Взаимосвязь понятий «личность» и «образ Божий» в православном богословии

Господь Вседержитель. Мозаика в Марторане
Господь Вседержитель. Мозаика в Марторане
Диалог между богословием и наукой – это весьма перспективное направление, важное для обеих сторон. Наука на пути осмысления религиозного опыта может открыть для себя реальности иного плана бытия и обогатиться не только в содержательном плане, но и в методологическом. Ибо очевидно, что тех средств, которыми она обладает, катастрофически не хватает для раскрытия загадок человеческой жизни.

Для Церкви же очень важно найти новые формы общения в нецерковной среде и помочь современным людям приобщиться к Божественному Откровению, которое даровано всему миру, чтобы оплодотворить и преобразить человека и все богоугодные сферы его жизни. Церковь никогда не останавливалась на этом пути, не скрывала что-то у себя в тайне только для посвященных, но готова поделиться своим сокровищем с каждым, кто желает его принять и им воспользоваться.

Однако современные ученые порой с большей готовностью склонны заимствовать духовно негативный опыт из оккультных сфер и не торопятся познакомиться с духовным наследием Церкви. Например, современная психология уже давно активно не только исследует, но и применяет различные практики воздействия на человека, имеющие оккультные, магические корни. Суггестивное воздействие на человека стало обыденным делом для современного психотерапевта. На этой основе разработана масса методик психического влияния. Церковь относится к этому отрицательно, поскольку степень деформирования личности в этом случае оказывается значительно больше, чем наблюдаемая реакция, а возможное повреждение человека выходит за рамки его земного существования и не может контролироваться психотерапевтом. Однако если все же интегрирование отрицательного религиозного опыта в психологию происходит, то почему не видно заметных успехов в восприятии христианского духовного наследия? Существуют ли для этого какие-то преграды? Как нам видится, основные причины таковы.

1. Христианство в наши дни – это «забытая» мировая религия. Современные люди чаще всего усматривают в христианстве нравственное учение и даже не предполагают, что в нем содержится глубочайшее учение о человеке. В Православии это богооткровенное сокровище бережно сохраняется и передается, но никому не навязывается, не выставляется, поэтому внешнему человеку может показаться, что его как будто бы и нет. В католицизме чрезмерная рационализация, а в протестантизме нарочитая морализация и самоограничение себя только текстом Библии привели к выхолащиванию сути христианства. Поэтому неудивительно, что в поисках ответа на загадку о человеке вопрошающие проходят мимо Церкви.

2. Христианское учение о человеке содержится в огромном количестве святоотеческих творений, но это знание пока еще не изложено системно ни у нас в России, ни за рубежом. Такая работа только начинается, появляются первые публикации, и помоги Господи тем, кто начал трудиться на этой ниве.

3. Чтобы воспользоваться богооткровенным учением, нужно не только изучить какие-то святоотеческие книги, но, прежде всего, вступить в диалог с Тем, Кто создал человека и определил смысл и законы его существования. Это принципиально необходимо. Без этого христианские тексты не раскроют своей глубины, мудрости, истины. Для ученого это подвиг. Далеко не все к нему готовы, потому что данный поступок выводит исследователя за рамки традиционной научной методологии, и ученый рискует стать маргиналом в своей среде. Оккультно-магические методы, которые вошли в арсенал современной психологии, таких требований к исследователям не предъявляют. Они срабатывают без упоминания о Боге. Точнее сказать, они срабатывают именно при игнорировании упоминания о Боге. Когда призывается имя Божие, они дают странные сбои. Для верующего человека причина данного сбоя понятна.

4. Проблема перевода. Богооткровенное учение о человеке – это не кость мамонта, которую находят и кладут на музейную полку и вспоминают о ней только при исторических исследованиях. Оно несет в себе животворящую, преображающую силу, но чтобы ее раскрыть, необходимо не только понять христианское учение в содержательном плане, но и суметь спроецировать его в сферы гуманитарных наук как средство, как инструмент. Для этого исследователь должен в достаточной степени владеть и языком богословия, и быть профессионалом в своей гуманитарной области. Таких людей пока еще очень мало.

Все перечисленные выше трудности преодолимы. Если в практическом плане эти и ряд других проблем разрешатся, то, может быть, нас еще ждет эпоха христианского ренессанса. В каком-то смысле мир на это обречен, ибо если этого не произойдет, то вариантов для дальнейшего существования у нас нет.

Перейдем же от общих вопросов к одному, на первый взгляд частному, но по сути важному вопросу: каково взаимоотношение в православном богословии двух понятий – «образ Божий» и «личность». Цель данной статьи – тезисно обозначить общую богословскую линию в раскрытии данной темы.

Если мы попытаемся в рамках святоотеческого наследия понять, кто есть человек, то сразу же натолкнемся на рассуждения, что человек есть образ Божий. Более того, всегда подчеркивается, что богообразность – это высшее достоинство человека. Если же с подобным вопросом мы открываем книги по психологии, то постоянно встречаемся с описанием человека как личности. Здесь личность рассматривается как высшая ценность в человеке. Таким образом, и в богословии, и в психологии провозглашены высшие ценности, но как они соотносятся между собой в содержательном плане? Ответ на этот вопрос важен, поскольку ценности определяют деятельность и направление движения исследователя. Ошибка в ответе на этот вопрос – это не только напрасный труд, но и искалеченные души. Ответ на этот вопрос мы будем искать в богословии, поскольку оно использует оба понятия, психология же только одно – «личность».

Начнем с того, что попытаемся разобраться с необходимостью различения понятий «образ Божий» и «личность» в богословии. Вильям Оккам в свое время сформулировал замечательный принцип: «не умножай сущностей без необходимости», то есть для ответа на какой-либо вопрос не нужно привлекать избыточное количество понятий, их должно быть ровно столько, чтобы ответ был правильным и ясным. В связи с этим насколько обосновано в богословии это различение, и какова взаимосвязь этих понятий?

Когда мы намерены что-либо сравнить и дать аналитическое заключение, мы, прежде всего, должны четко представлять то, что сравниваем. Что же мы имеем в святоотеческом наследии в отношении понятий «образ Божий» и «личность»?

Понятие «образ Божий» – одно из самых распространенных в христианской письменности. Нет автора, который бы его не употреблял, и когда читаешь эти рассуждения без жесткой требовательности к строгости формулировок, то вроде бы все пишут об одном и том же. Но когда возникает потребность понять суть и сформулировать ее в словах, то сразу становится ясно, что такого обобщающего определения у святых отцов нет. Сокрушаясь об этом, отец Василий Зеньковский писал: «За вычетом нескольких общепризнанных толкований, святоотеческое учение об образе Божием до такой степени разноречиво, что приходится удивляться, что по такому существенному пункту в церковном сознании не достигнуто единомыслие»[1]. Что же делать? Почему святые отцы не предприняли попытки создать подобное определение? Святитель Григорий Нисский дает четкий ответ на этот вопрос: «Образ Божий в человеке, поскольку он – образ совершенный, постольку он и образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью»[2]. То есть дать определение «образу Божиему» принципиально невозможно в силу непостижимости Бога. Однако как двигаться дальше? Как работать с понятием, которое не фиксируется в человеческом слове? Возможно ли такое? В богословии вполне возможно. Все понятия, связанные с бытием Божиим (Бог, святость, вечность, бессмертие и др.), не подлежат строгим определениям, но это не препятствует нам их использовать и понимать друг друга. В богословии для раскрытия этих тем используется типологический, или образный, метод. Воспользуемся им и мы.

Давайте представим зеркало, в котором отражается человек, и отметим несколько важных феноменов:

– человек отражается в зеркале, и это отображение есть образ человека;

– зеркальное отражение имеет двойную принадлежность: конкретному человеку и конкретному зеркалу;

– отражаясь в зеркале, человек не утрачивает чего-либо в своей природе и не приобретает; даже если зеркал будет много, отражаясь в них, человек остается неизменным;

– при отражении человека природа зеркала не изменяется; отражение – реальное явление, но оно не есть часть природы зеркала;

– в разных зеркалах один и тот же человек отражается по-разному в силу уникальных свойств каждого зеркала (кривизна, неровности, шероховатость, качество отражающего слоя и т.д.).

Из Божественного Откровения мы знаем, что человек может не только отражаться, но и отражать, то есть быть в определенном смысле зеркалом – зеркалом для Бога. При таком подходе возможны некоторые аналогии, раскрывающие нам важные аспекты понятия «образ Божий». В частности, имеют место все вышеуказанные феномены.

Каждый человек – это духовное зеркало, в котором отражается Бог. Отражение Бога в человеке – это и есть образ Божий.

Образ Божий принадлежит Богу, так как это Его «отражение» (так же и мы, подходя к зеркалу, считаем отражение в зеркале своим собственным и говорим: «Это я»); но, с другой стороны, отображение Бога в человеке принадлежит и человеку: именно человек есть носитель образа Божия. То есть образ Божий имеет двойную принадлежность.

Отражаясь в человеке, Бог не утрачивает чего-либо в Своей природе и не приобретает. Несмотря на то, что людей большое множество, отражаясь в них, Бог остается неизменным.

При отражении Бога в человеке человеческая природа не изменяет своего онтологического статуса, то есть всегда остается человеческой даже при восхождении на высшие ступени святости. «Ни мудрые своею мудростью, – учил преподобный Макарий Великий, – ни разумные своим разумом не могли постигнуть душевной тонкости или сказать о душе, что она такое. Только при содействии Духа Святого открывается и приобретается понятие и точное ведение о душе. Но при этом рассматривай, рассуждай и уразумевай, как это бывает, и слушай: Он Бог, а она – не Бог; Он Господь, а она – раба; Он Творец, а она – тварь; Он Создатель, а она – создание; ничего нет общего в Его и ее естестве, но только по бесконечной, неизреченной и недомыслимой любви Своей и по благоутробию Своему благоволил Он вселиться в сем создании, в этой разумной твари, в этом досточестном, избранном деле Своем, “чтобы нам быть, – как говорит Писание, – некоторым начатком Его созданий” (Иак. 1: 18), быть нам Его мудростью и общением, быть собственною Его обителью, собственною чистою Его невестою»[3]. Образ Божий – реальное явление, но он не есть часть природы человека – это ни дух, ни душа, ни тело, это высочайший Божественный дар, проявляющийся в наличии у человека божественных свойств (бессмертие, свобода, разум, личность и т.д.).

В каждом человеке Бог отражается неповторимым образом, и это обусловлено уникальностью человеческих личностей.

Вот здесь мы и подошли к понятию «личность».

В богословии «личность» – это богодарованное уникальное начало в человеке, которое формирует неповторимый образ существования природы конкретного человека. Бог есть Личность (точнее – три единосущные Личности), поэтому и человек является личностью именно в связи со своей богообразностью. Эти два понятия («образ Божий» и «личность») взаимосвязаны, но нетождественны. Личностное бытие человека – это, может быть, главная характеристика богообразности человека, однако это не значит, что образ Божий в человеке и личность – одно и то же. Поясним это различие понятий на простом примере. Человеческая личность в духовно-нравственном отношении может быть и положительной, и отрицательной. О диктаторах, тиранах, преступниках допустимо говорить как о яркой личности, описывая их качества и поступки, в том числе и негативные. Однако если мы попытаемся говорить о тех же людях как носителях образа Божия (согласно православному учению, образ Божий может помрачиться, но он неуничтожим человеческим грехом или смертью), то мы никогда не употребим нравственно-отрицательные категории. Значит, образ Божий и личность – это не одно и то же. Образ Божий есть некий нравственно-положительный полюс бытия человека, а человеческая личность может свободно самоопределяться по отношению к нему как в положительном, так и в отрицательном смысле, то есть человек может жить в соответствии со своей богообразностью или вопреки, но личностью он быть не перестает и образ Божий не утрачивает.

Образ Божий в человеке позволяет преодолеть пропасть трансцендентности между Творцом и творением, ибо люди, именно по причине своей изначальной богообразности, способны познавать Бога и вступать в общение с Ним. Преподобный Макарий Великий писал: «Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его»[4].

Подводя итог вышесказанному, сформулируем несколько тезисов по нашей теме.

Тезис 1. Понятия «образ Божий» и «личность» взаимосвязаны друг с другом. Бог есть Личность, и человек есть личность, потому что он наделен образом Божиим. Личностное бытие – это проявление образа Божия, то есть взаимосвязь понятий выстроена по типу причины и следствия.

Абсурдно рассуждать о психике и игнорировать понятие о человеке. Тем более странно, с точки зрения христианской антропологии, изучение человеческой личности без опоры на учение о богообразности человека.

Тезис 2. «Образ Божий» и «личность» – понятия взаимосвязанные, но не тождественные. Ибо образ Божий есть некая неотъемлемая данность, постоянно содействующая сближению человека с Богом. Он всегда имеет духовно-положительную направленность и является онтологическим основанием для личности. Личность же – это проявление образа Божия в человеке и, как все иные проявления образа Божия (разум, творчество, свобода, бессмертие и др.), может иметь различную нравственную направленность и изменяться по ходу существования человека – как совершенствоваться, так и деградировать.

Убедиться в нетождественности данных понятий можно легко, если попытаться заменить в святоотеческих творениях словосочетание «образ Божий» на слово «личность». Контекст высказываний существенно повредится.

Тезис 3. Понятия «образ Божий» и «личность» не подлежат формальному определению. Поскольку образ Божий и личность человека «укоренены» в Боге, Который не подлежит определению, то и данные понятия не охватываются человеческим словом. Однако отсутствие строгих определений отнюдь не лишает нас возможности конструктивно использовать эти термины при антропологических рассуждениях. Исследованию вполне доступны отдельные проявления богообразного личностного бытия человека, но важно, чтобы эти феномены даже в обобщенном виде не считались сущностью и предельной глубиной образа Божия и личности в человеке. По сути, в христианской антропологии слова «образ Божий» и «личность» – это во многом слова-знаки, указывающие на таинственную глубинную реальность в человеке.

Тезис 4. Образ Божий и личность – это онтологические свойства человека, но не какие-то особые части его природы. Это, может быть, самый сложный, но предельно важный момент в понимании данной темы. Часто мы настолько скованы материальным восприятием явлений, что, открыв нечто новое, тут же начинаем рассуждать об этом в природном аспекте. Однако если быть внимательным, то можно легко обнаружить, что многие важные для человека понятия, такие как красота, гармония, истина, правда, не имеют своей самостоятельной природы. Эти понятия и подобные им реализуются в тварном мире, но не являются частью природы тех предметов, которые мы так характеризуем. При этом красота, истина, добро и т.п. не имеют своей отдельной природы или естества в прямом смысле слова, и все же они реальны. Если тысяча человек независимо друг от друга, подходя к одной и той же картине, восклицают: «Красота!», то мы не вправе отрицать «присутствие» красоты в ней, но мы не сможем выделить ее из картины как отдельный природный объект. Красота, реализованная в естестве тварного предмета, тем не менее, «надприродна», метафизична. Значит, у этих понятий должно быть онтологическое основание, не имеющее тварной природной обусловленности. Таким основанием является Бог. Если обратиться к антропологии, то и здесь мы очень часто оперируем понятиями реальными, но неприродными: сознание, свобода, творчество, бессмертие, любовь и др. Понятия «образ Божий» и «личность» близки к этому ряду. Они не имеют своей самостоятельной субстанции в человеке. Это не часть души, не дух, не ум. Они не могут существовать вне человеческой природы, но, реализовавшись в ней, задают богоподобный (образ Божий) и уникальный (личность) способ существования человека.

В человеческом языке природный и личностный аспекты бытия человека четко разграничены. Если мы отвечаем на вопрос «что есть человек?», то описываем общечеловеческую природу. Если же задаемся вопросом «кто есть человек?», то пытаемся познать человека как личность, выделить его неповторимость, выяснить основание этой уникальности. Замечательный русский богослов В.Н. Лосский так сформулировал данный подход к пониманию личности: «Личность есть несводимость человека к его природе»[5]. В виде формулы это утверждение выглядит так: личность человека = конкретный человек – общечеловеческая природа. То есть, чтобы приблизиться к пониманию уникальной личности человека, необходимо абстрагироваться от всех его общечеловеческих природных свойств, пройти путем антропологической апофатики.

Впрочем, для понимания личности есть другой, более простой и гораздо более эффективный способ, но он пока что лежит за пределами научной методологии: нужно просто полюбить конкретного человека. Именно любовь в евангельском смысле без каких-то особых интеллектуальных усилий позволяет узреть личность в другом человеке, а сила нашей любви определяет глубину познания любимой нами личности.

Подобный подход к изучению человеческой личности в науке должным образом еще не представлен. Надеемся, что зарождающаяся христианская психология откроет новые перспективы в познании человека.

Протоиерей Вадим Леонов

27 апреля 2010 г.

[1] Зеньковский Василий, протоиерей. Судьба Халкидонского вероопределения // Православная мысль. Париж, 1953. Вып. 9. С. 118.

[2] Цит. по: ЛосскийВ.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 90.

[3] Макарий Египетский, святой. Духовные беседы. Беседа 49: 4. Издание Троице-Сергиевой лавры, 1994. С. 312.

[4] Там же.

[5] Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // По образу и подобию. М., 1995. С. 114.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Ольга14 октября 2014, 17:00
Благодарю Вас, о.Вадим, за статью! Несмотря на трудность этого богословского вопроса, очень доступное изъяснение. Многое встало на свои места, что очень важно для желающего идти путем Истины. Невеждой в вопросах веры быть негоже христианину, а подобное восполняет пробелы, ведущие к искажениям многих понятий. Еще раз благодарю!
илия11 октября 2014, 09:00
Теперь о рациональном приёме сравнения человека с отражением (или как) в зеркале Бога («свет луны в грязной луже»), приёме, который приводит к абстракциям типа « , -, =» (2000 лет назад не учебник по арифметике пришёл спасать людей, но Личность). Мне больше по душе труды Святых Отцов: человек создан Самим Богом из «персти» - праха – пыли всего этого мира (столь мелких, что они переходят в свойства вселенной, имя Адам – буквы четырёх начал вселенной) по Своему Образу. «Построен» вот так человек из сути и смыслов, что может двигать горы, подниматься в небо, пахать землю, строить города, «построен», как Управленец вселенной и, ИМЕННО ЧЕРЕЗ НЕГО нисходит в этот мир Божья Благодать и «преподаёт имеющим жизнь, полноту блаженства жизни, а не имеющим жизнь – полноту блаженства существования». «Построен» человек вот так простенько и не замысловато. У русских есть слово «любовь» - так это не «существительное» и совсем уж ни куда и ни к чему не «прилагательное», а глагол души и русской речи, означающий воздействие делания. Так и «личность» - «проявление» в определённой ситуации полноты природы человека. Примерно так.
протоиерей Вадим Леонов 4 апреля 2014, 14:00
(Продолжение)После этого Вы утверждаете, что о. Вадим «отождествляет оба эти понятия» (личность и индивидуальная природа). Прошу Вас внимательнее перечитать статью, особенно Тезис 4: «Образ Божий и личность – это онтологические свойства человека, но не какие-то особые части его природы», где сказано: «Понятия «образ Божий» и «личность»… не имеют своей самостоятельной субстанции в человеке. Это не часть души, не дух, не ум. Они не могут существовать вне человеческой природы, но, реализовавшись в ней, задают богоподобный (образ Божий) и уникальный (личность) способ существования человека». В этом вопросе я полностью солидарен с Лосским. Более того, в статье вообще ни разу не употребляется термин «индивидуальная природа». Если уж говорить об этом, то «индивидуальная природа» - это «конкретный человек», а он точно не тождественен понятию «личность». На языке формул можно было бы выразить это так: «конкретный человек» (индивидуальная природа) = «личность» «общечеловеческая природа». Если Вас заинтересовала эта тема и мое понимание, то предлагаю подробнее ознакомиться по моей книге «Основы православной антропологии» (Москва, 2013) стр. 102-121. Далее Вы критикуете мысль, которую я не высказывал и с которой принципиально не согласен, поэтому комментировать ее излишне. Еще раз благодарю Вас за внимание к скромной статье, рассчитанной на широкий круг читателей. Желаю Вам всех благ от Господа.
протоиерей Вадим Леонов 4 апреля 2014, 14:00
Дорогой Алексей! Прочитав Ваш отзыв, хочу сделать несколько уточнений. Вы пишите: «формула о. Вадима: личность человека = конкретный человек – общечеловеческая природа». Благодарю Вас, что удостоили назвать формулу моим именем, но это всего лишь моя интерпретация фразы Лосского: «Личность есть несводимость человека к его природе». Другими словами, в каждом конкретном человеке, когда мы желаем понять его как уникальную личность, мы не должны рассматривать общечеловеческие природные характеристики (наличие тела, души, воли, чувств и т.д.), а выявить уникальность их проявления в поступках, диалоге и т.д. Дальше Вы пишете о том, что Лосский противопоставляет личность индивидуальной природе. Я бы уточнил, что Лосский не противопоставляет, а принципиально различает эти два аспекта человеческого существования. Жестко противопоставлять их нельзя, ибо личность вне человеческой природы и человеческая природа без личности невозможны (продолжение в следующем сообщении).
Алексей 3 марта 2014, 15:00
Главная мысль статьи В.Н. Лосского "Богословское понятие человеческой личности" действительно состоит в тезисе о "несводимости" личности к природе. Но формула о. Вадима "личность человека = конкретный человек – общечеловеческая природа" в корне противоречит мысли В.Н. Лосского о противопоставлении личности индивидуальной природе, т.к., насколько можно судить, о. Вадим отождествляет оба эти понятия. Но подобное суждение существенно обедняет мысль самого В.Н. Лосского, который самим автором статьи назван "замечательным русским богословом". Действительно, если предположить, что "личность=индивидуальная природа/индивидуальность", то обнаружатся недопустимые следствия несторианского характера в области христологии. Ведь "никто не станет отрицать, что Его [Христа] человеческая природа была "индивидуальной субстанцией" (В.Н. Лосский. Богословие и боговидение. - М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 2000 - С. 296). А если последовать формуле о. Вадима, то во Христе необходимо было бы признать две личности. "В богословии «личность» – это богодарованное уникальное начало в человеке, которое формирует неповторимый образ существования природы конкретного человека", - пишет о. Вадим. Но В.Н. Лосский здесь также категоричен: "Не свойства индивидуальной природы, но только личное отношение каждого человеческого существа к Богу - вот в чем неповторимость человеческой личности" (Там же. С. 571).
Майя29 ноября 2013, 15:00
Я училась на Высших богословских курсах при МПДА, поэтому мне посчасливилось слушать лекции о. Вадима по Догматическому богословию и Православной антропологии. Без преувеличения могу сказать, что это глубокомыслящий, разносторонне образованный и, в то же время, скромный человек. Знаю, что вышла его книга "Православная антропология", сама я еще не читала ее (пока не могу найти), но судя по лекциям, это стоящий труд,советую прочесть.
александр11 января 2011, 16:00
Мы так часто говорим о человеке но так мало говорим о спасении души человека;через кровь Господа !!!!!!!!!!!
Елена13 мая 2010, 10:00
Спасибо за статью
Ольга 4 мая 2010, 19:00
Статья изумительная! Ввызывает радость: так просто, чисто и глубоко. Хочется читать-перечитывать, чтобы запомнить не только в образах, но и в словах. Спаси, Господи!
Sergey 2 мая 2010, 18:00
Nikolay, V tom-to i delo, chto fiziki s razvitiem kvantovoi mehaniki i prochih prelestei 20-go veka ostavili popytki obrazno predstavit' sebe te suschnosti, kotorye byli opisany matematicheskimi formulami. Matematicheski eti suchnosti otnositel'no prosty, prosto u nih net analogiy v nashem makromire, tol'ko i vsego.
Николай29 апреля 2010, 22:00
Спаси Господи. По роду деятельности приходится иметь дело с абстрактными интеллектуальными категориями, чья реальность вроде должна быть проще, чем реальность божественных свойств души таких как личность, бессмертие. Но эта "простота" интеллектуальной реальности уже непостижима, и при этом поразительно действенна. Так, что без развития квантовой физики мы не имели бы современных жестких дисков большой емкости, например. Но где она существует, эта реальность тех математических безконечностей, которые применяются в аппарате физики...
Евгений29 апреля 2010, 21:00
Очень Вам благодарен за статью!
Роман28 апреля 2010, 21:00
Спасибо за статью
Алексей28 апреля 2010, 15:00
Спасибо вам, отец Вадим, за столь нужную статью! Божией помощи вам в ваших трудах.
Ольга27 апреля 2010, 13:00
Большое спасибо за статью! Чем проще человек, тем легче ему открыться Богу, по крайне мере мне так кажется и Божья благодать скорее к нему снизойдет. А мы получившие светское образование воцерковляемся постепенно и нам такие статьи очень, очень, очень нужны. Например, читая святых отцов находишь, что надо отринуться себя и идти к Богу, что только ища Бога найдешь себя и поймешь кто ты и откуда ты. Но что значит отринуться себя? "Я же личность!" -возмущается человек " Я так потеряю себя! Тогда я не свободен, а мне Бог обещает свободу. "Вы познаете Истину и она сделает вас свободными." А мне плохо когда я не я, какая же это свобода!" Но вот ответ в этой статье "Личность - это богодарованное уникальное начало в человеке, который формирует неповторимый образ его существования" А Образ Божий это некий нравственно- положительный полюс бытия человека, а личность может свободно самоопределяться по отношению к нему... Вот тебе свобода и никто у меня ее не отнимает! А стремясь к Образу Божьему - положительному ориентиру ты находишь личность свою, которую можешь найти только там,т.к она создана Богом, вот поэтому только ища Бога можешь найти себя!Господи Иисус Христос - спасибо тебе за то, что ты открыл мне это через эту статью и работу Протоирея Вадима Леонова. Я молила Тебя об этом, конечно я еще многое здесь должна понять, но я нашла ответ, который искала на этот момент жизни. Слава Тебе Бог наш Иисус Христос не осталяющий нас никогда в темноте где бы мы не были и кто бы мы не были!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке