Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 1

Николаевский Перервинский монастырь, Свято-Екатерининская пустынь, Князе-Владимирский монастырь, Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь, Серафимо-Знаменский скит, подворье Новодевичьего монастыря в с. Шубино, подворье Свято-Данилова монастыря.

 
НИКОЛАЕВСКИЙ ПЕРЕРВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(мужской монастырь)

"Николаевский
Николаевский Перервинский монастырь. Иверский собор.
Возник предположительно в XV в. Первое упоминание в документах относится к 1623 г. Благоустройство обители началось при Государе Алексее Михайловиче. В 1666 г. к монастырю была приписана часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот Китай-города, ставшая основным источником доходов обители. При часовне находилось Перервинское подворье. В конце XVII в. на месте древних храмов был возведен Никольский собор, освященный в октябре 1700 г. патриархом Адрианом. Позднее строятся надвратный храм и другие монастырские здания. В 1775 г. Московским митрополитом Платоном здесь была учреждена семинария, переведенная затем в Троице-Сергиеву Лавру. В 1812 г. обитель мало пострадала, поскольку все святыни и ценности были заблаговременно вывезены.

Своего расцвета монастырь достиг при митр. Филарете (Дроздове), а в начале XX в. полностью сформировался его архитектурный ансамбль. В 1904-1908 годах рядом со старым был построен новый соборный храм во имя Иверской иконы Божией Матери, освященный Московским митр. Владимиром, будущим новомучеником.

В 20-е гг. монастырь был закрыт, но богослужения продолжались в Никольском соборе до 1941 г. Перестроенные монастырские здания были использованы под жилье. Позднее на территории обители расположились заводы: игрушек и станкоконструкций. Храмы приспособили под рабочие цеха.

В 1990 г. Церкви вернули Никольский храм, где на Лазареву Субботу было совершено первое богослужение. В 1994 г. завод полностью освободил территорию монастыря. С 1996 г. возрождено духовное училище, действуют воскресная школа и высшие богословские курсы.

Ныне приход бывшего Николо-Перервинского монастыря является Патриаршим подворьем.

Настоятель храмов протоиерей Владимир (Чувикин).

Размещение паломников ограничено (по предварительной договоренности). тел. 354-44-95 (лавка), 354-49-65 (проходная).

"Николаевский
Николаевский Перервинский монастырь.
Храмы:

  1. Соборный во имя свт. Николая Чудотворца (конец XVII в.), на 1 этаже ц. прп. Сергия Радонежского с крестильней, на 2-м этаже — ц. свт. Николая Чудотворца, на 3-м этаже (ярус колокольни) — ц. Успения Божией Матери.
  2. Соборный во имя Иверской иконы Божией Матери (1908г.) с приделами в честь св. равноап. кн. Владимира (южн.) и Рождества св. Иоанна Предтечи (сев.).
  3. Надвратная ц. Толгской иконы Божией Матери (1733г.).
  4. Домовая ц. св. прав. Никодима (1870г.) в одной из келий 2-го этажа Патриарших палат (не сохранилась).

Часовни:

  1. Иверская у Воскресенских ворот (снесена в 1929 г., восстановлена в 1995 г., 26.10.1995 освящена);
  2. Калужская (на Шаболовке, близ Донского монастыря. Не сохранилась).

Святыни:

Местночтимые иконы Иверской и Державной Божией Матери, два ковчега с частицами св. мощей, старые иконы, принадлежавшие монастырю и ныне возвращенные.

Адрес: 109383, Москва, Шоссейная ул., 82, Николо-Перервенский монастырь

Проезд:

  1. От ст.м. Печатники, Текстильщики автобусами .№ 30, 161, 292, 703 до ост. «Монастырь».
  2. До станций Депо или Перерва Курской ж.д., далее пешком.
 
СВЯТО-ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ПУСТЫНЬ
(мужской монастырь)

"Свято-Екатерининская
Свято-Екатерининская пустынь. Общий вид.
Пустынь расположена в полутора километрах от станции Расторгуево Павелецкой ж.д., в шести километрах от станции Бутово Курской ж.д.

Основана в 1658 г. государем Алексеем Михайловичем. Во время отдыха на охоте в Ермолинской березовой роще царю было видение. Во сне ему явилась св. вмц. Екатерина и предсказала скорое рождение ребенка, что и исполнилось 26 ноября 1658 г. Родившуюся дочь назвали Екатериной, а на месте видения был основан монастырь.

Тихо, прикровенно протекала духовная жизнь обители, не нарушаемая яркими внешними событиями. Монастырь был беден и жил за счет жалования (руги), а с 1764 г. числился заштатным.

В начале XIX в. пустынь посетил настоятель Новгородского Юрьевского монастыря архим. Фотий (Спасский). Желая поддержать нуждавшуюся обитель, он передал игумену снятый с себя наперсный крест, украшенный бриллиантами. Но крест остался в обители, позднее братия с благоговением возложила его на чудотворную храмовую икону св. вмц. Екатерины.

Революционные потрясения коснулись монастыря ранее большинства  других. 13 сентября 1908 г. при попытке ограбления обители революционерами-богоборцами был убит игумен Мартирий.

"Свято-Екатерининская
Свято-Екатерининская пустынь. Собор.
После революции братия разбрелась, кто куда, и здесь поселились монахини Красностокского женского монастыря из-под Гродно, покинувшие родную обитель из-за войны. Мирная жизнь сельскохозяйственной артели «Екатерининская пустынь» (так назывался монастырь в советские годы) закончилась в 1931 г. 160 монахинь были выселены, а территорию монастыря занял НКВД. Некоторых приютили местные жители, но большая часть вернулась в Гродно, в Рождество-Богородичный монастырь. До 1934 г. в пустыни действовала надвратная церковь, при которой жили престарелые иером. Пантелеимон и мон. Вера (убита в 1934 г. бежавшим уголовником). В Петропавловской церкви открыли клуб, в котором по вечерам устраивали концерты, а днем заседал народный суд. С 1931 г. в пустыни была тюрьма, преобразованная в 1937 г. в особую политическую тюрьму НКВД (в народе «Сухановка»). Ее организатором являлся нарком Н.И. Ежов, позднее здесь же и расстрелянный. Новым хозяином «дачи пыток» вплоть до 1953 г. стал Л.П. Берия. В Екатерининском соборе был устроен крематорий. С 1953 по 1992 г. здесь находилось учебное заведение МВД. На Пасху 1992 г. в Екатерининском соборе была совершена первая литургия и возобновилась монастырская жизнь.

Храмы:

  1. Соборный во имя св. вмц. Екатерины с тремя приделами: на хорах — в честь Успения Божией Матери и в трапезе — прп. Сергия Радонежского (сев.), свт. Николая Чудотворца (южн.).
  2. во имя свв. апп. Петра и Павла
  3. храм в колокольне
  4. строящийся в честь свт. Тихона, патр. Моск.

Святыни:

Храмовый чудотворный образ св. вмц. Екатерины.

Подворья:

  1. "Свято-Екатерининская
    Свято-Екатерининская пустынь. Теремец.
    в Москве, в Пестовском пер. (не сохранилось).
  2. в с. Теремец (Иваново-Теремец) — расположено на берегу р. Каширка, близ д. Новоселки, в 5 км. от ж/д станции «Шугарово». Издавна здесь, на погосте Теремец стояла ц. Рождества Пресвятой Богородицы. В конце XVII в. построили новый, каменный храм, к которому в XIX в. пристроили трапезу с двумя приделами. После революции церковь закрыли, а в 70-е гг. ХХ в. почти всю разобрали, оставив лишь четверик храма. В храме ведутся восстановительные работы: он воссоздается таким, каким был в конце XIX в. В трапезной храма проводятся богослужения.

Проезд до подворья: от ст. «Шугарово» Павелецкой ж.д., пешком 5 км до с. Теремец.

Настоятель епископ Тихон (Недосекин)

Прием паломников ограничен (необходимо наличие паспорта).

Адрес: 701708 г. Видное Моск. обл., Свято-Екатерининская пустынь

Проезд: до ст. Расторгуево Павелецкой ж.д. Далее авт. № 379, 59, 2 до ост. «Школа милиции».

 
КНЯЗЕ-ВЛАДИМИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(женский монастырь)

"Князе-Владимирский
Князе-Владимирский монастырь. Собор.
Основан в 1890 г. княжной Верой Борисовной Святополк-Четвертинской как женская община, получившая в 1891 г. статус монастыря, в своем имении при с. Филимонки.

17 окт.1888 г. близ ст. Борки Азовско-Харьковской ж.д. потерпел крушение  Императорский поезд. В катастрофе погибло 19 человек. В единственном вагоне, который не сошел с рельсов, находилось Августейшее семейство. И хотя вагон оказался изуродованным до неузнаваемости, никто из членов семьи Государя Императора не пострадал. Весть о чудесном спасении разнеслась по всей России.

На месте катастрофы, а также во многих городах и селах впоследствии были возведены храмы и часовни в память об этом.

Княжна В.Б. Святополк-Четвертинская решила увековечить чудесное событие учреждением женской монашеской общины в своем любимом имении при с. Филимонки. 3 окт. 1890 г. были утверждены устав и штат общины, получившей название Князе-Владимирской в память владельца имения и строителя храма кн. Владимира Борисовича, брата княжны.

В 1920-е гг. монастырь был официально закрыт, но до 1931 г. здесь при храмах (Троицком и Успенском), обращенных в приходские, проживали 65 монахинь. В 1931 г. храмы были закрыты и использованы в различных сельских нуждах, а келейный корпус отдан под жилье. После войны в перестроенном Успенском храме разместился психоневрологический интернат. В 60-е гг. для нужд интерната (действует и поныне) рядом с храмами возвели кирпичный корпус.

Усыпальница князей Святополк-Четвертинских, расположенная в подклети Троицкого храма, в 30-60-е гг. подверглась разорению: могилы вскрыты и опустошены. Все святыни утрачены.

В августе 1994г. организована православная община и началось восстановление переданного Троицкого храма (приход).

Настоятель иерей Александр Кирюхин.

Храмы:

  1. Св.Троицы (1862 г.), полуразрушен, в нижнем этаже храм прп. Сергия Радонежского (ныне здесь совершаются богослужения).
  2. Успения Божией Матери (1905 г.) с приделами св. равноап. кн. Владимира и Архистратига Михаила.

Адрес: 142780 с. Филимонки, Ленинский район, Московская область, Троицкий храм.

Проезд: от ст. м. Юго-Западная авт. № 611 до пос. Московский (ост. около ц. свт. Тихона, патр. Моск.), далее авт. № 420 до пос. Филимонки, далее пешком 500 м).

 
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(женский ставропигиальный монастырь)

"Крестовоздвиженский
Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Собор. 1980-е гг.
В 1837 г. в селе Старый Ям при ц. свв. Флора и Лавра была основана женская богадельня, преобразованная в 1856 г. в молитвенный богадельный дом. Тогда же митр. Московский Филарет (Дроздов) передал в благословение будущей обители чудотворный образ Иерусалимской Божией Матери.

Стараниями Ивана Степановича Саватюгина, принявшего подвиг юродства, а также с помощью средств, предоставленных П.Р. Саватюгиной, Н.Г. Рюминым и его сестрой Л.Г. Мороз, молитвенный дом разросся и в 1865 г., благодаря ходатайству митр. Филарета, был преобразован во Флоро-Лаврскую женскую общину. Ее возглавила Параскева Саватюгина, принявшая постриг с именем Павлы.

В мае 1870 г. благочестивая помещица А.П. Головина подарила Флоро-Лаврской общине свое имение в с. Лукино со всеми угодьями и лесом (300 десятин земли). Тогда же сестры переехали в это село, на территории которого была каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня, в связи с чем община стала именоваться Крестовоздвиженской.

В феврале 1887 г. определением Св. Синода община была переименована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный монастырь II класса, в июне того же года митр. Иоанникий совершил его освящение, а настоятельница, монахиня Евгения, была возведена в сан игуменьи.

До революции в обители работали: церковно-приходская школа, иконописная мастерская, больница с аптекой, богадельня для престарелых инокинь и приют для детей-сирот.

"Крестовоздвиженский
Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Крестовоздвиженский храм. 1980-е гг.
В 1921 г. монастырь был закрыт, сестры изгнаны, церковная утварь разграблена, иконы и книги сожжены. Благочестивым прихожанам удалось спасти лишь несколько святынь, среди которых была и чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери. По воспоминаниям очевидцев, старая женщина, шептавшая молитву, и двое мальчишек подняли икону (обычно во время крестных ходов ее несли десять-двенадцать человек), уложили в сани и вывезли в с. Мячково.

Монастырские постройки переходили из рук в руки, пока в них не расположилась табачная фабрика. Храмы в это время были перестроены под складские помещения. Во время войны в обители размещались госпиталь и общежитие.

Недалеко от с. Лукино расположена усадьба Горки, в которой последние годы жизни провел В.И. Ленин. В конце 40-х  гг. было принято решение создать заповедник «Горки Ленинские» с включением в него излюбленных мест охоты вождя. Брат Ленина вспоминал, что при возвращении с охоты хорошим ориентиром для хозяина Горок служил «громадный белый купол монастырского собора». В конце 60-х гг. молодые архитекторы-реставраторы А.Г. Щабельников и К.Н. Ненарокова, апеллируя к  данным воспоминаниям, предложили восстановить собор как объект, «который видел Ленин». Позднее на этом же основании ими было предложено восстановить стену, калитку в стене и башенки обители. Около 1968 г. здесь начались реставрационные работы.

В 80-х гг. на территории монастыря устроили лечебный диспансер, в связи с чем все храмы и постройки вновь подверглись переделке.

Монашеская жизнь в обители была возобновлена в 90-х гг. А вскоре сюда вернулась и главная монастырская святыня — Иерусалимская икона Божией Матери.

Настоятельница монахиня Фомаида (Стрельникова)

Храмы:

  1. Воздвижения Креста Господня (1848 г.)
  2. Иерусалимской иконы Божией Матери (1873 г.)
  3. Вознесения Господня с приделами: сев. — во имя Успения Божией Матери; южн. — во имя свт. Филиппа митр. Московского (согласно преданию, свт. Филипп (Колычев) происходил из этих мест).

Святыни: Чудотворный образ Иерусалимской Божией Матери

Источник: мц. Анисии — вблизи монастыря.

Адрес: 142031 с. Лукино, Домодедовский район, Московская область, Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропегиальный женский монастырь.

Проезд:

  1. До ст. Домодедово Павелецкой ж.д., далее авт. до ост. Лукино, далее пешком.
  2. От ст.м. Домодедовская автобусом-экспрессом на аэропорт до ост. «Санаторий», далее пешком 1,5 км.
 
СЕРАФИМО-ЗНАМЕНСКИЙ СКИТ
(женский монастырь)

"Серафимо-Знаменский
Серафимо-Знаменский скит. Храм.
Расположен на берегу р. Рожайки, у с. Битягово, в шести км к югу от г. Домодедово. Основан в 1912 г. игум. Ювеналией, в миру княжной Тамарой Александровной Марджановой. Она приняла постриг в Бодбийском монастыре, где в IV в. скончалась и была погребена св. равноап. Нина, просветительница Грузии. Еще задолго до пострига Тамара встретилась со св. прав. Иоанном Кронштадтским. Прозорливый старец, возложив на молодую послушницу три креста, произнес: «Вот какая у меня игумения — посмотрите на нее». Впоследствии она действительно была настоятельницей трех монастырей. В 1902 г. игум. Ювеналия возглавила Бодбийскую обитель, а с дек. 1907 г. матушка отправилась в Серафимо-Понетаевский монастырь с намерением поселиться в скиту поблизости. Во время молитвы она услышала голос Царицы Небесной, повелевшей ей не оставаться здесь, а устраивать собственный скит.

Игум. Ювеналию уважали и высоко ценили такие столпы Православия, как митрополиты Флавиан (Городецкий), Владимир (Богоявленский), Макарий (Невский); старцы: схиигум. Герман, иеросхимонахи Анатолий Оптинский, Алексий Зосимовский и другие. При их духовной поддержке все препятствия на пути к основанию скита были преодолены. Его закладка состоялась 27 июля 1910 г., а к сентябрю 1912 г. возведение скита было закончено. Близкое участие в работах приняла Великая княгиня Елизавета Федоровна. 23 сентября 1912 г. обитель была освящена митр. Владимиром, будущим новомучеником Российским.

"Серафимо-Знаменский
Серафимо-Знаменский скит.
С. Битягово. Храм Воскресения Словущего.
Ограда скита представляет собой квадрат со стороной в 33 сажени — в память 33 лет земной жизни Спасителя. В центре стоит храм в честь Знамения Божией Матери и прп. Серафима Саровского с усыпальницей и престолом во имя Равноап. Нины. Храм имеет 24 кокошника по числу 24 апокалипсических старцев. В ограде расположены 12 небольших домиков-келий — по числу 12 апостолов, каждый имеет соответствующее название: Андреевский, Иоанно-Богословский и т.д. В скиту могли жить только 33 сестры — по числу лет земной жизни Господа.

21 сентября 1916 г. по благословению митр. Макария, апостола Алтая, еп. Арсений (Жадановский) совершил пострижение игум. Ювеналии в схиму с наречением имени Фамарь. В 1918-1919 гг. в скиту по благословению св. патр. Тихона матушка Фамарь укрывала еп. Серпуховского Арсения (Жадановского) и архим. Серафима (Звездинского), впоследствии еп. Дмитровского — будущих новомучеников Российских.

"Серафимо-Знаменский
Серафимо-Знаменский скит. Келья. 2000 г.
Скит действовал 12 лет и был закрыт в 1924 г. Схиигум. Фамарь прожила еще 12 страдальческих лет. В 1936 г. владыка Арсений напутствовал ее перед кончиной, а затем и отпевал. После закрытия в стенах скита разместилась Заборьевская больница, а с 1965 г. — пионерлагерь и база отдыха завода «Криптон». Решение о передаче скита в ведение Церкви принято в конце 1998 г. 27 января 1999 г., в день памяти св. равноап. Нины, в скитском храме состоялась первая Божественная литургия. Здесь началось возрождение монашеской жизни.

Источник:

Казанской ик. Божией Матери (около скита на другом берегу р. Рожайки, рядом с ц. Воскресения Христова в с. Битягово).

Настоятельница монахиня Иннокентия (Попова)

Адрес: Московская обл., Домодедовский район, с. Битягово, монастырь

Проезд:

  1. До ст. Домодедово Павелецкой ж.д., далее авт. № 23 до с. Битягово или авт. № 31, 32, 58 до с. Заборье и пешком 2,5 км (не доходя села 500 м)
  2. До ст. Барыбино, далее авт. №  58 до с. Заборье, пешком 2,5 км.
 
ПОДВОРЬЕ НОВОДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ В С. ШУБИНО
(женский монастырь)

"Икона
Икона Пресв. Богородицы "Плакучая". Подворье Новодевичьего монастыря в с. Шубино.
Церковь Успения Божией Матери в с. Шубино известна с XVI в. Ныне существующий храм, выстроенный в 1792 г., знаменит чудотворной иконой «Плач Богородицы над Спасителем по снятии Его с Креста», именуемой в народе «Плакучая». Сведений о том, когда икона появилась в храме, до нас не дошло. Судя по письму, образ создан на рубеже XVIII-XIX веков.

"Подворье
Подворье Новодевичьего монастыря в с. Шубино.
В 1848 г. на окрестные села обрушились эпидемия холеры и засуха. Два месяца не было дождя, возникла угроза голода. И тогда прихожане впервые вынесли «Плакучую» из храма и совершили перед ней молебен. Икона «испросила у Бога такой дождь, который шел с полудня до вечера и был постепенный, и болезнь холера не могла далее поражать чад Божиих».

В 1957 г. Успенский храм пострадал от пожара. Одно время он был закрыт, а часть его святынь утрачена. В последнее время окрестные деревни почти вымерли и приход обезлюдел. Поэтому в 1995 г. приход был преобразован в подворье Московского Новодевичьего монастыря. Каждый год 27 июня (н. ст.) тихое село преображается: сюда устремляется поток верующих на праздник чудотворной иконы.

Проезд: До ст. Белые столбы Павелецкой ж.д., далее авт. № 33 до ост. Шубино (10 км.), далее пешком — 3 км.

 
ПОДВОРЬЕ СВЯТО-ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ
(мужской монастырь)

"Подворье
Подворье Свято-Данилова монастыря.
Храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» в с. Долматово Домодедовского района построен в 1735 г. Эта маленькая однопрестольная церковь — редкий образец храмового зодчества времен Имп. Анны Иоанновны. В советский период храм пребывал в запустении, но в начале 90-х гг. был отреставрирован и возвращен церкви. Здесь открыто подворье Свято-Данилова монастыря.

Настоятель иеромонах Петр

Проезд: До ст. Белые Столбы Павелецкой ж.д., далее авт. на Подольск до ост. «Долматово» (9 км.), Каширское шоссе.

Юрий Крестников

25 мая 2005 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту