Свет Евангелия в «Стране утренней свежести».
110-летию со дня основания Русской духовной миссии в Корее

"Карта
Карта Кореи XVII века
На протяжении своей многовековой истории Русская Православная Церковь знала немало миссионеров-подвижников, чей подвиг оставался примером для следующих поколений христиан. Всем известны имена святителя Макария Невского, святителя Николая Японского, преподобного Германа Аляскинского. Эти миссионеры-просветители прославлены нашей Церковью в лике святых. Но сколько еще до сего времени осталось неизвестных для нас имен и жизненных подвигов служителей Церкви, все свои силы употребивших на распространение Евангельской проповеди в отдаленных странах и материках.

Корея… Энциклопедический словарь нам сообщит о том, что это не очень-то далекая от нас страна в Восточной Азии, расположенная в основном на Корейском полуострове, на прилегающей материковой части и островах. На востоке омывается Японским морем (в Корее оно называется Восточным), на западе – Желтым морем, на юге Корейский пролив отделяет Корею от Японии.

Когда-то это было маленькое и слабое во всех отношениях государство, испытывавшее на себе постоянное давление соседних Китая и Японии.

Русско-корейские связи стали особенно интенсивно развиваться в XIX веке. Для России отношения с Кореей имели два очень важных исторических последствия. Прежде всего, установление общих границ между Россией и Кореей в середине XIX века и активные контакты между двумя странами вызвали бурную корейскую иммиграцию в Россию и, таким образом, появление в ней еще одной национальности, численность которой к концу XX века достигла 450 тысяч человек. И, как считают большинство историков, именно борьба между Россией и Японией за сферы влияния в Корее явилась одной из причин русско-японской войны 1904–1905 годов.

Было и еще одно, не менее, если не более важное последствие интенсивного развития русско-корейских отношений, о котором в учебниках истории как правило не пишут.

"Современные
Современные православные корейцы

В 1900 году в Сеуле была открыта Русская духовная миссия. Ее история оказалась не столь краткой, как история экономического, политического или военного проникновения России в Корею. Даже после революции 1917 года, после того, как в сентябре 1925 года старое российское Генеральное консульство было закрыто и его сменило Генеральное консульство СССР, миссия не прекратила своего существования, продолжая сеять пусть незначительные, но стойкие ростки Православия, которое живо в Республике Корея и по сей день.

"Сщмч.
Сщмч. Амвросий (Гудко), еп. Сарапульский и Елабужский , начальник Корейской духовной миссии в сане архимандрита
Решение об открытии миссии было принято в 1897 году во время стремительного усиления российского влияния в Корее. Сначала разрешение дал лично император Николай II, после чего 2–4 июля 1897 года Святейшим Синодом был издан указ за № 2195, предписывавший открыть в Сеуле православную миссию в составе трех человек: архимандрита Амвросия (Гудко; ныне прославлен в лике новомучеников), иеродиакона Николая (Алексеева) и псаломщика А. Красина.

В начале 1898 года члены миссии отбыли из России к месту своего назначения. На постройку в Сеуле церкви и дома для причта было ассигновано из казны 25 тысяч рублей. Но правительство, выделив эту сумму, признавало, что она весьма незначительна даже для начала, особенно в сравнении с положением инославных миссий, действовавших в Корее. Поэтому архимандрит Амвросий накануне отъезда из России через церковную печать обратился к русским христианам с просьбой о пожертвованиях на дело православной проповеди в Корее.

Признавая заслуги католических миссионеров, которые к тому времени обратили в христианство свыше 30 тысяч корейцев, о. Амвросий свидетельствовал о том, что «вся остальная масса народа, числом свыше 13 миллионов душ, продолжает пребывать в вере Будды, Конфуция и в грубых формах идолопоклонства». «Пусть никого не смущает то обстоятельство, что мы просим пожертвований, еще не прибыв в Корею и не начав дела, – продолжал о. Амвросий, – ибо ожидающие нас там нужды нам и здесь известны, а затем ведь и для начала дела нужны средства, и большие средства».

И снова начальнику миссии приходилось обращаться к опыту инославных проповедников, миссионерствующих в Корее. «Католические миссионеры располагают многими сотнями тысяч; нам необходимы по крайней мере десятки, чтобы можно было в десятки лет потверже поставить то дело, из-за которого они хлопочут вот уже более сотни годов», – отмечал о. Амвросий.

У начальника Русской духовной миссии были большие планы. По прибытии в Сеул архимандрит Амвросий намеревался приступить к возведению церкви. «Первый православный храм в Корее мы намерены строить во имя святителя и чудотворца Николая, да будет он сильным хранителем в морях вокруг Кореи плавающих и в волнах язычества погибающих, – писал о. Амвросий. – Этого храма давно уже с нетерпением ждет проживающая там наша русская колония (всего около 100 человек), которая до сих пор мучилась там без церкви и священника. Благолепие этого храма должно бы сколько-нибудь соответствовать величию того угодника Божия, во имя которого он имеет быть построен и имя которого хорошо известно, вероятно, даже корейским язычникам».

Заканчивая свое обращение к благочестивым читателям, о. Амвросий приводил адреса, по которым можно было высылать пожертвования на нужды православной миссии: в Санкт-Петербурге – в хозяйственное управление при Святейшем Синоде, в канцелярию Санкт-Петербургского митрополита, священнику Александру Васильеву (Фонтанка, 154); в Москве – в Синодальную контору, в редакцию «Московских ведомостей», настоятелю Покровского монастыря архимандриту Амфилохию, в канцелярию Миссионерского общества (Сретенка, дом Спасской церкви); в Киеве – наместнику Свято-Успенской лавры.

Но на первых порах миссия встретилась с большими трудностями. Дело в том, что к этому времени русское влияние в Корее стало ослабевать, уступая место японскому. К тому же в то время, как члены миссии приближались к месту своего служения, в Корее произошел ряд политических событий, неблагоприятных для России. В силу этих обстоятельств русские подданные, жившие в Корее, стали уезжать из страны. Финансовый советник, дирекция и служащие русско-корейского банка также покинули Сеул. По предложению российского поверенного в делах в Корее, члены Русской духовной миссии должны были на время поселиться в Уссурийском крае в ожидании более благоприятных обстоятельств.

Архимандрит Амвросий остановился в г. Новокиевске, но вскоре был отозван в европейскую часть России, где получил новое назначение. Псаломщик Красин временно поступил на государственную службу, и только иеродиакон Николай продолжал терпеливо ждать перемены к лучшему. Наконец в начале 1899 года корейское правительство разрешило иеродиакону Николаю обосноваться в Сеуле. Прибыв в столицу Кореи, о. Николай устроился при Русской дипломатической миссии и в ожидании приезда из России своих будущих соработников стал присматриваться к корейцам и наставлять их истинам православной веры.

"Хрисанф
Хрисанф (Щетковский) (1869-1906), епископ Елисаветградский, начальник Корейской духовной миссии в сане архимандрита
Указом Святейшего Синода от 7 сентября 1899 г. начальником Русской духовной миссии был назначен архимандрит Хрисанф (Щетковский), выпускник Казанской духовной академии, в течение пяти лет трудившийся миссионером среди донских калмыков.

Несколько лет, проведенных о. Хрисанфом в Корее, стали временем становления миссии. Архимандритом Хрисанфом была проделана огромная работа по организации школ, началу перевода Священного Писания и богослужебных текстов. Он переводит на корейский язык «Краткий молитвослов», краткое изложение веры и выдержки из «Простых речей о великих делах Божиих» преосвященного Макария Томского.

Трудами о. Хрисанфа был воздвигнут первый в Корее православный храм. В Москве специально по заказу миссии были отлиты колокола. 17 апреля 1903 года состоялось торжественное освящение храма в честь святителя и чудотворца Николая. Были выстроены дом для миссионеров, колокольня, дом для переводчиков, здание школы с комнатами для преподавателей и подсобные помещения. Корейской миссии большую поддержку оказал протоиерей Иоанн Кронштадтский, поддерживавший с о. Хрисанфом тесные связи. В знак своего благословения новому очагу Православия о. Иоанн прислал свое праздничное золотого цвета облачение, которое до сих пор хранится в Сеуле, в церкви преподобного Максима Грека, как драгоценная реликвия.

Благодаря трудам о. Хрисанфа, молодая православная община в Сеуле зажила полнокровной жизнью. Архимандрит Хрисанф предпринимает трудную миссионерскую поездку через всю страну, изучает жизнь и быт корейского народа, много проповедует, беседует с местным населением. За время миссионерской деятельности архимандрита Хрисанфа были крещены только 14 корейцев, но эта небольшая цифра – пример серьезной пастырской работы архимандрита Хрисанфа. «Если бы мы стремились побольше накрестить, то за три года своего существования в Корее мы могли бы накрестить десятки тысяч, ибо желающих принять “русскую веру” являлось очень много. Но по тщательным справкам и строгому испытанию всегда оказывалось, что… забота у них не о спасении души, а о том, чтобы приобрести в лице миссионера защитника для своих незаконных действий в отношении своих ближних или начальства… Все приходившие к нам за получением крещения с нечистыми побуждениями предсказывали нам, что если мы не будем делать так, как делают инославные миссионеры, то у нас не будет ни одного христианина, и я выражал им полную готовность лучше не иметь ни одного христианина, чем иметь много и вести их к погибели» (см.: Хрисанф, епископ. Из писем корейского миссионера. Казань, 1904).

Неутомимая проповедническая деятельность, пастырский подвиг милосердия и сострадания простым людям стяжали архимандриту Хрисанфу огромную любовь местного населения. В свою очередь ревностный миссионер горячо и искренно любил свою паству: «Надежда хоть чего-либо добиться заставляет нас жить и при такой обстановке. Уж больно хорошие люди, и жалко их оставлять. Есть у нас здесь всякого сорта прихожане, кроме чиновников: и земледельцы (большинство), и мастеровые, и купцы, и просто рабочие – всего наберется человек тридцать. Один, например, есть купец – как и полагается купцу, очень толстый господин, благодушнейшее существо; я им часто любуюсь… Есть один старец лет шестидесяти пяти – добрейшей души человек, и много, много таких… Конечно, есть и у них пороки, и немало; но что же мы бы и делали, если бы к нам все шли беспорочные; наше дело в том и состоит, чтобы очищать их от пороков и воспитывать в добре».

Уже через год после начала деятельности миссии обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев написал в своем отчете за 1900 год: «Успех православной миссии в Корее ныне можно считать вполне обеспеченным».

Однако политические события развивались в неблагоприятном для миссии направлении. В то время как архимандрит Хрисанф выезжает в Россию для поставления во епископы, начинается русско-японская война. Деятельность миссии сворачивается, имущество опечатывается, школы закрываются. С горечью переживал епископ Хрисанф разорение своего детища. Оставшись в России в качестве епископа Елизаветградского, викария Херсонской епархии, он умер в 1906 году, прожив всего 37 лет…

В ноябре 1906 года Корея была вынуждена подписать договор признания над собой японского протектората. Император Коджон безуспешно пытался склонить на свою сторону иностранных государственных деятелей во время Гаагской мирной конференции в 1907 году. В ответ на это проявление неповиновения японцы вынудили Коджона отречься от престола в пользу его сына Сунджона.

"Павел
Павел (Ивановский), еп. Никольско-Уссурийский, начальник Корейской духовной миссии в сане архимандрита
Новый период в истории Русской миссии в Сеуле наступил после нормализации отношений между Россией и Японией. Достойным преемником о. Хрисанфа стал архимандрит Павел (Ивановский). С четырьмя помощниками, прибывшими вместе с ним из России в Сеул, он энергично трудился на миссионерском поприще.

За шесть лет своего пребывания в Корее он широко развернул проповедническую деятельность и создал 5 миссионерских станов, 7 школ на 220 мест для корейских детей, а также ряд молитвенных домов. Ему удалось построить церковноприходскую школу даже во Владивостоке, где, как известно, с давних времен жили выходцы из Кореи. Значительное внимание архимандрит Павел уделял переводам текстов на корейский язык.

В 1912 году архимандрит Павел был отозван в Россию и возведен в сан епископа Никольско-Уссурийского. Период руководства архимандрита Павла корейской миссией стал самым ярким во всей ее истории до начала Второй мировой войны.

С 1912 по 1914 год Русской православной духовной миссией в Корее управлял архимандрит Иринарх (Шемановский), с 1914 по 1917 год – игумен Владимир (Скрижалин), с 1917 по 1927 год – иеромонах Палладий (Селецкий), архимандрит Феодосий (Перевалов).

После революции 1917 года миссия осталась без средств к существованию. Чтобы не прерывать предпринятой деятельности, глава ее принужден был сам изыскивать средства на ее поддержание.

Кроме Сеула, миссия имела в провинции пять миссионерских станов, или, вернее, приходов, с небольшим числом христиан-корейцев. При каждом из станов был молитвенный дом-фанза и небольшой клочок земли. Станы до 1918 года обслуживались священником, псаломщиком и пятью катехизаторами-корейцами. В 1918 году, когда иссякли все средства к существованию, служащие станов прекратили свою деятельность и селения остались без руководителей. После 1918 года роль катехизаторов исполняли местные старожилы-корейцы.

С 1927 года после отъезда начальника миссии архимандрита Феодосия в Японию деятельность миссии фактически прекратилась.

В 1930 году управление Корейской православной миссией взял на себя архиепископ (впоследствии митрополит) Японский Сергий (Тихомиров; † 1945). Также на севере Кореи трудились миссионеры из Харбина. Мирянин Павел Афанасьев за два года, с 1931 по 1933, обратил в православие 450 корейцев, живших в Пхеньяне. В 1936 году митрополит Сергий направил в Сеул иеромонаха Поликарпа (Приймака; 1912–1989). Архимандрит Поликарп окормлял православных верующих Корейского полуострова до середины 1949 года, когда его миссионерская деятельность была прервана незаконным арестом и высылкой за пределы Кореи.

С этого момента окормлением общины занимались иностранные миссионеры. Юридически миссия уже не была в подчинении Русской Православной Церкви. После архимандрита Поликарпа начальником миссии был о. Алексей (Ким Ли Хан), которого рукоположил епископ Японский Вениамин (Басалыгин). О. Алексей управлял миссией до 1950 года, в войну он был переселен на север Кореи. После Корейской войны 1950–1953 годов Корея была разделена на два государства по 38-й параллели.

Во время Корейской войны с войсками ООН прибыл в Корею и православный священник Греческой Церкви Андреос Халкиополос.

Съезд корейских православных христиан, состоявшийся 25 декабря 1955 года, принял решение присоединиться к Константинопольскому Патриархату (Греческая архиепископия в Америке).

"Пхеньян.
Пхеньян. Храм св. Троицы
С середины 1950-х годов основную тяжесть приходской деятельности в Сеуле нес священник-кореец Борис Мун, отдавший миссионерскому делу 21 год своей жизни. И только спустя два десятилетия православная миссия в Южной Корее активизировала свою деятельность благодаря трудам новых пастырей, прибывших сюда из Греции. В настоящее время в миссионерском центре Сеула имеется храм в честь Успения Богоматери. Уже в течение ряда лет выходит православный еженедельник «Ио Бо». В 1968 году для маленьких православных корейцев было построено здание воскресной школы, которую посещает около 500 детей. В распоряжении молодежи имеется летний лагерь «Фавор», где юноши и девушки, а также дети проводят каникулы. 1982 год был отмечен двумя новыми событиями в жизни корейских христиан. Был освящен новый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы во втором по величине городе страны Пусане, а также начала работу духовная семинария в Сеуле; ее первыми воспитанниками стали 12 человек. Лучшие из них могут продолжать образование на богословском факультете Афинского университета. Несколько выпускников семинарии проходили стажировку в Санкт-Петербургской духовной академии. Работа духовной семинарии в Сеуле проходит в тесном контакте с Ассоциацией православной молодежи Кореи. Активисты этой организации проводят тематические встречи, лекции, ведут работу с детьми. Одна из главных задач ассоциации – проведение миссионерских рейдов в школах, институтах, домах престарелых, приютах и на предприятиях. Корейская православная миссия поддерживает братские контакты с Поместными Православными и другими христианскими Церквями. Весьма символично, что в 1990 году верующие Кореи собрали 1,5 млн долларов для выпуска значительного тиража Библии на русском языке в рамках проекта гуманитарной помощи нашей стране.

"Игумен
Игумен Феофан (Ким)
В1993 году на корейскую кафедру был поставлен архимандрит Сатириус, который служит в Корее с 1975 года. В июне 2004 года он был возведен в сан митрополита.

С сентября 2000 года окормлением российской общины в Сеуле занимается священнослужитель Русской Православной Церкви иеромонах Феофан (Ким; с 6 июня 2006 года игумен). 6 мая 2006 года ему было присвоено звание «Почетный гражданин Сеула».

В нынешнем 2007 году исполняется 110 лет со дня основания Русской духовной миссии в Корее, пускай же не угасает и на корейской земле свет христианской веры, полученный нами от Господа нашего Иисуса Христа.

Юрий Кищук

24 апреля 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×