PR-продвижение и психологизация Православия

О задачах религиозных консультантов в рамках греко-протестантских реформ

В России греко-протестантизм находится в поле зрения церковной общественности с 2018 года. Это течение является идеологическим проектом либеральных групп, которые играют в мировом православии роль своеобразной псевдоморфозы. Оно, подобно троянскому коню, отстаивает идею трансформации не только православного богословия, но и самого церковного устроения в греко-протестантском духе.

Александр Щипков. Фото: С. Мшвилдадзе / Православие.Ru Александр Щипков. Фото: С. Мшвилдадзе / Православие.Ru

Предыстория

Греко-протестантизм представляет собой комплекс идей секуляризированной протестантской этики, соединённый с символическим языком православия и повторяющий его внешнюю культурную форму, но, тем не менее сформированный под влиянием секуляризма и неолиберальной идеологии.

Определяющую роль в этом формировании сыграло радикал-модернистское учение Константинопольского патриархата о «греческом этосе православия», утверждающего, что православные всего мира должны следовать эталонам этого этоса, сформированного исключительно в поле исторического эллинизма. Ведущую роль здесь играют греческие модернистские богословы, проживающие в США и находящиеся под влиянием американского протестантизма и американской внешней политики. В России эти идеи вторичны, их активно пропагандируют ведомые теологи, находящиеся в интеллектуальной зависимости от своих американских учителей.

Последним событием в рамках греко-протестантской тенденции стала новая версия модернистского «богословия после», привязанная к событиям коронавирусной пандемии. Речь шла об «экстренной реформации» Русской православной церкви под предлогом «гнева Божьего», явленного во временной приостановке публичных служб в храмах. Носители греко-протестантской идеи вменяли другим членам Церкви прочтение этой ситуации в духе «Господь изгоняет нас из храмов» и — как бы вследствие этого — «мы должны реформировать Церковь прямо сейчас».

Идея использовать богословие в оранжевых целях родилась достаточно давно и отнюдь не в России. «Богословию после пандемии» предшествовало «богословие после Майдана».

Исходом такой риторики обычно является некий богословский категорический императив. Эзотерика в итоге порождает некие силовые технократические решения.

Момент, связанный с пандемией, упущен: «православная реформация» не началась — церковный народ её не принял. Тем не менее идеи инфильтрации русской православной идентичности элементами греко-протестантизма и связанных с этим структурных изменений в церкви остаются в силе. Речь идёт, в частности, о замене исторических церковных институтов аналогами институтов секулярного республиканизма, о деиерархизации и поддержании вялотекущего раскола в виде «конфедерации свободных общин-ассоциаций», выборности епископата, «всеобщем священстве», разрыве с каноничностью, секуляризаций церковного языка.

Проводниками всех этих изменений, по мысли последователей греко-протестантизма, должны стать «активные прихожане» — по аналогии с «активными горожанами» эпохи московской болотной революции 2012 года. Конечной целью тех и других является революционный переворот, в одном случае в государстве, в другом — в Церкви, но производимый по единым образцам.

В церковном варианте речь идёт о кардинальном изменении духа и буквы церковного наследия. Вместо христианизации и духовного просвещения общества предполагается секуляризация самой Церкви, приведение ее к стандартам постмодернистского и постгуманистического общества, построение симулятивной «миссии». Вполне очевидно, что все это в случае реального воплощения привело бы к девальвации всей системы христианских ценностей и смыслов, к утрате («сбросу на ноль», говоря языком западного модернистского богословия) опыта святоотеческого наследия.

Религиозный консультант вместо священника

Направленность греко-протестантского реформизма выражается в предложениях провести корректировку содержания учебных дисциплин при подготовке священнослужителей. Необходимость изменений объясняют устарелостью традиционных форм миссионерской работы и проповедничества. В качестве эффективного решения предполагают обновление системы духовного образования с всё более явной установкой на консьюмеризацию и психологизацию проповеди и миссионерства.

Подгонка духовного образования под существующие светские образовательные стандарты ведёт к появлению в предметной сетке таких дисциплин как основы PR или секулярная психология. Настроения либерал-православных всегда прямо коррелируют с секуляристской повесткой.

В конечном счёте речь идёт о формировании принципиально нового типа священника — религиозного консультанта. Религиозный консультант в отличие от традиционного священника действует во время исповеди и личных бесед как психоаналитик, а в публичной сфере — как пиар-агент, рассматривающий церковное наследие как своего рода «актив», подлежащий утилитаризации и монетизации.

Содержание и направленность проповеди, произносимой священником-консультантом в рамках действия новых дисциплинарных приоритетов, кардинально меняют смысл и направленность, фактически переориентируются на новые цели, далекие от христианского миссионерства. Они позволяют формировать личность, главные качества которой не коррелируют с православной сотериологией.

Диссертации отдельных фигур, считающихся знаковыми внутри либерал-православного комьюнити, нередко бывают посвящены доминированию нравственного над духовным и придают приоритетное значение постмодернистской аксиоматике. Например, вслед за представителями протестантского богословия утверждается, что атеизм обладает «самостоятельной ценностью», поскольку содержит «бесценный опыт жизни «вне Бога»».

Новая методология работы пастыря в рамках постмодернистского греко-протестантского направления формируется на основе психоанализа, а PR-технологии предписывается использовать как основные приёмы проповеди. Категории церковного и божественного тем самым перемещают в сферу денежно-символического (рыночного) обмена.

В Церкви всегда существовали различные школы духовничества — Николая Гурьянова, Авеля Македонова, Наума Байбородина, Кирилла Павлова, Иоанна Крестьянкина и многих иных, — каждая из которых вела ко Христу. Но многообразие духовных методик названных мною старцев не имеет ничего общего с релятивистским и конструктивистским истолкованием дела Церкви и ее идеалов в греко-протестантской доктрине.

В последнее время плоды подобного подхода мы наблюдаем, например, в области культуры. Князь Мышкин скачет по сцене голым, Ленский и Онегин дерутся пивными кружками, дирижёр оркестра выходит в клоунском гриме — всё это называется «актуализацией классики». В этих рамках правила игры диктует невидимый зрителю продюсер. И если в культуре на выходе получается низкопробная попса, то на месте религиозной проповеди получится фабрика ересей и набор симулякров. В сущности, мы уже наблюдаем примеры такого миссионерского пиара в США и Европе, где плодятся «политкорректные Библии», а призыв к покаянию и избавлению от греха объявляется тоталитарным давлением на личность.

PR-технологии

Традиция церковной проповеди разрушается, реальный миссионерский опыт отбрасывается как якобы устаревший. Проводники греко-протестантизма сегодня используют тезис о том, что деятельность Церкви, которая направлена на духовную помощь человеку в деле спасения его бессмертной души, — это и есть «связи с общественностью». В данном случае применяется ложное тождество понятий «люди» (онтологичное понятие) и «общественность» (конструктивистский концепт). Понятие «общественность» всегда идеологически нагружено теми, кто в данный момент владеет сознанием масс и рычагами власти, контролирует политическую повестку и СМИ. К общественности обращаются партийные спикеры, шоумены, пропагандисты, чиновники-управленцы. Церковь в отличие от них обращается не к общественности, а именно к людям.

В последнее время нередко приходится слышать о наращивании вокруг христианства «символического капитала» (термин левого социолога Пьера Бурдье) — очевидно, что такой капитал обладает именно сравнительной, а не абсолютной ценностью по сравнению с другими его видами, что само по себе противоречит абсолютному, вневременному и надисторическому характеру христианских ценностей. Реформаторы, использующие теоретический инструментарий Пьера Бурдье, умалчивают, что в авторском понимании символический капитал свободно конвертируется в финансовый, и в этом заключается его важнейшее свойство. Между тем монетизация христианства и извлечение прибыли из евангельских истин столь же недопустимы, сколь и невозможны — если только не иметь в виду опыт платного отпущения грехов и продажи индульгенций, во многом подтолкнувший, как известно, западную Реформацию.

Христианская проповедь не имеет ничего общего с рекламными и PR-технологиями. Она апеллирует не к ситуативным потребностям человека, не к потребностям его биологического и социального тела, а к вечным потребностям души. Тогда как всякого рекламщика учат: если вы добьётесь от отдельного клиента хотя бы однократной покупки вашего товара — цель уже достигнута. PR-продвижение всегда формирует завышенные потребности и резко снижает критичность аудитории: «покупай — подешевело», «вы этого достойны», «имидж ничто — жажда все», «голосуй — а то проиграешь» и т.п. Реклама взывает к наиболее элементарным механизмам восприятия, но Церкви нужна умная паства, а не бездумное стадо, Церковь научает людей слушать свою совесть, а не свои сиюминутные пожелания.

Превращение Церкви в фирму по спасению и снисканию благодати невозможно, потому что Церковь говорит не «от себя», а от Бога, в связи с чем неясно, как она создавала бы фирменный стиль, идеологию церковного «бренда» и прочие элементы, необходимые для «продвижения товара». Также, действуя в русле рекламных и PR-технологий по известным в этой сфере методичкам, Церковь была бы вынуждена заниматься «формированием спроса», для начала вычислив и определив свою целевую группу. Последнее также невозможно, учитывая, что слово Божие изначально обращено ко всем людям, а не к той или иной целевой группе. Таким образом, попытка «продвижения» христианского наследия средствами PR-технологий и психоаналитических техник автоматически ведёт к ощутимым еретическим искажениям слова Божьего и к полной десакрализации проповеди.

Строго говоря, «продвижение» десакрализирует объект, и он из абсолютного автоматически становится относительным, конечным — не трансцендентным и трансцендентальным, а имманентным и эмпирическим. Бог трансцендентален. «Продвижение» превращает Его образ и Его слово в обычную вещь, не просто профанную, но и совершенно бесполезную с христианской точки зрения.

Психологизация спроса

Как и в сфере «большой» информационной экономики, в предлагаемой греко-протестантизмом церковной «экономике услуг» происходит психологизация спроса — превращение продаваемой вещи в символ самооценки самого покупателя. Этот отрыв образа вещи от самой вещи аналогичен отрыву означающего от означаемого в постмодернистской философии языка. Человек приобретает не вещи, не предметы, а статус, смысл и в конечном итоге оплачивает собственную идентичность, устроенную таким образом, что без подобных приобретений она не могла бы состояться.

Возникает вопрос: как «продвигающему» замкнуть потребление потребителя на его идентичность, чтобы добиться успеха. Путь один — сформировать у потенциального клиента-адепта соответствующие психологические комплексы различными методами селф-билдинга («формирования себя»), используемыми практически всеми направлениями современной практической психологии. И исходный инструментарий для этого, безусловно, даёт психоанализ.

Эта связь с психоанализом и современной психологией не случайна. Понятия «PR» и «продвижение» появились в США в 1920-е годы, и смысл их сводился к психоаналитическому манипулированию — именно тогда психоанализ находился на пике общественного интереса. Объектом манипулирования первоначально были домохозяйки со стабильной покупательной способностью. Впоследствии консультанты по «общественным связям» (с этим покупательским контингентом) начали отвечать за рекламу через фокус-группы, состоящие из тех же домохозяек. Дальнейшее развитие «продвижения» привело к созданию методов формирования и стимулирования спроса. В 1930-е годы эти технологии были проданы политикам. Спустя какое-то время протестанты и отчасти католики также попытались применить их в своей работе.

Может ли вообще психология быть полезной для нужд Церкви? Этот вопрос имел бы смысл, если бы не удручающая идеологическая нагруженность современной психологии. Её направления не столько анализируют свой объект, сколько формируют его, в результате чего объект теряет свободу воли, выбора и сознания.

Методология, как известно, неотделима от идеологии. Психология ставит целью помочь человеку «решить его внутренние проблемы», но в основе любого психологического подхода неизбежно лежит определённое мировоззрение. Не будем сейчас касаться бесконечной темы о либидо и принципе удовольствия, связанных с психоанализом. Возьмём для примера гештальт-психологию, другое популярное направление, созданное американцем Фредериком Перлзом, который предложил удовлетворение потребностей рассматривать как завершение гештальтов — умение человека фокусироваться на существовании «здесь и сейчас». В основе философии гештальтизма лежит убеждение: «Делайте лишь то, что считаете нужным на данный момент. Это позволит в будущем не жалеть о том, что вы делаете сейчас». Такое жизненное кредо исключает долгосрочные ориентиры и формирует «мотыльковое сознание», в пределе исключающее ответственность, а значит, и какую бы то ни было сотерию. Восприятие человека в точке «здесь и сейчас» (сравни «один раз живём», «бери от жизни всё») — очевидный регресс для христианской личности. Следующий шаг — переложить проблемы на другого, принести в жертву — его, но не себя.

Христианское сострадание к слабому, униженному и угнетённому человеку — совсем не тот путь, который проповедует сейчас психология, стремясь приспособить человека к релятивистской, внеморальной вселенной, сделать из него конформиста-супермена. Вот почему бессмысленна подмена жертвенной пастырской проповеди тренингами психологов-консультантов.

Церкви нужна своя собственная психология, которая будет строиться на прочных теологических основаниях — то есть работать «служанкой теологии» в самом лучшем смысле этого слова. Именно такой психологический анализ мы находим в христианской аскетике, в «Добротолюбии». Не хватает лишь активного развития этого опыта в интересах современного верующего.

Итог

Долгосрочной задачей греко-протестантской «образовательной реформы» является встраивание церковной жизни в сферу секулярной экономики услуг. То есть в тот сегмент общественного поля, который подчиняется законам производства, потребления и обмена. Это попытка встроить святость в мир потребления.

Религиозные ценности даны нам изначально, они не «производятся», не «потребляются» и ни на что не «обмениваются». Христианские истины не могут быть включены в область действия электорально-политических институтов. За Бога не голосуют, Ему проявляют верность.

Любое «PR-продвижение» означает выбор из ряда альтернатив. Но альтернатива Богу только одна — дьявол, других альтернатив нет.

В XX веке наблюдались две попытки церковной реформации русского православия — февральская и октябрьско-советская. Сегодня мы становимся свидетелями очередной попытки, на этот раз в русле либеральной модернистской идеологии греко-протестантизма.

При условии верности аутентичной святоотеческой традиции православный церковный организм преодолеет запущенный процесс внешних и внутренних расколов. Как в конце XX века не состоялся обещанный нам «конец истории», так и сегодня не состоятся «новое Просвещение» и «бесконечный» модерн. Наше духовное зрение позволит нам отличить злаки от плевел.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Андрей 5 июля 2020, 19:26
Статья интересная! Во многом верная. Однако хотелось бы сказать несколько слов в оправдание оппонентов автора. Несомненно при такой подаче духовная составляющая мельчает, во многом выхолащивается и тем не менее присутствует. Из слов автора понятно, что движение в основном распространено на западе и постепенно проникает к нам. Там этот язык экономических взаимоотношений, давно состоявшаяся реальность. Люди так мыслят и так живут. И всё же получив Благую весть пусть даже в такой утрированной форме у каждого есть повод задуматься. Ранняя церковь приспосабливала многие языческие традиции и не стеснялась. Вопрос лишь в том насколько этот язык необходимо нам? Тут согласен с автором - не очень.
Михаил30 июня 2020, 15:05
Замечание не по существу, а по форме. Неприятно режут слух слова вроде "комьюнити". Ведь это не принтер, аналога которому в русском языке не найти. А вот вместо "комьюнити" лучше было бы исполбзовать наше "сообщество".
Алексей29 июня 2020, 23:42
Денис28 июня 2020, 19:20 И.В., предстоятель моей поместной Церкви патриарх Кирилл, а у вас кто предстоятель?" Удивительно, как сторонники свободы и либерализма любят давить на оппонентов авторитетом начальства)). Но слава Богу мы не католики. И нет у нас догмата о непогрешимости папы Римского.
Алла29 июня 2020, 20:23
Денис, мнение Григория Нисского является лишь его частным мнением. Подавляющее большинство Отцов трактует слова Христа в прямом смысле. А вы именно богохульствуете, когда говорите, что Христос не может быть хуже нас, отправляя кого-то на вечную муку. Но это не делает Его хуже, не надо свои мерки к Богу прикладывать!
И.В.29 июня 2020, 18:29
Денис28 июня 2020, 19:20 "ревнители Сталина клянут почём зря...любимый ревнителями царь Николай Второй разве самый успешный...пример царь Иван Грозный, которого до сих пор не канонизировали." Денис, какая феерическая каша)). Только при чём тут христианство? Какая связь между мирской государственно-политической успешностью и христианством? С этой точки зрения царь Ирод был более успешным царём, чем Царь Царей Христос. Ирод политически укрепил Иудею, а Христос не оправдал политических надежд евреев, не создал им великое царство, не покорил им все народы, как они о том мечтали. Денис, у вас какое-то очень странное представление о христианстве...
Денис29 июня 2020, 02:48
Алла, обвиняете в богохульстве. Однако в первом томе творений Григория Нисского, МДА 1861г. стр. 160-163, «О том, что воскресения подобает ожидать не столько вследствие проповеди Писания, сколько по самой необходимости вещей» он говорит: «Но порок не столько могуществен, чтобы превозмогать ему добрую силу; и безрассудство естества нашего не выше и не тверже Божественной премудрости. Да и невозможно превратному и изменяемому быть сильнее и постояннее того, что всегда то же и водружено в добре. Совет же Божий всегда и непременно непреложен, а нашей природы превратность не тверда даже и во зле». Вряд ли нужно доказывать, что отец отцов Церкви знает смущающую вас строку Библии лучше вас самой.
Алла28 июня 2020, 20:39
Денис, не богохульствуйте. Христос сказал: "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную." Не вам учить Его моральным нормам. Судить Его по нашим человеческим меркам невозможно.
Денис28 июня 2020, 19:20
И.В., предстоятель моей поместной Церкви патриарх Кирилл, а у вас кто предстоятель? Век тому назад у лидеров тогдашних традиционалистов хватило ума заручиться поддержкой патриотов во главе Сталиным, что совмещали патриотизм с борьбой за социальную справедливость. Ныне ревнители Сталина клянут почём зря, ориентируюсь на монархистов, которые страшно далеки от народа с его социальными нуждами. Да и любимый ревнителями царь Николай Второй разве самый успешный среди наших царей? Были цари при коих наша держава активно прирастала новыми землями, пример царь Иван Грозный, которого до сих пор не канонизировали.
И.В.28 июня 2020, 17:47
Денис28 июня 2020, 12:42 "Ревнителям пора смириться с поражением, либо честно признать, что расхождение у вас со священноначалием". Как вы понимаете, смиряться с модернизмом никто не собирается. Тем более ревнители. А священноначалие у нас, слава Богу, разное. И напомню, что и в 20-е, 30-е годы у обновленцев была очень мощная поддержка. Куда более мощная чем сегодня. Вышло ли что-то у них? Человек предполагает, а Бог располагает...
И.В.28 июня 2020, 17:33
Денис28 июня 2020, 12:42 "И.В., причём тут Кочетков?" Так уж сложилось, что именно Кочетков и его секта стали локомотивом обновленчества. И именно их деятельность является наиболее наглядным свидетельством того, как протестантизм рядится в одежды православия, и "крышуется" влиятельными людьми на самом верху. Хотя всем понятно что Кочетков не один такой, и вовсе не он является "мозговым центром" этого движения в недрах РПЦ.
Александр28 июня 2020, 16:40
Полностью разделяю озабоченность автора указанными проблемами! Большая беда будет, и для церкви, и для паствы,если церковь будет "прогибаться" под духом времён, если начнется подстройка под конформистские потребности человека. Только на основах незыблемости святоотеческого предания и догматов, церковь может сохранить себя как тело Христово в наше постхристианское время. А иначе...пиши пропало. Сначала PR-технологии, потом перевод богослужения на русский язык, потом другие нововведения ради угождения потребностям "современной" паствы... А это уже и есть самый настоящий протестантизм, в чистом виде.
Денис28 июня 2020, 15:59
Рекомендую прочесть статью протоиерея Всеволода Чаплина "Почему в духовных семинариях катастрофический недобор?"https://media.elitsy.ru/otvety/prichiny-nedobora-v-duhovnyh-seminariyah ещё от 2017 года - это к вопросу необходимости реформ. Ибо коронокризис досрочно отправил в мир иной множество священнослужителей старой закалки, а заменят их либо принятые фактически без конкурса в духовные семинарии абы кто, либо вовсе никто. Уже ныне альтернативой массовому притоку молодёжи в духовные семинарии является широкомасштабное закрытие приходов по крайней мере де-факто, причём в первую очередь под угрозой сельские приходы, которые обычно первые и единственные в деревнях.
Денис28 июня 2020, 12:42
И.В., причём тут Кочетков? В конце-концов сам патриарх Кирилл встречался с папой римским первым среди патриархов Московских и всея Руси за не знаю сколько веков, может быть вовсе первым среди наших патриархов. При этом митрополит Илларион, глава ОВЦС ещё либеральнее. Так западные ереси вполне официально именуются инославием, соответственно католики с протестантами вместо еретиков инославными. Вот к примеру официальный документ на оф. сайте нашей патриархии носит название "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию" http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html Ревнителям пора смириться с поражением, либо честно признать, что расхождение у вас со священноначалием.
ольга28 июня 2020, 12:37
Расскажите об этом Богу в молитве, и обязательно совместной с единомышленниками. Проблема исчезнет. Может не сразу , но исчезнет.Может нужно будет помолиться не раз. Я прочитала и тоже помолюсь, спасибо за информацию. Жизнь меняется может и в церковно жизни нужны изменения, но только угодные Богу.
Нени28 июня 2020, 08:47
Благодарю Вас за статью все очень понятно и доходчиво.
Андрей28 июня 2020, 06:34
Согласен с автором, который раставил реперные точки современных неообновленцев греко-протестантов. Думаю, что это связано с современным реформированием (бакалавриат,магистрат...) духовного образования, его учебные программы как раз-таки соответствует идеологии греко-протестантизма (компетенции,консультирование,экспертиза,услуги и т.п.) при этом игнорируются вековые традиции духовных школ. О сотериологической цели духовного образования в программах не слова.
И.В.27 июня 2020, 21:42
Статья то правильная, одно жаль - опять никаких конкретных имён. Это как скандал в благородном семействе: все всё понимают, но назвать вещи своими именами и озвучить имя негодяя - неудобно-с... Но ведь есть же у этих модернистов имена? И есть покровители высокие среди епископата? Иначе их давно бы уже не было. Ведь ни для кого не секрет, что неугодного батюшку церковному руководству отправить за штат проще простого. А тут настоящие враги Церкви в самой Церкви, и ничего. Это как? Какого-то безобидного чудака с молитвами по соглашению - в запрет в два счёта. А кочетковцы второй десяток лет воду мутят, ведут открытую антиправославную агитацию, глумятся - и всё как с гуся вода. ЧуднО всё это...
Ольга27 июня 2020, 20:35
Это лучшее, что можно было написать в ответ на активизирующихся в москве модернистов.
Денис27 июня 2020, 18:02
Алла, назовёте ли вы хорошим христианином желающего вечных мук для своих личных врагов? Сами желаете ли кому-то конкретно муки воистину вечной, которой нет и не будет конца?! Надеюсь нет. Христос же являющийся Судьёй Страшного Суда неизмеримо лучше вас!
Алла27 июня 2020, 18:00
Денис: "Чисто же по-человечески безумие желать" Мои желания тут не причем. Так решил Бог, и не нам Его поучать. В Священном Писании все сказано предельно ясно, и подавляющее большинство Отцов Церкви согласно с прямой трактовкой. "не судите, да не судимы будете" эти слова вообще не применимы к нашему разговору. Потому что никто из нас не может знать, кого именно Господь проговорит к вечным мукам.
Денис27 июня 2020, 15:31
Сергей, возможно вам помогут разобраться "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию" http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html
Денис27 июня 2020, 15:26
Алла, вам имена отца отцов Церкви святителя Григория Нисского и святого исихаста Исаака Сирина о чём-нибудь говорят? Чисто же по-человечески безумие желать, чтобы Господь осуждал на муку вечную. Сказал Господь: не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
Сергей27 июня 2020, 15:23
Радует, что в числе постоянных авторов любимого сайта появился такой человек как Александр Владимирович. Статья, как всегда, на «5+». Хотелось бы, если возможно, более полного раскрытия понятия «греко-протестантизма», его истории и носителей, его связи с феноменом «протестантского самосознания», и явления «протестантизма восточного обряда». На мой взгляд, это тема очень актуальна, ведь мы все живём в стране, государственный строй которой, имеет именно протестантские корни. А бытие, хочешь не хочешь, связано с сознанием. И друзья комментаторы, прошу Вас помнить,что один из приёмов "интернет-троллинга" - это увод дискуссии в сторону от сути вопроса, посредством "разогрева" эмоций аудитории.
НН27 июня 2020, 13:32
Денис26 июня 2020, 22:21, Да будет нам всем по вере нашей! С Богом!
Алла27 июня 2020, 11:04
Денис, Господь ясно сказал, что одних ожидает вечная жизнь, а других вечное проклятие. И ваше неверие Ему ничего не меняет.
свящ. Андрей Михайлов27 июня 2020, 02:34
Каждому человеку Бог желает открыть путь духовной психотерапии (исцеления души), но страстный человек не может внимать Ему «лицом к лицу». Бог говорит нам из Священного Писания и Священного Предания Церкви: вот путь, ведущий ко Мне – вечной Жизни, Миру, Радости, Красоте и Свету. Продвигаться по этому пути, постигая слово Божие и святых отцов, возможно только покаянием, очищением ума и сердца, единением воли человека с волей Божией. Не обойтись без изучения толкований слова Божия, аскетического и таинственного богословия, без совета опытного человека. И да благословит нас Бог!
Лидия27 июня 2020, 01:22
Эта статья - безусловно, отклик на новшества в Сретенской семинарии, вводимые по принципу: хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Уважение и признательность автору за ясность мысли и подлинно православную позицию.
Денис26 июня 2020, 22:21
НН, не верю, что Христос слабый божок довольствующийся малой толикой душ. Когда-нибудь Сын Бога с большой буквы спасёт всех. Вопрос сколь длинна и тяжела будет дорога к Богу у каждой конкретной души?
Денис26 июня 2020, 22:17
НН, я специально написал "у ограды". Ибо для неверующих слишком православный, а для ревнителей недостаточно православной. Значит моё место у ограды, Бог весть с какой стороны. Да и собственные грехи знаешь лучше других людей, себя видишь без благообразной маски надеваемой в обществе. При этом вопрос, а хорошо ли быть, так сказать, очень православным? Перечитывал притчу о блудном сыне, а ведь вроде бы верный сын действительно вроде бы верный сын, где главное "вроде бы".
НН26 июня 2020, 19:28
Позволю себе перенести сюда пост, для ДЕНИСА.-/Про "малое стадо" слышали? Так было, есть и будет! Не мы избираем Господа, а Он нас. Веру только Господь даёт, и никто другой, никакими заманилками её не привлечешь, только вымолить можно. Вы всё больше хлопочете о количестве прихожан, для чего? В СССР прихожан было меньше, но верующих- больше! Это Вам любой старый священник скажет. Веру никакая власть не убьёт, убивает её неверующие священники, которых всё больше становится, потому как их образование на современный поток поставлено. Помните, чем закончились переизбыток священства и массовость прихожан в РИ?- Соль потеряла силу/. Статья"не в бровь,а в глаз"!Спасибо.Дай нам Бог стойкости и любви.
НН26 июня 2020, 19:14
Денис:/Катрин, скажу, что меня держит у церковной ограды/- Вы точно написали: У ограды. Такое впечатление, что Вы пришли в Церковь с мыслью о физическом исцелении. В первое время Господь держал Вас и всячески помогал (сердечная молитва); но проходит время, и каждый уже сам себя тянет и держит. Ни священник, котор не не должен быть "ни толкачом, ни тягачом", ни прихожане. Но решимости войти в Церковь у Вас не хватило, Вы так и остались стоять у ограды, не в ограде. Вам очень мешает, что пока так и не исцелились. Мне очень жаль, Вы неравнодушный, думающий человек, да ещё и кошек любите. Про социализм и капитализм я с Вами согласна, но Вы сам-то не ловитесь на потребиловку! Божией помощи Вам.
евгений26 июня 2020, 18:40
Даже статья такого уважаемог автора не внушает оптимизма,относительно безобразий,творящихся в Сретенской Семинарии.Когда же услышим реакцию Патриарха Кирилла и услышим ли? Или так и будут тихой сапой обновлять Церковь? Одни вопросы итревожно.Помоги нам,Господи+++++++++++++++++++
Солнышкина26 июня 2020, 18:14
Замечательная статья, благодарность автору. Незря многие не церковные люди, когда пытаюсь говорить с ними о вере, говорят: "да у вас там в Церкви все за деньги, ищут как нажиться только". Приходится долго объяснять, что не все такие. И что батюшкам тоже семьи кормить надо. А при такой подмене вообще получается, что Господь то и не нужен не продающему ни покупающему. Но Церковью управляет Сам Бог, Он всего этого не допустит, возможно и более серьёзным потрясениями Он даст место, чем вирус, кнутом которого, мы были выгнаны из храмов на Вербное Воскресенье.Вот только думаю, неужели, тем, кто это все творит не страшно? Они же против Самого Бога идут или они вообще не верующие?!
Елена О (заключение)26 июня 2020, 16:51
Но, ни одна из второстепенных вещей, как бы ни хороша она была, не может занять первое место. «Опасная жизнь не является целью. Целью является Христос. Свободный дух не является целью. Целью является Христос. Он – столп истории, вокруг которого в конечном итоге соберутся все мужчины и женщины, которому приклонится всякое колено и которому исповедуется всякий язык». (Там же https://pravoslavie.ru/42355.html)
Елена О26 июня 2020, 16:46
Денис26 июня 2020, 06:43 Не ёрничайте)) В Церкви нужны все. А про мужиков вот вам мнение другой стороны:«Это – последнее место в мире, где мужчинам не говорят, что они плохие только потому, что они – мужчины». Они постоянно окружены положительными примерами в лице святых, иконами, ежедневными молитвами и рассказами о житиях святых. Это – ещё одна вещь, которая привлекает мужчин. Другие реальные люди, служащие примером, а не неясные, размытые образы. «Слава Господа – это живой человек», сказал Св. Ириней. Один писатель добавляет, что «наилучший способ привлечь мужчину в православие – показать ему православного мужчину». (Фредерика Мэтьюз-Грин Православие и мир 27 октября 2010 г.)
Сергей К26 июня 2020, 16:34
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Андрей Владимирович26 июня 2020, 15:52
Специально для Дениса напомню, что как раз именно старушки сохранили Церковь в годы большевизма, а отнюдь не крепкие парни с кулаками А что касается индуизма язычества и сатанизма, так у них один общий знаменатель Если хотите узнать больше, рекомендую лекции профессора Зубова, особенно о не писменных народах При всей его одиозности как политика,религиовед он блестя щийй
Денис26 июня 2020, 13:49
Катрин, скажу, что меня держит у церковной ограды. Воспоминание о сердечном творении молитвы Иисусовой. Воспоминание о любви Христа ко всем, желании спасти всех. Люди же редким исключением от Церкви скорее отталкивают, чем привлекают. Достаточно показать малейшее расхождение во мнениях и в глазах немой вопрос. Когда же ты уйдёшь?
Юлия73426 июня 2020, 12:50
Какая прекрасная статья!! Очень неожиданно
Олег26 июня 2020, 12:42
"Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот, это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас." Екклесиаст 1;9,10;
Егор Андреев26 июня 2020, 12:00
Александр Владимирович! Сердечная благодарность Вам за этот материал, в котором Вы так ясно показываете проблему секуляризации церковного образования. Особую актуальность Ваша статья приобретает в свете тех реформ, которые мы сегодня наблюдаем в Сретенской духовной семинарии. Нас хотят убедить в том, что все, что было до этого в подготовке пастырей - устарело, не отвечает потребностям современного мира... Теперь понятно, что все это - проявление глубоко секулярного мышления, по сути - большевистского мышления. Таким людям всегда кажется, что все, что было до них - это неправильно, нужно все уничтожить и сделать по-новому. Так уничтожается Предание и традиции.
Елена О26 июня 2020, 11:57
Jelena Svintsova, можно сказать - греческие американцы, впрочем, у нас действительно чаще русские американцы встречаются.
Прихожанка26 июня 2020, 11:32
С огромным уважением к Александру Щипкову, но почему речь идет о греко-протестантской «образовательной реформе»? В группе Богослов.RU (с подзаголовком Крупнейший в России научный богословский портал) видимо курируемого небезызвестным протоиереем Павлом Великановым) регулярно появляются такие "образовательные" статьи. Из последних -"Психология для священника - польза или вред". И в комментариях уже советы дают, что для нашего Спасения батюшкам надо осваивать ...коучинг. Видимо, начнут со Сретенской семинарии.
Юлия26 июня 2020, 10:49
Прекрасно! Огромное спасибо за статью, как говорится, "не в бровь, а в глаз".
Ольга26 июня 2020, 10:03
Спасибо, что помогли идентифицировать наших новоявленных реформаторов.
Jelena Svintsova26 июня 2020, 09:55
Очень правильные мысли про протестантизм и монетизацию. Но мне кажется, в этом виноваты не греки. К сожалению, сейчас считается хорошим тоном обвинять в проблемах русской церкви греков. По-моему, это неправильно.
Катрин26 июня 2020, 09:31
Дорогой,Денис,Вы настоящий юродивый дней наших.Без ваших комментариев сайт не интересно было бы читать.Дело в том что через Ваши комментарии видно падение человеческое.Как изобретателен человеческий мозг на мудрость непостижимую.Подомные мысли можно встретить только у избранных.Что для вас православие?Как вы пришли в церковь?
Денис26 июня 2020, 07:18
Читательница (Подмосковье), неужели не помните, как священноначалие боролось против социализма? Да и ныне в святцах множество героев белого движения, а из красных кто?! Если не социализм, то капитализм. После ухода феодализма в историю реальных альтернатив нет. За, что боролись, то и получили... Кто виноват?
Денис26 июня 2020, 07:12
"Любое «PR-продвижение» означает выбор из ряда альтернатив. Но альтернатива Богу только одна — дьявол, других альтернатив нет". Даже в ветхозаветное время тогда ещё богоизбранный народ периодически уклонялся в язычестве в массовом порядке. Причём речь именно об уклонении в язычество, а не в поклонение Сатане по крайней мере в массовом порядке. Значит альтернативы есть по крайней мере в человеческом восприятии. Да и поныне язычество существует. Так в одной Индии больше язычников, чем православных во всём мире. Однако скажет ли автор, что Индия страна сатанинская, а индусы за малым исключением дьяволы во-плоти?
Морилова Ирина26 июня 2020, 07:08
Благодарю Вас, Александр, за снятые "овечьи шкуры"с волков, нещадящих стада!
Денис26 июня 2020, 07:06
"Может ли вообще психология быть полезной для нужд Церкви? Этот вопрос имел бы смысл, если бы не удручающая идеологическая нагруженность современной психологии. Её направления не столько анализируют свой объект, сколько формируют его, в результате чего объект теряет свободу воли, выбора и сознания". Разве у православных нет психологических проблем? Да, даже для того, чтобы направить человека к психологу священник должен уметь различать душевные болезни и духовную немощь. Так как же обходиться без изучения хотя бы базовой психологии священникам не стяжавшим благодати Святого Духа? Массовое духовное образование неизбежно снижает планку учащихся, при этом число храмов ещё растёт. Что делать?
Денис26 июня 2020, 07:00
Да, "Бог трансцендентален", но религиозных организаций много. Нравится это кому-то или нет, но даже в России РПЦ функционирует в конкурентной среде. Следовательно есть нужда доказывать нужность именно Бога в его православном понимании, а лучше показывать наличие благодатных даров от Него. Нет благодатных даров и что остаётся кроме пиара? Коронокризис - это действительно серьёзный вызов Церкви. Так храмы и даже монастыри ставшие коронавирусными очагами, увы, без сомнения есть. Где в нашей Церкви центры чудесного исцеления больных от той же ковидной пневмонии?
Денис26 июня 2020, 06:52
"Превращение Церкви в фирму по спасению и снисканию благодати невозможно, потому что Церковь говорит не «от себя», а от Бога, в связи с чем неясно, как она создавала бы фирменный стиль, идеологию церковного «бренда» и прочие элементы, необходимые для «продвижения товара»". Вопрос автору насчёт превращение Церкви в фирму по спасению и снисканию благодати, а чего иного вы ожидаете при капитализме? Что за капитализм без потребительского мышления?!
Денис26 июня 2020, 06:48
"Необходимость изменений объясняют устарелостью традиционных форм миссионерской работы и проповедничества". Провал церковной миссии среди современной молодёжи - это факт ясный и без социологических опросов для людей хотя бы временами бывающих в наших храмах. Следовательно обсуждать следует не сам факт нужности изменений при видении миссии, а сами изменения.
Денис26 июня 2020, 06:43
"Речь идёт, в частности, о замене исторических церковных институтов аналогами институтов секулярного республиканизма, о деиерархизации и поддержании вялотекущего раскола в виде «конфедерации свободных общин-ассоциаций», выборности епископата, «всеобщем священстве», разрыве с каноничностью, секуляризаций церковного языка". Автором указаны разные меры, к примеру вряд ли можно отрицать без риска солгать, что миряне за редким исключением людей богатых и влиятельных - это бесправные гости в храме, что зачастую ведёт к голосованию ногами по крайней мере касательно людей молодых, энергичных. Старушки Церковь не защитят в случае нужды. Здоровые парни и крепкие мужики в Церкви нужны.
Андрей К.26 июня 2020, 04:07
Уважаю Александра Щипкова и признаюсь в своей необразованности. Тексты Александра нужно читать вместе со словарем слов. Но в целом суть вроде понятна. Представляю батюшка бы с амвона так проповедь сказал сколько людей что поняло?
рБ Марина25 июня 2020, 23:49
ГОСПОДИ СПАСИ И СОХРАНИ нас ОТ ВСЯКОЙ ЕРЕСИ!!!
Елена Л. 25 июня 2020, 23:07
Потрясающе! Спаси Бог Вас! Мы, миряне, должны объединиться в деле молитвы вот за таких людей, как автор статьи, которым Господь дал облекать наши общие мысли в нужные слова!
Светлана25 июня 2020, 23:00
Уважаемый,Александр Щипков,к вам такой вопрос:Само "новшество" не могло проникнуть в учебную среду,у реформаторов в РПЦ есть конкретные имена и фамилии.Вы могли бы назвать их без оглядки на чины и былые заслуги?Как нам быть обычным мирянам,и что мы можем сделать в этой ситуации?
Галина Ник25 июня 2020, 22:54
Ну и как докатились до такой жизни? Вопрос, может, и риторический, однако жизненно важный.
Елена25 июня 2020, 22:46
Наконец-то вещи названы своими именами! Спасибо!
Читательница (Подмосковье) – продолжение25 июня 2020, 22:24
Что касается «формирования спроса целевой группы», к сожалению, такой процесс уже давно запущен, сегментация «рынка» имеет место быть. В приоритете церковной деятельности – стимулирование «спроса» со стороны молодежи. А современная молодежь – это поколение, родившееся в условиях рыночной экономики, впитавшее в себя дух общества потребления. Молодые люди – иные, не похожие на своих бабушек и дедушек. Вот и пытается Церковь, совершая свою миссию, «прогнуться под изменчивый мир». А может, стоит пересмотреть методы миссионерской деятельности и немного приглушить ее, занимаясь просто служением Богу и являя пример веры и христианской любви своей жизнью?
Читательница (Подмосковье)25 июня 2020, 22:21
Трудно представить, что проводники реформ, дающие зеленый свет идеям и методам греко-протестантизма в нашей Церкви, – люди недальновидные и по непониманию пытаются насадить чуждые Русскому Православию элементы. Конечно, есть заказчики, не жалеющие средств для достижения своих далеко идущих целей. «Миром правит капитал», причем – денежный. ) Почему Бог попускает секуляризацию церковной жизни, уход от традиций – это вопрос.
Марина25 июня 2020, 22:17
Каждый раз читая или слушая размышления А. Щипкова, на ту или иную тему, радуюсь! Радуюсь тому, что Господь не оставил нас за грехи! Сколько в нашей Церкви выдающихся(не побоюсь этого слова) людей! Высокообразованных, преданных Христу, специалистов в разных сферах человеческой деятельности, которые всегда скажут свое веское, обдуманное, глубокомысленное заключение! Храни Вас Господь, уважаемый Александр!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×