«Святых чудес заветные места…»

О выставке «Тысяча лет русского паломничества»

Паломничество по святым местам, составляя существенную черту православной церковной жизни, представляет собой в то же время бесценный историко-культурный феномен. Об этом и рассказывает выставка «Тысяча лет русского паломничества», открывшаяся в Государственном Историческом музее. Работа выставки продлится до 28 февраля 2010 года.

«Круги» внешний и внутренний

– Соединение этих двух аспектов – духовно-религиозного и историко-культурного – как раз и положено в основу концепции выставки, – рассказывает руководитель авторской группы выставки, главный научный сотрудник Государственного Исторического музея, доктор филологических наук Елена Михайловна Юхименко, знакомившая нас с экспозицией. – 1000-летняя история русского паломничества отражает памятные вехи Русской Православной Церкви – от хождения в Царьград княгини Ольги в 955 году и ее крещении там, единичных «хождений россов» ХI–ХVII веков до поездок писателей и ученых ХIХ века и образования Палестинского общества в 1882 году.

С инициативой создания выставки выступил Паломнический центр Московского Патриархата. Большая часть экспонатов – из Исторического музея, но свои материалы предоставили и Третьяковская галерея, Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург), Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, московский Музей-усадьба «Останкино», Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Тульский музей изобразительных искусств, частные собрания. В полном иллюстрированном каталоге выставки насчитывается 956 экспонатов, на стендах – более 600 экспонатов, многие из которых посетители увидят впервые.

Панагия «Троица Ветхозаветная». Палестина–Россия, XVIII в. Перламутр, резьба
Панагия «Троица Ветхозаветная». Палестина–Россия, XVIII в. Перламутр, резьба
– Представляя основные маршруты паломничества, или, пользуясь выражением поэта и путешественника Петра Вяземского, «святых чудес заветные места», мы решили пойти по географическому принципу, – продолжает Елена Михайловна. – Вот видите, по внешнему кругу зала расположились стенды, рассказывающие о паломничестве в зарубежье: это Святая Земля, Константинополь, Афон; по внутреннему кругу, очерченному контурами шатра, – наши, русские, главные объекты духовного путешествия в последовательности их возникновения: Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева лавра и Соловецкий монастырь. Чтобы полнее раскрыть значение паломничества как явления народной жизни и культуры, мы показываем и иные наши маршруты, менее звучные, но столь же значимые для приобретения духовного опыта: Нилову пустынь, Саров, Дивеево и другие.

Палитра предметного ряда выставки весьма разнообразна: иконы, виды монастырей и святых мест, фотографии, рукописные и печатные книги, карты, мемуарные источники и документы. Представлены и многочисленные паломнические реликвии и сувениры (изделия из дерева, камня, рога, перламутра), предметы бытового обихода паломников.

Предваряет экспозицию огромная, во всю стену, фотокомпозиция со старинным изображением исторического центра Москвы – заполненной народом Красной площади. Она также была центром паломничества: в собор Василия Блаженного, как и в другие московские храмы и монастыри, тянулись люди со всей России. Здесь можно увидеть и императрицу Александру Федоровну, посещающую Иверскую часовню. А рядом – простые паломники: и странники с посохами в руках, направляющиеся в Саров, и слепцы, спешащие на пароход до Соловков, и бородатые купцы с иконками святителя Николая Чудотворца – покровителя путешествующих. До изобретения паровоза даже в дальние паломничества отправлялись пешком, и это было своего рода подвигом смирения, необходимым для встречи со святынями.

В особой витрине собраны редчайшие реликвии, относящиеся к первым векам 1000-летней истории русского паломничества. Это археологические памятники византийского происхождения и найденные в Киеве нательные кресты, иконки, образки, светильники с христианской символикой, глиняные печати с изображениями святых, фрагменты мозаики храма святого Павла в Риме. Центр этой части экспозиции – икона равноапостольной княгини Ольги, стоявшей у истоков русского паломничества.

Хождение в Святую Землю

«Троица Ветхозаветная». Икона на спиле Мамврийского дуба. Россия, XIX в.
«Троица Ветхозаветная». Икона на спиле Мамврийского дуба. Россия, XIX в.
«И вдруг открылось нам многовожделенное наше сокровище, святый град Иерусалим, из-за которого много мы претерпели скорбей по морю и посуху, – писал инок Парфений (Агеев) в своем «Сказании о странствии…». – Теперь мы увидели его явственно своими очами, и неизреченной радости исполнились».

Не только монахи, но и русское общество в целом ощущало духовное родство с Палестиной – недаром само слово «Палестина» в русском языке слилось с понятием родины, отечества. Иерусалимский храм и Голгофа, Назарет и Вифлеем – эти названия были знакомы и близки каждому русскому человеку, ведь за ними стояли важнейшие события Священной истории, о которых рассказывали библейские и евангельские тексты; они упоминались в молитвах и песнопениях.

О Палестине рассказывает самая обширная часть выставки, сформированная, по словам Е.М. Юхименко, согласно церковно-археологическим постулатам. Первый раздел – Палестина как земля Авраама, Исаака и Иакова, и главное событие, о котором повествует данный раздел выставки, – явление Святой Троицы праотцу Аврааму у дуба Мамврийского.

Как известно, участок с этим дубом Русская духовная миссия приобрела в 1868 году, и он сразу стал местом паломничества русских. Сама миссия санкционировала изготовление иконы Троицы Ветхозаветной, написанной на срезе Мамврийского дуба. И в экспозиции как раз демонстрируется эта икона с печатью миссии из собрания Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Рядом представлены миниатюрные иконы Ветхозаветной Троицы, выполненные на раковине и в панагии. А вот один из поздних списков «Хожения» игумена Даниила в Святую Землю, предпринятого в ХII веке. Прекрасно иллюстрированный, список раскрыт также на миниатюре «Мамврийский дуб».

Палестину как место, где проходили земные деяния пророков Давида и Соломона, представляют Псалтирь в списке ХVI века с миниатюрой «Царь Давид в кругу музыкантов» и изображение царя Соломона в храме из библейского сборника. Здесь же скульптурные изображения Давида и Соломона, а также работы художника Василия Поленова «Евреи у стены Соломоновой» и «Аллеи в Гефсиманском саду» – результат его паломнической поездки.

Переходя к новозаветной истории, экспозиция ведет нас к Назарету, где было Благовещение Пресвятой Богородицы. Это событие представлено в памятниках иконописи, лицевого шитья, мелкой пластики, в частности икон на раковине. А вот изящную коробочку-реликварий с сюжетом Благовещения привез, по преданию, из паломнической поездки Николай Васильевич Гоголь.

Каждый человек, прибывший на Святую Землю, старался попасть в Вифлеем, где родился Спаситель. В экспозиции представлен графический лист с видом храма Рождества Христова, звездица и дискос.

Киево-Печерская икона Успения Божией Матери
Киево-Печерская икона Успения Божией Матери
Вифлеем был местом производства изделий из перламутра, ориентированных на паломников, и именно здесь их и приобретали – в Иерусалиме они стоили дороже. А вот и модель Вифлеемской пещеры и модель звезды, которая находится в крипте Рождества Христова. Иконы, кресты. На выполненном в технике резьбы по дереву восьмиконечном кресте две надписи: одна, резная, – о том, что он сделан в древнем Вифлееме; другая, чернилами, – что увезен в Тверскую губернию.

Паломники описывали Вифлеем и в своих записках. Это был особый жанр древнерусской и более поздней литературы – путевые записки (порой сопровождавшиеся рисунками) о «хождениях»; они широко распространялись в списках, объединялись в сборники. Среди авторов были не только монахи (как всем известный игумен Даниил), но и миряне: Трифон Коробейников († после 1594), казанский купец Василий Гагара (паломничал ко святым местам в 1634–1637 годах). В экспозиции представлены повесть Гавриила Назаретского (1651) и панорамный рисунок храма Рождества Христова из записок знаменитого «пешеходца», как он сам себя называл, Василия Григоровича-Барского († 1747).

Далее – стенд, посвященный Крещению Господню на Иордане. Здесь наши паломники срезали камыш, делали из него трости, которые привозили потом домой; ныряли в реку, пытаясь поднять со дна иорданский голыш; погружали в воду сорочки, платки… Из иорданского камня делались подсвечники, на нем писались иконы; есть иконы с изображением Крещения Господня, выполненные и на спиле оливы с берегов Иордана.

Гора Фавор особо привлекала к себе путешествующих, поскольку соотносилась с духовным смыслом паломничества – преображением собственной души. В экспозиции имеются два замечательных памятника. Прежде всего, это камень с горы Фавор, привезенный из путешествия в 1872 году великим князем Николаем Николаевичем-старшим. Уже в Петербурге он отдал эту реликвию ювелирам, чтобы поместить в золотой оклад, и подарил затем Преображенскому полку, шефом которого он являлся. Другой камень, тоже с горы Фавор, и икона Преображения Господня, писанная местными мастерами на спиле древа с этой горы, были привезены из поездки в Палестину в 1888 году великим князем Сергеем Александровичем. Помещенные в серебряные оклады и украшенные орнаментом из шитья мундиров Преображенского полка, эти реликвии также были переданы им в полк. Необычна и представленная тут же «насыпная» икона Преображения Господня, сделанная уральскими мастерами из уральских камней, – она объемно воспроизводит саму гору Фавор.

Паломник. 1880-е гг.
Паломник. 1880-е гг.
Безусловно, в Иерусалим попадал каждый паломник, стремившийся на Святую Землю, поэтому столь разнообразна экспозиция данного раздела: иконы писаные и резные из перламутра с изображением Распятия, образки, наперсные кресты с четками… Здесь же сюжеты новозаветной истории, связанные с Иерусалимом, например выполненная в резьбе по перламутру, тиснении по рогу носорога, на спиле оливы из Гефсиманского сада «Тайная вечеря». Представлены чудесные акварели Константина Карловича Герца († 1879) с видами Святого Града, а также карты и панорамы Иерусалима и остановок Страстного пути.

Храм Гроба Господня – центр притяжения русских паломников. На выставке представлены многочисленные виды храма и его различные модели. Вот известная модель, привезенная в 1648 году Иерусалимским патриархом Паисием; модель Арсения Суханова († 1668), который сделал в храме точные обмеры, положенные в основу Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Есть вид Иерусалима с окрестностями, работы греческих мастеров, с надписью в центре: «Михаил Иванович Титов, 1835» (на таких видах специально оставлялось место, куда паломники, купившие их, могли вписать свое имя и дату). На другой общей карте града читаем на обороте надпись: «Ярославская паломница, 1817 г., Стефанида, дьяконова жена Фионова». Здесь же представлены бронзовая модель Кувуклии Гроба Господня, сюжеты Воскресения Христова в различных иконах на перламутре. Привлекает внимание икона Вознесения в форме стопы, которая отпечаталась на камне.

Камень с горы Фавор в золотом окладе – дар великого князя Николая Николаевича-старшего Преображенскому полку
Камень с горы Фавор в золотом окладе – дар великого князя Николая Николаевича-старшего Преображенскому полку
Завершает палестинскую часть экспозиции раздел, посвященный Русской духовной миссии в Иерусалиме. И здесь в витрине можно увидеть много редких фотографий, документов, писем и даже просто кружку для пожертвований. Первым начальником миссии стал в 1848 году архимандрит Порфирий (Успенский). Он много путешествовал по Палестине, знакомясь с местными православными общинами (нередко оказывался первым русским человеком, посетившим то или иное селение), занимался археологическими исследованиями.

Начиная с 1882 года, Русская духовная миссия осуществляла свою деятельность по приему паломников вместе с Императорским православным палестинским обществом, которое возглавил великий князь Сергей Александрович, а после его гибели председателем Общества стала великая княгиня Елизавета Федоровна. Мученически завершив свою земную жизнь, она нашла упокоение в том самом храме святой Марии Магдалины в Гефсимании, который некогда освящался в ее присутствии. И сегодня русские паломники, попадая на Святую Землю, неизменно приходят поклониться ее святым мощам.

Продолжая обзор зарубежья

Продолжая обзор зарубежья, посетители выставки переходят в раздел Константинополя.

«Великий и преславный Царьград стоит над морем на седми холмах зело красовито… А когда с моря посмотришь, так весь бутто на длани», – писал Иоанн Лукьянов в своих записках в 1701 году.

Модель храма Гроба Господня. Иерусалим, 1-я четв. XVII в.
Модель храма Гроба Господня. Иерусалим, 1-я четв. XVII в.
Как известно, Русская Церковь и государство поддерживали Константинопольский Патриархат, который после падения Византии оказался в бедственном положении. Путь многих русских паломников пролегал через Константинополь, откуда они привозили византийские иконы, образки, кресты (так, в экспозиции представлен крест-мощевик с мощами Иоанна Златоуста, отделанный драгоценными камнями). Целый пласт христианской культуры отражает альбом Петра Вяземского, который останавливался в Константинополе по дороге в Палестину. В нем помещены его рисунки и стихотворения, навеянные паломническими маршрутами, есть даже лист с гербарием – чудесно сохранившимися засушенными цветами.

Местом духовных устремлений русских людей издавна был Афон, многие тут принимали постриги. Родоначальник российского монашества преподобный Антоний Печерский тоже принял постриг на Афоне, обозначив, таким образом, духовную связь двух центров Православия.

В экспозиции представлены уникальные памятники, например Крест благословенный (1567) – работа известного греческого резчика Георгия Латкариса, оставившего свою подпись на основании креста; многие иконы, панагии, складни выполнены мастерами – резчиками по дереву. Очень интересны рукописи, привезенные с Афона Арсением Сухановым, который побывал там в середине ХVII века. А вот грамота 20 афонских монастырей, которые обращались к царю Алексею Михайловичу с просьбой оказать этим монастырям материальную поддержку.

Отдельная витрина посвящена научной экспедиции Петра Севастьянова на Афон (1857–1858), ставшей заметным событием в тогдашней жизни России. Собранные им материалы – древние иконы и зарисовки древних памятников, интерьеров афонских монастырей – экспонировались в Санкт-Петербурге на выставке в Синоде и стали первым серьезным знакомством русского общества с наследием Афона. Другой известный путешественник, Андрей Муравьев, также был тесно связан с Афоном. Из собранных им редких памятников в экспозиции представлены икона «Собор 12 апостолов» (Константинополь, ХIV в.), распятие, фрагмент настенной росписи древнего храма. Целый раздел рассказывает о русских обителях на Афоне – Пантелеимонове монастыре и братстве русских келий, которое существовало в конце ХVIII и на протяжении большей части ХIХ веков.

«Милости просим к нам, в русский Святой Град!»

Перспективный вид Палестины с г. Иерусалимом в центре. Иерусалим, 1833 г.
Перспективный вид Палестины с г. Иерусалимом в центре. Иерусалим, 1833 г.
«Если Вы не можете собраться в Иерусалим, – писал А.Н. Муравьев из Киева епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии Леониду (Краснопевкову) в 1869 году, – то милости просим к нам, в русский Святой Град!»

Открывает раздел отечественного паломничества, конечно же, «русский Святой Град» – Киев. Трудно даже просто перечислить все представленные на выставке бесценные памятники, связанные с Киево-Печерской лаврой. Здесь и икона Богоматери «Донская» с сюжетами Киево-Печерского патерика работы ХVIII века, само издание Киево-Печерского патерика 1661 года, сюжеты в финифти, резьбе по дереву, мощевики, в которых ранее помещались частички мощей Киево-Печерских преподобных. Это и икона Успения Богоматери Киево-Печерская, рукописные планы Ближних и Дальних пещер, отдельные предметы: монастырской работы ложка с благословением, покровцы, поручи, привезенные в середине ХVIII века купцами из Серпухова Кишкиными и переданные ими в серпуховские храмы.

Киев – место почивания мощей великомученицы Варвары; они находились в Михайловском Златоверхом монастыре. Поэтому один из распространенных сюжетов киевских икон – великомученица Варвара, архангел Михаил. А вот уникальный крест, собранный из осыпавшейся мозаики Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря. Представлены на выставке и документы: письмо Андрея Муравьева епископу Дмитровскому Леониду (Краснопевкову) и письмо Петра Вяземского Алсуфьеву с просьбой помолиться за него в Киеве, потому что сам он не мог поехать, хоть и собирался.

В центре – коробочка-реликварий, привезенная, по преданию, из палестины Н.В. Гоголем
В центре – коробочка-реликварий, привезенная, по преданию, из палестины Н.В. Гоголем
Троице-Сергиева лавра с самого основания своего стала местом паломничества русских людей из самых разных, даже отдаленных, уголков страны. Устраивались и крестные ходы богомольцев из Москвы, и тогда, как мы видим на старинной гравюре, все окрестные дороги были заполнены многотысячными потоками паломников. В экспозиции представлены иконы и сюжеты, связанные с житием преподобного Сергия, в том числе икона «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому». В лавре в ХIХ веке была своя особая школа резьбы по дереву, которая отличалась и техникой резьбы, и сюжетами. Изготавливались даже бытовые предметы – ложки и ножи для разрезания бумаг с изображениями преподобного Сергия.

В разделе, посвященном Соловецкому монастырю, – икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие» в окладе начала ХVII века, образки и кресты (резьба по кости) с изображениями преподобных, Распятие с предстоящими и избранными святыми, вырезанное мастером Алексеем Соловьянином в 1775 году. Дошла до наших дней одна из первых рукописей с житием святых Зосимы и Савватия.

Икона «Спас Нерукотворный» из Борисоглебского собора г. Старицы. Россия, 1561 г.
Икона «Спас Нерукотворный» из Борисоглебского собора г. Старицы. Россия, 1561 г.
Многие русские обители (Александро-Свирский, Тихвинский, Арсенево-Коневский, Трифонов Печенгский и другие монастыри) обладали своими святынями, ради которых сюда стекались паломники. И привозили домой из путешествий иконы с надписями о приобретении их в этих монастырях (или даже с характерными для конца ХIХ века штампами), запасались деревянными ложками с благословением, пузырьками для масла и елея с изображениями святых.

Было распространено и почитание святого угодника Нила Столбенского, Чудотворца. Мастера вырезали из дерева его скульптурные изображения, есть и его фарфоровый барельеф. Ежегодно из города Осташкова до Столбного острова совершался крестный ход богомольцев на лодках.

После открытия мощей преподобного Митрофана Воронежского в 1732 году началось очень большое почитание этого святого. И в экспозиции – предметы, освященные паломниками на его мощах.

– Чтобы проникнуться духом нашей выставки, надо на ней побывать, – говорит на прощание Елена Юхименко. – И мы рады, что сегодня русское паломничество, продолжая традиции минувшего тысячелетия, обретает новую жизнь.

Василий Писаревский

11 декабря 2009 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×