Таинство причащения.
Часть 3. Как готовиться к причастию

Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Молитвенное правило

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Пост

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Покаяние

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными»[1].

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

Примирение

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)»[2].

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

(Продолжение следует.)

Священник Павел Гумеров

5 августа 2009 г.

[1] Дорофей, авва. Поучения, послания, вопросы, ответы. М., 1991. С. 48–49.
[2] Киево-Печерский патерик. М., 1911. С. 55.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
наталья17 марта 2016, 10:00
Спасибо за статью,очень позновательная. На мой взгляд,мы -люди нашего времени,стали очень горды и самолюбивы,любим умничитить,и так не хватает людей простых,порядочных.Написала я не в осуждение к написанным комментариям,а для призыва научиться уважать и ценить труд священнослужителей! Помоги нам всем Господи!
Алексей22 сентября 2009, 18:00
Но всё же в "Учительном известии" не совсем так: акцент как раз на том, чтобы не проглотить воды - т.е. рекомендуется "исчистить зубы и измыть уста" именно с вечера (и акцент на этом), чтобы от воды ничего в гордань не впало; либо утром измыть уста, "но ничтоже от воды поглотити": ДОБРЕ УБО ВСЯК СОТВОРИТ ПРИЧАСТИТИСЯ ХОТЯЩИЙ, АЩЕ ЗУБЫ С ВЕЧЕРА ИСЧИСТИТ, И УСТА СВОЯ ИЗМЫЕТ, ЯКО ДА НЕ ЧТО ВОУТРИЕ ОТ ВОДЫ В ГОРТАНЬ [ЕГДА ИЗМЫВАЕТ УСТА] ВПАДЕТ, И ЗАПЯТ БУДЕТ СЛУЖИТИ, ИЛИ ПРИЧАСТИТИСЯ КТО. АЩЕ ЖЕ И ВОУТРИЕ СОХРАННО УСТА ИЗМЫЕТ, ВО ЕЖЕ НИЧТОЖЕ ОТ ВОДЫ ПОГЛОТИТИ, БЕЗ УСУМНЕНИЯ ДА СЛУЖИТ.
Анна30 августа 2009, 19:00
В спешных "трудах" (комментарий от 2009-08-29) "потеряла" постскриптум: "седовласый пастырь" - это гипотетически, ориентируясь на визуальное оформление статьи. Несоответствие в "звании" не смущает - опубликованные работы священника Павла достойны подлинного уважения.
Анна29 августа 2009, 16:00
Батюшка вдумчиво, обоснованно и ярко - так, что читать интересно и поучительно отнюдь не только неофитам - изложил установленные правила подготовки мирян к Таинству святого Причащения. Позвольте высказаться в адрес явления "неприятия" православной традиции подготовки к причастию, базируясь на трех соответствующих комментариях (это не к конкретному человеку, а потому для удобства пишу "ты"). Если ты "просто зашел" и "там нужно остаться" - ничего не выйдет, даже если это "зашел" будет оснащено соответствующим документом об образовании, со всеми "вытекающими". Для тебя это будет нескончаемо долго, муторно до противного, порой мучительно. А если ты по-настоящему почувствовал, что без Господа ни в ком и ни в чем нет ровно никакого смысла, если ты пришел «по любви» - ты обязательно будешь полноценно согрет теплом настоящего Родительского Дома. Это не значит, что в храме (если священник - то и в благочинии) будут обласкивать - скорее, наоборот. Но Господь обязательно сделает тебя живым, "теплым", сильным - Своим. Тебя огорчит, но не очень испугает то, что мир воюет с тобой "крещендо" и уже совсем "не по-детски". Он и сейчас с тобой воюет - использует тебя, но теплохладный - ты его устраиваешь. Если устоишь в Истине, со временем мир направит против тебя такие потенциалы, о существовании которых ты и не подозревал. Сообразишь: ты вырос, стал сильнее. Явят себя ситуации, в которых земные средства безсильны. Твоя любовь к Богу приобретет оттенки благодарности, а боязнь Его обидеть добавит формулировку: саможаление - смерть. Вот тогда где-то глубоко в твоем чистом взоре "проглянет" Via Dolorosa, и тебе диким покажется обращение к седовласому пастырю в форме "приходило в голову - не приходило в голову". Тебе самому не придет в голову "проталкивать" чужеземные безумные идеи о причащении без исповеди. Ты будешь горько сознавать, что въевшийся в гены твоего народа холодный ужас красного террора, почти столетие тотального беззакония, низведшего наши души до постоянной готовности слукавить и "укусить", дабы защититься, насажденный разгулом безбожия культ "жизни для себя" - это достаточное основание для того, чтобы не допустить тебя до Святой Чаши без исповеди. Плюсуем привнесенную демократией и ставшую привычной душевную "всеядность" и многодозволенность. Православная Русь по-прежнему мудро, со страхом Божиим относится к Таинству Евхаристии, дабы не переполнить чашу Вышнего долготерпения недостойным причащением огромной массы людей. И у тебя достанет разума и совести не выискивать конкретного "параграфа в законодательстве" по этому поводу. Тебе будет достаточно осознания своей ответственности в связи со святоотеческим предупреждением: грехи издают зловоние. Ведь никто никогда еще не пытался пересмотреть этические нормы, заставляющие тратить силы, время и средства на устранение означенного явления в смысле физическом. Наоборот - на наши собственные обонятельные рецепторы работает целая мировая индустрия. А приуготовить себя надлежащим образом к самому главному в жизни - причащению Святых Христовых Таин - сегодня пытаются сравнивать с епитимией. Вообще-то человек перестает воспринимать соблюдение правил личной гигиены как наказание где-то к школьному возрасту. Зачем низводить бурсу до уровня детского сада? И не будем фантазировать - «шаблонов» в церкви нет, в статье батюшки это конкретно и обстоятельно отражено, и на практике дифференцированный подход реально осуществляется. И никто не отстранит, если чего-то "недочитали". Но жаль, если человек всем этим злоупотребляет, ведь он изначально располагает гигантским духовным потенциалом, который рискует быть обращенным против самого человека и других людей. Ну попробуйте недооценить выработанный специалистами свод правил "любой" безопасности: от дорожного движения до ядерного производства - мол, "формальный подход". А потому "кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне". А что касается "вычитывания" - это только поначалу, когда уже за одно послушание человек бывает вознагражден утешением и новыми силами. Очень скоро правило запоминается практически наизусть, и это уже не чтение (право, говорить неудобно общеизвестное, извините) - но мысль, позже – чувство, ориентированное на давно уложенное памятью в сердце слово молитвы. Ведь это совсем не долго и очень действенно. В этом и заключается означенный в руководствах "неформальный подход". Не прочитать - прожить надо. Это самое ценное время в твоей жизни, ты это потом поймешь. Если ты действительно возлюбил Бога, ты сумеешь "выжить" и среди засилья "ветийства суемудренного", где в чести умение снабжать неприязненный тон дерзкими выпадами и подхваливаниями одновременно. Со временем начнешь видеть всякую неправду с первой подачи, и уже никто не закинет на твою возделанною почву заморскую "пустышку" типа "зачем православные традиции", сравнивая наш многовековой (разумеем - проверенный!) духовный опыт с "языческим пленом". А пока - как это в том фильме: "Нет, ребята, вы не русские." Нет, дорогие «православные христиане»...
Константин23 августа 2009, 21:00
Правильно Вы пишете, но это скорее всего для людей уже воцерковленных, которым в общем-то это и так известно. А каково начинающим (неофитам)? На первом этапе они "зашли" в храм к богу, а на втором, им там нужно "остаться". А если не прочитать одного из канонов или съесть что-то не то? Уже к причастию приступать нельзя? Книги «В помощь кающимся», «Опыт построения исповеди» безусловно хороши, но создается такое впечатление, что достаточно выполнить лишь определенные правила (законы) - попоститься, примириться, прочесть каноны (специально не написал помолиться), исповедаться, причаститься. Хотя тут же пишется , что не должно быть формального подхода. Но ведь набор правил - это же и есть формальный подход. Как в таком случае спастись? Прости господи. р.б. Константин
Андрей Шишков, МДАиС 6 августа 2009, 17:00
Отче, потому и воспринимается Таинство Исповеди нередко как формальность, что оно обязательно привязывается к Причащению. 70 лет атеистического режима не являются обоснованием строгой привязки исповеди к причастию. Просто частота причащения христианина должна соотноситься с подготовкой, а у нас для всех требования к подготовке одинаковые: и для тех, кто раз в год причащается, и для тех, кто раз в неделю - это же неправильно. Почему нельзя не придумывать один шаблон, а подходить к разным случаям по-разному. Хорошо, что пишутся статьи про Евхаристию, потому что именно это нужно церковному народу сейчас - воцерковление. Но плохо, когда используются шаблоны прошлых веков, когда сама жизнь была другая. Вам никогда не приходила в голову мысль, что практика говения очень похожа на епитимью? А если это так, то откуда она взялась, за что давалась и все ли под нее подпадают в настоящее время. Спаси Господи вас за ваши труды.
Православный христианин 5 августа 2009, 23:00
Если духовенство РПЦ будет продолжать проповедовать Православные традиции, а не Иисуса Христа распятого и воскресшего думаю мы ещё долго будем выбираться из языческого плена.
Анна 5 августа 2009, 14:00
Большое спасибо за такую полезную статью!!! Если честно, я и сама всегда думала, что перед Причастием нельзя зубы чистить, чтоб не проглотить и капельки воды...
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке