Великая Среда Страстной седмицы Великого Поста

Иуда протянул руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а этот взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его.

Святитель Иоанн Златоуст

Джотто ди Бондоне. Предательство Иуды Джотто ди Бондоне. Предательство Иуды

В ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об ее поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене грешнице, Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которою она в продолжение Великого Поста ежедневно, на богослужении повечерия, при приклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о предательстве Иуды (Мф. 26, 6-16). В Великую среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего». После среды постановлено совершать эту молитву до Великого пятка только инокам в келиях. Таким образом, молитва Ефрема Сирина в среду седмицы Сырной начинается, и в среду Страстную оканчивается.

Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни Богослужения Православной Церкви», т.2

Песнопения из службы в среду Страстной седмицы Великого Поста

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! Яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, Иже безмерную имеяй милость.

«Женщина, предавшаяся многим грехам, Твое, Господи, ощутившая Божественное естество, как мироносица, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Как ночной кошмар мое блудное непотребное разжжение, мрачное и безлунное служение греху. Прими потоки моих слез, Наполняющий моря дождевыми каплями; приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим воплощением, да облобызаю пречистые Твои ноги и отру их своими волосами – те самые ноги, шаги которых Ева в раю услышав, в страхе скрылась. Множество моих грехов и тайны Твоих судеб кто исследует? О Спаситель моей души, бесконечно Милостивый, не презри меня, Твою рабу».

Тропарь

Евангелие от Матфея

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Мф. 26, 6-16

Толкование на святого евангелиста Матфея

В то время, как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно за тем, чтобы воздать честь Иисусу, и получить душевное исцеление. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому особенно всякий должен ей удивляться. И не как к простому человеку подходит она к Иисусу, – иначе не отерла бы своими власами ног Его, – но как к такому лицу, которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела…

Они (ученики) слышали, как Иисус говорил: милости хочу, а не жертвы, и порицал иудеев за то, что они оставляли важнейшее – суд и милость и веру, как на горе рассуждал с ними о милостыне, и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом: если не допускает всесожжений и древнего богослужения, то тем менее допустит помазание елеем. Но так думали ученики, Иисус же, видя мысли жены попускает ей приблизиться. И, так как благоговение ее было велико и усердие невыразимо, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить миро на главу Свою. Если Он не отказался соделаться человеком, был носим во чреве, питался млеком, то чему удивляться, если и этого не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, одобряя, как я прежде сказал, ее расположение…

Умолчано о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых памятники еще сохранияются; неизвестны ни по слуху, ни по имени те, которые построили города, соорудили стены, одержали победы на войнах, воздвигли трофеи, покорили многие народы, хотя они и поставили статуи и издали законы; но то, что жена блудница излила елей в доме некоторого прокаженного в присутствии десяти мужей, все воспевают во вселенной. Прошло столько времени, а память об этом событии не истребилась; и персы, и индийцы, и скифы, и фракияне, сарматы, и племя мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена блудница в Иудее – тайно, в доме. Велико человеколюбие Господа! Он принимает блудницу, блудницу лобызающую ноги, возливающую елей и отирающую власами, принимает и упрекает тех, которые обвиняют ее…

Иуда не тронулся этим и не убоялся, когда услышал, что Евангелие будет проповедано повсюду (а сказанное заключало в себе не выразимую силу); тогда как жены, и жены блудницы, оказывали такую честь Иисусу, он совершал диавольское дело… Вот какое великое зло сребролюбие! Оно именно сделало Иуду и святотатцем, и предателем. Услыште все сребролюбцы, страждущие болезнию Иуды, – услыште и берегитесь этой страсти. Если тот, кто находился со Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в такую бездну от того, что не был свободен от этой болезни, то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прилепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непристанного попечения. Иуда ежедневно находился с Тем, Кто не имел, где главы преклонить, ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни сребра, ни двух одежд, – и при всем том не вразумился. Как же ты надеешья избежать этой болезни, когда не употребляешь сильного врачевания и не прилагаешь сильного старания? Ужасен, по истине ужасен этот зверь. Впрочем, если захочешь, легко победишь его. Это не есть похоть врожденная, как то доказывают освободившиеся от нее. Естественные влечения всем общи; а эта похоть происходит от одного нерадения; от него рождается, от него возрастает, и когда уловит пристрастных к ней, заставляет их жить противоестественно. В самом деле, когда они не признают единоплеменников, друзей, братьев, сродников, словом – всех, а с ними вместе не знают и самих себя, то не значит ли это жить противоестественно? Отсюда ясно, что противоестественна и злоба, и болезнь сребролюбия, подвергшись которой, Иуда сделался предателем. Как же он сделался предателем, спросишь ты, когда призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости, и не делает насилия воле тех, которые не желают избрать добродетели; но увещевает, подает советы, – все делает и всячески старается, чтобы побудить их сделаться добрыми; если же некоторые противятся этому, Он не принуждает. Если ты хочешь узнать, отчего Иуда сделался таким, то найдешь, что он погиб от сребролюбия. Отчего же, спросишь, он уловлен этою страстию? Отого, что был безпечен. От безпечности происходят такие перемены, тогда как от ревности происходят перемены противоположные…

Все это сказано мною для того, чтобы показать, что если мы будем бодрствовать, то никто не может сделать нам вреда, и что не от бедности, а от нас самих бывает нам вред. Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми, и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

Святитель Иоанн Златоуст

8 апреля 2015 г.

  • Иконография Страстной Седмицы 6 237 63 Рейтинг: 9,4|Голосов: 690 Иконография Страстной Седмицы ФОТОГАЛЕРЕЯ Деяния и беседы Христа с учениками, установление Таинства Евхаристии, предательство Иуды, заключение Господа под стражу, Его страдания и уничижение, распятие, смерть и погребение.
  • Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в Великую среду 8 441 1 Рейтинг: 7,7|Голосов: 43 Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в Великую среду 26 марта / 8 апреля 2015 г. Среда Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 3:04:54 мин. Размер 133.2 Mb)
  • Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в Великий Вторник 7 782 2 Рейтинг: 8,2|Голосов: 12 Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в Великий Вторник 25 марта / 7 апреля 2015 г. Вторник Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великое повечерие, утреня, 1-й час. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:33:13 мин. Размер 110.4 Mb)
  • Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в Великую среду 865 0 Рейтинг: 8,3|Голосов: 3 Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в Великую среду 3 / 16 апреля 2014 г. Среда Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:59:47 мин. Размер 86.3 Mb)
  • Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в Великий Вторник 14 229 0 Рейтинг: 5,3|Голосов: 7 Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в Великий Вторник 2 / 15 апреля 2014 г. Вторник Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великое повечерие, утреня, 1-й час. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 3:05:24 мин. Размер 133.5 Mb)
  • Смерть и воскресение души 30 392 1 Смерть и воскресение души Слово в Великую среду Иеромонах Иов (Гумеров) Женщина, которая пришла на эту вечерю, в дом Симона прокаженного, она, конечно, к тому времени возродилась душой. В ее существе, в ее внутреннем человеке произошло великое исцеление от этого смертного греха. Она не только оставила этот грех, но и явила великую любовь к Богу. (MP3 файл. Продолжительность 15:36 мин. Размер 11.3 Mb)
  • Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в Великую Среду 8 680 5 Рейтинг: 10|Голосов: 2 Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в Великую Среду 18 апреля / 1 мая 2013 г. Среда Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:57:05 мин. Размер 127.5 Mb)
  • Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в Великий Вторник 17 0 Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в Великий Вторник 17 / 30 апреля 2013 г. Вторник Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великое повечерие, утреня, 1-й час. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 3:07:50 мин. Размер 135.3 Mb)
  • Последняя молитва последней Литургии 4 040 9 Рейтинг: 9,7|Голосов: 27 Последняя молитва последней Литургии Протоиерей Андрей Ткачев Речь не о той литургии, которая будет совершена в последние часы истории мира, а о той, что совершится на Страстной седмице.
  • Вечернее богослужение в Великую Среду в Сретенском монастыре 822 0 Рейтинг: 9,4|Голосов: 8 Вечернее богослужение в Великую Среду в Сретенском монастыре 18 / 31 марта. Среда Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня, 1-й час. Хор Сретенской Духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 97:32 мин. Размер 46.9 Mb)
  • Утреннее богослужение в Великую Среду в Сретенском монастыре 72 8 Рейтинг: 10|Голосов: 2 Утреннее богослужение в Великую Среду в Сретенском монастыре 18 / 31 марта. Среда Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. Хор Сретенской Духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 181:22 мин. Размер 87.1 Mb)
  • Два слова в Великую Среду 5 033 2 Рейтинг: 9,9|Голосов: 354 Два слова в Великую Среду Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический Ныне день предания Господа, почему Церковь и ознаменовала его печатью поста в продолжение всего года. Kто любит Спасителя своего, тот не будет нарушать этой печати.
  • Толкование Евангелия на каждый день года.<br>Великая Среда 2 717 0 Рейтинг: 8,8|Голосов: 91 Толкование Евангелия на каждый день года.
    Великая Среда
    Протоиерей Александр Шаргунов Воскрешение Лазаря было вершиной всех великих Христовых дел. Множество народа обращается ко Господу с верою, и потому еще больше разгорается ненависть к Нему иудейских властей. Они ищут убить не только Подателя жизни, но и того, кто является живым свидетелем Его силы. «Видите ли вы, — говорят они между собою, — что вы не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним». Иудейские власти говорят правдивее, чем они думают.
  • Библия, изложенная для семейного чтения. <BR>Великая среда 2 035 0 Рейтинг: 7,3|Голосов: 57 Библия, изложенная для семейного чтения.
    Великая среда
    Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.
  • Синаксарь во Святую Великую Среду 3 018 2 Рейтинг: 9,4|Голосов: 167 Синаксарь во Святую Великую Среду Во святую и Великую Среду божественные отцы повелели творить воспоминание о женщине-блуднице, которая помазала Господа миром.
  • Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

    Рассылка выходит два раза в неделю:

    • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
    • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
    • Специальная рассылка к большим праздникам.
    Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
    Смотри также
    О грехе сребролюбия О грехе сребролюбия
    Архимандрит Рафаил (Карелин)
    На вопрос, в чем заключается счастье для человека, выдающиеся мыслители всех времен, философы и поэты в своих произведениях отмечали, что самое большое счастье – уметь любить и быть любимым, а затем, иметь личную свободу, не быть никому рабом. Христиане уточнили бы: надо любить Господа, чтобы правильно любить человека; а чтобы быть свободным и уметь правильно пользоваться ей, нужно освободиться от своих страстей. Без этого свобода окажется не только великим, но и опасным даром. Любовь то благо, которое переходит в вечную жизнь и становится ее главным содержанием; а свобода углубляется и расширяется в богообщении, в осознании царственного достоинства человека.
    Не продается Не продается
    Прот. Андрей Ткачев
    Не продается Не продается
    Протоиерей Андрей Ткачев
    За деньги вырезают внутренние органы. За деньги же начинают войны, проплачивая в газетах и журналах статьи о неизбежности военных операций. Самое время повести громкий разговор на тему о том, что вообще не продается, что не может быть измерено деньгами; о том, торг о чем неуместен.
    Ч. 7. Сребролюбие<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 7. Сребролюбие
    Восемь смертных грехов и борьба с ними

    Свящ. Павел Гумеров
    Ч. 7. Сребролюбие<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 7. Сребролюбие
    Восемь смертных грехов и борьба с ними
    Священник Павел Гумеров
    Понуждая себя делиться, отдавать, помогать другим, мы сможем избавиться от сребролюбия и жадности. Мы поймем, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), что, раздавая, мы можем получить больше радости и удовлетворения, чем копя и собирая ценности, которые нам самим порой приносят очень мало пользы.
    Ни лобзания Ти дам, яко Иуда… Ни лобзания Ти дам, яко Иуда…
    Иером. Иов (Гумеров)
    Ни лобзания Ти дам, яко Иуда… Ни лобзания Ти дам, яко Иуда…
    Иеромонах Иов (Гумеров)
    Предательство Иудой Учителя с разных точек зрения рассматривается в обширной литературе, начиная со святоотеческого периода. Первое, что необходимо понять в этом событии: в чем именно состояла услуга первосвященникам со стороны сребролюбивого ученика?
    Комментарии
    Екатерина10 апреля 2015, 00:00
    Здравствуйте! Огромное спасибо за ваш труд, который помогает читать нужное на каждый день Великого Поста, проникаясь ежедневным его смыслом. На этой странице допущена опечатка в слове "надеешься" (напечатано "надеешья"). Думаю, полезно будет исправить. Спасибо.
    Ilia Arzeykin 8 апреля 2015, 17:00
    Почему в названии присутствует Великий Пост? ВЕЛИКАЯ СРЕДА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Великий Пост закончился! И Страстная Седмица к Великому Посту не относится! Или я что-то не так понял?
    римма 8 апреля 2015, 11:00
    Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную и недостойную.
    Nevecher Nevecher 8 апреля 2015, 08:00
    Vera Anisimova: Не понимаю, почему "грешница"? Ведь речь идет о Марии, сестре Марфы и Лазаря. О грешнице говорится в другом месте Евангелия, там она не возливала миро на голову Господа, а на ноги и отерла их волосами своими. там Господь говорил о прощении ее грехов, за то что она возлюбила много, а здесь о том, что она приготовила Его к погребению. Это разные женщины. Почему же такая путаница? Путаница, потому что действие похожее - возливание мира. И в Евангелиях тоже есть в этой истории расхождения. Ссылки, где предприняты попытки разобраться в путанице: Синаксарь http://www.pravoslavie.ru/put/1865.htm Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EC%E0%E7%E0%ED%E8%E5_%C8%E8%F1%F3%F1%E0_%EC%E8%F0%EE%EC Дневник свящ. Константина Пархоменко на Азбуке Веры: http://azbyka.ru/forum/blog.php?bt=20721 ... пошла сама изучать :)
    Vera Anisimova16 апреля 2014, 18:00
    Не понимаю, почему "грешница"? Ведь речь идет о Марии, сестре Марфы и Лазаря. О грешнице говорится в другом месте Евангелия, там она не возливала миро на голову Господа, а на ноги и отерла их волосами своими. там Господь говорил о прощении ее грехов, за то что она возлюбила много, а здесь о том, что она приготовила Его к погребению. Это разные женщины. Почему же такая путаница?
    Елена29 сентября 2013, 18:00
    хорошо бы увидеть Иуду в себе и сказать :это я предаю Иуда предал однажды,а я?Иудеи распяли один раз,а я сколько?
    Татьяна11 апреля 2012, 19:00
    Сергей Ка, Вы очень замечательно выссказались. Мне тоже непонятно, ведь все давно написано, но почему клонимся влево.
    Сергей Ка.10 апреля 2012, 19:00
    Иуда не любил Христа, а имел простой расчёт: если Он угоден Богу, то как-нибудь избежит опасности; а если не угоден, то туда Ему и дорога. А серебренники никогда не помешают. Однако Господь не обязан спасать угодных Ему в земной жизни, и Сам Он не для этого пришёл. Дурацкий просчёт Иуды, к сожалению, миллионы раз повторяется в истории. Нужно слышать совесть и помнить Заповеди - без логических построений и высчитываний, тогда мы не уподобимся Иуде.
    Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
    Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
    Ваше имя:
    Ваш email:
    Введите число, напечатанное на картинке