О Несении креста. Слово в Неделю 3-ю Великого поста

Господь наш Иисус Христос после  того, как заповедал Своим последователям подражать Ему, понес свой Крест и добровольно распялся на нем ради спасения человече­ства. Ближайшие ученики не могли тогда уразуметь причины и не­обходимость подражания Учителю, так как они были далеки от мыс­ли, что Сын Божий мог подвергнуться распятию. Но не удивительно ли, что многие христиане нашего времени так же трудно уразумева­ют необходимость и неизбежность несения того креста, который имеется у каждого из них, и полезность, и спасительность подража­ния Христу?  Насколько люди восхищаются величайшею заповедью Сына Божия о любви друг к другу, настолько они смущаются запо­ведными страданиями на земле для своего спасения. «В чем же тог­да заключается искупление?» — вопрошают до сих пор многие хри­стиане.

Сын Божий, излагая условия и пути спасения, сказал, что кто хочет идти за Ним, т. е. быть Его последователем, учеником, вос­пользоваться Его заслугами и совершающимся искуплением, долж­ны отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Ним, а затем добавил еще загадочное изречение, в объяснение только что ска­занного, а именно: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее а, кто потеряет душу свою ради Его и Евангелия, тот сбережет ее. Это совершенно ясное объяснение неизбежности и необходимости крестоношения каждому христианину представляется многим до сих пор еще менее понятным. Почему нельзя воспользоваться за­слугами Божиими, не страдая на кресте? Почему нельзя спасти свою душу, не погубивши ее?

Человечество, отрешаясь не от мирской жизни, а от духовной, без которой нельзя спастись, и представляя себе искупление, совер­шенное распятием Христа, не искуплением душ христианских, а восстановлением какого-то земного благоденствия, чуть не перво­бытного рая на земле, настолько заблуждается, что не хочет слы­шать о том, что у всех христиан есть свой крест, отстраняется от не­го, отвергает любовь Божию, соединенную с Его страданиями, скорбями и испытаниями, отказывается от жизни по Евангелию и в полном неведении, что губит свои души, воображает, будто сберега­ет их этим путем. Но чем же, какими средствами и мерами? Теле­сным довольством, покоем и развлечениями, беспечностью и на­слаждениями. О, если бы люди были бы Ангелами, то и тогда бы они такою жизнию сгубили бы себя и свои души! Христос потому и ска­зал, что кто хочет душу свою сберечь таким путем, — потеряет ее.

 Для сбережения или спасения души есть только один путь, пройден­ный Сыном Божиим, и на который Он и зовет всех желающих спа­сения. Это путь самоотвержения, несения своего креста и распятия на нем, страдания до самой смерти: путь, сберегающий душу, но му­чительный для тела, плоти человеческой, путь, победительный для души и духа над страстями и греховными навыками, но губитель­ный, следовательно, для грехов, путь исполнения заповедей Христо­вых и непослушания велениям духа злобы и лжи, путь плача, слез и скорби мирской, но радости, торжества и сладости духовной, путь распятия плоти, страстей и греха, но воскресения души. Это путь ра­зумения, что только неразумный мир считает плотские скорби и страдания потерею и гибелью души, но души христианские, искуп­ленные неизъяснимою ценою, страданиями и Кровью Сына Божия, Господа Создателя и Вседержителя, о чем даже страшно и невырази­мо больно помыслить, не могут, не должны, не смеют после этого усомниться в заповеданном правдой Божией и обязаны ради Хрис­та своего и Святого Евангелия, всей цели своей жизни, всей радости  своей, любви и благодарности к Спасителю устремляться вслед Гос­поду и, не сгибаясь под тяжестью своего креста, а неся его в руках как знамя победы, идти на распятие, которое, — мы хорошо знаем это, — оканчивается воскресением! Все остальные пути — это не пу­ти Божии, а человеческие, стремления не вслед Христу, а вслед вра­гу Христову и христианскому, не ради Спасителя, Его Святого Еван­гелия и любви к Нему, а ради себя и своего самолюбия.

«Возьми крест свой», — говорит Иисус Христос. Ведь не сказал Он: создай, сооруди себе крест. Христос также не избирал и не со­оружал Себе Креста, не увеличивал тяжести его, а добровольно принял тот, который Ему был предопределен Отцом Небесным. Но какие это кресты, которые посылаются или даются христианам? Похожи ли они на Крест Христов? Нет, заслугами Христа эти крес­ты были видоизменены, облегчены, уменьшены, действительно, их не нужно уже нести на плечах своих и сгибаться под их тяжестью, а легко носить на своей груди. Они теперь внутренние, а внешние, тяжелые и непосильные, навсегда уничтожены победою христиан­ства. Если это так, то не потому ли их забывают, сбрасывают с себя, даже не видят и не замечают многие христиане? Или они так срос­лись с телом нашим, что некоторые и не чувствуют их? Посмотри­те, сколько есть, по-видимому, счастливых, беспечных, увлеченных земными радостями, молодостью, красотою, богатством или свои­ми страстями, самодовольством! Где их кресты? Понятно, что мно­гие сомневаются после этого в необходимости нести свой крест, когда возможно, и не брать его вовсе. Но не самообман ли это? Вну­тренний крест, сросшийся с телом, нельзя ни взять, ни нести, а мож­но только закрыть, прикрыть от глаз своих и человеческих.

Всякий грех — уже внутренний крест, он недолго услаждает, а весьма скоро порождает скорби, страдания, испытания, которые поневоле пере­носят и молодые, и старые, и красивые, и богатые. Равнодушные мучаются от своего равнодушия, гордые терзаются самомнением, богатые страдают от сребролюбия, славолюбцы - от унижения. Грехи разоряют, лишают здоровья, уничтожают дарования, напол­няют сердце унынием, тоскою, отчаянием. Все это кресты, и без них, как без врачебных мер, немыслимо излечить болящих душев­но, сердечно и духовно. Есть только более видимые кресты для человеческих глаз, как многосемейность, бедность, одиночество вдовство, потеря любимого человека, и менее видимые, как сердечные испытания, умственные болезни, нервные страдания.

 Духов­ные болезни, естественно, могут быть излечиваемы только лишь духовными средствами. Так, надо понести крест унижения, чтобы сделаться смиренным, крест беспомощности и человеческого рав­нодушия — чтобы ощутить милосердие и всепрощение Божие и возлюбить Христа до желания идти за Ним, крест своеволия — что­бы охотно отдаться благой воле Господней, крест разочарования в светской жизни — чтобы ожить для Господа, крест собственной гре­ховности и нечистоты — чтобы истинно покаяться и решить побе­дить в себе греховность слезною молитвою ко Христу и Богомате­ри, крест пленения злым духом — чтобы возжаждать Божественной благодати и, испытав на себе непреложность каждого слова Еванге­лия, уразуметь учение Христа, крест борьбы, страдания, терпения и искушения — чтобы сделаться сознательным христианином, пра­ведным человеком, способным на подвиги, и полезным наставни­ком для других. Иначе нельзя уразуметь истины, приобрести духов­ное зрение, оказаться на пути Христовом, познать правду Божию, уверовать в будущую жизнь и, главное, понять беспредельную, не­сравненную, животворную, животворящую любовь Божию и вооду­шевиться познанием истины до решимости ответить Христу: «Иду за Тобой, милосердный Господи, хочу спастись!»

О чем спорят люди, зачем пререкаются, сомневаются, умствуют и бедствуют? Ведь смерть неизбежна! Многие, которые были нам до­роги, близки, незаменимы, ушли, переселились в вечные обители. А мы куда пойдем, за кем пойдем? Ведь мы хотим быть там же, с ними опять, среди любимых и любящих, делить с ними радости, блажен­ство в награду за долгую разлуку, за пролитые слезы, за мучительную тоску, проникнуть в это глубокое, бесконечное небо, чтобы найти их там торжествующими, славящими Отца Небесного, счастливы­ми, удостоенными тех светлых обителей, которые обещаны Госпо­дом любящим Его. О чем мы со дня разлуки молились, просили со слезами и рыданиями, хотим найти их стоящими пред лицем Божиим, созерцающими славу Его, наслаждающимися пением Ангелов, пред Тем, Который им ближе и дороже всех и всегда их не осуждал, а  привлекал Своею снисходительностью, милосердием, любовью и всепрощением, всю жизнь питал и возрождал Своею животворя­щею Кровию и всечестным Телом, принесенным ради них в жертву на Голгофском Кресте! Хотим быть там, где Бог наш, Создатель, Спа­ситель, Иисус Христос — единая, бесконечная радость, жизнь наша, любовь и отрада, и не решаемся здесь, на земле, вступить на этот крестный путь с самоотвержением, а стоим при дверях его, и, устра­шаемые временной, неизбежной, телесной болью, малодушествуем и даже молим: «Да мимо идет час скорби!»

Господь и эту молитву слышит, но спрашивает: «А какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за свою душу?!» Аминь.

Священномученик Серафим (Чичагов)

12 марта 2004 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×