Слово Святейшего Патриарха Кирилла на братской трапезе в Сретенской обители

Всечестные отцы и братия!

Я испытываю чувство глубокого удовлетворения от того, что смог помолиться вместе с вами сегодня, в день, святой для Москвы, всей России и Русской Церкви. Сегодня мы имели возможность вспомнить события пятнадцатилетней давности, когда после долгих лет разрушения, запустения обитель – именно как обитель – возродилась к жизни. Замечательно также и то, что буквально с самого начала Сретенский монастырь стал не только местом паломничества людей, которые хотят помолиться и прикоснуться к этой национальной святыне, но обитель стала местом просвещения, воспитания молодежи, ее образования.

Собственно говоря, все, что в этих стенах происходит, является некой моделью того, что должно происходить в масштабах всей Церкви. Каждый приход – не только монастырь, а каждый приход – оставаясь, в первую очередь, местом молитвы, совершения служб, центром духовной жизни, одновременно должен становиться и центром образовательным, культурным, социальным. В каждом приходе должна быть особая программа, параллельная богослужебной жизни, которая, сочетаясь с богослужебной жизнью, помогала бы людям яснее понимать, что означает дух христианина, что означает христианская православная вера, почему, собственно говоря, современный человек должен искать опору в вере, а не в каких-то философиях, технологиях, социальных экспериментах и прочем. Я думаю, это очень важно, чтобы наша Церковь на приходском уровне, на монастырском уровне сегодня являла не только пример того, как нужно жить, работать современному православному человеку, но чтобы каждый приход, каждый монастырь были некоей школой такой христианской жизни.

Конечно, нам еще предстоит пройти большой путь, потому что даже эти, казалось бы, простые слова, я знаю, не всем понятны. В первую очередь, в нашей церковной среде не всем понятны. Потому что в результате исторических наших проблем, будь то проблемы, связанные с церковной жизнью в синодальный период, и тем более проблемы, которые были в советский период, сформировались некоторые стереотипы церковного служения, стереотипы церковной проповеди, стереотипы пасторской работы. Нельзя сказать, что все в этих стереотипах плохо. Так сказать нельзя потому, что именно теми словами приводились и через ту модель церковной жизни приходили к Богу люди в самое трудное для Церкви время и становились глубоко верующими. Но, тем не менее, эти исторические модели не могут быть абсолютизированы, потому что меняется время, меняется жизнь, и оставаясь вечной и неизменной, православная христианская истина, такая, какой мы ее получили через Предания Церкви, должна осуществляться, реализовываться в повседневной жизни таким образом, чтобы люди, видя эту истину, соприкасаясь с ней, понимали, что эта истина и есть та, о которой сказал Сам Господь: «Я есть Истина, Путь и Жизнь».

Я хотел бы от всего сердца еще раз приветствовать выпускников и сказать им, что то дело, которым они будут заниматься, очень серьезно и очень важно. Оно требует действительно огромного напряжения сил. Те, кто пришел в семинарию, ища легкой жизни, ошиблись. Я очень надеюсь, что те, кто совсем уж ошибся, и не дотянул до конца семинарии. За эти пять лет вы многое узнали, многое почувствовали – мы это услышали из хорошего студенческого слова, обращенного ко всем нам. Но очень важно, что то дело, которое вам предстоит делать – очень серьезное, очень трудное, – невозможно осуществлять, трудясь вполнакала. Я вам приведу такой пример: если падает напряжение в электросети, то сила света теряется, она становится меньше; каждый это явление переживал в той или иной мере, особенно в провинции, где не так хорошо обеспечено население энергоснабжением. А когда лампочка начинает гореть в полсилы, в четверть силы, какую-то работу можно совершать – ну, можно, например, пол мыть в это время, можно, наверное, перетаскивать какие-то тяжести. А вот там, где нужна острота зрения, невозможно работать, когда вполнакала горит лампочка. Этот же образ применим и к жизни священника. У нас с вами такая работа и такое служение, которое нельзя делать вполнакала. Потому что вполнакала – это почти что гарантированный неуспех наших трудов. Люди всегда почувствуют полнакала, даже если не смогут сформулировать какую-то критику в адрес священника, будут носить в глубине своего сердца это несогласие с его образом жизни, с его подходом к церковному служению.

Когда иногда мне говорят: «Вы слишком много работаете, вы себя поберегите», я отвечаю, что не умею себя беречь. Не потому, что я такой хороший, но я глубоко убежден в том, что на каждом месте, куда нас Господь Бог посылает, будь ты пономарь, священник, епископ, митрополит, патриарх, нужно работать не вполнакала, а в полный накал и не жалеть сил. И никогда не думать, что я вот сейчас силенки свои сэкономлю, а когда стану настоятелем, тогда уж я развернусь. Хотя иногда некоторые так и говорят: «Я сейчас пока в тишине отсижусь, будучи иеромонахом, архимандритом, чтобы не помешать своей карьере, а уж стану архиереем, и тогда развернусь». Не развернется такой человек, ни став архиереем, ни став настоятелем, ни став благочинным. Нельзя экономить свои силы, будучи солдатом, в надежде стать генералом, и вот тогда уж эти силы в полной мере реализовывать. Это ошибочная методология, которая приводит к жизненному краху. На каждом месте, куда посылают тебя, хоть на кухню, – работай так, как будто это самое главное дело в твоей жизни. Не спустя рукава, не поеживаясь от того, что непочетное послушание. Если ты послан на кухню, то и самое главное дело жизни будет сейчас для тебя – убрать этот стол. И это надо сделать так, чтобы все сказали: «Как замечательно сделано». Посылают на послушание – это самое главное дело в твоей жизни. Господь тебя будет судить не по тому, что ты думаешь сделать лучше что-то потом, а по тому, что ты делаешь в настоящий момент. И если с таким подходом будем учиться, работать, служить Церкви Божией, то, конечно, очень многое сделаем. А Господь с милостью, Он милость приклоняет к тому, кто трудится во имя Его, а не кто бережет свои силы.

Говоря так, я, конечно, не хочу быть за рамками реальности: не нужно делать что-то, что наносит ущерб здоровью, не нужно, если вам сказали: «Уберите территорию», поднимать стокилограммовые ящики и нести их на себе – так надорваться можно. Конечно, нужно соизмерять силы. Но никогда не должно быть отношения такого – спустя рукава – к порученному делу и к порученному послушанию. Собственно говоря, так и трудились святые отцы: и в молитве, и в интеллектуальной работе, и в пасторском делании. Это то, чем Церковь как институция призвана отличаться от мира. В миру, чтобы человек работал, полностью отдавая себя, он должен быть либо человеком совершенно незаурядным, либо иметь очень хорошую зарплату. И даже имея очень хорошую зарплату, люди не отдают всех себя. А в Церкви все делается не потому, что мы деньги получаем – деньги-то получаем очень небольшие, – а потому, что мы трудимся ради Господа. Вот сегодня отец Тихон спросил: «Что Вы сказали ставленнику?», а всем ставленникам я говорю все одно на протяжении тридцатитрехлетнего своего архиерейского служения. Я всегда говорю: «Помни, что дело, которым ты теперь будешь заниматься, является самым важным в твоей жизни». Нельзя менять приоритеты, нельзя заботиться в первую очередь о доме, о жене, о детях, о зарплате, о здоровье, а затем уж служение. Всегда нужно ставить на первое место свое служение, а все остальное приложится. Приложиться, потому что Господь никогда не бывает у нас в долгу. Мы у Него бываем в долгу. И если мы отдаем все, что мы можем отдать – каждый на своем месте, Господь видит это и дает нам Свою великую благодать. И такой человек никогда не надорвет своего здоровья. Я не слышал, чтобы кто-то из святых отцов надорвал свое здоровье от усиленной молитвы или усиленных трудов. Нет такого в истории Церкви. Ни про кого не сказано: умер, надорвавшись на молитве. Не было такого. Поэтому, дорогие мои братия, не думайте о своем здоровье, о своем благополучии, о своем комфорте, о своей карьере, а думайте о том, как свое послушание, которое вам Господь дает, сделать самым лучшим образом. Вот тогда вы все будете счастливы. Потому что Господь, видя наше отношение, будет нам давать по Своей благодати, по Своей любви.

Я хотел бы еще раз поздравить Сретенский монастырь, отца наместника, который полагает большие труды для процветания этой обители, для объединения людей, часто далеких от Церкви, которые в этой обители обрели свой духовный дом, всю братию, учащих – наших замечательных преподавателей и профессоров, которые здесь трудятся, светских специалистов, которые принимают участие в жизни семинарии и вносят свой весомый интеллектуальный вклад в работу семинарии, всех – монашествующих, послушников, народ, который приходит сюда за молитвой в стены славного исторического монастыря. Многая вам благая лета!

Кирилл,
Святейший Патриарх Московский и всея Руси

4 июня 2009 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Елена24 июля 2009, 12:00
Священникам дана благодать Божия- разрешать кающихся от их расскаянных грехов, что служит залогом жизни вечной. Священническое служение, по-определению, и выше, и главнее служения земных родителей своим детям, которым они подарили жизнь "странника на этой земле". Священник отвечает перед Господом за своих чад духовных, родители - за своих чад по плоти. Не имеет смысла эти два служения противопоставлять, а также взвешивать и прикидывать,где эта "оптимальная середина" - с Господом торг не уместен. Каждый призывается Им нести свой крест. Им же и поставляется духовное выше плотского:"...кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот мне брат и сестра и матерь". Уважаемый, Ахий! Из обращения Святейшего Патриарха Кирилла именно этот смысл явствует вполне определенно! (по крайней мере для меня, р.Б.Елены) Прочтите Слово повнимательней, Бог Вам в помощь. с уважением, р.Б. Елена
Марина29 июня 2009, 00:00
Молодец, Ахия, не сдавайтесь! Правда на вашей стороне. Видя, как священник заботится о своей семье, и прихожане будут стараться брать с него пример. Что не сможет не отразиться на всём приходе в целом и, естественно, в лучшую сторону.Не надо говорить громких слов про "малую церковь". Лучше покажите нам её на своём примере.
Иулия26 июня 2009, 17:00
Полностью согластна с Святейшим, еще Паисий Святогорец сказал, что если человек с любовью трудится, то и его труд освящается, и та вещь которую он создает. Надо трудиться в полную силу и любить свою работу. Ведь даже если посмотреть в жизни, те люди которые так живут, они счастливы, успешны. Я, слава Богу, еще не встречала священиков не горящих своим делом, неискренних в любви своей ко Христу и своему делу.
Ахия26 июня 2009, 16:00
Уважаемый Сергей, понятно, что Слово Святейшего адресовано в первую очередь будущим пасторам. Но как Вы сами сказали, миряне тоже могут почерпнуть полезное из сказанного. Речь идет о том, что мера ответственности за своих детей перед Богом намного выше, чем за людей из прихода или, если в светской организации, за подчиненный коллектив. Семья - малая церковь, и если ее не "окормлять" должным образом и (или) она находится в запустении, то как можно успешно окормлять при этом приход или руководить коллективом, предприятием и т.д. Тем более, что священник, а часто и его семья всегда на виду у прихода. Поэтому, касаемо приоритетов тут следует, наверное, соблюдать "золотую середину", которая может быть действительно не окажется посередине :) С уважением, Ахия
Андрей24 июня 2009, 21:00
Замечательные слова ангела нашей Русской Церкви (ведь ангелами Церквей в древности именовали епископов). Вполне соглсаен с Сергеем: действительно, именно пастырям нужно всецело отдавать себя служению (не понаслышке знаю о сложности священнического пути, ибо учусь в богословском ВУЗе и перед глазами всегда пример наших преподавателей в священном сане - они действительно выкладываются до конца). P.S. В текст статьи закралась ошибка: служение всё же не пастОрское, а пастЫрское. С почтением, Андрей.
Сергей20 июня 2009, 01:00
Уважаемый Ахия, Св. Патриарх имел ввиду сфокусироваться будущим молодым священникам на своём служении церкви, приходу. А нам мирянам нужно извлечь полезное от этих слов и также ответственно относиться и к своей работе конечно. Но всёже мы не давали обетов перед алтарем как священики и диаконы или монахи. Мы миряне, наша главная задача семья, дети, жена, работа. Если же священик во главу поставит наши с вами ценности, то тогда приход "обеднеет". Хотя это совсем не значит, что батюшка не заботиться о своей семье и детях. Теже люди и теже чувства и теже нужды, но приоритеты разные. С уважением, Сергей
Мария14 июня 2009, 18:00
Замечательное слово! И относится оно не только к выпускникам семинарии, но и к нам, всем мирянам. Каждый на своем месте должет трудиться честно, не жалея сил. Спасибо, Святейший, за ваше наставление.
Ахия12 июня 2009, 06:00
Все хорошо сказано, что готов даже расцеловать нашего Святейшего за действительно добрые наставления, но вот когда речь зашла о жене, о детях, т.е. о семье - у меня в душе всколыхнулось, вот говорили, говорили и на тебе: "Нельзя менять приоритеты, нельзя заботиться в первую очередь о доме, о жене, о детях, о зарплате, о здоровье, а затем уж служение. Всегда нужно ставить на первое место свое служение, а все остальное приложится." - Я мирянин, и очень много времени отдаю семье, порой даже намного больше, чем своей службе. Мы с женой давно особо не печемся о зарплате, а что до здоровья, то лишь бы детей поднять его хватило. Я вижу как жена зарывается по дому с детьми, и мне ее просто жаль, что даже простым своим радостям, например вышиванию ей нет возможности заниматься. Ведь часто бывает так, что некоторые находят оправдание в служении на общественном поприще, т.е. попросту находят в этом, своего рода, убежище от семейного служения, от детского рева, пеленок, беготни по детским поликлиникам и переполненным детсадам. Кто позаботится о жене, о детях, если в первую очередь я сам этого делать не буду? Сейчас много говорится о сохранении семейных ценностей, о проблемах брака, разводах и т.д. Но ведь без осознания важности самого главного жизненного послушания - семейного служения, все эти разговоры пойдут прахом. Извините, что не в тему. Но не сказать не мог. С уважением, р.Б Ахия
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке