Святыни Соборной горы баварского Фрайзинга

Соборная гора – «место молитвы, знания и культуры»

Величаво возвышающаяся над древним Фрайзингом Соборная гора (Domberg) вместе с ансамблем ее старинных храмов и исторических зданий, воздвигнутых после разрушительного пожара 1159 года на месте монастырских построек VIII столетия, издавна является притягивающим магнитом для прибывающих в Баварию паломников. Среди местных жителей этого небольшого городка с населением около 50 тысяч человек, расположенного в 30 километрах северо-восточнее Мюнхена, давно бытует такое мнение: «Кто не видел Фрайзинга, тот не имеет представления о старой Баварии». Православного же паломника интересует в этом городе, прежде всего, Соборная гора с ее уникальными христианскими святынями, хранящимися в крипте кафедрального собора и в залах Епархиального музея христианского искусства.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 424 px. Размер файла 110431 b.
 Фрейзинг. Вид на Соборную гору
Фрейзинг. Вид на Соборную гору
Соборная гора всегда являлась для баварцев общепризнанным «местом молитвы, знания и культуры»: на ее вершине располагались устроенные еще в VIII веке школа и библиотека, а в старинных документах она именовалась «Mons doctus» – «Гора учености»[1].

В наши дни на вершину Соборной горы ведут две кривые улочки с каменными ступенями. На полпути паломники останавливаются возле каменного распятия, чтобы осенить себя крестом и, как говорится, перевести дух. Когда-то на этом месте стояла построенная в раннем средневековье часовня святого апостола Петра.

Можно подняться на гору и на автомобиле, для чего построена специальная дорога.

Загрузить увеличенное изображение. 490 x 385 px. Размер файла 59458 b.
 Старый Фрайзинг
Старый Фрайзинг
Первое поселение на Соборной горе, по сведениям городского музея, появилось еще за 4200 лет до Рождества Христова. Дата основания самого города точно неизвестна. Однако рождение Фрайзинга как крупного религиозно-культурного центра старой Баварии, издавна называемого в народе «епископским» и «священным» городом[2], датируется 739 годом, когда святым Бонифацием (672/673 – 754) здесь была учреждена епархия. Сохранились свидетельства, что незадолго до этого события в 715 году повелением регенсбургского герцога Теодо на Соборной горе, где располагался тогда и герцогский замок, построили первую церковь во имя Пресвятой Богородицы[3]; позднее церковь получила статус кафедрального храма местной епископии. Первым же епископом города был один из самых почитаемых святых Германской земли I тысячелетия – святой Корбиниан Фрайзингский, Баварский († ок. 724 или 730), почитаемый как «апостол Баварии».

В 860 году рядом с первой церковью епископом Анно было возведено здание кафедрального собора (Dom). Вероятно, именно с той поры, считают историки, и закрепилось за горою ее нынешнее название Domberg – Соборная гора. В первой четверти XII века этот храм полностью сгорел. Ныне возвышающийся на его месте собор Пресвятой Богородицы и святого Корбиниана построен в 1159–1205 годах. Богатый интерьер этой огромной базилики с ее высокими башнями-близнецами, увенчанными крестами, оформлен в стиле барокко известными немецкими живописцами, скульпторами и архитекторами братьями Асам – Космасом Дамианом (1686–1739) и Эгидом Квирином (1692–1750). В расписывании главного алтаря участвовал фламандский живописец Питер Пауль Рубенс (1577–1640), однако сейчас в соборе можно увидеть не оригинал, а только позднюю копию его работы[4]. В ноябре 2006 года в соборе завершились длившиеся два года реставрационные работы, на что было израсходовано 10,5 миллионов евро.

Драгоценными сокровищами собора являются почивающие здесь мощи трех святых неразделенной Церкви: баварских святых Корбиниана и Ланберта († 957), а также итальянского святого Нонносуса († ок. 565). Реликварии с их мощами выставлены для поклонения в сооруженной под главным алтарем в романском стиле крипте, подпираемой 25 колоннами.

Святой Корбиниан, «апостол Баварии»

Юный св. Корбиниан избирает уединенную жизнь
Юный св. Корбиниан избирает уединенную жизнь
Имя и дела святого Корбиниана (имя его в переводе означает «освобождающий от забот») тесно связаны с Южным Тиролем (северная Италия) и Баварией. Сюда он прибыл из Франции, где родился и вырос. Одни церковные историки считают его «французом», другие – «британцем», третьи склоняются к гипотезе о его «франко-галльском» происхождении[5]. В житийных текстах говорится о том, что его мать, по имени Корбиниана, была «ирландкой», а отец – «франком».

Святой Корбиниан родился между 670–680 годами в Шартре, во Франции, неподалеку от города Арпажон, в 30 километрах южнее Парижа. Его отец, по имени Валкетис (Валкедис), умер незадолго до его рождения. В молодые годы Корбиниан обратился к вере, изучая Священное Писание и погружаясь в чтение псалмов. Проникнувшись христианским учением, он проявил особое расположение к отшельнической жизни. После смерти матери он стал вести уединенную жизнь в построенной им неподалеку от церкви келье, где положил начало подвигу отшельничества. Ночами Корбиниан бодрствовал и молился, а в дневные часы принимал всех приходящих к нему за советом. Некоторые старались следовать примеру «Божиего человека», каким прослыл в народе Корбиниан.

С просьбами о молитве к Корбиниану приходили не только простые, но и знатные по тем временам люди. Щедрые подарки богатых посетителей смущали Корбиниана, желавшего жить в молитвенной тишине и уединении. За любовь к Богу и смирение Корбиниан сподобился духовных даров чудотворения.

Св. Корбиниан отпускает грехи Адальберту
Св. Корбиниан отпускает грехи Адальберту
Ныне в Сен-Жермен-де-Шартр – пригороде Арпажона – расположена старинная церковь Сен-Жермен, построенная якобы на том самом месте, где Корбиниан жил и основал в своем отечестве небольшую монашескую общину[6]. Одна легенда гласит, что здесь по молитвам Корбиниана совершилось первое чудо, связанное с возвращением украденного мула. Другая легенда повествует о том, как был возвращен к жизни казненный через повешение грабитель Адальберт – это произошло недалеко от Парижа, куда Корбиниан был приглашен приближенными короля. Перед казнью Адальберт с покаянием исповедовал Корбиниану свои тяжкие грехи, и они были ему прощены.

Прожив некоторое время на своей родине отшельником, Корбиниан вместе с одним из своих учеников отправился в паломничество в Рим. Согласно преданию, оно было предпринято около 710 года[7]. Путь Корбиниана пролегал через Баварию, откуда он прибыл в Южный Тироль. Здесь в Куэнсе, что неподалеку от Мерано, он основал небольшой монастырь. Правда, в одних источниках сообщается, что эта монашеская обитель была создана им по дороге в Рим, а в других – по возвращении из Вечного города, где около 718 года папа Григорий II возвел Корбиниана в сан епископа.

Из Рима Корбиниана послали миссионером в страну франков. Приблизительно около 720 года Корбиниан был в баварском Регенсбурге, где произошла его встреча с герцогом Теодо, предложившем подвижнику отправиться на служение во Фрайзинг. Здесь в те времена находилась резиденция одного из четырех герцогских сыновей – Гримоальда[8]. Во Фрайзинге святого ожидало множество дел, связанных с распространением христианского учения, строительством церквей и разоблачением язычников и колдуний. Ему предстояло укреплять веру не только во Фрайзинге, но и организовывать отсюда проповедь христианства по всей Баварии. Святитель Корбиниана являл для верующих пример христианских добродетелей, поэтому был окружен всеобщим почитанием. Епископа стали называть «духовным отцом епархии и нации».

С его именем связано строительство неподалеку от Фрайзинга церкви во имя святого Стефана – предшественницы известного бенедиктинского аббатства Вайенштефан (Weihenstephan), просуществовавшего почти до конца марта 1803 года. По преданию, одно из чудес святого Корбиниана связано именно с этой церковью, которая однажды по его молитвам была освещена небесным светом.

Со временем отношение герцога Гримоальда к подвижнику изменилось: епископ потребовал от герцога порвать свою связь с любовницей Пилитридой, женой его умершего брата, что разгневало правителя. Чтобы избежать преследований, Корбиниан покинул Фрайзинг и отправился в Тироль, где он некоторое время пребывал в основанном им монастыре в Куэнсе; в других источниках называется тирольский Маис. Во Фрайзинг Корбиниан вернулся уже при преемнике герцога Гримоальда Хугиберте (Хуберте). Жители города восторженно приветствовали возвращение своего епископа.

Но недолго наставлял их в вере святитель: вскоре Господь призвал его к Себе. Это случилось 8 сентября между 724 и 730 годом. Одно из преданий называет местом его кончины возведенную им церковь святого Стефана, где он провел свое последнее в своей земной жизни богослужение.

Перенесение мощей св. Корбиниана во Фрайзинг
Перенесение мощей св. Корбиниана во Фрайзинг
Согласно воле почившего местом погребения был не Фрайзинг, а церковь святого Валентина в Maисе. Почитание епископа Корбиниана не ослабевало в Баварии и после его кончины, поэтому спустя несколько десятилетий с разрешения герцога Тассило II фрайзингский епископ Арбео в 764 году перенес мощи святителя во Фрайзинг. В некоторых источниках датой перенесения мощей называется 20 ноября.

Сначала останки святого Корбиниана находились на Соборной горе в ее первой церкви, позже – за алтарем кафедрального собора в сохранившемся до наших дней каменном саркофаге. Спустя менее двух столетий после их перенесения во Фрайзинг, между 926 и 937 годом, мощи положили в изготовленный для них серебряный ларь-мощевик[9], который при епископе Аврааме (957–993) был заменен новым.

Реликварий, в котором ныне почивают мощи (глава) святого Корбиниана, изготовил в 1863 году мюнхенский ювелир Фердинанд фон Харрах (1821–1898). Он изобразил на одной из его сторон сидящего на троне святого Корбиниана в окружении святых неразделенной Церкви – Бонифация, Лантперта, Руперта и других.

21 июня 1957 года в крипте собора был установлен алтарь святого Корбиниана, составленный из древнего саркофага и реликвария. Над последним горит свисающая с закопченного потолка большая лампада с мерцающей электрической лампочкой, имитирующей пламя свечи. Свечи можно возжечь на трех установленных на каменном полу металлических подсвечниках. На правой от алтаря стене укреплены иконографическое изображение святого, обрамленное полусферой, а также старинная рама с восемью клеймами, изображающими некоторые сцены из жития и чудеса святого Корбиниана. Пояснительные тексты к ним написаны неизвестным художником на латыни. Житие святого представлено и на двадцати фресках собора. Они созданы по житию святого Корбиниана «Vita Korbiniani», написанному на латыни епископом Арбео (Арибо), правившим на Соборной горе с 764 по 784 год.

Св. Корбиниан принуждает медведя нести его вещи
Св. Корбиниан принуждает медведя нести его вещи
О «странствующем епископе» Корбиниане и сотворенных им восьми чудесах сохранилось несколько преданий. Согласно одной легенде, однажды во время второго путешествия (ок. 714) в Рим Корбиниан с сопровождавшими его спутниками остановился на ночлег неподалеку от альпийского озера Бреннерзее[10]. К месту ночлега паломников неожиданно подкрался медведь и загрыз их лошадь. За этот проступок Корбиниан приказал своему слуге наказать животное, после чего косолапый стал словно шелковый. Кроме того, епископ определил медведю сопровождать остаток его пути в Вечный город. Медведь не противился распоряжению святого и даже охотно превратился во вьючное животное. Вместо убитой им лошади он всю дорогу тащил на своей спине нелегкий груз в Вечный город. Прибыв в Рим, медведя отпустили, и тот якобы вернулся в Баварию.

Эпизод укрощения святым Корбинианом медведя представлен на известной картине баварского церковного художника Яна Полака (1489). Эту историю с медведем истолковали символически: «Христианство усмирило и приручило дикость язычества и тем самым заложило в герцогстве Бавария фундамент великой цивилизации». Теперь изображение «Медведя Корбиниана», символизирующего «вьючное животное Бога» и само «бремя служения», можно видеть не только на гербе Фрайзинга, но и на личном гербе «баварского» папы Римского Бенедикта XVI, получившего в январе 2010 года звание почетного гражданина Фрайзинга – города, в котором понтифик проживал, будучи студентом духовной семинарии, священником, преподавателем, теологом, архиепископом и кардиналом.

На площадях и улицах Мюнхена и Фрайзинга можно встретить не только бронзовые и гранитные памятники, но и расписные декоративные скульптуры, изображающие в различных вариациях святого Корбиниана с медведем или только «медведя Корбиниана».

Самый большой из одиннадцати колоколов собора – он укреплен на Южной его башне, весит 5200 килограммов – носит тоже имя святого Корбиниана.

В 2009 году исполнилось 150 лет со дня (23 февраля 1859 года) основания в Баварии «Фонда святого Корбиниана» («St. Korbiniansverein»), имеющего широкий спектр деятельности.

В архиепископстве более десятка католических церквей посвящены святому Корбиниану. В тирольском Куэнсе приходская церковь тоже названа во имя святых Маврикия и Корбиниана. В Мюнхене и еще в девяти баварских населенных пунктах, а также в южнотирольском городке Иннихин именем святого названы улицы.

В 2006 году в Германии был официально установлен день памяти святого Корбиниана – 20 ноября. Учреждена и специальная бронзовая медаль его имени. В тирольских городах Боцене (итал. – Больцано) и Бриксене (итал. – Брессаноне), что на севере Италии, день его памяти отмечают 9 сентября, а в ряде других мест – 8 сентября. Почитают святого и в его отечестве – во Франции.

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 441 px. Размер файла 111001 b.
 Реликварий с мощами св. Корбиниана
Реликварий с мощами св. Корбиниана
Ежегодно 20 ноября во Фрайзинге при большом стечении верующих из всей Баварии проходят трехдневные торжества – «праздник Корбиниана». В город прибывают посланцы из разных федеральных земель Германии, а также Франции, Австрии и Италии. По улицам города и по самой Соборной горе проходит многотысячная процессия, впереди которой несут реликварий с мощами святого Корбиниана. По традиции, на празднике отличившимся католикам вручаются медали святого Корбиниана. Праздники в честь святого учитывают все возрастные группы верующих. Дети в качестве подарка получают памятную монетку – так называемый «пфенниг Корбиниана» – и медовый пряник с изображением «медведя Корбиниана». Фрайзингские пивовары по случаю праздника готовят для его гостей специальное «пиво Корбиниана». И в этом нет ничего удивительного: пиво в Германии считается «глотком родины», а в Баварии монахи назвали его «жидким хлебом». При этом святой Корбиниан почитается и как положивший начало пивоваренному делу в Баварии. Хотя один серьезный эксперт из Соборной библиотеки на это отреагировал одним словом: «Schmarrn!». В переводе с баварского диалекта немецкого языка на русский это слово означает что-то вроде всем известного афоризма «вешать лапшу на уши».

Во Фрайзинге рассказывают также, что уже в 768 году монахи на одном из холмов, где когда-то молился святой Корбиниан, выращивали хмель. Позже (1020) здесь было основано бенедиктинское аббатство Вайенштефан. На южной стороне одноименного холма сохранились руины часовни Корбиниана (1720) и небольшой источник, названный именем святого.

Первое упоминание о пивоварении в этом месте относится к 1040 году. Бывшая монастырская пивоварня, а ныне – Баварская пивоварня Вайенштефан, занимающая часть монастырских построек, считается старейшей в мире. Не только в традиционный праздник Корбиниана, но и круглый год в ее пивных залах и садиках паломники и гости Фрайзинга могут освежиться бокалом отменного пива, сваренного местными мастерами.

Миссионерская деятельность святого Корбиниана, повлиявшая на судьбы народов, населявших Баварию и Южный Тироль, в последние годы привлекает внимание и православных христиан, проживающих в федеральной земле Бавария. Житие и личность святого Корбиниана способствуют пониманию исторических событий, происходивших в середине VIII века в германских землях, особенно в Баварии[11].

Святые Фрайзинга

Уже несколько столетий за исцелениями душевных и телесных немощей обращаются баварцы и к другим святым, мощи которых покоятся на Соборной горе. Мощи святого Лантберта (Лантперта, † 957) хранятся в небольшом, современных форм реликварии (изготовлен в 1973 г.), расположенном напротив алтаря святого Корбиниана в крипте кафедрального собора. Этот святой, служивший 20 лет (937–957) в епископском сане во Фрайзинге, происходил из знатного рода баварского города Эберсберг[12]. Святой Лантберт (его имя означает – «блестящий земледелец») возглавлял епархию в трудные годы, когда не только Фрайзинг, но и вся Бавария жили под постоянной угрозой нападения венгров-кочевников, вторгавшихся в немецкие земли. Предание гласит, что по молитвам святого Лантберта в городе, который пытались захватить венгры, совершилось чудо: собор на горе был несколько дней окружен густым туманом, сохранившим его от разрушения осадившими город врагами. По другой версии, нападавшие были неожиданно ослеплены, и Соборная гора с ее постройками осталась невредима. Произошедшая в 955 году в епископство святого Лантберта битва на реке Лех около баварского Аугсбурга завершилась для Баварии победой над венграми-кочевниками. Лантберт почил 19 сентября 957 года, а день его памяти совершается в Баварии 18 сентября.

Гробница с частью мощей св. Нонносуса. Фото: Франц Нидермайер
Гробница с частью мощей св. Нонносуса. Фото: Франц Нидермайер
А 2 сентября во Фрайзинге почитают память итальянского святого Нонносуса (Nonnatus, ок. 500 – ок. 565), у мощей которого на Соборной горе можно видеть не только обремененных болезнями людей, но и, несмотря на еще продолжающиеся каникулы, учащихся соборной гимназии и других школьных заведений Фрайзинга. Издавна к этому святому прибегают за помощью все болящие люди, а также учащиеся, желающие получать хорошие отметки и предостеречь себя от всяких проблем и конфликтов в школе.

Небольших размеров каменный реликварий этого святого расположен в крипте в нескольких метрах у правого в нее входа. О житии святого известно совсем немного. Нонносус был сначала монахом, а потом и настоятелем бенедиктинского монастыря святого Сильвестра в Монте Сератто (лат. – Soracte) в центральной части Италии. По преданию, Нонносус, будучи смиренным монахом, претерпел издевательства и многие обиды от властолюбивого настоятеля монастыря, но впоследствии и сам возглавил эту обитель[13]. В XI столетии (между 1039 и 1051) епископ Ниткер перенес значительную часть его мощей во Фрайзинг, где с 1161 года они находились сначала в каменном саркофаге. Сохранились свидетельства, говорящие о целебной силе масла из лампады, горевшей над саркофагом этого святого. Кроме того, многие паломники, имеющие боли в спине, старались проникнуть в отверстие в полу и проползти под саркофагом. В середине XVII столетия часть мощей святого возвращена в его отечество.

Соборная библиотека

Сведения о житиях фрайзингских святых и обо всех правивших в I тысячелетии епископах паломник может получить в расположенной рядом с собором самой старейшей в Германии Соборной библиотеке (Dombibliothek). Нынешнее ее здание построено в 1440 году, а ее знаменитый читальный зал в стиле барокко появился в 1732–1734 годах.

История создания библиотеки восходит ко второй половине VIII века, а ее основателем считают правящего тогда епископа Арбео – автора не только «Vita Korbiniani», но и широко известного на Западе «Кодекса Аброганс» («Codex Abrogans»), который некоторые эксперты считают «одной из первых немецких книг», а епископа Арбео благодаря ей – «первым писателем немецкого происхождения».

Соборная библиотека Фрайзинга. Фрагмент интерьера
Соборная библиотека Фрайзинга. Фрагмент интерьера
Библиотека считается старейшей в Баварии. До начала XIX века по количеству ценнейших манускриптов фрайзингскую библиотеку сравнивали с известными монастырскими библиотеками на баварском озере Тегернзее и в швейцарском Санкт-Галлене[14]. По преданию, в фонде библиотеки хранились когда-то книги самого епископа Корбиниана и основанного на Соборной горе монастыря, впервые упоминаемого только в 744 году. На полках церковной библиотеки находилась созданная в V веке во Франции рукопись на латинском языке «Pentanteuch-Codex». Здесь же хранился и другой известный манускрипт начала VII века – «Codex Valerianus» из Северной Италии. Этот манускрипт имеет в Баварии и другое название – «Евангелие святого Корбиниана».

В прежние времена на Соборной горе находился и монастырский скрипториум, где фрайзингские монахи переписывали священные книги. Во второй половине VIII века во Фрайзинге были созданы написанные на пергаменте «Послания апостола Павла» («Paulusbriefe»). Спустя сто лет, в 860 году, – рукописное Евангелие («Evangeliar»). Наиболее продуктивно работы в скриптории шли в правление епископа Хитто (811/812 – 836) и его преемника Эрханберта (836–854). Изготовление рукописных книг достигло здесь своего расцвета в XI веке.

В 1803 году на Соборной горе обнаружили древнейший письменный памятник словенского языка – так называемые «Брижинские (Фрейзингенские) отрывки» (словен. – «Brizinski spomeniki»). Они были написаны латиницей (т.н. каролингским минускулом) между 972 и 1093 годами в долине реки Мёлль в Каринтии. Он является одной из древнейших сохранившихся славянских рукописей вообще. В рукописи всего три отрывка, один представляет собой исповедь, второй является беседой, третий – молитвой. Ученые-слависты определили сходство содержания второго и третьего отрывков с Псевдо-Климентовой гомилией и Синайским евхологием.

Все эти манускрипты в числе других наиболее ценных рукописей (около 600 экземпляров), веками хранившиеся на Соборной горе, в начале XIX века, в период секуляризации в Баварии, отправили в Мюнхен, где они стали частью уникальной коллекции Баварской государственной библиотеки.

В настоящее время в церковной библиотеке во Фрайзинге насчитывается около 306 тысяч книг, в том числе 345 редких рукописей, 3215 музыкальных рукописей и 224 инкунабулы. Здесь книги на разных языках: латыни, французском, испанском, английском, греческом и даже на церковнославянском и русском.

Однако значительная часть ценнейшего библиотечного фонда в настоящее время находится на грани гибели. В начале апреля 2009 года сроком на три года закрыт ее старый читальный зал в стиле барокко, где проводятся неотложные работы по спасению нескольких десятков тысяч редчайших книг, пораженных плесневым грибком. В крайне тяжелом состоянии находятся около 55 тысяч книг, на страницах которых уже много лет назад появились колонии плесневых грибков.

Католическая архиепископия Фрайзинга и Мюнхена выделила более 1,5 миллионов евро для спасения этого уникального хранилища церковных книг. Небольшой современный читальный зал библиотеки функционирует, а вот фонды с древними книгами на неопределенный срок закрыты. Многие запланированные книжные выставки отменены, так как вдыхать в старых библиотечных помещениях наполненный спорами воздух опасно для здоровья ее работников и посетителей. Сами реставраторы работают в специальных костюмах и масках.

Бесценное богатство этой библиотеки спасали монахи и жители города и во время страшного пожара 1159 года. Тогда, в ночь с 4 на 5 апреля, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, на Соборной горе выгорели почти все ее монастырские постройки. Сильный пожар целиком уничтожил старые и новые строения не только на вершине горы, но и в старой части города. Этот разрушительный пожар вошел в историю города и зафиксирован во многих церковных документах Баварии XII века, в том числе и в материалах известного хрониста Конрадуса Сакристы.

Во Фрайзинге до сих пор жива память о жертвах страшного пожара, произошедшего почти 900 лет назад. Вечером 4 апреля 2009 года в кафедральном соборе проходили траурные мероприятия в память о катастрофическом пожаре 1159 года. В день памяти пожара на Соборной горе и вокруг нее собрались тысячи жителей Фрайзинга. В 21 час по местному времени с помощью лазерной техники была продемонстрирована световая инсталляция: белые стены собора и других зданий окрасились в оранжево-красные цвета, символизирующие пылающий огонь. Одновременно был погашен свет во всех фрайзингских церквях. В ночном небе притихшего города стали последовательно звонить колокола сначала церкви святого Георгия, потом – церквей святых Петра и Павла, святого Иакова, святого Лантперта, а в конце – церкви Воскресения Христова. В заключение раздались траурные звоны всех 11 колоколов кафедрального собора, в числе их и колокола, носящего имя «Корбиниан».

Византийские иконы «Агиосоритисса» и «Фрайзингская Одигитрия»

Агиосоритисса
Агиосоритисса
В середине XV века в кафедральном соборе Фрайзинга на Святой горе, посвященном Пресвятой Богородице, впервые появилась редчайшая византийская икона Божией Матери ХII века, именуемая в народе «Lukasbild». Не более четырех раз в году, и то в самые большие церковные праздники, она выставлялась для поклонения верующим. Теперь эта древняя икона находится не в соборе, а экспонируется в специальном затемненном зале Епархиального музея христианского искусства (Diozesanmuseum fur christliche Kunst или Dombergmuseum), расположенном на той же Соборной горе.

Этот церковный музей по праву считается одним из самых крупнейших в мире. Выставочная площадь музея, основанного в 1857 году коллекционером и католическим священником Иоахимом-Хайнрихом Готтхардом, составляет 4800 м2, а его фонды содержат около 20 тысяч экспонатов.

Несколько столетий автором уникальной иконы почитали апостола Луку, о чем гласил латинский текст 1629 года, выгравированный на обратной стороне серебряного алтаря, в который была вмонтирована эта ценная икона. Однако датированные еще первой половиной ХIV века старинные записи собора зафиксировали сомнения церковных историков относительно не только древности, но и авторства иконы.

Рентгеновские снимки и разные виды анализа этой иконы, проведенные в ходе реставрационных работ в начале 60-х годов прошлого века в Мюнхене, показали, что «Лукасбильд» писана в XII веке[15] и является знаменитой византийской иконой Божией Матери «Агиосоритисса», которая находилась некогда в часовне святой Раки («Агиа Сорос») при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе, где хранились ковчег с поясом Богородицы и другие святыни Богоматери, привезенные в V веке из Иерусалима. Правда, некоторые исследователи имеют и другое мнение: возможно, знаменитая икона хранилась в одноименной часовне Влахернского храме в Константинополе.

На древней иконе Богородица изображена без Богомладенца в позе моления, в пол-оборота влево, с воздетыми в молении перед грудью руками. Лик Божией Матери, как считают ученые, впервые был запечатлен на иконной доске ранее 1200 года, а через столетие он был обновлен неизвестными мастерами, оставившими на ней и такой текст: «Божия Матерь, Надежда ненадеянных». В 1235 году для иконы изготовлены серебряные с позолотой оклад и рама с медальонами, запечатлевшими лики святых апостолов Петра и Павла, а также святых Георгия, Димитрия, Космы и Дамиана, Пантелеимона и др.

Во Фрайзинге ученые выяснили, что дарителем иконы для константинопольского Халкопратийского храма был дьякон, он же – мастер по изготовлению облачений Мануэль Дисхипатос († 1261), ставший впоследствии архиепископом Фессалоникийским. На позолоченной серебряной раме бирюзовой эмалью начертаны поэтические строки, прославляющие Божию Матерь. 23 сентября 1440 года икона Божией Матери «Агиосоритисса» появилась во Фрайзинге[16]. Ее в качестве подарка получил баварский епископ Никодемус от своей сестры – английской графини. Известно также, что после пребывания иконы в Константинополе первым ее обладателем был находившийся с 1399 по 1402 год в Италии византийский император Мануил II (1391–1425). Он же и подарил византийскую икону герцогу Миланскому Джану-Галлеаццо Висконти, от которого затем эта икона и перешла графине Кентской. Тогда на позолоченной раме иконы появился текст молитвы Божией Матери.

Во времена правления фрайзингского епископа Вайта Адама (1629) мюнхенский мастер Готтфрид Ланг изготовил для иконы специальный серебряный алтарь в стиле барокко (высота 145 см). Фрайзингский мастер Филипп Дирр в том же стиле барокко декоративно оформил специальную нишу, где два больших ангела держат в руках алтарь с иконой. Пространство над алтарем также украшено летающими ангелами.

Вера в помощь и заступление этой древней иконы была настолько сильной, что к ней издавна прибегали с молитвенными прошениями многие инославные. Примечательно, что служители церковного музея не взимают входную плату с тех православных паломников, кто приходит не просто в качестве рядовых его посетителей, а с единственной целью –помолиться или прочитать акафист Божией Матери перед византийской иконой «Агиосоритисса».

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 549 px. Размер файла 277534 b.
 "Фрайзингская Одигитрия"
"Фрайзингская Одигитрия"
А на первом этаже музея в центре небольшой комнаты стоит тумба-витрина, в которой выставлена еще одна драгоценная христианская святыня из Византии – икона Божией Матери «Одигитрия», именуемая «Фрайзингской Одигитрией». Эта икона резана на пластине из слоновой кости, датируется X веком.

На обратной стороне византийским мастером созданы три миниатюрных и расположенных по вертикали иконографических рельефа: Тайная вечеря, Воскресение Христово и Вознесение Господне.

В Германии эта икона на слоновой кости появилась в XI веке, но история умалчивает о том, как она здесь оказалась. Музей приобрел ее в 2002 году за 1500 немецких марок (приблизительно 750 тысяч евро), причем деньги на ее приобретение вкладывали несколько баварских спонсорских организаций и фирм.

Первоначально этот маленький шедевр из Византии находился во владении одной знатной дворянской семьи на юге Германии, а позже стал принадлежать собранию князя Крафта-Эрнста Людвига (1791–1870), одного из представителей известного в Германии графства Эттинген-Валлерштайн. Какое-то время находилась в замке Харбург, а в начале XIX века стала достоянием одной большой княжеской коллекции на юге Германии[17]. Впервые об уникальной иконе заговорили только в 1876 году, когда ее демонстрировали на одной из выставок в Лондоне. В настоящее время о ней с восхищением пишут церковные историки и искусствоведы.

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 550 px. Размер файла 302490 b.
 "Фрайзингская Одигитрия". Оборотная сторона
"Фрайзингская Одигитрия". Оборотная сторона
В двух небольших помещениях музея разместилась постоянно действующая выставка русских и греческих икон XV–XIX веков – «Окно в небо». Среди ее 57 экспонатов – списки Петровской иконы Божией Матери (Москва, 1500), Смоленской иконы Божией Матери (XVII в.), написанной, по преданию, евангелистом Лукой; образ великомученика Георгия Победоносца (Новгород, 1500), а также 19 русских икон на металле (XIX в.), писанных эмалью светло-зеленого, голубого и темно-синего цветов. Здесь можно видеть редкие деревянные и бронзовые кресты XVI–XIX веков, епископский железный посох высотою более двух метров (XVIII в.), церковные сосуды и др.

В подвальном помещении музея значительную часть площади занимает большая коллекция изображающих рождество Иисуса Христа вертепов и рождественских яслей (Weihnachtskrippe), свидетельствующих о старинной религиозной народной традиции в Баварии и сопредельных с нею альпийских регионах Австрии, Швейцарии и Италии. Некоторые такие рождественские декорации, датируемые серединой XVI века, содержат 135 фигур, мастерски изготовленных неизвестными церковными художниками. Имеются композиции, выполненные и на темы других евангельских сюжетов. Их стилизованные декорации, костюмы и предметы быта словно стараются убедить взирающих на них зрителей, что запечатленное событие или действие происходит не в пределах Святой земли, а где-то совсем рядом с баварским Фрайзингом и даже на его Соборной горе.

Покидая Соборную гору

В здании Образовательного центра архиепископии (Kardinal-Dopfner-Haus) на Соборной горе часто проводятся церковные выставки, крупные международные богословские конференции и различные церковные форумы с участием приглашаемых православных священников и ученых. Сотрудники этого центра называют паломникам еще один источник информации о многовековой истории христианского Фрайзинга – городской музей (Stadzmuseum Freising), где собраны материалы основанного в 1890 году местного Общества историков и архивистов. Этот музей на площади Мариенплац может служить последним пунктом паломничества во Фрайзинг.

Покидая Соборную гору, думаешь о том, что именно с горою в Священном Писании связаны Божественные сила и благодать, ибо многие великие и славные дела Божии происходили на горах, ставших в сознании верующих символом духовной высоты и величия. Вот и Соборная гора во Фрайзинге с ее историей и прославленными христианскими святынями являет для баварцев величие Божественной силы и благодати. Уже более 1300 лет она чтится как духовный центр – «место молитвы, знания и культуры». Такою запоминается она и православному паломнику, неожиданно встретившему здесь среди ее святынь и византийскую икону Божией Матери «Агиосоритисса».

В настоящее время во Фрайзинге своей православной общины нет, но проживающие в нем немногие православные верующие посещают богослужения в двух мюнхенских приходах. «В планах Воскресенской общины городов Дахау и Мюнхена, – говорит ее настоятель протоиерей Николай Забелич, – проведение первого молебна у мощей святого Корбиниана».

Хорошо бы еще и у Халкопратийской иконы Божией Матери «Агиосоритиссы». Она так ждет!

Анатолий Холодюк

8 февраля 2010 г.

[1] Benker S., Limmer I.Freising: Dom und Domberg. 1975. S. 4

[2] Freising. 1250 Jahre Geistliche Stadt. Munchen, 1989. B. 2. S. 8.

[3] Ibid. B. 1. S. 9.

[4] Benker S., Limmer I.Freising: Dom und Domberg. S. 8.

[5] Stephan B., 2002. S. 10. Korbinian. Das unbekannte und ratselhafte Leben eines europaischen Heiligen. Gro?-Genau

[6] Ibid. S. 8.

[7] Schauber V., Schindler H.-M. Bildlexikon der Heiligen. Augsburg, 1999. S. 179.

[8] Freising. 1250 Jahre Geistliche Stadt. B. 1. S. 9–10.

[9] Ibid. S. 404.

[10] Stephan B.. 121. Korbinian. Das unbekannte und ratselhafte Leben eines europaischen Heiligen. S

[11] Следует обратить внимание на появившуюся недавно в Интернете (свободная энциклопедия «Википедия») информацию о том, что якобы «с 2006 г. Корбиниан является местночтимым святым Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата». Однако председатель литургической комиссии епархии иеромонах Венедикт (Шнайдер) эту информацию не подтвердил. Святой Корбиниан официально не канонизирован и поэтому его имя не включено в святцы. Исключение составляет баварская столица Мюнхен, где святого Корбиниана как местно чтимого святого поминает на вечернем богослужении во время литийного прошения протоиерей Николай Забелич, возглавляющий приход Вознесенской общины городов Дахау и Мюнхена. В православных приходах, в мужском монастыре и женском скиту Германской епархии РПЦЗ имя святого Корбиниана не поминается.

[12] Schauber V., Schindler H.-M. Bildlexikon der Heiligen. S. 391.

[13] Ibid. S. 523.

[14] Freising. 1250 Jahre Geistliche Stadt. B. 2. S. 66.

[15] Diozesanmuseum Freising. Christliche Kunst aus Salzburg, Bayern und Tirol XII–XVIII Jh. Freising,1984. S. 244.

[16] Ibid. S. 248.

[17] Ibid. S. 13.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Лев14 февраля 2010, 02:00
Исключительно интересно и живо написана статья.Пожелания автору и далее просвещать нас историей развития христианства в Европе. Спаси Господи и успехов в благородном деле.
Tamara12 февраля 2010, 11:00
Спаси Господи! Хочу вырозить огромную благодарность автору этой статьи! Сама жила долгое время в Мюнхене и представленея не имела, что недалеко находилось такое святое место для паломничества . Читая статью, я переместилась во времени и пространстве, настолько всё подробно описано. Побольше бы таких статьей!
Анна11 февраля 2010, 21:00
Спаси Господи, Анатолий! Только Благодаря Вашим статьям узнаю о "местах паломничества и молитвы" в Баварии. Здравия Вам и Ангела Хранителя!
денис10 февраля 2010, 15:00
спасибо. как всегда - сверхинтересно)
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке