Послание епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского Александра (Милеанта) к пастве

Епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант)

Послание к Южно-Американской пастве

12-го сентября 2004 г.

"Епископ
Епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант).
К сожалению, наша материально бедствующая южно-американская паства, среди других епархий нашей Церкви, является, по-видимому, самой малоосведомленной о ходе церковных дел в Отечестве. Действительно, многие из наших прихожан в Южной Америке, в особенности люди старшего поколения, совершенно искренне думают, что с переменой строя в России мало что изменилось по существу, да и не совсем представляют себе, какие изменения там произошли и как эти изменения отражаются на церковной жизни русских людей.

Сравнительно мало кто из наших прихожан или пастырей имел возможность посетить теперешнюю Россию. Церковные новости доходят в Южную Америку с большим опозданием и часто - в весьма ограниченном или даже искаженном виде. (Кстати, полным контрастом является русская калифорнийская паства, которая сравнительно хорошо осведомлена. Вот почему в Западно-Американской епархии, слава Богу, спокойно воспринимается вопрос сближения наших Церквей).

На вопрос сближения нашей Церкви с Церковью в России отрицательное влияние в Южной Америке еще оказывает газета "Наша Страна". Эта патриотическая газета, более шестидесяти лет честно боровшаяся с коммунизмом, с падением коммунизма в России оказалась вдруг без определенного врага. Что же остается делать ее редакторам и сотрудникам? Закрыть газету? - Жалко! Поэтому, в духе прежней непримиримости к коммунизму, газета все усилия направила на "разоблачение" теперешних церковных и политических администраторов России. Дух газеты стал мрачным и озлобленным.

Естественно, что южно-американская паства, в среде которой эта газета издается, впитывает негативное отношение ко всему, происходящему в России. Некоторые верующие люди подлинно боятся, что, пользуясь сближением Церквей, агенты КГБ расправятся с нашей эмиграцией. Усиливает эти страхи и мансонвилльская группа.

Но, к счастью, люди начинают понимать суть происходящего, и за последние два года авторитет мансонвилльцев заметно упал. Даже в Канаде, например, где находится центр мансонвилльской группы, их последователи разбегаются. В США у них очень скудно с количеством единомышленников. В России и во Франции их группа распалась на две и продолжает дробиться. Надежду им подает только далекая Южная Америка, где их лично почти не знают. И вот для привлечения новых членов в Южной Америке они выдвинули нового "епископа" - Антония (Орлова).

Утешительно то, что, по милости Божией, основная масса верующих на нашей стороне, - стороне истины, а мансонвилльская группа постепенно сойдет на нет, как и всякое раскольническое сообщество.

Со времен падения коммунизма, в России очень многое изменилось к лучшему - я имею ввиду, в первую очередь, в духовном плане. Если кто-нибудь сомневается в моем утверждении, то я советую ему самому поехать в Россию, самому побывать в храмах, посетить монастыри и книжные магазины, где продается духовная литература, пообщаться с духовенством и с верующими людьми. Тогда станет очевидным, что Россия духовно преображается, как предсказывали это наши святые.

Я, лично, стараюсь смотреть на вопрос сближения Церквей в историческом плане и спрашиваю себя: с кем и зачем мы собираемся сблизиться? - Мы говорим о сближении со всей Русской Церковью, с которой мы всегда были едины, но временно разъединила нас богоборческая власть. Следует уточнить, что речь идет именно о сближении, но никак не о "слиянии", "объединении", "поглощении", как это упорно именуют наши противники. Ныне Русская Церковь состоит из миллионов верующих людей, сонма духовенства и монашествующих. В этой Церкви обильно дышит благодать Божия, происходят чудеса, являются чудотворные иконы! О, если бы у нас, безбедно и сыто живущих заграницей, было бы столько духовного горения, как у тех верующих, которые до отказа заполняют русские храмы! И потому целью нашего сближения является желание духовного единства с нашим Народом в Отечестве.

Я уже писал, и снова повторю, что мы должны радоваться чуду начинающегося духовного возрождения России. Оно - дело милости Божией, за которое надо непрестанно благодарить Господа. Меня огорчало то, что после падения коммунистического режима, мы, заграницей повсеместно, не служили благодарственных молебнов, не установили дня благодарения на подобие нашего "дня непримиримости", но продолжали на литургии читать ту же молитву о спасении России, которую читали в годы самых лютых гонений на Церковь - без единой фразы благодарности Богу за совершившееся чудо! Кроме того, в заграничных периодических изданиях, как церковных так и светских, мы подробно писали о неполадках в России и в Русской Церкви, а добрые события как бы не замечали. Естественно, что, впитав такую одностороннюю информацию, русские эмигранты сомневаются, что в России происходят положительные перемены.

Духовное обновление в России - это дело милости Божией. Но, к сожалению, не все среди нас это видят. Да не произойдет с нами то, что произошло с еврейским народом, когда обещанный пророками Мессия пришел, а многие из них Его не узнали!

Итак, о каком сближении идет речь? Естественно, с администрацией Московской Патриархии, как официальной представительницей Русской Церкви, мы должны вести переговоры. Но, фактически, мы ищем сближения расторгнутых частей некогда единой и могучей Русской Церкви. Со временем уйдет в иной мир и нынешний Патриарх, и прочие иерархи МП, уйдем туда и мы. Что же останется после нас? Остаться должна единая Русская Православная Церковь, чтобы противостать натиску антихристовых сил!

Мы много спорим сближаться ли нам или не сближаться. Но вдумаемся, что действительно объединяет, а что разделяет нас, спорящих и гневающихся друг на друга.

Объединяет нас, во-первых, наша Православная вера; потом - наша любовь к исторической России: к ее славному прошлому, ее святым угодникам, ее языку, ее великой культуре. Мы все согласны в том, что сотрудничать с безбожной властью - зло и что экуменическое движение противоречит православному учению об единой, святой, соборной и апостольской Церкви. С этими важнейшими принципиальными вопросами согласны все - не только мы, живущие заграницей, но и пребывающие там, на родине.

О чем же мы спорим и из-за чего ссоримся? Из-за личностей: тот коммунист, а этот экуменист. Но сердце человека ведает только один Бог. Ему и предоставим суд. В главном же мы все принципиально согласны. Пусть это главное и будет основной в вопросе сближения. Сами по себе споры по этому вопросу - своевременны и полезны для объективного решения. Жаль только, что иногда они, по наветам врага рода человеческого, оборачиваются враждой и разделениями. Надо всячески стараться не терять взаимного уважения, не оскорблять друг друга и не ссориться. Господь сказал: "Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божиими".

Долг каждого из нас - стать миротворцем. Вся наша забота должна быть направлена к тому, чтобы сохранить церковное единство, и не раздробиться на множество, друг с другом воющих церковных группировок, наподобие греков-старостильников, у которых с каждым годом возникает новая "самая истинная и единственно правильная" из церквей, насмерть воюющая с другими подобными ей "церквами". Апостол Павел предупреждает: "Если друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом" (Гал. 5:15).

Будем же помнить слова Господа: "По тому узнают, что вы Мои ученики - если будете иметь любовь между собой". Любовь - а не вражду и разделение! Я верю во всесильную благодать Божию, "немощная врачующую и оскудевающих восполняющую". Я верю в мудрые пути Промысла Божия.

Благодать Божия да будет со всеми Вами!

+ Епископ Александр

24 сентября 2004 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×