«На страже духа». Письма и дневники. Ч. 6

""В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга архиепископа Никона (Рождественского) "На страже духа". Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы.

***

 

"Первая
Первая страница рукописи «Воспоминания епархиального архиерея». Публикуется впервые.
Дневники 1872–1874 гг.
1872 год

9 цветеня[1] 1872 г. Давно не читал я творений святых отцов и этому именно приписываю то, что у меня, как выражается св[ятой] Исаак Сирин, «ведение, по причине исследований, больше веры, и упование на Бога имеется не во всяком деле»[2] – признак «оскудения благодати», почему я и подвергаюсь, по его же выражению, «козням подстерегающих во мраце состреляти (Пс. 10, 2) стрелами своими». И это, мне кажется, очень естественно. Большая часть сочинений, читавшихся мною за последние годы, хотя и не могут быть названы развращающими нравственное мое состояние, тем не менее они близки, ибо в них главный недостаток – «мудрость, не оправданная деятельностью»[3] […] До такой степени пристрастился к этому недостатку многих современных писателей, что и сам заразился им. И сам нередко пишу и говорю – одно, а делаю другое, не будучи крепко убежден в том, что пишу и говорю. Да, если бы был убежден, поступал бы по своим убеждениям.

Писания святых отцов, предварительно прошедших собственным опытом святую школу добродетельной жизни, свободны от этого недостатка. […]

И действительно, только такой опытный подвижник мог так глубоко проникнуть в изгибы человеческого сердца, изучить человеческую душу в таком совершенстве, какое и не снилось нашим ученым психологам, хотя они живут спустя 1200 лет после Исаака!.. Мы приводим в пример Исаака только потому, что сделали из него несколько выдержек и что сочинение его лежит перед нами – таких великих подвижников был целый сонм: прочитайте творения Ефрема, соотечественника Исаака, Иоанна Лествичника, Симеона и пр[очих], и пр[очих] и пред вами раскроется весь душевный мир, все, что есть в нашей душе высокого, святого, и что низкого, грешного, это – целая наука – высшая опытно-созерцательная психология! Цель этой науки – самая высокая: указать путь (к самоуправлению) под водительством благодати к высшему нравственному совершенству.

Чтение такого рода сочинений наполняет душу каким-то мирным чувством, вполне доверяешь слову подвижника, да и нельзя не доверять, ибо душа видит в его творениях отражение его жизни – видит свой истинный идеал, к которому она прежде стремилась бессознательно.

Ничего подобного не замечаешь в пустых светских сочинениях. Судят, пересуживают, выставляют себя умниками (что и со мной бывает […]), а так и видно, что говорят они одно, a чувствуют другое, а делают третье. Поверишь дядюшке, который все светские книги, всю литературу, за немногим исключением, величает «игрою ума».

Да, все это игра ума, игра представлений, детская затея – не больше. Так думается иногда, особенно когда читаешь светский журнал. […] А иногда начинаешь читать какую-нибудь корреспонденцию с поучениями и ядовитыми насмешками, то самому становится смешно и жалко – да, жалко – за человека, до какой он может дойти пошлости. Как будто и умнее и лучше его нет никого на свете, всех бы он учил, над всеми бы безжалостно смеялся, не только над худыми, а иногда и над хорошими.

Но довольно об этом. Дальше в лес, больше дров.

НИОР РГБ, ф. 765, к. 1, е.х. 17, л. 122.

Скажу откровенно: столкновение с принципами quasi-образованного почти всегда производит во мне ужасное отвращение. Особенно возбуждали мое негодование взгляды на воспитание. Право, грустно смотреть, как во время всенощной в субботу добрые папаша с мамашей делают танцклассы для своих детей, как бы диавол проклятый нарочно внушает им подобное неуважение к времени церковного богослужения, чтобы с детства и в детях поселить это неуважение. […]

НИОР РГБ, ф. 765, к. 1, е.х. 17, л. 165 об.

Страшно сказать даже: «Вот, мол, как я-то молюсь, не то что другие!» Точно тучи ясное небо, так помыслы покрывали мой бедный ум… Но не отчаиваюсь: вступил на путь: пойду о укрепляющем меня Иисусе Христе!.. Упаду – Он меня подымет, или, лучше, – не допустит упасть, свернуть с дороги.

Помоги мне грешному, Иисусе Христе!.. на пути к Тебе, Возлюбленный!

НИОР РГБ, ф. 765, к. 5, е.х. 60, л. 13.

Я чувствую себя беспомощным сиротой, стал раздражителен, спотыкаюсь на каждом шагу, встать – силы нет. Доколе еще эта буря продолжится? Доколе сия война, сие воздвизающееся море?

Наставниче, спаси мя! Погибаю!..

Но от чего все это? Думаю, вот причина: я действительно воспитал в себе особый вид тщеславия, который можно назвать «авторским самолюбием», без столь глубоко во мне затаенного чувства я не написал ни одной корреспонденции, в газетах напечатанной, с этим же чувством, не замечая его, писал и эту несчастную корреспонденцию[4]… «Но быть христианином невозможно, не вырвав с корнем всех видов укоренившегося порока», – гласит совесть моя. А этот змий во мне пригрелся, он приятно щекотил мое грешное сердце, и мне жаль расстаться с ним… Требует он, чтобы, служа Христу, по временам питал и его… Но этого не будет! Я раб Господа Иисуса Христа, а не проклятых страстей моих… Отныне, согласно предложению совести, решаю: не печатать ничего дотоле, пока совесть, зорко следящая, как вижу, и за этим лукавым змием, не разрешит меня от этой епитимии. Посоветуюсь только с о[тцом] Леонидом[5], хорошо ли мое решение? Если он одобрит, то В[иктору] И[патьеви]чу отпишу, что при всей добросовестности материала для рассказа отказываюсь писать его по чисто внутренним, духовным обстоятельствам, в коих нахожусь и которые побуждают меня, как христианина, отказаться или по крайней мере отложить рассказ на неопределенное время. Уверен, что он извинит мое невыполнение обещания. Господи! Паки и паки обращаюсь, Ты Сам дай силу выносить мне это, Сам помоги вырвать зло из души, устрой, да не будет искушение мне со стороны не знающего меня В[иктора] И[патьеви]ча!..

НИОР РГБ, ф. 765, к. 5, е.х. 60, л. 14 об.

21 ноября. Утро. Каждый грех равно удаляет нас от Бога навеки, если не раскаяться. Если же раскаяться, то каждый грех принимает на себя наш Божественный Искупитель Иисус Христос. И так каждый грех прибавляет тяжести к страданиям Христовым, если только можно так выразиться, ибо каждый грех бесконечно тяжел как оскорбление Всесвятого. Следовательно: сколько страданий прибавляю я своему Искупителю каждым своим грехом каждый час, каждую минуту! И нисколько не думаю о том, а только грешу, грешу и грешу… Боже мой! Какой я великий грешник! И как бесконечна Твоя благость ко мне окаянному, что я хожу еще по земле, что она еще не поглотила меня… Что реку и возглаголю? Помилуй меня прежде явления Твоего правосудия бесконечного, помилуй и имиже веси судьбами спаси мя!..

НИОР РГБ, ф. 765, к. 5, е.х. 60, л. 21.

1 января 1874 г. Поучал в церкви дорожить временем. Как-то стыдно и приторно становится от похвал со стороны родных. Люди простые: понятно, восхищаются, что их сын, брат, родственник проповедует с кафедры. Других уча, себя нисколько не учу. Привык празднословить, говорю всякую бессмыслицу, даже в присутствии малолеток… И самому стыдно, а нравится глупость!..

НИОР РГБ, ф. 765, к. 5, е.х. 60, л. 22.

9 февраля. Был у всенощной и читал. Пономарь заметил мне, что он и один прочитал бы, а на хорах певчих мало, но я не послушал его: осудил его и читал! Для чего? В стихаре пощеголять!

Прочитал Эль-чу сочинение свое «Каким должен быть пастырь по смыслу притчи о добром пастыре?» Сочинение вылилось из души, ибо тема очень пришлась по сердцу. И вот вздумалось похвастаться сочинением, своими чувствами, в предположении, что Э. скажет доброе словечко о том и прочим товарищам своим. Цель понятна. Если что и доброе-то выливается из сердца, откуда все более вытекают помышления злая, – и то сейчас же приношу в жертву своему истукану. Господи! Прости мне, недостойному Твоих милостей злоупотребителю! Когда же я буду Твоя только Тебе Единому приносити?.. Знаю, что сам виноват!

Приставникова третьего дня обозвал заочно сволочью… За что? За то, что два раза у них был и их не застал! Будто они обязаны для меня сидеть дома!

10 февраля. Завтра начинается Великий по своему значению в жизни каждого христианина пост. Помоги, Господи! Даруй мне этот пост во исправление окаянного жития моего.

Нимало не исправляюсь. Сегодня предался объядению и весь день провел праздно, ибо был ни к чему не способен. Странно! Знаю, что вредно, что будет мучительно тяжело и в теле и на душе, но делаю – ем! Сам себя мучаю. И вот хожу точно свинья. Безумец!

Именно безумец. Сегодня хвастал… Чем же? Да тем, что хочется мне поддержать в себе религиозное настроение хотя бы такими внешними средствами, как потребление антидора, возжигание лам[пады].

НИОР РГБ, ф. 765, к. 5, е.х. 60, л. 16 об.



[1] Цветень – название апреля в древнерусском календаре.

[2] «Слова подвижнические». Слово 1.

[3] Там же.

[4] Заметки о лекциях в духовной семинарии, предназначавшиеся к печати в журнале «Домашняя беседа» под редакцией В.И. Аскоченского.

[5] Архимандрит Леонид (Кавелин).

 

 

Купить эту книгу можно будет
 

 

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×