Настоятели Сретенского монастыря в 1730-е годы

Игумен Феодор (Левонов), настоятель Сретенского монастыря в 1731 году

Загрузить увеличенное изображение. 498 x 600 px. Размер файла 112111 b.
 Сретенский монастырь
Сретенский монастырь
Игумен Николаевского Колоцкого монастыря Можайского уезда Феодор 13 января 1731 года назначен настоятелем московского Сретенского монастыря на место игумена Исаакия, переведенного в московский Крестовоздвиженский монастырь[1].

По документам Святейшего Синода, Феодор до этого назначения долгое время был иеродиаконом Синодального дома[2], а затем, с февраля 1727 года, – настоятелем Колоцкого монастыря, со времени, когда обитель приобрела самостоятельность (ранее она была приписана к Новоспасскому монастырю)[3].

При игумене Феодоре в Сретенском монастыре числилось 13 монахов[4]. При нем в обитель пришли:

«Иеродиакон Иов, постриженик Васильевского монастыря, что в Нижегородском уезде; в Сретенский монастырь он был принят игуменом для нужды церковной.

Монах Варлаам, 24 года, пострижен в Ордынской пустыни, что в Бельском уезде, 4 декабря 1727 года, а в Сретенском монастыре отбывает шестой месяц; принят для нужды церковной в канархиста игуменом Федором»[5].

В документах Синодального казенного приказа за 1732 году находим следующую запись об окладах церквей Сретенского монастыря: «В прошлом 22 марта 1731 году велено Владимирскую в Сретенском монастыре и Марии Египетской церковь из оклада исключить и данные и прочие деньги по расчислению наложить на те церкви, к которым прихожане с 1723 года в приход ходят того же Сретенского сорока церквям»[6].

В делах 1731 года сохранилась ведомость о ежегодных крестных ходах в Москве. В Сретенский монастырь они совершались три раза в год. Причем 21 мая в нем участвовали три сорока – малый ход, а 23 июня и 26 августа участвовали все сороки – большой ход[7].

4 августа 1731 года вышло синодальное определение о недозволении монашествующим Московской епархии без нужды отлучаться из монастырей. В случае крайней монастырской нужды отпускать со свидетельством о личности и с указанием срока для отпуска. Отпущенным из монастыря являться в духовной дикастерии и жить в Москве в монастыре, а не в светских домах; бродящих монахов дикастерии сыскивать, допрашивать и доносить Святейшему Синоду[8].

9 октября 1731 года скончалась сестра государыни царевна и великая княжна Параскева Иоанновна. Духовенство и монахи Сретенского монастыря участвовали в совершении заупокойных служб и чтении Евангелия при теле ее высочества[9]. В этом же году скончались бывшая царица Евдокия Федоровна (в иночестве Елена), герцогиня Анна Петровна и великая княжна Наталья Алексеевна, которые поминались в московских монастырях (в том числе и в Сретенском)[10].

В делах Святейшего Синода сохранилось прошение будущего настоятеля Сретенского монастыря иеромонаха Евсевия (Левонова) о назначении его игуменом в московский Сретенский монастырь, в котором он сообщал, что живет без места в Крестовоздвиженском монастыре, а игумен Сретенского монастыря Феодор 29 октября 1731 года переведен в Угрешский монастырь. Просьба иеромонаха Евсевия была уважена Святейшим Синодом 31 декабря 1731 года[11].

24 февраля 1735 года игумен Феодор назначен ризничим московского Синодального дома[12]. Именоваться ему велено было иеромонахом (но при этом отмечено, чтобы во всех церемониях имел первое место перед игуменами других монастырей[13]). На этой должности он пробыл до октября 1737 года[14]. В мае 1735 года он был определен к произведению ставленнических дел[15].

Упоминание о синодальном ризничем Феодоре находим в связи с московским пожаром 1737 года при описании синодальной ризницы. «Имевшаяся у синодального ризничего иеромонаха Феодора в содержании синодальная ризница, и в казенной кладовой палате денежная казна, и в книгохранительнице и в апостольской церкви имевшаяся церковная утварь не горели, и все в целости, только в оной же апостольской церкви в алтаре престола и жертвенника верхние доски взломаны и одежды, которые на них были, и завес, и по сторонам два завеса же от скорого и внезапного великого пожара “от скорости обирательством” во многих местах изодраны, а также и серебряное паникадило и лампады, “за опасением того же пожара”, оборваны, “и, может быть, некоторых штучек и мест серебряных и не без утраты”… да в имевшейся в саду беседке три картины писанные, две на полотне, а третья на объяри, сгорели без остатка – отмечал ризничий иеромонах Феодор»[16]. Также в другом месте: «На духовной дикастерии, которая подле стены и алтарных окон ниц церкви Дванадесяти апостолов, горела кровля, от которой загорелись в показанных алтарных окошках деревянные рамы, и пробивало сквозь затворы в алтарь пламенем и искрами, “чего для от того великого страха” ризничий иеромонах Феодор с пономарем едва выломал, также с престола и жертвенника одежды и срачицы снял и три завеса и серебряные лампады “за страхом” оборвал, “и в том снятии и обрывании лампад учинилось напрестольной срачице, и завесам, и от лампад цепочкам повреждение”»[17].

В октябре 1737 года ризничий иеромонах Феодор скончался[18].

Игумен Евсевий (Леонов), настоятель Сретенского монастыря в 1732–1736 год

В документах Святейшего Синода за 1731 год сохранились два прошения: одно прошение – крестьян Николаевского Амвросиева Дудина монастыря 1730 года о назначении к ним в игумены из московского Крестовоздвиженского монастыря Евсевия (Леонова)[19], а другое прошение – иеромонаха Евсевия (Левонова) о назначении его игуменом в московский Сретенский монастырь, в котором он сообщал, что живет без места в Крестовоздвиженском монастыре[20].

Ответ по первому прошению остался не известным, но в этом деле (№ 331) сохранился послужной список иеромонаха Евсевия.

Евсевий (в миру Евтихий Иванович Леонов) родился в Москве в 1687 году. Отец его был дьяком в Приказе Большого дворца и умер в 1704 году.

С 7205 (т.е. 1697) года по 1706 год Евсевий был подъячим в означенном приказе, с 1706 по 1710 год – подъячим в московском Сибирском приказе; с 1710 по 1714 год был в Сибири, в городе Тюмени, «с приписью», и в 1714 году – комиссаром в городе Кунгуре.

15 октября 1717 он овдовел, и 18 сентября 1718 года постригся в монашество в Троицком Тюменском монастыре при архимандрите Геннадии (Комаровском), который потом был архимандритом Тобольского Знаменского монастыря.

С 30 января 1719 года Евсевий – казначей Тобольского архиерейского дома. 6 июня 1720 года рукоположен в иеродиаконы, а 8 июня – в иеромонахи. 10 октября 1722 назначен игуменом Невьянского Богоявленского монастыря Верхотурского уезда. Монастырь этот был упразднен 25 ноября 1724 года, и Евсевий в 1724 году был перемещен в Успенский Долматов монастырь Тобольского уезда.

В ноябре 1726 года Евсевий прислан в Московскою синодальную канцелярию, а затем в Преображенский приказ, где был оправдан. Поступил для пропитания в Чудов монастырь и 20 августа 1727 года сделан там казначеем.

31 октября 1729 года перешел на московский двор Ростовского архиерея и писался там казначеем.

21 апреля 1730 года Святейшим Синодом определен в московский Крестовоздвиженский монастырь[21].

31 декабря 1731 года Святейший Синод уважил просьбу иеромонаха Евсевия о назначении его игуменом Сретенского монастыря[22].

В делах 1734 года находится реестр, учиненный духовной дикастерией, монахов, постриженных и принятых после указа: в Сретенском монастыре показаны семь монахов, при этом постриженных после 1723 года и принятых из других монастырей после 1725 года не имеется[23].

При игумене Евсевии в Сретенском монастыре были:

– иеродиакон Дионисий, 35 лет, пострижен в Покровском монастыре, что на Болхне, 12 марта 1711 года, в иеродиаконы произведен в 1722 году в Москве преосвященным Григорием, архиепископом Палестинским; г. Пенза, Преображенский монастырь; потом стал служить в прежнем Покровском монастыре по прихожему паспорту. В 1732 году иеродиакон Дионисий проживал в московском Сретенском монастыре; по доношению игумена Евсевия, он из монастыря бежал и в 1733 году был принят в братство московского Крестовоздвиженского монастыря игуменом Исаакием (прежним наместником Сретенского монастыря), но как беспаспортный сыскан был в дикастерию и по показанию последней отправлен в прежний Покровский монастырь[24];

– иеромонах Сергий, пострижен в монашество из вдовых диаконов Суздальской епархии в 1716 году в Шуйском Троицком монастыре при архимандрите Макарии. В иеромонахи был рукоположен в Переяславском Данилове монастыре, по ходатайству архимандрита этого монастыря Викентия, в 1730 году. В Сретенском монастыре проживал с 1732 года по прошению Евсевия (Леонова). По отзывам архимандрита Высокопетровского монастыря Аввакума, Крестовоздвиженского игумена Исаакия, братии монастыря и вкладчиков Сретенского монастыря бригадира Дмитрия Порецкого и секретаря Ивана Черного, иеромонах Сергий был человеком доброго состояния. 21 августа 1734 года Святейший Синод постановил произвести иеромонаха Сергия в игумены Городецкого Авраамиева монастыря[25].

Известно также, что в монастыре на 1736 год проживали, помимо игумена, шесть человек: казначей Антоний, иеромонах Тимофей, монахи Иаков, Афанасий и другие[26].

13 мая 1736 года неизвестные люди ворвались в келью игумена Евсевия, избили его, разграбили имущество и оставили его при смерти.

По словам игумена, сначала ворвались в келью пять человек в шапках и кафтанах и представились каменщиками, а когда он их вытолкал в сени, к ним с крыльца вскочили еще пять человек, один из которых ударил келейника в голову, и тот упал на землю, а потом ударил ножом в голову игумена, отчего тот упал, и схватил за горло, чтобы не кричал, а другие били.

Пограбив, воры связали его и келейника и, накрыв шубою, ушли. 16 июля игумен Евсевий скончался.

По распоряжению Синодальной канцелярии, тело игумена Евсевия погребено архимандритом Богоявленского монастыря Герасимом.

В деле говорится, что в Сретенском монастыре в это время проживало шесть человек монахов, «да из них половина дряхлых и престарелых», и высказываются опасения, как бы «от такого малолюдства и одиночества не учинилось бы церкви какого расхищения, как и над игуменским имением».

Для охраны монастырского имущества вытребованы от Коллегии экономии четыре солдата. До получения резолюции из Сыскного приказа в Святейший Синод решено было пока в монастырь никого не определять[27].


Иеромонах Иоанн (Лудищев)

21 октября 2009 г.

[1] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 11: 1731 г. СПб., 1903. С. 41. Дело № 21.
[2] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 7: 1727 г. СПб., 1885. С. 303. Дело № 293.
[3] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 6: 1726 г. СПб., 1883. С. 361. Дело № 210.
[4] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 11. С. 490. Дело № 329.
[5] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 10: 1730 г. СПб., 1901. С. 1052–1053. Приложение 9.
[6] Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг преждебывших патриарших приказов / Под рук. И.Е. Забелина. М., 1884. С. 555–556.
[7] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 11. С. 976–978. Приложение 8.
[8] Там же. С. 456. Дело № 291.
[9] Там же. С. 598. Дело № 532; С. 1138. Приложение 15.
[10] Там же. С. 490. Дело № 329.
[11] Там же. С. 765. Дело № 532.
[12] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 15: 1735 г. СПб., 1907. С. 53. Дело № 7.
[13] Скворцов Н.А., протоиерей. Архив московской Святейшего Синода конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. М., 1914. С. 412.
[14] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 15. С. 56. Дело № 7.
[15] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 16: 1736 г. СПб., 1906. С. 515. Дело № 409.
[16] Скворцов Н.А., протоиерей. Архив московской Святейшего Синода конторы. С. 543.
[17] Там же. С. 581.
[18] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 15. С. 56. Дело № 7.
[19] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 11. С. 495–497. Дело № 331.
[20] Там же. С. 765. Дело № 532.
[21] Там же. С. 495–497. Дело № 331.
[22] Там же. С. 765. Дело № 532.
[23] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 14: 1734 г. СПб., 1910. С. 870. Приложение 24.
[24] Там же. С. 115–116. Дело № 94.
[25] Там же. С. 289–290. Дело № 222.
[26] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 16. С. 235–237. Дело № 201.
[27] Там же. С. 235–237.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
И.С., Москва24 октября 2009, 00:00
Отец Иоанн, спасибо Вам за рассказы об истории дорогой обители. Как неоценим этот труд: многосторонняя историческая действительность предстает перед нами год за годом, погружаешься в эпоху, а подробные жизнеописания настоятелей Сретенского монастыря просто уникальны.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке