Мальчик со шпагой и мальчик под парусом:
две повести о дружбе, чести и спорте

    

Все, кто знает и любит творчество Владислава Крапивина, наверняка читали «Мальчика со шпагой». Это, пожалуй, самая знаменитая повесть писателя – яркая, увлекательная, с напряженным сюжетом, сильными и неординарными героями. Несмотря на некоторый пафос, характерный для советской детской литературы (ну, а как же иначе было в начале 1970-х?), «Мальчик со шпагой» поднимает очень неудобные вопросы. Неудобные в первую очередь для взрослых – тех, которые хотят беспроблемных, тихих, безропотных детей. Но вот незадача: из таких-то и вырастают потом безропотные взрослые – те, что не заступятся за слабого из страха проблем на работе, те, которые «как все», которые регулируют свои поступки лозунгом «как бы чего не вышло».

«Мальчик со шпагой» выходил в журнале «Пионер» и приобрел бешеную популярность в детской и подростковой среде. А вот среди взрослых читателей мнения разделились, и часть из них возмущалась тем, что герои книги смеют перечить старшим.

Но ведь именно об этом и писал Крапивин! О той бездне, что лежит между ребенком с его проблемой, бедой или сомнением и взрослым, который не хочет об этом слышать, не хочет понять того, кто меньше, неопытнее и слабее. «Ей ничего нельзя объяснить… Она и слушать не хочет. Она все знает заранее», – так думает главный герой книги Сережа Каховский о завуче своей школы.

Сереже живется и думается непросто: у него чуткая душа и обостренное чувство справедливости. Всё это ему, честно говоря, мешает: он постоянно попадает в какие-то истории, испытывает на себе гнев взрослых, а самое главное – редко получает отдачу, отклик. Быть героем вовсе не сладко, это трудно и больно порой (в прямом и переносном смысле). А самое главное: невозможность остаться в стороне, бросить слабого, закрыться и сделать вид, что «не мое это дело», Сережа не может. И в ответ получает порицания, смысл которых можно свести к одной фразе: «Тебе, что, больше всех надо?»

Первая часть повести – «Всадники со станции Роса» – рассказывает об отправной точке Сережиной позиции, о чуде, произошедшем с ним. Это ведь настоящее чудо (несмотря на попытки автора рационализировать происходящее). Стечение обстоятельств, появление нужных людей в нужном месте, судьбоносная встреча – всего этого может и не произойти. Но происходит. И вот к нему, схваченному хулиганами, обсмеянному и униженному, вылетают всадники – те самые, которых он придумал, сочиняя собственную заветную сказку.

«Только очень маленькие дети верят в чудеса. Да еще старые, много пожившие люди утверждают, что чудеса всё-таки бывают. Редко-редко, но случаются. Но Сережа-то не был маленьким ребенком. И старым опытным человеком он тоже не был. Он был просто мальчик и твердо знал: на свете не бывает чудес.

И он изумился и вздрогнул почти так же, как его враги, когда в полыхании рыжих грив и с глухим громом подков пятеро кавалеристов вылетели на поляну и встали полукругом.

И самый главный всадник – смуглый, белозубый, в зеленой рубашке и парусиновой буденовке с суконной голубой звездой – негромко сказал:

– Не трро-огать…

И стало тихо-тихо. Только в сбруе у лошади звякнули медные колечки».

Эти слова «Не трогать!» становятся девизом Сережи

А вот дальше начинается самое интересное: спокойное «не трогать» всадников, явившихся к Сереже в момент его беды, становится его девизом, а сами они – примером, определившим, можно сказать, его образ жизни. Он долго и напряженно размышляет над произошедшим, он запоминает слова одного из своих мудрых взрослых друзей: «Будь всадником сам. Не обязательно на коне и в шапке со звездой, не в этом главное». И теперь каждый раз, заступаясь за слабых и обиженных перед сильными и наглыми, он произносит именно это «не трогать».

***

    

Владислав Крапивин – мастер детских образов, особенно мальчишеских. Они у него выходят точными, яркими, выписанными с большой любовью. Таковы рыжий Данилка, и Андрюшка Гарц, и Генка Кузнечик – близкий друг Сережи, и тихий, скромный Митя. Но есть в книге и особенные взрослые. Мудрые, чуткие, глубокие. Они не кричат, не манипулируют детьми, не применяют силу – они убеждают, подталкивают к размышлениям, заинтересовывают, поддерживают. Таков папа Сережи, который может просто молча сидеть рядом, когда мальчику плохо, или без лишних вопросов помочь. Таков директор школы, который умудряется с высоты своего положения видеть маленькие ребячьи беды. Таков Олег – руководитель фехтовального клуба «Эспада», который учит не только работать клинком, но и поступать по совести. И даже мимолетный, появляющийся только в Сережиных воспоминаниях образ вожатого из лагеря показателен – особенно рядом с другой вожатой, Гортензией, которая не понимает и не чувствует детей:

«Гортензия часто кричала, потому что в отряде не было дисциплины. Все хотели то в поход, то на речку, то футбол гонять, а проводить тематические сборы и выполнять режим никто не хотел. Гортензия из кожи лезла, чтобы добиться порядка. Но у нее ничего не получалось, хотя она изо всех сил старалась походить на старшую вожатую Евгению Семеновну.

А Костя не старался быть похожим. Он ходил в темных очках и носил зеленые шорты с широким командирским ремнем.

Все знали, что начальник лагеря Тихон Михайлович Совков недоволен Костей. Начальник считал, что взрослому человеку неприлично ходить в коротких штанах, а вожатый к тому же не имеет права носить черные очки, потому что они отделяют его от детей. Но Костя продолжал ходить в шортах, а очки ни от кого его не отделяли…»

Вообще-то «Мальчик со шпагой» – не такая уж веселая вещь. Потому что рядом с добрыми, понимающими и великодушными людьми есть и другие – злые и мелочные. И бороться с ними трудно, часто это не приносит результата: когда у клуба «Эспада» отбирают помещение, то ни Олег, ни Сережа, ни милиция, ни заступничество журналистов и их разгромная статья не могут помочь: домоуправление просто вносит свои столы и шкафы и сваливает в грязь декорации, которые с такими трудом и любовью делали мальчишки. А Сережу, защитившего малыша и обезвредившего преступника, завуч объявляет хулиганом, поднявшим руку на «взрослого человека», хотя это и был бандит-рецидивист. И всё это очень грустно, и каждый читатель испытывает чувство несправедливости и обиды за героев повести.

Но именно из этого невеселого чувства рождается один важный вывод. Да, мир полон жестоких и черствых людей; да, хорошие дела уничтожают сильные и грубые; да, сильные пользуются своим правом не чтобы защищать и помогать, а чтобы унижать и забирать себе лучшее. Но это не значит, что нужно опустить руки. «Никогда человеческая доблесть не измерялась длиной штанов», – говорит Олег, руководитель «Эспады». И ребята стараются сделать всё, что могут, и эти маленькие, незаметные усилия делают мир лучше, как бы банально это ни звучало.

Да, мир полон жестокости и несправедливости. Но это не значит, что нужно опускать руки и мириться с ними

У Сережи есть мечта – попасть в Севастополь, на археологические раскопки в Херсонесе. А его дядя может осуществить эту мечту: он работает там и собирается взять племянника с собой. Но чем больше они общаются, тем яснее понимают, что им не по пути – не в археологии, нет – в том, как они видят мир и человека в нем. Например, Сережа рассказывает, как он отдал билет в кино малышу, который потерял свой. Дядя задает такой рациональный, «взрослый» вопрос:

«– Но что от этого изменилось в мире?

– В мире? Я не знаю… Он обрадовался.

– Мир обрадовался твоему благородному поступку?

– Мальчик обрадовался. Побежал в кино.

– А ты остался без билета, – усмехнулся дядя Витя. – Нет, я понимаю, билет – не потеря. Но ведь каждый раз так поступать не будешь.

– Это было всего один раз, – раздраженно сказал Сережа. Ему стал надоедать разговор. Пустой какой-то».

Сережин путь только начинается, но уже в самом начале он непрост и неоднозначен. И вряд ли будет легче. Потому что не может он пройти мимо чужой беды. Так сложнее, конечно – и легче одновременно. Потому что человек, отзывающийся на беды других, живет в согласии со своей совестью.

***

    

Тем интереснее мне было прочитать современную повесть о спорте, дружбе, хорошем тренере и преодолении. Здесь тоже есть неравнодушные взрослые – и взрослые, которым плевать на детей; есть подростки, которые грезят тем, чем так скудна обыденность. А самое главное – здесь настоящие, неидеальные, но добрые и честные люди. Те, в душе которых живут боль и жалость, не дающие задремать в сытом спокойствии.

Это повесть Дарьи Варденбург «Правило 69 для толстой чайки». Она совсем не такая, как «Мальчик со шпагой», – более современная, менее пафосная, и героев ее нельзя упрекнуть в некоторой идеализации, без которой не говорили о пионерах и комсомольцах в 1970-е. Но нравственные вопросы, которые поднимаются в книге, ничуть не менее значительны.

Сережа Каховский из «Мальчика со шпагой» так хорош – хоть картину с него пиши! Он умен и честен, он надежный друг и внимательный сын. Симпатичный, спортивный, дерзкий, великодушный – в общем-то, классический романтический герой.

Во всем Якобе Беккере, главном герое «Правила 69 для толстой чайки», романтично только его имя: дед мальчика – депортированный немец. В остальном Якоб – типичный «мальчик для битья»: полный, неуклюжий, да еще и заика. Проблемы с речью у него очень серьезные: Якоб может только мычать, произносить отдельные слоги. Естественно, живется ему несладко: насмешки в школе, презрение, друзей нет.

Однако при всем этом Якоб обладает острым ироничным умом и чуткой душой. Он читает книги и пишет стихи, много думает, многое видит и понимает. А еще он хочет обойти вокруг света на парусной яхте.

Казалось бы, мечта абсолютно несбыточная для человека с такими проблемами, да еще в российских реалиях, да еще в провинции, в неполной семье, в стесненных материальных условиях. Но Якоб набирается смелости и отправляет электронное письмо в яхт-клуб, где занимаются подростки.

Честно говоря, повесть Дарьи Варденбург подкупила меня хорошим реализмом, правдивой действительностью. Здесь ничего не приукрашено: ни здания, ни идеи, ни люди. Легкий налет равнодушия, хамство, ленивое и обыденное, бездумное веселье, разбитые алкоголем судьбы. Но всё это – не главное. Нет в повести беспросветности и безнадежности. Есть люди.

Жизнь без прикрас и романтического флера – но нет беспросветности и безнадежности. Есть люди

Есть, например, Шевцов – бывший чемпион международного уровня, а теперь человек, изо всех сил пытающийся удержать на плаву маленький и по сути никому, кроме четырех ребят и их родителей, не нужный яхт-клуб. Есть Репа – талантливый тренер, который пытается бороться со своей страстью к алкоголю, а еще склеить хоть что-то в разбитой своей судьбе – отношения с дочерью и внуком, например. Есть Тоха – девочка-пацанка, скрывающая свою боль, брошенность и маму-алкоголичку. Есть дед Якоба – умный и честный, но смертельно обиженный советским государством немец. Мама – веселая и усталая. Отец, живущий далеко и с новой семьей. В общем, настоящие, живые, слабые люди. Люди, у которых мало счастья, но вдруг становится чуть легче дышать и чуть светлее на сердце оттого, что они помогают друг другу.

И вдруг оказывается, что за грубыми нравами, сложными судьбами, недолюбленностью – чуткая душа и мудрость. И Тоха вдруг предстает перед читателями настоящей художницей, способной заметить и передать красоту мира:

«Если бы у меня был фотоаппарат или айфон, как у Митрофана, я бы, может, не заморачивалась с карандашами, – сказала Тоха, вынимая из рюкзака трубку и табак. – Иногда хорошо, что у тебя чего-то нет и тебе приходится искать способы это исправить».

С одной стороны, повесть «Правило 69 для толстой чайки» – это классическая история преодоления. Но это лишь на первый взгляд. Во-первых, Якоб, несмотря на свои сложности, – человек цельный и достаточно отважный. В том, чтобы добиться результата и постоять за себя, он немногим уступает Сереже Каховскому – Мальчику со шпагой. Так, например, когда его одноклассник и товарищ по секции выкладывает в интернет видео, унижающее Якоба, тот находит способ доказать, что в обиду себя не даст. Когда ребята приезжают в Северную столицу на соревнования, практически немой, совершенно не знающий города мальчик бросается разыскивать пропавшую Тоху – и находит, спасает, буквально выдергивает из пьяной компании. И для Тохи этот толстый заикающийся мальчик, которого она сама сначала опекала, вдруг становится важным человеком, надежным другом, настоящим мужчиной. Близким, которому она интересна и важна.

И о дружбе тоже приходится серьезно задумываться, читая повесть. Друзья – далеко не всегда пушистые зайчики или благородные рыцари. Бывает, друг приходит не сразу. То есть вот он, но и не друг вовсе – насмешливый, жестокий, равнодушный. Но взаимодействуя с этим человеком, ты открываешь и в нем, и в себе нечто важное, и вдруг вспыхивает та самая искорка, и этот человек встает рядом с тобой, подставляет плечо.

Повесть Дарьи Варденбург – это настоящий подростковый опыт. Русский опыт, не приглаженный и не выхолощенный, провинциальный – да, жестокие нравы бытуют у нас в глубинках, в юношеской среде. И, мне кажется, особенно важно говорить о нем так: не страшась поранить нежную душу. Ведь подростки многое видят и подмечают, они хотят достоверности и честности. И гораздо важнее найти положительные примеры вот здесь, прямо среди той действительности, в которой живешь, оглянувшись вокруг, присмотревшись к тем, кто рядом.

Очень важно найти положительные примеры, оглянувшись вокруг, присмотревшись к тем, кто рядом

А положительные примеры есть. Они лишены пионерской романтики и пафоса, да и для современной инстаграмной эстетики не очень-то подходят. Но они настоящие, живые и цельные – люди, которые понимают, что не могут отступить и промолчать. Например, принять поздравления с победой в соревнованиях и заслуженную славу, забыв о своем тренере. Неугодный и неудобный Репа с сомнительным прошлым и репутацией алкоголика некрасиво смотрелся бы в новостях, да еще и рядом с мэром – но ребята говорят о нем, о его вкладе в победу. И получают самую важную награду, ту, что стоит всех трудностей, ту, которой дорожил и Сережа Каховский, – согласие со своей совестью.

Мария Минаева

22 июля 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как открыть свое сердце, или Книга о дворняге, которая улыбается Как открыть свое сердце, или Книга о дворняге, которая улыбается
Мария Минаева
Как открыть свое сердце, или Книга о дворняге, которая улыбается Как открыть свое сердце,
или Книга о дворняге, которая улыбается

Мария Минаева
Книга Кейт ДиКамилло «Спасибо Уинн-Дикси» – о жизни, порой неправильной и горькой, о том, как два родных человека – отец и дочь – находят дорогу к сердцу друг друга, о том, как видеть в людях – лучшее.
«Болотные робинзоны» Софьи Радзиевской «Болотные робинзоны» Софьи Радзиевской
Мария Минаева
«Болотные робинзоны» Софьи Радзиевской «Болотные робинзоны» Софьи Радзиевской
Что почитать с детьми к юбилею Великой Отечественной войны
Мария Минаева
Горстка детей и два старика из белорусской деревни, которую сожгли фашисты… И они тоже приближают Победу – тем, что выжили, когда выжить, казалось, невозможно.
Трудная честность крапивинских мальчишек Трудная честность крапивинских мальчишек
Мария Минаева
Трудная честность крапивинских мальчишек Трудная честность крапивинских мальчишек
Мария Минаева
Герои Крапивина оказываются перед выбором: как поступить – по формальной правде или по совести, сострадая, то есть по правде Божией, которая не всегда равна правде формальной.
Комментарии
Денис24 июля 2020, 15:19
Катерина, проще говоря есть физики и лирики. Так физики воплощают в физическую реальность мечты лириков!
Денис24 июля 2020, 15:18
Катерина, сильнейшие фантасты не просто умело прогнозируют будущее, но и формируют его. Так мальчик прочитал про роботов, загорелся и уже взрослым воплощает детскую мечту в реальность. Очень жаль, что в церковной среде мало понимающих роль фантастов в формировании настоящего, ведь нынешнее настоящее - это будущее в прошлом.
Катерина 24 июля 2020, 08:24
Фантастика, даже нравственно написанная, в некотором роде бегство от действительности писателя - такая мысль пришла в голову в свое время после прочтения Крапивинской повести "Выстрел с монитора".
Татьяна 23 июля 2020, 22:17
Очень нравится творчество Крапивина. Практически всего перечитали. На ночь читает муж мне (своей жене 33 лет) и ребёнку 8 лет. Особенно понравилась книга "Гуси гуси га га га"!
Ирина Ш.23 июля 2020, 00:12
Если путь прорубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал, Если в жарком бою испытал,что почем,- Значит нужные книги ты в детстве читал
Ирина Ш.22 июля 2020, 23:46
Мне очень нравятся книги Валентины Осеевой,например, Васек Трубачев и его товарищи. Эта книга о мужестве, благородстве, чести мальчишек и девчонок среднего школьного возраста. Хорошие советские книги вернее приводят ко Христу, чем многая современная сентиментальная муть. Согласна с Игорем М.
Денис22 июля 2020, 19:38
Написано хорошо, но смотрит, читает молодёжь другое. Даже советский писатель Крапивин ближе к интересам большинства нынешних подростков и молодых людей, чем вроде бы современная писательница Дарья Вардербург. Всё же в его творчестве есть и фантастические элементы. Смотрю, к примеру, на "Литмаркет "жанры - лидеры по числу книг: 1. Фантастика 4305 2. Фэнтези 3441 3. Любовные романы 897
Анна22 июля 2020, 13:09
У Варденбург я прочитала «Никита ищет море» и была очень разочарована. В сравнении с мастерами прошлого - весьма слабо. Больше книги этого автора вообще не рассматриваю.
Игорь М.22 июля 2020, 09:38
Отдам миллион безыдейных современных книг за одну с настоящими героями и советским пафосом. Потому что жевательная резинка с фруктовым вкусом не бывает полезнее настоящих фруктов.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×