Апологетические беседы. Душа знает Бога

Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

"Душа
Душа чистая. Книжная миниатюра
Человеческая душа знает Бога. Как бы высоко ни вздымались волны безбожной неправды, какую бы страшную хулу, кощунства и издевательства над именем Божиим ни произносили человеческие уста — все равно ощущение Бога, иногда совершенно несознательное, остается неистребимым в душе человеческой, потому что с этим ощущением она сотворена, и сотворена она именно для развития в себе этого чувства.

Бог есть полнота добра. Он добр, и всё, что творит Он, «вся добра зело», то есть в высшей степени добро. И вот потому-то и можно сказать, что когда человеческая душа тянется к добру, она тянется к Богу.

Добро не есть выгода какой-либо партии, класса, расы, народа, какой-либо группы людей или отдельного человека. Добро есть все то, что свойственно Богу. И как учил наш великий русский святитель, покойный митрополит Антоний Киевский, всякое добро, где бы оно ни было, кем бы оно ни творилось, неизменно принадлежит Богу. Человеческая душа это чувствует. Где бы ни проявлялось добро, душа человека, видя добро, тянется к нему. Когда человек не лжет перед другими или перед самим собой из страха или корысти или иных каких-нибудь побуждений, то он очень ясно ощущает добро в его отличии от зла. И человек любит добро. Человеку свойственно, даже забывая свою выгоду, тянуться к добру, любоваться им и защищать его. Даже средний, обычный человек, если видит, как другой приходит на помощь нуждающемуся, одобряет это. Если слышит о победе справедливости — радуется этому. Пред геройским подвигом он преклоняется.

Правда, если человек становится на путь порчи своей души, то в ней рано появляются признаки падения, ранее всего измена добру из корыстных расчетов, а потом и бесовское свойство — злорадство. Но совершенное пренебрежение к добру, а потом и ненависть к нему именно как к добру, слава Богу, не часто замечается в людях. Это признак тех редких личностей, которые далеко зашли в страшном процессе демонизации, в процессе перерождения людей в демонов.

Обычная же человеческая душа знает и любит добро. Как бы ни старались враги нашей веры определить добро иначе, чем оно есть на самом деле, объявить добром выгоду класса, партии или расы — все равно душа человеческая в большинстве своем никогда с этим не согласится, никогда не потеряет она умения узнавать добро и тянуться к нему. А любя добро, человек любит Бога, ибо Бог — полнота добра. Но Бог есть и полнота правды, и полнота мудрости, и полнота красоты. И ко всему этому тянется не до конца испорченная человеческая душа.

Одной из высших радостей в жизни является радость видеть добро и правду торжествующими, а зло побежденным, созерцать проявления мудрости и любоваться красотой. Во всем этом человек забывает свои выгоды, и даже самые корыстные люди жертвуют от своего имущества на предметы красоты или на дело, которое они считают правым.

Что же вызывает в человеке эту драгоценную способность хотя бы отчасти забывать свои расчеты и бескорыстно наслаждаться созерцанием торжества правды, добра, мудрости, красоты? Эту драгоценную способность человеку обеспечивает его иногда сознаваемая, иногда неосознанная тяга к Господу Богу, создавшему человека для того, чтобы тот, познавая Бога и Божии свойства, любовался ими, славил их и радовался им.

И даже если, отторгнутый силами зла от своего Творца, человек забывает и самое имя Божие, все же еще долго звучат в его душе неземные мотивы любви к добру, к правде, к мудрости и к красоте. Еще долго сохраняется в человеке священное умение любить основные свойства Божии. Не скоро портится человеческая душа, если только она сама не начнет себя портить.

 

Купить эту книгу можно
 

 

Архиепископ Нафанаил (Львов)

16 января 2007 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту