Библия, изложенная для семейного чтения. Окончательное падение царства Израильского и Иудейского

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. Ис. 6:6-7
Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. Ис. 6:6-7
После поражений, нанесенных Израилю Азаилом, царем Сирийским, когда «у Иоахаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших», царство Израильское значительно ослабело; но «помолился Иоахаз лицу Господню, и услышал его Господь, потому что видел стеснение Израильтян, как теснил их царь Сирийский. И дал Господь Израильтянам избавителя, и вышли они из-под руки Сириян, и жили сыны Израилевы в шатрах своих, как вчера и третьего дня. Однако ж не отступали от грехов дома Иеровоама, который ввел Израиля в грех; ходили в них, и дубрава стояла в Самарии».

После семнадцати лет царствования почил Иоахаз, и воцарился Иоас, сын его.

В Иудейском же царстве наследовал Иоасу сын его Амасия. Умертвив рабов, убивших отца его, царя, он управлял народом в духе благочестия и вообще содействовал укреплению своего царства. Он одержал победу над идумеянами, но не имел успеха в битвах с Иоасом, царем Израильским, который даже захватил его в плен, овладел Иерусалимом и вывез оттуда «все золото и серебро, и все сосуды, находившиеся в доме Божием у Овед-Едома, и сокровища дома царского, и заложников, и возвратился в Самарию».

Иоас, царь Израильский, одержал также победу над сириянами. Прежде чем сразиться с ними, он пришел навестить пророка Елисея, заболевшего тогда болезнью, от которой потом он и умер. И плакал царь над человеком Божиим «и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!»

«И сказал ему Елисей: возьми лук и стрелы. И взял он лук и стрелы. И сказал царю Израильскому: положи руку твою на лук. И положил он руку свою. И наложил Елисей руки свои на руки царя, и сказал: отвори окно на восток. И он отворил. И сказал Елисей: выстрели. И он выстрелил. И сказал: эта стрела избавления от Господа и стрела избавления против Сирии, и ты поразишь Сириян».

Осуществилось это предсказание победы царю. Чудотворный же дар пророчества Елисея продолжал действовать и по смерти его. «Полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои».

Ободренный словами умирающего пророка, Иоас, сын Иоахаза, сразился с Венададом, сыном Азаила, и «взял назад из руки его города, которые тот взял войною из руки отца его Иоахаза. Три раза разбил его Иоас и возвратил города Израилевы».

С таким же успехом вел он войну с моавитянами и умер на семнадцатом году царствования, оставив престол сыну своему Иеровоаму II.

(4 Цар. 13, 4–6, 7, 14—17, 20—21, 25. 2 Пар. 25, 24)

Несколько лет спустя после того Амасия, освободившийся из плена и снова овладевший престолом царства Иудейского, погиб в городе Лахисе, куда он бежал от заговорщиков, но, посланные за ним в Лахис, они умертвили его там.

«И привезли его на конях, и погребен он был в Иерусалиме с отцами своими в городе Давидовом. И взял весь народ Иудейский Азарию (называемого также Озиею), которому было шестнадцать лет, и воцарили его вместо отца его Амасии». Сначала «он делал угодное в очах Господних во всем так, как поступал Амасия, отец его. Только высоты не были отменены; народ совершал еще жертвы и курения на высотах».

И пока «он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог. И помогал ему Бог против Филистимлян и против Аравитян, и давали ему Аммонитяне дань, и дошло имя его до пределов Египта. Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном», присвоив себе таким образом, вопреки закону, это право и дело священников. Когда же они воспротивились этому нарушению закона, то «разгневался Озия на священников», и тогда внезапно «проказа явилась на челе его». «И был он прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иофам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли».

Когда же умер царь Озия (Азария), то похоронили его на поле царских гробниц, «ибо говорили: он прокаженный. И воцарился Иофам, сын его, вместо него».

(4 Цар. 14, 20–21; 15, 3—4; 2 Пар. 26, 5, 7—8, 16, 19, 21, 23)

В то же время царь Израильский Иеровоам II, руководимый в своих предприятиях пророком Ионой, вел успешно войну с сириянами. Но счастье, благоприятствующее израильтянам, привело их только к погибели: вместе с богатством и роскошью распространялись между ними и идолопоклонство, и всякое нечестие. Напрасно предупреждал пророк Амос царя и сановников его, и угрожал им гневом Божиим, и возвестил им, что ассирияне явятся скоро орудием Божией кары на них. Вместо послушания человеку Божиему Иеровоам II осудил его на изгнание.

Дух пророчества не угас со смертью Елисея. Напротив того, пророческое деятельное служение достигло большего развития. И везде пророки отстаивали веру в Создателя, боролись с развращением нравов или со злоупотреблениями царской власти и, предвидя гибель Израильского и Иудейского царств, возвещали уже о великолепии «нового Иерусалима» и о пришествии в мир Спасителя мира. Вместе с пророками Ионой и Амосом действенно влияли на богоизбранный народ пророки Михей и Осия, но наступало время появиться Исаии, этому «пятому евангелисту», как называют его за верность прозрения им обстоятельств земной жизни имеющего воплотиться Сына Божия Иисуса Христа.

По смерти Иеровоама II воцарился сын его Захария «над Израилем в Самарии и царствовал шесть месяцев. Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его». О нем сбылось слово Господне, изреченное Ииую, что сыновья его до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом; он был четвертый в роду и последний, так как «составил против него заговор Селлум, сын Иависа, и поразил его пред народом и убил его, и воцарился вместо него».

Селлум царствовал в Самарии только один месяц. Против него восстал Менаим, сын Гадия из Фирцы, «и пришел в Самарию, и поразил Селлума, сына Иависова, в Самарии и умертвил его, и воцарился вместо него. И царствовал десять лет в Самарии; и делал неугодное в очах Господних».

«Тогда пришел Фул, царь Ассирийский, на землю Израилеву. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра, чтобы руки его были за него и чтобы утвердить царство в руке своей. И разложил Менаим это серебро на Израильтян, на всех людей богатых, по пятидесяти сиклей серебра на каждого человека, чтобы отдать царю Ассирийскому. И пошел царь Ассирийский и не остался там в земле.

И почил Менаим с отцами своими. И воцарился Факия, сын его, вместо него и царствовал в Самарии два года. И составил против него заговор Факей, сын Ремалии, сановник его, и поразил его в Самарии в палате царского дома, имея с собою пятьдесят человек Галаадитян, и умертвил его, и воцарился вместо него и царствовал двадцать лет». Не умолкали в это мрачное время преступлений и анархии в царстве Израильском вещие речи пророков, но были они голосами, вопиющими в пустыне. Между тем приближалось исполнение их грозных предсказаний.

Во дни Факея, царя Израильского, пришел Феглаффелласар, царь Ассирийский, и, овладев многими городами израильскими, переселил взятых им в плен жителей их в Ассирию. Против же Факея составил заговор Осия, сын Илы, «и умертвил его, и воцарился вместо него» во время царствования в Иудейском царстве Ахаза, сына Иеровоамова, сына Озиина.

(4 Цар. 15, 8–10, 14, 17, 18—20, 22—27, 29—30; 17, 1)

Ахаз, царь Иудейский, не обладал никакими качествами отца своего, благочестивого Иоафама; он собственным примером способствовал распространению идолопоклонства в царстве Иудейском, воздвигал статуи Ваала и чтил Молоха. Чтобы противостоять современнику своему, царю Израильскому Факею, вошедшему в союз с царем Дамасским, напавшим на царство Иудейское, Ахаз, несмотря на предостережения пророка Исаии, вошел в союз с царем Ассирийским Феглаффелласаром, который хотя и помог ему одержать победу над врагами, но сам приобрел такую власть над Израилем, что стал «в тягость ему». Ахаз вынужден был выдать царю Ассирийскому «сокровища из дома Господня и дома царского и у князей».

«И в тесное для себя время Ахаз продолжал беззаконно поступать пред Господом. И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю. И собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме, и по всем городам Иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа Бога отцов своих. И почил Ахаз с отцами своими, и похоронили его в городе, в Иерусалиме; но не внесли его в гробницы царей Израильских. И воцарился Езекия, сын его», который, к счастью, не был похож на отца своего.

Воцарившийся после Факея в царстве Израильском сын Илы, Осия, оказался еще хуже своих предшественников. Народ изнемогал от насилий его; нечестие и идолопоклонство превзошли всякую меру; фимиам воскурялся на всех жертвенниках в честь ложных богов.

«И проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его.

И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего. Не осталось никого, кроме колена Иудина».

И выступил против Осии Салманассар, царь Ассирийский, «и сделался Осия подвластным ему и давал ему дань». Осия, чтобы освободиться от подчинения царю Ассирийскому, искал сближения с царем Египетским. «И заметил царь Ассирийский в Осии измену, и взял его под стражу, и заключил его в дом темничный. И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года».

В это время умер Салманассар, а бывший после него царь Ассирийский взял Самарию «и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Индийских».

(2 Пар. 28, 20—27. 4 Цар. 17, 17—18, 3—6)

Опустевшая страна Израильская была постепенно заселена чуждыми народами, главным образом халдеями, которые со временем приняли название самарян. Под влиянием оставшихся в краю евреев они заимствовали у них некоторые религиозные верования, но примешивали к ним суеверие языческое и пребывали постоянно отделенными от народа иудейского. Таким образом, сбылись угрозы пророков, и пало царство Израильское, просуществовавшее отдельной жизнью двести пятьдесят четыре года.

Между тем как развращенное идолопоклонством и междоусобицами царство Израильское быстро склонялось к своему упадку, царство Иудейское ожило и временно процветало под управлением благочестивого царя Езекии: «И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан».

По вступлении своем на престол Езекия прежде всего позаботился о том, чтобы снова храм Соломонов был открыт для богослужения, которое было прекращено при его нечестивых предшественниках. На праздник Пасхи, совершенный с торжественностью небывалой после Соломона, Езекия собрал не только своих подчиненных, но и подданных Израильского царства. Во время этого празднества он повелел истребить идолов во всем своем царстве; после того прекратилось идолослужение не только в Иудейском царстве, но и во многих местах в царстве Израильском, когда возвратившиеся в свои дома бывшие на празднике сообщили и другим о своих благочестивых впечатлениях во время общего религиозного торжества.

За такое усердие к Богу царя Езекии, подобного которому «не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него, был Господь с ним», спасал его от врагов и исполнял прошения его.

Победоносный царь Ассирийский, не помышляя даже о завоевании царства Иудейского, обратил свое оружие против царя Египетского, запоздавшего прийти на помощь царю Израильскому, одержал над ним победы на земле филистимлян, пошел на Финикию, забрал все города ее, кроме Тира, и не нарушал сначала покоя Езекии и царства его.

Иудея отдыхала после своих продолжительных бедствий; но нашлись беспокойные люди, которые, вопреки предупреждениям пророка Исаии, задумали войти в союз с царем Египетским против царя Ассирийского. Из них составилась преобладающая партия при самом дворе Езеки, и под их влиянием царь отказался платить дань Сеннахириму, царю Ассирийскому, который между тем достиг тогда высшей степени своего могущества. И вот в четырнадцатый год царствования Езекии Сеннахирим, сын Салманассара, покорившего царство Израильское, собрался воевать против Езекии и, взяв крепость Лахис, послал войско к Иерусалиму, требуя, чтобы Езекия немедленно сдался. «И послал тогда Езекия к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил на него Сеннахирим триста талантов серебра и тридцать талантов золота. И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому».

(4 Цар. 18, 3–5, 7, 14—16)

Несмотря на это Сеннахирим поручил посланным своим сказать Езекии: «Так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто обопрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него. А если вы скажете мне: на Господа Бога нашего мы уповаем, то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме?»

«И встал Рабсак, говоривший от имени царя Ассирийского, и возгласил громким голосом по-иудейски, и говорил, обращаясь к народу, и сказал: слушайте слово царя великого, царя Ассирийского! Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может вас спасти от руки моей; и пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: спасет нас Господь и не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского. Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя, пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и меда, и будете жить, и не умрете. Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: Господь спасет нас. Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей? И молчал народ и не отвечал ему ни слова, потому что было приказание царя: не отвечайте ему».

И пришел Елиаким, уполномоченный Езекии, для переговоров с Рабсаком и передал слова его царю своему.

«Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень. И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к Исаии пророку, сыну Амосову. И они (передав Исаии слова Рабсака) сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления — день сей. Принеси же молитву о тех, которые находятся еще в живых. И сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. Вот Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его».

В душевном смущении своем Езекия пошел в дом Господень и молился пред лицем Господним и говорил: «Господи Боже Израилев! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Тебя, Бога живаго! Правда, о, Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их, и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один».

«И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал. Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима. Кого ты порицал и поносил? И на Кого ты возвысил голос и поднял так высоко глаза свои? На Святого Израилева. Чрез послов твоих ты порицал Господа. За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты.

Так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в сей город Иерусалим, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего.

И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые». Надменный же царь Сеннахирим возвратился в столицу свою, Ниневию, где скоро после того был убит своими детьми в то время, как пришел поклониться богам в идольском храме.

(4 Цар. 18, 19, 21—22, 28—33, 35—37; 19, 1—4, 6—7, 15—23, 28, 32—35)

Вскоре после ухода Сеннахирима Езекия «заболел смертельно, и пришел к нему пророк Исаия и сказал ему: сделай завещание для дома твоего, ибо ты не выздоровеешь». По одному этому можно судить о силе молитвы, исцелившей больного вопреки возвещенному ему пророком. «И отворотился Езекия лицем своим к стене и молился Господу, говоря: о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих. И заплакал Езекия сильно». И было слово Господне к Исаии, и сказано: «Возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет. И сказал Исаия: возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он (Езекия) выздоровел».

На вопрос царя пророку: «Какое знамение, что Господь исцелит меня?» — Исаия возвратил тень солнечную «назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на десять ступеней».

(4 Цар. 20, 1—3, 5—8, 11)

Не менее усердно вознеслась к Господу и благодарственная молитва Езекии: «Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих. Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире; жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину. Я ждал до утра; подобно льву, Он сокрушал все кости мои; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину».

«Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня. Что скажу я? Он сказал мне, Он и сделал. Тихо буду проводить все годы жизни моей, помня горесть души моей. Господи! так живут, и во всем этом жизнь моего духа; Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь. Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой. Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою. Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем!» (Ис. 38, 10–20)

«В то время послал царь Вавилонский письма и подарок Езекии, ибо он слышал, что Езекия был болен. Езекия, выслушав посланных, показал им кладовые свои, серебро и золото, и ароматы, и масти дорогие, и весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его».

Когда узнал об этом пришедший к царю пророк Исаия, то сказал он Езекии: «Выслушай слово Господне: вот придут дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня, в Вавилон; ничего не останется».

Предсказание это относилось к будущему времени, Езекия же спокойно проводил остальное время жизни и мирно почил с отцами своими на тридцатом году царствования, оставив наследником престола сына своего, Манассию.

Манассия, вступив на престол в раннем возрасте (двенадцати лет), подпал под влияние нечестивых людей и соединил в себе безбожие Ахава и жестокость Иезавели. Он восстановил жертвенники Ваалам, построил высоты, устроил дубравы, осквернил самый храм Господень, соорудив жертвенники всему воинству небесному в нем и на обоих дворах дома Господня. «Он же проводил сыновей своих чрез огонь в долине сына Енномова, и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников».

«Еще же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края и до края».

«Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых. И говорил Господь к Манассии и к народу его, но они не слушали. И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон.

И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог».

По возвращении в Иерусалим он «низверг чужеземных богов и идола из дома Господня, и все капища, которые соорудил на горе дома Господня и в Иерусалиме, и выбросил их за город. И восстановил жертвенник Господень и принес на нем жертвы мирные и хвалебные, и сказал Иудеям, чтобы они служили Господу Богу Израилеву».

И почил Манассия после пятидесяти пяти лет царствования, «и погребен в саду при доме его, в саду Уззы. И воцарился Амон, сын его, вместо него».

(4 Цар. 20, 12—13, 16—17. 2 Пар. 33, 6. 4 Цар. 21, 16.
2 Пар. 33, 9–13, 15–16. 4 Цар. 21, 18)

«Двадцати двух лет был Аммон, когда воцарился, и два года царствовал в Иерусалиме. И делал неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его. И не смирился пред лицем Господним, как смирился Манассия, отец его; напротив, умножил свои грехи. И составили против него заговор слуги его, и умертвили его в доме его. Но народ земли перебил всех, бывших в заговоре против царя Аммона, и воцарил народ земли восьмилетнего Иосию, сына его, вместо него».

Воспитанный в страхе Божием, Иосия в молодом еще возрасте проявлял на деле свое благочестивое настроение. «Он разрушил жертвенники и посвященные дерева, и кумиры разбил в прах, и все статуи сокрушил по всей земле Израильской. В восемнадцатый год царствования своего, по очищении земли и дома Божия, он послал Шафана и Маасею градоначальника, и Иоаха, сына Иоахазова, дееписателя, возобновить дом Господа Бога своего. И пришли они к Хелкии, первосвященнику, и отдали серебро, принесенное в дом Божий, собранное левитами из рук всех прочих Израильтян, и от всего Иуды и Вениамина, и от жителей Иерусалима, и отдали в руки производителям работ при исправлении и возобновлении дома».

Когда же принималось это серебро, «тогда Хелкия священник нашел книгу закона Господня, данную рукою Моисея. И подал Хелкия ту книгу Шафану. И понес Шафан книгу к царю. И читал ее Шафан перед царем».

«Когда услышал царь слова закона, то разодрал одежды свои. И дал царь повеление Хелкии и другим посланным, говоря: пойдите, вопросите Господа за меня и за оставшихся у Израиля и за Иуду о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господа, который воспылал на нас за то, что не соблюдали отцы наши слова Господня, чтобы поступать по всему написанному в книге сей.

И пошел Хелкия и те, которые от царя, к Олдане пророчице. И она сказала им: так говорит Господь Бог Израилев: скажите тому человеку, который послал вас ко мне: так говорит Господь: вот Я наведу бедствие на место сие и на жителей его все проклятия, написанные в книге, которую читали пред лицем царя Иудейского, за то, что они оставили Меня и кадили богам другим, чтобы прогневлять Меня всеми делами рук своих. И гнев Мой возгорится над местом сим и не угаснет. А царю Иудейскому скажите: так говорит Господь Бог Израилев о словах, которые ты слышал: так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Богом, услышав слова Его о месте сем и о жителях его, — и ты смирился предо Мною, и разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь. Вот Я приложу тебя к отцам твоим, и положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие и на жителей его».

Получив ответ пророчицы, Иосия собрал всех старейшин Иудеи и Иерусалима и пошел с ними и со всем народом в дом Господень и «прочитал вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем».

«И стал царь на месте своем, и заключил завет пред лицем Господа последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его, и уставы Его. И велел царь подтвердить это всем находившимся в Иерусалиме и в земле Вениаминовой; и стали поступать жители Иерусалима по завету Бога, Бога отцов своих. И изверг Иосия все мерзости из всех земель, которые у сынов Израилевых, и повелел всем служить Господу Богу своему. И во все дни жизни его они не отступали от Господа, Бога отцов своих».

(2 Пар. 33, 21–24; 34, 7–10, 14–16, 18, 19–28, 30–33)

И совершил Иосия в Иерусалиме пасху Господу, какую не совершал ни один из царей Израилевых от дней Самуила пророка. Вообще, «подобного ему не было прежде него, кто обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всею крепостию своею, по всему закону Моисееву. Однако же не отвратился Господь от великой ярости гнева Своего на Иудею за все оскорбления, которыми прогневал Манассия. И сказал Господь: и Иуду отвергну от лица Моего, как отверг дом Израилев». (2 Пар. 35, 20).

«После всего того, что сделал Иосия в доме Божием, пошел Нехао, царь Египетский, на войну к Кархемису на Евфрате; и Иосия вышел навстречу ему» ради обороны земли Иудейской, по которой нужно было проходить царю Египетскому. «И послал к нему Нехао послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя теперь иду я, но туда, где у меня война».

«Но Иосия не отстранился от Нехао и выступил на сражение на равнину Мегиддо». Здесь был он ранен стрелой и увезен в Иерусалим. «И умер он, и похоронен в гробницах отцов своих. И вся Иудея и Иерусалим оплакали Иосию».

«И взял народ земли Иоахаза, сына Иосиина, и помазали его и воцарили его вместо отца его. И делал он неугодное в очах Господних. И задержал его фараон Нехао в Ривле, в земле Емафской, чтобы он не царствовал в Иерусалиме, — и наложил пени на землю сто талантов серебра и сто талантов золота».

Вместо же него воцарил другого сына Иосии — Елиакима, но при этом переменил имя его на Иоакима; Иоахаз же был отведен в Египет, где и умер.

Иоаким, преданный идолопоклонству, как и брат его, притеснял народ, взыскивая с каждого из народа земли, по оценке своей, серебро и золото для того, чтобы отдавать фараону Нехао, и пролил много невинной крови в Иерусалиме. За обличения же нечестия его преследовал вдохновляемых Богом пророков.

«Во дни его выступил Навуходоносор, царь Вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него».

Между тем нападали на Иудею полчища халдеев, и моавитян, и сириян, и аммонитян. В это время умер Иоаким, оставив в жалком состоянии царство сыну своему Иехонии, который, подобно отцу, также «делал неугодное в очах Господних».

«В то время подступили рабы Навуходоносора, царя Вавилонского, к Иерусалиму, и подвергся город осаде».

Подошел к осаждаемому городу и сам Навуходоносор. Царь Иудейский со всей семьей своей и слугами вышел к нему и предался в его руки. Взял Иехонию царь Вавилонский, и вывез все сокровища дома Господня, и царского дома, «и изломал, как изрек Господь, все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем».

И выселил Навуходоносор до десяти тысяч жителей Иерусалима, где «никого не осталось, кроме бедного народа земли». А царя Иехонию с семьей и слугами отвел на поселение в Вавилон. Воцарил же вместо Иехонии дядю его Матфанию, переменив имя его на Седекию.

Также и Седекия делал неугодное в очах Господних. Не обращал он внимания на усиленные увещания и грозные предупреждения пророка Иеремии, пророчествовавшего от уст Господних, и наперекор советам его, рассчитывая на союз с фараоном Египетским и на поддержку войска своего, решился отложиться от царя Вавилонского, «взявшего клятву с него именем Бога». Тогда Навуходоносор пришел в Иерусалим и осадил его. После нескольких месяцев осады настал голод, «и не было хлеба у народа земли».

(2 Пар. 35, 21, 22, 24. 4 Цар. 23, 30, 32—33; 24, 1, 10, 13, 14; 25, 3. 2 Пар. 36, 13)

Наконец «взят был город, и побежали все военные ночью по дороге к воротам, между двумя стенами, что подле царского сада; Халдеи же стояли вокруг города, и царь Седекия ушел дорогою к равнине. И погналось войско Халдейское за царем, и настигли его на равнинах Иерихонских, и все войско его разбежалось от него. И взяли царя, и отвели его к царю Вавилонскому в Ривлу, и произвели над ним суд: и сыновей Седекии закололи пред глазами его, а самому Седекии ослепили глаза и сковали его оковами, и отвели его в Вавилон.

В девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим и сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское. И прочий народ, остававшийся в городе выселил Навузардан. Только несколько из бедного народа земли оставил он работниками в виноградниках и землепашцами».

«Над народом же, остававшимся в земле Иудейской, царь Вавилонский над ними поставил начальником Годолию, сына Ахикама, сына Шафанова».

Он уговаривал приходивших к нему: «Не бойтесь быть подвластными Халдеям, селитесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет хорошо вам».

Но в седьмой месяц явился некто из царского рода, по имени Исмаил, не разделявший убеждений Годолии, и убил его и иудеев и халдеев, которые были с ним в Массифе.

«И встал весь народ, от малого до большого, и военачальники, и пошли в Египет, потому что боялись Халдеев», несмотря на советы пророка Иеремии, не соглашавшегося с ними, но которого они насильно увлекли вслед за собою.

(4 Цар. 25, 4–12, 22, 24, 26).

Существует предание, что пророк Иеремия впоследствии был побит камнями своими же соотечественниками, впавшими в идолопоклонство. Через пять лет после разрушения Иерусалима военачальник Вавилонский, Навузардан, вывел из Иудеи еще несколько сот иудеев и переселил их в Вавилон. Таким образом опустела земля Иудейская и отчасти заселялась потом чуждыми пришельцами.

8 февраля 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×