Два отпрыска семьи святых: святые Вербурга и Мильбурга

Семьи, молящиеся вместе, остаются вместе.
Древняя пословица

Преподобная Вербурга Честерская
Преподобная Вербурга Честерская
Канонизация мученически убиенных членов российской царской семьи в 2000 году в Москве пробудила многих к восприятию семьи в контексте святости. Не только современная, но и древняя история Церкви рассказывает нам о целых семьях святых, достаточно вспомнить святую Софию с ее тремя дочерьми – Верой, Надеждой и Любовью; святых Терентия, Неониллу и их семерых чад[1], совсем недавно провозглашенных Греческой Церковью покровителями семьи; святителя Василия Великого, его бабку – святую Макрину, его мать – святую Емилию, его братьев – святителей Григория Нисского и Петра Севастийского и сестер – святых игумению Макрину и диаконису Феозву. Однако церковная история показывает нам еще более впечатляющий пример семейной святости: древнюю английскую королевскую семью.

До норманнского завоевания Англия прошла два периода духовного величия: «золотой век» в VII и VIII столетиях и «серебряный век» в X столетии. Последний был отмечен в основном святыми королями и епископами. Череда святых королей этой эпохи началась с благоверного Альфреда Великого, его супруги святой Эльсвиты Винчестерской († 903; память 20 июля), их дочери святой Этельгивы (игумении Шафтсберийской; † 903; память 9 декабря), внучки святой Эдбурги Винчестерской († 960; память 15 июня) – от ее мощей в монастырской церкви города Першор в Вустершире происходили многочисленные чудеса – и супруги их внука святой Эльгивы († 944; память 18 мая). Последняя стала матерью святого Эдгара, первого короля всей Англии, а к концу жизни стала игуменией в Шафтсбери. Святой Эдгар стал отцом святого Эдуарда Мученика и святой Эдит Вилтонской[2], так что можно говорить о династии из восьми святых.

История «золотого века» английского благочестия весьма своеобразна. В 597 году, когда христианская вера была только что принесена в эту страну, главной трудностью, с которой столкнулись миссионеры, было разделение английской земли на семь часто враждовавших между собой королевств. Наиболее действенным способом преодоления этого разделения был династический брак между членами королевских семей. Семьи, уже просвещенные христианством, принялись распространять веру с большим усердием. И главную роль тут играли королевы и принцессы – женщины королевских семей; они, как и везде, были гораздо более восприимчивыми к вере и быстрее мужчин всем сердцем принимали Христову истину. Многие из них – вдовы, незамужние сестры и дочери – избирали монашескую жизнь, что тоже способствовало объединению семи отдельных королевств в единую нацию. Древняя Англия может похвастаться 37 святыми игумениями, многие из которых были королевского происхождения.

«Золотой век» английской святости начинается с 597 года, когда первый местный король был обращен в веру. Это был святой Этельберт, король Кента, который привел все свое королевство к истинной вере, при этом нигде не применяя силы. Под влиянием святого Этельберта другие королевства постепенно начали тоже принимать христианскую веру. У святого Этельберта были сын и дочь, которую звали Этельбургой († 647; память 8 сентября). Она вышла замуж за язычника короля Эдвина Нортумбрийского, и во многом благодаря ей этот король обратился ко Христу и впоследствии тоже стал святым. Овдовев, святая Этельбурга основала монастырь в Лиминдже в королевстве Кент и стала его настоятельницей. Ее дочь звали Энфледой (626–704; память 24 ноября), она тоже овдовела после династического брака и стала настоятельницей в монастыре Уитби, где после нее игуменией стала ее дочь святая Эльфледа[3]. Сын святого Этельберта король Эдбальт имел одну дочь и двух сыновей. Дочь его звали святой Энсвитой (614–640; память 31 августа и, местно, 12 сентября), она была основательницей и игуменией первого женского английского монастыря в Фолкстоне, а ее мощи до сих пор пребывают в местной церкви и доступны для поклонения. Святую Энсвиту почитают как «духовную матерь Кента», в ее честь написаны православные гимны в стилистике Романа Сладкопевца. У первого сына Эдбальта было четверо детей: святые Этельберт и Этельред мученики, святая монахиня Этельгита (впоследствии ставшая игуменией в Нортумбрии; † 720; память 22 августа) и святая Эрменбурга († ок. 700; память 19 ноября). Святая Эрменбурга вышла замуж за принца Мерсии (современный Мидлендс), а овдовев, основала около 670 года монастырь Минстер на острове Танет и стала его настоятельницей. Она была матерью трех святых сестер: Мильбурги – настоятельницы в Уэнлоке, Мильдреды – монахини и настоятельницы в Минстере-ин-Танете и Мильдгиты – настоятельницы в монастыре Истри королевства Кент. Второй сын Эдбальта, Эрконберт, породнился с королевской семьей Восточной Англии. Его жена, святая Саксбурга (ок. 625 – ок. 700; память 6 июля), основала женский монастырь в Минстере-ин-Шеппи в Кенте, а овдовев в 664 году, приняла монашество и подвизалась сначала в том же монастыре, а затем в монастыре Эли в родной для нее Восточной Англии, где в 679 году она стала игуменией. У святой Саксбурги был брат по имени святой Юрмин. Первой ее сестрой была святая Витбурга († 743; память 8 июля) – отшельница, позднее основательница и игумения монастыря Ист-Дерехем в Норфолке, прожившая более 100 лет и прославившаяся нетлением своих мощей. Второй сестрой святой Саксбурги была святая Этельбурга, а единокровной сестрой была святая Сетрида († ок. 660; память 10 января). Обе они стали настоятельницами в Галлии: святая Сетрида обучалась в монастыре Фармутье у святой игумении Бургундофары и после ее смерти в 657 году стала ее преемницей, а святая Этельбурга († 664; память 7 июля) стала игуменией того же монастыря после святой Сетриды. Она возвела церковь во имя 12 апостолов, а ее нетленные мощи, являвшие чудеса исцеления, хранились в церкви святого Стефана. Но еще у этой семьи святых был шестой ребенок – величайшая из английских святых жен святая Одри, или Этельдреда († 679; память 23 июня), основательница и игумения в Эли. Ее называют «матерью Восточной Англии», ее нетленная рука хранится в католической церкви в Эли, а многих девочек в Англии до сих пор называют именем Одри в ее честь. Удивительное благочестие семьи святой Саксбурги продолжилось в следующем поколении, поскольку до того, как овдоветь, она стала матерью двоих детей. Ими были святая Эрконгота, ставшая монахиней, и святая Эрменильда. Святая Эрконгота († 660; память 21 февраля) подвизалась в галльском монастыре Фармутье и умерла в юном возрасте. В ту ночь, когда она преставилась, все в монастыре слышали ангельское пение и, как пишет преподобный Беда Достопочтенный, «увидели ярчайший свет, нисходящий с небес, который возносил святую душу, освобожденную от оков плоти, к вечным радостям Небесного Царства». Святая Эрменильда († 703; память 13 февраля) породнилась с королевской семьей Мерсии, как и ее двоюродная сестра святая Эрменбурга (о ней мы уже упоминали). После смерти ее супруга, короля Вульфхера Мерсийского, в 675 году, святая Эрменильда приняла монашество в монастыре своей матери святой Саксбурги в Минстере-ин-Шеппи и позднее стала ее преемницей, а к концу жизни – игуменией в Эли. У святой Эрменильды было трое детей, все они стали святыми: мученики Вульфхад и Руффин, а также святая Вербурга – основательница и настоятельница нескольких монастырей. Муж святой Эрменильды никогда не считался святым, но почитаемыми святыми являются следующие ее родственники: король Мерсии святой Этельред (также Айлред; † 716; память 4 мая), оставивший трон и ставший игуменом в монастыре Бардни; святая принцесса Осит († 700; память 7 октября), святая монахиня Эдбурга (род. 650; память 18 июля) – дочь воинственного язычника короля Пенды, ее мощи пребывали в городе Байчестер; а также святые сестры Кинебурга и Кинесвита († ок. 680; память 6 марта), тоже дочери Пенды, обе ставшие настоятельницами в Касторе графства Нортгемптоншир: сначала святая Кинебурга, а после ее смерти – святая Кинесвита; вместе с ними почитается их родственница – святая монахиня Тибба.

Преподобная Мильдреда, настоятельница в Минстере-ин-Танет
Преподобная Мильдреда, настоятельница в Минстере-ин-Танет
Этот необычный список содержит имена 27 святых. Благодаря им основные королевства Британии: Кент, Восточная Англия, Мерсия и Нортумбрия – стали связанными друг с другом и являлись примером национального единства для будущего. Этот образец государства подкреплялся святым Евангелием: его проповедовали и по нему жили в замечательных монастырях, которые основали святые королевы и принцессы, объединившие королевства. Примечательно то, что все эти пять поколений святых произошли от одного человека – святого Этельберта, короля Кентского, которого первым обратил ко Христу святой Августин.

Рассмотрим жизнеописания двух членов этой семьи святых – святой Вербурги и святой Мильбурги, двоюродных сестер, представительниц пятого поколения этой семьи святых.

Как мы уже знаем, святая Вербурга (память 3/16 февраля) происходила по материнской линии из королевской семьи Кента, давшей многих святых. Ее отца звали Вульфхер, он был принцем новообращенного королевства Мерсия. Отцом Вульфхера и дедом святой Вербурги был не кто иной, как Пенда – воинствующий язычник, король Мерсии, ставший причиной мученичества христианских королей двух соседних государств – святого Освальда Нортумбрийского и святого Сигеберта Восточноанглийского. Отец святой Вербурги умер в 675 году, когда она была очень молодой девушкой. Ее воспитывала двоюродная бабушка – святая Одри – в монастыре Эли. Позднее Вербурга переехала в монастырь Минстер-ин-Шеппи в Кенте вместе со своей матерью святой Эрменильдой и бабушкой святой Саксбургой. Нет сомнений, что святая здесь познакомилась со своими двоюродными сестрами: святыми Мильбургой, Мильдредой и Мильдгитой. Важно отметить, что Вербурга приобщилась к кентским и восточноанглийским традициям семейного и монашеского благочестия, передававшимся из поколения в поколение. Она впитала в себя наставления духовных отцов и матерей, о которых знали в ее семье: все эти традиции и наставления восходили к святому Августину, апостолу англов. Святой Вербурге по Промыслу Божию предстояло насадить эти традиции в родной ей Мерсии. Предание говорит, что один человек сватался за святую Вербургу, но она отвергла его предложение, и что именно он организовал убийство ее братьев Вульфхада и Руффина, защищавших святую. Неизвестно, правда это или нет, но ясно, что когда святая Вербурга была еще очень молодой, она твердо решила посвятить себя монашеской жизни. Она приняла монашество и со временем стала настоятельницей обители Минстер-ин-Шеппи, а затем в Эли. Святая управляла обеими обителями, но этому не было суждено продолжаться долго. Поскольку после многих лет, проведенных в великих обителях Англии, святая Вербурга была опытной в духовной жизни и учении, родной дядя ее – король и будущий святой Этельред – предложил ей взять на себя заботу о женских монастырях в Мерсии. Это были обитель в Уидоне (графство Нортгемптоншир), другая обитель в Хэнбери (графство Стаффордшир) и еще одна в Трекингеме (графство Линкольншир).

Святая Вербурга отличалась кротостью, смирением и рассудительностью. Ее заботы о сестрах обителей и их наставление, скорее, можно назвать служением, чем управлением.

Рассказы о жизни святой Вербурги в этот период повествуют и о тесном ее общении с миром животных. Существует предание, согласно которому она воспитывала диких гусей, уничтожавших урожай в Уидоне. Игумения Вербурга велела им лететь в конюшню – таким было их послушание. На следующее утро гуси просили ее выпустить их на волю. Другим случаем, показывающим смирение святой, было спасение пастуха Алнота, человека простой и святой жизни, от жестокости его хозяина. Она упала к ногам хозяина и умоляла его пощадить Алнота, говоря, что тот более угоден Богу, чем любой из них самих. Впоследствии тот пастух стал отшельником в лесах недалеко от Стоу и окончил жизнь мучеником. Алнота почитали местно 27 февраля.

Святая игумения Вербурга преставилась в Трекингеме 3 февраля около 700 года (по другой версии – около 710 года). Открытие мощей состоялось при непосредственном участии короля Кенреда, брата святой Вербурги. Очевидно, по повелению самой святой ее мощи перенесли из Трекингема в Хэнбери, где они оставались до 875 года. Многие паломники приезжали приложиться к мощам этой святой. Но в том году, когда была опасность датского завоевания, их перенесли в город Честер и положили в церкви, которая была сначала освящена во имя святых Петра и Павла, а со временем стала известна как церковь святой Вербурги. В честь многовековой связи святой с этим городом ее часто называют «святая Вербурга Честерская».

На месте прежней церкви святой Вербурги сейчас высится Честерский кафедральный собор, в котором сохранилась часть ее раки. В 1540 году Генрих VIII сделал из монастырской церкви святой Вербурги кафедральный собор и, как это делают протестанты, а до них делали норманны, убрал имя святой из его названия. Однако даже сегодня собор имеет связь со святой Вербургой, так как улица, ведущая к нему, называется улицей святой Вербурги.

У этой святой всегда просили молитв представители молодого поколения, особенно дети и молодые девушки. Церковь в Хэнбери до сих пор освящена во имя святой Вербурги. Святая, возможно, основала здесь женский монастырь, а в Уидоне и Трекингеме лишь восстановила монашескую жизнь. Другая церковь освящена во имя этой святой в Кингсли, что недалеко от Хэнбери. Церкви в Дерби, а также по соседству в Спондоне и Блэкуэлле тоже посвящены святой Вербурге – скорее всего, она их и основала, поскольку известно, что святая трудилась в этой области и в соседнем Рептоне. Хотя Честерский собор был переосвящен во время Реформации, деревня Варбуртон в Чешире до сих пор носит имя святой (практически Вербургтон), а местная церковь, стоящая, вероятно, на том месте, где когда-то был монастырь, тоже освящена в ее честь. В Мидлендс существовала деревня под названием Вербургевик – в честь святой; сейчас этой деревни нет.

Память о святой Вербурге сохраняется также в Кенте, где имеется современная деревня Ху-Сент-Вербург – недалеко от женского монастыря Минстер-ин-Шеппи. На острове Танет тоже когда-то существовала деревня Вербургингленд. Церкви во имя святой Вербурги освящены также в Бристоле, Вембери в Девоншире, Тренеглос и Уорбстоу (святое место Вербурги) в Корнуолле. Эти места, возможно, говорят о том, что мощи святой Вербурги перевозили на запад.

В недавнее время была составлена православная служба святой Вербурге на английском языке.

Древняя церковь-приорат святой Мильбурги в Мач-Уэнлоке, графство Шропшир
Древняя церковь-приорат святой Мильбурги в Мач-Уэнлоке, графство Шропшир
Двоюродная сестра святой Вербурги святая Мильбурга (память 23 февраля/8 марта) была старше своих сестер Мильдреды и Мильдгиты. Их имена означают следующее: «Мягкое, или кроткое, покровительство», «Кроткая сила» и «Кроткий дар».

В Кенте святую Мильдгиту († 676; память 17 января) почитают как монахиню или, возможно, игумению монастыря в Истри, а ее мощи со временем пребывали в Кентербери. Святую Мильдреду[4] тоже очень любили и почитали в Кенте как настоятельницу монастыря Минстер на острове Танет. На этом острове до сих пор сохранилась часть ее мощей. Имя Мильдред носили многие сельские женщины вплоть до XIX века.

А что можно сказать о старшей из трех сестер – святой Мильбурге?

В отличие от сестер, святая Мильбурга не вернулась обратно к своей матери в Кент, а осталась на родине отца, короля Меревальда, в королевстве Мерсия. К сожалению, в древнеанглийских источниках сохранилось мало подробностей о жизни этой святой. Однако изобилуют романтические легенды о ее жизни, составленные в период после норманнского завоевания. Согласно им, к святой Мильбурге, как и к ее двоюродной сестре святой Вербурге, сватался некий человек. Однако девушке удалось скрыться от его преследований в деревне, которая сейчас называется в честь святой «Сток-Сент-Милборо», в графстве Шропшир, где до сих пор существует святой источник Мильбурги. Когда она еще жила в миру в своем поместье, то отказалась от богатств этого мира, заботилась о бедных и больных, привела многих ко Христу.

Святой было предназначено посвятить свою жизнь монашеству. Постриг над ней совершил святой архиепископ Феодор Кентерберийский. Святая Мильбурга в 670 году переехала жить в монастырь, который, скорее всего, был двойным, основанным ее отцом, усердным в добродетели после своего обращения в христианство, в Мач-Уэнлоке графства Шропшир. Ее наставником и покровителем в этой обители был святой игумен Ботульф († 680; память 17 июня). Святая подвижница всегда была связана с монастырем святого Ботульфа; здесь она впоследствии стала его второй настоятельницей. Писали, что когда она была настоятельницей этого монастыря, то «жизнь здесь процветала, как в раю». Святую Мильбургу все любили и почитали за скромность, мягкость, смирение, святую жизнь. Она всегда пользовалась только трудом своих рук, выращивала много красивых цветов и фруктовые деревья. Несмотря на строгие порядки в монастыре, святая Мильбурга отличалась гостеприимством, принимая вдов, больных, сирот и разных гостей. Эта святая стяжала обильную благодать Святого Духа и благодаря своим духовным дарованиям приводила многих к покаянию. Она обладала даром проницательности, видела на расстоянии, еще при жизни творила чудеса. Одна история, подтверждающая, что святая Мильбурга имела дар исцеления, рассказывает, как однажды некая мать, полная скорби, принесла в монастырь свою мертвую дочку и умоляла святую вернуть ей жизнь. Игумения отвечала, что это не в ее силах. Но мать настаивала, говоря, что святая имеет такую сильную веру, что если только захочет, то может совершить великое чудо. Тогда святая Мильбурга упала на колени в горячей молитве, и к девочке чудом вернулась жизнь.

Во время игуменства святой Мильбурги одному монаху в Уэнлоке было явлено видение рая и ада, впоследствии ставшее известным благодаря рассказам святого Бонифация в начале VIII века[5].

Предания говорят о том, что святая Мильбурга также защищала от разорения урожаи и имела близкое общение с дикой природой: растительным и животным миром, особенно птицами. Стихотворение, сочиненное в Шропшире в прошлом веке, звучит так:

Если пожилая леди Мил оглядит все наше поле,
Целы будут наши зерно, трава и клевер.
Но если пожилая леди скоро пойдет спать,
Горе будет нашим зерну, траве, клеверу и овцам.

Как и святая Вербурга, ее двоюродная сестра, святая Мильбурга защищала поля от диких гусей – больших вредителей того времени, а около раки с ее мощами благочестивым паломникам обыкновенно продавали маленьких деревянных гусят. Другая связь между сельскими жителями Англии и святой Мильбургой – это абрикос, любимый фрукт святой, который она особенно оберегает у садоводов.

После продолжительной и мучительной болезни святая настоятельница Мильбурга тихо попрощалась со своими монахинями и кротко предала душу в руки Божии. Это случилось 23 февраля 715 (по некоторым сведениям – 722) года. Ее последними словами были: «Блаженны чистые сердцем, блаженны миротворцы».

Источник святой Мильбурги
Источник святой Мильбурги
В IX веке монастырь святой Мильбурги был разорен датчанами, а мощи утеряны. Однако произошло чудо, и святые мощи игумении были снова обретены в конце XI века (около 1079 года). Дети, играя, обнаружили ее раку. Все еще нетленные мощи издавали благоухание, они были найдены вместе с различными документами, среди которых было завещание святой игумении, включавшее список земель, принадлежавших монастырю. Мощи были положены в серебряный ковчежец для хранения и почитания. Снова начали совершаться чудеса от мощей святой, особенно исцеления прокаженных и слепых. Около 1082 года по совету Клюнийского монастыря граф Роджер Шропширский заново учредил небольшой бенедиктинский монастырь в Уэнлоке, а святая Мильбурга стала покровительницей обители. В позднем средневековье она была одной из наиболее почитаемых в Англии святых жен.

Сегодня от монастыря святой Мильбурги в городе Мач-Уэнлок осталось очень мало, не считая древней церкви-приората святой Мильбурги. Но память о ней сохраняется в населенном пункте Сток-Сент-Милборо, о котором мы уже говорили. Во имя святой освящены церкви в Бекбери графства Шропшир, в Уиксфорде графства Уорикшир, в Оффенхеме графства Вустершир, в Лланвилло за уэльской границей и другие – не менее десяти церквей.

Рассказы, связанные со святой Мильбургой, описывают кроткую, домашнюю, лишенную честолюбия натуру, что так сильно подходит ее имени – «Кроткое покровительство». Святая мало ездила, но была особенно внимательна и добросовестна в отношении важных бытовых обязанностей монашеской жизни. Она всегда была другом и помощником всем, кто искал ее поддержки. Как мы уже видели, святую Мильбургу помнили и любили в Шропшире именно за эти добрые и домашние качества.

Ф. Арнольд-Форстер в XIX веке написал такие трогательные слова о святой Мильбурге: «Она достойна того, чтобы память о ней сохранялась, ибо она одна из типичных английских святых жен, которые тихо жили среди своего народа и благодаря своим скромным, добрым делам становились любимыми народом».

Вот мы и подошли к концу жизнеописания двух святых двоюродных сестер, игумений королевского происхождения, унаследовавших святость от своего прапрадеда святого Этельберта Кентского, а также у святых Эрменильды и Эрменбурги. Их пример, а также идея о том, что один святой в семье может спасти целые поколения, должны непременно привести нас к покаянию ради нашего спасения и спасения наших семей. Ибо «блаженны чистые сердцем… блаженны миротворцы» (Мф. 5. 8, 9).


[1] Святые мученики Терентий, Неонилла и чада их Сарвил, Фот, Феодул, Иеракс, Нит, Вил и Евникий пострадали ок. 250 г.; день их памяти – 28 октября / 10 ноября.

[2] Преподобная Эдит (Эдита) Вилтонская (961–984; память 16 сентября) была дочерью короля Эдгара и Вилфриды. После рождения святой Эдит святой Эдгар долго каялся и даже в течение семи лет не надевал короны. Мать растила ее в монастыре города Вилтон. В возрасте 15 лет святая Эдит приняла монашество в этой обители. Подвизалась в строгом посте и воздержании, сочетая молитвенную и деятельную жизнь. В ее житии написано, что она «кормила алчущих и странников, одевала нагих, ухаживала за больными». С детства отличалась мудростью, славилась своей добротой и близким общением с дикими животными. Она настояла на том, чтобы при монастыре была открыта больница, в которой лечили бедных людей. Святой Эдит неоднократно предлагали королевский престол, но она каждый раз отказывалась. Святая всегда носила красивые и роскошные одежды, объясняя, что Бог смотрит лишь на наше сердце, в котором должны быть чистота, любовь и смирение. Преставилась 22 лет от роду. Перед смертью она основала церковь, во время освящения которой святитель Дунстан Кентерберийский зарыдал, потому что ему открылась близкая смерть такой великой угодницы. Почитание святой Эдит было по всей стране; она считается одной из любимейших англичанами святых преподобных дев. В январе 2008 года появилась православная служба святой.

[3] Преподобная Эльфледа из Уитби (653–714; память 8 февраля) была дочерью Нортумбрийского короля Осви и святой Энфледы. С детства «царственная дева Эльфледа» (преподобный Беда) решила посвятить свою жизнь Богу. Ее отдали в монастырь Хартлпул, где ее воспитывала святая игумения Хильда. Через некоторое время Эльфледа переехала в Уитби вместе со святой Хильдой, где стала игуменией после своей матери святой Энфледы. Была одной из самых влиятельных, мудрых, опытных игумений и наставниц своего времени. Святая Эльфледа была сильной в церковных делах, она примирила святых Вилфрида Йоркского и Феодора Кентерберийского. Святых Кутберта, Трумвина и Вилфрида «ревностная наставница» (преподобный Беда) считала своими друзьями. Однажды святая Эльфледа и одна из ее монахинь исцелились от сильной головной боли от пояса святого Кутберта. Святая неоднократно беседовала с этим святым о глубинах духовной жизни. Святой Кутберт заранее предсказал ей смерть ее брата короля Эгфрида в бою с пиктами в 685 г. Нетленные мощи святой Эльфледы были обретены в 1024 г.

[4] Преподобная Мильдреда Танетская († ок. 700, по другим сведениям – 716 или 732; память 13 июля) – одна из трех дочерей святой Эрменбурги из Минстера на острове Танет в Англии. С детских лет святая стремилась к монашеской жизни. По преданию, она обучалась в монастыре Шель во Франции, где претерпела много унижений и издевательств от игумении, выказывая истинную веру и смирение. Вернувшись в Англию, она ступила на берег в месте под названием Эббсфлид, где на большом камне навсегда остался отпечаток ступни святой. Впоследствии от этого камня в монастыре происходило много чудес исцеления. Святая Мильдреда вступила в основанную ее матерью бенедиктинскую обитель на острове Танет (постриг над ней совершил святитель Феодор Кентерберийский) и позднее стала второй настоятельницей в этом монастыре после святой Эрменбурги. Совершала много чудес. Однажды бес погасил ее свечу ночью, а ангел тут же ее зажег. Святая Мильдреда была покровительницей диких гусей. Преставилась после длительной тяжкой болезни.

Оставалась одной из самых почитаемых святых жен в Англии, особенно на юге страны, долгое время. После разорения ее монастыря датчанами в 1011 г. мощи святой Мильдреды были перенесены в церковь святого Августина в Кентербери; часть их сохранилась. Святую Мильдреду почитали и в Бельгии, где в Девендере хранилась часть ее мощей.

Житие святой Мильдреды описывает ее «всегда милосердной, всегда кроткой и тихой». Почитается как покровительница бедных и сирот и «чудотворица всего Кента». Известны случаи посмертных явлений святой Мильдреды. Однажды, после ее упокоения, звонарь задремал, находясь в часовне. Ему явилась святая и сказала: «Это часовня, а не спальня».

Много церквей в Кенте и других графствах Англии освящены во имя святой Мильдреды, в том числе одна на острове Уайт. Сейчас на острове Танет рядом с тем местом, где высадился в Англии святитель Августин, действует бенедиктинский католический монастырь, хранящий часть мощей святой Мильдреды. Эта святая также почитается в Утрехте и во фламандском местечке Millam.

Святой Мильдреде в начале XXI в. была составлена православная служба на английском языке.

[5] В житиях древних британских и ирландских святых нередко встречаются описания видений духовного мира. Так, преподобный Беда Достопочтенный описывал чудесное видение святым Дритхельмом († ок. 700; память 17 августа) адских мук, уготованных грешникам, – после этого видения святой перешел жить в монастырь Мелроуз в Шотландии, где вел подвижническую жизнь. Видения рая и ада сподобился и великий ирландский святой миссионер Фурсей, а также многие другие святые. А вот что пишет в книге «Душа после смерти» иеромонах Серафим (Роуз): «Епископ Игнатий не был знаком с многочисленными ранними православными западными источниками, которые никогда не переводились на греческий или русский и которые так изобилуют описаниями мытарств. Название “мытарства”, как кажется, ограничивается восточными источниками, но описываемая в западных источниках реальность тождественна. Например, святой Колумба († 597), основатель монастыря на острове Ионы в Шотландии, много раз за свою жизнь видел в воздухе битвы демонов за души умерших. Святой Адамнан († 704) рассказывает об этом в написанном им житии святого. Вот один из случаев. Однажды святой Колумба созвал своих монахов и сказал им: «Поможем молитвой монахам игумена Комгала, которые утопают в этот час в телячьем озере, ибо вот в этот момент они сражаются в воздухе против сил зла, тщащихся захватить душу чужестранца, которая утопает вместе с ними». Затем после молитвы он сказал: «Благодарите Христа, ибо сейчас святые ангелы встретили эти святые души, освободили того чужестранца и с торжеством спасли его от воинствующих демонов».

Святой Бонифаций, англо-саксонский «апостол германцев» (VIII в.), передает в одном из своих писем рассказ, услышанный в Уэнлоке из уст одного монаха, который умер и через несколько часов вернулся к жизни. Когда он вышел из тела, «его подхватили ангелы такой чистой красоты, что он не смог смотреть на них... “Они понесли меня, – сказал он, – высоко в воздух”… Дальше он рассказал, что за то время, что он был вне тела, такое количество душ покинули свои тела и столпились в месте, где он находился, что ему казалось, что их больше, чем все население земли. Он также сказал, что там была толпа злых духов и славный хор вышних ангелов. И он сказал, что злые духи и святые ангелы вели ожесточенный спор за души, вышедшие из своих тел: демоны обвиняли их и усугубляли бремя их грехов, а ангелы облегчали это бремя и приводили смягчающие обстоятельства. Он услышал, как все его грехи, начиная с юности, которые он или не исповедал, или забыл, или не осознал как грехи, вопиют против него, каждый своим голосом, и со скорбью обвиняют его… Все, что он сделал за все дни своей жизни и отказался исповедать, и многое, что он не считал за грех, – все они теперь выкрикивали против него страшными словами. И таким же образом злые духи, перечисляя пороки, обвиняя и принося свидетельства, называя даже время и место, приносили доказательства его злых дел… И вот, свалив в кучу и исчислив все его грехи, эти древние враги объявили его виновным и неоспоримо подверженным их власти. “С другой стороны, – говорил он, – маленькие жалкие добродетели, которые я имел недостойно и несовершенно, говорили в мою защиту… И эти ангельские духи в их безграничной любви защищали и поддерживали меня, а немного преувеличенные добродетели казались мне прекрасными и куда большими, чем когда-либо я мог явить своими собственными силами”».

Протоиерей Андрей Филлипс,
Перевод с английского Дмитрия Лапы

Из книги «Orthodox Christianity and English Tradition»

16 февраля 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
иван иванов12 марта 2010, 18:00
очень интересно! нашей церковью эти святые не почитаются?
Елена25 февраля 2010, 20:00
сколько красивых христианских имён) и сколько знаний о благочестии - думаю, новых не только для меня, а для многих русских христиан.
Александр22 февраля 2010, 03:00
Я как-то никогда не задумывался о том, что до разделения Церкви, на Западе было много Святых Угодников... Спасибо за этот цикл статей о Западном Христианстве!
раб Божий Игорь.16 февраля 2010, 20:00
Христианская вера - это в первую очередь учение в благочестии.
раб Божий Игорь.16 февраля 2010, 20:00
Молите Бога о нас,святые угодники Божии !
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке