Библия, изложенная для семейного чтения.
Пророки Иеремия и Иезекииль

"Плач
Плач пророка Иеремии об Иерусалиме
Иеремия, второй из «больших» пророков, был сыном священника Хелкии, жившего в городе Анафофе, в земле Вениаминовой, в царствование благочестивого царя Иудейского Иосии. Едва только достиг он юношеского возраста, как было к нему слово Господне: «Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя».

«А я сказал, — рассказывает об этом Иеремия, — о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: я молод, ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя. Вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать. И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось. И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих. А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их».

Послушный повелению Божиему, Иеремия вступил на стезю пророка.

Возвратитесь, дети-отступники! — взывал он к народу иудейскому от имени Божия. — «Возвратитесь, мятежные дети, и Господь исцелит вашу непокорность. Исправьтесь, чтобы гнев Божий не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших».

Но как отозвались дом Иудин и дом Израилев на увещания юноши-пророка? «Они солгали на Господа и сказали: нет Его, и беда не придет на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода. И пророки станут ветром, и слова Господня нет в них; над ними самими пусть это будет».

«Посему так говорит Господь Саваоф: за то, что вы говорите такие слова, вот, Я сделаю слова Мои в устах твоих (Иеремии) огнем, а этот народ — дровами, а этот огонь пожрет их. Вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. И разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься. И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их. И прекращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты; потому что земля эта будет пустынею. И будут смерть предпочитать жизни все остальные, которые останутся от этого злого племени во всех местах, куда Я изгоню их».

Но «скажи им, — продолжает Любвеобильный, обращаясь к Иеремии, в сердце которого читал Он, Всеведущий, тяжкую боль об участи братски любимого им народа, — скажи им: так говорит Господь: разве, упав не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?»— словами этими как бы желая и среди кары исторгнуть народ Свой из безнадежности.

«Но они не послушали и не преклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего».

(Иер. 1, 5—14, 16—17; 3, 22; 4, 4; 5, 12—15, 17; 7, 33—34; 8, 3, 4; 7, 24)

Предупреждения, увещания и угрозы пророка приводили в ярость народ, возбуждаемый притом жрецами и лжепророками, и Иеремия повсюду подвергался жестоким преследованиям, но продолжал бесстрашно проповедовать в собраниях народных и в храме, и у самого царского дворца. И предсказания его исполнялись, но это не вразумляло упорствующих в грехах и в неверии иудеев. Тогда снова излились угрозы Божии устами Его пророка. То было предвещание долговременного подчинения иудеев власти чужого царя, разорения Иерусалима, запустения всей страны Иудейской. И действительно, вскоре после того Иерусалим был осажден. Царь Навуходоносор послал войско против царя Иоакима, отказавшегося платить ему дань на основании уверений своих лжепророков, что скоро последует освобождение страны от чуждой власти. Нападение врагов совершилось так неожиданно, что в Иерусалиме не успели приготовиться к сопротивлению. Иоаким был убит, и труп его был выброшен за город, как это было предсказано Иеремией; более десяти тысяч пленных иудеев были уведены в Вавилон. Воцаривший вместо Иоакима Иехония тоже был уведен в плен царем Вавилонским, поставившим вместо него царем в Иудее Седекию. Седекия также совершал беззакония. Иеремия не переставал призывать всех к покаянию и угрожать царю и народу гневом Божиим. Но любвеобильное сердце его само сокрушалось бедствиям, предстоящим братьям его, и он молил Бога об отвращении их. И Милосердый Господь утешал его откровениями далекого будущего: «Так говорит Господь, — возвещает Иеремия, — народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне; иду успокоить Израиля. Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся. Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться. Изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их. Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую».

(Иер. 31, 2—3, 9—10, 12—13, 25)

Затем богодухновенный пророк в таинственном откровении прозревает и величайшее утешение мира — пришествие Спасителя: «Вот, наступят дни, когда Я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израилевом и о доме Иудином. В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: Господь оправдание наше!»

Но и для Седекии увещания пророка оставались гласом вопиющего в пустыне. Иеремию же за обличения велел он бросить в глубокий тинистый ров. Погруженный в тину по самую шею, едва не погиб Иеремия, но, встретив защитника в одном из приближенных царя, Авдемелехе, был извлечен из ямы и отведен в темницу. Между тем слова его не замедлили исполниться. Иерусалим был осажден царем Вавилонским; жители подверглись всем мукам голода во время продолжительной осады, и наконец город был взят. Сыновья Седекии на глазах его были умерщвлены; сам же Седекия, которому выкололи глаза, был в цепях отведен в Вавилон. Храм в городе был разрушен, жители уведены в плен, Иерусалим опустел; во всей стране Иудейской остались лишь земледельцы да пастухи.

«А о Иеремии Навуходоносор, царь Вавилонский, дал такое повеление Навузардану, начальнику телохранителей: возьми его и имей его во внимании, и не делай ему ничего худого, но поступай с ним так, как он скажет тебе. И послали и взяли Иеремию со двора стражи, и поручили Годолии, оставленному царем Вавилонским за князя земли Иудейской, отвести его домой. И он остался жить среди народа».

(Иер. 33, 14—16; 39, 11—12, 14).

Недолго оставался Иеремия в земле Иудейской; против воли своей он вместе с бывшим учеником своим, пророком Варухом, принужден был иудеями последовать в Египет, бежавшими туда из страха царского гнева за убийство поставленного над ними Годолии. Напрасно Иеремия советовал им оставаться в земле Иудейской, именем Божиим обещая безопасное пребывание здесь и угрожая страшными бедствиями в Египте по причине нападения на него Вавилонского царя; неисправимо упорные иудеи и в этот раз не послушали пророка и насильно увлекли его за собой в Египет. Здесь прожил он четыре года и успел возбудить великое уважение к себе в египтянах, видевших его святую жизнь и совершавшиеся по молитве его чудеса. И здесь продолжал пророчествовать Иеремия, и здесь ненавидели его иудеи, а когда он повторил предсказание об истреблении их в Египте, то они, в яростном негодовании, побили его камнями. А пророчество его исполнилось в том же году: Навуходоносор овладел Египтом и велел предать смерти всех бывших там иудеев.

"Видение
Видение пророка Иезекииля:
И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека;
Иез. 1:4-5
Святой пророк Иезекииль. В пятый год от пленения царя Иокима «было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре (переселенному туда вместе с прочими пленными); и была на нем там рука Господня». И призван он был проповедовать покаяние иудеям. Знамением призвания его было чудное видение славы Божией — Самого Бога в виде человека, шествующего «как бы свет пламени из средины огня», на четырех животных, имеющих облик, как у человека, и лица у них и крылья у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. «Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех». Видение это, по объяснению святых отцов, было прообразом четырех евангелистов, просветивших весь мир евангельской проповедью с разумом человека, с силою львиною, с покорностью тельца, с высоким пареньем духа, подобном орлиному.

Увидев это видение, повествует Иезекииль, «я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою. И когда Он говорил мне, вошел в меня дух, и я слышал Говорящего мне: Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным. Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе.

И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: плач, и стон, и горе. И я съел, и было в устах моих сладко, как мед».

С этих пор стал Иезекииль проповедовать народу внушения, которыми сам был вразумлен от Бога; он убеждал пленных иудеев исправиться от пороков их и с раскаянием обратиться к Богу; он возвещал страшные бедствия, которые изольет Господь в ярости Своей на Иерусалим и Иудею, и совершит над ними гнев Свой, и будет судить их по путям их.

Иезекииль предсказывал разорение и других стран: Тира, Сидона, Идумеи и Египта — за то, что народ их радовался разрушению Иерусалима; иудеям же обещал он и возвращение из плена через семьдесят лет и возобновление Иерусалима и храма. Вместе с тем указывал он им и на пришествие Избавителя, Которого изображал в виде Пастыря, ищущего спасти заблудившихся овец Своих, и называл Его Давидом в знамение того, что Он произойдет от Давида: «Я спасу овец Моих, — говорит Господь устами пророка Своего, — и они не будут уже расхищаемы. И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида. Высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых. Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. Дарую им и окрестностям холма Моего благословение. И произведу у них насаждение славное, и не будут уже погибать от голода на земле и терпеть посрамления от народов. И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, говорит Господь Бог, и что вы — овцы Мои, овцы паствы Моей; вы — человеки, а Я Бог ваш, говорит Господь Бог».

Обращаясь к погрязшим в нечестии и пороках, Иезекииль взывает к ним от имени Бога: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!»

В одном из знаменательных видений, которыми Бог посещал возвышенного духом Иезекииля, получил он откровение о воскресении мертвых. «Была на мне рука Господа, — повествует он, — и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: кости сухие! слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь».

И вот, продолжает Иезекииль, когда он пророчествовал, «произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею».

«И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них».

Когда же, по повелению Божиему, пророк призвал духа, чтобы Он дохнул на этих мертвых для оживления их, то «вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище».

«И сказал Он мне, — передает Иезекииль, — сын человеческий! кости сии — весь дом Израилев. Вот, они говорят: иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня. Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь».

(Иез. 1, 2—3, 5, 9—10; 2, 1—3, 5, 8—10; 3, 3; см. Иез. 7, 8;
34, 22—23, 12, 14—16, 24—26, 29—31; 18, 31—32; 37, 1—8, 10—14)

Это пророчество о воскресении мертвых читается на утрени Великой Субботы.

Пророк Иезекииль жил в VI веке до Р. Х., пророчествовал в продолжение двадцати семи лет. В Библии помещена книга его, состоящая из 48-ми глав. О кончине его, по преданию, известно лишь, что он был растерзан конями, к которым привязали его иудеи, озлобленные угрозами и обличениями их беззаконной жизни.

20 февраля 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×