Что препятствует стать православным

Протоиерей Андрей Филлипс служит в английском городе Колчестер, графство Эссекс, на приходе Русской Зарубежной Церкви. В своей статье он делится наблюдениями и размышлениями о том, какие соблазны подстерегают человека, входящего в Православную Церковь. Хотя эти наблюдения сделаны на основе положения Православия в странах Запада, которое имеет свою специфику и отличия от положения Православия в России, тем не менее указанные отцом Андреем соблазны в той или иной степени известны и у нас, так что статья, безусловно, актуальна и для живущих в России.

Притча о сеятеле
Притча о сеятеле
Вполне обычное дело – услышать от людей, что кто-то «стал православным», когда в действительности это означает, что кто-то «присоединился к Православной Церкви». Ибо одно дело – присоединиться к Церкви, чтобы стать формальным членом тела Христова, но совсем другое дело – стать внутренне православным, то есть воспринять глубоко и действительно церковный дух и образ жизни. Хотя здесь, на Западе, большинство православных священников не принимают людей в Церковь слишком быстро и без надлежащей катихизации, но даже при таком подходе в дальнейшем происходит отсев. Например, в прошедшие годы мы видели, как десятки людей присоединились к Церкви, но так и не стали православными, что явствует из их отхода от веры или отпадений в различные секты, культы или пара-церковные группы. Кроме того, как мы видели, такое случается, к сожалению, даже после десятилетий формального членства в Церкви.

Это касается не только многих англичан, которые, после угасания начального энтузиазма, отпали от Православной Церкви, но относится также и к русским, грекам и всем остальным. Так, мне известен один русский второго поколения в Лондоне, который более 30 лет назад принял обрезание и стал иудеем, и еще один русский профессор первого поколения, который крестил своих детей в Англиканской Церкви, поскольку, как он сказал, «теперь мы в Англии». С другой стороны, не менее шести священников Лондонской епархии Англиканской Церкви – греки-киприоты. Родившись и выросши в Англии, они уже давно решили, что Православие – это только для греков, а поскольку они сейчас англичане, то должны стать англиканами. Можно привести бесчисленное множество других примеров вероотступничества, в том числе указать на большое число представителей второго и третьего поколения русских во Франции, которые стали католиками.

Что же является препятствием к тому, чтобы стать православным в подлинном смысле? В чем ошибаются такие люди? Для того чтобы узнать это, мы должны взглянуть на этот вопрос, прежде всего, в свете четырех качеств Церкви, указанных в нашем символе веры. В нем Церковь определяется как единая, святая, соборная и апостольская. Именно в свете этих качеств мы должны найти ответ на наш вопрос.

Интеллектуализм против единства

Единство Церкви расходится с интеллектуализмом. Ему особенно подвержены новообращенные в западных странах. Интеллектуализм – это вызов единству Церкви, поскольку каждому интеллектуалу свойственна наклонность к расколу, стремление делить всех на сторонников и противников, которые говорят, что они Павловы, Аполлосовы или Кифовы, но не Христовы (см.: 1 Кор. 1: 12). Мы не должны забывать о том, что все великие еретики были интеллектуалами – от эллинов и гностиков в I веке до Ария и Нестория и до сегодняшнего модернизма и обновленчества неогностиков. Влияние этих последних особенно сильно в странах русской эмиграции, в частности во Франции и США, но также в Бельгии и Англии.

Интеллектуалистская тенденция приходит извне Церкви, от неправославного мира. Там обычно считается, что вера может быть понята только разумом или интеллектом. Этот рационализм враждебен церковному восприятию, согласно которому мы верим и знаем по опыту, что знание приходит не от падшего человеческого рассудка, но от очищения сердца. Действительно, только после того, как сердце очищается путем соединенных вместе молитвы, поста и таинств, разум или интеллект может быть просвещен. Иными словами, в Церкви знание приходит к нам через борьбу с грехом и стяжание добродетелей в соответствии с заповедями, а не через пустое книжное знание. Последнее лишь прельщает и превращает своих доверчивых жертв в самообольщенные игрушки диавола, претенциозных умников, которые вызывают осмеяние или жалость со стороны других.

Интеллектуализм разделяет, ибо его адепты в их группировках и кланах работают против единства Церкви, тогда как «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). Единство может быть найдено только если мы остаемся верными Преданию – наследию, доверенному святым, которое мы призваны хранить (см.: 1 Тим. 6: 20). В любых новшествах мы с уверенностью можем найти дух интеллектуализма, чуждый живому Богу и Его Церкви.

Спиритуализм против святости

Святость Церкви расходится со спиритуализмом. Спиритуализм путает подлинно духовное с чувственной прелестью, порождаемой гордыней. Это было одним из самых слабых мест русской эмиграции, но сегодня оно также содержится в сектантстве греческих старокалендаристов. Этот дух занесен в Церковь извне, от всех видов мирских, но «духовных» теорий и странных философий, таких как антропософия и генонизм, сектантство и гуруизм. Здесь все формы проявлений бесплотной сферы бытия, населенной злыми духами (которые бесплотны), воспринятыми с иллюзиями, что это ангельские, а не сатанинские явления.

Возможно, наиболее характерным представителем этой школы являлся Евграф Ковалевский. Однако это был лишь наиболее явный из многих случаев этой духовной болезни, которая была особенно сильна среди представителей парижской русской эмиграции, принесших ее с собой из Санкт-Петербурга. Многие из них присоединились к Церкви, но они принесли с собой болезни и пытались распространить их в церковной среде. Они не понимают, что интерес к «духовности» – это не то же самое, что практика возрастания в добродетелях. Интерес к духовности может быть очень опасен, ибо диавол тоже духовное существо. Это особенно заметно в случае интереса к неправославной или нехристианской духовности, как, например, к «францисканству» (которое, как неоднократно отмечали русские святые XIX века, является духовным заблуждением) или интерес к мусульманской, индуистской и буддийской «духовности».

Спиритуализм, со своей развоплощенной неогностической утратой центра, нашел наглядное воплощение в расфокусированной иконографии многих представителей русской парижской эмиграции. Отсутствие четкости и ясности в их иконах указывает на их развоплощенный дух. Это представляет ложную святость, вообще не святость, но недостаток способности проникнуть в Церковь из-за примеси этого духа.

Филетизм против соборности

Соборность Церкви расходится с филетизмом. Этот термин образован от греческого слова, обозначающего расу. Он может быть переведен как «расизм», иногда его переводят на английский как «национализм» или «этницизм». Это явление особенно распространено среди греков и других балканских православных, которые пережили турецкое иго и его миллетскую систему. Вот почему филетизм впервые был определен и осужден на Соборе именно в Константинополе в XIX веке. Тем не менее, другие православные тоже не застрахованы от филетизма, и мы видели немало тому примеров в Русской Зарубежной Церкви и в других частях Русской Церкви.

Как это ни парадоксально, мы видели филетизм в его наиболее опасной форме среди православных, обратившихся из англиканства, у которых, например, используется только английский язык с крайне незначительным, символическим использованием трудно выговариваемых иностранных слов, а также находит место тонкая, но вредная разновидность антигреческого, антирумынского или антирусского расизма. Недавний пример этого – требование некоторыми американскими новообращенными «американского патриарха». Означает ли это коротко стриженного безбородого американского епископа, который произносит проповедь, жуя жвачку? То, в чем все мы нуждаемся в наших странах, – это святые патриархи, а их национальность не имеет совершенно никакого значения. Если нет святости, то как может кто-либо спастись? Национальность вообще не критерий.

Филетизм, или, как мы называем его, расизм, исключает православных, которые не принадлежат к национальности большинства той или иной Поместной Церкви. Как раз совсем недавно и недалеко от нашего Колчестера мы обнаружили случай, когда одна группа прогнала православного англичанина от их богослужений и общения, потому что он был «недостаточно темным, чтобы быть одним из нас». Видимо, светлые волосы и голубые глаза оказались эквивалентны отлучению. Мы также знаем еще один случай, когда не-сербам было запрещено прикладываться к иконе святого Саввы, потому что «он может быть почитаем только сербами». Подобных случаев слишком много, чтобы упоминать здесь все.

Филетизм говорит и действует против соборности, то есть вселенскости Церкви, во все времена и во всех местах. Он разделяет по национальному признаку и препятствует каноническому решению проблемы православных диаспор с их параллельными «юрисдикциями» или епархиями на одной и той же территории. Решение этой проблемы очевидно: до русской революции 1917 года оно существовало в Северной Америке, где разные национальности были объединены в одну общую епархию. С тех, кто нарушил тогда это единство, будет много спрошено на Страшном суде в конце времен.

Эстетизм против апостольства

Апостольство Церкви расходится с эстетизмом. Это означает, что глубина церковного учения, проповеданного и выраженного апостолами в их исповеданиях и мученичестве, противоречит поверхностному отношению к церковной жизни. Те, кто приходит в Церковь, чтобы зажечь свечи, поступают хорошо, пока они здесь, но они остаются лишь на несколько минут. Сегодня такой эстетизм, пожалуй, является самой серьезной проблемой из всех, ибо это зло «номинального христианства» затрагивает большинство крещенных православных. Все те, кто смотрит на Церковь как на разновидность театра и кто приходит, будучи привлекаем итальянским пением, итальянскими иконами и запахом ладана, теряют главное.

Эстетизм смотрит на Церковь как на эмоциональный опыт, который хорошо получить за 20 минут несколько раз в год. Он лишен понимания великих духовных и нравственных истин распятия и воскресения, искупления. Церковь существует, поскольку утверждена на крови мучеников и страданиях исповедников. Без страдания не было бы Церкви, тела Христова, основанного на крови Христа, евхаристии, основанной на Его плоти и крови. Мелкий и поверхностный подход к церковной жизни, характерный для номинальных христиан, не приводит к праведному, не говоря уже о святом, образу жизни. А ведь мы будем судимы по тому, как провели нашу жизнь, а не по нашим неизбежно нечистым эмоциям.

Эстетизм действует против апостольства Церкви, ибо он противоречит глубине духовного опыта апостолов, которые трудились и страдали ради блага человечества, памятуя о том, что главным апостолом является Сам Христос, посланный Отцом для искупления всего человечества. Эстетизм полностью игнорирует наше жизненное обязательство по отношению к великим духовным и нравственным истинам, которые все православные призваны воплощать в своей повседневной жизни.

Заключение

Эти четыре качества, которые определяют единую, святую, соборную и апостольскую Церковь, объединяются в одном слове: Православная. Вот почему для нас сказать «Православная Церковь» – это короткий способ произнесения определения «единая, святая, соборная и апостольская Церковь». Вот почему, если мы впадаем в один из перечисленных «измов»: интеллектуализм, спиритуализм, филетизм или эстетизм, мы неизбежно отпадаем от Православной Церкви. Давайте же будем хранить себя в трезвении и бдительности по отношению к этим четырем заблуждениям: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8).

Протоиерей Андрей Филлипс
Перевел с английского Юрий Максимов

27 апреля 2009 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Димитрий16 апреля 2012, 19:00
продолжение: "... Им объясняют преподаватели математики в теории безконечнаго, что оно, как величина неопределенная, не подчиняется тем законам, которым подчинены величины определенныя – числа, что результаты его могут быть совершенно противуположны результатам чисел. А ты хочешь определить законы действию милосердия Божия, говоришь: это согласно с ним, – это ему противно! – Оно согласно или несогласно с твоим здравым разумом, с твоими понятиями и ощущениями! – Следует ли из того, что Бог обязан понимать и чувствовать, как ты понимаешь и чувствуешь? А этого-то и требуешь ты от Бога! Вот безразсуднейшее и вполне гордостное начинание! – не обвиняй же суждения Церкви в недостатке здраваго смысла и смирения: это твой недостаток! Она, святая Церковь, только следует неуклонно учению Божию о действиях Божиих, открытому Самим Богом! Послушно за нею идут истинныя ея чада, просвещаясь верою, попирая кичащийся разум, возстающий на Бога! Веруем, что можем знать о Боге только то, что Бог благоволил открыть нам! Еслиб был другой путь к Богопознанию, путь, который могли бы проложить уму своему собственными усилиями: – не было бы даровано нам откровение. Оно дано, потому что оно нам необходимо. – Суетны же и лживы собственныя самосмышления и скитания ума человеческаго." (Письма к мирянам, 203)
Димитрий16 апреля 2012, 19:00
продолжение: ..."Если же признать его здравым, признать на каком-то основании неизвестном, шатком, неопределенном, непрестанно изменяющемся, то он, как здравый, непременно отвергнет и Христа. Это доказано опытами. – Что-ж вам говорит ваш здравый разум? Что признать погибель добрых людей, неверующих во Христа, противно вашему здравому разуму! – мало того! такая погибель добродетельных противна милосердию такаго всеблагаго Существа, как Бог. – Конечно, было вам откровение Свыше об этом предмете, о том, что противно и что не противно милосердию Божию? – Нет! но здравый разум показывает это. – А! ваш здравый разум!.. Однако-ж, при вашем здравом разуме, откуда вы взяли, что вам возможно собственным ограниченным человеческим умом постигать – что противно и что не противно милосердию Божию? – Позвольте сказать нашу мысль, – Евангелие, иначе Христово Учение, иначе Священное Писание, – еще иначе святая Вселенская Церковь открыли нам все, что человек может знать о милосердии Божием, превышающем всякое умствование, всякое постижение человеческое недоступное для них. Суетно шатание ума человеческаго, когда он ищет определить безпредельнаго Бога!.. когда он ищет объяснить необъяснимое, подчинить своим соображениям... кого?.. Бога! Такое начинание – начинание сатанинское!.. Именующийся христианином, и не знающий учения Христова! Если ты из этого благодатного, небеснаго учения не научился непостижимости Бога, – поди в школу, прислушайся – чему учатся дети!..."
Димитрий16 апреля 2012, 19:00
Александру Чистову: Свт. Игнатий Брянчанинов, православный богослов-академического уровня: "Странно ваше суждение о здравом разуме! С чего, по какому праву, вы находите, признаете его в себе? Если вы христианин, то должны иметь об этом предмете понятие христианское, а не другое какое, самовольное или схваченное невесть где! Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжеименный разум, что разум падшаго естества нашего, какого бы он ни был достоинства природнаго, как бы ни был изощрен ученостию мира, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом. Нужно отвергнуть его, предаться водительству веры: при этом водительстве в свое время, по значительных подвигах в благочестии, Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум Духовный. Этот разум можно и должно признать здравым разумом: он – извещенная вера, так превосходно описанная св. Апостолом Павлом в 11-й главе его послания к Евреям. Основание духовнаго разсуждения: Бог. На этом твердом камени оно зиждется, и потому не колеблется, не падает. Называемый же вами здравый разум мы, христиане, признаем разумом столько болезненным, столько омрачившимся и заблудшим, что уврачевание его иначе и не может совершиться, как отсечением всех знаний, его составляющих, мечем веры и отвержением их.
александр хитров 8 июля 2011, 20:00
В статье есть одно большое противоречие -автор упрекает (косвенно)ученых-богословов в том,что они доходят до истин православия умом и одновременно признает наличие в православии таких проблем как расизм и ереси, которые возникают тодько лишь от невежества.Таким образом, автору следует публично признаться, что если не будет вновь в православии богословов-академического уровня ( свт. Игнатий Брянчанинов,Макарий Невский, Антоний (храповицкий), Анастасий (Грибановский) и Иоанн Шанхайский), то всей церкви грозит вырождение.
александр хитров 8 июля 2011, 20:00
В статье есть одно большое противоречие -автор упрекает (косвенно)ученых-богословов в том,что они доходят до истин православия умом и одновременно признает наличие в православии таких проблем как расизм и ереси, которые возникают тодько лишь от невежества.Таким образом, автору следует публично признаться, что если не будет вновь в православии богословов-академического уровня ( свт. Игнатий Брянчанинов,Макарий Невский, Антоний (храповицкий), Анастасий (Грибановский) и Иоанн Шанхайский), то всей церкви грозит вырождение.
Елена25 февраля 2010, 21:00
хорошая статья. Евгений, написавший комментарий 04.07.09. Церковь ничего не боится. сказано: в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх) и ещё сказано - о Церкви: врата адовы не одолеют её. так что ей бояться нечего... ну а нам - опасаться греха. ввести в грех может и рассудок, и о такой опасности о. Андрей говорит. ровно с тем же успехом ввести в грех может и сердце; поэтому ни о каком познании сердцем в статье нет ни слова, а сказано о _познании через очищение сердца_ - это разница. и о том, что разум тоже может просветиться - принять участие в познании Истины - сказано. Евгений, Бог в помощь Вам - в познании Его сердцем и разумом. радует, что батюшка Андрей прилагает такие старания к просвещению верующих, к тому, чтобы мы больше узнали о жизни наших братьев и сестёр во всём мире. на мой взгляд, это очень полезно. благодарю Вас, отец Андрей, за Ваши труды; а также Вас, Юрий - за перевод.
Евгений 4 июля 2009, 10:00
А я не согласен. Не должна Церковь бояться разума и интеллекта. Ну разнесли же арианство и прочие ересь. Причём очень доходчиво. А отключать рассудок - это верный путь к сектантству. На мой взгляд, отличительная особенность Православной Церкви состоит в том, что здесь можно критически мыслить. А в сектах критическое мышление не допускается. Если это не так - то тогда мне с Православием не по пути. Не смогу я с техническим рассудком перестать пытаться познать и сердцем и разумом одновременно.
Евгений17 мая 2009, 07:00
Спасибо, очень поучительно!
Татьяна 7 мая 2009, 18:00
Cпасибо за статью замечательную! И Виктории за ее комментарий! Теперь и добавить нечего! Сил нам всем в борьбе с искушениями! А батюшкам нашим замечательным сил и в борьбе за нас, грешных! Р.Б. Татиана
Оксана 6 мая 2009, 15:00
Мне кажется, что люди, живущие вдали от нас - от России - уязвимы и поддаются соблазнам той обстановке в которой они живут. Я их понимаю. Жить вдали от Родины (даже если они и родились за границей России, я считаю, что их Родина - Россия) в чужой стране - сложно и трудно. Но чтобы остаться православным нужно иметь силу воли. А ее у нас не так уж и много. По себе знаю. У наших батюшкек РЗЦ очень трудная служба - удержать и возвратить наших христиан. Если хоть какая-то малая искра веры осталось у них (у людей, которые отпали от лона нашей церкви)- их еще можно спасти. Главное - даже если ОЧЕНЬ трудно - не оставлять их на произвол. Нужно бороться за каждого человека! И это делают наши священники РЗЦ. Спасибо им. И дай Бог им сил!
Наталья 4 мая 2009, 10:00
Спасибо,батюшка,очень точно и умно.
Анна 3 мая 2009, 11:00
Спасибо за слово правды! А то вроде бы в церковь ходишь, молитвы творишь и т.д., а заглянешь искренне себе в душу и понимаешь: а плода-то веры нет! Почему? А потому, что незаметно для сознания впадаешь то в эстетизм, то еще во что-нибудь... И хорошо, когда находится кто-то, кто может вовремя подсказать, поправить.
Роман 2 мая 2009, 19:00
Спасибо тебе Господи за слово Твое которое Ты посылаешь нам через служителей Твоих ! Господи слава Тебе во веки веков.Аминь.
Виктория27 апреля 2009, 22:00
Классно! Всех нас под орех разделал! Да и правильно, а то все мы хороши - пришли в церковь, свечки поставили и думаем: вот, гарантию от Бога приобрели, и теперь все у нас получится, а как не получается, так начинают обижаться на само Православие, а кое-кто и хныкать, типа, у католиков и сидеть на службе можно, и исповедуют в отдельных помещениях, и песнопения покрасивее. А суть-то не в этом!!! Православие - это не шаманизм, где желания разом исполняются (правда, расплата за них потом будет весьма печальной, да кто об этом задумается сперва), а Православие - это крестный путь страданий и борьбы, прежде всего - с самим собой и своими грехами. Ступившему на путь Православия, узкий и тернистый, требуется немалое мужество, и молитвы ко Господу укрепляют его в нас, и в конце концов, велика будет награда тем, кто несмотря на все соблазны и прелести современной жизни ни на йоту не отступил от заповедей Христовых. Православие - это принятие Христа в свою жизнь. И как Господь нес свой крест, так несем его и мы. Увы, современных людей привлекает лишь внешняя оболочка Церкви, а гедонизм не приемлет Ее истинной сути, вот отсюда и отходы в секты, где обещают все и сразу.
Стас Серебряков27 апреля 2009, 20:00
Статья интересна тем, что практически никак с нынешней российской действительностью не соотносится (ну, может, за исключением нескольких деталей). Во всяком случае, у нас, в провинции, на повестке дня стоят совсем другие вопросы...
Андрей27 апреля 2009, 17:00
Господи! Даруй мне с последним выдохом хотя бы произнести: Верую во Единую, Святую, Соборную, Апостольскую ЦЕРКОВЬ!!!
Сергей27 апреля 2009, 06:00
Пребывать в Духе Святом, избегать уловок лукавого и стойко переносить попускаемые Господом искушения - вот какие мысли навевает прочитанная и не оставившая меня безразличным статья о.Андрея. Хочу поблагодарить за напоминание о непреходящих ДУХОВНЫХ ценностях, составляющих Истинную Церковь оПРЕДЕЛившую Символ Истинной Веры - те узкие врата, чрез которые отметается наностое из мира падшего. По роду деятельности мне приходится встречать на байкальском о.Ольхон странствующих со всего мира и замечено: только "Христов взгляд" в общении открывает в нас "Божий Образ" отметающий буддийское, шаманское, австралийскозабугорское и.т.п. внешнее поведенческое клише, мешающее различать "Христа посреди нас". Мир полон условностей - мыслимых и немыслимых разделений. Но в эти светлые постпасхольные дни нас объединяет горячее людское желание подарить окружающим сокровенную РАДОСТЬ, воскрешающую необезличенное человечество в Жизнь Вечную. Le Christ est Ressuscite! Christ is risen! Христос Воскресе! Christus ist aufverstanden! Hristos a inviat! Christus resurexi! Xristos anesti!!! http://irkutsk.orthodoxy.ru/news_detail.php?ID=1468
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке