Исторические предпосылки и причины православного движения в Закарпатье на рубеже XIX–XX веков

Мукачевский монастырь
Мукачевский монастырь
В конце XIX – начале XX столетий в Восточной Венгрии, куда территориально в то время входило современное Закарпатье, началось движение за возрождение Православия. В основном унии противилось бедное украинское крестьянство, поэтому православное движение носило спонтанный характер, не имело сильной организации; интеллигенция и духовенство не принимали участия в этом процессе.

Православное движение в Закарпатье в начале XX века было вызвано целым рядом тесно связанных между собой причин.

После подписания Ужгородской унии с Римом в 1649 году в Закарпатье образуется епископское двоевластие. В 1654–1684 годах православное духовенство возглавлял епископ Иоанникий (Зейкан), который руководил епархией из Мукачевского и Имстичевского монастырей. Его преемник Мефодий (Раковецкий) был последним православным епископом, что находился в Мукачевском монастыре. Православная Церковь хранила свои позиции в восточной части Закарпатья – Мараморощине, которая находилась под религиозным влиянием молдавских владык. После смерти епископа Досифея (Феодоровича) в 1735 году православным было запрещено избирать нового епископа. Но монастыри оставались хранителями православной традиции. Игумен Антоний (Коцак) в «Списании обителей Мараморошских древле бывших» дает их перечень и дату основания: Боронявский (1716), Драговский (1705), Кричовский (1693), Вильховский (1708), Бедевлянский (1719), Бичковский (1719), Белоцерковский (XIV в.), Угольский (XII–XIII вв.). В XVIII столетии, по мнению М. Грушевского, в Закарпатье не было недостатка в православных священниках, которые получали посвящения от соседних молдавских и сербских епископов[1].

Довольно часто крестьяне носили крестить своих детей далеко за пределы Закарпатья к православным сербским священникам – в Мишкольц и Будапешт[2]. Согласно венгерским законам, все православные на территории Венгрии находились под юрисдикцией Сербского патриарха. Только православные румыны в Восточной Венгрии получили в 1867 году отдельную, независимую от Сербского патриарха, церковную организацию. О каноническом влиянии Сербских патриархов свидетельствуют их пастырские послания, которые сохранились в сборниках документов, находящихся в областном архиве Закарпатья[3]. Таким образом, в Закарпатье фактически не перерывалась религиозная связь с Православной Церковью, что и стало одной из причин движения за возрождение Православия.

В среде униатского духовенства всегда существовала скрытая оппозиция к западному обряду. Борьба за сохранение восточных традиций в Греко-Католической Церкви происходила еще с середины XVII столетия – со времени подписания унии с Римом. Подобное явление наблюдалось не только в Закарпатье, более яркие формы оно приобрело в соседней Галичине. Отдельные представители духовенства в полемических произведениях показывали неправильность некоторых католических догм. Ко второй половине XVII века относится деятельность известного писателя-полемиста Михаила Андреллы (Оросвиговского; 1637–1710). Он имел отличное образование, учился в Вене, Братиславе, Трнаве, знал греческий, латинский, венгерский, чешский и польский языки. Михаил Андрелла – автор многих рукописных произведений, самые известные из них – «Оборона верному каждому человеку» и «Логос». Главная идея его творчества – это пропаганда принадлежности закарпатцев к православной вере, которой придерживаются братья на Востоке, то есть единства закарпатских украинцев со всем украинским народом. Заслуга Михаила Андреллы в том, что он сумел осознать важные вопросы того времени – изъяны общественно-политического строя, окатоличивание со стороны Ватикана, насильственное распространение унии. В 1669 году он порывает с унией и становится православным священником. Спасаясь от преследования со стороны униатского епископа, он оказался в с. Иза возле Хуста, где продолжил свою проповедническую деятельность.

И. Раковский
И. Раковский
Дело Михаила Андреллы продолжил греко-католический священник Иоанн Раковский, который родился 1815 году в с. Ставное. В 1856 году он издавал на русском языке «Церковную газету», а в 1858 году – «Церковный вестник для русинов Австрийского государства». Поддерживал переписку с И. Аксаковым, И. Головацким, Д. Зубрицким. Сотрудничал с ужгородскими газетами «Свет», «Карпат», «Сова». В 1866–1871 годах был заместителем председателя общества святого Василия Великого в Ужгороде. Вся деятельность Раковского была направлена на защиту закарпатских русинов от насильственной ассимиляции со стороны иностранцев, на усиление образования среди народа. Однако он ошибочно считал, что русины – это ветвь великорусского народа. В 1859 году Раковского назначили священником в с. Иза, где он и прослужил до своей смерти 31 ноября 1885 года. Среди краеведов существует гипотеза, что отец Иоанн Раковский был отравлен во время поездки в Будапешт, где его обвинили в панславизме и русофильской агитации[4]. У Раковского была большая библиотека, и он позволял крестьянам пользоваться книгами. Читая русские издания «Православное исповедание веры митрополита Петра Могилы» «Катехизис» и другие, крестьяне начали понимать разницу между догмами Греко-Католической и Православной Церквей. Деятельность Михаила Андреллы и Иоанна Раковского в с. Иза способствовала тому, что закарпатские крестьяне начали осознавать свое единство с православными братьями на Востоке и выступать за восточные догматы и соблюдение восточных обрядов в богослужении.

В конце XIX – начале ΧΧ веков промышленность Венгрии развивалась быстрыми темпами, и закарпатские земли использовались как сырьевой придаток для венгерских предприятий. Около 32% земельных площадей края находилось у крестьян. Они платили большие налоги, общая сумма которых составляла 5 млн. 966 тыс. крон в год[5]. С 1870-х годов начинается эмиграция из Закарпатья в Америку. Это было вызвано множеством причин, среди которых не последнюю роль играло и усиление мадьяризации, а также ряд причин экономического характера: тяжелое материальное положение на селе, увеличение количества населения, спрос на рабочую силу в иностранных государствах. По большей части закарпатцы эмигрировали в США, Канаду, Бельгию, Австралию, Бразилию. В США в штатах Пенсильвания, Нью-Йорк, Огайо, Нью-Джерси, Мериленд, Иллинойс образовались отдельные церковные парафии.

Святый праведный Алексий Товт
Святый праведный Алексий Товт
Чтобы сохранить верующих, Мукачевская греко-католическая епархия отправляла в места закарпатской эмиграции униатских священников, которые учреждали церковные общества и строили церкви. В 1889 году из Пряшевской епархии в США прибыли священники А. Товт, Г. Вислоцкий, С. Яцкович. В 1894 году в Америке было уже 30 священников, которые представляли три греко-католических епархии: Львовскую, Мукачевскую и Пряшевскую. 17–29 октября 1890 года под руководством отца Алексия Товта в Вилькес-Барре, что в Пенсильвании, состоялись общие сборы священников, которые приняли следующие решения: 1) просить Львовского митрополита, Мукачевского и Пряшевского епископов назначить священникам в Америке епископа-викария, 2) объединить все русские общины и братства, 3) учредить собственное периодическое издание. Согласно установлениям Рима, греко-католические священники в Америке должны были подчиняться римо-католическим епископам, если в их епархии не было греко-католического владыки. Римо-католические же епископы резко выступили против того, чтобы в их епархиях служили женатые священники, и даже подвергали сомнению правильность унии. Переписка с папским престолом по этому вопросу длилась несколько лет, пока в конце концов греко-католическим женатым священникам не приказали вернуться в Старый свет. Это вызвало возмущение как простых верующих, так и священников, и они решили выйти из унии и вернуться к Православию. Церковная община в Миннеаполисе, которую возглавлял отец Алексий Товт, наладила связи с православным русским архиереем Владимиром (Соколовским-Автономовым), епископом Алеутским и Аляскинским, проживавшим в Сан-Франциско. Он приехал 24 марта 1891 года в Миннеаполис и присоединил первый униатский приход в США к Православию[6]. Спустя некоторое время количество православных приходов из бывших униатских выросло в США до 300. Создавались православные братства, учреждались монастыри. Так, в 1905 году возле поселения Южный Ханаан в Пенсильвании был основан православный мужской монастырь святого Тихона Задонского, в 1915 году в г. Спингфилд в Вермонте – Покровский женский монастырь. Возвращавшиеся в родные места из Америки православные закарпатцы способствовали усилению православного движения в крае.

Архимандрит Алексий (Кабалюк) и архимандрит Виталий (Максименко) среди православных крестьян
Архимандрит Алексий (Кабалюк) и архимандрит Виталий (Максименко) среди православных крестьян
Другим немаловажным фактором, способствовавшим возрождению Православия в Закарпатье, стала политика Венгрии, направленная на мадьяризацию местного украинского населения. Для реализации своих планов венгерская власть использовало и высшее духовенство Греко-Католической Церкви. Мукачевские епископы были сторонниками венгерской национальной политики и пытались привести в исполнение все приказы имперского центра, такие как, например, о введении нового календаря, замене кириллицы латиницей и тому подобное. Интеллигенция и духовенство, которые получили образование благодаря венгерской власти, изменяли фамилии и теряли связь с простым крестьянством. Священники дома разговаривали по-венгерски, читали только венгерские книги и журналы. Они плохо выполняли свои обязанности духовных пастырей, были корыстолюбивы и чванливы. Введение обучения на венгерском языке в народных и церковных школах и мадьяризация церковного обряда стали одними из важных причин перехода закарпатцев в Православие. Недовольны были крестьяне и сохранявшимися со времен Средневековья церковными налогами – коблиной и роковиной, которые платились местному греко-католическому духовенству. Коблина выплачивалась сельскохозяйственными продуктами или деньгами, а роковину нужно было отрабатывать. Свою роль в возрождении Православия в Закарпатье и русофильских настроений сыграло и то, что многие священники, и прежде всего архимандрит Алексий (Кабалюк) и несколько активистов с. Иза, попали с помощью буковинской семьи Геровских, внуков графа А. Добрянского, в русские православные монастыри Луцка и Житомира, где их наставляли в вере русские священники и монахи. Также в русских монастырях оказались и некоторые закарпатцы, взятые в плен в ходе военных действий Первой мировой войны. Возвращались домой они с прорусскими настроениями.

Открытка, посланная в начале XX века с Афона. Из архива родственников закарпатцев, ушедших на Афон
Открытка, посланная в начале XX века с Афона. Из архива родственников закарпатцев, ушедших на Афон
После революции 1917 года в России в Закарпатье, которое вошло в состав Чехословакии, эмигрировало большое количество русских, буковинских и галицких москвофилов, которые поддержали православное движение. Они создали «Русскую трудовую партию», которую возглавлял А. Гагатко; печатным органом партии стала газета «Русская земля», в где публиковались статьи в поддержку православного движения. После 1919 года в Закарпатье поселилось около 9000 русских эмигрантов.

В 1922 году с помощью сенатора Ю. Лажо на Пряшевщину перебрался архимандрит Виталий (Максименко). Он организовал во Владимировой возле Свидника православный монастырь и типографию. Православная миссия во Владимировой стала центром белоэмигрантского сообщества Чехословакии.

Значительное влияние на возрождение Православия имели Сучавский, Биксадский, Мария-Повчанский монастыри. Монастыри занимались в том числе и распространением православной богословской литературы, а монастырские праздники были своего рода «агитацией» за Православие.

Особая роль в развитии православного движения в Закарпатье сыграла Святая гора Афон. На Афон веками стремились попасть представители всех православных народов. Не были исключением и закарпатцы. Точно не известно, когда первый выходец из Закарпатья попал на Афон, но в XIX столетии закарпатцев там было уже немало. В начале XX века только из с. Иза Хустского района на Афон выехало около 20 человек. Монахи поддерживали активную переписку с родственниками на родине, увещевали противиться унии и греко-католическому духовенству. Неудивительно, что письма монахов с Афона использовались как доказательства на Мараморош-Сиготских процессах 1913–1914 годов, когда судили православных исповедников за их религиозные убеждения

Юрий Данилец

28 января 2009 г.

[1] Грушевский М. Очерк истории украинского народа. Киев, 1991. С. 289.
[2] См. об этом: История Православной Христианской Церкви для карпаторусских учеников народной и гражданской школы. Ужгород, 1936. С. 3940.
[3] ГАЗО. Ф. 225. Оп. 1. Ед. хр. 13. С. 16.
[4] Разгулов В. К разгадке смерти Иоанна Раковського. Берегово: Бреговская районная типография, 2004. С. 1011.
[5] Илько В. Закарпатское село в начале ХХ столетия (19001919 гг.). Львов, 1973. С. 31.
[6] Алексий Товт, протоиерей. Где искати правду? Владимирово на Словенску, 1930. С. 4.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×