Суббота 2-й седмицы Великого поста

Родительская суббота

Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: все это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга.
Святитель Иоанн Златоуст

Панихида по почившему Патриарху Алексию II. Фото: Патриархия.Ru Панихида по почившему Патриарху Алексию II. Фото: Патриархия.Ru

Причина установления Родительских суббот заключается в том подвиге, в котором тогда пребывают христиане. Ежели, по учению святого апостола Павла, без любви ни что же есмь, то значит и самый подвиг поста, ежели не будет сопровождаться истинною взаимной любовью, потеряет свое значение, и постящиеся не достигнут цели, добродетель потеряет свою силу. Потому церковь и заботится, чтобы между всеми ее членами были мир и любовь. Пред вступлением в подвиг поста, Церковь пригласила действительно всех своих членов, пребывающих на земле, показать на самом деле, что они пребывают в неразрывном союзе любви и в общении с членами ее, пребывающими в загробном мире – со Святыми и с несовершенными усопшими. Так точно и теперь, при продолжении сего подвига поста, и для показания, что мы не отступаем нисколько от заповеди основателя нашей Церкви Иисуса Христа: «любить друг друга», Церковь приглашает своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Итак, основанием учреждения сих суббот – любовь. Другая причина их основания есть та, что в сии дни поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.

Монах Митрофан,
«Как живут наши умершие
и как будем жить и мы после смерти»

Стихира при отпевании

Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехам моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный.

О поминании усопших

Ничего безрассудного, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято преемственно Церковью Божией; совершать поминовение усопших в правой вере при Божественном и преславном Таинстве – дело весьма Богоугодное и полезное.

Святитель Григорий Нисский

Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и Последним Судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…

Святитель Филарет, митрополит Московский

Мы веруем, что души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной Благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь.

Послание Восточных Патриархов

Иерей смирено молит Благость Божию, чтобы Он отпустил умершему прегрешения, случившиеся по немощи человеческой, принял лоно Авраама, Исаака и Иакова в место «отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание», презирая своим человеколюбием всякий грех, соделанный ушедшим от жизни. Ибо никто не чист от греха, как говорят пророки.

Священномученик Дионисий Ареопагит

Не странно ли? Когда ты отдаешь дочь в замужество, не почитаешь несчастием, если муж отходит с нею в дальнюю сторону и там живет счастливо; потому что скорбь разлуки облегчается слухом о их благополучии; а здесь, когда не человек, но Сам Господь берет к себе твоего родственника, ты печалишься и сетуешь!

Святитель Иоанн Златоуст

Ты плачешь о том, что умерший оставил тебя, а не думаешь о тех, кого он нашел.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Живи в Боге

На могильных плитах, оставшихся в местах захоронений христиан в ранние послеапостольские времена, встречаются надписи: «Живи в Духе!», «Живи в Боге!»

Сколько радости заключено в таком пожелании живых! Что может быть блаженнее для них, чем жить в Боге?!

«Живи в Боге!» – в этом пожелании усопшим христиане выражали и свою веру в светлое бессмертие христианской души, приобщившейся к вечно живому Богу, и радость единения живых и мертвых в Боге, так как Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38)

Единение верующего с Богом переживается блаженной радостию его души. Единение с Богом есть в то же самое время и общение христианина со всеми другими верующими. Пребывая во Христе, мы находимся в общении со всеми нашими умершими сродниками, предками нашими и со всеми теми, чей прах рассеян по всей земле уже сотни и тысячи лет. Нас всех – и мертвых и живых – объединяет Христос; и все мы – мертвые и живые – живем во Христе. Какая радость жить во Христе!

Но живем ли мы во Христе? Увы, нет, не живем.

Что же нам нужно, чтобы жить во Христе и чтобы Христос жил в нас?

Ответ один: нам нужно не грешить. Всуе, что противно Господу, «что Он ненавидит, того ты не должен делать» (Сир. 15, 11), а должен поступать в жизни «так, как Он поступал». Чтобы Христос пребывал с нами, в нас, «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). А это так трудно! Подвижники благочестия предпринимали великие усилия, чтобы воспламенить в себе любовь к Богу и приблизиться к Нему. Непрестанная молитва в сочетании с тщательным соблюдением заповедей Божиих способствует нашему приближению к Богу.

И чем больше в нас любви, тем ближе мы к Богу, и тем полнее будет наше пребывание с Богом и в Боге. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).

Вот тогда-то (не раньше!) мы, живые, получим действительную возможность находиться в общении с нашими усопшими.

Вот тогда-то мы, живые, сами освящаемые пребывающим в нас Христом Богом, можем и о других просить в молитве помилования, освящения и спасения. И эта молитва наша не будет тщетна, потому что Сам Христос внимает ей, и исполняет ее, видя с каким усердием, какой любовью мы домогаемся прощения грехов усопшим и упокоения их вместе со святыми.

«Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7).

Хотите сами обрести по смерти упокоение со Святыми? Стремитесь уже теперь, живя на земле, препровождать праведную жизнь: исполнять заповеди Божии, творить милостыни, окормлять Святыми Таинствами в Церкви Христовой и, молясь о прощении своих прежних грехов, просить у Господа благодатной помощи, чтобы впредь не грешить.

Хотите, чтобы за вас молились другие тогда, когда вы будете умершими? Молитесь ныне сами за прежде усопших рабов Божиих

Наша молитва о помиловании других бывает дерзновенна и действенна пред Богом, когда мы сами удостоимся помилования от Бога.

Господи, помилуй нас Грешных! Сподоби Господи впредь без греха сохранятися нам! Сподоби жить по заповедям Твоим, по воле Твоей и услышь нашу молитву об усопших: прости их грехи и со святыми души их упокой! Аминь.

Священник Михаил, «О упокоении усопших»

7 марта 2015 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Есть ли смысл молиться за умерших? Есть ли смысл молиться за умерших?
Свящ. Димитрий Шишкин
Есть ли смысл молиться за умерших? Есть ли смысл молиться за умерших?
Священник Димитрий Шишкин
Несомненно, что молитвы эти не бывают напрасны, если мы только стараемся сами слушать Господа и жить по Его заповедям.
Слово об усопших в вере Слово об усопших в вере
Преподобный Иоанн Дамаскин
Слово об усопших в вере Слово об усопших в вере, о том, какую пользу приносят им совершаемые о них литургии и раздаваемые милостыни
Преподобный Иоанн Дамаскин
Итак, прежде наступления страшного часа будем помогать друг другу и приносить жертвы братолюбия милосердующему о душах Богу. Человеколюбивый Господь благоволит исполнять прошения своих тварей, относящиеся ко спасению, и особенно преклоняется не тогда, когда кто-либо подвизается ради только спасения своей собственной души, но когда делает сие и ради ближнего.
Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века
Святитель Иоанн (Максимович)
Неутешна и безгранична должна была быть наша скорбь об умирающих наших близких, если бы не даровал нам Господь жизнь вечную. Бессмысленна была бы наша жизнь, если бы она кончалась со смертью. Какая польза тогда от добродетели, от добрых дел?
Комментарии
тамара26 марта 2016, 14:00
для Марины--- молится всегда тяжелей,чем просто читать.это труд наш,поэтому надо себя заставлять,понуждать.другого пути нет.Сегодня 2 суббота поста,родительская.пришла с церкви,а теперь читаю и плачу.Будут ли меня поминать после моей смерти????Господи,упокой души всех православных христиан,которых некому помянуть,прости им все согрешения вольные и невольные и даруй им Царствие Небесное.
евгений 7 марта 2015, 12:00
Позвольте,друзья,поделиться историей из жизни дореволюционной. Жил и служил на приходе священник. В результате наветов,его правящий архиерей решил переместить его,чего не желал ни сам батюшка,ни его паства. И вот,накануне дня приезда сего священника к епископу для определения его судьбы дальнейшей,снится епископу сон-стоит шум,гул голосов,доносящийся с площади перед епископией. он выглядывает в окно и видит полную народа площадь-сплошь усопшие,за которых молился сей священник. И все,как один,просят епископа за сего батюшку,вспоминая его молитвенный подвиг,объясняя епископу,что это все наветы недругов и батюшка не виновен. Проснулся епископ в трепете,а тут и сей батюшка на прием прибыл. Конечно же,не дерзнул епископ противиться Воле Божией,так явно ему явленной. Будем же молиться о наших усопших,наипаче же,подавать записки о Бескровной Жертве и будем иметь ходатаев пред Господом,по отшествии нашем.
Владимир 7 марта 2015, 11:00
Блаженны почившее во Господе
Светлана 6 марта 2015, 22:00
Юлии :2013-03-30, 21:30 - Если позволите, расскажу подобную Вашей историю.Моя соседка в молодости потеряла маленького сына, недавно уже взрослого сына нашли в доме избитого и без сознания. Он умер в реанимации, не приходя в сознание. Остался ещё один сынок. Муж очень постарел от всех скорбей, обрушившихся на их семью. Мы с Ниной ( так зовут эту женщину) вместе ходим в храм, и как-то она со мной поделилась своей болью. Меня вдруг осенила одна мысль и я с ней поделилась ( да простит Господь мне такое дерзновение): " Как ты думаешь, если бы Господь забрал тебя( а именно такая мысль ей не давала покоя), то стал ли бы твой муж ходить в храм и молиться о ваших детях? Может быть твой молитвенный подвиг( считаю, что именно так это и называется)и поможет твоим деткам там - где они ждут поминовений".... Сама же я потеряла мужа-маму-папу в небольшие сроки друг от друга. Но с каждым днём во мне крепнет вера в то, что они в надёжных руках, туда и я приду - и дай Бог, чтобы мои дети и внуки так молились о моей грешной душе, как я каждый день своих любимых поминаю.
гончар15 марта 2014, 19:00
Я верю , что сила молитвы велика . А раз она велика , то не напрасна . Молитесь за усопших .
Юлия30 марта 2013, 21:00
Слава Богу, что я открыла для себя этот сайт. Каждая прочитанная статья о православии и православной культуре есть откровение. Как же мне этого не хватало раньше. В церковь к сожалению хожу редко. Не знаю почему, когда (хоть изредка) стою на службе всегда заливаюсь слезами, которые не могу остановить (равно как и сейчас) и чувствую полную свою беспомощность. За усопшими своими сродниками очень тоскую, хотя в очередной раз прочитала о том, что нужно усерднее молится за них, а не плакать о потере. Но я потеряла уже так много...(двоих сыновей, мужа, отца и мать и еще ...Спасибо, благослови вас Бог!
Марина30 марта 2013, 14:00
Спасибо за статью, горько стало за усопших, так как стала мало молиться за них. Плачу и иду молиться! А внутри не желание- не хочется, лучше бы почитать святых отцов. Для меня молиться тяжелей, чем читать Евангелие и духовные поучения. Почему так?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке