Святой Павлин Йоркский

Святитель Павлин
Святитель Павлин
Неизвестно, когда в Йорке появилась первая христианская церковь, но можно предположить, что это было во времена римского господства – в период с I по III век. Йорк, носивший римское название Эборак, был очень значимым городом. Предание сохранило имена трех местных епископов – Самсона, Пирама и Тадиока, но все они фигуры призрачные, и нам известно о них совсем мало, равно как и о христианской жизни в Йорке до VII века.

Святитель Августин после первых успехов проповеди на юго-востоке Англии писал в Рим святому папе Григорию Двоеслову, что весьма нуждается в помощниках. Как пишет святой Беда Достопочтенный, первыми (и самыми выдающимися) миссионерами, приехавшими в 601 году помогать святителю Августину, были «Меллит[1], Иуст[2], Павлин и Руфиниан». Они все были отправлены святителем Григорием из его монастыря во имя святого Андрея, который располагался на Целийском холме в Риме.

Святой Павлин (память 10/23 октября) был римлянином по происхождению; Беда Достопочтенный описывает его так: человек «высокого роста, с темными волосами и тонким орлиным носом». Святой Павлин обосновался в столице королевства Кент Кентербери, где и провел 24 года. Сюда были привезены облачения, священные сосуды, мощи святых, алтарные покровы, украшения для церквей и «многочисленные книги». Когда святой король Кента Этельберт (память 15 февраля) пожелал выдать свою дочь Этельбургу замуж за короля Нортумбрии Эдвина (тогда еще язычника), монах (или, скорее, иеромонах) Павлин был призван к иному служению. Получив обещание от короля Эдвина, что в Нортумбрии не будет чиниться никаких препятствий христианской вере, архиепископ Иуст Кентерберийский совершил 21 июля 625 года над святым Павлином, «человеком, любимым Богом» (как пишет святой Беда), хиротонию во епископа. Ему поручили миссию на севере, а также доверили Этельбургу и людей, отправлявшихся вместе с нею. Святой Павлин стал личным священником Этельбурги, он ежедневно совершал литургию и давал ей наставления.

Сначала святой Павлин именовался «епископом нортумбрийцев». И так как Эдвин показал готовность следовать в жизни и вере христианскому учению, то святой Павлин надеялся преуспеть в роли миссионера. Открывалась долгожданная возможность для миссии святителя Августина продвинуться с юга Англии дальше на север, о чем миссионеры не переставали усердно молиться. Ясно, что намерением святителя Павлина было не только «предотвратить с помощию Божией отпадение от веры тех, кто прибыл с ним, но и обращать по мере сил своею проповедью язычников к вере», «принести народу знание христианской истины» (святой Беда). И ради этого он непрестанно трудился.

На следующий год королева Этельбурга родила дочь, которую назвали Энфледой и крестили в день Пятидесятницы вместе с двенадцатью другими нортумбрийцами. Настолько важным было это событие, что даже папа Бонифаций направил послание королю, а затем и королеве, обязывая Эдвина принять святое крещение. И Эдвин крестился в 627 году, отмеченном также разрушением главного языческого храма и идолов их собственным верховным жрецом в Нортумбрии, в городке под названием Гудманхем в Йоркшире, чего и добивался святой Павлин. Король Эдвин принял таинство крещения в день Пасхи 12 апреля, вместе с ним крестились многие как из знати, так и из простых людей. Эдвина крестили в Йорке в деревянной церкви во имя апостола Петра, которую воздвиг сам король. Позднее она была перестроена в каменную. Можно предположить, что народ крестился в другом месте, например в реке Дервент, рядом с которой находилась королевская резиденция. До сих пор часть этой реки рядом с римской крепостью у города Мэлтон носит название «Иордан» в память о тех исторически значимых событиях.

Следующие шесть лет святой Павлин проповедовал по всему северу. В эти годы он крестил и четырех сыновей короля Эдвина, а также его вторую дочь, внука и внучатую племянницу, будущую святую Хильду.

Однажды в королевском поместье Иверинг около Глендейла святитель Павлин 36 дней подряд наставлял в вере, оглашал и крестил людей в реке Глен, которая сейчас носит название Боуэнт. В Холистоуне области Кокетдейл королевства Нортумбрии святитель в 627 году крестил сразу три тысячи человек в «источнике Божией Матери», который здесь когда-то забил из земли и где со временем рядом была устроена купальня. Еще святой Павлин крестил в реке Свейл рядом с Кэттериком, где ему помогал преданный диакон Иаков, впоследствии прославленный в лике святых (память 17 августа). Святитель также проповедовал в Камберленде и построил каменную церковь в месте под названием «Камподун», которое можно отождествить с нынешним городом Тэнфилд в Йоркшире.

Святой Эдвин
Святой Эдвин
Из Нортумбрии вера христианская должна была распространяться далее. Столь сильными были вера и усердие короля Эдвина, что он лично уговорил короля восточных англов Эрпвальда вместе со всем его народом принять христианство. Святой Павлин же проповедовал к югу от реки Хамбер в районе Линдси. В Линкольне святитель крестил местного сельского старосту, по имени Блэкка, и всю его семью. Здесь святитель воздвиг каменную церковь «красивой работы» (по словам святого Беды), в ней он в 628 году посвятил Онория, будущего архиепископа Кентерберийского[3], в сан епископа. Он также крестил в реке Трент в районе Литтлборо и близ Саутуэлл графства Ноттингемшир, и здесь ему тоже помогал верный диакон Иаков.

С тех времен сохранилось следующее описание святителя Павлина: «Он был высокого роста и слегка сутулый, имел темные волосы и лицо настоящего аскета; нос его был тонкий и немного крючковатый. В нем чувствовалось величие истинного преподобного мужа». Однако его успех был недолгим. 12 октября 633 года король Эдвин был убит в бою с языческим королем Пендой Мерсийским и его союзником Кадваллоном, который лишь на словах был христианином, а по делам своим – варваром. После кровавой резни главу Эдвина перенесли в церковь города Йорка, где она долгое время и хранилась, а самого Эдвина стали чтить как святого мученика за христианскую веру.

Епископ Павлин вместе с королевой Этельбургой и Энфледой, первой дочерью короля Эдвина, вернулся морем в Кент. Примерно в это время скончался епископ Роман Рочестерский, и его кафедра пустовала. Святитель Павлин, которому тогда было почти 60 лет, взял на себя служение в Рочестерской епархии Кента и оставался на этой должности последующие 11 лет своей жизни. Но только в 634 году он получил из Рима паллий как епископ Йорка (в то время в Риме еще не знали о гибели короля Эдвина).

Нам мало что известно о деятельности святителя Павлина в Рочестере. По преданию, он однажды совершил поездку в Гластонбери, где перестроил старинную церковь во имя святой Марии и покрыл ее крышу ментипским свинцом. В Кенте, как мы можем предположить, святитель Павлин помогал вдовствующей королеве Этельбурге устроить монастырь в Лиминдже. В этой обители Этельбурга подвизалась, она была ее настоятельницей; здесь же 8 сентября 647 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, она и преставилась. Ее дочь Энфледа, овдовев, стала монахиней в монастыре Уитби в 670 году, в годы игуменства своей родственницы, святой Хильды, после смерти которой (680) Энфледа стала настоятельницей этого монастыря. Энфледа преставилась 10 февраля примерно в 704 году. Обе – и Этельбурга, и Энфледа – являются почитаемыми святыми.

Сам епископ Павлин отошел ко Господу 10 октября 644 года, потрудившись в Англии 43 года. Его помнили и почитали на севере. В Глендейле графства Нортумберленд в честь святителя Павлина освящена церковь Брэнкстона, хотя она и называется «церковью святого Павла» – имя «Павлин» часто сокращали до «Павел»: Paulinus – Paul. Источник неподалеку носит название «Паллинсбурн» – здесь, несомненно, святитель Павлин имел обыкновение крестить. В Дьюсбери графства Йоркшир находится каменный крест с надписью: «Здесь проповедовал и служил Павлин». Похожие кресты стояли в Изингуолде и западнее, в Уолли графства Ланкашир. В Линкольне церковь святого Павла (называемая также церковью святого Павлина) стоит на церковном холме на том самом месте, где святитель построил каменную церковь. Церковь святого Павла в Стамфорде, возможно, напоминает о миссионерской поездке святителя Павлина в Линкольншир. Собор Саутуэлл-Минстер, скорее всего, тоже стоит на месте одной из основанных святителем церквей. В графстве Кент близ Рочестера две церкви освящены в честь святого Павлина, напоминая о его святительском служении в этой области. Одна из них находится в Крэйфорде, а другая – в деревне Сент-Полс-Крей, получившей название от имени святого и от церкви, посвященной ему. Мощи святителя Павлина особенно почитали в Рочестере и Йорке. Так сохраняется память о святом Павлине, епископе Йорка и Рочестера.

Протоиерей Андрей Филлипс

Перевел с английского Дмитрий Лапа
Глава из книги «Orthodox Christianity and English tradition»

23 октября 2009 г.

[1] Меллит (также Меллитий) Кентерберийский, святитель († 624; память 24 апреля). Сначала был аббатом монастыря святого Андрея на Целийском холме в Риме. Святитель Григорий Двоеслов отправил его в Англию в 601 году. Известен своей миссионерской деятельностью. Святой Меллит провел три года в Кенте, а затем стал первым епископом Лондонским. Святой успешно обратил ко Христу и крестил короля восточных саксов, но вскоре святителя выслали из Англии в Галлию за то, что он отказался причащать отступников от веры (сыновей короля Эссекса). В 619 году его снова позвали в Англию в Кент и назначили архиепископом Кентерберийским, третьим после святителя Лаврентия (619–624). Святитель Меллит, хотя и мучимый подагрой, ревностно служил на архиепископской кафедре. И настолько сильной была его вера, что, когда однажды большая часть города Кентербери была в огне и огонь почти добрался до церкви, он попросил, чтобы его, болящего, внесли в церковь – тут он молитвой остановил огонь и вызвал сильный ветер, унесший пламя прочь из города.

[2] Иуст Кентерберийский, святитель († 627; память 10 ноября). Родом из Рима. Святитель Григорий Двоеслов послал его в Англию в 601 году помочь миссии святого Августина. В 604 году святой Иуст стал первым епископом Рочестерским – тогда святой король Этельберт Кентский выстроил в Рочестере собор святого Андрея и жаловал святому земли вокруг него. В 624 году святитель Иуст стал преемником святителя Меллития на Кентерберийской кафедре (624–627). Является четвертым архиепископом Кентерберийским. При его архиепископстве была крещена Нортумбрия. Святитель Иуст посвятил святого Павлина в первого епископа Йоркского.

[3] Онорий (также Гонорий) Кентерберийский, святитель († 653; память 30 сентября) родился в Риме. В 627 году он сменил святителя Иуста, став пятым архиепископом Кентерберийским (627–653). Его рукоположил святитель Павлин Йоркский в городе Линкольн. Отличался святой жизнью. Святой Онорий посвятил святого Феликса в епископа восточных англов и святого Итамара, первого епископа из англов, в епископа Рочестерского.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Дмитрий 3 ноября 2009, 20:21
Уважаемый Николай, этот витраж - католическое изображение святого, а не икона. Католики почитают многих православных святых, например, свт. Николая Мирликийского, существуют католические изображения и этого святого тоже. Изображение святого Павлина, к сожалению, единственное сохранившееся с прежних веков. Православная икона ему и некоторым другим православным святым Британии пока не были написаны, но думаю, что в ближайшем будущем обязательно будут.
Николай 3 ноября 2009, 10:38
Я наверное проявляю свою безграмотность, подскажите пожалуйста. Почему на картинке св. Павлин в облочении католических священников???
Ольга30 октября 2009, 15:04
Про португальских святых уже писали. Очень интересно. Но лично мне ближе святые английские, потому что я в силу своей специальности связана с английским языком и, следовательно, с историей и культурой Англии. Очень рада за англичан, у которых стараниями митрополита Антония появилась возможность обратиться к своим корням.
Олег28 октября 2009, 12:49
Браво, Дмитрий! Особенно важно не опускаться до национализма - последствия этого мы видим на Украине, где не только всевозможные раскольники, но и многие (к сожалению, очень многие) священнослужители ратуют за "онационаливание" православия. Ничего, кроме ненависти к окружающим этносам это не может принести. Сначала идет разговор о поместной церкви с богослужением на "понятном" языке, а потом появляются "враги", "оккупировавшие" те или иные территории и "узурпировавшие" право называться так или иначе (например, русскими)...
Дмитрий27 октября 2009, 20:32
Уважаемая Ирина, за всю историю христианства во многих странах мира просияли многочисленные православные святые угодники Божии (в Европе ли, в Азии ли, в Африке и даже в Америке). Будучи православными, мы обязательно должны почитать святых. Все православные Святые - это святые Божии, они не имеют национальностей в Царствии Небесном, они все едины. Это очень важно понимать. В какой бы стране не просиял тот или иной православный святой, он прежде всего Христов, а не русский, румынский, индийский и т.д. В Западной Европе в I тысячелетии просияло примерно 10 000 святых. Они оставили огромное духовное и культурное наследие. По-моему, очень важно изучать эту малоизвестную страницу истории православия. Может быть, это будет немного грубо сказано, но мы ни в коем случае не должны упрощать православие до русского национализма. Это будет роковая ошибка. В таком случае, мы рано или поздно придем к тому, что и святителя Николая не следует почитать только потому, что он "нерусский" святой! Это абсурд. Нам обязательно надо постигать глубины святой православной веры, ее красоту и величие, в чем нам также немало помогают жития святых, как древних, так и современных, как святых Руси и Афона, так святых Британии и Рима.
Ирина27 октября 2009, 14:58
Дмитрий! Вы не представляете как я рада наконец-то получить ответ на этот вопрос. Потому что никто мне так чётко на него до этого момента и не ответил. (Простите, что вам пришлось повторяться, конечно). А тогда получается, что нам дела не должно быть до них? Грубо звучит, наверное, но что-то в этом роде? Как вообще к ним относиться?
Евгений27 октября 2009, 01:34
Спасибо большое за статью. Но хотелось бы почитать статьи не только про святых Британских островов, но и святых Испании, Португалии, Германии и прочих.
Дмитрий26 октября 2009, 14:57
Уважаемая Ирина, хотя не считаю целесообразным повторять это в каждой статье, но скажу еще раз. В наших святцах нет имен ряда святых других поместных православных церквей (например, Константинопольского патриархата и др.). В том числе, у нас в календаре нет имен очень многих православных святых, просиявших на Западе в I тысячелетии. Британские святые - один из таких примеров (а святые, жившие на Западе, принадлежали православному римскому патриархату до Великого раскола). Но все святые, просиявшие на Британских островах и в Ирландии до середины XI века, являются местночтимыми святыми Сурожской епархии Русской Православной Церкви, а также почитаемыми святыми Русской Православной Церкви за Границей.
Андрей26 октября 2009, 01:56
Неплохо бы, приводя здесь местночтимых святых тех или иных епархий, в том числе, зарубежных, подчеркивать это, чтобе не вводить людей в заблуждение....
Ирина24 октября 2009, 11:06
Давно интересует такой вопрос: почему некоторых канонизированных православных святых нельзя найти в святцах?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×