Вознесение Господне

Вознесение Господне. Середина XI в. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове
Вознесение Господне. Середина XI в. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове
Вознесение Господне относится к числу «двунадесятых», то есть самых великих праздников Православной Церкви.

Христианские праздники похожи на кольца золотой цепи, неразрывно связанные друг с другом. Через сорок дней после Пасхи наступает праздник Вознесения. Через десять дней после Вознесения – праздник Троицы.

Прежде чем говорить о Вознесении, следует остановиться на вопросе о значении и смысле библейской и храмовой символики, о связи Священной Истории с храмовой литургикой. Участвовать в религиозном празднике – это не только вспоминать события Священной Истории, но мистически включаться в них, духовно переживать их.

Через храмовую службу, ее образы и ритуалы, ее символические обряды человек становится реальным участником происходивших в истории мира и повторяющихся в ритмах церковного календаря событий. Вознесение Господне – это сияющее ослепительным светом завершение земной жизни Христа Спасителя. Вознесение – это венец христианских праздников. Это зримая форма возвращения Сына Божия к Своему предвечному бытию. Это раскрытие перед человеком бесконечных далей духовного совершенства.

В своей земной жизни Христос подчинил себя времени и истории, и вместе с тем он стоит над временем и историей, поскольку Он – их Творец и Владыка. Для христианина жизнь Христа из Назарета – не прошлое как прошедшее, а актуальное настоящее и бесконечное будущее. Христианский праздник – это соприкосновение вечного и временного, земного и небесного, это откровение духовного эона на земле в сакральном пространстве храма.

Вознесение Христа имеет онтологическое, нравственное, духовное и эсхатологическое значение. В Евангелии от Марка дана величественная картина Вознесения Иисуса Христа. Но мало иметь и читать Евангелие. Надо еще знать его особый язык, символику и другие средства изображения. Это вовсе не значит, что Евангельская символика превращает события в отвлеченную аллегорию. Нет, Евангелие – истина, но она многогранна и многопланова. В земном – присутствует небесное, в историческом – вечное. Символ не подменяет, а углубляет смысл и открывает сакральный план событий.

Евангелие – это откровение Божественного ума через человеческое слово. Откровение о духовном мире, о вечной жизни, о союзе человеческой души с Божеством, о высшей реалии бытия, находящейся за пределами феноменологии, о том, что не может быть предметом сенсорного восприятия или логического анализа. Оно воспринимается душой только через мистическую включенность, через интуитивное проникновение в мир духовных сущностей, в мир Божественных энергий, в мир сверхлогических категорий. Поэтому Священное Писание употребляет символ, который должен возводить ум от знакомого и привычного к неизвестному и таинственному, от видимого к невидимому.

Библейский символ является духовным звеном между интеллектуальной возможностью человека и бездной Божественного гносиса. Когда мы берем в руки Библию, то становимся перед великой тайной. Соприкоснуться с этой тайной можно только через благоговение к ней.

Сорок дней прошло от Пасхи до Вознесения. Сорок дней Господь пребывал со Своими учениками, уча их Тайнам Небесного Царства. До Воскресения Христа эти тайны были бы для них непонятны и недоступны.

Число сорок символизирует время духовного испытания и земную жизнь. Сорок лет вел Моисей народ по пустыне в Обетованную Землю. Сорок дней постился Иисус Христос перед Евангельской проповедью. Сорок дней после Своего Воскресения Он пребывал на земле, являясь своим ученикам и апостолам, приготовляя их к принятию Божественной благодати и будущей проповеди Евангелия.

Апостольскую проповедь можно представить в виде трех концентрических кругов, трех этапов со все более нарастающим напряжением:

1. Проповедь апостолов, обращенная к своим соплеменникам, во время земной жизни Христа Спасителя.

2. После Воскресения Христа до Его Вознесения – миссионерство во всей Палестине, что требовало больше духовной подготовки и самоотверженности.

3. Всемирная проповедь апостолов после нисхождения Духа Святого, проповедь, которую почти все они окончили мученической смертью.

На сороковой день по Воскресении Господь, окруженный учениками, вышел из Иерусалима и направился к Елеонской горе. В прощальной беседе он говорил о чудодейственной силе, которую дает человеку вера. Некоторые недоумевают, почему теперь явственно не происходят те дивные знамения веры, о которых говорил Христос.

Существуют разные степени веры:

1. Вера, допускающая возможность и вероятность. Это вера рационалистов с подавленным и заглушенным религиозным чувством. Она похожа на мерцающий блеск звезд, которые не делают ночь светлой.

2. Другая степень веры – это убеждение человека, но не согретое любовью сердца. Она похожа на холодный и мертвый свет луны.

3. Наконец, та вера, которая включает в себя и соединяет воедино ум, чувство и волю человека, которая становится главной потребностью души, целью и содержанием его жизни, непрестанным горением его сердца. Такая вера подобна свету солнца, лучи которого несут тепло и жизнь. Такая вера – подвиг души, такая вера чудодейственна и победоносна.

Евангелие повествует о Вознесении Христа на небо. Небо в Священном Писании употребляется в трех значениях:

1. Атмосфера вокруг земли – то, что воспринимается нами как огромный голубой океан, в котором плывет, как корабль, наша земля.

2. Космическое пространство. Это вид необъятного звездного неба, который вызывал вдохновение и трепет не только у поэтов, но и у философов и великих ученых. «Две вещи приводят меня в изумление – звездное небо надо мною и нравственный закон во мне», – писал Кант. Когда Гагарина, возвратившегося из космического полета, спросили, видел ли он в небе Бога, тот ответил «нет». Такой ответ привел в восторг антирелигиозных примитивистов. Гагарин не понял, а скорее не хотел понять, что космический полет был продвижением в физическом пространстве, в «царстве вещества», а к духовному миру отношения не имел.

3. Внематериальная духовная сфера, которая не мыслится в физических категориях, измерениях. Она представляет собой уже другой план бытия. Однако эта сфера – не антимир, не антиматерия, которые гипотетически допускаются наукой, а эон вечности. В системе сакральных библейских знаков и образов видимое небо может только служить символом духовных небес. Таким оно явилось в событии Вознесения – событии, исторически реальном и мистическом.

Вознесение Христа Спасителя имеет онтологическое значение. Сын Божий воспринял человеческую природу, которая в Вознесении вошла в Божественную славу. Вознесение имеет эсхатологический смысл. Оно явилось завершением земной жизни Христа, а Второе пришествие будет завершением цикла земного бытия человечества. Вознесение имеет для нас нравственное значение. Мы должны помнить, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, стараться мыслями и сердцем подниматься над всем низменным, грубочувственным и греховным. Повествуя о Вознесении Христа, евангелист Марк ввел образ-символ: Иисус Христос сел по правую сторону Бога-Отца. Бог вневременен и внепространственен. Что значит это иносказание, эта антропоморфическая метафора? Когда император избирал себе соправителя, или его сын-наследник достигал совершеннолетия, то совершался особый ритуал: интронизация. Во дворцовом зале ставили рядом два трона. На одном сидел император. К другому подводили соправителя, и он садился по правую руку от императора. Это означало их одинаковое достоинство и единую власть.

Этот образ-символ еще более подчеркивает аксиологическое значение Вознесения. В лице Богочеловека Христа Спасителя все человечество получило возможность бесконечного духовного восхождения.

Иисус Христос вознесся с простертыми в благословении руками. Апостолы и ученики, стоящие у Елеонской горы, представляли собой первую христианскую церковь. Этот образ, полный любви и надежды,– знак и обетование того, что благословение Божие всегда пребывает в церкви и будет хранить Ее во веки.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

27 мая 2009 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Павел21 мая 2015, 19:00
Превосходная статья. В каждом слове чувствуется живая вера, о которой говорит сам о.Рафаил. Жаль только, что я сам почти во всем не дотягиваю до его уровня. Немного неловко.
Валентина Гагарина21 мая 2015, 13:00
Всех православных с праздником!
Серафима13 июня 2013, 13:00
Спаси Господи ! Нельзя словами описать те сердечные чувства ,когда читаешь статьи ,книги отца Рафаила о молитве ,о смысле и содержании праздничных дней календаря ,о покаянии ,милосердии ,о мире дольнем и горнем ,о жизненно важном для каждого человека - о ГОСПОДЕ ! Здоровья Вам ,отец Рафаил ,молитесь о нас ,недостойных рабах божиих : Серафиме , Ирине ,Борисе ,Тамаре . Прошу Господа укрепить Ваше зрение и дать силы долго быть с нами и радовать трудами .Серафима.
елена13 июня 2013, 09:00
с праздником, православные!
ludmila toll13 июня 2013, 06:00
Cпаси Gосподи отец святой за проповедь так вошла в сердце как пронзила --до слез потом решила что это очень важно и записала о том что такое --ВЕРА да вся и проповедь такая важная , каждая мысль необходима чтобы повторять каждый день. Господи милость Твоя во век ,поминай нас грешных православных христиан во Царствии Твоем .
Илия30 мая 2012, 06:00
Долгие лета, отче Рафаил. Храни Господь.
Чижевская Светлана17 февраля 2012, 12:00
БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!Прочив статью,на многие свои вопросы,получила ответ.Написано понятно и очень доступно.
Илия 2 июня 2011, 18:00
Благодарю
Анна 1 июня 2011, 10:00
Когда проповедь настоящая и искренняя, в сердце разливается тепло и становится внутренне светло. Так хочется быть бдительной и избегать ловушек суеты. Спасибо, что есть возможность читать и учиться. Дай Боже нам силы в современной жизни быть с Богом в единении.Дай Боже нам понимания и любви быть сосудами Божьими и послужить Ему теми талантами, которые Он в нас вложил, как служат Ему искренние Его.
Виктор М.17 мая 2010, 14:00
Прежде всего - премного благодарен отцу Рафаилу! Много его читал и слушал и не перестаю радоваться тому, что есть у Церкви столь мудрые пастыри! Привлекли внимание такие слова: "Через храмовую службу, ее образы и ритуалы, ее символические обряды человек становится реальным участником происходивших в истории мира и повторяющихся в ритмах церковного календаря событий". Вот вам еще один ответ на вопрос «Для чего нужно посещать церковь?» и, одновременно, возражение тем «умникам», которые твердят, что им не нужны посредники перед Богом, Бог у них в душе. На самом деле все их оправдания служат только тому, чтобы и дальше воспитывать свою духовную лень и всецело предаваться мирским плотским заботам и суете, предав забвению основную цель своей жизни – приготовление души к Вечной жизни.
david16 мая 2010, 20:00
obizatelno povidaiu Vas-svitoi-blagoslaveni otec Rafail-gorjus chto takoi Pravedni Otche u nas v Gruzii-dolgix Vam let-Spasi Gospodi,blagoslavite nas i vsiu Gruziu-spasibo Otche-mir i poklon vam-Mravaljamier........
Алексей14 мая 2010, 13:00
Спасибо вам, отец Рафаил, за эту проповедь. Храни вас Господь!
Надежда13 мая 2010, 22:00
Я прочитала статью и комментарии и плакала. Как мы еще немощны и грешны. Трудно идти, но прочтешь такую статью и видишь свои ошибки. Спасибо о. Рафаилу. С праздником!
марина13 мая 2010, 09:00
Евгений (первый коментарий) пишет о том, как хорошо, что в церковной среде есть такие образованные люди. Позвольте!!! Как хорошо, что есть среди нас образованные (все же) люди!!!! А в церковной среде они всегда были ,настоящее образование эту среду миновать никак не может!!
Евгений13 мая 2010, 07:00
Большое спасибо за статью! Прочитал с большим интересом. Радостно, что в нашей Церкви есть глубоко мыслящие и высокообразованные люди. И как замечательно, что при этом они являются пастырями, молитвенниками, ориентирами для многих верующих. Для интеллигенции очень важно, чтобы в Православной Церкви были слышны именно такие голоса. Спасибо!
Оксана19 августа 2009, 13:00
Спасибо большое. Понятным языком написано для современного человека. Хочется читать дальше.
Анна 1 июня 2009, 16:00
Спаси Христос вас всех добрые люди, кто трудится в портале Православие.Ru, и бат.Рафаила, за его статьи, которые я читаю на его сайте и у вас. Помощи Господней вам всем. Если можно, то пожалуйста печатать как можно больше его статьи, потому что, истинную чистоту православия, мне православной казашке, Господь открыл через его статьи, чему я очень благодарна, и надеюсь что вы все записаны у Господа в Книге Жизни. Его статьи особенно новые, все больше открывают и прозревают мои духовные очи. Крепости сил и духа, вам всем добрые люди, храни вас всех Господь и спасения всем нам, в этом земном, бренном мире. Анна. P/S: Пожалуйста, если есть возможность,передайте большой духовный привет и поклон от православной казашки Анны.
Светлана29 мая 2009, 22:00
Благодарю за радость слышать голос отца Рафаила - его проповедь на Вознесение. Большое счастье было слышать его в церкви св. Александра Невского - каждое слово, освященное молитвой, ложилось на сердце, его проповедь казалась "пламенной". Никогда не забуду, как, когда отец Рафаил говорил о демонах, сравнивая состояние нераскаянного человека с мучительной восточной казнью: живого привязывали лицом к лицу к трупу, и живой, не имея возможности избавиться от мертвеца, мучительно и страшно погибал - весь южный храм, обычно такой шумный, замер, казалось, люди затаили дыхание и слушая, молятся - вдруг неурочно зазвонил колокол. Отец Рафаил подождал, когда колокол замолк, и стал опять продолжать - и колокол зазвонил вновь, и так не было возможности продолжать - люди крестились в страхе, как будто сами встретились с проявлением демонской ненависти с слову пастыря. Господи, дай здоровье и самое лучшее отцу Рафаилу!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке