Молитва патриарха

Сегодня состоялось погребение Сербского Патриарха Павла, который почил 15 ноября сего года. Представляется уместным кратко рассмотреть основные вехи его долгого жизненного пути.

Его Святейшество патриарх Павел, сорок четвёртый Предстоятель Сербской Православной Церкви, родился 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы. В то время оно находилось на территории Австро-Венгерской империи, а сейчас находится в Хорватии. Мирское имя его было Гойко Стойчевич. Отец его был серб, а мать — хорватка, оба они умерли, когда их сын был ещё младенцем, и воспитывала его тётя. Будущий патриарх с детства был слаб здоровьем, потому его не привлекали к обычным деревенским работам, но отправили учиться.

В 1929 г. он окончил гимназию в Белграде, затем поступил в семинарию в Сараево, которую окончил к 1936 г. Вернувшись в столицу, Гойко поступил сразу на медицинский и на богословский факультеты Белградского Университета — первый он оставил после второго курса, а второй окончил как раз перед началом Второй мировой войны.

Во время войны по приглашению своего школьного друга будущий патриарх поселился в монастыре Святой Троицы на Овчаре, затем преподавал Закон Божий детям беженцев в местечке Баня Ковиляча. В это время он тяжело заболел, врачи диагностировали туберкулёз и предрекали, что осталось ему лишь три месяца жизни. Гойко перешёл в монастырь Вуян и здесь получил от Господа исцеление.

Уже после войны, в 1946 г. он принял монашество с именем Павел в Благовещенском монастыре и тогда же был рукоположен в диаконский сан. С 1949 по 1955 гг. служил и подвизался в обители Рача, где нес различные монастырские послушания. В 1950/1951 учебном году преподавал в Призренской семинарии в честь святых Кирилла и Мефодия. Рукоположен в сан иеромонаха в 1954 г. Затем с 1955 по 1957 гг. изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на Богословском факультете в Афинах.

В мае 1957 г. иеромонах Павел был избран, а в сентябре того же года хиротонисан во епископа Рашко-Призренского — эта епархия на Косово и Метохии. Епископ Павел активно строил здесь новые храмы и восстанавливал разрушенные или обветшавшие. Много путешествовал и служил во всех приходах своей епархии. Особенно заботился о Призренской семинарии, где преподавал церковное пение и церковнославянский язык.

Патриарх занимался и научными трудами. Он автор монографии о монастыре святого Иоанникия Девичского, также с 1972 г. он печатал статьи, которые позднее были изданы в трехтомнике «Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры»; некоторые выдержки из этого труда недавно были опубликованы в переводе на руский язык. Также владыка Павел занимался редактированием и подготовкой к изданию многих богослужебных книг.

В 1988 году Богословский факультет в Белграде присвоил ему степень доктора богословия (honoris causa).

Долгое время он был председателем синодальной комиссии по переводу Священного Писания Нового Завета. Этот перевод был официально одобрен Церковью и издан в 1984 г. Также епископ Павел был председателем синодальной богослужебной комиссии, которая готовила к изданию служебник на сербском языке.

В ноябре 1990 г. по решению Священного Архиерейского Собора СПЦ епископ Павел был избран Предстоятелем Сербской Церкви, став преемником заболевшего патриарха Германа. Интронизация Патриарха Павла состоялась 2 декабря 1990 года в кафедральном соборе Белграда.

Период патриаршества Его Святейшества Павла выпал на очень тяжёлое время: распад Югославии, война с хорватами и боснийцами и натовская агрессия в середине 1990-х годов, затем волнения в Косово и вторая агрессия НАТО против Сербии, отделение Черногории, где при поддержке властей возникла и поддерживается раскольническая «Черногорская Церковь», наконец, насильственное и противозаконное отторжение Косово от Сербии. Во всех нелёгких событиях, Патриарх поддерживал и утешал свою паству.

Патриарх был известен своим очень скромным образом жизни, был доступен и прост в общении, внимателен к своим клирикам и пастве. Люди искренне любили своего Патриарха, многие считали его современным святым. Его авторитет был велик и во Вселенской Православной Церкви. С первосвятительскими визитами Патриарх Павел посещал свою паству не только в странах бывшей Югославии, но и сербов в Австралии, Америке, Канаде и Западной Европе.

За время его патриаршества произошло немало позитивных событий. Был открыт ряд семинарий, восстановлен в рамках Белградского Университета богословский факультет, возобновлено преподавание Закона Божия в школах. Был в 1992 г. уврачёван «американский раскол», возникший в среде сербов США во время коммунистической Югославии — своего рода некий аналог Русской Зарубежной Церкви. Велась большая работа по уврачеванию македонского раскола, и хотя из-за того, что достигнутые в Ниш соглашения были потом отвернуты со стороны раскольнической «Македонской Православной Церкви», тем не менее, при активном участии Патриарха в Македонии всё же появилась вновь каноническая Церковь юрисдикции Сербского Патриархата, после того как в 2002 г. перешёл из раскола митрополит Велесский Иоанн, и были рукоположены другие архиереи, и таким образом возрождена Православная Охридская Архиепископия, несмотря на сильное противодействие со стороны македонской власти и раскольников.

С 2007 г. состояние здоровья патриарха ухудшилось настолько, что он был вынужден проводить всё время в палате Военно-медицинской академии. Неоднократно Патриарх обращался к Архиерейскому Собору с просьбой об увольнении на покой по состоянию здоровья, но архиереи Сербской Церкви сочли лучшим не избирать нового Патриарха при жизни Его Святейшества Павла, считая его Предстоятелем Церкви.

15 ноября 2009 года Патриарх Сербский Павел отошел ко Господу в 10 часов 45 минут после принятия Святых Христовых Таин.

Из великого наследия почившего Патриарха Павла хочется предложить вниманию русского читателя его молитву — это особые прошения, которые были составлены им во время войны на территории бывшей Югославии, их следовало вставлять на богослужении в сугубую ектенью. Эта молитва показывает, какое отношение Патриарх Павел имел к тем трагическим событиям, и какое отношение взращивал среди своей паствы. В ней также содержится немалое назидание всем тем, кто терпит обиды и притеснения от врагов.

«О милости Божией к нам, недостойным рабам Его, да сохранит всех нас от ненависти и злых дел, и да вселит в нас любовь самоотверженную, по которой все узнают, что мы ученики Христовы, народ Божий, как и святые предки наши, и да вовек знаем, как определить истину и справедливость Царства небесного, Господу помолимся.

О всех тех, кто чинил неправду ближним своим, угнетал сирот или невинную кровь пролил, воздавая ненавистью за ненависть, да дарует им Бог покаяние, просветление ума и сердца и воссияние души светом любви ко врагам, Господу помолимся.

Господи, сколь много врагов, воюющих против нас и говорящих: нет им помощи ни от Бога, ни от людей. Господи, простри к нам руку Твою, да станем народом Твоим и по вере и по делам. Если надлежит пострадать нам, пусть будет это на пути справедливости Твоей и истины Твоей,не допусти, чтобы то было по неправде нашей или по ненависти к кому-либо. Рцем вси усердно: Господи, помилуй!

Ещё молимся Богу, Спасителю всех людей, и за врагов,да отвратит их человеколюбивый Господь от насилия над православным народом нашим; дабы не рушили наши святые храмы и могилы, не убивали детей, и народ не изгоняли, но да и они пусть обратятся на путь покаяния, правды и спасения. Рцем вси усердно: Господи, помилуй!»

Текст молитвы взят с сайта svetosavlje.org

Юрий Максимов

Богослов.Ru

23 ноября 2009 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×