных экстазов. Эти экстазы можно считать йогическими. Посмотрите в сети видео «Прабхупада – киртан». Разве на подобных видео запечатлена не техника достижения экстазов самадхи, бхакти? Это служение Единому Богу? Как Вы считаете, монахи, повторяющие Иисусову молитву служат, Богу так же,как служил Прабхупада? Если нет, то в чем именно разница этих служений?
иПавел19 июня 2020, 13:23
Алексей 19 июня 2020,11:16: «Цель йоги , это пройти 8 ступеней и достигнуть бхакти-йоги - т.е. безраздельного служения Господу». Перечислю ступени в йоге Патанджали: 1. яма (моральные законы)… 3. асана 4. пранаяма… 7. дхьяна (медитация) 8. самадхи. В статье я подчеркнул, что «оздоровительные» асаны и пранаяма – это религиозный путь к цели, то есть к опыту самадхи (экстазу). Поэтому в целом йога – это религиозная аскеза, со «служением Господу» в йоге не так просто, как Вы считаете. Имя «Шри Ауробиндо» означает «святой/божественный Ауробиндо», его ученики, йогины, поклонялись и служили ему как «Господу». Христиане это критикуют. Благожелательная и компетентная критика полезна, не так ли?
Алексей KZN19 июня 2020, 13:11
Рискну быть побитым, но скажу, что краски как-то сгущены. На мой взгляд, то что преподносят в виде йоги в фитнес залах по сути йогой и не является. В фитнесе это набор растяжек и довольно эффективных. В наш век гиподинамии это хорошее подспорье для людей, которые работаю по 8-10 часов за столом. Просто нужно знать когда останавливать самого себя. Где физическая практика, а где духовная. Грамотным быть. И человеком нужно оставаться, не кидаясь с дубиной на всяких кришнаитов. Это тоже люди, просто они проходят свой духовный путь. Я верю, что человек, который ищет Бога рано или поздно приходит к Христу. Спаси Господи!
Ирина19 июня 2020, 12:29
На подсознательном уровне отталкивала йога, даже когда хотела с помощью упражнений "оздоровиться". Спасибо за статью.
Алексей19 июня 2020, 11:16
Цель йоги , это пройти 8 ступеней и достигнуть бхакти-йоги - т.е. безраздельного служения Господу. Это все, что нужно знать о йоге, все остальное это технические детали. Хороший Гуру никогда не станет критиковать другие конфессии, т.к. Бог один, а служение у всех разное.
Елена19 июня 2020, 10:19
Игорь,Гоша вы спрашиваете зачем нам это знать,а для того чтобы не увлечься этим. Моя знакомая православная христианка очень увлекалась йогой,воспринимая ее как оздоровительные упражнения. К моим предостережениям не прислушивалась. А попадись ей такая статья,может и задумается. Ведь сайт авторитетный. И ведь она не одна такая
александр пивоваров19 июня 2020, 10:17
вредная и естественно не умная статья, хатхой вылечил заболевание, которое 33 года врачи только купировали, православным был и есть, опять же не человек для субботы, но хатха для здоровья человека
Читательница (Подмосковье)19 июня 2020, 09:36
Я сначала подумала, что в заголовке статьи забыли поставить кавычки, т.к. приняла его за цитату из книг по индийской сотериологии. Стала читать и поняла, что кавычки в заголовке не нужны: "Да, йога – это аскеза такая (садхана). Учения йоги – это сотериология. Упражнения йоги представляют собой духовные практики, неоиндуистский путь спасения". Раз аскеза, не исключено, что кому-то, стоящему на перепутье, может показаться интересным этот опыт и захочется пойти по такому пути спасения. Согласна с комментатором Гошей: "ЗАЧЕМ?"
Лариса_19 июня 2020, 09:21
Спасибо о. Павел. Сейчас немало людей, считающих себя православными (посещающими литургию) практикуют занятия йогой, при этом утверждают, что это им нужно для поддержание только физ. формы. Вот бы им не мешало ознакомиться с этой статьёй. Воистину - "В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань».
Денис19 июня 2020, 09:01
Формы исихазма и йоги схожи, ибо предназначены для людей. Принципиальная разница в содержании, в стремлении... Христиане стремятся ко Христу!
Анна19 июня 2020, 08:36
Большое спасибо, отец Павел, за эту статью. У родственников увлечение йогой, пытаются вовлечь детей, на все уверения, что это духовно опасно, отшучивается, что ничего страшного. Попробую им прочесть. Спаси вас Господи!
Денис19 июня 2020, 07:26
Игорь, даже среди православных знающих об умном делании мало, а уж идущих по этому пути к Богу... Поэтому десять из десяти за привлечение внимания и сравнительный анализ, чтобы читатели могли познавать в сравнении.
Денис19 июня 2020, 07:19
"Мы не приравниваем себя к Богу, мы – всего лишь Его создания". Люди являются венцом творения. Мы созданы по образу Божию и можем уподобиться Ему. Высшая цель умного делания в обожении. «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом» Святитель Афанасий Александрийский о христианском учении и жизни с Богом https://pravoslavie.ru/93289.html
Денис19 июня 2020, 07:16
"В отличие от ИЙ, христианская аскеза начинается не с безмолвия. Для начала нужно вычистить греховную скверну – в покаянии". Даже не всякое физическое упражнение можно выполнить на одной силе воли. Сначала надо мышцы укрепить, связки растянуть... Так и в умном делании сначала требуется выяснить, а доступна ли молитва словесная? В случае утвердительного ответа к молитве умной переходить с её освобождением от суетных мыслей и лишь на стадии перехода к молитве сердечной происходит искреннее покаяние, а не то, что привыкли понимать под этим "кающиеся" для галочки перед причастием.
Владимир19 июня 2020, 07:05
христианство имеет и начало и конец (является целостным). ни чего другого(другой системы или религии) целого в мире на сегодня нет.( все ждут дальнейших разъяснений.)
Гоша19 июня 2020, 05:42
ЗАЧЕМ? Зачем нам знать эту гадость и прикасаться к этим людям?
Игорь 19 июня 2020, 01:30
Йога похлеще экуменизма, не понимаю зачем на православном сайте это, ведь это плесень потихоньку разъедает.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×