«Новый Акрополь» как оккультная секта

Во многих московских вузах, например МГУ, МИИТе, и в учебных заведениях других городов встречаются красочные афиши «Нового Акрополя», зазывающие преподавателей и студентов посетить их собрания и занятия. На этих плакатах «Новый Акрополь» позиционирует себя как классическая философская школа и культурная организация, цель которой – возрождение философии как действенной силы обновления человека и общества. Один из путей реализации этого плана – сравнительное изучение религий и выявление в них того, что может послужить этой цели.

Особенно настойчиво подчеркивается чисто светский характер деятельности, не имеющий ничего общего с религией. Выданная же Департаментом образования Правительства Москвы регистрация «Нового Акрополя» как негосударственного образовательного учреждения и лицензия на образовательную деятельность по образовательным программам должны ограждать от подозрений в религиозной деятельности. При этом светский статус организации дает ей возможность проникать в образовательные учреждения практически беспрепятственно.

На встречи, организуемые «Новым Акрополем», приглашаются известные люди, имеющие высокие научные звания и степени, лауреаты различных конкурсов, представители естественных наук и гуманитарии, призванные придать этим собраниям весомость и подтвердить солидность самой организации: вот, мол, кого зовут! Но вряд ли сами приглашенные в полной мере знают о подлинных целях «Нового Акрополя». Созданию привлекательного образа в обществе содействуют социальные, экологические и иные акции и программы «Нового Акрополя», в частности выходящий ежемесячно журнал «Человек без границ», на который подписываются многие люди, не имеющие никакого представления о «Новом Акрополе».

Между тем «Новый Акрополь» на самом деле является религиозной организацией, а не философской школой, и никакого научного сравнительного религиоведения в нем нет, а вместо сравнения разных религий предлагается принять на веру оккультное учение, основанное на заблуждениях Е.П. Блаватской.

Говорить о «Новом Акрополе» всегда непросто – не потому, что он незаурядный, а потому, что он двуличен, имеет два лица, обращенных к разной аудитории: одно – к внешним: людям с улицы, профанам, другое – к своим, так называемым посвященным, членам внутреннего круга секты. Причем послания «Нового Акрополя» к тем и другим часто отличаются по своему содержанию. В этом отношении «Новый Акрополь» ничего нового собой не представляет и повторяет давно известный еще с дохристианского времени пример языческого эзотеризма. Использование эзотеризма дает ему возможность вводить людей в заблуждение, скрывая свои подлинные цели.

Хорхе Анхель Ливрага Рицци – основатель «Нового Акрополя»

Хорхе Анхель Ливрага
Хорхе Анхель Ливрага
Основатель «Нового Акрополя» Хорхе Анхель Ливрага Рицци,аргентинец итальянскогопроисхождения, родился в 1930 году. Его дед по отцовской линии был колдуном, его отец – атеистом, анархистом и антиклерикалом, а сам Хорхе Анхель к концу жизни считал своим врагом религию Христа[1]. Образование Ливрага получил в городской общеобразовательной школе, но когда ему исполнилось 15 лет, умер его отец, затем у него возникли проблемы в школе, и потому он начал брать частные уроки у пожилого немца, который познакомил его с теософией. Под влиянием бесед с ним Ливрага стал членом Теософского общества и основал в нем новое подразделение под названием «Аргентинская теософская молодежь». Одновременно он участвовал в деятельности ордена розенкрейцеров[2], где получил несколько посвящений, и спиритической организации «Escuela Cientifica Basilio», пока не разочаровался в ее сомнительных феноменах.

Критики «Нового Акрополя» отмечают поразительное совпадение жизненного пути Ливраги с судьбами известных оккультистов, таких как Е.П. Блаватская и основатель сайентологии Лафайет Рон Хаббард. Все они в разное время и разной последовательности прошли увлечение магией, спиритизмом и масонством. Характерным для них было использование вместо личных имен акронимов (ЕПБ, ЛРХ), наличие двух версий биографий: одной – мифологической, созданной оккультистами на основе непроверяемых сведений, и другой – реальной, реконструированной критиками, вскрывающей неблаговидные их поступки и действия (Ливрага, например, употреблял наркотики[3]). Причем эти совпадения поразительно схожи. Ливрага, скажем, утверждал, что, будучи ребенком, гипнотизировал бабушкиных кур, а Блаватская уверяла, что в детстве гипнотизировала голубей. В данной ситуации возможно одно из двух: или мы имеем «дело со сходством характеров, или с попыткой Ливраги подогнать свою биографию под “матрицу” биографии своего “учителя”»[4].

По окончании факультетов истории и истории искусств университета Буэнос-Айреса Ливрага возмечтал стать врачом «эзотерической медицины». Для осуществления этого он, по совету президента Теософского общества Ч. Джинараджадаса, перестроил подвал своего дома под оккультную крипту, сымитировав в ней подобие пантеона египетских божеств, где занимался своими опытами в специально сшитом для этой цели белом одеянии[5]. И хотя новичкам-акропольцам говорят, что он изолировал себя в этой крипте на несколько лет, в своей автобиографии Ливрага пишет, что не раз выходил из нее и даже сдавал экзамены в университете.

Впоследствии, однако, новый президент Теософского общества Нантилока Шри Рам открыл Ливраге, что его ввели в заблуждение обещанием сделать его врачом «восточной медицины», в действительности же он, Ливрага, сам того не ведая, стал «последним учеником эзотерической секции Теософского общества», основанного Блаватской в XIX веке, и ему была поставлена задача стать ее преемницей и дать очередной импульс эволюции человечества на пути к достижению состояния сверхчеловеков[6].

Этот рассказ Ливраги стал основой мифа о предназначении «Нового Акрополя».

В 1950-х годах Ливрага оказался в конфликте с Теософским обществом, и в 1957 году он и его жена-теософка создали свою организацию – «Новый Акрополь». Устав «Нового Акрополя» фактически повторял устав Теософского общества[7], а в его доктрине доминирующими стали две теософские идеи: об учении о связи с космической иерархией через учителей-махатм и доктрина о подготовке человечества к зарождению шестой расы на пути к появлению сверхчеловеков. Новшеством, внедренным самим Ливрагой, был военизированный метод, впервые использованный им для распространения теософии[8].

В ответ Теософское общество приняло решение исключить его из своих рядов на том основании, что Ливрага считал Блаватскую единственной выразительницей идей теософии и игнорировал других ее преемников, а созданный им «Новый Акрополь» выступил с четко выраженной собственной программой деятельности[9]. Причем его структура представляла многоуровневую пирамиду, возглавлявшуюся им и его женой, считавших, что им принадлежит «духовная власть» и они продолжают дело Блаватской. Кроме того, они подозревались в связях с ультраправым экстремизмом и нацизмом. Ничто из перечисленного не было характерным для устройства и идеологии Теософского общества.

После смерти Ливраги в 1991 году место «верховного руководителя» заняла Делия Стейнберг Гусман. В России «Новый Акрополь» стал действовать с 1988 года, а руководителем российского отделения является Е. Сикирич.

Учение о духовной иерархии

Краеугольным камнем идеологии «Нового Акрополя» является заимствованное у Блаватской учение об иерархии. В конце XIX века Блаватская поведала миру о том, что она якобы является посланницей некоего Великого белого братства, сообщившего ей тайные знания о судьбах мира и направившего ее в США для его проповеди. Мифическое братство Блаватской состоит из учителей человечества, по-другому они еще именуются махатмами, адептами, посвященными, которые, благодаря эзотерической работе, в целой серии воплощений обрели сверхъестественные способности. Это братство почему-то скрывается от людей. Во главе его стоит «владыка мира», который прибыл с несколькими помощниками на Землю с Венеры и живет в Шамбале в пустыне Гоби. Махатмы поддерживают связь между человечеством и «божественной иерархией» во главе с сатаной, которая правит нашим космосом.

Блаватская утверждала, что ведет переписку с этими учителями по космическому телеграфу, но еще на ранней стадии становления теософии Блаватская была уличена в мошенничестве: она сама от имени махатм писала письма их адресатам. В 1884 году Лондонское общество психических исследований опубликовало отчет своего сотрудника Ричарда Ходжсона, из которого следовало, что переписка с предполагаемыми учителями человечества лично велась самой Блаватской, и она была названа «одной из самых искусных, изобретательных и интересных мошенниц»[10]. Отсюда следует, что никакой иерархии нет, никакого тайного учения нет, а их существование является вымыслом Блаватской. Более того, Блаватская саморазоблачилась, когда предложила известному романисту XIX века Всеволоду Соловьеву, брату не менее известного философа, писать письма от имени махатм русским адептам теософии[11].

В 1880-е годы она публикует двухтомник «Тайная доктрина», учение которого якобы основано на тайном знании, сохранившемся в «Книге дзиан», якобы написанной на неисторическом сензарском языке. Теософы ликовали: наконец-то Блаватскую не уличили в мошенничестве; значит учение о Белом братстве и учителях-махатмах подлинное. Однако вскоре после публикации «Тайной доктрины» критики показали, что эта книга, как и первый труд Блаватской «Разоблаченная Изида» (1877), является элементарным плагиатом.

Несмотря на эти разоблачения, Блаватская продолжала свою деятельность. Она противопоставляла оккультное знание вере Церкви, вере в личного Бога и Его Откровению. Вместо веры, которую она называла слепой, она предлагала эзотерическое знание о мире, которое считала «научным»[12].

К так называемому «научному знанию» Блаватская относила, например, учение о «неисповедимой» первичной причине, из которой проистекает все имеющее бытие. Эту же доктрину проповедует сегодня «Новый Акрополь»[13]. Но претензии этого знания на научность опроверг еще Владимир Соловьев[14], поскольку никто не наблюдал первоначальное происхождение бытия и не смог поставить опыт над окончательными результатами мирового процесса. «Новый Акрополь» и теософы, проповедуя это учение, фактически требуют принять его на веру. То же можно сказать и об остальных положениях их доктрины: учении о происхождении человека (антропогенез), учении о человеке (антропология), учении о карме – все это как эмпирически непроверяемое может быть принимаемо только на веру[15].

Это вымышленное учение об иерархии принял Ливрага и на его основе создал свой «Новый Акрополь», который, по заверениям его идеологов, сохраняет преемство с Белым братством. В настоящее время акропольцы в цепь ученической преемственности включили в качестве учителей Блаватскую, Ливрагу и нынешнего «верховного руководителя» Делию Стейнберг Гусман. Примечательно, что сама Блаватская не именовала себя учителем.

В том же духе лидер акропольцев в России Елена Сикирич поучает своих последователей: «Первое, что нам нужно понять, что “Акрополь” – это не просто школа. Что “Акрополь” основан как очередной импульс… которые продолжаются с тех пор, как была основана великая Белая ложа и как в мир людей спустились высокие сущности, владыки и прометеи. <…> И сейчас, хотя мы этого членам не говорим, чтобы не выглядело, что мы тщеславные и т.д., но в XX веке единственный канал к учителям – это “Акрополь”. Так же, как в XIX веке было Теософское общество. Это наша “семья”. Единственный канал и единственные вообще, кому дали право пройти испытания, чтобы заслужить эзотерическую школу, – это “Акрополь”. И если кто-либо из 4–5 миллиардов людей, живущих на Земле, хочет попасть в мистерии, он должен попасть в “Акрополь”» и конкретно в «Живые силы», поскольку они – «это то звено в цепи, которого не хватало Теософическому обществу».

Ссылаясь на послание, данное теософам в XIX веке одним из представителей Белого братства – учителем Кут Хуми, Е. Сикирич видит призвание «Нового Акрополя» в том, чтобы дать миру импульс, через который «верования и даже государства будут распадаться перед их устремленным движением, раздавленные этой непреодолимой силой». Ее слова созвучны высказываниям самого Ливраги, заявившего, что «нас окружают не храмы и алтари, а горы мусора и грязи»[16]; эти и другие «устаревшие структуры должны… уступить место другим, молодым и сильным, без комплексов и ограниченности, уже пахнущих гнилью»[17].

Другими словами, задача «Нового Акрополя» сводится к борьбе и с Церковью, и акропольцы словами Кут Хуми призываются «смести, насколько возможно, больше сора, мусора, оставленных нам нашими благочестивыми праотцами. Новые идеи должны быть насаждаемы на чистых местах»[18].

От своих последователей «Новый Акрополь» требует слепой веры в существование вымышленной иерархии и в его идеологию как истину в последней инстанции, даже если его учение не согласуется с историческими фактами. На одном из занятий в 1996 году Е. Сикирич заявила, что Ливрага «никогда не врал, и не врал, даже рассказывая факт о прибытии Джордано Бруно в Загреб, хотя этого никогда не было»[19]. Если такая школа ученичества, по заявлению акропольцев, «это свет»[20], то что же такое тьма?, но последователи «Нового Акрополя» должны принять это как истину.

К «Новому Акрополю» применима та же оценка, которую дал теософии Николай Бердяев. Он писал, что, хотя «восстает теософия против… веры… сама она удерживает принцип авторитета и требует от человека слепой веры. Авторитет учителей и вера в учителей – это ведь базис теософического пути. Ученик должен верить тому, что он не знает, а знает обычно он очень мало, много знает лишь учитель… Теософия восстает против церковной веры как детского сознания, но сама она требует веры низшей по своему качеству. Она требует веры в оккультного учителя-человека, равной вере в Христа-Богочеловека. Некритическое, покорное отношение к учителю рекомендуется как метод, как дисциплина и путь к посвящению. Само теософическое учение предлагают принять сначала авторитарно, на веру, без критики и проверки собственным опытом, и обещают, что со временем все это будет узнано автономно и опытно»[21].

Итак, главная идея, на которой зиждется и Теософское общество, и «Новый Акрополь», – это связь с учителями, которых сама Блаватская признавала вымыслом, а Блаватская, по утверждению Елены Сикирич[22], является «звеном в цепи», связующим акропольцев с махатмами; следовательно, и учение «Нового Акрополя» об учителях тоже является вымыслом.

Поскольку «Новый Акрополь» выступает в роли «передового отряда новой цивилизации», то он активно занимается распространением своего учения, особенно среди студентов вузов.

О религиозном характере «Нового Акрополя»

В российских вузах «Новый Акрополь» позиционирует себя как «философская и культурная организация, цель которой – возрождение философии как действенной силы обновления человека и общества»[23], но на самом деле его подлинные цели не культурологические, а как раз религиозные, точнее – оккультные. Сам Ливрага высказывается об этом уклончиво. То он говорит, что «Новый Акрополь» – «не религиозная организация», но она «пытается пробудить мистическое чувство, которое каждый может проявлять в той религиозной форме, которую предпочитает»[24], то заявляет, что «философский путь классического типа… («Нового Акрополя. – Р.К.) может… привести нас к встрече с богом»[25].

Ливрага, как и Блаватская, не верил в личного Бога и в творение мира, а верил в происхождение мира из первичной реальности, из ничего, которое он называет богом, высшим разумом и заключал, что «все есть Бог». Это нечто он наделяет высшей волей и универсальным умом, которым «все спланировано» и которым все управляется[26].

Истинный философ, по Ливраге, тот, кто ищет истину[27], способен к ее непосредственному «ощущению» и «прямому восприятию»[28]. Его методология постижения истины предполагает причастность к «духовному опыту» древних жрецов через изучение мифов, моральных правил и церемоний, переданных ими человечеству[29]. Особый упор при этом делается на возрождение мифов, якобы «обладающих теллурической силой»[30], на пробуждении мистического чувства в человеке[31] и возрождении веры в святость и силу «великих людей»[32], то есть оккультистов.

Осуществление этой цели возможно лишь под руководством учителя, а отношения между учеником и учителем, а также статус и роль учителя в «Новом Акрополе» имеют религиозную природу. Акропольцев призывают молиться своим учителям[33], просить благословения «у ног учителя» для важных дел[34], видеть в них проявление некоей «великой невидимой сущности», которая ведет людей по пути, защищает и опекает их[35]. Сам процесс обучения и передачи эзотерического знания воспринимается акропольцами как священнодействие. Они убеждены, что спасет человека знание, поэтому у них преподаватель (инструктор) «становится действительно жрецом и магом», а во время чтения лекции «совершается таинство знаменитого закона освящения», передача силы слушателям[36].

Быть философом для «Нового Акрополя» значит, как выражался Ливрага, «уметь побеждать смерть»[37], а это означает, что учение «Нового Акрополя» выходит за рамки философии. Кроме того, философия не преследует цель выявить, что есть истина и что ею не является; она допускает несколько разных суждений о предмете. Ливрага же настаивает на том, что есть абсолютные духовные ценности[38], с чем нельзя не согласиться, и тогда надо признать, что доктрина «Нового Акрополя» является религиозной. Но, более того, акропольцы заявляют, что есть только одна философская истина и она заключена в «Новом Акрополе», остальные должны быть отброшены. «Мы пришли изменить мир, а не быть еще одной из школ, рассуждающих об эзотерике», – поучал Ливрага своих инструкторов-наставников[39].

Тому же учат его последователи. Руководитель российского отделения «Нового Акрополя» Е. Сикирич прямо говорит: «Не бывает десять тысяч доктрин. Не бывает десять тысяч разных пониманий доктрины. Бывает десять тысяч разных форм, в рамках которых излагаются одни и те же идеи. И значит, в этом контексте первая и основная задача не только инструктора, а и руководителя… не отступить от пути, не удалиться, не искажать»[40], а трудные вопросы следует решать так, «как бы это сделал ХАЛ», а он видел в «Новом Акрополе» не одну из школ, а единственно истинную.

В пользу религиозного характера деятельности «Нового Акрополя» говорит и тот факт, что у акропольцев имеется храм с изображениями и статуями египетских богов, в нем каждую ночь совершаются церемонии акропольцев, облаченных в специальные одежды, в ходе которых выполняется, в частности, «ритуальное приветствие статуй божеств, огня и флага», а в завершение читается «молитва ученика» и совершается «жертвоприношение»[41].

У «Нового Акрополя» имеются праздники: день умерших, день учителей, день смерти Ливраги и прочие[42]. На некоторых из праздников, как бы в подражание церковным богослужениям, читаются тексты из Блаватской, Ливраги и Гусман – похоже, что их тексты наделяются сакральным статусом.

О «сравнительном изучении религий»

Хотя «Новый Акрополь» провозглашает поиск истины через сравнительное изучение религий как одну из трех своих задач, на самом деле его доктрина лишь догматизирует индусские и оккультные идеи, требуя принять их на веру, и никакого сравнительного (компаративистского) религиоведения у него нет.

В антропологии, например, Ливрага следует за индусским представлением о человеке, которое принимает за единственно правильное только потому, что оно кажется ему правдоподобным[43], но никаких доказательств его «правдоподобия» в сопоставлении с другими взглядами на природу человека он не приводит. Это значит, что доктрина «Нового Акрополя» – это предмет веры, а не философии.

Касаясь вопроса о перевоплощении, он излагает его по индусской версии[44], полагаясь на их религиозный опыт. Невзирая на провозглашенный им принцип сравнительного изучения религий, Ливрага не упоминает христианское осуждение этой идеи. Как философия, собранная из разных религиозных истин, не может быть нерелигиозной[45], так и «Новый Акрополь» не может не проповедовать религиозное учение.

Таким образом, «Новый Акрополь» проповедует чисто индусский взгляд на реинкарнацию, без научных ее доказательств, фактически предлагая принять ее на веру. Такого же порядка и рассуждения о «небесном опыте» душ после смерти, ведь никакая наука эмпирически его не обосновала[46].

Чтобы неофит не заметил противоречий и непоследовательности в доктрине «Нового Акрополя», сектантами ведется кропотливая работа в двух направлениях: упор делается на риторику, чтобы прикрыть отсутствие логики, на подготовку учителей как «актеров инициатического театра»[47], которые должны вызвать «состояния умиления, сожаления, “мурашек”, мечтательности» у слушателя, предварительно пережив их сами при подготовке к лекции. Но если у слушателя хотят вызвать состояние мечтательности, то очевидно, что от лектора не требуют убедительных доказательств его суждений.

Во-вторых, ведется работа по выявлению тех, кому учение «Нового Акрополя» пришлось больше по сердцу, чем по уму, кто душевно прилепился к нему. Для выявления таких людей проводится фильтрация привлеченных на лекции «Нового Акрополя» людей. Благодаря ей воспитывается особый психологический тип акропольца, чтобы эзотерическое знание не превратило «многих молодых людей в сектантов и фанатиков»[48]. Другими словами, надо научить акропольца кому и что надо говорить, чтобы не проповедовать сомнительное учение «Нового Акрополя» и не выглядеть сектантом.

В заключение еще раз подчеркнем, что доктрина «Нового Акрополя» является оккультной и религиозной, и ни о каком научном сравнительном изучении религий речи в нем не идет. Поэтому все заявления «Нового Акрополя» о только философском и культурологическом характере его деятельности не соответствуют его подлинным целям, а являются прикрытием для проникновения в светские учебные заведения и привлечения на свои собрания новых членов.

Роман Конь, доцент Московской духовной академии

26 мая 2010 г.

[1] Мартинес М. История императора // http://www.no-acropol.info/imperator.htm. Мигель Мартинес, родился в Мехико, рос в Италии, в 20 лет вступил в «Новый Акрополь», достиг высокого уровня в иерархии в нем, но в 33 года покинул секту.

[2] AMORC – Ancient and Mystical Order Rosae Crucis (ДМОРК – Древний мистический орден розы и креста); основан в 1915 г.

[3] Употребляли наркотики также и Сёко Асахара, Р. Хаббард, Раджниш.

[4] Мартинес М. История императора.

[5] «Он нарисовал на потолке помещения фосфоресцирующие звезды, а на стенах – изображения египетских божеств» (Там же).

[6] Сикирич Елена. Лекция для членов «Живых сил» об эзотерических истоках и задачах «Нового Акрополя»// http://www.no-acropol.info/archive/stage.htm.

[7] Устав «Нового Акрополя»: «1. Объединять людей на основе идеала всеобщего братства, независимо от их вероисповедания, расы и социальной принадлежности. 2. Пробуждать в людях целостное видение мира посредством сравнительного изучения наук, различных видов искусства, философских и религиозных систем. 3. Помогать каждому человеку жить в гармонии с природой, развивая свои внутренние потенциалы и познавая законы жизни».

[8] Мартинес М. История императора.

[9] «Новый Акрополь» и Теософское общество // http://www.no-acropol.info/na-ts.htm.

[10] Цит. по: Кренстон С. Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига; М., 1996. С. 7.

[11] «Пиши­те больше, громче о Теософическом обществе, заинтере­суйте им… и “создавайте” русские письма Кут-Хуми… Я вам дам для них все материалы…»

[12] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. М., 2002. Т. 2. С. 640.

[13] Ливрага Х.А., Гусман Д.С. Сокровенный смысл жизни. М., 2008. Т. 2. С. 298.

[14] Соловьев В.С. Рецензия на книгу Е.П. Блаватской «The Key to Theosophy» // Соловьев В.С. Собрание сочинений. СПб., 1912. Т. 6. С. 290.

[15] Пытаясь обойти возражения, Блаватская говорит, что убедиться в существовании этих доктрин можно на личном опыте; буквально это значит, что, например, учение о реинкарнации можно проверить, переселившись из тела в тело после смерти. Однако Блаватская обманывает своих последователей, потому что при входе в новое тело человек, по ее же мнению, забывает опыт прошлых жизней, следовательно, опытного подтверждения реинкарнации нет.

[16] Ливрага Х.А., Гусман Д.С. Сокровенный смысл жизни. Т. 2. С. 54.

[17] Там же. С. 200.

[18] Сикирич Елена. Лекция для членов «Живых сил» об эзотерических истоках и задачах «Нового Акрополя».

[19] «Живое слово». Занятие Елены Сикирич с руководителями 17 февраля 1996 г. // http://www.no-acropol.info/archive/jslovo.htm.

[20] Сикирич Елена. Лекция для членов «Живых сил» об эзотерических истоках и задачах «Нового Акрополя».

[21] Бердяев Н. Теософия и антропософия в России // Бердяев Н. Собрание сочинений. Париж, 1989. Т. 3. С. 481.

[22] Сикирич Е. Великие мыслители новых времен. М., 1992. С. 12.

[23] «Новый Акрополь»: общая справка // http://www.no-acropol.info/spravka.htm.

[24] Ливрага Х.А., Гусман Д.С. Сокровенный смысл жизни. Т. 2. С. 314.

[25] Там же. С. 21.

[26] Там же. С. 19, 22, 27.

[27] Там же. С. 77.

[28] Ливрага Х.А., Гусман Д.С. Сокровенный смысл жизни. Т. 1. М., 2010. С. 227.

[29] Ливрага Х.А., Гусман Д.С. Сокровенный смысл жизни. Т. 2. С. 17.

[30] Ливрага Х.А., Гусман Д.С. Сокровенный смысл жизни. Т. 1. С. 245.

[31] Ливрага Х.А., Гусман Д.С. Сокровенный смысл жизни. Т. 2. С. 314.

[32] Ливрага Х.А., Гусман Д.С. Сокровенный смысл жизни. Т. 1. С. 245.

[33] Молитва ученика учителю читается во время ритуальных «дежурств» в храме и ряда церемоний. Текст написан, вероятно, Хорхе Анхелем Ливрагой. См.: http:// www.no-acropol.info/archive/payer.htm.

[34] «Живое слово». Занятие Елены Сикирич с руководителями.

[35] Сикирич Елена. Что такое ученик.Лекция для слушателей «Нового Акрополя» 11 мая 2000 г. // Арго. Информационный бюллетень. 2000. № 17. Июнь. С. 1, 3, 6, 8, 12–13, 17, 22; также http://www.no-acropol.info/archive/uchenic.htm.

[36] Проявление семи законов в работе инструктора. Занятие Елены Сикирич с инструкторами 2 февраля 1997 г. // http://www.no-acropol.info/archive/7zakonov.htm.

[37] Ливрага Х.А., Гусман Д.С. Сокровенный смысл жизни. Т. 2. С. 31.

[38] Там же. С. 33.

[39] Ливрага Х.А. О схоластике // Бастион. 1981. Сентябрь; Пер. с испанского // http://www.no-acropol.info/archive/esotheric.htm.

[40] Выдержки из стенограммы занятия руководителя российского «Нового Акрополя» Елены Сикирич с инструкторами от 02.02.97 г. Цит. по: Кириллова К. Легенды и мифы «Нового Акрополя».Екатеринбург, 2007.

[41] В чаше сжигается листок бумаги с изложением выполненных дел, проявленных качеств и т.п., расцениваемых как «жертва» (сверхусилие, преодоление себя, проявление ученических качеств и т.п.).

[42] Внутренние символы и ритуалы «Нового Акрополя» // http://www.no-acropol.info/symbols.htm.

[43] Ливрага Х.А., Гусман Д.С. Сокровенный смысл жизни. Т. 1. С. 35.

[44] Рассматривая от третьего лица индусскую веру в реинкарнацию, Ливрага, подводя итог своим размышлениям о ней, говорит уже от себя о перевоплощении как учении достоверном: «Итак, перевоплощается не весь человек, а та его… часть, которая… у нас не столь уж развита… Пусть меня простят те из присутствующих, к кому это не относится, но придется сказать, что у всех нас духовная часть развита слабо» (Ливрага Х.А., Гусман Д.С. Сокровенный смысл жизни. Т. 1. С. 55, 57, 58). Вынося столь нелицеприятное суждение о людях, он опирается на индусское учение как заслуживающее доверия, но не доказанное научно. Одними из доказательств идеи перевоплощения для Ливраги являются случаи знания людьми некоторых вещей, которых они физически не видели, например, войдя в дом, человек знает, как расположена мебель. Ливрага считает, что объяснять этот феномен с позиций коллективного бессознательного «менее научно, чем просто принять, что человек живет не в первый раз» (Там же. С. 62). Не приводя никаких научно-философских доказательств, Ливрага соглашается не с научным, а с религиозным объяснением реинкарнации, поэтому доводы «Нового Акрополя» в пользу чисто философского характера его учения неосновательны.

[45] Кураев Андрей, диакон. Уроки сектоведения. Эл. версия.

[46] Ливрага Х.А., Гусман Д.С. Сокровенный смысл жизни. Т. 1. С. 64.

[47] «Живое слово».Занятие Елены Сикирич с руководителями.

[48] Ливрага Х.А. Почему мы не учим эзотерике в большей степени? // http://www.no-acropol.info/archive/esotheric.htm.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Инна26 октября 2016, 20:02
У нас в Одессе они открылись,я как человек любящий философию повелась на эту тему(при этом я прихожанка православного храма) я спросила не имеют ли они отношение к какой либо секте или течению,мне сказали"нееет,что вы,мы только философию изучаем и волонтерство у нас"вобщем и тут после пары лекций смотрю что дальше индуизма и всех этих танцев с бубнами дело не движется,причем лчень зашифровано,реинкарнации и прочая муть,я начала искать инфу,т.к уж очень подозрительная организация,ну и нашла.
Наталья Захарова23 августа 2016, 06:40
Это все от лукавого! Надо запретить все эти секты на государственном уровне.
Гость28 декабря 2015, 23:29
Выпады сектантов в комментариях понятны - надо защищать свои интересы. Но то, что Новый Акрополь ведет двойственную жизнь, бесспорно. Недавно познакомился с организацией, был на их мероприятии. Во вступительном слове рассказали о себе. Ничего не понятно - волонтерство, философия.. общие слова. Пошел после разговаривать подробнее. Снова задаю прямые вопросы, но получаю уклончивые ответы. Только из между-строк можно вычитать, что если у них, например, идут КУРСЫ по философии, но они никак не связаны ни с какими с действующими философами нашего города - то смысл этих курсов не тот, который декларируется. и т.д. Правда, признались, что занимаются не "той, научной философией", а некоей "другой, которая позволяет получать практические результаты, менять себя". Тут уж намек на религиозные практики пришит белыми нитками (не бывает какой-то "другой" философии, которая при этом лучше "этой". Просто речь идет не о философии, но используется это слово)
Поэтому и пошел гуглить про них.

Жалко людей, которые ищут чего-то хорошего, но им не хватает опыта понять, что им впаривают.
страдалец11 января 2015, 09:23
я имела ввиду что "члены секты"- счастливы как идиоты/
страдалец10 января 2015, 22:20
эта секта проводит опыты над психикой человека, поэтому они счастливые как идиоты, но потом поймут что над ними делают, но будет уже поздно. Говорю как старый член секты. Это секта Йозефа Менгеля по сути.
Платонус 5 августа 2014, 02:36
Какой ужас !! Как хорошо что такие как вы !! последователи истены добра и мира !всегда боретесь с еретеками колдунами и ведьмами несущеми какие то там приметивные идеи братства .. рада только одной цели ... ПОКОЛДОВАТЬ :D
Хриса11 июня 2014, 19:24
Будьте искренними в своих суждениях, не опровергайте их субъективными мнениями. Православие - истина и начало нашей цивилизации- это святое, что есть. Не оскверняйте её гонением на "инаковость". Агрессивные аргументы не исправят пути религиозного искания. Терпимость. Любовь. Созерцание. НЕ гоните их - "сектантов". Люби, всей душой, сердцем. Инакомыслие - путь познания, вне контекста апологетики. Делом своим давайте пример. Но, не таким методом, демонстрируемым здесь. Этому обратный резонанс сопутствует.
nik10 марта 2014, 06:33
Цитата "В все говорите о этой школе как будто хоть что-то о ней знаете. Будда говорил что нельзя рассказать о вкусе манго, не попробовав манго.Что в сейчас и пытаетесь сделать!"

Это все конечно верно, но кто расскажет о вкусе змеиного яда?
Лев30 января 2014, 18:40
В все говорите о этой школе как будто хоть что-то о ней знаете. Будда говорил что нельзя рассказать о вкусе манго, не попробовав манго.Что в сейчас и пытаетесь сделать!
Людмила 3 марта 2013, 20:48
Наверное, ВЫ БЕССМЕРТНЫЕ ЛЮДИ
Людмила15 января 2013, 19:18
Возможен ли диалог с автором данной статьи - «Новый Акрополь» как оккультная секта", Роман Конь.
Фокина Людмила. lyida-g@yandex.ru.
Люда 6 января 2013, 22:18
На фотографии люди песню поют в духовном единении, зачем же экзальтировать! Вы же Православный человек, будь же правдивы, под одним Богом ходим! Вы людей не обижайте. Lyida-r@yandeх.ru
Мария 3 сентября 2012, 00:56
Олег, укажите, пожалуйста, ссылку на источник приведенной Вами цитаты.
Олег24 августа 2012, 13:25
Цитата из преданной огласке засекреченной программы «Нового Акрополя»: «Долой демократию: возведем на ее пьедестал аристократическое и тоталитарное правительство, хранящее память святого, исторического… Вся власть будет сконцентрирована в руках Высшего совета и президента Сената, сформированного из лучших умов человечества. Все это, вместе взятое, будет называться Центральным командованием (латинские "CC"). Новому политическому порядку будет соответствовать и новый, радикальный, моральный порядок: в новом государстве не будет неграмотных, нищих, фанатиков, преступных организаций… Каждый, кто не пожелает или не сможет приспособиться к новым государственным структурам, будет заключен в специальные учреждения для неполноценных; те, кто будет оказывать сопротивление, станут беспощадно уничтожаться…» (Bulletin de liaison du CCMM, 1984, N 1, p.5).
Вот почему "Новый Акрополь" - деструктивная секта, а не просто эзотерическое учение.
Людмила22 июля 2012, 01:35
? Ваш комментарий, один человек не достоин ответа.
Людмила13 июля 2012, 00:15
Ни одна религиозная доктрина на сегодняшний день не привнесла мир, гармонию и порядок в наш мир. Мы спорим, критикуем, а что мы делаем, помимо всей этой полемики и вырванных из контекста утверждений. Как может быть не онтологично «зло», если оно обязательное условие ЭВОЛЮЦИИ человеческого сознания. Только существо - человек наделён правом выбора, и только единственный биологический вид на Земле – Человек – несёт ответственность за этот выбор. Я, Православный человек, искренне, борюсь со своими аффектами (чаще всего, они побеждают), но я знаю заповеди и пытаюсь … через них мой Дух возобладает над моей грешной натурой. Это борьба, ох …! Любить всех, как самого себя… Мне чаще всего себя полюбить то сложно. Но, есть у меня Вера моя, есть Любовь к Христу – это же чистая «метафизика», её не передашь словами. Добро, как безусловный рефлекс присущ многим людям, у меня нет… , я «работаю» над «условным». Все мы разные «ЧЕЛОВЕКИ»! В защиту Н. Акрополя. Нужны конкретные достоверные факты (не единичные), чтобы назвать людей «сектантами», деструктивной сектой! «Заклеймить» проще всего. Я общаюсь, не позиционируя себя «членом» этой школы. Иное мировоззрение, сродни буддизму, но не деструктивное оно, не разрушающее, а доброе, трепетно-любовное, искреннее. Главное «не сотвори себе кумира», так … ?
Я заранее прошу прощения, если в чём-то «не права», от незнания…

Светлална28 апреля 2012, 14:02
Я согласна с теми комментаторами, которые пишут о свободе вероисповедания. Лично я считаю себя атеисткой (имею полное право). Но "Новый Акрополь" это явно деструктивная секта, и мне кажется, что она опасна вовсе не из-за веры в реинкарнацию и махатм. Верить может каждый во что хочет, кто в переселение душ, кто в Библию, которая тоже по сути миф. "Акрополь" опасен из-за своего двуличия и обмана. Как и любая другая организация, пускающая людям пыль в глаза.
Людмила16 февраля 2012, 01:13
Спасибо за комментарий. На истину претендуют все религиозные доктрины. Где же её искать??? Одни верят в реинкарнацию, другие нет. Если те, другие не правы, значит они, что – злые? Что получается - Бог у каждого свой? У буддистов, христиан, индусов.
Статья 28 Конституция Российской Федерации
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
1.В 1927 книга Е.П. Блаватской «Голос безмолвия» была отпечатана Китайским обществом исследования буддизма по личной просьбе Панчен-ламы IX. Лама также снабдил ее предисловием. А в 1989 году было выпущено юбилейное издание «Голоса Безмолвия», для которого уже нынешний Далай-лама написал предисловие, озаглавив его не иначе как «Путь Бодхисаттвы».
2.Махатма Ганди писал: "Я был бы более чем удовлетворен, если бы смог коснуться края одежды мадам Блаватской".
(«интернетные» материалы)
Р.М.Конь17 сентября 2011, 21:58
Людмиле:
Если душа искренно ищет праведного наставника, чтобы научиться отличать добро от зла, то в «Новом акрополе» она его точно не найдет. Идеология «Нового акрополя» построена на взглядах Блаватской, а она не различала добро от зла, и считала их взаимно необходимыми. По ее мнению добро не может существовать без зла, как и зло - без добра. В Православии зло не онтологично, оно не является условием бытия добра, напротив, добро онтологично, а зло, не имея своей субстанции, как паразит живет в человеке. Источником добра является Бог, а зло порождает супротивник Бога – сатана, являющийся отцом лжи, т.е. источником зла. Любовь к человеку, о которой так много говорят оккультисты, не тождественна терпимости к его заблуждениям, и она в частности выявляется в обличении лжи, рядящейся в «овечьи» одежды. В истории христианства действительно можно найти негативные истории, но следует отметить, что там намного больше свидетельств о святости его последователей. Все недостойное в христианстве не является выражением христианской веры, в то время как непривлекательные истории в оккультизме обусловлены его идеологией, оправдывающей зло и рассматривающей его в качестве обратной стороны добра.
Людмила22 июля 2011, 23:27
А чем плохо изучать историю Древнего Египта, Востока? Какой вред здоровью это может принести? Что такое "секта"? Это неправильное мнение большинства, или не ординарный взгляд на эволюцию,,, нескольких людей? Как бы на это ответили святые Феофан Затворник, Серафим Саровский и многие другие чтимые учителя? А в чём большее зло - в жизни в пьянстве, с наркотиками и т.п. или… в получении подобного опыта "пытания духовного (или испытания)". Ну, нет у человека праведного православного наставника, томится душа, пытает найти для себя отличия добра и зла! Может не совсем достойно клеймить людей за то, что ищут они. Где же «Не суди...». А судишь и веришь в "сатану", а может подобная абстракция и есть - поиск? Не было ли в истории событий дискредитирующих христианство. Можно быть искренни и глубоко верующим православным человеком, но Век наш таков, ищем мы логику во всём. Под учением правым нужно приводить исчерпывающие аргументы, а не субъективную рефлексию, переживания искренние, в каждом знаке препинания которого -ЛЮБОВЬ ко всякому человеку и понимание и уважение его.
Алина20 марта 2011, 11:04
Я посетила несколько занятий "философской школы", была восхищена, казалось, что открываются глаза на этом мир, сразу находятся ответы на многие жизненные вопросы, даже на душе становилось как-то легко. Какие превосходные примеры (случаи из жизни и их объяснение с точки зрения философии) приводил "наставник"!, ощущение того, как будто ты находишься у психолога. Что там говорить, работают грамотно! Удивляет, какие разносторонне развитые люди посещают эти занятия, искренне думая, что таким образом они морально развиваются, недалеко и до развития в себе "сверхчеловека", что и является одной из целей Акрополя. Наверное, я так и продолжала бы туда ходить, но внутренний голос подсказывал мне: "что-то не так". Первые сомнения возникли по причине озвучивания "наставником" своей "философии" о переселении душ... Это я к вопросу о не религиозности Нового Акрополя. Что мы делаем? Так наивно позволяем поглотить свое сознание "носителям доброты". Разве это не секта? Мы же христиане, люди! Какое переселение душ?! Не грешите, бегите пока не поздно. Развивайтесь сами, столько умных книг по той же философии, прочитав которые, вы сделаете вывод самостоятельно, никто мастерски (как бы невзначай) не навяжет вам своё мнение, ходите лучше в церковь. И будьте бдительны.
Неонилла 4 ноября 2010, 22:32
3 года посещала лекции данной организации. Сначала действительно было интересно..Новая информация, новые интересные люди. Никаких подозрений, что это секта не возникало.Всё было достаточно тактично и ненавязчиво.Но сомнения в душе почему-то не давали покоя, хотя причин для этого сначала не было.Но постоянное присутствие в разговорах персоны госпожи Блаватской начало утопически действовать на мысли. Посоветовалась со своим духовником,батюшка сразу же запретил посещать данные лекции.Больше я никогда не видела членов данной организации. Очень жаль, что в такие организации приходят интересные люди, что их туда привлекает?Когда есть другие открытые двери-двери православия....
Р.М.Конь10 июля 2010, 20:36
В 1996 г. книга Крэнстон была переведена на русский язык, но ее издатели умолчали об исследовании Джонсона, показавшего, что мнение Харрисона, на которое ссылается Крэнстон, не убедительно. Тем самым издатели книги Крэнстон ввели в заблуждение своих читателей, в т.ч. и АНДРЕЯ.
Весьма показательно, что на большинстве доступных русскоязычных электронных версиях книги С. Крэнстон отсутствует ее Предисловие, где наряду с восхвалением мнимых добродетелей Блаватской, как раз упоминается об Отчете Ходжсона, в котором Блаватская названа мошенницей. Там же приводится отзыв Блаватской об Отчете. Она вынуждена признать, что Отчет Ходжсона «скрупулезен», «нарочито точен» (с. 10), но по не подтвержденному ни одним фактом мнению Блаватской, якобы направлен не в ту сторону, куда бы ей хотелось.
Таким образом, достоверность отчета Ходжсона не подлетит сомнению, и, следовательно, работа самого Вс. Соловьева. А это значит, что Блаватская является мошенницей, а ее учение ложью.

Р.М.Конь10 июля 2010, 20:34
Андрею:
В редакции газет, журналов, размещающих разоблачительный материал о Блаватской, довольно часто поступают письма возмущенных ее сторонников, теософов и оккультистов с выражением их несогласия с тем, что ее открыто именуют мошенницей и требованием опубликовать опровержение. Не стала исключением и моя статья. Как правило, все эти защитительные публикации ссылаются на распространенный в 1986 г. пресс-релиз Общества психических исследований (ОПИ), где говориться о том, что Отчёт Ходжсона, сделанный более ста лет назад в 1885 г. и раскрывший обманные методы Блаватской, не заслуживает доверия.
В основу пресс-релиза ОПИ была положена работа В. Харрисона, которому якобы спустя более века после Ходжсона удалось показать недостоверность его выводов. Теософы интерпретировали публикацию Харрисона и пресс-релиз ОПИ как полное оправдание Блаватской. Такое мнение отстаивает симпатизирующая теософам С. Крэнстон в изданной ею в 1993 г. книге «Е.П. Блаватская. Жизнь и творчество». В ее предисловии изложена история с современным пресс-релизом ОПИ, якобы снимающим подозрения в мошенничестве с Блаватской.
Однако в 1993 г. П. Джонсон (K. Paul Johnson) в своей книге «The masters revealed: Madame Blavatsky and the myth of the Great White Lodge» (Albany, New York: State University of New York Press, 1994.. P. 3.) подверг Харрисона критике, указав, что его сочинение не объясняет много фактов, изложенных Ходжсоном в его Отчете. Отсюда следует, что выводы Ходжсона остаются в силе.
Андрей30 июня 2010, 11:10
С уважением к Вашему порталу, не могу промолчать...
Прекрасно понимаю, что Блаватская - один из идеологических врагов для Православной церкви...
Мне достаточно того, что в этой статье я вижу несколько лживых и старых утверждений. Такова, видимо, и вся остальная статья. Например:

1)Ссылки на Соловьева (по большей части этой темы - клеветника и фальсификатора)

"Ссылка на Соловьёва, как на источник сведений о Блаватской, сейчас равносильна ссылке на трактат, повествующий о том, что Земля плоская. Но на плоскую Землю сейчас ссылается только старик Хоттабыч, а на Соловьёва, к сожалению, до сих пор продолжают ссылаться не только герои детских книг"

2)Ссылки на отчет ОПИ:

Пресс-релиз ОПИ от 1986 года: "Согласно новейшим исследованиям, госпожа Блаватская, соосновательница теософского общества, была осуждена несправедливо". Отчет Ходжсона 1885 г "пестрит тенденциозными утверждениями, предположениями, преподносимыми как факт или возможный факт, неподтверждёнными показаниями безымянных свидетелей, предвзятым набором свидетельств и откровенной ложью"
Татьяна16 июня 2010, 01:07
Татьяна:Очень интересно.Скажите, Роман,известно ли Вам о существовании института универсального духовного знания под названием "Тетрада". Не осколок ли это "Нового Акрополя"? Цели и предметы изучения те же и в основе - философия Блаватской.
Ольга 8 июня 2010, 20:41
Руководство Вуза не имеет законного основания выставить их вон. Думаю есть одно средство. Спросить за все это бесчинство надо с Департамента образования Правительства Москвы, зарегистрировавшего «Новый Акрополь» как негосударственное образовательное учреждение и выдавшего лицензию на образовательную деятельность РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ по образовательным программам.Предполагаю,что реально собрать подписи неудовлетворенных потребителей образовательных услуг со всей России под обращением в прокуратуру, созвать новую экспертную комиссию и добиться отмены регистрации, доказав, что доктрина носит религиозный характер. В основном же сей род - постом и молитвою. Пособите, братия.
Юрий31 мая 2010, 19:10
Благодарю Вас, Роман!
Чаще бы вот так подробно и доходчиво сообщали людям о новоявленных сектах. И желательно - везде где можно.
Есть конечно сайт Центра св. Иринея Лионского, но не все его смотрят.
Надо подобные статьи печатать на всех православных сайтах.
Юлия27 мая 2010, 11:16
Благодарю Вас, Роман!
Признаться, очень заинтересовалась этой "филосовской школой", и даже собиралась в июне на их мастер-классы. Очень емко и содержательно!
Спаси Вас Господи!
Валерия27 мая 2010, 09:03
Сергий:
Вы еще сомневаетесь, что демонкратия - не от Бога? Тем более "суверенная"... Да и при безбожной власти, в СССР жил далеко не безбожный народ. А вот с 1990-х, когда ельциновская камарилься напоказ молилась, Россию захлестнуло сектанство, оккультизм, пьянство, расхитительство и разврат. Вот где безбожие! И если бы не милость Божия, не заступничество Пресвятой Владычицы, если бы не подвижническая деятельность Патриарха, то и 1993 год мог закончиться куда более жутко, и РПЦ могла превратиться в "равноправного" члена Всемирного совета церквей Российской Федерации, на манер американского.
Насчет же власти скажу так: за то, что Россия с 1990-х пытается свернуть со своего крестного пути, трудного и боевого на адский путь накопительства, комфорта и удовольствий, а народ превращается в кисельное народонаселение нам и попущена такая власть. Ведь и на ребенка полезно иногда махнуть рукой - пусть на своем опыте убедиться, что крапива жжется - больше туда не полезет.
Александр26 мая 2010, 23:06
Я посещал лекции "Нового Акрополя" примерно в 1990 г. (до того, как Господь привел в Церковь), и даже ходил на всякие квартирные посиделки, где был более узкий круг активных членов организации. Общался, в том числе, с руководителем российского "Акрополя" Еленой (тогда она носила фамилию Мусулин, и в числе руководителей был ее муж Тоно - видимо, со временем они расстались).

На тот момент я, благодаря безбожному (без кавычек) советскому воспитанию о Церкви Христовой и Евангелии имел самые смутные представления. Поэтому лекции Елены о всяких астральных, ментальных и прочих уровнях бытия (помнится, их было семь, этих уровней) весьма привлекали своей свежестью на фоне унылого диалектического материализма. Но всерьез я всю эту муть не воспринимал (скорее как сказку, типа древнегреческих мифов), поэтому и ушел из "Акрополя" без особого сожаления.

Сейчас мне кажется, что подобне теософские учения (и организации) можно уподобить вирусу, который угрожает организму с ослабленным иммунитетом. Вирус нельзя окончательно уничтожить, он всегда был, есть и, скорее всего, будет в природе. И всякие гностическо-теософские учения ("ихже несть числа") были еще до Рождества Христова, и во времена апостолов, и в советское время, и сейчас.

Поэтому надо укреплять иммунитет, т.е. стараться поучаться в вере и учении Церкви. Тогда, с Божьей помощью, удастся самому не вляпаться в какую-нибудь секту и уберечь от этого других.
Сергий26 мая 2010, 22:19
Вообще любопытная вещь получается: сектантам всевозможных толков позволено соблазнять, владельцам телеканалов позволено развращать, владельцам ликёро-водочных и пивных предприятий позволено спаивать наших несчастных граждан.
Но вместе с тем за любую мало-мальски жесткую критику действующих властей привлекают к уголовной ответственности за "разжигание розни".
Так от Бога ли "суверенная демократия"? Что-то я уже сомневаюсь.
Екатерина26 мая 2010, 22:09
Я работаю в вузе преподавателем истории и культурологии. У нас адепты «Нового акрополя» несколько лет назад тоже вывешивали объявления. Приглашали послушать лекции по истории Египта и других цивилизаций древности. Я их объявление сорвала, а студентов, успевших его прочитать, уговорила туда не ходить. Сейчас вход, к счастью строго по пропускам, но, я уверена, ходы к молодежи они ищут. Тоталитарная секта, действует под флагом научно- просветительского общества. Это очень опасно.
Сергий26 мая 2010, 19:58
Да при "безбожной" советской власти православных верующих было не намного меньше чем сейчас, зато такие вот махатмы сидели где положено.
Марина26 мая 2010, 16:43
Возникновение всех этих разнообразных сект и тем более проникновение их в учебные заведения неслучайны. Лично я в этом вижу четко спланированную работу по закаболению наших детей сатаной. Самое страшное, что почва подготовлена и пришла пора сеять. Посление годы я наблюдаю ужасающую картину поголовного слепого доверия студентов и преподавателей гороскопам, магии, оккультизму. В ВУЗе где я работаю, преподаватели,от юного возраста до пожилого, свято верят магам и астрологам. Когда общаясь с студентами, я разоблачаю гороскопы, на меня обрушивается поток недоверия, крайнего удивления моим взглядам и нежелание менять своё мировозрение. По моим наблюдениям 99% студентов поражены этим недугом. Поэтому внедрение сатанинских учений в ВУЗ- это второй этап по одурманиванию молодежи!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×