Масс-медиа и косовский вопрос

Прошел год с момента провозглашения албанцами независимости Косова и непризнания сербской стороной этого акта, противоречащего как нашему внутреннему, так и международному праву.

На протяжении всего этого времени сербские власти продолжали борьбу на международной арене, получая поддержку, прежде всего, со стороны России, а также и других свободомыслящих стран, не заинтересованных в нарушении прав, на которых держится современный мир. Дипломатические усилия, по крайней мере, те, что направлены на позиции СМИ, приносят определенные плоды, а риторика наших официальных лиц создает впечатление, что они, несмотря на огромное давление со стороны влиятельных сил, действительно борются за сохранение Косова и Метохии в границах Сербии. Однако дипломатические усилия являются действенным средством воздействия исключительно на международные организации, их одних недостаточно для достижения цели. Существует еще множество методов, которые мы должны использовать, чтобы достичь успеха в важнейшей борьбе, которую мы ведем. Внутренняя борьба затихла, а вернее и вовсе не была начата ни до, ни после 17 февраля. А эта борьба не менее важна, чем дипломатическая, а, возможно, она даже важнее, ибо это борьба за формирование и сохранение в сербском народе восприятия Косова и Метохии как важнейшей части сербской земли. Полвека атеистического и антинационального воспитания привели к тому, что среди меньшей части сербского народа такое восприятие необходимо активно поддерживать, а в сознании большинства, особенно среди молодежи, – формировать заново.

Между тем политическая элита будто не замечает этого. Кроме официозных высказываний представителей власти и большей части оппозиции о том, что сохранение Косова и Метохии является приоритетом нашей политики, никаких других мер не предпринимается, чтобы объяснить людям, в чем значение Косова и Метохии, почему нужно пытаться сохранить эти территории, что мы выиграем, отстояв их, а что потеряем, потеряв их. К Косову и Метохии власти относятся так же, как к любой другой части страны, и думают, что им удастся убедить народ в необходимости борьбы за них, повторяя только, что так они охраняют «суверенитет и территориальную целостность». Подобная риторика хороша для иностранцев, а нам нужно более глубокое объяснение, основанное на Косовском завете и Cвятосаввстве[1] как первопричинах любой исторической активности серба, смысла его существования, указывающих путь к вечной жизни. Без такого объяснения мотивация к борьбе слаба, и в ближайшем будущем это может привести к полному отказу от борьбы под давлением пропаганды. В необходимости пробуждения национального – косовского – сознания сербского народа легко убедиться в любом месте и любым способом: проведя обыкновенное анкетирование на улице или послушав, что говорят люди в любом учреждении, в любой конторе, просто между собой в дружеском разговоре. Вывод один – широкие народные массы мало знакомы с основополагающими истинами, как историческими и религиозными, так и с политическими. Патриотическое сознание существует, но оно плохо аргументировано, и в этом его слабость, из-за которой оно склонно трансформироваться в свою антинациональную противоположность или же принимать формы, противные православному учению.

Зададимся вопросом: воспитание национального самосознания игнорируется намеренно, или это результат всеобщего незнакомства с темой со стороны ответственных лиц во власти? Вероятнее всего, имеет место и то и другое. Десять лет сербы воспитывались не для жизни в борьбе за национальные идеалы, а для борьбы за удовлетворение собственных инстинктов, в результате чего сформировалось поколение, не имеющее никакого понятия о национальной идентичности и не желающее предпринимать какие-либо конкретные действия на благо представителей своего рода, оказавшегося в беде. Лишь немногих сегодня интересует сербский национальный вопрос, и лишь немногие способны увидеть решение наших современных проблем. Это церковные верующие люди, которые воспринимают жизнь, мир вокруг себя и национальный (косовский) вопрос, исходя из идеалов веры. Но таких меньшинство, возможно, всего несколько процентов. Остальные ориентированы исключительно на материальные ценности, погоне за которыми они посвящают не только рабочее, но и свободное время, которое они могли бы потратить на что-то другое. Какова ситуация в народе, такова она и в политической элите, вышедшей из этого народа.

Духовная оккупация

Сербский народ находится во внутренней оккупации с 1945 года, и эта внутренняя духовная оккупация намного серьезней физической (то есть политической и военной). Человек, сильный духом, свободен и в темнице, а сломленный человек связан и на свободе. Это второе – определение современного серба. Духовная оккупация проявляется, прежде всего, в ошибочном толковании понятия свободы. Это слово никогда еще не произносилось чаще, чем теперь, но сербы никогда еще не были настолько несвободными. Слово «свобода» стало синонимом всевозможного греха, и все это под видом освобождения от «устаревших, несовременных и непрогрессивных» идей, которые «ограничивают» личность в ее стремлении к счастью. К «устаревшим» идеям эти «современные» и «прогрессивные» теоретики «свободы» относят и национальную (читай: косовскую) идею, и христианское видение мира, на котором эта идея и основана, так как подобные идеалы им мешают. А мешают они им потому, что настойчиво воздействуют на те остатки совести, которые еще не уснули окончательно и, как след Божий в человеке, напоминают о бдительности и осторожности в осуществлении идеала «свободы». И сегодня в душах сербов идет борьба, которая существует с тех пор, как существует мир и человек в нем: борьба добра и зла, идеалов истинной и ложной свободы, которые отражаются и на актуальном национальном (косовском) вопросе.

СМИ как средство распространения антинационального духа

Ключевая роль в формировании какого бы то ни было видения мира в современной действительности принадлежит СМИ, велика она и в деле национального просвещения сербов. Если бы ответственные круги это осознавали, СМИ и занимались бы именно этим. Но в реальности все не так: СМИ занимаются чем угодно, только не национальным воспитанием. Если большая часть народа, включая и политическую элиту, как правящую, так и оппозиционную, воспитывалась в коммунистической системе, предпочитавшей идеалы ложной свободы, не удивительно, что и те люди, которые сегодня управляют сербскими СМИ, придерживаются таких же взглядов на мир, дополненных демократической и мондиалистской идеологией, также основанной на идеалах ложной свободы. Они определяют, какая картинка появится на экранах наших телевизоров, что мы будем думать и как жить, на что нам тратить время и деньги. Они решают, какие фильмы и сериалы будут сниматься, кого приглашать в политические программы, какие темы будут там обсуждаться, и каким образом будут представлены актуальные политические, экономические и социальные вопросы, в том числе и вопрос сохранения Косова и Метохии в границах Сербии. Наконец, это им принадлежит решение не объяснять народу истинный смысл борьбы за Косово и Метохию, который подразумевает углубление в сущность проблемы и рассмотрение ее с исторической, религиозной и только потом политической точек зрения. Они решили не снимать сюжеты, которые освящали бы христианский аспект косовского вопроса; они решили, что религиозная тематика вообще должна быть сведена к минимуму. Некоторые из них делают это намеренно, прекрасно осознавая, что народу нельзя давать возможность христианского и национального образования, потому что это приведет к краху их антинациональных идеалов. Для них Косово – это балласт, от которого нужно как можно скорее освободиться ради «счастливого и богатого» будущего в «современном» мире. Ослепленные чужеродной идеологией и спонсируемые средствами мощных центров, заинтересованных в отчуждении Косова и Метохии, они просто запрещают просвещение народа. С другой стороны, некоторые из них абсолютно неосознанно пренебрегают данной тематикой, считая, что это не так уж и важно, что другие вещи гораздо важнее, как, например, примитивные во всех отношениях развлекательные программы, приносящие большие деньги. Действия и первых, и вторых ведут к одному результату – поражению национального сознания, невежеству народа в этом вопросе, особенно это касается молодежи, которую лишают права узнать больше о собственной идентичности. Это право подменяется множеством информации, распространяющей идеологию ложной свободы, на которой воспитывались и их родители и которая в современную эпоху стала только губительнее, чем в их времена.

Подобное духовное состояние нации на руку нашим противникам, ведь известно, что вся сила мира – ничто против человека, который знает, за что борется, и готов принести любую жертву ради осуществления своих идеалов. В сербской истории найдется множество примеров, свидетельствующих о преимуществе духа над силой, которые могли бы вдохновить современные поколения. Это примеры борьбы, не всегда вооруженной, но неизбывной в сфере культуры и духовности. Но современные поколения не знакомы с этими примерами; напротив, под влиянием СМИ они переориентировались на совершенно другие идеалы, которые не принесут пользы в сегодняшней борьбе за сохранение Косова и Метохии. Будучи духовно обезглавленными, мы становимся легкой мишенью для наших противников, чем они постоянно и пользуются.

Из сложившейся ситуации есть выход, но найти его непросто. Прекрасно бы было, если бы на нашей арене появилась личность или группа людей, которые понимали бы, как мы можем победить, но в современных условиях это маловероятно. Особенно если учесть, что те, кто на словах больше всех болели за решение косовского вопроса в пользу Сербии, абсолютно игнорировали национальное просвещение народа, пока были у власти, и вели себя точно так же, как и те, кто пришел им на смену. Другое решение требует больше времени и терпения: оно заключается в воспитании новых поколений молодежи, нашей смены, которая повернет ход событий в сербскую сторону. Так как на оккупированные СМИ рассчитывать не приходится, основная ответственность на этом пути ложится на школу, чья задача – вложить в молодых людей те знания, которые понадобятся им в борьбе за Косово и Метохию и осуществлении тех идеалов, которые вдохновляли их святых предков на спасение душ.

Перевод с сербского Анастасии Галаниной



[1] В оригинале по-сербски «Светосавлье». Это национально-религиозная категория, часто встречающаяся в сербской духовной и исторической литературе. Само слово происходит от словосочетания «святой Савва», поэтому в буквальном переводе «Светосавлье» звучит как «Святосаввство». Под этим понятием подразумевается вся совокупность духовного наследия святого Саввы Сербского и выросшая на нем сербская национальная церковная традиция и культура. Под Святосаввством в широком смысле можно понимать всю совокупность сербского Православия в наиболее характерных его проявлениях, неотъемлемой частью которого является и этика Косовского завета. – Прим. ред.

«Православље» № 1006

17 марта 2009 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Андрей Григорьевич28 июля 2011, 20:00
То что произошло с Сербией(Югославией) есть результат отхода народа от своих традиций. Сначала дань поклонения коммунистической идеологии, когда трагедия Косово и всей бывшей Югославии только начиналась, и сейчас либеральной идеологии, когда трагедия распада приняла окончательные результаты. Т.е. почти тоже, что и произошло с Византией. Это назидательный пример для всех благоразумных людей и прежде всего в России. Восстановление вековых, духовных традиций православия, проверенных временем, есть краеугольный камень сохранения государственности Сербии, в первую очередь - России. Результаты человеческого "высокоумия" как то: марксизм, национал-социализм и теперь либерализм(финансово-правовой секюлярный гедонизм) имеют одни и те же - "благими намерениями вымощена дорога в ад".
Дмитрий24 марта 2009, 22:00
Видимо, последняя война добра и зла уже началась. Для верующего человека совершенно очевидна направленность "пресса" современного миропорядка против Бога и данных Им истин. Православие, как апостольская религия,сохранившая в чистоте и первозданности учение Христово, - главный объект для нападения сил зла. Сейчас уничтожают сербов, физически и духовно. Нас, русских, пока разлагают только духовно, но это едва ли не страшнее. Многие из нас ломаются. Трудно идти узким путем спасения. Трудно оставаться христианином в последние времена. Помоги Господи!
иерей Алексей Б.19 марта 2009, 01:00
Больно за всех пострадавших. Больно за потерянные святыни. Упокой Господи души всех погибших. Мы должны понимать, Царство Божие не от мира сего. Все, кто пытались построить царство Божие на земле потерпели неудачу. До сих пор Константинополь не имеет своей прежней славы, а может уже никогда не будет иметь. Может это воля Божия, чтобы у нас болели сердца, ведь сердце наше уже не болит за наши грехи. Один святой сказал - если видишь слепого - значит ты слеп духовно, если видишь хромого - значит ты хромаешь духовно. ПОЭТОМУ. Если мы видим уничтожение СТОЛЬКИХ СВЯТЫНЬ - ЗНАЧИТ НАША ГЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ - СЕРДЦЕ ТОЖЕ ПОСТЕПЕННО УНИЧТОЖАЕТСЯ. Как ни печально это так. Извините, если оскорбил чьи-то национальные чувства. отец Альоша Ой Косово-Косово Земля моя волена Земля старых витазов Та Лазара и Милоша
К.Т.17 марта 2009, 16:00
Складывается впечатление, что статью писали про Россию, просто название заменили Сербией, настолько все узнаваемо и наболело... Общие проблемы государств православной культуры и истории находящихся под пресенгом "нового" мира и его хозяев лишний раз показывают, что борьба ведется не с конкретными государствами, а с православным содержанием их граждан. Все что есть православного, христианского в каждом из нас пытаются вытравить хитроумными способами, да так что большинство и не замечают как сами же изменяются ко злу... Дай нам Бог устоять и выбрать крест, а не хлеб!
андрей москва17 марта 2009, 14:00
Эта война не нужна ни мусульманам ни христианам!!! И об этом надо говорить детям! Только масоны и их слуги из Америки за это ответят! Господи помоги православным!!!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке