Святой Альфедж Кентерберийский, мученик и патриот

Вследствие двух мировых войн национализм и националистические ценности, особенно в наше время, получили дурную славу (и, по нашему мнению, абсолютно правильно). Но, к сожалению, патриотизм и патриотические ценности тоже начали приобретать дурную славу. И последнее вызывает наши возражения. Национализм, по нашему пониманию, связан с ура-патриотизмом и шовинизмом, он есть выражение ненависти или негативных чувств по отношению к другим странам и народам. Патриотизм же – это любовь к своей родине, любовь к той части творения Божия, которую человек знает лучше всего, любовь к стране, где он узнал о духовных ценностях. Любовь к своей стране не рождает ненависти к другим государствам. Более того, мы знаем по опыту, что тот, кто не любит свою страну, не может полюбить и другие: существует очень мало таких эгоцентристов, которые являются космополитами-интернационалистами! Только те, кто сами патриоты своей страны, могут быть «интерпатриотами»; лишь любящие родную страну могут любить и остальные.

Пример такого патриота своей страны, который любил и другой народ – народ, убивший его, являет человек, живший в тот период истории, когда Англия входила в своего рода «православное содружество» стран. Речь идет о единственном архиепископе Кентерберийском, ставшем мучеником, – святом Альфедже.

Святой Альфедж (правильнее – Элфе) родился в 953 году в благородной семье. Один из его родственников носил имя Годвин, что означает «Друг Бога». Еще в раннем возрасте Альфедж, всегда отличавшийся серьезностью, оставил родной дом и свою овдовевшую мать, чтобы вести монашескую жизнь в монастыре Диерхёст графства Глостершир (некоторые постройки этого монастыря сохранились и сейчас, хотя прошло уже 1000 лет). Здесь он прожил несколько лет; ему удалось даже поднять монашескую жизнь в обители на более высокий уровень и собрать вокруг себя учеников. Однако молодой монах стремился к более строгой жизни отшельника или затворника, поэтому удалился в другой монастырь – в городе Бат, где у него уже тоже были ученики. Здесь он построил себе маленькую келью и жил в ней отшельником и аскетом. Но никакая строгость жизни не была для него слишком тяжелой. Он был преданным Богу, подвижником, с любовью заботился о нищих, чем снискал всеобщее уважение и ответную любовь.

На молодого отшельника обратил внимание святитель Кентерберийский Дунстан и назначил его настоятелем новоучрежденного монастыря. Будучи настоятелем, святой Альфедж часто повторял, что лучше человеку остаться в миру, чем стать несовершенным монахом. Однако строгому настоятелю Господь предназначил не долго жить в этом монастыре. После преставления святителя Этельвольда Винчестерского в 984 году и после явления святому Дунстану святого Андрея (его небесного покровителя. – Примеч. пер.) святитель Дунстан хиротонисал святого Альфеджа во епископа и назначил на Винчестерскую кафедру. Господь определил святому Альфеджу стать вторым епископом Винчестера с таким именем: первым был святитель Альфедж Лысый († 951), рукоположивший святителя Дунстана в иерея.

Альфедж, новый епископ Винчестера – тогдашней столицы королевства, был столь щедрым, что за все годы его служения в этой епархии не было нищих и просящих милостыню. Ведя строгую монашескую жизнь, святитель Альфедж стал таким худым, что люди видели сквозь его руки, когда он поднимал святую чашу во время Божественной литургии. Но важнейшим послушанием святого епископа было давать советы слабовольному королю Этельреду, пребывавшему в нерешительности, когда страну опустошали набеги язычников-датчан.

В 994 году датчане устремились к Гемпширу, угрожая самой столице Винчестеру. Перепугавшись, король стал подумывать о том, чтобы предпринять какие-то более действенные меры против них, а не просто откупиться деньгами (так называемыми «danegeld»), как это делалось обычно. Святитель Альфедж знал, какой должна быть правильная политика и стратегия в данной ситуации. Стратегия состояла в разрушении союза королей Дании и Норвегии, вследствие чего нападения должны были ослабеть. Для этого к королю Олафу Триггвасону, недавно принявшему святое крещение на островах Скилли, английский король и направил от своего имени святителя Альфеджа. Миссия эта прошла успешно. Святитель сопроводил Олафа в Гемпшир, где тот и встретился с королем Этельредом. Этельред принял Олафа с большими почестями, осыпал подарками, а святитель Альфедж совершил над Олафом таинство миропомазания. Олаф обещал больше никогда не нападать на английскую землю. Святитель Альфедж в этом деле явил себя не только государственным мужем, но и миссионером, заботящимся о приведении других к вере во Христа.

21 год прослужил святой Альфедж в Винчестере; затем его избрали преемником святителя Элфрика (его друга) на Кентерберийской кафедре. Так святой Альфедж стал архипастырем английского народа. Святитель Альфедж поехал в Рим за получением паллия от папы Римского. Вернувшись, он обнаружил, что положение в стране стало намного хуже, чем оно было до его отъезда. Казалось, что вся страна была парализована от страха перед датчанами; Этельред же не имел духа действовать, если же и действовал, то без особого успеха. К тому же датчане, заселившие некоторые районы, принесли с собой язычество. Вновь с помощью денег был заключен мир на два года. Советы святого Альфеджа помогли употребить это время на то, чтобы организовать защиту родной страны.

На соборе в Энхеме святитель посодействовал немедленному проведению реформ: флот был увеличен, сухопутные войска реорганизованы, крепости и мосты приведены в порядок, вновь вошедшее в обычай рабство взято под контроль. Витенагимот – своего рода парламент из мудрых мужей и советников короля, а также любое предприятие начинались с молитвы; каждый день служились службы и произносились проповеди о вере, любви, благоразумии и справедливости. Постановления витенагимота призывали народ к исправлению своей жизни и строгому исполнению христианских заповедей. В XIX веке историк Фриман писал об этих постановлениях следующее: «Это покаяние народа, пробужденного бедствиями к осознанию своей греховности… Они свидетельствуют об искреннем желании народа исправиться, покаяться перед Богом и людьми за грехи прошлого, с обещанием в будущем мужественно трудиться ради своего исправления и защиты нации. Общий тон постановлений благочестивый и патриотичный… Во всем этом нельзя не увидеть руку доброго архиепископа Альфеджа».

Но, к несчастью, упадок зашел слишком далеко. Когда датчане вновь напали, единого противостояния им не было: графства не желали помогать друг другу; не было чувства единства нации, не было национального руководителя. Снова пришлось от датчан откупаться, платя весьма дорогую цену. Когда ими был осажден Кентербери, город тоже заплатил выкуп. Но датчане, конечно же, скоро вернулись.

В 1011 году нападавшими датчанами предводительствовал Торкелла. Денег уже не было, многие представители знати покинули город, архиепископу советовали сделать то же самое, но он решительно отказался. Во время осады Кентербери святой Альфедж все силы свои отдавал тому, чтобы поднять дух его защитников: ежедневно служил в соборе литургию, причащал всех солдат каждого отряда перед тем, как им отправляться в бой. Город продержался с 8 сентября – праздника Рождества Пресвятой Богородицы – еще три недели и пал из-за предательства одного клирика, по имени Алфмар; преступление его тем тяжелее, что некогда жизнь ему спас сам архиепископ. Алфмар поджег крепостные стены, и враг бросился в город. Архиепископ и монахи успели зарыть в землю все сокровища ризницы. Датчане ворвались в собор, когда была отслужена половина службы. Они убили всех монахов, пленили архиепископа, а собор подожгли. Затем они разграбили город, взяв в плен множество мужчин и женщин – для того, чтобы получить за них выкуп или обратить в своих рабов. Среди пленников, взятых для выкупа, были и сам глава Английской Церкви, и епископ Годвин Рочестерский, и аббатиса Леофруна из монастыря святой Мильдреды, и другие служители Господа; был отпущен только Алфмар.

Это было страшным унижением Англии: само ее сердце, ее духовная столица была разграблена датчанами-язычниками. Можете ли вы представить себе это отчаяние, когда мать-Церковь пожирает огонь?! Англо-саксонская хроника так описывает эту сцену:

«Тот, кто до этого был главой английского народа
И его Церкви, был взят в плен.
В этом несчастном городе, колыбели
христианства, где люди жили в радости
и чувстве земного и Небесного блаженства,
было теперь одно горе».

Датчане потребовали за архиепископа выкуп в 3000 монет серебра – ровно в 100 раз больше, чем Иуда просил за Христа. Это на 48 000 фунтов больше обычной суммы выкупа. (По сегодняшним меркам эта сумма равнялась бы примерно 50 000 фунтам.) Архиепископ строжайше запретил платить за него какие бы то ни было деньги. Семь месяцев святой Альфедж томился в плену у датчан на их кораблях. Здесь он усердно проповедовал Христа и этим расположил самого Торкелла и некоторых его воинов к христианской вере и к себе.

19 апреля 1012 года, в субботу Пасхальной недели, датские корабли собирались отчаливать из Гринвича вместе со всеми пленниками. На берегу датчане отпраздновали победу вином, «принесенным с юга». Поздно вечером, когда варвары наиболее усердно предавались бражничанью, к ним привели архиепископа, и пропойцы спросили, где же выкуп за него. Архиепископ ответил, что никто ничего не должен платить за его жизнь. Что они могут сделать с его телом все, что им угодно, но у них нет власти над его душой, принадлежащей Богу Вседержителю. Слова святого Альфеджа привели варваров в еще большую ярость, но за пленника заступился Торкилл, обещая золото, серебро и даже свой корабль, если ему сохранят жизнь. Эти слова, однако, не возымели действия, и разъяренные датчане принялись избивать Альфеджа – так они поступали со всеми, кто им противоречил. Варвары побивали Альфеджа костями и черепом съеденного ими быка, а также камнями и деревянными палками. Архиепископ, которому было 59 лет, весь израненный, упал на землю, и один из датчан ударил его боевым топором по голове. Как сказано в «Англо-саксонской хронике»: «После удара он упал, его святая кровь потекла по земле, а праведная душа была вознесена в Царство Божие».

На следующее утро останки предстоятеля перенесли в Лондон. Епископы Лондонский и Рочестерский приняли их с благоговением, почитая за мученические, и положили в соборе святого Павла – главном соборе Лондона. Устрашенный пьяным бешенством своих соплеменников, Торкелл Датский, движимый покаянием за убийство человека, который так расположил его к себе, обещал верность Англии и отдал ей свои 45 кораблей. Вскоре он стал христианином. Одно это являет весомое свидетельство успеха миссии архиепископа-патриота, проведшего семь месяцев в плену у датчан.

Десять лет останки святителя Альфеджа покоились в соборе святого Павла, почитаемые как чудодейственные мощи мученика и национального героя. Было явлено множество чудес по молитвам у мощей святителя. В 1023 году, уже после смерти Этельреда, восторжествовала правда Божия и прославились миссионерские труды святого Альфеджа. Дело в том, что Англией тогда правил король Кнуд, датчанин, ставший преданным христианином. Совершив дело христианского покаяния и добившись национального примирения, король организовал перенесение мощей святителя Альфеджа в Кентербери. То есть король вернул святого в тот самый город – духовную столицу английской земли и английского народа, которую всего за несколько лет до него разграбили, опустошили и подожгли его соплеменники.

Согласно «Англо-саксонской хронике», 8 июня того же года святые мощи были помещены на королевскую баржу, на борт которой вступили король, святой архиепископ Этельнот Кентерберийский (прозванный Этельнотом Добрым), епископы, графы и многие другие, составлявшие «почетный караул». Святые мощи повезли по Темзе сначала в Саутворк, а после в Рочестер. Здесь на третий день к королю и его приближенным присоединились королева и ее сын, и «со многим великолепием, радостью и хвалебными гимнами» мощи были доставлены в Кентербери. На восьмой день, 15 июня, мощи были положены в раку епископами и духовенством «для почитания святого епископа и вечного спасения всех тех, кто ежедневно припадает к его святым мощам с преданным сердцем и полным смирением. Да помилует Господь-Вседержитель всех нас, христиан, по молитвам святого Альфеджа». В 1105 году его мощи были все еще нетленными.

И сегодня церкви во имя святого Альфеджа свидетельствуют о его мученическом подвиге. Во имя святителя освящена церковь в Гринвиче, другая – в лондонском районе Лондон-Уолл, у собора святого Павла, еще одна – в Саутворке, еще – в Кентербери, а также в Сисолтере графства Кент. Несомненно, в древности в Англии было намного больше церквей во имя святителя Альфеджа, но от них и следов не осталось на английской земле. Однако память о святителе – отшельнике и архиепископе, настоятеле и королевском советнике, мученике и патриоте, любившем людей, – вовеки не будет стерта из духовной и национальной истории Англии.

Святитель Альфедж Кентерберийский, моли Бога о нас!

Перевод с английского Дмитрия Лапы

Священник Андрей Филлипс

18 февраля 2009 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Юрий 5 октября 2017, 17:12
Хотелось бы поблагодарить редакцию и автора за эту прекрасную серию публикаций о православной Англии и выразить пожелание, чтобы все материалы были изданы под одной обложкой.
Григорий 2 марта 2009, 13:25
Я благодарен автору за знакомство с мало известными сторонами жизни Христианских святых. Это первая возможность откликнуться на опубликованные ранее статьи автора и поэтому мой комментарий-вопрос относится к статье «Православная Испания», хотя близок и к теме данной статьи. Как следует из той статьи, Кордовские мученики приняли свой мученический венец в Православии, задолго до того, как церковь Испании попала под влияние латинской церкви в ХI веке. Какова история признания каждого из Кордовских святых? Признается ли святость кого-нибудь из них где-то во Вселенской Православной Церкви? Конкретно Лауры Кордовской (память 19 октября 864 г.)?
Евгений23 февраля 2009, 19:48
Я надеюсь, что наша Церковь внесет святых Западной Церкви просиявших до 1054г. в наши месяцесловы, а Издательский совет издаст их жития. Спасибо братия и сестры во Христе!
Михаил19 февраля 2009, 20:29
Большое спасибо за эту статью! Я очень надеюсь на то, что имена многих британских святых скоро появятся в месяцеслове Русской Православной Церкви.

С уважением,
Михаил
Серафим19 февраля 2009, 18:35
Очень интересная статья! Она имеет миссионерское значение. Очень важно для англичан, интересующихся Христианством, показать, что их предки были православными христианами, и что среди них было много святых. И поэтому переход англичан в Православие из англиканства должен рассматриваться не как отказ от их национальной идентичности и культуры, а, наоборот, как возвращение к неповрежденным истокам своей культуры. Очень важно и для православных христиан в России знать, почитать и молиться английским православным святым. Это служит укреплению братских связей между православными наших стран.
Хотелось бы, чтобы появлялись статьи и про древних французских православных святых.
р.б. Евдокия19 февраля 2009, 18:35
Благодарю вас за публикацию жития. Английские святые почти неизвестны нам. Но это православные святые, ведь они жили еще до разделения церкви, и очень важно о знать о них и молиться им.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×