Три короны трех королей Восточной Англии

Руины большой монастырской церкви святого Эдмунда в Бери-Сент-Эдмундсе
Руины большой монастырской церкви святого Эдмунда в Бери-Сент-Эдмундсе
Хорошо помню, как в детстве мне рассказывали легенду о трех английских коронах, захороненных еще в древние времена на побережье Саффолка. Одна из них была найдена много лет назад, но потом исчезла; вторая потерялась в море, а третья до сих пор спрятана в надежном месте. Многие старались отыскать ее, но безуспешно. И пока хотя бы одна корона спрятана, Англию невозможно завоевать. Именно эти короны спасли Англию от «Непобедимой армады», Наполеона и в годы Второй мировой войны.

Конечно, это всего лишь легенда. Многие думают, что ее сочинили в начале XX века.

Но старинную геральдическую эмблему Восточной Англии образуют три золотые короны на лазурно-голубом фоне. Эта эмблема сохранилась на многих средневековых церквях Восточной Англии и на гербе столицы Саффолка – города Бери-Сент-Эдмундс. Истинное значение этого герба, несомненно, связано с тремя святыми королями, в древности правившими королевством восточных англов, в которое входили современные Саффолк, Норфолк и восточный Кембриджшир. Что же это за святые короли?

Святой король Сигеберт – первый из них. Нам о нем мало известно, но в начале VII столетия его имя знали многие. Святой Беда Достопочтенный писал о святом Сигеберте как о «преданном Богу и ученом муже», принявшем крещение в Галлии, когда был там в изгнании. После смерти в 631 году его сводного брата, правившего тогда в стране, святой Сигеберт вернулся в Англию и стал королем восточных англов, пригласив с собой из Галлии священника Феликса и попросив его проповедовать Христа в его родном королевстве. В Кентербери Феликса возвели в сан епископа и предоставили кафедру Саффолка с центром в Данвиче – главном порту Восточной Англии в тот период, недалеко от королевского замка в Рендлишеме. Была основана и школа для обучения новокрещеных, а Сигеберт основал монастырь в Бедриксуорте, который сейчас называется Бери-Сент-Эдмундс. Другие монастыри появились в Сохаме графства Кембриджшир и, при содействии святого ирландского миссионера Фурсея, в Бург-Касл графства Норфолк. Повсюду в королевстве возводились церкви, и поскольку вера распространялась, король Сигеберт решил оставить управление и удалиться в свой монастырь в Бетриксуорте для стяжания Царства Небесного. Но вскоре, в 635 году, на Восточную Англию вновь напал ее старый неприятель – король-язычник Пенда Мерсийский, до этого убивший короля Эрпвальда, сводного брата Сигеберта. Языческое королевство Мерсия, включавшее районы современных центральных графств (Мидлендс), стремилось тогда стать сильнейшим во всей Англии и даже превзойти главенствовавшую тогда христианскую Нортумбрию. Маленькая Восточная Англия выглядела легкой добычей.

Жители Восточной Англии вынудили Сигеберта покинуть монастырь и вступить в битву с мерсийцами. Однако король, поскольку был монахом, отказался воевать и держал в руках одну лишь трость. Он был убит, битва проиграна, но было достигнуто Небесное Царство, ибо с того времени святого Сигеберта стали почитать как мученика. День его памяти – 25 января. Святой Сигеберт, чье имя означает «блестящая (или яркая) победа», подражал Христу, Который отказался защищать Себя в Гефсиманском саду. Такова «яркая победа» первого святого короля Восточной Англии.

Сигеберту унаследовал его двоюродный брат Анна[1], благочестивый и праведный муж, отец целого семейства святых: Саксбурги, Витбурги, Этельбурги, Одри (Этельдреды), Сетриды и Юрмина – последнего особенно почитали в Бедриксуорте. Королевство восточных англов набирало силу, оно стало оказывать большое влияние на северный Эссекс, бывший частью королевства восточных саксов, так как последнее потеряло силу и часть территории из-за Мерсии.

Святой Этельберт, король Восточной Англии, страстотерпец. Витраж
Святой Этельберт, король Восточной Англии, страстотерпец. Витраж
торой святой король Восточной Англии – святой Этельберт, известный также под именами Альберт и Альбрайт. Родившийся, вероятно, около 779 года, святой Этельберт жил в период, когда почти вся Англия так или иначе находилась под властью короля Оффы Мерсийского. Святой Этельберт правил Восточной Англией. Известно, что благочестивые родители позаботились о его строго религиозном воспитании в монастыре королевской столицы Бедриксуорт. Святой Этельберт был «любим Богом и людьми». Простодушный и, возможно, наивный юный король, стремясь достичь мира и хороших отношений с Мерсией, отправился к королю Оффе просить руки его третьей дочери, Альфреды. Оффа был христианином лишь на словах. И он был очень высокого мнения о себе. Подражая Карлу Великому, он затеял возведение грандиозного земляного укрепления – вала Оффы, которое сохранилось и до наших дней. 20 мая 794 года в королевском дворце Мерсии в Саттон-Уоллс, рядом с Херефордом, святой Этельберт был предательски убит и обезглавлен слугами Оффы и его супруги. Этельберта поспешно похоронили у реки Лагг, в близлежащем Мардене.

Место погребения святого Этельберта источало свет, и скоро мощи убиенного были обретены. Возле могилы открылся источник, который и сегодня еще источает воду, – сейчас над ним стоит церковь. От мощей совершалось все больше чудес, первым из которых было исцеление слепого. Мощи Этельберта перенесли в Херефорд, где кафедральный собор до сих пор освящен в его честь – единственный англиканский собор, освященный в честь английского святого! Убитая горем, Альфреда вскоре поселилась в Кроуленде (в районе Фенс), что на границе с королевством возлюбленного ею жениха, где вела отшельническую жизнь. Она подвизалась здесь более 40 лет. Знаменитая своими предсказаниями, Альфреда после своей смерти (примерно в 835 году) местно почиталась как святая. День ее памяти – 2 августа.

Тем временем чудеса Этельберта, праведного миротворца, продолжались. Слава о нем росла, в его честь строились и освящались церкви и в Мерсии, и, конечно же, в Восточной Англии и Северном Эссексе, где ему было посвящено по меньше мере 12 церквей. Честную главу мученика со временем перенесли в Вестминстер, Херефорд же был в Англии того времени вторым по посещаемости паломниками местом, уступая только Кентербери. Но до наших дней сохранилась лишь часть раки святого короля.

В X веке святого Этельберта глубоко почитал святитель Дунстан Кентерберийский. Имя Этельберта, означающее «благородный и яркий», вспоминали с большой любовью, а нераскаявшегося Оффу до сих пор считают кровожадным тираном. Такова трагическая и одновременно славная история второго короля восточных англов, достигшего небесного блаженства. Память святого страстотерпца Этельберта совершается 20 мая.

После убийства короля Этельберта в Восточной Англии воцарился беспорядок. Над Саффолком сначала доминировала Мерсия, а затем Уэссекс; королевская династия Восточной Англии была почти что уничтожена. Но от частых набегов язычников-датчан пришли в упадок и Мерсия, и Уэссекс, и Восточная Англия. Ситуация складывалась отчаянная, но в это время один знатный человек из Норфолка, направлявшийся в Святую Землю, повстречал молодого человека из Саксонии, который приходился родственником королевской семье восточных англов, и пригласил его на трон. Молодого человека звали Эдмунд. В 855 году Эдмунд высадился на берег Норфолка в Ханстантоне (это место до сих пор носит его имя), в молитвах призывая Божие благословение на себя и свой народ. Позднее Эдмунд выстроил здесь дворец, а руины часовни святого Эдмунда можно увидеть на этом месте и по сей день. Он год провел в королевском дворце Аттлборо в Норфолке, руководимый епископом Элмхемским, где, как говорят, выучил наизусть всю Псалтырь на староанглийском языке – эту Псалтырь бережно хранили в монастыре Бери-Сент-Эдмундс до его разрушения Генрихом VIII. Здесь молодой Эдмунд готовился к исполнению королевского долга, постепенно завоевывая всеобщее уважение и одобрение. Многие понимали, что он был для Восточной Англии единственной надеждой остаться королевством, не зависимым ни от датчан, ни от других английских королевств. В праздник Рождества Христова 856 года Эдмунда короновали и помазали на престол в часовне святого Стефана, на холме близ Бьюарс, что на границе графств Саффолк и Эссекс.

Следующее десятилетие показало, что королевский дом государства восточных англов сделал правильный выбор. Король Эдмунд оказался сильным правителем и создателем прочных укреплений против датчан, старавшихся завоевать королевство. В житии святого Эдмунда, написанном в X веке по рассказам очевидцев, было сказано, что «святой Эдмунд был мудр и честен, смирен и благочестив, всегда верен учению Церкви, щедр к бедным и вдовам, словно любящий отец».

Святой король-мученик Эдмунд
Святой король-мученик Эдмунд
В 865 году датчане замыслили овладеть всей Англией. Их вождями тогда были Ингвар и Убба, «подобные демонам», а войско насчитывало 20 тысяч человек. Убба пошел завоевывать север, а Ингвар направился на юг, к Восточной Англии, «убивая на своем пути людей и подвергая зверским пыткам невинных христиан». В 868 году святой Эдмунд сражался с датчанами рука об руку с Альфредом Великим во время осады Ноттингема. В Восточной Англии он организовал последовательное сопротивление датчанам, и возможно, что сохранившаяся до наших дней система укреплений, под названием «Ров святого Эдмунда», что возле Ньюмаркета, относится к тому времени. Сопротивление оказалось столь успешным, что датчане начали «охотиться» за королем. Дважды ему удавалось спастись. Ингвар предложил Эдмунду мир и стать его вассалом. Но Эдмунд отказался, ответив: «Я никогда не уклонялся от битвы. Если надо, я, скорее, умру за свою страну. И всемогущему Богу ведомо, что я не отступлюсь ни от служения Ему, ни от Его истинной любви… Король Эдмунд не поклонится языческому вождю Ингвару, пока тот с верою не поклонится Спасителю Христу».

В 869 году, после битвы при Тетфорде, святого Эдмунда преследовали до самой деревни Хоксен в Саффолке, а 20 ноября его настигли. Он бросил оружие, «желая последовать Христу», веря, что его собственная смерть может спасти народ. Короля заковали в цепи, затем били и глумились над ним. Его привязали к дубу, пытали, а потом стали стрелять в него из луков. Отказавшийся отречься от Христа и постоянно произносивший перед смертью Его имя король Эдмунд, как и Этельберт, был обезглавлен, а голову его спрятали в густых зарослях неподалеку. Предание свидетельствует о том, что люди хотя и нашли тело короля, долго не могли отыскать его голову. Все это время ее стерег волк. Но вот наконец на крики людей: «Где же ты? Где же ты?» – ответил голос: «Я здесь! Я здесь». Тогда люди легко обнаружили голову, лежавшую нетронутой между волчьими лапами.

Святого Эдмунда похоронили, и над его мощами была воздвигнута деревянная церковь. Над местом его погребения был виден столп света, «похожий на пламя». Начались чудеса, которые происходили все чаще и чаще. И тогда было решено построить новую церковь – больших размеров. Почитание святого Эдмунда росло: король Альфред Великий был глубоко впечатлен мученичеством своего бывшего соратника, и даже датчане, начинавшие приходить к вере, были поражены жертвой святого Эдмунда. Его мученическая кончина стала основой национального единства. Это было одним из величайших чудес святого Эдмунда. Его смерть, как он и думал, спасла его народ, да еще и привела к спасению самих датчан, чего Эдмунд и предположить не мог. Когда же были открыты мощи святого для перенесения в новую церковь, то все увидели, что его голова была чудесным образом соединена с телом, лишь красная линия осталась на шее; даже раны от стрел исчезли, а тело пребывало нетленным, «ожидая воскресения и вечной славы». Память святого мученика Эдмунда совершается 20 ноября.

Судьба мощей последнего святого короля Восточной Англии была не простой. Сначала, в начале X века, все еще нетленные мощи были перенесены и положены в великолепную, украшенную драгоценностями раку вновь построенной величественной деревянной церкви города Бедриксуорт. Как мы помним, именно в этом городе святой Сигеберт основал монастырь, а святой Этельберт здесь обучался. В 1010 году, когда вновь нависла угроза датского завоевания, мощи ради безопасности перенесли в Лондон. Здесь Эдмунд почитался всеми как общенациональный святой. Но в 1013 году его мощи затребовали назад, в Бедриксуорт, и на какое-то время разместили в небольшой деревянной церкви в Гринстед графства Эссекс. В 1014 году Свену, вождю датских завоевателей, христианину лишь по названию, известному как Свен Вилобородый, явился святой Эдмунд, после чего Свен и умер в мучениях из-за своего отступничества от веры. Вскоре в Бедриксуорте выстроили новую каменную церковь, а сам город переименовали в Бери-Сент-Эдмундс. Святого почитали все больше, особенно после того, как король Кнуд Английский, сын Свена, во время паломничества в Бери-Сент-Эдмундс возложил свою корону на мощи мученика в знак раскаяния за грехи своего отца[2]. И вновь святой Эдмунд явил чудо возрождением национального единства и повторной христианизацией датчан. Всего более 60 церквей в 24 графствах Англии было освящено в честь святого Эдмунда, причем 20 из них – в Восточной Англии. До XIV века святой король почитался как покровитель Англии. В средние века нетленные мощи святого Эдмунда были украдены французскими солдатами и увезены в Тулузу, где оставались несколько столетий подряд. В 1848 году в деревне Хоксен упал дуб, к которому, по преданию, был привязан датчанами святой Эдмунд почти за 1000 лет до этого. Когда дуб распилили на куски, в нем были найдены острия стрел. Часть древесины этого дуба использовали для сооружения алтаря, а другую часть – для изготовления деревянных сторонок (крышек переплетов) для Библии и молитвослова маленькой церкви Гринстеда, упоминаемой в 1013 году и связанной со святым Эдмундом – она стоит там и по сей день.

Собор в Бери-Сент-Эдмундсе
Собор в Бери-Сент-Эдмундсе
В 1901 году мощи святого короля вернулись в Англию и сейчас пребывают в частной часовне герцога Норфолкского в городе Арандель графства Сассекс, хотя небольшая частица его мощей имеется в католической церкви города Бери-Сент-Эдмундс. Всего несколько лет назад было найдено точное место, где стояла часовня святого Эдмунда в Хоксен графства Саффолк, чем подтвердилась истинность того, что последний король Восточной Англии был схвачен и замучен именно здесь. Кроме того, на месте обнаружения древней часовни в недавнее время неоднократно был виден чудесный столп света.

Святому Эдмунду составлена православная служба на английском языке.

Такова история жизни трех королей Восточной Англии. Первый из них, мученик и монах, просвещал родную страну; второй, миротворец и, по заповедям блаженства, чадо Божие, посеял семя своего мученичества ради Христа; а третий, последний король Восточной Англии, подражая Христу, пролил кровь на этой земле ради национального единства. Разве эмблема Восточной Англии связана не с ними? Разве все они не променяли земную корону на небесную? Разве они не подобны друг другу своим подражанием Христу, они, отказавшиеся защищать себя земным оружием и вверившие себя небесному покровительству? Имя святого Эдмунда означает «блаженное покровительство», что прекрасно объясняет признание его как святого-покровителя страны в течение веков. Возможно, смысл эмблемы Восточной Англии, состоящей из этих трех корон, в том, что они являются образами трех небесных венцов, полученных тремя святыми королями-мучениками восточных англов, чье блаженное покровительство не отнимется от Англии, пока она остается верной Христу.

Святые короли Эдмунд, Этельберт и Сигеберт, молите Бога о нас!

Глава «The Mystery of the Three Crowns: England's Three Eastern Kings» из книги «Orthodox Christianity and English Tradition».


Протоиерей Андрей Филлипс
Перевод с английского Дмитрий Лапа

16 декабря 2009 г.

[1] Король Анна был убит в 654 году; несмотря на народное почитание, его официально так и не признали святым. – Примеч. пер.
[2] Известный рассказ о том, как король Кнуд пытался остановить прилив, был мало понят. Это событие фактически было благочестивым поступком: он этим показывал, что земной король есть ничто по сравнению с небесным Царем и Создателем, управляющим приливами и всем тварным миром. Кнуд правил из своего королевского дома в Винчестере вместе с английскими церковными деятелями и имел скандинавских слуг. Именно благодаря Кнуду Скандинавия узнала о христианстве. О нем сочинитель саг из Исландии, по имени Торарен, писал: «Кнуд правит островом подобно тому, как Христос, Пастырь Греции, правит на Небесах».
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Tamari14 сентября 2011, 16:00
Какие бесценно нужные статьи. Как просыпается любовь и умиление к этим святым. Как людям нужна истинная и возможно полная информация о святых живших в разных частях земли. Как святые похожи любовью Христовой и жертвенностью и нам передается чувство этой небесной любви и единения.
священник Иоанн27 апреля 2011, 22:00
Лет 10 назад писал диплом на тему Православные святые Британии и Ирландии. Все искал в библиотеках. Теперь все по другому.
Алексей18 декабря 2009, 13:00
Спасибо за перевод содержательной статьи. К стыду своему сознаюсь, что до ее прочтения я и не предполагал по своему невежеству наличия какого-либо православия в Англии. Всего доброго, Алексей Мякишев
алексей17 декабря 2009, 17:00
спасибо большое за статью, этот цикл один из самых интересных на сайте
Евгений17 декабря 2009, 14:00
Статья очень интересная, как, впрочем, и другие статьи протоиерея Андрея Филлипса. Хотелось бы, чтобы выходило побольше статей этого автора.
Евфросиния17 декабря 2009, 11:00
Спаси, Господи, за чудесную и познавательную статью!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке