Надо чувствовать ребенка

Аскетика семейной жизни

Готового аскетического маршрута – одного для всех семей – не существует

Размышляя над семейной аскетикой шаг за шагом, мы подошли к теме воспитания детей. Прежде чем ей заняться, признаем: готового аскетического маршрута – одного для всех семей – не существует. Аскетику не стоит представлять как отлаженную стандартную технологию производства святых людей. Это искусство быть христианином при всем многообразии современной жизни, с ее простыми и сложными закономерностями, с чудесами, которые выше закономерностей.

Я не претендую на создание универсальной системы семейной аскетики, просто описываю этапы семейной жизни и основные аскетические задачи на каждом этапе. При этом ориентируюсь на аскетическую традицию Церкви.

В жизни конкретных семей этапы варьируются

Предыдущая статья была о том, как молодожены готовятся к рождению детей. А ведь желанная беременность может и не наступить через год после свадьбы. Тогда последовательность событий другая: супруги соборуются, молятся о даровании детей, вверяя себя воле Божьей, обращаются к врачам. И помнят, что по поводу некоторых биотехнологий для бездетных супругов (ЭКО, «суррогатное материнство») Церковь высказала свое предостерегающее слово.

Бывает, что усыновление – это крест самодельный, без Божьего благословения. Самодельный крест люди часто бросают

Проходит еще время, у кого-то рождается ребенок, у кого-то нет. Что тогда? Одни принимают бездетность как свою судьбу, другие берут на воспитание приемных детей. Как варьируются этапы? Вроде бы у приемных родителей просто отсутствует этап беременности и рождения ребенка, сразу идет этап воспитания. Нет, уточним – скорее этап перевоспитания, чем воспитания. А подготовка к родам не просто отсутствует, ее место занимает другой этап с задачей – выбрать и полюбить как своего ребенка, которого «биологические родители» бросили; принять его, сродниться и отсекать помыслы «он ведет себя скверно, потому что не наша кровь».

Похожая аскетическая задача была на этапе выбора невесты и жениха, проверки любви. Супруги, прежде чем взять ребенка в семью насовсем, какое-то время тоже «проверяют»: волонтерствуют в детском доме, общаются с детьми, берут погостить ребенка на неделю в свой дом. Нелишние хлопоты; были случаи, люди усыновляли ребенка, а через какое-то время возвращали в детдом. Ребенок уже получил травму – предательство родителей, и вот вторая травма от приемных родителей. Почему это происходит? – Самодельный крест люди часто бросают.

Родительский подвиг – всегда крест и всегда радость. Бог дает нам спасительный крест, когда мы рождаем и воспитываем детей. Бывает, что взять приемного ребенка в семью – значит понести данный Богом родительский крест. А бывает, что усыновление – это крест самодельный, без Божьего благословения и помощи. Супругам надо всё это взвесить, обдумать, просить у Бога вразумления, советоваться с опытным духовником.

Никакой гаджет не исполнит наш родительский долг

К теме воспитания детей в наши дни трудно подступиться. К старцу Иоанну (Крестьянкину) как-то приехала семья. Старец, увидев детские ссоры братьев, спросил их: «Воюете?» И, обращаясь к их отцу, произнес: «Молись Божией Матери и Ангелу Хранителю, чтобы они козликов переменили в ягнят. Своими силами в наше время воспитать детей невозможно, дух времени влияет на всех».

И еще присоветовал мальчикам: «Прежде чем обратиться к брату своему, попроси разрешения у его Ангела Хранителя»[1].

В наше время традиционное добротное воспитание детей присутствует всё меньше. 100 лет назад на замену патриархальной семье и церковному воспитанию были созданы учреждения с воспитательными задачами в духе радикальной «революционной аскетики». Постепенно радикализм смягчался. Многие родители успокоились: «Детей воспитывают в детском саду и школе. Трудных подростков перевоспитает армия».

Друзья Владимира Высоцкого говорили, что его воспитал московский двор (отсюда его очень мужская поэзия). Была своя «дворовая аскетика»: заступись за слабого; первое слово дороже второго; ябедничать нехорошо; поделись пирожком с товарищем; лежачего не бьют...

У малышей развивается зависимость от гаджетов. Дети отрываются от реального, Богом сотворенного мира

Современные родители воспитаны не столько своими родителями, сколько кинофильмами, телепередачами, Интернет-контентом. Сами живут в гаджетах – и детям вручают их же: «Не приставай к папе». У малышей развивается страсть – зависимость от гаджетов. Дети отрываются от реального, Богом сотворенного мира и отправляются в виртуальные «доброзлые» миры. В наше время большинство детей воспитываются в пространстве массовой культуры, из них выращивают потребителей услуг.

Старцу Иоанну многие родители жаловались на сложности с нынешними детьми. Старец объяснял:

«С детьми было бы проще, если бы они не были в своих устремлениях предоставлены сами себе. Ведь всё можно иметь: и телевизор, и магнитофон, но всё должно быть на своем месте, и ничто не должно обладать нами. А сейчас вещи начинают обладать душами людей»[2].

Очевидное аскетическое правило: не предоставляем детей их неустойчивым желаниям и страстям, занимаемся детьми, не отдаем их на воспитание-растерзание гаджетам. Избегаем родительских грехов.

Я не враг компьютерных технологий. Мне противны обе крайности – технократия («любые проблемы можно решить с помощью современных технологий») и технофобия («увлечение техникой завело нас в тупик, если мы откажемся от электронных технологий, наши проблемы будут решены»). Да, на калькуляторе удобно посчитать стоимость покупок в магазине, быстрее, чем в голове перемножать. Но никакая бытовая техника не даст ребятам полноценного воспитания. Нужны родители, которые будут чувствовать ребенка: что ему сейчас нужно, что он сейчас переживает.

Когда мы начинали семейную жизнь, мы учились чувствовать друг друга, – муж и жена. Потом родился малыш, мы стараемся чувствовать его, задолго до того, как он заговорит. Чувствуем ребенка и пытаемся уловить Божий замысел об этом ребенке. Это основа, на которой строится воспитание. Митрополит Антоний называл эту основу аскетическим термином «созерцание»:

«Христос всегда действовал из глубины созерцания. И созерцание в Нем было совершенной способностью слушать и слышать, смотреть и видеть, и осуществлять… то, что входило в замысел Божий»[3].

Осуществляется замысел Божий словом и безмолвием, действием и воздержанием от действия.

Воспитание примером, но не напоказ

Как мы воспитываем детей? Больше словами. Напрямую и намеками, мягко и резко, по обстоятельствам. Кто-то настаивает, что в исключительных случаях приходится шлёпнуть, кто-то возражает. А ведь самый убедительный, универсальный способ воспитания другой – личным примером.

Помню, лет в 6 повезли меня к бабушке на праздник. Собрались гости, один из них на кухне курил. Я стоял рядом. Дядя увидел мой интерес и отвесил мне несколько спокойных слов о вреде курения, продолжая затягиваться, не без удовольствия. Дядя правильные вещи произнес, однако его живой пример уничтожал его слова начисто.

Теперь я тоже могу сказать дочери правильные вещи: «Перед едой произнеси ‟Отче наш”». Но если ребенок не увидит, что папа сам реально молится, а не воспроизводит механически заученные слова, – то молитва не прилепится к детскому сердцу. Если я молюсь напоказ, перед ребенком, а не перед Богом, то ребенка оттолкнет показуха, фарисейство, ханжество.

Для чего мы воспитываем ребенка?

Самую суть воспитания старец Иоанн кратко обрисовал многодетной матери:

«Воля Божия определила Вам быть матерью четырех витязей, которых вы, а никто другой, должны приготовить к взрослой жизни: дать им понятия о ее цели, о путях, ведущих к цели… показывайте им в жизни следы Промысла… Сейчас не о Боге им толкуйте, а о жизни, которая может быть с Богом или без Бога»[4].

Воспитание готовит детей к будущей жизни, помогает взрослеть. Зрелый человек твердо знает, что у жизни есть цель. Когда полноценного понимания цели у человека нет, тогда 30-летние спиваются, подростки совершают самоубийство. Что несчастным подросткам о жизни объяснили родители? Несчастные родители сами-то понимают, зачем они живут? Воспитующий экранчик детям указывает ложную цель жизни – получать максимум удовольствий при минимуме усилий. И вражий голос внушает подросткам, что подумывать о самоубийстве – «круто», адреналин.

Родители дают объясняют детям главные в жизни вещи, так Бог благословил

Родители дают жизнь детям и объясняют детям главные в жизни вещи, так Бог благословил. Родители помогают детям взрослеть, благословляя, отпускают их в самостоятельную семейную жизнь. Жизнь взрослого человека идет, как путь, к определенной цели. Не к смерти. Цель – спасение от гибели, вечная жизнь с Богом. Серафим Саровский цель человеческой жизни видел в стяжании Святого Духа Божьего. Старец Серафим родился в купеческой семье, и цель у него, казалось, вот – стяжание богатств, ненасытное потребление благ. Но преподобный выбрал иную, вечную цель и монашеский путь к ней. А праведный Алексий Мечёв шел к той же вечной цели другим путем – через семейную аскезу[5].

Бог создал мир, как дом, приспособленный для человека. На Земле благоприятный диапазон температур, кислород, съедобные растения, «интуитивно понятный интерфейс» окружающей среды. Повсюду мы можем найти следы Промысла, заботливую руку Создателя дома. В истории нашей цивилизации, нашего рода обнаруживается действие Промысла Божия.

Если жить без Бога, то жизнь становится бесцельной тратой времени, бессмысленной суетой случайно появившегося на земле человечка. Настоящее воспитание готовит детей к взрослой жизни, и обязательно – к вечной жизни.

Гармоничное развитие души и тела

Не надо из развития делать идола. Мечта о неуклонном развитии человека и человечества лопнула в XX веке. Прогресс чередуется с регрессом, бывает и застой, плато. Стоит ли развиваться ради успешной сдачи тестов, экзаменов, отчетов? При гармоничном развитии души и тела человеческая природа одухотворяется, вот ради чего развитие. Для этого надо подчинить душе тело, иерархически, тогда душа и тело слаженно взаимодействуют. И в человеке не будет внутренних конфликтов. Они гораздо разрушительнее, чем конфликты, спровоцированные внешними обстоятельствами.

Распространенная ошибка – считать душу одной из функций человеческого тела (ЦНС), то есть низводить человека до уровня животного, приравнивать разум к инстинкту. Еще разум человека часто низводят до самообучающихся нейросетей, до компьютерного процессора. Душа – это ум и эмоционально-волевая сфера. Ум постигает мир через рассуждения, через интуицию. Как у компьютеров обстоят дела с интуицией? Так же плохо, как плохо у животных с математическими вычислениями.

Христиане верят в высокое достоинство человека, оно в том, что человек – это образ Божий. Этот образ проявляется в разумности, в свободе воли, он может быть искажен, но не исчезает в человеке никогда. В образе Божием наше достоинство, а не в том, что какой-то человек занимает высокое положение в своем городе, или что у него «процессор» работает лучше, чем у других. Эту мысль о достоинстве стоит внушить ребенку, пригодится.

«Ум» в православной традиции сближается с понятием «дух», это «духовная вершина» человеческой души. Высшая деятельность ума, по мысли святых отцов, – это молитва и богомыслие. Мы молимся сами и воспитываем наших детей молитвой, есть присловье: говорите не столько с детьми о Боге, сколько – с Богом о детях. Мы духовно развиваем души детей, когда передаем им живой опыт предстояния Богу.

Мы духовно развиваем души детей, когда передаем им живой опыт предстояния Богу

Вот родители рядом с новорожденным поют «Богородице Дево», ребенок эмоционально реагирует, участвует в молитве родителей, пусть не умом (он пока не понимает). В 4 года ребенок перед сном осмысленно говорит: «Господи, благослови меня на ночь», – и родители при малыше кратко молятся. Дети постарше участвуют в семейном вечернем правиле на 10 минут. Дальше больше – богослужение домашней церкви: его можно строить, например, по молитвослову, изданному священником Михаилом Асмусом[6]. В этом молитвослове выбраны для мирян храмовые молитвы из суточного, седмичного и годового круга церковного богослужения. Молитва домашней церкви нарочно связывается с храмовым богослужением, помогает вникнуть в него, жить им ежедневно.

Когда начинается духовное воспитание? Во время беременности, когда будущая мама причащается, молится, и это чувствует малыш. Потом крестины, духовное рождение. Крестных выбираем таких, чтобы они с родителями приносили ребенка в храм на Причастие (хотя бы раз в месяц, поочередно). Если взрослый причащается вместе с ребенком, это воспитывает, да, ему приходится понести труд: пост, молитва, Исповедь. Труд «окупится». Через 14 лет, когда авторитет родителей пошатнется, крестный будет мостиком между подростком и Церковью, между подростком и его родителями. Может быть, именно крестный скажет нужные слова ребенку о пьянстве и разврате.

Важная задача – показать ребенку дорогу в церковь, протоптать ее. Объяснить, что мы приходим к Христу, а не к сотрудникам храма, которые могут и не блистать ангельским терпением. К чему это? Когда ребенок вырастет и у него будут трудности, он со своими проблемами придет к Христу в храм, а не потянется к наркотикам, не уйдет в секту неопятидесятников. Расскажем детям про суррогаты религиозности, про поддельное славянское язычество и психологические тренинги у коучей и гуру.

Бывает, родители жалуются: «Водили ребенка в церковь, всё было хорошо. Вырос, теперь его не затащишь. Что делать?» Старец Иоанн убеждал не просто водить, а приобщать детей к службе:

«Держите детей поближе к Церкви, чтобы они участвовали в пении… когда они отойдут от Церкви, то Бог за их отроческие… труды в храме обязательно вернет их назад»[7].

Мы детям постепенно объясняем, что грех отрывает человека от Бога, от Источника жизни

Тяжело родителям видеть, как дети идут ложным путем. По этому поводу старец Иоанн объяснял одной матери: вашу дочь «привлекает мир – так и быть должно, Ваша же задача – привить ей вкус к добру и научить понимать, что есть добро, а что – грех и зло. Приказом: ‟Шагом марш за мной спасаться” – ничего не сделаете»[8].

Маленькая дочь послушает маму, а подросток[9]? Мы детям постепенно объясняем, что грех – не средневековые табу, а то, что порабощает человека (страсти – это греховные зависимости), разрушает нас изнутри; грех отрывает человека от Бога, от Источника жизни.

Детское понятие о добре и зле прорисовывается к первой Исповеди. Родители деликатно помогают детям лет в 7 подготовиться к таинству Покаяния, не превращая Исповедь в рычаг манипуляции: «Скажи, что маму не слушаешься». Ребятам легче исповедаться, если они видят: когда родители неправы, они извиняются, даже перед детьми.

Что еще? Продолжаем перечисление

Научить детей думать – тоже связано с духовностью. Мыслить последовательно и осторожно – ключ к глубокому пониманию жизни, основа настоящей образованности, на этом настаивал профессор Сергей Поварнин. Последовательное размышление о жизни, без скороспелых выводов, рано или поздно приведет человека к выводу о Промысле Божьем. Настоящая образованность… ее заслоняет соблазнительная идея, что в наше время упорная учеба уже не актуальна; всё, что нужно знать, можно в момент «нагуглить», «наютубить».

Не будем обожествлять информационные ресурсы Интернета, человеческий ум и добытые им научные знания. Бог дал человеку ум как добротный инструмент. Инструмент положено оттачивать, знать, где он работает успешно, а где нет. Как вырабатывать свое мнение, обосновывать его и отстаивать[10], не поддаваться скрытым манипуляциям извне? Эту задачу решают родители для себя и помогают решить детям.

Эпоха книжности закатывается, но пока еще можно приохотить детей к полезному и вдохновляющему чтению[11]. Духовная литература, в первую очередь Новый Завет, читается не глазами и языком, не любопытствующим умом, а жизнью. Слово Божие каждый день будет сиять светом, если мы, прочтя его, постараемся применять его, не откладывая на завтра.

Мы мало задумываемся о культуре речи, будто она требуется лишь журналистам и писателям. Любому из нас нужно умение словами описывать свои мысли и эмоции, – чтобы контролировать их. Что значит контролировать свой гнев, ненависть, печаль, необоснованные страхи, нездоровую застенчивость?.. Есть еще умение – в любой ситуации находить поводы для радости и благодарения Бога. «Угрюмая жизнь не есть Божья жизнь», – подмечал святитель Феофан Затворник.

Сейчас больше говорят о мотивации, чем о силе воли (самодисциплине). Хорошо ли это? Надо научить ребенка волевым актом организовывать свое время, планировать работу и отдых на день, на неделю, на год, на 5 и 10 лет, на всю жизнь[12]. Планирование на неделю важнее, чем на день, поскольку оно охватывает все сферы жизни отдельного человека. Планировать время приходится где-то жестко, а где-то и гибко, оставляя интервалы времени на непредвиденные обстоятельства, на волю Божию, «на себя».

Надо научить ребенка справляться с противоборством ума и воли (желаний): умом мы понимаем, что для нас полезно, а желаем почему-то того, что вредно. Если идти на поводу своих желаний и строить свою жизнь на чувственных наслаждениях, то дело кончится наркоманией, например. Воля развивается через тренировку терпения (сейчас с этим проблемы), через упорное доведение намеченного дела до конца. Воля закаляется через выработку чувства меры («Мне достаточно, спасибо, больше не надо»).

Хорошо помочь ребенку в развитии эстетического вкуса. Вкус к одежде, чтобы человек носил то, что ему идет, а не навязанные модные и статусные вещи, в которых он смотрится противоестественно. Свой стиль в одежде не менее значим, чем стиль разговорной речи и культура застолья. Одежда влияет на то, как мы себя ведем. В наше время важно привить вкус к хорошим мультфильмам и кинофильмам, толковым ютуб-каналам и сайтам, к талантливой музыке и живописи.

Мы учим детей общаться с Богом в молитве и общаться с людьми в реальной жизни и в соцсетях. Соблюдая оптимальную дистанцию, сокращая ее и увеличивая, когда нужно. Одна дистанция – для родного человека и друга, другая – для приятеля, третья – для соседа, сослуживца и знакомого, четвертая – для незнакомого человека. Родители могут быть для свои детей старшими друзьями, старец Иоанн советовал одной матери «с помощью молитв научить дочь различать доброе и злое… быть ей матерью, другом, советчиком»[13].

Православная семья учит нас любви к Богу и к ближнему. Вот эту атмосферу христианской любви в семье создавать и хранить – и завещать детям. Это не абстрактные слова. «Федя, делай людям добро и не жди за это награды», – такой совет матери до глубокой старости держал в сердце хирург Ф. Углов[14].

Порой православные недооценивают телесную сторону человеческой жизни. Странно. Через тело выражается то, что происходит в душе, Сам Бог сочетал тело и душу воедино. В условиях малоподвижной городской жизни родители приобщают ребенка физической культуре (в широком смысле). Сначала по утрам – нескучная зарядка (в 40 лет спасибо скажут), здоровое питание, умение рассчитать свои силы для выполнения определенной задачи. Потом – групповые занятия в секции и более эффективные индивидуальные занятия с тренером. Например, тренировки по самбо пригодятся и для защиты от уличных преступников, и от гололеда (самостраховка помогает упасть без переломов)[15].

Приучать к необходимому труду и полноценному отдыху тяжело, потому что в воздухе пульсирует: «Расслабляйся-отрывайся!» Дальновидные родители приучают детей помогать по дому, недальновидные сдаются без боя: «Проще самому помыть тарелки, чем добиться, чтобы их нормально вымыла дочка». Сначала мы помогаем сумку маме донести, папе держим отвертку с шурупом, пока он засверливается, потом сами вешаем в родительском доме полки в нужных местах, в итоге мы помогаем пожилым родителям. Делая за детей то, что они могут делать сами (и должны делать), мы создаем условия, чтобы в старости про нас забыли.

Делая за детей то, что они могут делать сами, мы создаем условия, чтобы в старости про нас забыли

Откуда у ребенка будет адекватное представление о здоровье? Приятели тут не помогут, из рекламы по телевизору его тоже не получишь. Как не путать медицинскую помощь с оказанием/навязыванием медицинских услуг? Как не бояться вовремя прийти к врачу? Как бережливо относиться к данному Богом здоровью, не преувеличивать возможности медицины? У кого-то здоровье отменное, у кого-то здоровья немного, завидовать не надо. «Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии… Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 11–13). Удовлетворенность жизнью, благодарение Богу за всё – продлевает наши дни на земле.

Давайте остановимся. Кто-то из читателей скажет: «Здесь слишком много перечислено, что родители передают своим детям». Вы правы, много. Постараемся сделать то, что в наших силах, и будем крепко верить, что нам поможет Бог, – и мы сделаем больше, чем могли.

[1] <Прот. Владимир Правдолюбов и др.> Все вы в сердце моем, и эта любовь навечно. Воспоминания одной семьи об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Псково-Печерский монастырь, 2018. С. 221–222. Курсив в цитате мой – свящ. П.С.

[2] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь, 2004. С. 318.

[3] Антоний, митрополит Сурожский. Труды: Кн. третья. М., 2020. С. 572.

[4] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Цит. изд. 321–322.

[5] «Нельзя одновременно идти монашеским путем и семейным. Цели общие – спасение, а пути к решению разные». – Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Цит. изд. С. 463.

[6] Греческий молитвослов. М., 2018. В 2020-м году из-за короновируса люди не могли прийти в храм, на сайте Московской Патриархии публиковались последования вечерни и утрени для домашнего употребления.

[7] <Прот. Владимир Правдолюбов и др.> Все вы в сердце моем... Цит. изд. С. 48.

[8] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Цит. изд. С. 301.

[9] На тему психофизического развития ребенка и воспитания есть полезные и интересные родителям книги, например: Барложецкая Н. Ф. «Беременность и первый год жизни», «Ребенок от года до трех», «Ребенок от трех до шести», «Ребенок от семи до 12», «Подросток от 13 до 18».

[10] См. книжечку: Поварнин С. И. Искусство спора. О теории и практике спора (https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/iskusstvo-spora-o-teorii-i-praktike-spora/)

[11] Жалею, что эта брошюра не попала мне в руки 30 лет назад: Поварнин С. И. Как читать книги. М., 2020.

[12] Есть книги по тайм-менеджменту, в которых не предлагается превратить человека в высокопроизводительного робота, а оставить его человеком. В них планируется работа и обязательно отдых, время на себя. Такой подход демонстрирует, например, Питер Друкер. Из книги «Если спешишь – не торопись» Лотара Зайверта можно выбрать полезные практические советы.

[13] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Цит. изд. С. 323.

[14] Углов Ф. Г. Советы столетнего хирурга. М., 2019. С. 4.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Молодожены меняют привычный образ жизни Молодожены меняют привычный образ жизни
Священник Павел Сержантов
Молодожены меняют привычный образ жизни Молодожены меняют привычный образ жизни
Аскетика семейной жизни
Священник Павел Сержантов
В настоящем супружестве две судьбы переплетаются воедино, даже стирается граница между двумя людьми.
Зачем жениться? Зачем венчаться? Зачем жениться? Зачем венчаться?
Свящ. Павел Сержантов
Зачем жениться? Зачем венчаться? Зачем жениться? Зачем венчаться?
Аскетика семейной жизни
Священник Павел Сержантов
Слово «супруги» происходит от глагола «сопрягать». Жизнь супругов сопряжена воедино, они в одной связке.
Любовь жениха и невесты требует проверки Любовь жениха и невесты требует проверки
Священник Павел Сержантов
Любовь жениха и невесты требует проверки Любовь жениха и невесты требует проверки
Аскетика семейной жизни
Священник Павел Сержантов
В любимого человека необходимо хорошо всмотреться. Не идеализировать его, видеть достоинства и недостатки. И помнить: мужа и жену связывает не только любовь, но еще и дружба.
Комментарии
игорь ковалев21 августа 2020, 13:21
Алла.Зачем вы опять спорите о том в чем не понимаете?Вы же даже не знаете для чего пост./"Церковь определила дни,когда супругам лучше воздерживаться от близости.Во все прочие периоды они могут быть друг с другом."/-С этим я не спорю,но кто может больше воздерживаться ,тот пусть воздерживается.Это аскетическое упражнение,направленое на борьбу со страстью и стяжание Святого Духа.Чем больше воздерживаешься,тем больше искореняешь страсть и приобретаешь Благодать.В этом смысл подвигов сверх Устава Церкви и так поступали все святые-читайте жития святых.А батюшка писал "ни больше,ни меньше",что противоречит учению Церкви.И зачем врать,я привёл не пару цитат и их смысл был очевиден.
Алла21 августа 2020, 02:57
Игорь, вам батюшка тогда ясно сказал, что Церковь определила дни, когда супругам лучше воздерживаться от близости. Во все прочие периоды они могут быть друг с другом столько, сколько пожелают. Всё. Никакой заслуги в ненужном воздержании нет. И парочка неверно трактуемых цитат отцов не подтверждала вашей правоты.
Александр Вячеславовович20 августа 2020, 13:49
Игорь Ковалев, согласен, вы не обязаны отвечать на мой вопрос, по правде говоря и не сможете ответить. Точно так же я не обязан продолжать диалог с собеседником, чьи знания аскетики на поверку оказались поверхностными, отрывочными, в чем-то ошибочными. Простите.
игорь ковалев20 августа 2020, 13:38
Александр Вячеславовович. "Однако если человек не понимает аскетической жизни Отцов,не интересуется ею,то это означает,что он мертв и вообще ничего не понимает в духовной жизни, — кто бы он ни был — архиерей ли,профессор богословия, монах или священник.Он просто болтает о духовной жизни постольку,поскольку у него есть способность рассуждать,логически сопоставлять,но ты от него ничего духовного не получишь.Лучше не слушай и не читай таких,потеряешь только время,ибо ум их не открыт."(Игумен Никон Воробьев)
игорь ковалев20 августа 2020, 13:30
Александр Вячеславовович.Вы серьёзно считаете,что ваш вопрос важен в духовной жизни?Мне интересны вопросы,которые можно применить,а не просто забить память.Здесь обычно комментарии простые миряне пишут без духовного образования-вы не туда попали./"по какому учебному пособию вы изучали аскетику?"/-По книгам св.Отцов.Если вы считаете,что духовное образование-это главное в духовной жизни,то вы ошибаетесь."Духовная школа дает некоторые теоретические знания христианства.При этих знаниях,имея вполне заслуженное звание доктора богословия,можно совершенно не только не верить во Христа,но и бытие Божие отрицать."(Игумен Никон Воробьев)
игорь ковалев20 августа 2020, 09:21
Александр Вячеславовович. "Любовь...все покрывает, всему верит..."(1 Кор. 13:7)Свт. Тихон Задонский:«Любовь всему верит».Поскольку сама простосердечно со всеми обходится,и обмануть и обольстить никого не хочет,так и о лукавстве других не помышляет."-Так должен поступать христианин по любви к ближнему.А вы почему-то мысль,что я пишу мнение,а потом подтверждаю его цитатой отвергаете,а пытаетесь уличить меня в лукавстве.Это противоречит заповеди о любви.Почему духовник вам не объяснил,что надо жить по заповедям?И странная у вас манера общаться-ставите ответ на ваш вопрос мне условием.Вы ,наверное,преподавателем работаете,так не надо путать-я не ученик у вас на экзамене.
игорь ковалев19 августа 2020, 23:33
Александр Вячеславовович. Употребляю термин ,,младостарец" так,как у нас в церкви употребляют.Другого употребления не встречал./"В каком святоотеческом сборнике...?"/-Сомневаюсь,что кому-то кроме вас интересен этот вопрос.Мне нет!Даже в поисковик забивать не собирался.Мы шутили над книгой м.Антония,а не над ним.Опять перевернули.Понятно.Очередной поклонник творчества м.Антония.Ответьте тогда на мою критику его ,,аскетического"упражнения ,,всматриваться и видеть промысел Божий" и критику проф.А.И.Осипова книги,,Школа молитвы".Если вам нравится творчество м.Антония,то вы не знаете и не понимаете аскетическое учение св.Отцов,потому,что м.Антоний противоречит ему,что доказывает и проф.А.И.Осипов
Александр Вячеславовович19 августа 2020, 20:18
Игорь, мой вопрос и ваш ответ показал, что ваши знания о православной аскетике поверхностные, отрывочные. Копни чуть глубже, задай неудобный вопрос и вы попадаете в затруднение, не можете адекватно раскрыть смысловое поле того аскетического термина, который употребляете. Я уж не задаю вам неудобные вопросы о том, получали вы духовное образование или нет, в каком учебном заведении. были в учебной программе лекции исеминары по аскетике или нет, по какому учебному пособию вы изучали аскетику. Быстрей всего, вы скажете, что это не важно. Будь у вас систематическое духовное образование вы бы реальнее оценивали свои скромные познания и более продуктивно строили свой диалог в комментариях.
Александр Вячеславовович19 августа 2020, 19:43
Игорь Ковалев, вы употребляете термин младостарец в слишком узком диапазоне значений,я поинтересовался:"В каком святоотеческом сборнике впервые употреблен термин младостарец?" Получил ваш ответ:"Где упомянули впервые,спрашиваете?-Мне всё равно.Мы тут в,,Что?Где?Когда?"что ли играем?" Не признаю никаких игрв духовных делах. Мой вопрос построен так, чтобы ответ на него вы не могли нагуглить и разыграть перед нами роль знатока аскетики. Вы ушли от нежелательного ответа "не знаю" и приняли такой вид, будто вопрос не по существу и вам все равно. Игорь поспрашивайте тех, с кем вы шутите над митр.Антонием, возможно они найдут правильный ответ на мой вопрос по святоотеческой аскетике,тогда продол
игорь ковалев19 августа 2020, 12:15
Александр Вячеславовович. ,,Без руководителя нельзя»,–написали вы. Руководитель–столб на дороге,а дорогу проходить надо всякому самому – и тоже смотреть и под ноги, и по сторонам.Старец Паисий Величковский...всю жизнь искал руководителя и не нашел.Но жил вдвоем-троем – и взаимным советом руководились. ...вы жалуетесь,что отца духовного не найдете никак.Что же делать? Оставайтесь одни с книгами и идите своим путем со страхом, осмотрительностию и смирением. Книги не окончательный учитель,но все же учитель.И они могут заменять руководителя, если присоединить к ним вопрошение старцев или братий..."(свт.Феофан Затворник)
Евгения19 августа 2020, 11:38
Александр Вячеславовович, я Вас подозреваю в том, что Вы все-таки глава семейства. А раз так, какой же у Вас (и у Вашей жены - тем более!) может быть духовник? Ведь при общении с духовником необходимо отсечение собственной воли, что для главы семьи невозможно. Тот, кого Вы называете духовником, скорее всего, старший (или не старший) друг, доверенное лицо, уважаемый человек. Не подменяйте понятия, Александр Вячеславовович.
игорь ковалев18 августа 2020, 21:57
Денис.Зачем чрезмерное?Как прп.Силуану Афонскому Господь сказал:,,Держи ум во аде и не отчаивайся''. ,,Самая истина смирения считать себя хуже всякой твари....Если будешь считать себя человеком грешнейшим и последнейшим,будешь иметь покой."(прп.Варсонофий и Иоан Пророк)Если усвоить мысль,что чем хуже себя считаешь-тем лучше,то никакой депрессии не будет.,,Сеющии слезами,радостию пожнут."(Пс.125:5)У нас даже плач о грехах радостотворный,т.е. приносит радость.,,Не плачущий здесь,будет вечно плакать. Невозможно не плакать, или здесь произвольно, или невольно там,в муках”.(прп.Пимен Великий). Чтобы радоваться надо сначало сердце очистить покаянием.А когда страсти мучают-какая тут радость?
Александр Вячеславовович18 августа 2020, 21:33
Евгения, у меня, слава Богу, есть духовник, им я дорожу и не горжусь. Духовник вам даст взгляд со стороны. Без духовника, как без зеркала, мало видишь и плохо понимаешь,где себя надо в порядок привести. Касаемо смирения Игоря вы будете другого мнения, когда покритикуете его чуток. Он вас быстро обвинит в клевете и прелести. Дай Бог вам с Игорем хороших духовников
игорь ковалев18 августа 2020, 21:16
Александр Вячеславовович.Продолжение:,,...чтобы,сравнивая с ними то,чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это как в зеркале,и сопоставлять,и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли,а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься.Ибо знай,что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей».Я придерживаюсь этого учения св.Отцов и Определения Синода,поэтому и критикую мнения и советы клириков и мирян,которые,как вижу,противоречат учению св.Отцов.Может поэтому и духовника нет,потому,что критически подхожу к этому вопросу.А по теме статьи у вас тоже сказать нечего,как и у других критиков моего состояния и окормления.Всё понятно.
игорь ковалев18 августа 2020, 20:53
Александр Вячеславовович.Из Определения Св. Синода:,,Напомнить православной пастве о том,что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию,Священному Преданию,учению святых отцов и каноническим установлениям Православной Церкви;в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним.В связи с этим обратить внимание на слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, как должны строиться отношения между духовным чадом и духовником:«Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе бесстрастного и святого руководителя.Также и сам исследуй Божественные Писания,особенно же практические сочинения святых отцов...(продолжение следует)
игорь ковалев18 августа 2020, 20:40
Александр Вячеславовович.,,Младоста́рчество(лжедуховничество)–когда молодые и духовно неопытные священнослужители..."-с азбуки.ру.Почитайте о младостарчестве Определение Священного Синода от 28-29 декабря 1998 г..Везде пишут о свяшенниках-духовниках.Это уж надо вообще с головой не дружить,чтобы выбрать себе духовником мирянина.Идея хорошая-рассказывать о борьбе со страстями(пусть иерей рассказывает в воскресной школе),а не духовное руководство мирянами мирян.Зачем всё переворачивать.Где упомянули впервые,спрашиваете?-Мне всё равно.Мы тут в,,Что?Где?Когда?"что ли играем?Ошибка у вас,что судите по частностям об общем.Если я цитаты копирую-это не значит,что в этом заключается моя духовная жизнь
Евгения18 августа 2020, 15:01
Александр Вячеславовович! А у кого из тех, кто оставляет здесь комментарии, есть духовник в настоящем смысле этого понятия? Ни у кого не видно ни смирения, ни послушания, а это именно те качества, которые появляются в рез-те духовного руководства. Игорь Ковалев в этом смысле как раз выгодно отличается от остальных. А те, кто пишут или намекают, что имеют духовника, заблуждаются самыми различными образами.
Денис18 августа 2020, 13:08
Игорь Ковалев, чрезмерное самоуничижение ведёт к депрессии, а депрессии порождают самоубийства, в одной России тысячи ежегодно. Да и кого привлечёшь в храм хмурыми лицами? "Всегда радуйтесь!" - святой Серафим Саровский.
Александр Вячеславовович18 августа 2020, 11:43
Игорь, у меня и Аллы критика все таки содержательная. Вы живете в городе или посёлке, рядом минимум два священника, вы как на работу выходите в интернет духовно руководить иереями и мирянами. Но!!! Бог не дал вам духовника. Как же так??Или Бог дал духовника да вы его не приняли. Это ж надо хотеть быть под духовным руководством. Вот где извращенная логика --у меня пастыря нет, я сам пастырь пастырей, хотя и мирянин. Без должного духовного руководства риск прелести и младостарчества велик. Риск едва ли снижается от вашего умения запустить на компе поиск цитаты из духовных книг)
Александр Вячеславовович18 августа 2020, 11:10
Игорь Ковалев, вы взяли определение младостарчества из википедии, привелицитаты Св.Отцов по ключевым словам через электронный поиск. Этих не хитрых средств мало, чтобы разобраться самому и других научить. Допустим мирянин берётся пастырствовать по любоначалию, вот тоже младостарчество. У Масленникова и тех, кто как вы одобряет его идею духовного руководства проблема с младостарчеством. Без обид, Игорь. Ответьте пожалуйста на вопрос В каком святоотеческом сборнике впервые употреблен термин младостарец?
игорь ковалев18 августа 2020, 09:54
Александр Вячеславовович.Критика должна быть содержательной,а не просто ты не прав,потому,что у тебя нет духовника.Если что-то конкретно я не правильно писал-озвучьте,но не как Алла и другие критики-нет духовника и критикуешь мнения иереев,значит ты не прав.Это какая-то извращённая логика.У нас в истории и иереи и Патриархи были даже еретиками,поэтому все советы надо проверять.Я посоветовался с иереем по поводу упражнения ,,всматриваться и видеть промысел Божий"- он,сказал,что это,, похоже на глупую прелесть" и практически мои слова повторил,что знать мы не можем,а мысли,что знаем ведут к гордости.Я ещё раз убедился,что советы м.Антония Сурожского лучше не слушать.
игорь ковалев18 августа 2020, 09:35
Александр Вячеславовович.С Аллой мы практически по всем вопросам спорим и её мнение противоречит учению Церкви.Какой же Масленников младостарец,если он мирянин?,,Младоста́рчество —...явление в церковной жизни,связанное со злоупотреблением некоторыми священнослужителями пастырской властью..."Он просто в прелести,называемой ,,мнение".Он хотя и говорит,что у него всё по св.Отцам-делает противоположное.Игнатий Брянчанинов писал,что мирянам не надо вдаваться в тщательное исследование своих грехов,а у Масленникова -это основное.И почему ему давали разрешение печататься,куда настоятель храма смотрел при котором курсы были?А идея -рассказывать при храме о страстях и грехах чем плоха?
игорь ковалев17 августа 2020, 23:04
Евгения,Денис.Это же хорошо -сравниваешь свои дела с идеалом и сокрушаешься об их недостаточности,реально чувствуешь себя ,,рабом неключимым".Это же отличное аскетическое упражнение,которого я и держусь,от Никона Воробьева:,,Недостаточность исполнения заповедей восполняется сокрушением сердечным.Осмелюсь сказать,что сокрушение сердечное,плач сердца о нарушениях заповедей дороже их исполнения по своей воле.Ибо последнее приводит к высокоумию и гордости чем уничтожается все добро.А сокрушение сердца заменяет(по милости Божией) делание и держит человека в смирении,без чего суетно все делание,оно даже губительно."
Евгения17 августа 2020, 21:28
Александр Вячеславович: "Алла, подписываюсь под каждым вашим словом". А я - нет. И даже хотела спросить, долго или Алла воспитывала батюшку, или он сперворазу ни в чем ей не перечил? Но подумала, что это будет переход на личности, о чем справедливо пишет Игорь Ковалев.
Александр Вячеславовович17 августа 2020, 19:24
Алла, подписываюсь под каждым вашим словом. Игорь Ковалев похвалил на днях Масленникова с его школой покаяния, идея мол хорошая, хотя и в секту вылилась. Масленников - младостарец, пока его рекомендовали к изданию, он радовался, а отозвали благословение на публикации и проповеди, он заявил: это гонения на истинное покаяние, обвинил критиков в неправославии. И.Ковалёв в эту же сторону идет. что и младостарец Масленников. Вы деятельность Ковалева покритиковали, он в ответ атакует: терплю нападки от Аллы и прочих, потому что проповедую святоотеческое учение.
Евгения17 августа 2020, 18:29
Да, Игорь Ковалев, в идеале. Это Вы правильно написали про идеал. Но мы "плывём с детьми в руках во всех собравшихся плевках". И уповаем на снисхождение.
Денис17 августа 2020, 18:01
Игорь Ковалев, "Я никого не учу,а пишу,как учат св.Отцы,то есть,как должно быть в идеале". Вот в этом проблема, вы пишите, как должно быть в идеале, а мы живём в реальном мире, где даже светская РФ - православная держава по сравнению почти со всеми иными. Так на Западе ювеналы могут отобрать и уже отбирают детей, если родители противятся их воспитанию в духе толерантности к содомии. Нет ныне такой страны на свете, где в полной мере актуальны семейные советы святых отцов Церкви времён расцвета православной Ромейской Империи (Византии).
игорь ковалев17 августа 2020, 00:37
Алла. ,,Мы решим все наши вопросы и проблемы и без вас, с нашими батюшками, у которых мы исповедуемся. "/-Я тоже как-нибудь решу сам свои вопросы.И ещё раз вам говорю,живите как хотите.Хотите поститесь-хотите нет,хотите молитесь-хотите играйте в компьютерные игры,хотите читайте св.Отцов-хотите Фому Кемпийского.Я никого не учу,а пишу,как учат св.Отцы,то есть,как должно быть в идеале.То к чему надо стремиться,а чего избегать.Кстати,вы тоже по теме ничего не написали,опять только личные нападки.Печально,что вместо предметного обсуждения вопроса,занимаемся взаимными укорами.
игорь ковалев17 августа 2020, 00:04
Алла.По учению св.Отцов советы хоть иерея,хоть митрополита надо сверять с Писанием и св.Отцами.И что противоречит-отвергать.Я его и придерживаюсь.Если вы заметили,я призываю писать по теме не переходя на личности.Какая мне разница у кого какой духовник.Мне интересны темы,обсуждаемые в статьях и правильное мнение по ним,согласное с учением Церкви.Вместо обсуждения духовных вопросов приходится отвечать на нападки в мою сторону.Я своего мнения не держусь,если мне укажут,что Церковь учит по другому,я поменяю своё мнение.По теме близости я озаучивал мнение св.Отцов и привёл много их цитат,а батюнка называл их частным мнением и не принимал.К сожалению,вы тоже, причём не только по этому вопросу.
Алла16 августа 2020, 03:27
Игорь, смешно, что вы, отринув тысячелетнюю христианскую практику духовничества, поучаете других! Мы решим все наши вопросы и проблемы и без вас, с нашими батюшками, у которых мы исповедуемся. Вот мой батюшка меня не попрекает тем, что я не внедряю и не собираюсь внедрять в свою жизнь монашеские аскетические практики. А вы считаете себя настолько прозорливым, что по сообщениям в инете ставите диагнозы. Ранее вы дерзали спорить со священником, который указывал на еретичность ваших воззрений на плотские отношения в браке. Теперь вы снова спорите уже с другим священником. Если регулярно оказывается, что батюшки, имеющие годы практики богослужения, не согласны с вами, может проблема в вас?
игорь ковалев15 августа 2020, 13:53
Иоанна.Мы с вами уже не один раз спорили по поводу естественной и христианской любви,а также о добре падшего естества и в этих вопросах вы держитесь своего мнения,не совпадающего с общим мнением св.Отцов.Советовались ли вы с духовником по поводу этих важнейших вопросов духовной жизни?Почему духовник вам не рассказал,что общее мнение св.Отцов(консенсус патрум) является у нас в Церкви истиной?И если вы святых и духоносных Отцов не слушаете,как вы будете слушать духовника,который обладает намного меньшим авторитетом?А если с духовником не обсуждали эти вопросы,не самонадеянность ли это и игнорирование окормления,в которых вы обвиняете меня(я,кстати советовался с иереем насчёт любви)?
игорь ковалев15 августа 2020, 00:09
иПавел.Помысел мне пришёл,что все аскетические упражнения направлены на борьбу со страстями,приобретение смирения и Благодати Святого Духа.А вот ваше упражнение от м.Антония ,,всматриваться и видеть замысел Божий" к этому не направлено.Замысел мы знать не можем(не знаем доживём ли до завтрашнего дня),значит только предполагаем,т.е. это наши мечты.Получается мы мечтаем,что наш ребёнок будет таким-то и думаем,что видим замысел Божий,что может вести к гордости,а не к смирению.Выходит,что это упражнение развивает мечтательность и гордость,т.е. развивает страсть,а Благодати не приносит.Кто-нибудь из св.Отцов советовал его?.Если я не прав,объясните ,пожалуйста.Хочется разобраться в этом вопросе.
игорь ковалев14 августа 2020, 23:47
Денис.,,Аскетические подвиги хочется совершать время от времени,а любовь нужна постоянно."/Если не будет аскетики-не будет и любви(в грязной одежде на брачный пир не пускают).Если говорим о христианской любви,которую имел ввиду Апостол Павел.Она даётся по мере очищения сердца от страстей и стяжания Святого Духа,в чём и есть цель аскетических упражнений.Здесь всё взаимосвязано.
игорь ковалев14 августа 2020, 23:33
Иоанна.,,А где ещё её можно было искать в то время?"/Как раз упомянутые вами Глинские старцы были в то время./,,игнорировать живое пастырское окормление-это самонадеянность!"/-Я себя конечно не сравниваю,но получается вы в этом обвиняете Антония Великого,Нила Сорского,Игнатия Брянчанинова,Никона Воробьева,которые не нашли себе духовника и руководствовались в основном книгами и советами преуспевших отцов.Очень хорошо найти опытного духовника.Кто с этим спорит?Но если нет-то это не значит,что не возможно вести духовную жизнь и преуспевать в ней,что и подтверждают примеры,перечисленных св.Отцов,достигших духовного совершенства.А вот не изучая писания св.Отцов,вряд-ли этого достигнешь.
иПавел14 августа 2020, 11:57
Денис, по моему мнению, 'продвинутый уровень' - это прот. Сергий и его семья, которые 40 лет у о. Иоанна (Крестьянкина) окормлялись.
Иоанна_ 14 августа 2020, 10:59
"Искать поддержку в книгах, главным образом", - писал игумен Никон, который умер в 1963 году! А где ещё её можно было искать в то время?Сейчас совсем другая ситуация и другие возможности, и сейчас игнорировать живое пастырское окормление - это самонадеянность! "Если ты сам себе духовник - это значит, что у тебя глупый духовник" - это кто-то из святых отцов сказал. Чтобы руководствоваться "только книгами", надо быть как минимум святителем Игнатием, не так ли? Дело ваше, но вы много теряете и многим рискуете. Всего доброго!
игорь ковалев14 августа 2020, 09:29
Евгения.Цитату про рабство привёл,чтобы показать,что при любом строе можно спасаться и в рабстве даже лучше,чем будучи свободным по словам св.Отцов.Раз послание написано для всех-значит так лучше для всех,монахов тогда ещё не было.Можно посмотреть на это и со стороны аскезы.,,Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие(Деян14:22).,,Избавляет же Своих святых от скорби Бог,не без испытания их оставляя,но даруя им терпение.Ведь если от скорби происходит терпение,от терпения опытность(Рим.5:3),то избегающий скорби лишает себя самого и опытности.Проще сказать,как никто не увенчивается победным венком без противника,так никто опытным стать не может,если нет скорбей."(свт.Василий Великий)
Денис13 августа 2020, 22:33
Игорь Ковалёв, советов для всех на все времена мало содержит даже Библия. Да вы и сами приводили контраргументы против заповеди "плодитесь и размножайтесь", данной Творцом всему живому. Что уж о говорить о мнениях святых отцов касательно рабства, когда даже феодализм был светлым будущим? В конечном итоге знатоки святоотеческих трудов (Библии) обычно подбирают цитаты для оправдания своей жизни по своему разумению вместо того, чтобы менять свою жизнь. Поэтому так важны реальные примеры в настоящем счастливой семейной жизни во Христе. Аскетические подвиги хочется совершать время от времени, а любовь нужна постоянно. "Без любви всё — ничто" (Апостол Павел).
Денис13 августа 2020, 22:18
иПавел, на мой взгляд, у вас написано для продвинутых. Так как для большинства актуальнее вопрос заключение брака в принципе, а потом избежания развода. Да и касательно воспитания детей. Сначала надо убедить их завести, ведь пенсию платит государство, а без детей жить проще и легче. Для удовлетворения же материнского инстинкта и отцовского желания обзавестись наследником достаточно одного ребёнка.
игорь ковалев13 августа 2020, 21:16
Продолжение.Игумен Никон Воробьев:,,...лишь единомысленного,идущего тем же путем и с ним советоваться,но и то его советы надо уметь проверять Словом Божиим и Святых Отцов....Относительно опытных в духовном делании людей можно сказать мнение Игнатия Брянчанинова и многих других,что их в настоящее время едва ли можно найти.Хорошо,если найдутся единомысленные. Нужно искать поддержки в книгах главным образом....Руководителем теперь является Сам Господь да отчасти книги....Того руководства, в котором и Вы, и я нуждаемся, едва ли можно теперь где-либо найти.Я за всю жизнь не нашел и руководствуюсь только книгами..."
Евгения13 августа 2020, 21:16
Игорь Ковалев, апостол Павел, Иоанн Златоуст и Феофан Затворник были людьми несемейными. Очень может быть, что для них чем было хуже, тем лучше. У них попечение в основном о себе, а семейным нельзя придерживаться аскетических норм монахов. Разве что стоять во мнении, что семья раба, я тут согласна с Денисом, не семья вовсе, а сгруппированные вещи рабовладельца, и потому скорби и страдания и им приносят духовную пользу.
игорь ковалев13 августа 2020, 21:09
Иоанна,,Едва ли вы понимаете,что такое духовное окормление,"/-Да,куда уж мне это понять.Вы серьёзно думаете,что я не читал про известных духовников?Если у вас духовник уровня Глинских старцев-то вам повезло.Я как и большинство верующих довольствуюсь советами иерея ближайшего прихода.Руководство книгами с советом более опытного заменяет по словам св.Отцов ,,опытного и «непрелестного» руководителя".Свои слова ,как обычно,подтверждаю цитатами.Игумен Никон Воробьев:,,Вопрос, затронутый тобой о руководителе, — дело великое,но разрешить его теперь положительно,т.е. найти опытного и «непрелестного» руководителя, пожалуй, и невозможно.Теперь в лучшем случае можно найти лишь единомысленного..."
игорь ковалев13 августа 2020, 15:40
Наталия П.Ваш пример показывает,что наличие даже опытного духовника(в чём я сомневаюсь,ибо вы не знаете,даже,что такое осуждение и клевещете на ближнего) не делает человека автоматически опытным,разбирающимся в духовных вопросах и даже может быть поводом к тщеславию.Не раз встречал людей,которые хвастались своими духовниками,но,чтобы отказывались что-либо обсуждать по причине отсутствия духовника у оппонента-впервые.Возможно,это повод уйти от предметного разговора по обсуждаемой теме,либо превозношение.Ещё раз предлагаю спокойно обсуждать тему статьи,а не наше духовное состояние,наши чувства и наличие духовников.А если по теме сказать нечего,то не надо загружать надуманными проблемами других
игорь ковалев13 августа 2020, 13:07
Наталия П.,,Порицать — значит сказать о ком-нибудь:такой-то солгал, или разгневался,или впал в блуд,или сделал что-либо подобное.Вот такой злословил брата,т.е. сказал пристрастно о его согрешении.А осуждать — значит сказать:такой-то лгун,гневлив,блудник. Вот сей осудил самое расположение души его(прп.Авва Дорофей).,,Клевета́ – 1) безосновательное или заведомо ложное обвинение кого-либо;2)дискредитирующая кого-либо молва или слух,основанная(основанный) на лжи...Кри́тика — анализ,оценка о явлениях какой-либо области человеческой деятельности.Задачами критики являются: выявление противоречий; выявление ошибок и их разбор" Кто из нас осуждал,клеветал и критиковал???
Иоанна_ 13 августа 2020, 12:41
Едва ли вы понимаете, что такое духовное окормление, Игорь Ковалёв. Духовник это не тот, кто "всё расскажет о духовной жизни", а тот, кто укажет тебе на твои главные страсти, даст конкретный совет именно тебе и именно применительно к твоему духовному состоянию, причём, для этого ему достаточно нескольких минут. Ничего, никакая начитанность не заменит трезвого и рассудительного взгляда СО СТОРОНЫ. Почитайте что-нибудь об известных духовниках, например, о глинских старцах, недавно прославленных.
игорь ковалев13 августа 2020, 12:17
Наталия П.,,Вы избегаете благословенного пастырского окормления и сравниваете православное духовничество с тренингами."/-Опять клевета.Вы так и не ответили -это вас духовник благословил клеветать и приставать с поучениями к незнакомым людям???Я не избегаю окормления,но иерея,которому исповедуюсь по месту жительства духовником не считаю,хотя к советам прислушиваюсь.Также и у друга иерея спрашиваю совета,но тоже духовником его не считаю.И не духовничество с тренингами я сравнивал,а вашу реакцию на мнение,отличное от вашего.А аскетические вопросы вы не хотите обсуждать,потому,что не понимаете в них,если бы понимали,не защищали бы советы м.Антония.Вы вообще по теме ни слова не написали!
игорь ковалев13 августа 2020, 08:52
Наталия П.И откуда такие наивные суждения,что духовник всё расскажет о духовной жизни.Это сутками надо общаться.Ответит на интересующие вопросы.-Это ,да.Но что бы спросить ,надо знать о чём спрашивать,а чтобы знать, надо читать св.Отцов.,,Чтение писаний отеческих-РОДИТЕЛЬ и ЦАРЬ всех добродетелей.Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания,вере правой, жительству по заповедям евангельским,...словом сказать,-спасению и христианскому совершенству."(свт.Игнатий Брянчанинов) ,,Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников,соделалось ГЛАВНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства (Преп. Нил Сорский,Правила).
Наталия П.12 августа 2020, 23:06
Уважаемый Игорь Ковалев, спасибо за бОльшую откровенность. Мне жаль, что мои предположения подтвердились. У Вас нет духовника, вот почему в прошлый раз Вы игнорировали вопрос о духовнике. Получается, Игорь Ковалев учит клириков и мирян духовной жизни, сам оставаясь без надлежащего духовного руководства.. Посоветоваться с кем-то по телефону и дружеские разговоры с знакомым иереем не заменят Вам или мне регулярную исповедь у духовника. Обсуждать аскетические вопросы с Вами смысла нет, раз Вы избегаете благословенного пастырского окормления и сравниваете православное духовничество с тренингами. Надеюсь, со временем Вы поменяете свое суперкритическое отношение к этим людям. Всего доброго Вам!
игорь ковалев12 августа 2020, 22:08
Денис,,если человек приводит цитату с коей не согласен, то это следует оговаривать"/Как я могу быть не согласен со словами Апостола Павла,Иоанна Златоуста и Феофана Затворника?Я слова св.Отцов и Писания принимаю на веру,даже если они мне пока не понятны.Здесь то всё понятно.Не хотел бы оказаться в рабстве-это также,как никто не хочет болеть,хотя для души полезно.На это надо смотреть с духовной стороны.Скорби и страдания приносят духовную пользу.,,В терпении вашем стяжите души ваши"(Лк. 21:19).А вы как-то смотрите по-мирски,а не духовно на эти вопросы.
игорь ковалев12 августа 2020, 21:28
Наталия П.Готов поговорить по обсуждаемой теме.Обсудить советы м.Антония(Сурожского),кстати его книгу ,,Школа молитвы" сравнивал с учением св.Отцов проф.А.И.Осипов-она противоречит ему.Я прочитал несколько страниц,больше не смог.Удивлялся,как такое мог написать православный митрополит.Со знакомыми называли её ,,Школой прелести".Можно обсудить и советы о.Павла из статей,особенно запомнилась трёхразовая проверка любви и всматриваться,видеть замысел Божий.А вот ваша оценка моего состояния и ваши советы,уж извините,мне не интересны.
игорь ковалев12 августа 2020, 21:12
Наталия П.У меня есть знакомая,она увлеклась тренингами и чуть,что-то не по её,говорила:,,Тебе нужно пройти тренинг".В православном варианте :,,Вам нужен опытный духовник".То есть я точно заблуждаюсь и поэтому мне нужен опытный духовник.А вы всегда правы,потому,что у вас уже есть опытный духовник.Кстати почему то так говорят только женщины,наверное женская логика.Я здесь логики не вижу.У меня есть у кого спросить совет и есть друг иерей,которому я могу позвонить в любой момент.А вас духовник благословил обличать в осуждении,давать оценку состоянию и навязываться с советами к незнакомому человеку? Чтобы сучок у другого вытащить-нужно сначала у себя вытащить бревно.
иПавел для Наталии12 августа 2020, 20:59
Название «семейная аскетика», потому что духовные упражнения (аскеза) нужны не только монахам, но и семейным людям, которые созидают домашние церкви. Есть общие для монахов и семейных аскетические задачи (борьба со страстями, борьба за внимательную молитву). У семейных людей ряд аскетических задач будет свой (духовное воспитание детей). Ваш вопрос о рекомендациях под определенный уровень закономерный, но не так просто сформулировать ответ. Скажу огрубленно: по большей части текст написан для уровня новоначальных, отдельные советы подходят для «основного уровня» (воцерковленный крестный служит мостиком между подростком и Церковью). А вот "уровень продвинутых" – не моя целевая аудитория.
Наталия для и. Павла12 августа 2020, 10:48
О. Павел, благодарю за ответ. Хотела уточнить, что было бы важно для меня в предисловии к циклу статей о семейной аскетике. Хотя аскетика означает тренировки, это название обычно связывают с представлением о монашеском делании древних отцов-пустынников, и его применение для обозначения чего-либо в современных условиях может и в церковной среде вызывать неоднозначное отношение: восхищение, снисходительную насмешку, равнодушие или просто интерес. Хотелось бы понять, во-первых, почему выбрано именно это название. И во-вторых, если семейная аскетика это тренировка, то к какому уровню Вы советуете относить предлагаемые рекомендации: к начальному, основному или продвинутому?
игорь ковалев12 августа 2020, 09:48
Денис,,Касательно аскезы,то о ней надо не сколько рассказывать"/Вспомнил пример Масленникова из Екатеринбурга,который организовал на приходе курсы.Где рассказывал какие есть страсти,какие грехи от какой страсти происходят,как с ними бороться,как исповедоваться.Т.е. конкретная аскетика-что делать чтобы жить духовной жизнью.И люди стали приезжать к ним в храм со всего города,а потом и из других городов.Плохо что хорошую идею превратили в какую-то секту,начались перегибы,противоречащие советам св.Отцов,видно упустили,что без приобретения смирения никакая аскеза не полезна.Но идея то хорошая и оказалась очень востребованна среди прихожан.Это конкретный пример,что людям нужно рассказывать об этом
Иоанна_ 12 августа 2020, 09:04
/Семейные люди могут ошибочно считать аскезу делом только монахов. Получается: "Живем нормально, как все...// Таким людям, отец Павел, надо дать самое начальное представление о духовной жизни. А о том, что КАЖДЫЙ христианин призван искоренять страсти и насаждать добродетели в своей душе - общеизвестно, именно этим и занимается аскетика. Но в этих статьях данная тема не раскрыта, увы, как не раскрыто и само понятие аскетики и, более узко, аскетики для мирян. И первое, что приходит в голову на эту тему (из современного) - это преп. Паисий Святогорец, ещё есть интересные книги о.Георгия Нейфаха - это, РАЗУМЕЕТСЯ, помимо святых отцов. Желаю успехов, батюшка!
Наталия П.11 августа 2020, 23:06
Игорь Ковалев, характерно, что главный мой вопрос Вы игнорировали - у Вас есть духовник? Ради Христа найдите себе опытного духовника. Он объяснит Вам разницу между осуждением и критикой, жизнью по совету духовника ирежимом самсебедуховник, между высказыванием и навязыванием мнения, между мнением Св. Отцов и Св.-отеческим учением. Покажите духовнику Ваши комментарии, не скрывайте,что Вас почему-то просят быть дружелюбнее, выслушайте его совет.Без духовного руководства плохо. Опытного духовника несложно найти в лице епархиального духовника, ему батюшки исповедуются. Ну, или посвятите мне хейт-спич, обличайте меня в клевете и выдумках, митрополита Антония и священников в прелести, если нравится
Денис11 августа 2020, 21:58
Игорь Ковалев, если человек приводит цитату с коей не согласен, то это следует оговаривать. Иначе будет не правильно понят. Панегирики рабству святых отцов может быть и были оправданы в своё время в какой-то мере, но ныне их зачем приводить? По-прошествии веков стало ясно почти для всех людей, что рабство портит, как рабов, так и рабовладельцев. У рабов возникает отвращение к труду, желание отомстить хозяевам за принуждение. Причём это даже на отдалённых потомков распространяется, что видно по неграм современной Америки. Рабовладельцев же вседозволенность в отношении рабов вовсе развращает до крайности.
игорь ковалев11 августа 2020, 21:52
Денис.Надо и рассказывать,в любом деле в начале идёт теория.Странно,что мало пастырей советуют,как о.Никон (Воробьёв),чтобы понимать духовную жизнь-изучать аскетические творения св.Отцов.Это же очевидно,что надо знать как стяжать Благодать,а не тщеславие,делая добрые дела и подвизаясь,как не впасть в прелесть,как правильно молиться,что такое покаяние,какие правильные чувства,мысли и даже движения сердечные должны быть.Всё это узнаём из аскетических творений св.Отцов.Не зная этого не возможно жить правильной духовной жизнью.По словам о.Никона(Воробьева),тот мёртв и ничего не понимает в духовной жизни.Поэтом молодёжь и снимает кресты.И о.Павел в статье тоже не упоминает изучение аскетики.
Денис11 августа 2020, 21:51
иПавел, современные юноши массово читают и целые циклы книг, если это фантастика и фэнтези, к примеру "Дозоры" Сергея Лукьяненко и Поттериана. Наши же проповедники почему-то за редчайшим исключением всё пытаются достучаться в люб вместо того, чтобы проповедовать через своих литературных героев. В результате касательно той же семейной жизни у подростков закрепляется стереотип, что дети помеха героизму, а не младшие помощники главного героя, будущие главные герои.
Денис11 августа 2020, 07:57
Касательно аскезы, то о ней надо не сколько рассказывать, сколько показывать её в своей жизни. Так меня в Церковь привёл батюшка у коего личная автомашина отсутствовала. Ныне же уже забыл, когда последний раз видел священника в общественном транспорте.
игорь ковалев10 августа 2020, 22:36
Денис.Вы цитату привели не ,,про богатство и бедность",а про то,что ,,вера без дел мертва".И дела веры не обязательно- материальная помощь ближнему.А мы вообще-то гос. строй обсуждали.)))Про рабство привёл мнения Апостола и св.Отцов о его пользе,не потому что хотел бы оказаться в рабстве.Если человек верующий и делающий дела веры(как раз ваша цитата),то будет исполнять заповеди будучи и рабовладельцем,и капиталистом.И случаи очень хорошего отношения к рабам и рабочим есть в истории.
игорь ковалев10 августа 2020, 22:22
Наталия П. Понимаю,что вам близки мнения,которые я критикую.Но почему такое неприятие критики???Критика чужих слов-это далеко не осуждение.А вот обвинять во грехе(осуждении) человека,который его не совершал-это клевета.Откуда вы узнали,что я чувствую?Вам откровение было?Думаю нет.Вы просто это придумали,И на основании придуманного вами осудили моё состояние-,,дело плохо".Это по христиански?Если вы берёте благословение на каждый комментарий-то это не нормально.Мы не послушники в монастыре.Чьи недостатки я обличал и кого учил аскезе???Я высказывал своё мнение(для этого и существуют комментарии),основанное на мнениях св.Отцов.Если в чём то не прав-пишите по сути вопроса.
иПавел Наталии10 августа 2020, 21:09
Не менее важна для меня другая часть аудитории, тоже нецелевая - подростки и дети. Они будут создавать семьи, или не будут, или не смогут создать крепкие семьи. Но подростки сидят на других интернет-площадках, читают месседжеры, посты, а не большие статьи, смотрят короткие видео. Это другой формат, другие авторы нужны. Посмотрите вверху статьи на аватарки вк, кто ставит лайки, посмотрите внизу, кто пишет комментарии - взрослые люди с опытом семейной жизни, в основном...
иПавел Наталии10 августа 2020, 20:56
За годы преподавания для разных аудиторий я заметил: чем отчетливее представляешь целевую аудиторию, тем лучше учитываешь ее интересы, тем больше пользы от лекции. Только не надо из этого планирования делать идола. Нужно говорить то, что тебе интересно и быть готовым к реакции из нецелевой аудитории. Например, про мою статью из цикла по семейной аскетике хорошо отозвался доктор богословия прот. Сергий Правдолюбов. Я его спросил: 'Есть ли критические замечания по статье?' Он ответил:'Нет'. Понятно, что я не для о.Сергия писал, но его компетентный отзыв важен.
Денис10 августа 2020, 12:41
Наталия, согласен с вами. У меня тоже возникал вопрос. Насчёт того, кому именно адресовал свой цикл семейных статей священник Павел Сержантов и поначалу я подумал неправильно, что он для общего пользования. С другой стороны Игорь Ковалев похоже подумал, что он аскетам адресован, раз сыплет соответствующими цитатами из святых отцов. Было бы куда лучше, если бы сразу в подзаголовке было сказано "для прихожан". Тогда бы и комментарии были в основном по делу от людей которым - это действительно нужно, пусть бы их и было меньше. Однако это как раз тот случай, когда лучше меньше, да лучше.
Наталия П.10 августа 2020, 10:59
Уважаемый Игорь Ковалев, если кто-то каждый Божий день пишет комментарии, чтобы осудить брата своего и почувствовать себя истинно православным, то дело плохо. Это страсть типа алкоголизма. У Вас есть духовник? Вас духовник благословил быть хейтером, изобличать недостатки ближних, учить других аскезе?
Наталия 9 августа 2020, 22:48
О. Павел, нравятся Ваши статьи, и есть вопрос, м.б. не только к Вам, но и к редакции. Вот Вы в комментарии обозначили «целевую аудиторию» читателей цикла о семейной аскетике: «ходим с детьми на службу, вчера сын... крест снял. Что делать?». Заметила, что авторы сайта вообще редко пишут, к какой части читателей они обращаются, особенно если обсуждается проблема, то люди принимают к сердцу то, что к ним не относится, спорят в комментариях. Может это специальная PR-особенность какая-то? Для сравнения, хоть и говорят, что современному человеку св. Отцы эпохи Иоанна Златоуста не понятны, однако у этого святителя всегда написано, какой именно группе его прихожан предназначено то или иное слово.
игорь ковалев 9 августа 2020, 21:49
иПавел ,,Стараться чувствовать сына, смотреть и видеть замысел Божий о нем,помогать замыслу осуществиться - это спасительное аскетическое упражнение "/Пытаться быть прозорливцем-это совсем не аскетическое упражнение.Почитайте,что пишут мирянам, св.Отцы,например ,,Что есть духовная жизнь..." свт.Феофана Затворника-вот это аскетика. ,,Аске́тика – раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения,исцеления падшего человеческого естества в процессе осуществления христианского ПОДВИЖНИЧЕСТВА.",,Смотреть и видеть" то,что мы не можем увидеть,пока Господь не откроет-занятие бесполезное и похожее на самообольщение,но точно не подвижничество.
Денис 9 августа 2020, 19:06
Игорь Ковалев, нашёл в своей давней подборке библейских цитат о богатстве и бедности словно специально для вас написанное. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?  15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,  16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?» - СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ИАКОВА, глава 2.
Денис 9 августа 2020, 19:01
Игорь Ковалев, вы готовы реально без ропота хотя бы крепостным стать, не говоря уж о рабе? Вряд ли вам понравится, если вы хотите в храм, а вас кнутом по спине с визгом: "Иди работай!" Даже женой своего раба рабовладелец вправе пользоваться, как своей вещью. Вправе и детей продать, причём отдельно от родителей. Рабство - это страшно. Слава Богу, что оно хотя бы легально сошло на нет. Причём вряд ли случайно с легальной работорговлей покончили именно христианские страны ещё в позапрошлом веке.
иПавел 9 августа 2020, 17:04
Иоанна_ 9 августа 2020, 15:36: Православная аскеза - это духовные упражнения для христиан. Есть много литературы по аскетике для монахов общежительных, поменьше - для скитских и безмолвников. Семейные люди могут ошибочно считать аскезу делом только монахов. Получается: "Живем нормально, как все. Плюс каждое воскресенье лет 6 ходим с детьми на службу, вчера сын... крест снял. Что делать, батюшка?" Вот откуда эти публикации. Семейная аскетика - это аскетика для людей, которые живут не в монастыре, а в семье. Стараться чувствовать сына, смотреть и видеть замысел Божий о нем, помогать замыслу осуществиться - это спасительное аскетическое упражнение для родителей. Так строят домашнюю церковь.
Иоанна_ 9 августа 2020, 15:36
Отец Павел, благодарю вас, но я так и не поняла: что же такое "семейная аскетика"? У вас получился сборник полезных советов на тему семейной жизни.
игорь ковалев 9 августа 2020, 11:35
Денис.Коммунизм-это утопия,а социализм с материальной стороны для большинства лучше.Но у нас то главная сторона духовная.
игорь ковалев 9 августа 2020, 11:01
Денис.,,...но аще и можеши свободен быти, больше поработи себе."(1 Кор.7:21)Больше поработи себе–«лучше пользуйся рабством»(Фотий у Экумения),–лучше оставайся в рабстве,и в этом состоянии приняв веру,и преуспевай в ней. Святой Златоуст говорит на сие место:«Вот как он смотрит на рабство.Как обрезание нисколько не приносит пользы и необрезание нисколько не вредит,так равно и рабство и свобода.Но дабы показать это как можно яснее,он говорит:но аще и можеши свободен быти, больше поработи себе,то есть тем более служи.Для чего же он повелевает оставаться рабом тому,кто может сделаться свободным?–Для того, чтобы показать, что рабство не только не вредит,но еще доставляет пользу."(Феофан Затворник)
Денис 8 августа 2020, 23:23
Игорь Ковалев, я вам привёл системные минусы рабовладения и капитализма в корне противоречащие христианству, добавлю ещё, что аналогичный минус феодализма в крепостном праве. Не к крепости (земле, феодалу), а к Господу Богу и ближним следует прилепляться человеку. Однако чем систем но плохи социализм, тем более коммунизм? Чем плохо трудиться на общее благо и получать сначала по-труду при социализме, а потом по-потребностям при капитализме?!
игорь ковалев 8 августа 2020, 21:21
иПавел.Получилось просто ваше видение семейной жизни и воспитания детей. С цитатами профессоров,хирургов-они авторитеты в аскетике?И практически нет аскетики,о которой пишут св.Отцы.Сравните ваши советы про фильмы,музыку,самбо с советами свт.Феофана Затворника:,,Итак,благоразумие и долг самоохранения(внутреннего покоя)требуют не на все смотреть,не все слушать и не всего касаться из невольно встречаемого. Мало-мало покажется что могущим расшевелить страсти,надо отвращать от того очи,затыкать пред тем уши или видя не видать и слыша не слыхать."Хорошо было бы написать статью по советам из аскетических творений св.Отцов с приведением их цитат по всем вопросам и с приложением к нашей жизни.
игорь ковалев 8 августа 2020, 21:00
Иоанна.Так это в любом добром деле может быть,если делается не по заповеди и не по силам./А по поводу ,,дворовой" аскетики и других видов с вами согласен,так можно и до ,,детсадовской "аскетики дойти(учат самим одеваться,мыть руки перед едой).Тем более,что здесь разговор должен быть про православную аскетику.А семейной аскетикой,наверное,можно назвать аскетические упражнения,которые делают вместе-воздержание в пищи,в близости супругов,в развлечениях,в ограничении того,что смотреть,слушать.Хотя у св.Отцов такого определения не припомню.
Ольга 8 августа 2020, 19:40
Денис, а в жизни при социализме Вы никаких духовных проблем не видите? Сребролюбие в СССР не было редкостью, только масштабы были другие - не миллионы, а тысячи рублей составляли предел мечтаний тогдашних сребролюбцев. Именно при социализме в основу идеологии был положен воинствующий атеизм, вследствие чего во всех учреждениях образования (от детсадов до ВУЗов) морочили голову детям и подросткам, повторяя как мантры: Бога нет, Вселенная вечна и неизменна, живое случайно произошло из неживого, человек произошел от обезьяны, а религия - опиум для народа. И вот как верующим родителям при социалистическом строе было спасать детские души? Неверующие-то вообще об этом не задумывались.
иПавел 8 августа 2020, 19:39
Иоанна, Вам кажется, что невпопад и часто. Если Вы поинтересуетесь, что значило в Древней Греции слово 'аскесис', многое прояснится. У апостола Павла аскетика передаётся терминами из спортивной жизни, потому что атлеты - аскеты, хотя и занимаются не религиозным делом.
игорь ковалев 8 августа 2020, 18:31
Денис.Если говорим о христианах,то они должны учить истине детей и при рабовладельческом строе,и при капитализме ,и при социализме.А если не христиане,то они при любом строе будут учить детей не верно.Спасение и правильная духовная жизнь не зависят от строя.В нашей воле выбрать кого ставить на первое место-Христа или момону.
Иоанна_ 8 августа 2020, 14:17
Да, может так оказаться, Игорь Ковалёв, когда дела милосердия (по видимости) творятся не из любви к ближнему, в данном случае к этому ребёнку, не по желанию ему помочь, а по жажде "великих подвигов", которые, как потом выясняется, человеку не по силам. Поэтому и требуется РАССУЖДЕНИЕ С СОВЕТОМ, а без рассуждения и добрые дела могут обернуться во вред.
Денис 7 августа 2020, 21:08
Игорь Ковалев, если родители во времена рабовладельческого строя учили детей видеть в людях не ближних, а вещи, которые можно покупать, продавать, ломать, то каковы были шансы на спасение этих детей? Ныне каковы шансы на спасение детей, если родители учат их ценить деньги выше ближних и самого Господа Бога?!
игорь ковалев 7 августа 2020, 18:17
,,А бывает,что усыновление – это крест самодельный,без Божьего благословения и помощи"/-Как доброе дело,исполнение заповеди о любви может ,,оказаться без Божьего благословения и помощи"??? В иерархии -душа,тело и дух.Дух у христиан-главный,он должен одухотворять и душу и тело.Этот вопрос разбирает свт.Феофан Затворник (,,Что есть духовная жизнь...")Он ,кстати писал и о воспитании детей.
Иоанна_ 7 августа 2020, 18:06
Автор слишком часто и невпопад употребляет слово "аскетика": "революционная аскетика", "дворовая аскетика"... Получается, что аскетика - это что-то типа правил поведения, но на самом деле это совсем другое. Неплохо бы в самом начале работы договориться о понятиях. Ещё вопрос: аскетика - это работа над СВОЕЙ душой, так может ли быть "коллективная" аскетика, в данном случае семейная?
игорь ковалев 7 августа 2020, 13:49
Денис.Когда Христос воплотился вообще рабство существовало.Однако Он не призывал к коммунизму.Спасаться можно при любом строе.
игорь ковалев 7 августа 2020, 09:50
,,пытаемся уловить Божий замысел об этом ребенке"/-Это надо прозорливцем быть.Того же уровня и занятие созерцанием.Эти видения -плоды Благодати.Какого духовного состояния мы должны достичь,чтобы приобрести их?А самовольно пытаться достичь этого-прислушиваться,всматриваться,как советует митрополит Антоний,-это прямая дорога к прелести.Многие его советы проттворечат учению св.Отцов.
Евгения 7 августа 2020, 00:48
"Проблема в капитализме, основанном на сребролюбии. Родителям следует определяться, либо они против капитализма, либо перестать морочить детям голову псевдоправославным воспитанием". Молодец, Денис!
Денис 6 августа 2020, 12:05
Антонина, у вас есть конкретные возражения по-существу моих комментариев?
Антонина 6 августа 2020, 02:09
Спасибо о. Павел за интересную и полезную статью.Это тема очень актуальна. Ждём продолжения. А вы Денис, не морочьте голову ни автору ни читателям.
Денис 5 августа 2020, 01:37
Автор пишет: "Распространенная ошибка – считать душу одной из функций человеческого тела (ЦНС), то есть низводить человека до уровня животного, приравнивать разум к инстинкту". Екклесиаст глаголит "18 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; 19 потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! 20 Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. 21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?"
Денис 5 августа 2020, 01:22
Автор пишет "В наше время большинство детей воспитываются в пространстве массовой культуры, из них выращивают потребителей услуг", но при капитализме капиталистам и нужны потребители товаров, услуг ради максимизации прибыли. Проблема в капитализме, основанном на сребролюбии. Родителям следует определяться, либо они против капитализма, либо перестать морочить детям голову псевдоправославным воспитанием. "А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" 1Тим.6.
Денис 5 августа 2020, 01:07
"И помнят, что по поводу некоторых биотехнологий для бездетных супругов (ЭКО, «суррогатное материнство») Церковь высказала свое предостерегающее слово" пишет священник Павел Сержантов. Однако, если «суррогатное материнство» вызывает принципиальные возражения нравственного характера, то против ЭКО в "Основах Социальной Концепции" Русской Православной Церкви высказаны претензии технологического характера, а с тех пор прошла дюжина лет. Насколько ныне актуальны тогдашние возражения против ЭКО?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×