Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

Проповеди

Святитель Григорий Палама и его учение

Записи богослужений

***

Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы. 1 Ин. 1, 5

Тропарь святителя Григория Паламы

Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися всегда спастися душам нашим.

Кондак святителя Григория Паламы

Премудрости Священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя Григорие Богоглагольниче: Но яко ум уму первому предстояй, к нему ум наш отче настави, да зовем: радуйся проповедниче благодати.

Житие святителя Григория Паламы

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память II июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками.

Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. «покой», «молчание»), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341-1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328-1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1304-1355, 1362-1376), который написал житие и службу святителю.

«Настольная книга священнослужителя», Т. 2

Бог есть свет

Святитель Григорий Палама Святитель Григорий Палама
Во вторую Неделю Великого Поста мы совершаем память Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Во вторую Неделю Великого Поста Святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет».

Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог — свет, в котором нет никакой тьмы — для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.

Протоиерей Александр Шаргунов, «Великий Пост»

27 марта 2016 г.

  • Два возрождения 64 890 11 Рейтинг: 9,7|Голосов: 588 Два возрождения Священник Димитрий Шишкин Отрицая возможность приобщения человека нетварному Божеству, Варлаам фактически отрицает саму возможность духовной жизни для человека, оставляя его наедине с собой и с бесовскими энергиями этого падшего мира.
  • Благодать – дар свыше 5 065 7 Благодать – дар свыше Слово в Неделю 2-ю Великого поста, свт. Григория Паламы Иеромонах Ириней (Пиковский) Это – такой дар свыше, такое снисхождение от Бога, такое явление Его, которое человека делает причастным Небу или Царствию Небесному. (MP3 файл. Продолжительность 13:02 мин. Размер 9.4 Mb)
  • Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю 2-ю Великого поста 1 286 0 Рейтинг: 7|Голосов: 9 Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю 2-ю Великого поста 23 февраля / 8 марта 2015 г. Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:19:43 мин. Размер 57.4 Mb)
  • Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели 2-й Великого поста 7 669 0 Рейтинг: 10|Голосов: 2 Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели 2-й Великого поста 22 февраля / 7 марта 2015 г. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:26:53 мин. Размер 105.8 Mb)
  • «Если бы победили противники Паламы...» 56 893 5 Рейтинг: 9,9|Голосов: 25 «Если бы победили противники Паламы...» О святителе Григории Паламе и его богословии Рассуждают священник Василий Куценко, Киприан Шахбазян и Павел Доброцветов
  • Душа и тело 82 837 2 Рейтинг: 5|Голосов: 5 Душа и тело Слово в Неделю 2-ю Великого поста Иеромонах Симеон (Томачинский) Мы, люди, состоим из души и тела. Нельзя это противопоставлять друг другу, как это делали гностики-дуалисты, которые говорили, что от тела все зло исходит, а душа стремится к добру. (MP3 файл. Продолжительность 9:55 мин. Размер 7.2 Mb)
  • Святитель Григорий (Палама) и его богословие 74 954 0 Рейтинг: 6,1|Голосов: 7 Святитель Григорий (Палама) и его богословие Видеолекция Епископ Афанасий (Евтич) 14 марта 2014 года епископ Афанасий (Евтич) прочитал в стенах Сретенской духовной семинарии лекцию о святителе Григории (Паламе) и его богословии
  • О силе общей молитвы 120 953 9 Рейтинг: 10|Голосов: 3 О силе общей молитвы Проповедь в неделю святителя Григория Паламы Архимандрит Клеопа (Илие) На протяжении двух тысяч лет Церковь и богослужения, совершаемые в святых обителях, собирали христиан, соединяли их молитвой в одну веру, исцеляли от болезней, разрешали от грехов на святой исповеди, соединяли со Христом молитвой и Святыми Таинствами…
  • Святитель Григорий Палама: редкий для традиции случай 91 128 5 Рейтинг: 8,5|Голосов: 21 Святитель Григорий Палама: редкий для традиции случай Диакон Павел Сержантов И еще более высокое единение с Богом возможно. Его познали те, которые были озарены Святым Духом Утешителем и созерцали нетварный Свет.
  • Когда христианство утратит свое былое имя 87 175 24 Когда христианство утратит свое былое имя Слово в Неделю 2-ю Великого поста Протоиерей Александр Шаргунов Когда христианство утратит свое былое имя, тогда враги его обратят с восхищением свой взор ко временам его минувшей славы.
  • Ароматное вино для зрелых духом 45 684 36 Рейтинг: 9,8|Голосов: 55 Ароматное вино для зрелых духом Протоиерей Андрей Ткачев Не будут ли и нам судьями Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Палама и прочие светильники веры?
  • Борьба за молитву 50 103 22 Рейтинг: 9,7|Голосов: 51 Борьба за молитву Игумен Нектарий (Морозов) Когда сводится вся наша христианская жизнь лишь к некой констатации того факта, что мы христиане, к исповеданию веры внешнему, к вычитке, а не молитве, тогда небо оказывается закрытым для нас и жизнь не воспринимается, как чудо. И мы вместе с Варлаамом удивляемся и сомневаемся: да разве возможно то, о чем говорят эти аскеты? Скорее всего, они просто слишком много постятся и слишком мало спят…
  • Причастие Фаворского света 97 357 23 Рейтинг: 9,7|Голосов: 120 Причастие Фаворского света Протоиерей Андрей Ткачев Вопрос этот никто не готовил специально и возник он, как бы, сам собой, постепенно обозначая подлинную пропасть между разными целями жизни внутри христианства и разными типами благочестия. Точкой приложения усилий и тем щитом, о которые ломались копья, стал праздник Преображения. Что произошло на Фаворе? Что видели апостолы, и зачем они видели то, что видели? Противники Григория говорили, что свет, виденный апостолами, есть свет особый, просвещающий, но сотворенный, подобно животворному для всей природы солнечному свету.
  • Божественная литургия во вторую Неделю Великого поста 3 934 0 Рейтинг: 5,1|Голосов: 15 Божественная литургия во вторую Неделю Великого поста 20 марта (7 марта ст.ст.) 2011 года. Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря.
  • Неделя вторая Великого поста. <BR>Евангелие об исцелении расслабленного 29 997 6 Рейтинг: 4|Голосов: 1 Неделя вторая Великого поста.
    Евангелие об исцелении расслабленного
    Святитель Николай (Велимирович) В прошлый день недельный мы слышали евангельское зачало о чудотворном действии великого и могущественного присутствия Христова. Нафанаил, усомнившийся в словах апостола Филиппа, что явился в мир долгожданный Мессия в лице Иисуса из Назарета, – тот самый Нафанаил, как только оказался в присутствии Самого Господа, тут же признал и исповедал Его Сыном Божиим и Царем Израилевым. А сегодняшний отрывок из Евангелия говорит о величайшем старании и трудах истинно верующих людей, приложенных ими, дабы оказаться в присутствии Господа Иисуса Христа.
  • «Победа священнобезмолствующих», или «Остановленный Ренессанс» 15 101 11 Рейтинг: 10|Голосов: 23 «Победа священнобезмолствующих», или «Остановленный Ренессанс» Алексей Князев Исход спора «паламитов» и «варлаамитов» определил дальнейшую историю Восточной Церкви. Останься она пассивной перед наступающим гуманизмом, и он привел бы византийский мир к такому же кризису, какой поразил христианский Запад, то есть к Ренессансу, неоязычеству и церковной реформации. В более узком смысле, применительно к историческим судьбам православной ойкумены, победа «паламизма» на века определила богослужебный и аскетический уклад православных стран и, в частности, Северо-Восточной Руси.
  • Почему именно святителю Григорию Паламе посвящена вторая неделя Великого поста? Иеромонах Иов (Гумеров) Почему именно святителю Григорию Паламе посвящена вторая неделя Великого поста?
  • Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение 73 410 0 Рейтинг: 9,5|Голосов: 77 Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение Игумен Дионисий (Шленов) Родился будущий святитель в 1296 г., образование получил в Константинополе. После ранней смерти отца своего сенатора Константина, происшедшей в 1301 г., Григорию выпало быть под покровительством императора Андроника II. Таким образом, первые 20 лет жизни юноша прожил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера.
  • Слово о зависти во вторую неделю Поста 11 158 16 Слово о зависти во вторую неделю Поста Святитель Илия (Минятий) Зависть есть первоначальное семя всякого зла, первое порождение всякого греха, первая ядовитая скверна, растлившая небо и землю, первый тлетворный пламень, зажегший огонь вечной муки. Первый, согрешивший на небесах гордостью, был денница; первый, согрешивший в раю преслушанием, был Адам; первый, по изгнании согрешивший завистью, был Каин. Но первой причиной всех тех грехов денницы, Адама и Каина была все-таки зависть.
  • Восхождение к Фаворскому свету 48 025 0 Рейтинг: 9,5|Голосов: 24 Восхождение к Фаворскому свету Архимандрит Киприан (Керн) С одной стороны, человек изначально предназначен к обожению; с другой стороны, своими подвижническими усилиями человек исправляет в себе то, что он, как внук Адама, совершает греховного. Он очищает себя, побеждает в себе свои страсти, искореняет дурные помыслы, просветляет свой ум, упрощает его, «сводит к Единому» и, как высшая мера просвещения ума, делается «зрителем премирных вещей».
  • Поучение во вторую неделю Великого поста. Значение поста для человека 23 759 0 Поучение во вторую неделю Великого поста. Значение поста для человека Святитель Игнатий (Брянчанинов) От угождения чреву отягощается, грубеет, ожесточается сердце; ум лишается своей легкости и духовности; человек соделывается плотским. Что значит плотской человек? Именем плотского отмечает Священное Писание того несчастного человека, который пригвожден к земле, который неспособен к помышлениям и ощущениям духовным.
  • Слово о грехе во вторую неделю Поста 6 164 1 Слово о грехе во вторую неделю Поста Святитель Илия (Минятий) Я не знаю, смогу ли разъяснить вам, что такое грех. Ничто не совершается так легко и не понимается так трудно, как грех. Поэтому-то мы легко согрешаем и трудно раскаиваемся. Из того, что сказано о грехе отцами Церкви и учеными богословами, мы можем только заключить, что это – беспредельное зло, почти поношение Бога. Но все это слова, которые или не доступны для человеческого разумения, или не воздействуют на человеческую душу. Что мне сказать, чтобы дать вам понять, какое это безграничное зло?
  • Синаксарь в неделю вторую Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского 24 696 1 Рейтинг: 9,4|Голосов: 40 Синаксарь в неделю вторую Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского Когда Григорию исполнилось 20 лет, сочтя все земное худшим сновидений, желал устремиться к Богу, Источнику и Подателю всякой премудрости, и совершенным житием всего себя посвятить Ему. Затем, согласно евангельской заповеди раздав все имение нищим, великодушно презрев царскую милость, славу и дворцовые почести, последовал за Христом.
  • Слово в Неделю 2-ю Великого поста 6 242 0 Слово в Неделю 2-ю Великого поста Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской Возможно ли живущему на земле взойти на небо? Не пустая ли это мечта, над которой так посмеиваются люди мира сего и мудрецы века сего? Действительно, восхождение на небо могло бы казаться странной, неосуществимой мечтой, если бы туда уже предтечею не взошел Христос и не открыл путь всем святым Своим.
  • Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

    Рассылка выходит два раза в неделю:

    • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
    • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
    • Специальная рассылка к большим праздникам.
    Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
    Комментарии
    Наталья10 марта 2015, 17:00
    “Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!” Господи Всемилостивый, в великом трепете души молитвенно прошу, спаси Украину, пощади, Господи, народ Твой, Имени Твоего Святаго ради Ими же веси судьбами!!! Святитель Григорий Палама, моли Всемилостивого Бога, да воссияет благодать Божия и мир на земле Украинской! Святитель Григорий Палама, всею душою своею смиренно прошу неустанной молитвы твоей к Богу о нас грешных Владимире, Наталье, Владиславе, об укреплении и приумножении наших душевных и телесных сил; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миротворчества, духа чистоты и правды! Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь. «Всякое дыхание да хвалит Господа.»
    Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
    Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
    Ваше имя:
    Ваш email:
    Введите число, напечатанное на картинке