Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

(проповедь – рассуждение)

Так уж устроен человек, что едва научившись говорить, он сразу начинает задавать вопросы. Эта черта, присущая каждой человеческой личности – величайший Божий дар. Маленький человек, еще не научившись как следует думать, уже пытается всему найти объяснение.

С возрастом вопросы: «почему трава зеленая?», или «куда ночью прячется Солнце?» и тысячи других «почему?», рано или поздно разрешившись, сменяются другим вопросом, который человек задает уже не родителям, а самому себе на протяжении все жизни: «кто я?»…

И вдруг оказывается, что на этот вопрос нет ответа… сколько умных книг написано о том, как расщепляются атомы, из чего состоят небесные светила. Уже не составляет труда заглянуть внутрь клетки, или вычислить траекторию какой-нибудь кометы, а такая маленькая, но всемогущая в своих глазах песчинка продолжает терзать себя вопросом: «кто я?».

Великий врач древности Парацельс говорил: «Если против какой-либо болезни предлагается слишком много средств, это значит, что болезнь неизлечима».

Спросите у  биолога, у химика, у врача, психолога или философа, что такое или кто такой человек, и скорее всего услышите длинную лекцию, состоящую из ряда научных фактов, сильно разбавленных частным мнение каждой науки. И, наверное, только очень-очень умный ученый, почесав седую бороду, скажет: «не знаю…»

Библия на первых своих страницах отвечает на этот вопрос просто, четко, однозначно и без всякой софистики: человек – образ и подобие Бога. (Быт. 1:26)

Так… значит, если я образ и подобие Бога, мы с Богом должны быть очень похожи. Странно, неужели Бог такой ограниченный, страстный, такой же злой, как созданный Им человек? Может так же сильно ненавидеть и мстить, может находиться в плохом настроении и хорошем? Если это так, значит нужно наладить с Ним отношения как с начальником, раз уж все равно некуда деваться…

По этому принципу развивались все или почти все языческие религии. Ведь у человека есть врожденная тяга к Богу, к Небу, желание узнать, что из себя представляет Тот, Кого я не вижу, но каким-то непостижимым образом знаю, что Он есть.

Но только Библия говорит, что это естественное стремление искажено грехом, что человек, самовольно отступив от Бога, сам лишил себя возможности  с пользой для себя реализовать свои духовные порывы. Человечество пошло в совершенно противоположную сторону, принимая свою больную природу за изначально богоподобие. Но если бы этот путь вел в пустоту – это еще полбеды. В конце концов, человечество бы увидело свою ошибку и оглянулось бы назад. Но вся трагедия в том, что на этом пути человека ждет тот, кто выдает себя за Бога.

Daemon est Deus inversum (дьявол есть перевернутый Бог), которому очень нужны люди, чтобы образ и подобие Бога сделать своим образом и подобием. И человечество покорно пошло за сатаной, предпочтя правде Божией просто физическое удобство и выгоду. Зачем верить во что-то невидимое и непостижимое, если можно своими руками создать себе объект веры и просить его только о том, чтобы мне было хорошо, а для этого можно и обмануть, и украсть, и убить... Так и сбылись над падшим человеком слова …смертию умрешь (Быт. 2:17), потому этими словами подводится не физиологический итог  человеческой жизни, а нравственный.

«Что человек, когда его заветные желанья – еда и сон? Животное и все!» (В. Шекспир). Достаточно прочесть Ветхий Завет, чтобы увидеть в какую мерзость превращается образ и подобие Божие без Бога. А уже в Новом Завете апостол Павел в нескольких строках дает исчерпывающую характеристику язычеству: Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;  называя себя мудрыми, обезумели,  и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся…Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, Они знают праведный суд Божий, что делающие такие (дела) достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. (Рим. 1 гл.)

Даже евреи – избранный народ ждали не Царства Божия, а лишь собственного благоденствия. Поклоняясь Истинному Богу они были насквозь пропитаны языческой моралью, как и все остальное человечество. Все стремления были направлены на приобретение земных благ, даже Мессия виделся им как некий суперполитик и не более того, а о Небе не было и речи.

Именно поэтому Христос не пошел ни к правителям, ни к священникам, а обратил Свою проповедь к самым обычным людям, призвав их не заботиться о земном, призвав их не только верить в Бога, но и верить Богу, верить в то, что без Бога нет и не может быть никакого блага, что тленно земное сокровище – ничто по сравнению с Бесконечным Богом, и Его любовью. Господь не учил, что можно, а что нельзя делать, Он учил людей какими должно быть. Не выгода, не удовольствие, не достаток, а любовь – вот содержание человеческой жизни. Любовь в абсолютном смысле слова до забвения себя, до смерти. Вот истинно сокровище, которое Господь принес человечеству с неба. Творец не стал объяснять зло, или оправдывать его неизбежность – Он просто пошел на Крест… «Полюби Бога и делай что хочешь» - отвечал блаженный Августин на вопрос: как жить по вере?

Но как трудно подчас дается человеку это шаг, потому что воля разучилась действовать независимо и привязана к вещем материальным, чувственным. Поэтому стоит только человеку сознательно встать на путь спасения, как все его естество начинает сопротивляться, воспринимая Божий промысл как некое насилие над своей самостью.

В свете христианского откровения мы видим свое истинное больное «я» и только благодаря любви к Богу можно через себя перешагнуть – покаяться, признать, что мир со всеми его благами – ничто по сравнению с вечностью и что дом наш не здесь, а там – у Бога, и что не надо строить Вавилонскую башню, чтобы подняться к Нему. Напротив надо преклонить перед Богом колени и впустить Его в свое сердце.

Се стою у двери и стучу (Откр. 3:20) Бог Сам добровольно ограничил Свое всемогущество во имя человеческой свободы, чтобы мы не испытывали перед Ним мистического ужаса, как язычники, а чтобы мы любили Его и верили Ему. «Надо чувствовать в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей и никогда не дерзающего их взломать». (В. Лосский)

Господь просит нас дать Ему свое сердце, то есть мысли, чувства, весь внутренний мир, чтобы сделать ас вечными и совершенными, вернуть человеку утраченные образ и подобие. И видимым воплощением Царства Небесного на земле Христос оставил Церковь, как хранилище небесного дара спасения, и уже никакие силы зла неспособны расхитить или осквернить это сокровище.  «Много раз при Арии, при гуманистах, при Вольтере, при Дарвине вера, несомненно, катилась ко всем чертям. И всякий раз погибали черти». (Г. Честертон)

Но к величайшему огорчению Церковь Христова – носительница веры, добра и  истины, в современном мире лишь остров в океане бесчестья, лжи, язычества и новомодного мракобесия. По этому океану можно плавать сколь угодно долго и каждый раз штормы мирских соблазнов будут относить все дальше и дальше от этого спасительного острова. Так зачастую и происходит: не видя высшего смысла бытия, человек сам придумывает себе смысл жизни и сводит все свои физические, душевные и духовные силы лишь к одному – угождению себе. Делит весь мир на «полезное» и «бесполезное». Грешное человечество чувствует себя хозяином на земле, забывая про то, что Бог заповедовал возделывать ее, а не цинично потреблять, ничего не давая взамен. И терния и волчцы растит земля своему насильнику в виде землетрясений, озоновых дыр и неизлечимых болезней.

Где уж тут задуматься о небесном сокровище, когда любое желание можно удовлетворить нажатием кнопки? Заем идти «тесными вратами», любить врагов, терпеть искушения, если тебя всегда ждут в Рериховской «Шамбале»? зачем каяться, просит  милости Божьей, если можно свою судьбу узнать из гороскопа, зачем иметь память смертную, если у тебя тысячи перерождений?

Вот только некоторые из тех утешений, которые предлагает дьявол людям, отчаявшимся найти смысл жизни. И как страшно поверить всему этому и отдать на поругание сатане свое сердце, свою волю и разум, полностью оторвать себя от источника жизни, который есть Бог «везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни подателю…», «…прииди и вселися в ны»…  Но разве может вселиться «сокровище благих» в того, кто вслед за горьковским Сатиным повторяет: «человек это звучит гордо!». Так и хочется добавить; «а выглядит отвратительно».

Чем же гордиться, если все без исключения дано Богом, если человечество не создало ничего принципиально нового, а только вновь и вновь повторяет уже сделанные ошибки. Создав цивилизацию, люди прилепились к ней не только физически, но и морально. Уже никто не мыслит своего существования без удобств, данный прогрессом, а вот без молитвы, без покаяния, без смирения даже очень удобно жить.

Сердце сегодняшнего человека всецело принадлежит миру, удобному, комфортному, но абсолютно морально деградировавшему. Но все равно в каждом живет сознательное или бессознательное желание обрести вечное нетленное сокровище, ведь для человеческого счастья необходимо прикоснуться к той истине, что касается надживотной, надприродной сущности человека.

Нас всех тянет к небу, но теперь вокруг нас десятки, если не сотни «небес». На одном Будда, на другом Кришна, на третьем – Аллах, да и само христианство разбито на множество осколков-конфессий, вот уже не первый год когда-то Православную Россию по ТВ поздравляют с католическим Рождеством, одновременно нарекая наступающий год именем «голубой свиньи», «красной крысы», или еще какого-нибудь языческого мутанта. И все это слушают, всему этому верят, потому что человечество мучает духовный голод, и не имея элементарной религиозной культуры оно, как маленький ребенок тянет в рот всякую дрянь.

Безусловно, духовные искания необходимы. Каждому хочется, наконец обрести свою личность и ответить на вопрос: «кто я? Для чего? Где Бог? Кому покланяться? Во что верить?» казалось бы – вот оно Евангелие, открой, прочти, увидь себя «в зерцале благодати Божьей», но гордость влечет человека на совершенно иные пути: вместо Царства Небесного ему нужно» всемирное правительство», вместо милости Божьей – самосовершенствование. Но совершенство для чего? Дурак, совершенствуясь, становится круглым, так и грешник, совершенствуя себя становится настоящим, полноценным исчадьем ада, со слезами умиление взирающим на так называемых «учителей», которые попирая все человеческие ценности, требуют поклонения только себе.

Но разве умер за меня Будда, или Рерих, или Магомет, чтобы я не погиб, но имел жизнь вечную? Разве кто-то из них отдал душу свою во имя спасения собственных убийц? Нет! Это сделал только Христос, все учение Которого заключается в Его собственной жертвенности и безграничной любви. Разве кто-нибудь из тех, чьи учения лежат в основе других религий, обещал быть со мной до скончания века? Разве кто-нибудь из них был Богом?

Когда ищешь себя, смысл своего существования, когда к сердцу твоему протянуты сотни рук, нельзя ошибиться. Истинный Бог никого насильно не зовет к Себе, но предлагает человеку сделать свободный выбор. Истинное учение открывает взору реальное положение вещей в мире, реальные ценности, обещая человеку не удачу, не благосостояние, не благополучие, а жизнь с Богом. Но чтобы сподобиться такой жизни, нужно много претерпеть. Христу угодны не сильные и богатые, а нищие духом, плачущие, изгнанные за правду, им Он обещает награду на небесах.

Наша Церковь стоит на крови мучеников, которые не пожелав отказаться от Христа, противопоставили Его всем остальным ценностям и идеалам. Церковь стоит благодаря подвигу и молитве иноков, которые возлюбили Бога так, что почли за ничто земные сокровища.

Не здесь, среди суеты, преступления, идолопоклонства находится сокровище человечества, а у Бога. А приобрести это сокровище можно только ценой собственного сердца. Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит. (Пс. 50), писал пророк Давид, в избытке познавший мирскую славу и богатство и убедившись в их бесполезности.

Каждый вставший на путь спасения во Христе должен знать, что именно является его сокровищем, должен надеясь на милость Творца стяжать это сокровище, должен любить Бога более всякого творения, как бы прекрасно и вожделенно оно не было, должен в полной мере отдавать себе отчет, в чем состоит его вера, куда она его ведет, и что ждет на этом пути. Но самое главное – это отдать свое сердце Богу. И только тогда когда мы выбросим весь хлам и мусор, всю нечистоту из нерукотворенного храма нашей души, Сокровище благих придет и вселится в нас!

Иерей Александр Пикалев

24 ноября 2004 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×