Слово на Сретение Господне

Сретение Господне
Сретение Господне
Какую умилительную картину представляет нам Сретение Господне! Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его – Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица; невдали – Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Очи всех устремлены на Спасителя. В нем исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую души их. Можете судить, как велико было блаженство сих душ!..

Но, братие, и мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем. Те были блаженны – видевше; мы же будем блаженны – не видевше, но веровавше. Приложите внимание. Я коротко укажу вам, как сего достигнуть. – Вот что сделайте и делайте.

1. Прежде всего покайтесь. Помните, что в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал, начало всему да будет покаяние. Как без фундамента нельзя строить дома и как, не очистивши поля, нельзя ни сеять на нем, ни садить, так без покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных наших исканиях, что б вы ни сделали без него, все – всуе. Так, прежде всего покайтесь, то есть оплачьте все худо сделанное и решитесь на одно богоугодное. Это будет то же, что обращение взора и всего тела на путь в сретение Господу и первое вступление на сей путь.

2. Затем, храня постоянно неизменным чувство покаяния, устройте для себя такой род жизни и поведения, чтобы на каждом у вас шагу или при каждом движении был как бы преднаписываем в вашем внимании Господь и Спаситель наш. Такой порядок сам собою устроится в вас, если: а) все, что ни делаете, вы будете делать во славу Господа и Спасителя, делать ради Христа. Тут разумеются не одни большие дела, а всякое вообще действие. Ибо смотрение и слышание, молчание и говорение, ястие и питие, сидение и хождение, труд и покой, все вообще может быть посвящаемо Господу и освящаемо Его именем Всесвятым. Так как минуты не бывает, чтоб мы не были за каким-либо делом, то, устроившись так в делах своих, вы поминутно будете сретать Господа, во славу Его обращая все дела свои. Сие исполнить и плод от сего получить вы можете тем удобнее, если при этом: б) в порядок дел своих повседневных вставите чины молитвенные – и церковные, и домашние, и вообще поставите законом быть строгими исполнителями всякого устава Святой Церкви до малой иоты, без суемудрий и кривотолкований, в простоте сердца. Как содержание каждого молитвословия есть Господь и наше к Нему обращение, то, совершая его или участвуя в нем, вы будете сретать Господа в сочувствиях и услаждениях своего сердца. Если затем: в) промежуток остающегося времени вы наполните чтением Писаний о Господе, или слушанием беседы о Нем, или своеличным размышлением о Нем и о великом деле спасения, совершенном Им на земле, то сами увидите, что ни внутри вас, ни вне не останется ничего, что не носило бы напоминания о Господе, не преднаписывало Его вниманию вашему, не изводило ваш дух во сретение Ему.

3. Не должно, однако ж, забывать, что все сии труды и занятия суть только приготовительные. На них одних останавливаться не должно, а надо устремляться далее. Как из пищи, принимаемой нами в грубом виде, выделываются потом тонкие стихии жизненные, так из сих занятий, видимо совершаемых, осязаемых, должны образоваться в духе тончайшие расположения или устремления ко Господу, именно: под трудом посвящения всех дел Господу должно качествовать устремление всех желаний нашей души единственно к Господу; под исполнением всех молитвословий или участием в богослужениях должно слагаться в сердце сочувствие только ко Господу и Господнему; под чтением и слышанием Писаний о Господе должно лежать в основе охотное устремление внимания ума нашего к единому Господу. Те труды суть возделывание поля, а сии стремления – восход посеянного; те – ствол и ветви, а сии – цвет и плод. Когда возникнут в нас сии расположения, это будет значить, что дух наш весь своим сознанием и своим настроением изшел в сретение ко Господу. И как Господь везде есть и Сам ищет сретиться с духом нашим, то взаимное их сретение после сего устрояется само собою. С тех пор дух наш начнет вкушать блаженство Симеона Праведного, то есть начнет носить в объятиях своих сил и стремлений Господа, Который есть полное их насыщение и удовлетворение. Это то, что называют вкушением Господа, покоем в Нем, умным Богу предстоянием, хождением пред Господом, непрестанною молитвою – предмет трудов, желаний и исканий всех святых Божиих.

Сего блага сподобиться желаю всем вам, празднующим ныне Сретение Господне. Если б кто, жалуясь, сказал: желателен плод, но труд достать его слишком тяжел, тому можно ответить так: хорошо, есть легче способ, или способ простее сложенный. Вот он! Покайся; затем, ревнуя об исполнении всякой заповеди Божией, ходи неотступно пред Господом, устремляясь к Нему всем вниманием ума, всеми чувствами сердца, всеми желаниями воли. Устроившись так скоро сретишь Господа. Он внидет в тебя и упокоится в тебе, как на объятиях Симеона Праведного. Чем-нибудь еще облегчить труд, необходимый в искании сретения Господа, уже нет никакой возможности. Молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя – сильно и мощно может помогать в сем труде. Но, опять, не сама по себе, а под условием устремления всех сил нашего духа к Господу! – Трезвитеся убо и бодрствуйте (1 Пет. 5, 8). Вышних ищите… и живот ваш сокровен да будет со Христом в Боге (Кол. 3, 1, 3). – Тогда, соделавшись един дух с Господем (1 Кор. 6, 17), узрите и обымете сего Господа, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Ин. 16, 22), ни в сей век, ни в будущий. Аминь.

Святитель Феофан Затворник

15 февраля 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Елена15 февраля 2014, 08:00
Спаси,Господи, всех нас верующих и заблудших!
Natalia15 февраля 2012, 20:00
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! ВСЕХ С ВЕЛИКИМ ПРАЗДНИКОМ! ГОСПОДИ,ИИСУСЕ ХРИСТЕ,СЫНЕ БОЖИЙ,ПОМИЛУЙ НАС ГРЕШНЫХ.
Шадрина Ольга15 февраля 2012, 17:00
Спаси Господь.
Anastasia14 февраля 2012, 23:00
Semeon,ne molchite,pishite,da pomoget Vam B O G. Smelee i gromche. Ochen iskrenne i otkrovenno,c veroi glubokoi govorit Vash ctich.Spasi, GOSPODI, ckorbnich za mir rabov TVOICH. r.b.Anastasia. Amerika.Arizona.
Евгения14 февраля 2012, 13:00
Спаси Господи за наставления. Желаю всем и себе достойно встретить Праздник Сретения Господня!
даниела27 февраля 2011, 17:00
Раба Божия даниела. Человек может иметь все имея ничего, и ничего-имея Всё! Слава Господу за всё!Господи помилуй.
Алексей18 февраля 2011, 22:00
Слава Богу за всё! Покаяние и смирение - вот путь, ведущий ко Сретению Господа нашего Иисуса Христа. Храни вас Бог!
Галина16 февраля 2011, 09:00
Слава Богу за всё! Пусть на всё будет Его воля!Призываю всех обновить свой ум В Его Слове.
олег16 февраля 2011, 08:00
сдесь сама истина нашего времени.
Р.Б.Даниил.16 февраля 2011, 04:00
Сnаси и сохрани.Радостноя и спасительная встреча человечества с Богом.Аминь
Sergej15 февраля 2011, 18:00
Slawa Bogu sa vse!
Раба Божия Анна15 февраля 2011, 13:00
Желаю всем найти путь ко спасению, но и это не будет Вашей заслугой, а помощью Господа, просите Его об этом, и по вере Вашей будет Вам. Спешите в храм.
Леван14 февраля 2011, 19:00
Спаси Господи! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных.
Вадим23 мая 2010, 19:00
Слава Богу за все!!
Симон15 февраля 2010, 17:00
Вновь порок,начало века, Войны ,злоба,грязь кругом. Совратили человека, Ближний стал его врагом. Торжество нечистой силы- Пьянство,зависть и разврат. Осквернённые могилы, Знать не хочет брата брат. Все вертепы освящают, Грех взведён на пьедестал, Сами что творят не знают, Мерзости столпом он стал. И глядя в глаза друг другу Спрашивают в чём тут грех? Всё опять пошло по кругу, Раздаётся только смех. Лишь в церквушках у окраин Чистоту найдёшь души И бредёшь туда,как Каин Исповедаться в тиши. Ты,священником крещёный, Зла совсем не хочешь знать. Хоть сегодня ты прощённый, Но с грехом не совладать… Сравнивая жизнь с Заветом, Что родился сам не рад, И коришь себя за это У кладбищенских оград.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке