Четверток 6-й седмицы Великого Поста

О добре человеческом и познании себя

Добро падшего естества перемешано со злом.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Делатель правды человеческой исполнен самомнения, высокоумия, самообольщения; он проповедует, трубит о себе, о делах своих, не обращая никакого внимания на воспрещение Господа (Мф. 6, 1-18); ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде: признает себя достойным и предостойным наград земных и небесных. Напротив того, делатель евангельских заповедей всегда погружен в смирение: сличая с возвышенностью и чистотою всесвятых заповедей свое исполнение их, он постоянно признает это исполнение крайне недостаточным, недостойным Бога; он видит себя заслуживающим временных и вечных казней за согрешения свои, за не расторгнутое общение с сатаною, за падение, общее всем человекам, за свое собственное пребывание в падении, наконец, за самое недостаточное и часто превратное исполнение заповедей.

Господь Вседержитель, мозаика (Константинополь, монастырь Хора, XIII в.) Фото: А.Смирнов Господь Вседержитель, мозаика (Константинополь, монастырь Хора, XIII в.) Фото: А.Смирнов

Придет ли к тебе какая благая мысль, остановись, никак не устремись к исполнению ее с опрометчивостью, необдуманно. Ощутишь ли в сердце какое благое влечение, остановись: не дерзай увлечься им. Справься с Евангелием. Рассмотри: согласны ли со всесвятым учением Господа благая мысль твоя и твое благое влечение сердечное. Вскоре усмотришь, что нет никакого согласия между евангельским добром и добром падшего человеческого естества. Добро падшего естества перемешано со злом, как делается ядом вкусная и здоровая пища, когда перемешивают ее с ядом. Хранись делать добро падшего естества! Делая это добро, разовьешь свое падение, разовьешь самомнение и гордость, достигнешь ближайшего сходства с демонами. Напротив того, делая евангельское добро, как истинный ученик Богочеловека, соделаешься подобным Богочеловеку.

Святитель Игнатий (Брянчанинов), т. 5

О познании самого себя

Предпочитать доброе изволение есть дело желающего; довершать же выбор доброго изволения – дело Божие. Для сего человек имеет нужду в Божией помощи. Будем же делать так, чтобы за появляющимся в нас добрым желанием следовали частые молитвы, с прошением не только оказать нам помощь, но и показать, благоугодно ли желание сие воле Божией или нет. Ибо не всякое доброе желание входит в сердце от Бога, но только то, которое полезно. Иногда человек желает доброго, но Бог не помогает ему; потому что иногда подобное сему желание входит и от диавола, не на пользу нам, а во вред, или потому что дело желаемое не в меру нам, так как мы еще не достигли соответствующего тому жития.

Преподобный Исаак Сирин

Невидимые, но подлинные грехи видеть иногда препятствуют человеку видимые, но мнимые добродетели.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Всего легче обманывать самого себя и надмеваясь пустою славою, почитать себя чем-то, будучи ничем.

Святитель Григорий Богослов

Старайся познать самого себя и тогда будешь много знать.

Святитель Тихон Задонский

Ты хочещь знать, сколько лучшим ты сделался? Испытай себя, сколько худшим ты чувствуешь себя. Чем светлее твой взор, тем яснее ты видишь славу Божию и свою греховность.

Святитель Григорий Богослов

Чем кто более невнимателен к себе, тем более почитает себя угодным Богу. Но кто старается очистить себя от страстей и беспорядочных действий, тот стыдится возвести очи свои на небо к Богу: ибо видит себя, что весьма далеко отстоит от Него.

Преподобный авва Исаия

Добро Евангельское и добро человеческое

Люди, не понимающие духовных основ того, что происходит в мире, судят о делах человеческих очень поверхностно: они разделяют деятельность человека на явно греховную, злую и на добрую, похвальную – только по самому внешнему ее проявлению, стараясь провести между той и другой некоторую приблизительную границу, пользуясь самыми расплывчатыми, неустойчивыми мерками добра и зла – по законам мира. Мир же сам в себе не имеет той истины, которая открыла бы ему настоящую цену вещей; только один закон дает ясное определение тому, что есть грех, что есть благо, что есть что, – это закон Евангельский. Законы мира сего иногда, в некоторых пунктах своих пытаются быть похожими на законы христианские, но это только по наружности; на самом же деле все там по другому.

Человек, после своего падения хотя весь и поработился греху, стал уродливым, больным, озлобленным, но некоторые задатки естественного добра, вложенные при сотворении в него Создателем, еще сохранились, хотя и не имеют уже чистоты и святости, но растворены ядом греха. На этих-то жалких останках человек и стал строить свои учения о добром и нравственном, о любви и справедливости. Но такая оскверненная нечистотой «правда» человеческая не может научить его истинному добру, не может оживлять и исцелять душу, скорее вводит ее в великое заблуждение.

Люди неверующие тоже делают немало красивых, будто даже похвальных дел, совершают многие добродетели, подвиги милосердия, любви, самопожертвования; иногда отдают жизнь свою ради ближнего своего, дают последний кусок хлеба голодному, помогают друг другу в беде, жертвуют свое имущество на разные добрые дела; встречаются удивительные, даже героические поступки, можно привести такие примеры, что многие будут тронуты ими до глубины души. И все эти проявления добра, если они не основаны на Евангелии, если они вырастают не из глубины верующей христианской души, то все это, столь похвальное, – нечисто, осквернено падением, не имеет пред Богом той ценности, которую приписывают ему люди. Эту важную истину многие никак не могут принять сегодня; услышав сказанное, многие недоумевают, обижаются, некоторые гневаются.

И правда, слышится странно: человек совершает высокий подвиг, жертвует жизнью ради ближнего, умирает ради того, чтоб другой мог счастливо жить, – и за душу такого героя можно сомневаться, что она спасена; ему может еще грозить ад? Разве такой поступок не омывает всех грехов человека? Звучит как будто жестоко. Но посмотрим с другой стороны: если этот герой не ради Христа, не по учению Евангелия, не из веры христианской почерпнул силы в подвиге, если не Христовой силой совершилось это самопожертвование, не во имя Божие, то тогда выходило бы, что и без веры, и без Христова искупления человек может спастись; значило бы, что в самом падшем человеке сохранилась та сила и чистота, которые достаточны для его оживления, для того, чтоб ему самому вырваться из цепей греха. Тогда зачем понадобилась страшная Жертва Голгофская, зачем учение Христово, Евангелие, Церковь? Зачем Таинства, молитвы, посты, подвиги христианские? Тогда было бы достаточно только одного желания нашего и усилия воли, даже и вера не нужна... Как же это?

Дело в том, что совершать добрые дела, прекрасные дела, похвальные дела и дела веры – не одно и тоже! Дела добрые, совершаемые без веры, без Бога, посвящены миру сему, от мира сего они и получают плату: славу, честь, почет. Славы вечной, небесной они чужды. А дела веры имеют внутреннее посвящение Богу, творятся молитвой, с обращением к Богу, сколько возможно сокровеннее, чтоб ведал один Бог; такие дела имеют меньше впечатления внешнего, зато принимает их Господь, воздает за них славу в будущей жизни.

И вообще не правильно считать спасение души и наследие Царствия Небесного прямо зависящими от наших добрых дел. Бог милует человека и спасает не за его добрые дела, а за его верующее, сокрушенное и смирившееся сердце. Конечно, вера эта без дел быть не должна, да и не может, она обязательно воплотиться в конкретные дела, и дела эти будут непременно самые добрые и святые, так как этим делам учит верующего Сам Господь.

Поэтому-то неправильно проповедовать людям абстрактное добро, учить их любить ближнего, быть милосердными, добрыми, не говоря при этом о том, что этого они никак не смогут сделать правильно, свято, богоугодно без учения Евангельского, без Церкви, без благодати Святого Духа, которую они могут получить только в храме через святые таинства. Если этого не говорить, то люди будут думать, что они могут, если захотят, сами прекрасно решить свои проблемы – без Церкви, без таинств, без благодати Святого Духа, без Христа.

В миру совершаются часто добрые поступки, но еще чаще злые. И грехи мира гораздо изощреннее и разнообразнее, чем благие дела в нем. Эти грехи так близко прикасаются к тому добру, что как бы и нет между ними противоречия. Один и тот же человек, который похваляем всеми за свои добрые дела, тут же совершает множество гадких дел, на которые никто не обращает внимания. Герой мира совершает какой-либо удивительный самоотверженный поступок, а до и после него творит что-либо самое подлое и низкое. Таковы добродетели мира сего: здесь любовь и ненависть рядом, здесь самопожертвование, геройство, милостыня, и тут же – эгоизм, себялюбие, высокомерие. На самом же деле и то и другое зиждется на пагубных страстях. Добро там как будто существует для того, чтоб оттенять и придавать большую сладость греху, обострять его вкус. Само это добро пьет корнями своими оскверненную воду, тайные гордые, тщеславные помыслы тут же заглушают всякое искреннее, несколько возвышенное стремление души.

В каждом деле важно заглянуть в глубь сердца, в тайники сокровенных наших помыслов. Всякое дело, прежде чем мы на него решимся, бывает взвешено и расценено внутренними нашими силами, там происходит что-то вроде некоторого тайного совета: сердце говорит свои «за» и «против», ум – свои, чувства, плоть, наши страсти, привязанности, слабости – все здесь пытается вставить свое слово; и если на этом совете выносится суд справедливый, дело решается по Христовым законам, то оно будет совершаться во спасение души; если же будет допущено лукавствие в пользу какой-либо страсти, с тайной мыслью напитать эту страсть, то совершаемое дело, какой бы внешне благолепный вид оно ни имело, принесет душе скорее вред, чем пользу. И любой маленький и едва заметный поступок, шаг – всегда сопровождаются внутри нас этим внутренним посвящением во чье-то имя, совершаются ради земного или небесного, Божьего или человеческого. И часто само это посвящение имеет большее значение, чем совершаемое наружно дело, в нем-то и заключается главная цена совершаемого пред Богом.

Архимандрит Лазарь (Абашидзе).
«О тайных недугах души»

10 апреля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Правда есть! Правда есть!
Из записок священника
Священник Димитрий Первий
На днях вызвали меня причастить умирающего. Отходил немолодой уже мужчина. При исповеди выяснилось, что крещен был в Православии, но просит о Причастии впервые. Спрашиваю: а почему сейчас решили священника пригласить? И мужчина, звали его Петр, рассказал...
Отданное возвратится Отданное возвратится
Игум. Нектарий (Морозов)
Отданное возвратится Отданное возвратится
Игумен Нектарий (Морозов)
Сколько людей, которые мучаются оттого, что их «никто не любит»»! А ты начни любить сам. Или, если нет в тебе любви или чего-то, хотя бы отдаленно ее напоминающего, делай дела любви. И ты увидишь, что тебя полюбят. Знаешь, почему? Потому что будет наконец, за что.
История с шубой.
Рассказ
История с шубой.
Рассказ

Юлия Кулакова
Зиму она твердо решила проходить в легкой куртке: она же не навечно, эта зима! Тем более – всё рядом. Магазины – рядом, Няняшкина школа – рядом, церковь – через два дома, институт – несколько остановок на автобусе, а в автобусе не так и холодно. Если бы появилась возможность, она бы лучше купила шубку маме. Мамина шуба совсем уже старая. И вдруг – тетя Катя. С ее песцовой шубой и женихами.
Почему надо спешить делать добро? Почему надо спешить делать добро?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Есть выражение: «Спешите делать добро». Делать добро призывает нас и Библия. Но почему надо именно спешить?
Комментарии
Вячеслав29 марта 2018, 14:38
Противопоставление добрых дел христианином и другим человеком наверное спорно. Самопожертвование "За други своя" наверное зависит от чистоты помыслов ( похвалят,вспомнят, возвеличат и т.п. или с искренним желанием помочь или спасти не думая о себе и негативных для себя последствиях)Спаси Господи.
валерий29 марта 2018, 10:42
Далеко не каждому дано вместить написанное.
Елена29 марта 2018, 10:23
А как же безрассудные поступки - спасти тонущего или из огня? Не взвешивая хороший или плохой человек , или - благословит ли Господь на этот поступок? Спаси всех нас Господь!
Мария22 апреля 2016, 22:23
Человек, совершивший геройский поступок, даже не будучи верующим - положил жизнь за други своя... Господь милостив, может этим поступком он омыл все грехи того человека, ведь для Него нет ничего невозможного. А говорить, что спасутся только верующие так категорично... Это не понятно и грустно.
Виктор21 апреля 2016, 17:41
У меня очень смешанные чувства."Бог милует человека и спасает не за его добрые дела, а за его верующее, сокрушенное и смирившееся сердце." Но ведь каждый христианин этого добивается всю свою жизнь. Кто из нас может сказать что у нас сердце истинно верующие, сокрушенное, и смирившееся? Я о себе так сказать не могу а это значит что добрые дела делать не могу, ведь то что я делаю уже добрыми делами не назовёшь. Всё равно и тщеславие, и гордыня, и другие грехи закрадываются в сердце когда хочешь сделать доброе дело, хотя и награды от людей не ждёшь. Значит добро может делать только святой. Сначала надо сердце смирить а потом добро делать? А разве вера без дел не мертва? А разве тот кто с верой добро сделает застрахован от греха?
Михаил21 апреля 2016, 16:44
Здравствуйте.

Вот пришло время собирать камушки, которые во время поста разложили.Время узнать кто ты такой только ревнивец молитв и акафистов? Что ты ещё сделал доброго, худового.Сколько дел Богоугодных сделал или же наоборот от тебя только было плохое.Что из торбы ты посадил доброе зерно или же плевелы.Люди бывает ничего не скажут.Вот и придётся прежде, чем идти на великий прадник православный вспомнить и подумать.
Простите меня ради Христа и помогай Вам всем Бог наш.

С наилучшими пожеланиям и Господними творениями.
Д. 4 апреля 2015, 02:35
Согласна с Анастасией. Когда человек совершает Поступок, или просто доброе дело ради умножения любви на Земле - он уже совершает это через Иисуса Христа, который живет в его сердце. И не важно, ходит ли он при этом в церковь.
Марина 3 апреля 2015, 11:26
Молю…
Молю лишь Бога я о том, чтоб делать добрые дела,
И чтоб не знала я, как говорят, что вот даёт и делает моя рука,
Чтоб ниже мне по жизни не упасть, не ужаснуться от того,
Что всё равно, как б не старалась я, ещё и не отбелена моя душа,
Прошу лишь ободном там на верху: Простите Вы меня и всех,
Что рядом уж со мной живут, чтоб жили мы и не судили, и в нужную минуту,
Падшему успели – руки протянули, ведь трудно нам порой – простить, ни то что
Падшему в паденье уж помочь и просто подарить любовь…
(3 ангела)
Лидия Оленина 2 апреля 2015, 18:24
ВАША СТАТЬЯ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНА ДЛЯ ДУШИ ! Наше добро -это как в автобусе водитель просит передать билет ,и мы передаем его другому. Наш Господь - водитель, мы поссажиры. Так-что ничего мы без Господа совершить не можем.
Павел 2 апреля 2015, 15:15
Не пойму архимандрита Лазаря. Я пришел к вере именно на основании того, что понял, что любые добрые дела - если они только делаются просто так, ради самого добра - без веры, без благодати не сделаешь. Любые же человеческие обоснования, которые мы этим делам по незнанию даем, можно подвергнуть сомнению, и они обращаются в ничто. Так и обретается, по-моему, вера - подлинному добру нет иного обоснования, кроме веры.
андрей роденко 2 апреля 2015, 14:44
спаси Бог!
Ольга 2 апреля 2015, 13:11
Я вот все время так делаю. Считаю себя праведницей и ничего не могу с этим поделать. Не могу. Прошу у Бога милости за мои страшные грехи ненависти к брату, которую я обретаю по этой гордой страсти "лживой праведности". Господи! Прости меня грешную и помилуй. Просто - четко и ясно про меня написано! Спасибо вам огромное - очень во время прочитанная мною статья!!!!
Екатерина18 апреля 2014, 09:02
Согласна с Анастасией.
Недавно была свидетелем - у храма продавали вербы, один мужчина продавал дороже, но у него и ветки были пушистее. Женщина выбрала букетик у него, но открыто возмущалась цене и дала ему столько, сколько верба стоила у остальных - "У меня больше нет". Развернулась и ушла. Потом она давала милостыню нищим, покупала свечи и делала другое "предписанное" христианам добро.
Так что не будем разделять бизнесменов и обычных людей. У известных масштабы больше, потому мы их и замечаем.
Анастасия11 апреля 2014, 00:47
У меня смешанные чувства. Ведь человек, который сделал доброе дело, например, спас человека, в любом случае совершил Поступок. И в таких экстремальных ситуациях, в человеке появились абсолютно христианские чувства. Разве можем мы судить, что подумал этот человек, спасая чужую жизнь. Говорят же, что душа христианка.
А отвечая Александру, могу сказать, что видела абсолютно противоположные вещи. Когда видные бизнесмены и политические деятели, которых очень любят упрекать, делают тайно добрые дела. Большие и очень важные добрые дела.
Ксения Мерещенкова10 апреля 2014, 17:03
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Спасибо большое за статью.
Александр26 апреля 2013, 06:21
Храни Вас Господь, Владыко!

А ведь правда всё.
Иной, например, бизнесмен или государственный деятель явно делает добрые человеческие дела: занимается благотворительностью, строит школы и даже храмы, принимает правильные человеческие законы и др.
И, получая за эти дела благорасположение власть имущих и уважение людское, тайно творит мерзости, много большие его добрых дел, распродавая, например, свою страну направо и налево.
И при всём этом такой человек весьма уважаем в в человеческом мире.

Другой же совершенно незаметен на людях, но двойной жизни у него нет. И делая малые, незаметные, добрые дела окружающим его людям, тут же об этих делах забывает.
И о таком человеке никто ничего конкретного сказать не может.

Галина25 апреля 2013, 10:18
Не могу подобрать слов, насколько я потрясена. Слава Богу, что это открылось мне. Спаси Господи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×