Суббота первой седмицы Великого Поста

О Причащении

Поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше:
каждый из вас – храм, в котором Сын Божий с Отцом и Духом обитает.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Желающий приобщиться Святых Таин должен перед Причащением исповедаться и прочитать три канона: Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. Желающие могут прочитать также акафист Иисусу Сладчайшему и (или) Божией Матери.

Причастие. Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru Причастие. Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru

Таинство причащения совершается во время Литургии. Все исповедавшиеся повторяют за священником молитву перед причащением и делают земной поклон, а потом благоговейно подходят к Святой Чаше со сложенными крестообразно на груди руками, и причащаются Тела и Крови Христовых. После этого причастники выслушивают благодарственные молитвы.

Песнопения 1-й седмицы Великого Поста

Тело Христово приимите. Источника безсмертного вкусите.

Причастен

Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением священных Таин, Живущего Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве.

«Благодаря причащению Святых Таин, Владыка, да освящусь душой и телом, да просвещусь, да спасусь, да буду Твоим домом, в котором живешь Ты, многомилостивый Благодетель, со Отцом и Духом».

Из последования ко Святому Причащению

Владыко Христе Боже, Царю веков и Содетелю всех, благодарю Тя о всех, яже ми еси подал благих, и о причащении пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим, и в сени крилу Твоею; и даруй ми чистою совестию, даже до последняго моего издыхания, достойно причащатися святынь Твоих, во оставление грехов и в жизнь вечную. Ты бо еси хлеб животный, источник святыни, Податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Сыном и Святым Духом, ныне и присно и вот веки веков. Аминь.

Молитва святителя Василия Великого

О Святом Причащении

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем.

Ин. 6, 56

Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.

Православный катихизис

Причастие. Фото: Православие.Ru Причастие. Фото: Православие.Ru

О Таинстве Причащения, если размышлять пространно, то надобно размышлять целую вечность: ибо это святейшее Таинство есть верх всемогущества, премудрости и любви Божией к нам.

Иннокентий, архиепископ Херсонский

Помысли, христианин, какой чести ты удостоин? Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют возреть без страха, по причине сияния отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом.

Святитель Иоанн Златоуст

Время приступить к страшной Трапезе. Приступим же все с достойной мудростию и вниманием. Пусть никто не будет Иудой, пусть никто не будет злым, пусть никто не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое на уме. Предстоит Христос; Кто утвердил ту Трапезу, Тот же теперь совершает и эту. Ибо не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благодать Божия «сие есть Тело Мое», – сказал Он.

Святитель Иоанн Златоуст

Священнодействие, за которым совершается великое Таинство Причащения, называется Евхаристией (благодарением) потому особенно, что здесь имеем побуждения более благодарить, нежели просить; ибо здесь более получаем, нежели просим, и даже не остается ничего совершенно, чего бы не даровал нам здесь Бог.

Иеремия, патриарх Константинопольский

Когда мы, недостойные, сподобимся со страхом и трепетом причаститься Божественных и Пречистых Таин Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания, да огнь сей Божественный, то есть Тело Господа нашего Иисуса Христа, потребит грехи наши и наши большие и малые скверны. Ибо, входя в нас, оно тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и отпущает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов. Если после сего, стоя у дверей сердца, будем тщательно сохранять ум свой, то, когда опять будем сподобляться Святых Таин, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим, подобно звезде.

Преподобный Исихий

По причащении же Святых Таин, воздав благоговейное благодарение Господу за великую к тебе милость, в сей момент явленную как некий велий и неизреченный дар, войди тот час в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу со смиренным чувством, простри к Нему мысленно такую беседу: «Ты видишь, всеблагий мой Господи, как легко впадаю я в грех на пагубу себе, и какую силу имеет надо мной борющая меня страсть, и сколько сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или паче Сам восприими оружия и ими вместо меня порази в конец сего неистового врага моего».

Преподобный Никодим Святогорец

После Причащения нужно исправление, свидетельство о любви к Богу и ближнему, благодарение, усердное стремление к новому, святому и непорочному житию. Словом, прежде Причащения нужны истинное покаяние и сердечное сокрушение; после покаяния нужны плоды покаяния, добрые дела, без которых истинного покаяния не может быть. Следовательно, христианам необходимо жизнь свою исправить и начать новую, богоугодную, чтобы не в суд и не в осуждение было им Причащение.

Святитель Тихон Задонский

О Святом Причащении

Возлюбленные о Христе братья! Ныне раздается в сердцах ваших утешительный глас воплотившегося Бога Слова: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6, 56). Ныне вы ощущаете исполнение этого гласа на самом деле! Поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас – сосуд Божественного таинства; каждый из вас – храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцем Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои: вы – Божии. Вы куплены Богом ценою крови Сына Его (1 Кор. 6, 19-20). Не можете принадлежать ярму чуждому! Если кто из вас доселе был темный грешник, тот отныне соделался праведником правдою Сына Божия.

Эта слава ваша, это богатство ваше, эта праведность ваша неужели пребудут в вас только до того времени, доколе вы во храме, или кратчайшее время по исшествии из храма? Неужели вы опять предадитесь в работу тлению? Неужели Иисус, вошедший Святыми Тайнами в сердца ваши, принужден будет уклониться из них по причине множества помышлений, намерений, слов, дел греховных, которые вы допустите в себя? Нет! Да не совершится эта горестная измена Спасителю, это предательство Спасителя! Пребудьте Храмом Божиим, служите вселившемуся в вас Господу тщательным исполнением Его Святых заповедей – и Он пребудет в вас. Он сохранит вас на пути земной жизни от всякого преткновения, введет вас безмятежной и нестрашной смертью в пристанище блаженной вечности. Аминь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

8 марта 2014 г.

  • Родительская 205 538 32 Рейтинг: 9,8|Голосов: 280 Родительская Священник Димитрий Выдумкин Они жили в одной квартире в соседних комнатах. Мать и сын, отделенные друг от друга не каменной стеной, а чем-то гораздо более серьезным, но до конца не осмысленным.
  • Господь хранит нас 683 1 Господь хранит нас Слово в день памяти великомученика Феодора Тирона Иеромонах Иов (Гумеров) Господь хранит Свое достояние, Своим неусыпным оком зрит на наши труды и подвиги и никогда не даст нас в напасть от наших врагов. (MP3 файл. Продолжительность 13:41 мин. Размер 9.9 Mb)
  • Божественная литургия в Сретенском монастыре в субботу Первой седмицы Великого поста 9 117 0 Рейтинг: 8|Голосов: 3 Божественная литургия в Сретенском монастыре в субботу Первой седмицы Великого поста 15 / 28 февраля 2015 г. Суббота Первой седмицы Великого поста. Память святителя Алексия, митрополита Московского и великомученика Феодора Тирона. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 1:13:35 мин. Размер 53 Mb)
  • Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в пятницу Первой седмицы Великого поста 8 382 0 Рейтинг: 10|Голосов: 1 Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в пятницу Первой седмицы Великого поста 14 / 27 февраля 2015 г. Пятница Первой седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 1:40:09 мин. Размер 72.2 Mb)
  • Благодать – истинная пища 56 236 7 Благодать – истинная пища Слово в день памяти великомученика Феодора Тирона Иеромонах Игнатий (Шестаков) Божественная благодать – вот истинная пища и питие для всех нас. Если мы лишаем себя ее, то все остальное, что мы приобретем в этом мире, не будет иметь никакого смысла. (MP3 файл. Продолжительность 9:53 мин. Размер 7.2 Mb)
  • Первая неделя Великого поста: советы пастырей 849 074 110 Рейтинг: 8,2|Голосов: 1293 Первая неделя Великого поста: советы пастырей Приближается первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. Портал «Православие.ру» попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу – максимум и минимум – в эти дни.
  • Толкование Евангелия на каждый день года. <BR>Суббота 1-я Великого поста 15 362 0 Рейтинг: 8,8|Голосов: 40 Толкование Евангелия на каждый день года.
    Суббота 1-я Великого поста
    Протоиерей Александр Шаргунов Мы видим, что вопросы, касающиеся пищи, занимают большое место в нападках фарисеев на Господа. Его обвиняют в том, что Он ест и пьет с грешниками, не побуждает Своих учеников к посту, а теперь требуют, чтобы Он запретил им срывать колосья, потому что день — субботний. Фарисеи — большие специалисты по толкованию иудейского Закона. По их разумению, то, что делают ученики, — сродни сбору урожая. А сбор урожая — один из тридцати девяти видов труда, которые запрещены в субботу. Следовательно, ученики совершают грех, и их Учитель — с ними, поскольку Он позволяет им это делать.
  • Синаксарь в субботу первой седмицы Великого поста. Великомученика Феодора Тирона 590 0 Рейтинг: 9,6|Голосов: 8 Синаксарь в субботу первой седмицы Великого поста. Великомученика Феодора Тирона В этот день, в первую субботу Великого поста, мы празднуем дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию.
  • Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
    Комментарии
    Вера25 марта 2016, 14:00
    Дорогая Иоанна, как же можно ставить мнение священника (какими бы регалиями он не обладал) выше богодухновенных правил? Правила по выражению 1 п. 7 Всел. Собора служат для всех православных “свидетельством и руководством.” О всех тех, кто издал эти правила, начиная со Св. Апостолов, правило говорит, что они “от единого и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили.” 6 Всел. Собор, утверждая все ранее принятые правила, запрещает их “изменять или отменять.” Тот, кто покусился бы их извратить, подвергнется епитимьи, указанной в том правиле, которое он покусился бы изменить. Таким образом, Правила эти абсолютно обязательны для всех членов Церкви.
    Иоанна23 марта 2016, 09:00
    Дорогие Вера и Екатерина! Вот слова священника, причём, кандидата богословия и преподавателя литургики: во время Литургии для мирян земной поклон положен ОДИН РАЗ: перед Причастием при выносе Чаши. И в воскресенье ТОЖЕ. А вообще-то такие вопросы лучше задавать своему настоятелю и тогда уже со спокойной совестью делать так, как он благословит, не обращая внимание на других.
    Вера22 марта 2016, 15:00
    Екатерина, как Вы верно здесь указали на Правила! А ответ на свой вопрос Вы сами же и написали. Правила даны Святым Духом. Никто их не отменял. Поэтому не надо стремиться быть как все в деле спасения. Лучше буду "белой вороной", но - С БОГОМ!
    Екатерина20 марта 2016, 20:00
    Епископ Афанасий (Сахаров): "Ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа" (Гал. 4,7). "Все водимые Духом Божиим суть сыны Божий, потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу" (Рим. 8, 14-17). Соответственно сим и приведенным в предшествующем примечании словам святого апостола Православная Церковь заповедует своим сынам во все воскресные дни и в великие Господские праздники во время молитвы, как на общественном богослужении, так и на домашнем, келейном правиле, совсем не преклонять своих колен, ибо коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчудившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: "Авва, Отче!" Узаконение об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходит к глубокой, первохристианской древности. Уже 1-й Вселенский Собор 20-м правилом своим постановляет: "Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, УГОДНО СВЯТОМУ СОБОРУ да стояще приносят молитвы Богу". И 6-й Вселенский Собор, 90-м правилом своим подтверждая отмену коленопреклонении в воскресные дни, провозглашает: От БОГОНОСНЫХ ОТЕЦ НАШИХ КАНОНИЧЕСКИ ПРЕДАНО не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова. А святой Василий Великий в 91-м правиле говорит: "ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы". И в связи со всем этим у меня возникает когнитивный диссонанс: все больше прихожан перед причастием в воскресный день совершают земной поклон, а я при этом чувствую себя "белой вороной", но зная эти правила, совершаю только поясной поклон. Как правильно? Может ответит кто-то из постоянных авторов вашего сайта? Заранее спасибо.
    Влад Болхович28 февраля 2015, 19:00
    Сии слова как мёд.
    Роман23 марта 2013, 22:00
    Читаю каждый великий пост. Спасибо вам большое.
    Леван 3 марта 2012, 20:00
    Спаси Господи за душеспасительное чтение!
    Мария11 марта 2011, 19:00
    Чтением проповедей этих -мы тоже причащаем ум свой.Спаси Вас, Господи.
    Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
    Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
    Ваше имя:
    Ваш email:
    Введите число, напечатанное на картинке