Часть 10. Уныние

Восемь смертных грехов и борьба с ними

«Бес полуденный»

Уныние, в отличие от печали, более связано с леностью, духовным и телесным расслаблением. Уныние не зря святые отцы называют «бесом полуденным», борющим подвижника в середине дня, склоняющим монаха ко сну после обеда и отвлекающим его от молитвы. Следует помнить, что для монаха (особенно в древности) 12 часов дня – это действительно половина, середина дня, ведь встают монашествующие рано, и, по монашескому обычаю, трапеза совершается дважды в день: в обед и ужин.

Святитель Феофан Затворник пишет, что уныние есть скучание за всяким делом, как житейским, бытовым, так и молитвенным, желание бросить делание: «Пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять». «Воздрема душа моя от уныния» (Пс. 118: 28), – приводит святитель слова псалмопевца Давида.

Уныние, скука, тягота духа и тела придут иногда, может быть, надолго – предупреждает святитель Феофан. И не следует думать, что на душе всегда будет покой и радость от молитвы, бывают периоды спада, лености, охлаждения и маловерия. Охлаждение в духовной жизни, ее кризис – это один из признаков уныния. Но тут нужно применить волю и самопонуждение. В любом деле мы только тогда достигнем результата, когда будем постоянно принуждать себя к нему, поднимать себя за волосы, как известный барон Мюнхаузен, и тянуть из болота лености, расслабления, тоски и уныния.

Ни в одном занятии никто ничего не добьется, если не будет принуждать себя к регулярному деланию. Это и есть воспитание воли. Не хочется идти в храм, не хочется вставать утром и вечером на молитву – заставь себя делать это. Лень, тяжело вставать по утрам каждый день и идти на работу или делать повседневные дела – вспомним, что есть прекрасное слово «надо». Не «хочу – не хочу», а просто «надо». И так, с этих мелочей, будем воспитывать в себе силу воли.

Добрые дела тоже творятся не просто, на них тоже нужно понуждать себя. Ведь в Евангелии нигде не обещается, что будет легко, а наоборот: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11: 12). Мы говорим: Богослужение, церковная служба. Но ведь служба, по определению, не какое-то легкое, приятное занятие; это работа, труд, иногда тяжелый. И наградой за него бывают моменты духовного подъема, радостной молитвы. Но большим дерзновением будет ожидать, что эти дары будут сопровождать нас постоянно. Очень часто нам бывает весьма не просто стоять на молитве и в церкви. То тесно, то душно, может быть, кто-то отвлекает нас, шумит, передает свечи, но это не значит, что нужно ждать для молитвы каких-то особых условий, ведь их можно никогда и не дождаться. В церкви нужно искать не комфорта и душевных переживаний, а встречи с Богом.

Я заметил как-то, что один человек ходит в храм и причащается всегда на буднях. Я спросил его, почему он не приступает к святым тайнам в воскресение или в праздники? Он ответил, что в праздничные и воскресные дни ему не нравится бывать в церкви: слишком много народа, толкучка, суета и т.д., уж лучше в рабочий день, когда никто не мешает. Тогда я сказал, что это совершенно неправильно: на буднях, конечно, нужно ходить в храм, но главное – посещать праздничные и воскресные службы: это четвертая заповедь Божия (про день седьмой). И причащаться тоже нужно вместе со всеми прихожанами; вся община церковная причащается от одной чаши, и в этом и есть наше единство. Конечно, может быть, когда никого нет в храме, кому-то молиться проще, но нужно приучаться молиться и при большом стечении народа, ведь и в Царство Небесное мы собираемся попасть не в одиночестве. Службы, ектеньи так и составлены, что мы молимся всем собором, всем собранием прихожан, «едиными усты и единым сердцем». В советское время было так мало церквей, что в храме иногда руку нельзя было поднять, чтобы перекреститься, а люди все равно ходили в храм и получали радость от молитвы.

Так что ко всему нужно себя понуждать, начиная, может быть, с малых шагов, тогда уныние не сможет утянуть нас в свою трясину, и так постепенно мы будем отвоевывать островок за островком. И, конечно, в этом деле требуется не порыв, а постоянство.

В «Отечнике» святителя Игнатия (Брянчанинова) описан случай, как некий монах впал в уныние, оставил исполнение молитвенного правила и не находил в себе сил, чтобы вновь начать совершать монашеский подвиг. Старец, к которому он обратился за советом, рассказал ему такую притчу. Один человек имел поле, поросшее тернием. И вот он говорит сыну своему, чтобы тот очистил поле, и тогда его можно было бы чем-нибудь засеять. Сын пошел на поле, но, видя, в каком плохом оно состоянии, смутился, приуныл, лег на землю и заснул. Увидев его спящим, отец разбудил его и сказал: «Сын мой, если бы ты каждый день обрабатывал хотя бы такой кусок земли, на котором ты сейчас спал, то работа продвигалась бы мало-помалу, и ты не оказался бы непослушным мне». Вняв словам отца, юноша так и стал делать и в короткое время очистил поле от сорняков. «Так и ты, сын мой, – сказал старец брату, – не унывай и мало-помалу входи в подвиг, и Бог благодатью Своей введет тебя в прежнее состояние». Так и случилось: монах обрел духовный мир и преуспел о Господе.

Есть такое выражение: «Чем больше спишь, тем больше хочется». Чем больше находишься в неге и расслаблении, тем больше привыкаешь к этому состоянию. Не нужно забывать, что уныние – одна из восьми страстей, а значит, берет в плен, порабощает человека, делает его зависимым. Не нужно думать, что привычка лениться, расслабляться, скучать когда-нибудь надоест и пройдет сама собой. С ней надо вести борьбу, дисциплинируя свою волю и душу, подвигая себя на всякое доброе дело.

Охлаждение

Одно из свойств уныния – охлаждение.

Охлаждение начинается, как говорит святитель Феофан, забвением: «Забываются благодеяния Божии, и Сам Бог, и свое в Нем спасение, опасность быть без Бога, и память смертная отходит – словом, закрывается вся духовная область». «Поостерегитесь и поспешите страх Божий восстановить и душу разогреть, – советует святитель. – Оно (охлаждение. – свящ. П.Г.) бывает невольно… но бывает и от произвольных дел… от внешних развлечений, беспорядочных разговоров, сытости, излишнего сна… и многого другого».

Так как охлаждение, порожденное унынием и леностью, часто сопряжено с забвением благодеяний Божиих и утратой интереса к духовной жизни, необходимо научиться видеть во всех повседневных событиях присутствие Бога и благодарить Его за те дары, которые Он нам посылает. Человек, впавший в уныние и охладевший духовно, часто редко исповедуется и причащается, ему сложно подготовиться и приступить к этим святым таинствам. А без участия в таинствах, без благодати Божией он тем более все дальше и дальше будет удаляться от Бога, и охлаждение будет только расти. Если нас борет уныние, первое, что нужно сделать, – это подготовившись, подробно исповедаться и причаститься. И стараться делать это почаще, сохраняя в себе этот духовный дар.

Очень хорошо помню, какой подъем был после празднования 1000-летия Крещения Руси. Мои знакомые батюшки крестили детей и взрослых буквально тысячами. Стала возрождаться общинная жизнь. В начале 1990-х годов появилось много церковных организаций, православных братств. Мы на деле узнали, что такое церковная жизнь, общее дело, что значит быть братьями и сестрами. Стали очень бурно возрождаться храмы, монастыри, и главное – они мгновенно заполнялись людьми, народом Божиим, готовым служить Христу. Но, к сожалению, за периодом духовного подъема пошел период охлаждения, спада. И очень многие люди, которые пришли в Церковь тогда, не смогли в ней удержаться. И, как говорится, «иных уж нет, а те далече». Духовная жизнь не может держаться только на порыве, пламенном горении. Спасение души – очень кропотливый труд, требующий постоянства. За подъемом может начаться спад. Вот тут-то и начеку бес уныния.

Если посетило уныние и духовное расслабление, нужно, в первую очередь, принуждать себя вести духовную жизнь, не оставлять молитвы, участвовать в таинствах церковных. Далее: читать духовную литературу, Священное Писание; одухотворять свое бытие, преодолевать приземленность и видеть руку Божию в нашей жизни. И третье: понуждать себя трудиться, и прежде всего – для пользы других. Древние подвижники замечали, что бесы уныния не могут даже приблизиться к тому, кто никогда не сидит праздным.

(Продолжение следует.)

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Людмила из Монголии19 ноября 2016, 08:00
Большое спасибо за статью . Все в точку. Дай вам Бог здоровья !
Мария17 июня 2016, 22:00
Благодарна за статью и разъяснение про грех Уныния. Почти месяц не была в храме - вот и напал Бес Полуденный... Лень, сонливость, ничего не хочется. Перепады ужасные настроения- прямо как в стихе знаменитом одном "Я царь, я раб, я червь, я бог". Завтра же на службу в церковь! Господи, помилуй меня, грешную. Желаю всем, кому эта статья попалась на жизненном пути, исцеления духовного достигать.
Маргарита27 января 2016, 14:00
Спасибо БОЛЬШОЕ за прекрасную статью и за превосходные советы!!!
Галина27 декабря 2015, 04:00
Ночью проснулась от тревоги, будто кто-то гонится за мной. И поняла - некуда бежать, надо разбираться с собой. Что меня беспокоит... Прописала свои ощущения и добралась до слова Уныние, что это значит, вышла на статью, за которую очень благодарна. Могу теперь порекомендовать Своим дочерям.И дальше разобраться с остальными генетическими грехами. и жить и радоваться, что я это понимаю. СПАСИБО.
Епена 8 декабря 2015, 17:00
Не могу согласиться с тем, что добрые дела можно делать без удовольствия, наоборот поможешь кому-нибудь, особенно случайно и самому на душе радостно делается, а если например, весь день весной цветы сажаю, а потом руками пошевелить от усталости не могу вы не поверите это так приятно. Такой вот "парадокс"))))
Ольга23 декабря 2013, 17:00
Ответ Сергею: упование на Бога (уныние - я ничего не могу сам - буду ждать Бога), на Православную Церковь, только осознание собственной немощности ( так же в унынии), никогонеосуждение, незлобие, только смирение перед волей Божией поможет человеку в борьбе с этой страстью, а соответственно и с другими страстями. В ваши слова я вставила скобки... Вы просили доказать иное: в статье сказано - не только понять, но и активно начать действовать, по опыту знаю: нет работы - найди, все сделал - осталась "сила", ну еще 10 поклончиков земных (можно больше), и тогда молитва благодарности, которая и есть свидетельство окончания уныния.
Михаил17 февраля 2013, 01:00
Я вот сейчас тоже унываю и было время, когда унывал намного сильнее. Исповедь нужна, как мне кажется и пост. Вот скоро Великий Пост же будет, так легче будет наверняка. Хотя насчёт поста не уверен, но обычно в пост какое-то обновление в духовном плане происходит, некая бодрость, что-ли. Хотя может случиться так, что наоборот это ещё сильнее обострится. Но лично я ожидаю от этого поста по крайней мере избавления от уныния и бодрости духа укрепления какого-то. Дай Бог и вам того же.
Ольга21 января 2013, 00:00
Спасибо большое за статью.
Людмила25 сентября 2012, 21:00
Спасибо за статью!!! Спрашиваю у Боженьки, что со мной, почему все не ладится, лень, уныние одолевает. Что делать? И вот ответ ваша статья. Прочитала и так все просто и понятно стало. Спаси и сохрани.
Варвара23 мая 2011, 04:00
С удовольствием прочла эту статью и хочу выразить огромную благодарность ее автору потому что его слова подтвердили многие мои идеи, и теперь я знаю, как поступать в тяжелых жизненных ситуациях. Еще раз спасибо. Варвара
Андрей17 февраля 2011, 12:00
Спасибо, Батюшка. Помогаете мне наставлениями не первый раз. Как хорошо, что есть у нас Церковь православная и такие люди как Вы.
Вячеслав 6 февраля 2011, 09:00
Спасибо большое. Очень полезная статья.
Елена 8 июля 2010, 22:00
Спасибо, Батюшка, за статью. Вы точно описали мой "диагноз". Проблемы на службе (рутинная работа в налоговой), в семейной жизни (муж без пива ни дня не может), со зрением, постоянные тяжбы с соседями, бесконечные стрессы, выбили меня из колеи. Вместо регулярного правила, сначала Серафимово правило, а потом только Отче наш. Причащалась последний раз перед Пасхой. В общем, духовная жизнь в полном упадке. Одна радость - добраться до постели и поспать. А иногда тоже, как муж, хочется напиться и забыться. Помогите! Кажется, погибаю.
андрей 6 июля 2010, 12:00
большое спасибо,многое для себя узнал и почерпнул,главное не оставаться один на один со своими проблемами и грехами.Будем все вместе бороться с грехом.Да помилует нас всех Господь!
МИША 7 июня 2010, 13:00
ДА ХРАНИТ ВАС ВСЕХ ГОСПОДЬ БОГ
Сергей16 апреля 2009, 00:00
Огромное спасибо. Очень помогают мне статьи, особенно про тщеславие и другие. Узнал, в себе много нового. Точнее не нового, но то, что знал, но не мог выразить словами. Стал умнее.
Олег 2 апреля 2009, 14:00
Мне вобще по душе Ваш журнал. Спасибо огромное за просвещение стада баранов...С удовольствием очищаю свою душу, когда читаю интересные, поучительные статьи на духовную тему...Пишите побольше пожалуйста. С уважением, Олег.
виктор31 марта 2009, 23:00
Зравствуйте. дело в том что я моряк. нет тут у кого испведатся и где причастится. а сам понимаю что надо. устаю морально больше. часто гневаюсь в основном из-за упреков, бывает расстраиваюсь до уныния. и что же делать, могу помолится да и то с трудом и рассеянием, одним словом только если Господь сподобит помочь Сам то будет мне легче. Но куда мне грешному, у Него моих обещаний на всю жизнь а я лутше не становлюсь. обманываю и Его и себя. хотя знаю. знаю что не удержусь от греха поэтому выход наверное один быть ближе ко храму и церкви в общении, так у меня выбор есть. а укого нет, или невозможно на данный момент, как быть? хочу всех любить как подобает а нет гордыня всего меня затмила поэтому так ихочется втоптать себя в пыль, большего недостоин, так нет же все больше прошу и хочется. и остановить некому. Избави вас Милосердный Господь, от моего состояния. Выбратся из него, стать нормальным человеком очень трудно, а так хочется. аж немогу описать. в общем желаю вам того самого здоровья, что бы от здоровых и больные излечились. может я рядом буду да тоже выздоровлю, Спаси вас Бог.
Людмила31 марта 2009, 14:00
Огромная благодарность автору за статью. Такие наставления необходимы для таких, как я, вечно унывающих, а лучше сказать, ленивых. Прочитала - и хочется действовать, пойти в храм, исповедоваться и причаститься, предварительно, конечно, подготовившись самым серьезным образом. Бог Вам в помощь, Батюшка!
Сергей31 марта 2009, 11:00
Уныние - это такая мразная страсть, которая изучает все повадки и последовательность действий человека в той или иной ситуации и может всё губить оправданием своего присутствия. Оно действует подобранными стандартными схемами под конкретные положения как мирской так и духовной жизни. Оно тщательно разрабатывает эти схемы, модернизирует и подгоняет под изменяющиеся условия. Действует оно не одно, уныние постоянно обращается за помощью к гордыне и тщеславию, т.е. если человек по каким-либо причинам уходит от уныния, то как правило по своей немощи тут же впадает в тщеславие и гордыню, которые в свою очередь "наградив" его всеми своими атрибутами обратно за руку его отводят к унынию. Круг замкнут и из него самому не выйти. Приведу пример: "Почему пьёшь? - Потому что депрессия, а почему депрессия? - Потому что пью". Зря человек, которого обуяло уныние, ищет утешение в развлечениях и каких-то суетных и блудных наслаждениях, пьянстве, игровых автоматах и прочей пагубности. Это всего лишь очередная доза "героина", которая делает человеку "хорошо" лишь на 5 минут, зато бесповоротно губит целую жизнь и жизнь некоторых окружающих его людей. Но не вздумайте бороться с унынием в одиночку, без Бога и Его Церкви. Если вы вздумаете обрадовать Бога тем, что собираетесь в одиночку победить беса уныния, даже читая опыт других людей в борьбе с этой страстью, то можете уже сейчас заказывать себе могилу. Только упование на Бога, на Православную Церковь, только осознание собственной немощности, никогонеосуждение, незлобие, только смирение перед волей Божией поможет человеку в борьбе с этой страстью, а соответственно и с другими страстями. Не знаю может я в чём то и не прав, но докажите иное. Спасибо за статью. Умудри нас всех Господь.
Константин30 марта 2009, 19:00
Спасибо за наставления, Батюшка! Они просты и понятны. Воистину исповедь и причастие -самое сильнее оружие против уныния. Но мой духовник говорит, что надо причащаться раз в месяц - таково правило в нашей епархии. А желать большего это от гордыни и есть непослушание.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке