Библия, изложенная для семейного чтения.
Илий и Самуил

"Когда
Когда же вскормила его, …пришла в дом Господа в Силом; …и привела отрока к Илию и сказала: … исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу
Несмотря на чудесные победы Самсона над филистимлянами, иго их все еще тяготело над израильтянами. Между тем среди скорбей и угнетения не было подкрепления их ослабевшей вере, не было власти направляющей и обновляющей. Духовное и гражданское управление находилось тогда в руках судьи и первосвященника Илия, человека хотя и благочестивого, но до крайности слабого. Он не имел влияния ни на исправление народа, ни даже на воспитание своих родных сыновей Офни и Финееса. Они состояли священниками при нем, но оказались далеко не на высоте этого звания.

И определил Господь избрать более деятельного и более достойного преемника власти Илия.

В это время на горе Ефремовой жил ефрафянин, именем Елкана. «У него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей.

И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силоме. В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части. Анне же давал часть особую, так как у нее не было детей, ибо любил Анну более, нежели Феннану». Это порождало соперничество и зависть между Анной и Феннаной, которая преследовала и до слез огорчала Анну, усиливая и без того угнетающее ее горе бездетности, которая у евреев считалась лишением благословения Божия.

Эти огорчения и слезы Анны с особенной силой возобновлялись «каждый год, когда ходила она в дом Господень». Однажды она стояла здесь в молитве пред Господом, «Илий священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень».

«И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи Всемогущий, Боже Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его, и вина и сикера не будет он пить, и бритва не коснется головы его.

Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего и иди от лица Господня».

«Нет, господин мой, — отвечала ему Анна, — я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.

И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него. Она же сказала: да найдет раба твоя милость в очах твоих! И пошла она в путь свой, и ела, и лице ее не было уже печально, как прежде. И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились в дом свой в Раму».

Через несколько времени родился сын у Анны, и она дала ему имя Самуил, «ибо, говорила она, от Господа, Бога Саваофа я испросила его».

Когда вскормила Анна грудью сына своего, то пошла она в Силом с мужем своим, и привели они дитя свое пред лице Господа, и принес отец его жертву, какую в установленные дни приносил Господу; мать же отрока привела его к Илию и сказала ему: «О, господин мой! да живет душа твоя, господин мой! я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу; о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу».

«И поклонилась там Господу. И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе! Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения и дела у Него взвешены. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.

Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек. Господь сотрет препирающихся с Ним, с небес возгремит на них. Господь свят. Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего».

Родители оставили Самуила пред Господом и возвратились в Раму, в дом свой, «а отрок остался служить Господу при Илии священнике. И более и более приходил он в возраст и в благоволение у Господа и у людей».

«Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу. И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу.

Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами. И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа Господня. Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу; вы развращаете народ Господень».

Но сыновья не слушали кротких увещаний отца. И напрасно устами пророка Господь предупреждал Илия против его преступно-снисходительного отношения к порокам сыновей и угрожал ему Божией карой, Илий оставался слабым, нерешительным и не имел силы прекратить беззакония своих сыновей-священников. Тогда разразилась над ним кара Божия, возвещенная ему через юного служащего при нем Самуила.

«Видения были не часты и слово Господне было редко в те дни», и вот сказалось оно устами отрока...

«И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, — глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, — и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий; воззвал Господь к Самуилу: Самуил, Самуил! И отвечал он: вот я! И побежал к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошел и лег. Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу: Самуил, Самуил! Он встал и пришел к Илию вторично, и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись. Самуил еще не знал тогда голоса Господа, и еще не открывалось ему слово Господне.

И воззвал Господь к Самуилу еще в третий раз. Он встал и пришел к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока. И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда Зовущий позовет тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И пошел Самуил и лег на месте своем.

И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах; в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни прошениями хлебными вовек.

И спал Самуил до утра, (и встал рано) и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию. Но Илий позвал Самуила и сказал: что сказано тебе? не скрой от меня; то и то сделает с тобою Бог, и еще больше сделает, если ты утаишь от меня что-либо из всего того, что сказано тебе.

И объявил ему Самуил все и не скрыл от него ничего. Тогда сказал Илий: Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит. И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним».

Илий же сделался очень стар, а сыновья его продолжали ходить беззаконным путем пред Господом.

Между тем, снова вспыхнула война между филистимлянами и израильтянами. В первой же битве поражены были израильтяне, и пало их до четырех тысяч человек. Тогда решили они взять из Силома ковчег завета, говоря: «он пойдет среди нас, и спасет нас от руки врагов наших». Смутило это филистимлян, знавших силу Бога Израилева, но страх удвоил силу отважного народа, снова ринулись они в бой и нанесли израильтянам поражение «весьма великое», так, что «пало из Израильтян тридцать тысяч пеших». Тогда допустил Господь захватить врагам ковчег завета, и были убиты Офни и Финеес, находившиеся при нем.

Весть об этом не замедлила дойти до Силома. Престарелый Илий отдыхал в это время «на седалище при дороге у ворот». Услышав шум и смятение вокруг себя, он спросил о причине его. Вестник с места сражения объявил о поражении израильтян, о гибели сыновей его и о захвате ковчега Божия. Не перенес вестей таких 98-летний старец: когда услышал о ковчеге Божием, то «упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер; ибо он был стар и тяжел. Был же он судьею Израиля сорок лет».

Торжествующие филистимляне по окончании битвы перенесли ковчег в город Азот и поставили в храме Дагона, рядом со своим богом. На другой день статуя бога разбитая лежала «лицем своим к земле пред ковчегом Господним».

И с тех пор «отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его, а внутри страны размножились мыши, и было в городе великое отчаяние».

Через семь месяцев филистимляне призвали жрецов и прорицателей вопросить о том, что делать с ковчегом Господним. Те посоветовали возвратить его израильтянам с искупительными приношениями, а именно: сделать изваяния «по числу владетелей Филистимских пять наростов золотых и пять мышей золотых» и сделать колесницу новую и поставить на нее ковчег и золотые вещи, принесенные в жертву повинности, положить «в ящик с боку его» и отпустить его.

Так и сделали филистимляне и впрягли в колесницу двух не бывших еще под ярмом первородивших коров, телят же их удержали дома. Также, по слову советчиков, отпустили захваченный ими ковчег завета Бога, чуждого им. И, никем не направляемые, «пошли коровы прямо на дорогу к Вефсамису, не уклонялись ни направо, ни налево».

«Жители Вефсамиса (на границе Израильской земли) жали тогда пшеницу в долине, и взглянув увидели ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его.

Колесница же пришла на поле Иисуса Вефсамитянина и остановилась там; и был тут большой камень, и раскололи колесницу на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу. Левиты сняли ковчег Господа и ящик, бывший при нем, в котором были золотые вещи, и поставили на большом том камне; жители же Вефсамиса принесли в тот день всесожжения и закололи жертвы Господу. И пять владетелей Филистимских видели это, и возвратились в тот день в Аккарон».

Несмотря на закон, запрещавший даже левитам взирать на открытый ковчег завета, жители Вефсамиса с любопытством разглядывали его, и за то поразил Господь смертью множество народа, «и заплакал народ», и проникся чувством страха и благоговения к святыне. «И сказали жители Вефсамиса: кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? и к кому Он пойдет от нас? И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне возвратили ковчег Господа; придите, возьмите его себе.

И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа».

Прошло двадцать лет после описанных выше событий. Филистимляне продолжали угнетать израильтян, но это сильнее возбуждало в них стремление освободиться. Вместе с тем в них пробуждалось сознание заслуженности бедствий и стремление исправиться от нечестий и заблуждений.

Самуил между тем служил Господу в уединении и укреплял свой дух неослабной молитвой, благотворно влияя на народ. Убедившись, что сознание людей просветлело и подготовило их к освобождению, он обратился к народу, говоря: «Если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите от себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян».

«И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу. И сказал Самуил: соберите всех Израильтян в Массифу и я помолюсь о вас Господу. И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.

Когда же услышали Филистимляне, что собрались сыны Израилевы в Массифу, тогда пошли владетели Филистимские на Израиля. Израильтяне, услышав о том, убоялись Филистимлян. И сказали сыны Израилевы Самуилу: не переставай взывать о нас к Господу Богу нашему, чтоб Он спас нас от руки Филистимлян. И сказал Самуил: да не будет этого со мною, чтоб отступить от Господа Бога моего, и не взывать о вас в молитве! И взял Самуил одного ягненка, и принес его со всем народом во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь.

И когда Самуил возносил всесожжение, Филистимляне пришли воевать с Израилем. Но Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем. И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и поражали их до места под Вефхором. И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его Авен-Езер (Камень помощи), сказав: до сего места помог нам Господь.

Так усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила.

И возвращены были Израилю города, которые взяли Филистимляне у Израиля, от Аккарона и до Гефа, и пределы их освободил Израиль из рук Филистимлян, и был мир между Израилем и Аморреями.

И был Самуил судьею Израиля во все дни жизни своей: из года в год он ходил и обходил Вефиль, и Галгал и Массифу и судил Израиля во всех сих местах; потом возвращался в Раму; ибо там был дом его, и там судил он Израиля, и построил там жертвенник Господу».

(1 Цар. 1, 2—5, 7, 9—20, 26—28; 2, 1—4, 6—13, 17, 22—24, 26; 3, 1, 2—20; 4, 1, 10, 13, 18; 5, 3, 6; 6, 12—16, 19—21; 7, 1, 3—17)

26 января 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×