Неэкономические факторы экономики

Есть такое выражение: «Война – слишком серьезное дело, чтобы доверять ее военным». Эта сентенция содержит большую долю правды, но чтобы сделать ее стопроцентно правдивой, нужно добавить еще одно слово: «только военным». Точно так же будет справедливым выражение: «Здоровье – слишком серьезное дело, чтобы доверять его только врачам». И экономика – слишком серьезное дело, чтобы сводить ее только к деньгам.

***

На обывателя ежедневно обрушивается лавина информации, в которой он, в принципе, разобраться не может. Слыша об инвестициях, котировках, демпингах, картельных сговорах, ценах на нефть и платину, простой человек должен чувствовать себя заложником в большой игре, от которой он полностью зависит, и на которую совсем не влияет. Чувство глубокой несправедливости сложившейся ситуации заставляет взяться за перо в интересах «простого» человека.

***

Понимаем ли мы с вами (все те, кто не учился на экономическом факультете) что-либо в экономике? Должны понимать, если мы вообще хоть что-то понимать способны.

Например, зависит ли экономика страны от такого качества, как трудолюбие? Конечно, зависит. Но трудолюбие – это не экономическая категория, а, скорее, нравственная. И честность – тоже нравственная категория, и от нее тоже зависит экономика. И исполнительность, и аккуратность, и трезвость – это нравственные категории, от которых напрямую зависит экономика любой страны и любого региона. Не делайте вид, что вы этого не понимаете на том основании, что не учились на экономическом факультете.

Если в какой-нибудь условной стране (назовем ее N) преобладающим типом будет лентяй и жулик или жулик и пьяница, то не стоит заниматься экономическими расчетами – никакие инвестиции эту страну не спасут. Заливайте воду в решето, позвольте Сизифу бесконечно закатывать на гору свой вечно срывающийся камень. Все это точно такие же бесполезные и бесконечные занятия, как и оздоровление через инвестиции той страны, где мелкие воры, лодыри и пьяницы встречаются на каждом шагу.

***

Не могу удержаться, чтобы не сказать несколько слов по поводу внутренней связи между тремя вышеназванными типами.

Вор, конечно, в своем роде – талант. Он даже может быть гением, но именно «в своем роде». По отношению к созидательному труду он – воплощенное лентяйство. Настоящие ценности создает настоящий труд, чьи свойства очень похожи на свойства неутомимо трудящейся природы. Природа творит незаметно и постоянно. Точно так же создаются великие культуры и цивилизации. И ничто так не противоречит психологии вора, как это постоянство созидательного труда и медленное накопление его результатов. Вор хочет пользоваться накопленным и получать все сразу. Вряд ли его мелкая душа способна на мысли о вечности. «Жизнь коротка, и надо брать от нее все» – это именно символ веры паразита, неважно, «тырит» ли он мелочь по карманам или проворачивает махинации с ценными бумагами.

***

Итак, вор – это лентяй по отношению к созидательному труду. А лентяй – это вор по необходимости. Из всех любителей полежать на печи только Емеле повезло с волшебной Щукой. Всем остальным надо по временам с печи слазить. Голод заставляет. Пошарив по пустым горшкам, лентяй пойдет на двор глядеть – не лежит ли чего без присмотра? Если лежит, то он это утащит и, скорее всего, пропьет, так как «жизнь коротка, и надо брать от нее все». Так лентяй плавно переходит в пьяницу. Так кредо лентяя совпадает с воровским символом веры.

Их тянет друг к другу словно магнитом. Шулеру-наперсточнику как воздух нужны лодыри, мечтающие разжиться «на халяву». Пока второй мечтает, первый реально богатеет, и эта схема незыблема везде, где есть идея «быстрого заработка без особых усилий». Потом обманутый идет топить горе в водке, а обманувший – обмывать успех.

***

Нравственно испорченному человеку нельзя помочь материально. Он будет вечно недоволен, вечно будет сравнивать себя с теми, у кого «больше», будет ворчать, завидовать, кусать ласкающую руку. Мир вечно будет казаться ему злым и несправедливым. Свои претензии он дерзнет предъявлять даже Творцу мира, и примитивное безбожие будет казаться ему аргументированным мировоззрением.

Сказанное об отдельном человеке в полной мере относится к отдельным народам.

Нужно изменить внутренний, невидимый мир, чтобы заметно изменился мир окружающий. Нужно нравственно исцелиться или, по крайней мере, начать этим заниматься, чтобы внешние усилия перестали быть похожими на заполнение бочки без дна. Реформирование отраслей хозяйства, законотворчество, головоломки с выбором экономических моделей наталкиваются на лень, воровство и пьянство и разбиваются в пыль, как волна о гранитную набережную. В теории все хорошо, но «человеческий материал не вмещает теорию».

***

У стран, которые живут богаче нас, есть своя длинная история. В этой истории есть место самоотречению, великому терпению, долгим периодам нищеты и разрухи. Там есть место кропотливой работе мысли, вынашиванию идей и настойчивой реализации этих идей, – реализации, иногда растягивающейся на столетия. Нельзя завидовать чужому дому, не зная и не желая знать историю этого дома.

Человек бежал марафонскую дистанцию, выиграл «золото», еле остался жив от перегрузки, а какой-то болельщик-зевака просит у него медаль «поносить». Некрасиво.

***

Мы хотим жить лучше? Законное и безгрешное желание. Давайте начнем с благодарности и умеренности. Благодарности Богу за то, что Он есть, и умеренности в изначальных претензиях. Иаков просит у Бога «хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы одеться» (см.: Быт. 28: 20). Просьба звучит несколько странно, не правда ли? Разве не ясно и так, что хлеб едят, а в одежду одеваются? К чему такой речевой оборот? Оказывается к тому, что у некоторых столько одежды, что ее впору есть, и столько еды, что ею можно обвешаться, как одеждой. Праведник просит только необходимого, и если затем Бог одарит его богатством, то у этого явления будут нравственные корни. Смиренная душа от изобилия даров не возгордится и не испортится.

Современная культура потребления грозит уничтожить Землю путем истощения ресурсов и загрязнения среды. «Воздержание» и «умеренность» скоро станут синонимами выживания и будут рассматриваться ведущими аналитиками и экономистами мира, как основополагающие принципы развития человечества. Культура производства материальных благ, не уравновешенная культурой их потребления, угрожает миру не меньше ядерной войны. И если эту проблему решать, то это будет вторжением этики в экономику.

***

Собственно, этика всегда вторгается в экономику, всегда тайно ею руководит (а не наоборот), всегда питает ее изнутри. Как только отмирает одна из этических систем, как только ослабевает или вовсе исчезает одно из мировоззрений, тотчас начинает замедлять свой ход, а затем замирать и рассыпаться соответствующая экономическая система.

Мы еще не нашли себя. Не нашли ни своего лица, ни своего места. Работу стоит продолжать (а может – начинать?). И это не просто научная работа, доверенная узким специалистам. Это труд всенародный, причем народу предстоит самая важная задача, а именно – сформулировать свой этический идеал, на основании которого можно будет создать эффективную экономику.

Протоиерей Андрей Ткачев

17 мая 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Денис 6 июня 2010, 03:00
С одной стороны автор симпатизирует странам, которые "богаче нас", потому что там длинная история созидания, а с другой говорит, что "современная культура потребления грозит уничтожить Землю путем истощения ресурсов и загрязнения среды". Так всё же какая этика была основой того созидания, которое породило эту культуру потребления? «Воздержание» и «умеренность»? Или может быть наоборот культура безмерного потребления привела к созиданию благ в таких количествах, что скоро не хватит ресурсов поддерживать этот уровень потребления? Если в какой-нибудь условной стране преобладающим типом будет жулик или вор и эти свои "услуги" они будут экспортировать, то уровень жизни в этой стране будет довольно высоким. Хотя конечно кому-то нужно будет заниматься и созидательным трудом, чтобы "нажуленные" финансы преобразовать в материальные блага, но это уже дело техники. Главное каким путём приобретается финансовое богатство страны. А это уже дело этики.
Игорь Желада30 мая 2010, 01:00
Все, что удалось прочитать или услышать в телеэфире о. Андрея меня радовало и помогало жить! Спаси Вас Господи! И эта статья помогает искать выход к лучшему через собственный труд-духовный, интеллектуальный, физический. Как и всякое планирование начинается с определения цели, так и наша жизнь, устремленная ко Христу, придет в порядок, достаток, гармонию. Без Христа - нет смысла жизни, нет мотива трудится и учится и люди начинают жить уныло, заторможено, уродливо. Но и среди православных редко можно увидеть людей жаждущих жизни, даже собственной. В моде серость, медленность, зачумленность. Даже к Чаше Жизни Вечной приступают редко, как будто опасаясь вкусить Счастья, Радости, Любви. Это неразумное оскорбление даров Божьих, ведь Господь - жизни Податель, а не мук земных. Нужно на своих местах много трудиться, учиться (не ожидая манны), а из наших кирпичиков Бог созиждет красоту.
Ольга27 мая 2010, 05:00
Спасибо! Очень верно!
Валерия26 мая 2010, 13:00
Владимир: В общем, перечитав еще раз статью и Ваш комментарий я пришла к выводу: сейчас Россия пытается свернуть со своего крестного пути. Ведь крест - это непрерывная борьба, постоянная трудная. Это достойная, но скромная жизнь, где нет места стяжательству и веберовской протестансткой концепции одобрения накопительства. Это милосердие и любовь, которые у врагов вызывают столько злобы. Куда проще оскотиниться, свернуть с тернистого на пути на комфортный путь и идти по нему с остальными. В пропасть.
Валерия25 мая 2010, 15:00
Владимир: Согласна, что у Руси великая миссия и свой тяжелый крест. Согласна, что необходима перезагрузка, иначе долготерпение Божие может иссякнуть, согласна, что мы стоим перед выбором, как в 1612, 1914, 1941. Только тогда мы делали правильный выбор, совершали плоды достойные покаяния, возрождали страну и превращали ее в крепость. Все это так. Но - это тема для отдельной дискуссии. Сейчас вопрос, в основном, касается экономических аспектов. А позитивные сдвиги в экономике, без жесткой политической воли и массового позитивного изменения в сознании людей, возможны только путем явного Божьего чуда. Слишком много безнравственного происходило с людьми и мы потеряли потенциал для экономического возраждения: демографический (ну, здесь все понятно), финансовый (государственные деньги на личные счета, - это тоже понятно любому), кадровые (массовый отток за рубеж стал менее интенсивным только последние несколько лет). Но самое главное духовный потенциал - то есть стремление к добру, совершенствованию, свету и истине. Так что дел много, а вот времени у страны - не так уж много.
Владимир (мытарь)25 мая 2010, 12:00
Валерии и Сергею. То что Вы перечислили безусловно имело место, но хочу подчеркнуть, что это производные или плоды креста Руси. То что происходит с нами и и нашей страной по Промыслу Божьему во многом напоминает историю рассказанную о. Тихоном – «Августин». Общество, столкнувшись после отступления от путей Господних в основаниях жизни с непреодолимой и явной Силой Божьей согласилось нести крест в среде безбожной идеологии (тюрмы, и как читаем называли его святым, т.к. явлена была жертва жизни по воле Божьей), но пришло время расстаться с тюрьмой. Для нашего народа время очищения и в то же время великой ответственности неложного избрания дальнейшего бытия. И то что разворачивается перед нашими глазами в народе, напоминает опасения о. Тихона после встречи с ирм. Владимиром накануне трагических событий. Сможем ли мы понять вразумление и сделать перезагруз? – Господь долготерпит. Что начинать с себя надо то, то понятно. Но явлено это начинание может быть только на приходах - сдесь ядро спасительной системы.
Валерия25 мая 2010, 12:00
Александру и всем Пора задуматься: что МЫ сделали? Где наша жертвенность, нравственность,любовь и порядочность? Сможем ли мы посмотреть в глаза детям, которые в деревне - пьют (иногда с семи! лет), а в городе - превращаются в дегенератов под влиянием дома-2 и камеди клаба. Третье.Вы правы, что немцовы и хакамады не свалились с луны, это мы позволили им свалиться на нашу голову. Но что теперь делать-то? Вроде, трезвеем помаленьку. Молиться о стране? Правильно! Но молитва покаяния требует метанойи , перемены ума, а есть ли у нас перемена? А если есть - то в какую сторону? предлагают возродить монархию, но где сейчас найдешь Александра Невского или Димитрия Донского? А то попадеться новая Анна Иоанновна с новым Бироном и пиши пропало. Тем более, что Царица Небесная в 1918 году восприняла державу российской монархии, лучшей Владычицы у нас быть не может. Давайте предлагать реальные вещи, главная из которых - перестать оправдывать себя "коммунистическим прошлым", "засильем абрамовичей". Будем молиться, чтобы Владычица Небесная оградила нас Своим Покровом, но и мы должны остановиться и задуматься о нравственности и порядочности, о любви и взаимовыручке
Валерия25 мая 2010, 12:00
Александру и всем Повторюсь: Речь идет не о том, от какой идеи чем несет. Поверьте, от капитализма запах намного неприятнее, чем от коммунизма. Здесь мы говорим о другом - о нравственных основах экономики(кстати, коммунизм в СССР перестал быть таковым в 40-50-е годы, тогда был создан совершенно особый строй, непохожий ни на один другой, если Вы конечно знаете основы коммунизма). Обсуждая же экономику нужно сказать о том, что даже в СССР коммунисты, в конце концов взяли на вооружение Православные основы нравственности: "кто не работает, тот да не ест", "какой мерой меряешь - такой и тебе отмереется" и т.п. Для олигархов, да и простых граждан общества потребления - такие заповеди являются преступлением. Второе. Именно Православные истоки, заповеди любви к ближнему и жертвенность помогли сохранить веру, победить фашисткую нечить и поднять страну из руин за 15 лет. Но в наши дни Православие наш народ активно вытесняет фэн-шуем, йогой, магией, развратом и культом денег. Так, что здоровую экономику невозможно создать без нравственных основ для всех экономических агентов, в том числе и неправославных (ведь и им понятны духовно-нравственные заповеди).
Валерия25 мая 2010, 08:00
Александр: Речь идет не о том, от какой идеи чем несет, поверьте - запах капитализма еще более неприятен. Речь идет о нравственных категориях, ведь даже коммунисты (кстати, в СССР коммунизма после 40-х годов фактически не было, это был совершенно иной строй, если вы конечно знаете основы коммунизма) взяли на вооружение христианские заповеди и нравственные устои, именно обращение к Правослваным истокам и помогло победить фашисткую нечисть и поднять страну из руин за 15 лет, которые были наполненны и военным пожаром и пламенем жертвенности. А где в НАС жертвенность? Где в НАС нравственность, ЧТО мы сделали со страной за последние 20 лет? Стыдно подумать и стыдно глядеть в глаза пьяным семилетним пацанам в деревне и одебиленным тинэйджерам в городах.
Сергей22 мая 2010, 22:00
В начале века обозначалась проблема поиска национальной идеи, стержня, на котором держится Россия. Говорилось о важности найти этот стержень в ближайшее время.Что только не предлагалось в качестве этой идеи. Потом интерес к этой теме был утерян. Правда, не многие задавались вопросом, а что было национальной идеей русского государства 300, 600, 900 лет назад? Как вы думаете, что?
Александр21 мая 2010, 15:00
Топешкину Александру: Ваша ошибка в том, что вы разделяете людей на власть имущих и народ. Как будто первые не люди и "свалились с луны". о.Андрей в своей статье обращается ко всем без исключения. Нравственные категории первичны для всех - богатых и бедных, знатных и безродных. А от ваших рассуждений за версту несет коммунистическими идеями. Простите.
Валерия21 мая 2010, 13:00
Владимир - мытарь: То что имели наши родители и то, чего не имеем мы: а) Веру, надежду и любовь, хранящие Православные устои и милосердие, им и в голову не приходило променять Православие на оккультизм и секту, к тому же секты, ложи, колдовство и магия были практически искоренены на территории СССР б) жертвенность, с которой они защищали Родину и возводили ее из пепла и руин за 10-15 лет! в) большУю нравственность (от такого разврата, воровства и пьянства, которые захлестнули нашу страну у стариков волосы дыбом шевелятся). Представьте, чтобы во времена СССР пьяные подонки насмерть забивали и грабили ветеранов войны или маршировали с нацистко-сатанинской свастикой г) порядочность и духовность, которые помогли спасти веру в стране и как следствие: д) сильную экономику, бесплатную медицину, образование (которые были одни из лучших в мире е) больший интерес к жизни (посмотрите на лица и в глаза людей в кинохрониках, посмотрите фильмы и телепередачи тех лет - где секс, пьянки, убийства?) е) бОльшую образованность (страна была самой читающей) и если говорить откровенно - большую честность и искренность даже в вопросах веры
Владимир (мытарь)21 мая 2010, 10:00
... - Оптинские старцы часто говаривали: "Рыба ищет где глубже, а человек где лучше" Хочу процитировать участника диспута Валерию: Попробуй кому-нибудь из капиталистов или российских олигархов, да любому современному хомо консьюмерс поведать о первых христианах: "... и было у них все (благосостояние) общее и никто ничего не называл своим, каждому уделялось по нужде его" - засмеют. А вот старенькая бабуля на российском селе, видевшая и коллективизацию, и восстановление колхозов после войны и грабительскую прихватизацию и опустынивание села в 90-х поймет, вздохнет и заплачет" - почему же плачут наши родители? и что имели они несомненно лучшее, о чем не жалеем мы? Это дарованный Господом жертвенный крест любви.
Владимир (мытарь)20 мая 2010, 13:00
Валерии "Общинное ведение хозяйства искоренялось" - надо восстановить только на камне. Павлу Добре подмечено цитатой трудов Николая Сербского по теме ..."Знай, что закон Христов – камень краеугольный, скала спасения"... - Церковь Христова столп и утверждение Истины Александру "Не надейтеся на князи и на сыны человеческие..." - Элита не родится если не будет среды на камне - практики жизни во Христе, которую может дать только община Церкви. ... - Не экономика, а жизнь приходов индикатор духовного состояния народа. Сказано: [Ин.13:35] По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
...20 мая 2010, 12:00
Владимир: насчет общинного жития - это все очень похоже на тот же коммунизм, только завуалированный под Православие, так что не надо свою точку зрения навязывать окружающим. С себя надо начинать, а не с других
Сергей Рябуха20 мая 2010, 12:00
Народ - это тело, Царь - голова. Народ не может решать, решать может только Царь. Царь может принимать ту или иную идею. Царь выше духовенства, но не выше Бога.
Валерия20 мая 2010, 11:00
Александр: Кстати, кто-нибудь может назвать случай, чтобы пьяный мусульманин зарезал жену или ограбил мечеть? А о том, что после революции - прихожане рушили минареты и сдавали имамов комиссарам? Я не слышала! И не Сталин крушил колокольни и расстеливал священников, а люди! Однако наши предки искупали этот грех в Великой Отечественной, в борьбе за возрождение и процветание страны. Мы этого до сих пор ничего подобного не сделали! И за свое предательство мы и наказываемся экономическим беспределом. Пытаясь спихнуть все на коммунистов мы забываем, что за 15 лет мы уничтожили свою страну и ее экономику, а в 40-х -50х наблюдался невиданный для МИРОВОЙ экономики рост. Я всегда говорю об этом, хотя выступаю против коммунистической утопии. Однако капиталистическая утопия для нашей страны оказалась страшнее Есть даже анекдот: Путин внушает Абрамовичу: вот ты прибрал к рукам леса, поля и реки, пора же и о людях подумать! Правильно, отвечает Абрамович - душ по 300 я бы принял. Но ЭТО МЫ позволяем, чтобы нас делали крепостными олигархов!
Валерия20 мая 2010, 11:00
Александр: Пьянство и воровство на Руси - проблема докоммунистическая, коммунистическая и посткоммунистическая, так же как и воровство. И началась эта беда задолго до революции, наверно, со времен Петра, когда общинное ведение хозяйства искоренялось, поощрялось единоличие и атомизация, когда холодная коммерция и пренебрежение к милостыни, характерные для Европы хлынули в страну. Деятельность Петра можно оценивать по разному, но именно с 17 века пьянство, курение и разврат стали одолевать нашу страну, а 18 век стал страшным , когда на смену Православным устоям пришло презрение к "догмам", стало возрождаться язычество, возросло увлечение магией, а дворянство с холопами, чаще всего делало примерно то же, что бандитско-прихватизаторская олигархия 90-х.
Валерия20 мая 2010, 08:00
Татьяна: Мы экономисты-практики и преподаватели можем очень многое. Когда мне студенты, почти с отчаянием говорят, что медицина - это не "круто", и "низкооплачиваемо", а потому никогда не будет интересна молодым людям, я возражаю - во все времена, в самолетах и поездах кричали "есть ли здесь врач", причем часто политики, артисты и бизнесмены, но никто никогда не крикнет "есть ли здесь шоумен, артист или бизнесмен". Реакция чаще всего однотипная - тишина и размышление над этими словами. Кстати, история экономики и история страны неразрывно связаны Или еще важный момент - важно помнить свою историю и любить ее и доносить до студентов, что Россия - великая страна. Что в ее истории меньше черных пятен, чем в истории любого другого "цивилизованного" государства. Сталинские лагеря или каторга в Сибири - это детские игрушки по сравнению с зачисткой американского континента от коренных жителей или испытание ядерного оружия на стариках и детях двух японских городов. Что коллективизация и индустриализация - это все-таки не работорговля и колонизация. И что "самая демократическая" страна еще 150 лет назад была рабовладельческой, а 50 лет в ней царил апартеид.
Валерия20 мая 2010, 08:00
Топешкин Александр: Кстати, а почему акции протеста у нас проходят только после трагедии, почему народ не устраивает акцию неповиновения, когда видит, что руководство завода, шахты, предприятия грубо нарушает права трудящихся. Когда у нас была крупная забастовка, как в Греции? Почему работники заводов Абрамовича стали перекрывать железную дорогу лишь когда стали грозить его закрытием, а ведь реакция последовала - Путин устроил разнос и потребовал от Абрамовича вести себя прилично. А если бы такие акции были регулярными, то и разносы приносили бы гораздо больше эффекта.
Валерия20 мая 2010, 08:00
Топешкин Александр: Согласна с Вами, что насаждали грабительскую экономику немцовы, гайдары, ельцины, абрамовичи. Что честный человек никогда не заработает и на руль от яхты, согласна, что услыша, как певичка или актрисулька, хвастается особняком, заработанным на "честные деньги", врач линейной бригады скорой помощи в совей двушке придет в уныние и подумает об уходе в бизнес. Но кто в этом виноват? Мы! Мы не защитили свое государство, мы, как народ - инертный и индиферентный, променяли ее на колбасу и пресловутую "свободу". Колбасы теперь нет (есть суррогаты, за которые раньше бы привлекли директора комбината), а свобода в 90-х превратилась в свободу власти от народа. Но кто делал выбор в пользу демоНкратии? А экономика России и ее экуменизация - это единственное, что интересует наших демонкратических партнеров по холодной войне. И мораль, которую они насаждают - это тоже мораль, но противная Православию. Вот я говорю - изменить вектор развития экономики в пользу нравственно-ориентированной можно будет только в случае, если каждый на своем месте одумается и начнет жить и работать по Православной вере.
Элис20 мая 2010, 07:00
Думаю что очень правильно и своевременно поднимать такие вопросы. Именно в этом и ценность статьи. Она скорее ставит вопросы нежели отвечает на них. К большому сожалению по проблемам национальной экономикb пишут много, но этот материал носит любительский и скорее эмоциональный нежели аналитический характер. Я думаю нужно понять главное - Все в этом мире от Бога, и человек, созданный по его образу и подобию должен быть прежде всего "нравственным", а не "экономическим", согласно А.Смиту. А уже потом все остальное: капитал, инвестиции, хозяйственная деятельность и пр. Совершенно очевидно, что систему национального хозяйства создает общество, т.е. люди и экономика? это простите инструмент и им тоже нужно научиться пользоваться. А вопрос приоритетов - ускоренное экономическое развитие или сохранение природной среды, выходит за национальные рамки. Это глобальная проблема, но тем не менее каждый человек наделен свободной волей и сам решает для себя вопрос - Жить, чтобы потреблять или...
Валерия20 мая 2010, 07:00
Владимир: И классики, и неоклассики и инстуционалы описывают только отдельные экономические явления, да и то большей частью теоретически. На практике получается совершенно иначе, поскольку ни одна из теорий не охватывает аспекты духовности и нравственности, по крайне мере в ее истинном понимании. Для инстуционалов - потребности общества на первом месте, а вот что это за общество - никого не интересует. Так что, феодализм, капитализм, империализм, и уж тем более концепция глобального управления - одинаково разрушают устои государства и являются богоборческими еще больше, чем коммунизм. Попробуй кому-нибудь из капиталистов или российских олигархов, да любому современному хомо консьюмерс поведать о первых христианах: "... и было у них все (благосостояние) общее и никто ничего не называл своим, каждому уделялось по нужде его" - засмеют. А вот старенькая бабуля на российском селе, видевшая и коллективизацию, и восстановление колхозов после войны и грабительскую прихватизацию и опустынивание села в 90-х поймет, вздохнет и заплачет
Марина19 мая 2010, 17:00
Если говорить глобально, а не по отдельным странам и народам, то складывается ужасающая картина "сверхпотребления" с сопутствующей экологической катастрофой от результатов этого. Если раньше покупали бытовую технику на десятки лет, то сейчас она устаревает за считанный год-два, и несешь все это на свалку! А что такое свалка? Это вся наша планета, гибнущая от нашей жадности. Самое страшное, что даже мыслящий, неравнодушный человек становится заложником этой "вакханалии" потребления. А корни то этого явления от тотальной бездуховности. Конечно я не считаю себя воровкой и бездельницей, но если правде в глаза глянуть? Разве я не стараюсь поменьше поработать, да побольше заработать и накупить всякой дребедени,следовательно недалеко ушла от вора и лентяя!!
Александр19 мая 2010, 17:00
У автора хороший слог и пишет об очевидных вещах. Коммунисты превратили русского человека в лентяя и пьяницу. Тот кто с этим хочет поспорить пусть посмотрит статистику по алкогольной проблеме в России. Теперь же у людей появилась возможность услышать Слово Божие, встать на духовный путь. Поэтому у России хорошие перспективы. Страна должна оживиться духовно. Учитывая что мы живем не в идеальном мире, всегда останется и процент пьяниц и лентяев, но важно переломить общий тон жизни. А это произойдет по Евангелию, такова уж Россия. Вначале станут другими власти (нам нужны лидеры такие как Борис и Глеб), а затем и народ изменится. А пока власти не с народом и такая элита управляет страной наше падение продолжается. Так что битва Константина с Максентием у нас еще впереди.
Павел19 мая 2010, 13:00
Это не мой комментарий, это сегодняшняя выдержка из св. Николая Сербского. Вот он, взгляд святого: Закон Христов – камень краеугольный Воистину христианская вера от начала учила людей трудиться. Но вера наша учила и тому, что должно, а что не должно. А сколько того, что не должно и не нужно человеку, сделано в Америке, ты и сам видишь. Излишки производства возникли не от усердия в труде, а от погони за долларом. Наша вера исповедует не просто труд, а труд со страхом Божиим, и милосердие, и братолюбие. Когда же труд отделяется от всего того, что делает его благородным и достойным человека, и ставится в исключительную зависимость от денег, тогда он, как и всякое проклятие, приносит миру опустошение не меньшее, чем праздность. Я не могу поверить, что труд, каким бы напряженным он ни был, если он соединен со страхом Божиим, милосердием и братолюбием, может быть опасен для человека. Нет благословения ни труду сребролюбца, ни милостыне праздного. Заповеди Христа представляют совершенство в своей полноте, а не по отдельности, словно дерево с ветвистой кроной и плодами, ибо одна отсеченная ветвь сохнет и гибнет. Знай, что закон Христов – камень краеугольный, скала спасения. Когда люди сходят с этого камня, тогда множатся законодатели и законы, противоречивые и однобокие. А законодатели эти и законы их – песок, и когда на песке возводится дом человечества, он, по словам Христа, разрушится и упадет.
светлана19 мая 2010, 13:00
У стран, которые богаче нас действительно длинная история на пути к благосостоянию. В первую очередь, как колонизаторов. Сейчас не везут рабов в Старый Свет (Европу)на кораблях в трюмах в условиях ужасающих (в пути погибало более (50% "пассажиров"), используют рабочую силу "на местах", за бесценок, вывозят драгоценные ресурсы из "бедных" стран Африки, Азии, Латинской Америки (в Северной Америке давно "цивилизованно" вырезали индейцев - местное население, которому по праву, испокон веков принадлежали эти территории), везут...алмазы, золото...разжигают гражданские войны между племенами и малыми народами (заодно выручая деньги от продажи оружия)согласно знаменитой формуле римлян "разделяй и властвуй". Экономисты подтверждают, что богатство "развитых стран" основано во многом на разграблении "бедных" народов. Кроме того, само понятие "общества потребления" родилось из опыта стран Западной Европы. О трудах, самопожертвовании и страданиях русского народа написано достаточно, в том числе в творениях святых Отцов.
Историк19 мая 2010, 13:00
У стран, которые богаче нас действительно длинная история на пути к благосостоянию. В первую очередь, как колонизаторов. Сейчас не везут рабов в Старый Свет (Европу)на кораблях в трюмах в условиях ужасающих (в пути погибало более (50% "пассажиров"), используют рабочую силу "на местах", за бесценок, вывозят драгоценные ресурсы из "бедных" стран Африки, Азии, Латинской Америки (в Северной Америке давно "цивилизованно" вырезали индейцев - местное население, которому по праву, испокон веков принадлежали эти территории), везут...алмазы, золото...разжигают гражданские войны между племенами и малыми народами (заодно выручая деньги от продажи оружия)согласно знаменитой формуле римлян "разделяй и властвуй". Экономисты подтверждают, что богатство "развитых стран" основано во многом на разграблении "бедных" народов. Кроме того, само понятие "общества потребления" родилось из опыта стран Западной Европы. О трудах, самопожертвовании и страданиях русского народа написано достаточно, в том числе в творениях святых Отцов.
Татьяна19 мая 2010, 12:00
Благодарю Вас, Вадим, за комментарий. Но что именно Вы имели в виду, говоря: "По поводу духовных оснований хозяйственной и экономической деятельности (что, как следует из выводов "грамотной" науки, не одно и то же)"? Что хозяйственная деятельность - это одна песня, а экономическая - уже совсем другая? Что можно быть моралистом в хозяйстве и нельзя в экономике? Конечно, и о взглядах Булгакова и Бердяева имею некоторое представление, и о работах современных экономистов (и даже эконометриков) о "корреляции религии, культуры, морали и прочих "гуманитарных факторов" и ВВП" наслышана. Призыв к внимательности и академической пытливости,по вашим словам "искать разрешение главных вопросов в каждом изучаемом труде. Почти уверен, что на этом пути успех не за горами." Но речь-то о другом. О грани осмысления и преподавания осмысленного студентам экономического "нутра", движущих сил, попросту говоря грань между "позитивизмом рациональной жадности" и честностью считающего себя православным христианином или даже просто первичной порядочностью нормального человека.
Виталий19 мая 2010, 10:00
В 2009 году Украину с пастырским визитом посетил Патриарх Кирилл. Во время прямого эфира, отвечая на вопрос студии, говорил о СИМФОНИИ государственного и нравственного устроения общества. Слово СИМФОНИЯ - было обозначено как созвучие и согласие между двумя этими реалиями нашей жизни. При этом Его Святейшество говорил об ИДЕАЛЬНОМ созвучии как об идеальном проекте к которому как бы не стремился человек все-равно не сможет добраться в земной жизни. Однако, это не значит, что идеальный проект плох. Достижение идеального проекта возможно только в Царствии Божием. На земле, пока грех - это реальность это не возможно. Наша жизнь как раз и есть стремление к идеальному. Эта статья и ваши отзывы весьма воодушивили меня. Кто может, кому дана такая возможность нести идеи Православия - несите и в семьях, и в аудиториях. Но самое главное начать с себя. И если будет дано свыше, Русь Святая будет жить и Слава воссияет.
Топешкин Александр19 мая 2010, 09:00
(Окончание) Вот хотя бы такой вопрос: какими такими нравственными добродетелями обладает современный правящий экономический класс и какие именно нравственные качества позволили ему мгновенно стать таковым в России? Или наоборот: какими нравственными качествами простых русских и советских людей смогли воспользоваться в своих интересах нынешние олигархи в период разграбления страны и приватизации общенародной собственности 1990-х годов? Только ли сугубо отрицательными, вроде лени или склонности к пьянству? Если провести честный и нелицеприятный анализ, ответ, боюсь, окажется обескураживающим. А для честного православного священника - в особенности. Или это не предмет для действительно серьёзного разговора на православном сайте?
Топешкин Александр19 мая 2010, 09:00
(Продолжение) Суть Вашей статьи проста - это похвала протестантской этике ХVII-ХIХ вв. Но беда в том, что в условиях глобального капитализма в его финансовой фазе даже протестантская этика терпит крах. Ибо сама бережливость, как основа любого развития и, соответственно, как первая нравственная категория протестантизма, в условиях тотальной финансово-кредитной системы теряет свой нравственно-экономический смысл, а трудолюбие и честный труд вообще, как вторая протестантская добродетель, уже не рассматриваются молодым поколением, как основа достойной личной и семейной жизни, материальной в том числе. Старшему поколению нечего возразить на это и передать что-то молодым - оно само деморализовано, а в России - в особенности. И это - жестокая правда, ставшая нормой в современных условиях, когда имущественно-финансовое расслоение общества вышло за все вообразимые моральные, нравственные и этические нормы. Мы уже говорили о шахтёрах на шахте Абрамовича. Так вот - никто из них за всю свою честную и трезвую жизнь не заработает себе на руль от его яхты. Думаете, молодёжь ничего не видит и ничего не понимает? Не понимает, что футбольный клуб Челси куплен и содержится в том числе на заработанные ими деньги? Православный батюшка молчит по этому поводу, и это скверно. Хотя современный экономический кризис, казалось бы, даёт хороший повод для серьёзного разговора. (Окончание следует)
Топешкин Александр19 мая 2010, 09:00
Шахтёры на Распадской не были лентяями или лодырями, или сплошь пьяницами. Они погибли из-за жадности хозяев (Абрамович и Ко) и той экономической среды-системы, которую им и нам всем навязали. Она изначально и глобально несправедлива вся сверху до низу. Выражаясь Вашим языком, все мы не просто чувствуем себя заложниками этой системы, но ими по факту и являемся. Их малейшая попытка протеста была подавлена ОМОНом. Власть и собственники шахты оказались заодно. Всё, как во времена А.Горького. А остальное - лицемерие и камуфляж. Под Вашей статьёй, в принципе, подпишется любой олигарх. А почему бы и нет? Ведь по большому счёту она не оспаривает глобальное несправедливое "статус-кво", а все несовершенства предлагает искать в себе - именно им и надо. И Вам спасибо ещё скажет, за то что её написал православный священник, а не он сам или его собрат по Форбсу. Статья затуманивает суть дела и уводит в сторону от сути проблемы и подлинногоного анализа текущей ситуации под прикрытием нравственных категорий. Она годится для обсуждения на кухне, как я понял из отзывов на сайте, - власть и собственность имущим от этого не холодно и не жарко. (Продолжение следует)
Виктор18 мая 2010, 23:00
Статья понравилась. Согласен с автором, что состояние экономики зависит от трудолюбия, честности, порядочности, т.е. от нравственности. Но вот ... только ли дело в ворах, лентяях и жуликах? Положа руку на сердце, можем ли мы сказать, что государство справедливо оценивает труд честных, добросовестных людей? Да, хотелось бы, чтобы люди относились к своему предприятию, как к своему дому, и чтобы к собственности на рабочем месте относились, как к своей. И здесь, как мне представляется, должен быть призыв как к рабочим: не воровать, не завидовать, не желать добра другого, так и призыв к собственникаим предприятий: относиться к своим рабочим, как к своим детям. Согласитесь, вряд ли директор шахты пошлет своего сына добывать уголь, "гнать" план, нарушая нормы безопасности. Понятно, что вопрос справедливости - это вопрос очень сложный, но тем не менее... Также, кроме воровства, лени и алкоголизма, на мой взгляд, есть еще у нас такой грех, как уныние. Доводилось читать, что очень часто за ленью скрывается уныние. А наше общество (я живу в Украине, но, думаю, у нас ситуация ненамного отличается), как мне кажется, очень сильно поражено именно этим грехом. В обществе нет веры, нет веры в справедливость, нет веры в идеалы, общество надломлено. Во всяком случае мне так эта проблема представляется. Простите, если что не так.
Алексей18 мая 2010, 22:00
Спаси вас Господи, отец Андрей! Полезная статья. Очень важно видеть, "проявить" проблему, чтобы начать ее решение. Необходимо повернуться лицом к нравственным ценностям, правильно расставить приоритеты, а остальное приложится! "Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам" (Мф. 6: 33). Храни вас Господь!
...18 мая 2010, 21:00
главное, чтобы никто не пользовался этим раскардаком в головах, а то желающих много
Skoda18 мая 2010, 18:00
Нашей стране процентов 40 таких людей как Вы и можно начиннать работу. И я помогу. Но в головах такой раскардак ,что трудно ответить на каком мы этапе.
Елена18 мая 2010, 16:00
Мне очень понравилась статья. Спаси Бог!
Лариса18 мая 2010, 15:00
И мне очень больно,что русские все воры, лентяи и бездельники. Основная масса добросовестно и честно, за небольшую зарплату, трудится с 8 до 17. А в выходные - еще и на даче снабжает полностью свою семью овощами и фруктами на всю зиму. Плохо, конечно, что без благословения: "Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его". Простите.
Владимир (мытарь)18 мая 2010, 14:00
Прошу прощения но изволю заметить на суд. Необходимо возрождение общинного жития на приходах Церкви с хозяйствующей составляющей, т.к. любую этическую модель господствующая система мамоны подомнет под себя. Соглашусь, что поднимать дело будет тяжело, но поднимают же с Божьей помощью некоторые монастыри и приходы. Народ должен ощутить альтернативу господствующей идеологии тельца с воровскими принципами распределения "картошки" ни как экзотику где то в глубинках но рядом с каждым домом. Без молитв, без благословения и системной координации священноначалием деятельности созданых артелей общего выздоровления ситуации в стране в плане освобождения от бесстыдного грабежа народа боюсь не предвидится.
...18 мая 2010, 13:00
да, экономика - это и есть общий индикатор духовного состояния народа
Елизавета18 мая 2010, 13:00
Когда-то, в студенческие времена, убирали за комбайном картошку. Носили ведрами,ссыпали в бункеры. Учетчику из наших же студентов кричали, чтобы засчитал очередное ведро. Было весело, работали быстро. Вечером, когда подвели итоги, оказалось, что наработали мы не так и много. Проверили по записи, все ли ведра учтены. Все учтены, ничего не пропущено. Но оказалось, что картошки на каждое учтенное ведро пришлось только по 4 кг!!! Вот так: все свои, всем было весело и вохотку работать, но кто-то поимел свои очень личные интересы за наш счет. Прошло много лет, давно разошлись наши дорожки, а ощущение грязи от этого дня осталось. Редко вспоминается эта история - только по какому-то очень конкретному поводу. Вчера подумала: во времена Ломоносова полкопейки были немалыми деньгами. Сегодня полкпейки - ничто. Разница между ними - инфляция. Инфляция - это если кто-то решает свои очень личные интересы за счет других. Где-то услышала, что только около 10 процентов денег обеспечены материальными ценностями и реальными услугами. Остальное - виртуал. И если мне продают в дорогом магазине по дорогой цене товар, в который уже заложена необходимость его ремонта через очень определенный скорый срок (фактически сажают на иглу потребительства), то мой труд обесценен при этом до копеек - реальной стоимости товара. А плачу-то я как за настоящий. Вот так мой полноценный качественный труд кто-то превращает в 4 кг картошки. Мир изменится, если изменимся мы - все.
Валерия18 мая 2010, 13:00
В общем, у нас важная задача - показать ошибочность и порочность системы, где человек рассматривается как "ресурс", как "материал", как бесправная рабочая скотина, которую можно клеймить и доить и в которой нет места душе и нравственности. Преподавателям, читающим "точные" экономические курсы значительно легче. Цифры они и есть цифры Но, даже в таких курсах в которых достаточно много формул, вычислений, задач (например, экономический анализ), тоже полезно уходить от сухих расчетов, предлагать студентам пофантазировать, а почему результат такой, а где еще можно поискать резервы для экономии, и на чем экономить можно, а на чем - нельзя. А почему статистические показатели говорят об одном, а реальная жизнь - совершенно о противоположном. Да и в деловых играх, разборе ситуаций нужно контролировать поведение студентов, не допускать жестокости, подлости и обмана в обращении с виртуальными "сотрудниками" или "партнерами". Ведь на занятии - они еще учатся, их можно поправить, сделать замечания. Когда студент окончит вуз и сядет в кресло чиновника или в директорский кабинет остановить его будет гораздо сложно
Валерия18 мая 2010, 13:00
Татьяна Яковлевна И еще один момент: диссертации писать - важно, учебники - необходимо, но и преподаватели СЕЙЧАС должны пропускать через себя материал, который они дают на лекции, и если он идет в разрез с нравственными критериями, нужно или его не давать или делать упор на то, что вы с этими положениями не согласны. Вот, к примеру, мотивация в менеджменте. Здесь важно донести до студента, что та или иная теория - это всего лишь взгляд конкретного человека, а не истина в последней инстанции. И не факт, что потребности второго уровня наступают только, когда удовлетворены низшие потребности. Характерный пример: задание на семинар - перечислить основные мотиваторы, которые тобой двигают. Если еще лет 10-15 назад многие искренне говорили о "помощи семье, духовном развитии" и даже "о помощи ближнему", то сегодня таких - единицы, остальные пишут не менее - "деньги, удовольствия, карьерный рост, развлечения". О моральных стимулах, почти все умолчали.
Павел18 мая 2010, 13:00
Сказано в Писании: ищите прежде Царствия Божия – а остальное приложится. В том числе и экономическое благополучие также приложится. Т.е. это – побочное следствие духовного здоровья общества. Если же к экономическому благополучию, к этой чечевичной похлёбке, направить все силы и устремления, отвергая Божие Царство, то, может быть, и возможно будет достичь какого-то временного эфемерного «успеха», но жизнь всё равно останется уродливой, несчастной, полной греха. Но это уродство будет уже не на поверхности, а спрятано под «глянцем» внешнего успеха. Поэтому, по Божьей милости, русскому народу не дается этот временный успех. Многие готовы променять первородство на чечевичную похлёбку, да милостивый Господь не соизволяет глупым просьбам своих неразумных детей. Потому, чем больше идёт у нас «реформ» по западным лекалам, тем страшнее и хуже жизнь, само государство впадает во всё большую зависимость от неких «мировых сил». В этом надежда, что с нами еще первородство, т.е. – Божие спасение, удел мучеников. Может быть так, что «с трудов праведных не построишь палат каменных», но боящихся Бога Он сам снабдит. Дает хлеб, чтобы есть и одежду, чтобы одеться.
Владимир18 мая 2010, 12:00
Если в неоклассической экономике человек рассматривается весьма упрощенно, то в институциональной экономике на первый план выходят формальные и неформальные нормы и правила (институты) действующие в обществе. Коммунистический эксперимент по выходу за пределы экономического общества разрушил соответствующие институты (собственности в первую очередь). Богоборческая идеология и репресии против собственного народа разрушили зодно и нравственные нормы. Мало где еще взрывали храмы и расстреливали священников. А восстановить неформальные институты гораздо сложнее чем просто издать правильный закон.
Валерия18 мая 2010, 12:00
Всем: А может быть, нам Православным экономистам помочь создать такую дисциплину, как "этическая экономика", тогда не только у Татьяны, но и других коллег душа будет на месте. Нет, действительно, перечитываю рабочие и типовые программы (это, конечно, не касается экономико-математических методов, экономического анализа и т.п. Это точные дисциплины, а речь идет о гуманитарных): практически ничего!!! не говориться о нравственном и духовном содержании. Все сведено к прибыли, успеху, выгоде. Приходится каждую лекцию начинать с нравственного примера, и не зря! Некоторые искренне не понимают, почему прихватизация - это преступление, а рейдерство - разбой. Ведь побеждает сильнейший, деньги - это энергия, оказался у кормушки - бери сколько влезет, социалка- это кормушка для "неудачников", заканчивай работать - начинай зарабатывать. И сколько подобной мерзости вбито в головы людям за 15 лет! И еще при том, что современный студент, в основной массе, гораздо хуже учится и меньше знает, чем студенты 80-х или начала 90-х. Мы тоже виноваты. Экономическая наука за последние 50 лет не изобрела ничего нового (сравниваю советсткие учебники по экономике и управлению с экономиксами и основами менеджмента - основные положения одинаковы!). А возьмите Кондратьева, Кантаровича. Нет! Для нас авторитеты Самуэльсон и Жан Жак Аттали.
Вадим18 мая 2010, 12:00
Статья интересная и важная. По поводу духовных оснований хозяйственной и экономической деятельности (что, как следует из выводов "грамотной" науки, не одно и то же) написано немало. На этой ниве потрудились и Булгаков ("Философия хозяйства"), и Бердяев ("Философия неравенства"), и Тихомиров, и Аристотель, и Платон, и, думаю, много кто ещё. С разной степенью успеха, но тема взаимосвязи экономики и этики широко освещается в современной литературе. Поэтому всем заинтересованным разобраться в этой проблематике стоит быть просто более внимательным и искать разрешение главных вопросов в каждом изучаемом труде. Почти уверен, что на этом пути успех не за горами. Нравственность и её источник, безусловно, первичны по отношению к деятельности в материальной сфере. В этом смысле материализм ущербен именно преувеличением отношений, являющихся следствием развития человека. Мне как экономисту это становится со временем всё более и более понятным. Необходимость приоритетного решения задачи нравственного воспитания в обществе обусловлена тем, что его отсутствие приводит к разрушению даже самой продуманной системы решений (в том числе экономических) – изнутри. Ведь мораль, нравственность – это такое явление культуры, которое удерживает от преступлений даже без знания соответствующих нравственности юридических законов, это то, отсутствие чего не удерживает от преступлений даже при знании законов.
Виктор18 мая 2010, 10:00
Спаси Господи о.Андрей. Всегда восхищался какой красивый глагол вам даёт Господь(это не дефферамб вам,а спасибо Богу за его милость к нам,людям). То что вы написали по поводу экономики, НИКОГДА не сбудется,потому что наша (нынешняя)экономика (её принцыпы)построена жидовствующими, так что корни не от Бога, а всё что не от Бога,всё уничтожится,как та безплодная смоковница. На Западе багато,но скучно, а унас бедно но весело (было),как говорила моя мама:"Мы продали смех, а преобрели машины и магазины"
Татьяна Яковлева18 мая 2010, 08:00
Будучи экономистом по образованию и профессии, чувствовала пустоту в российской экономической науке. Не находила научных школ "этической экономики", с которой бы согласовалась моя православно ориентированная душа. Думаю, эта статья может быть начальным импульсом - "кредо" для российских экономистов, которые смогут объединиться в сообщество, писать и защищать диссертации, собираться на семинары и конференции с внутренним чувством осмысленности и плодотворности этой деятельности. Благодарю Вас, отец Андрей за этот текст! Яковлева Татьяна, Новосибирск
Валерия18 мая 2010, 08:00
Недавно, читая лекцию на тему: Экономическая безопасность, по разделу "Обеспечение рационального использования ТМЦ" спросила своих студентов, как наиболее эффективно обеспечить 100%-ю сохранность запасов. Мне наперебой стали предлагать установить видеокамеры, системы доступа и т.п. Я парировала тем, что еще не придумана такая система, которую нельзя обойти. Тогда мне студенты в один голос заявили, что другого средства нет. Мое заявление о том, что полная сохранность ТМЦ может быть обеспечена только при наличии нравственных и порядочных сотрудников, которые не будут воровать вызвало ступор и тишину. Об этом они даже не подумали, но не желая признавать свое поражение громко стали доказывать, что таких людей нет, не было и не будет. Еще больший ступор вызвало мое возражение и рассказ о работниках лаборатории Вавилова, которые практически все погибли от голода во время блокады, но не прикоснулись ни к единому зернышку пшеницы из запасов знаменитой коллекции Так что советую всем преподавателям делать упор на нравственные основы науки "экономика" (греч. - "управление домом") и относиться к экономике предприятия, отрасли или страны, как к своему дому, строя который вряд ли кто начнет устраивать вредительство, гробя фундамент или воруя цемент . Люди не воровали даже рискуя погибнуть!
Ольга18 мая 2010, 08:00
Мир Вам! Статья очень добрая и полезная. Спаси Вас Бог! Преподаватель Белова О.В.
Валерия18 мая 2010, 08:00
Как специалист в области экономики, осуществляющий практическую, научную и образовательную деятельность, не могу не согласиться с утверждением о том, что кризис экономический - это лишь индикатор кризиса духовного. Об этом я и говорю своим студентам, я пытаюсь объяснить им, что вся эта муть с биржевыми и валютными курсами, демпингами, консалтингами и т.п. направлена, в большей степени, на засорение голов телезрителей. Вспоминается карикатура в газете : "В Думе идет заседание. Чубайс, или уже не помню кто, кричит: "Нам сейчас, как никогда нужны промоутеры,файндеры, маклеры, дилеры, брокеры... У входной двери поднимает голову мужик, чинящий водопроводную трубу и перебивает оратора предложением: "И слесаря!!!"
Надежда18 мая 2010, 07:00
Спаси Вас Господи! Я даже не задумывалась о том, что именно от каждого конкретного человека зависит конечный результат. Вечером, когда соберётся вся семья, обязательно обсудим вместе эту статью. Низкий поклон протоиерею Андрею и создателям сайта.
Ольга18 мая 2010, 06:00
Извините, но Ваша статья очень спорная. Что это значить назвать весь народ лентяями и ворами? Или у Вас просто "наболело", что скорее всего. я не думаю, что можно найти хоть один такой "народ" где все сплошь лентии и бездельники. да и развитость экономики и "лучшая" жизнь совсем не значит, что в стране все трудятся хорошо и честно. Просто люди "молятся" деньгам. Деньги - все, деньги - на первом месте. тогда и появляется "лучшая" жизнь. я живу в такой стране и должна сказать что смотря на все изнутри - все здесь очень далеко от идеала. Особого трудолюбия не видно, так же как везде: кто-то работает больше, кто-то меньше; полно семей, которые никогда не работали, а всю жизнь сидят на пособиях. зато полно "духовных инвалидов", впрочем так же как и в РОссии -видимо, видимо это просто реалия нашего времени (((
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке