Святой Валстан из Бобурга

Праведный Валстан из Бобурга
Праведный Валстан из Бобурга
В 975 году в селении Бобург, что в нескольких милях к западу от города Норидж графства Норфолк[1], родился ребенок. Его родителей звали Бенедикт и Блида. Они были знатного происхождения и состояли в родстве с королевской семьей Уэссекса. Блида была родственницей короля Этельреда Нерешительного и его сына Эдмунда Железнобокого[2].

Младенца крестили с именем Валстан. В доме его родителей было много книг, и, подражая им, Валстан пристрастился к чтению. Более всего он любил Священное Писание. На него особенно подействовал стих 33 главы 14 Евангелия от Луки: «Всякий… кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». И Валстан решил во что бы то ни стало исполнить эту заповедь.

В 7 лет мальчик получил наставления в вере от епископа Элмхемского Теодреда и отца Эльреда – приходского священника Бобурга. Уже в этом раннем возрасте Валстан дал обещание отказаться от всего во имя любви Божией. Еще тогда он мечтал не о королевской короне, чего следовало бы, казалось, ожидать от ребенка королевских кровей, а о терновом венце и небесной награде. Валстан дал обет всецело посвятить себя Богу в смирении и безызвестности, навсегда отказаться от всех материальных благ и забыть о связях своих с королевским родом. Ему не было еще и 13 лет, когда он объявил родителям, что должен покинуть их дом. Хотя Бенедикт и Блида уже были предупреждены откровением во сне об отречении их сына от всего земного, однако медлили отпустить его навсегда. Наконец оба поняли, что на это воля Божия, и согласились расстаться со своим сыном[3].

И вот Валстан покинул родительский дом и отправился в дорогу. Почти сразу он повстречал двух просивших милостыню нищих и отдал им свои богатые одежды. Переодевшись в нищенское одеяние, так что не осталось на нем ничего, что напоминало бы о роскоши его прежней жизни, он пошел дальше. Через час дорожка привела его к деревне Тэверхем, располагавшейся всего в нескольких милях к северу от Бобурга. Здесь Валстан решил отдохнуть. Крестьянин по имени Налга, которому принадлежала земля, увидел Валстана и, поскольку нуждался в работнике, предложил ему работать у него. Валстан согласился. Вскоре Валстана полюбили все за его трудолюбие и благочестие. Он быстро сошелся с бедняками, щедро раздавая им милостыню. Валстан делился своей пищей и одеждой со всеми, кто был менее счастлив, чем он. Часто он работал босиком. Однажды жена Налги, увидев Валстана в таком виде, из жалости дала ему пару новых башмаков и побольше еды. Но Валстан почти сразу отдал все проходившим мимо двум беднякам, один из которых был босым. Когда Налга и его жена узнали об этом, они рассердились на Валстана. Но он отвечал им, что два бедняка были посланы ему Промыслом Божиим, чтобы испытать, любит ли он Бога больше, чем самого себя. «Я в нищем узнал Христа», – сказал Валстан. Жена Налги в насмешку над святым велела ему взять телегу и поехать в лес за шиповником, где ему пришлось бы наступать голыми ногами на колючки. Но о чудо! Ступая босыми ногами по колючкам, Валстан чувствовал не шипы под ногами, а мягкие лепестки, и когда он вернулся, от его ног исходило дивное благоухание. Видя это, и Налга, и его жена пали в ноги Валстану, прося у него прощения. Так Валстан исполнял заповедь: «Оставьте все», чтобы, став учеником Господа, увенчаться «терновым венцом».

Прошло много лет. Валстана в той округе все знали и любили за его святую жизнь в посте и молитве, за его тяжелые труды, чистоту и любовь ко всем.

В знак благоволения к Своему служителю Господь определил, чтобы по молитвам Валстана совершались чудеса. К праведнику приходили и люди, и животные, и все получали исцеления от различных недугов по его молитвам. Что бы ни делал Валстан, Господь его благословлял. Валстан преуспевал в любой начатой им работе. До конца жизни он жил в крайней бедности, тщательно скрывая свое королевское происхождение и раздавая все заработанные им деньги. Даже родители Валстана, жившие в Бобурге в нескольких милях от него, не подозревали, что этот труженик святой жизни из Тэверхема, о котором они, конечно, знали, был их сын. Налга же и его жена, не имея собственных детей, полюбили Валстана как родного. Они одаривали его и хотели сделать своим наследником. Но, желая остаться верным той жизни, при которой отвергается все, и исполнить евангельскую заповедь, Валстан отказывался от всего предложенного ему и в течение 30 лет постоянно и усердно трудился на крестьянской земле.

Но в конце концов он все же принял от Налги двух белых тельцов и одну небольшую повозку. Но сделал это не из корысти, а для того, чтобы исполнить волю Божию, ибо ангел повелел ему сделать так. Было это в мае 1016 года, когда уже начался сенокос. Вместе с другим работником Валстан косил луг, как вдруг ему явился ангел и сказал: «Брат Валстан, на третий день тебе надлежит оставить этот мир и войти в радость Небесного Царства». Святой тут же положил косу и отправился к сельскому священнику. На следующий день – а это была суббота – Валстан прекратил работу ровно в полдень, так как по церковным канонам нельзя работать в воскресенье (а это ведь был канун воскресенья). Затем послышался звон райских колоколов и сладостная музыка: небеса разверзлись – и появившиеся ангелы прославили Святую и Нераздельную Троицу.

В то самое время Налга поехал на рынок в город Норидж. Той округой тогда правил датский король Кнут. К своему изумлению, Налга услышал, как объявили, что всякий, кто знает местонахождение Валстана, сына Бенедикта и Блиды, родственника короля Эдмунда из династии Уэссекса, должен сообщить об этом властям. Налга также узнал, что король Кнут посылает датчан на поиски принца. Объявили также, что, кто бы ни скрывал Валстана, должен непременно его выдать, если не хочет лишиться всего имущества или даже собственной жизни. Встревоженный, Налга поспешил обратно в Тэверхем. «Что я скажу, когда датчане узнают, что все эти годы ты, наследник английского престола, жил в моем доме?» – спрашивал он у Валстана. Святой ему ответил, что следует сказать правду: Валстан был его работником. Затем Валстан рассказал Налге об ангельском посещении и просил послать к нему священника в понедельник днем, когда он как всегда будет трудиться, чтобы он смог исповедаться и причаститься в последний раз.

И вот в понедельник, 30 мая 1016 года, когда Валстан работал в поле, к нему пришел сельский священник. Все утро Валстан косил сено, пока не наступил его час. Как только священник собрался преподать ему святые дары, Валстан вспомнил, что поблизости нет воды, чтобы они могли омыть руки. Валстан встал на колени и стал молиться – и тотчас перед ним забил родник. Причастившись святых Христовых таин, Валстан попросил собравшихся возле людей, чтобы они после его смерти положили его тело в повозку и запрягли в нее двух белых тельцов. «Никому не следует вести тельцов – они сами пойдут туда, куда их пошлет Господь», – сказал он. Потом Валстан помолился о том, чтобы Господь даровал исцеление от болезней всякому трудящемуся в поле работнику и каждой скотине, если люди будут просить с верой и благоговением. Когда он молился, с неба раздался голос: «О святой Валстан! То, о чем ты просишь в молитве, будет исполнено. Отойди от своих трудов в вечный покой». И Валстан тотчас испустил дух. В тот миг было видно, как белый голубь поднимается вверх до самого неба.

Как святой и просил, Налга и другие жители деревни положили тело Валстана на повозку и запрягли в нее тельцов. Тельцы пошли вдоль реки Венсум мимо леса. В том месте, где вода была особенно глубокой, они свернули и пошли по воде как по суше. Люди, шедшие за ними, тоже смогли пройти по воде, не замочив ног. Перейдя реку, тельцы вскоре остановились в лесу Костесси передохнуть. На этом месте сразу забил источник чистой воды. Вся процессия продолжила путь через болота, пока не достигла места рождения Валстана – селения Бобург на берегу реки Яре. Здесь снова остановились, и забил третий источник. Потом тельцы поднялись по крутым склонам холма и вошли в церковь через отверстие в стене, проделанное ангелами, которое снова закрылось, лишь только они вошли внутрь.

Они оставались в церкви до третьего дня, когда прибыл епископ Элфгар Элмхемский с монахами, чтобы отпеть и похоронить Валстана. Епископ, знавший от своего предшественника Теодреда о детских годах Валстана, с вниманием выслушал рассказ Налги и других местных жителей о жизни святого. Жители рассказали епископу о многих совершенных Валстаном чудесах, а тот, в свою очередь, тщательно проверил все, что было возможным, для подтверждения истины рассказов[4]. Удовлетворившись полученными сведениями, епископ благословил почитание останков Валстана как мощей святого и велел известить об этом все соседние церкви[5]. Мощи были положены в раку и помещены в часовню северного трансепта церкви Бобурга. По благословению епископа и при общем согласии это место начали посещать паломники. По молитвам святого Валстана Бог творил чудеса исцеления как человека, так и скотины. И те, кто приходили к трем святым родникам и просили об исцелении, получали просимое. Бесноватые освобождались от бесов, слепым возвращалось зрение, немые начинали говорить, а страдавшие от глазных болезней, умыв глаза в источнике, исцелялись.

Преподобная Витбурга Норфолкская. Витраж
Преподобная Витбурга Норфолкская. Витраж
В 1047 году епископ Этельмар Элмхемский переосвятил церковь Бобурга, хранившую часовню со святыми мощами: церковь теперь была освящена во имя Пресвятой Богородицы и святого Валстана. Почитание святого Валстана пережило первую реформацию Английской Церкви. Вера Древней Церкви продолжалась какое-то время и после норманнского завоевания. Святого Валстана изображали в английских храмах вместе с другими «восточными святыми» Англии. Так, в приходе Грейт-Райбург в Норфолке можно увидеть святого Валстана изображенным вместе со святыми Феликсом, Одри и Витбургой[6]. В Фриттоне, на границе графств Норфолк и Саффолк, имеется изображение святого Валстана вместе со святыми Феликсом, Фурсеем, Одри и Витбургой. В Фоксерте, на границе графств Эссекс и Саффолк, святой изображен на алтарной перегородке вместе со святыми Албаном, Феликсом и Эдмундом. Святого Валстана обычно изображают с косой, с короной или скипетром, а также с двумя белыми тельцами. Его особенно почитали фермеры и сельские жители Восточной Англии. Паломничества к его раке совершались до второй ужасной реформации Английской Церкви. Увы, во время этой реформации мощи святого были сожжены, а часовня в 1538 году разрушена. Но почитание святого Валстана продолжалось и сохранилось вплоть до настоящего времени. Люди все так же умываются из святых источников, кладут (особенно в Бобурге) мох, растущий возле этих источников, себе на больные глаза, поят из этих источников больных животных. В Тэверхеме до сих пор можно увидеть «плантацию Валстанхем». Как многие верят, на этом месте находилась ферма Налги и здесь преставился святой Валстан. В XIX веке, а, возможно, и позднее, местные католики крестили своих сыновей с именем Валстан.

Паломничества к этому святому месту возобновились в начале XX столетия. В 1912 году такая паломническая поездка объединила более 500 верующих. С тех пор они совершаются регулярно. Как только ожила память о святом, начались чудеса исцеления. В 1989 году святого Валстана провозгласили «святым покровителем британского сельского хозяйства и британской пищевой промышленности». В 1998 году в Бобург была совершена первая православная паломническая поездка, и мы надеемся, что это станет традицией. Несколько лет назад святому Валстану был составлен канон на английском языке.

Тропарь праведному Валстану из Тэверхема, глас 4:

О праведный Валстан! Ты оставил дом, чтобы трудиться во имя Христа в полях Тэверхема. Прожив в посте, молитве и смирении, ты собрал многих на жатву Христову. Господь прославил тебя во святых и даровал силу творить чудеса. Моли Бога о спасении душ наших!

Перевел с английского Дмитрий Лапа

Протоиерей Андрей Филлипс

Orthodox England

11 июня 2010 г.

[1] Житие святого Валстана являет собой отличный пример жития местночтимого святого. Почитание этого святого всегда ограничивалось восточными графствами страны. Житие святого Валстана было составлено епископами Восточной Англии в первой половине XI в. К сожалению, со временем оно было утеряно. Сохранившееся до наших дней житие было написано, по всей видимости, в XIV в. Есть и более поздние версии. Мы не воспользовались в нашем рассказе некоторыми подробностями из этого жития, например рассказом о том, что святой Валстан будто бы в первый раз причастился только в 7 лет. На самом деле в Англии до конца XII в. таинства миропомазания и причащения совершались над младенцами вскоре после крещения (через неделю, максимум – через месяц) – в соответствии с древней христианской традицией.
[2] Согласно житию святого Валстана, его мать Блида состояла в родстве с Элгивой, первой женой короля Этельреда Нерешительного. Роковое правление Этельреда началось 18 марта 978 г. с убийства его единокровного брата – святого страстотерпца Эдуарда и продолжалось до 23 апреля 1016 г. Если бы святой Эдуард не умер мученической смертью, Этельред не стал бы королем. Все, что ни предпринимал этот несчастный король, заканчивалось провалом. Он не только позволил датчанину Кнуту завладеть к началу XI в. почти всей Англией, но еще и женился на Эмме Норманнской, что привело к завоеванию Англии норманнами в 1066 г. Этельреду наследовал его храбрый сын Эдмунд Железнобокий, который едва не победил Кнута. У Эдмунда в 1016–1017 гг. родилось двое детей, но сам он умер 30 ноября 1016 г. Блида, вернее, Блита, чье имя означает «радость», дожила до глубокой старости. Местное почитание Блиды было в городе Мартам (15 миль на северо-восток от Нориджа), где она была похоронена. В этом городе в ее честь была освящена часовня, а в Норфолке имело место ее народное почитание. У нас нет сведений о дне ее памяти.
[3] Интересно заметить, что житие святого Валстана напоминает житие великого святого – преподобного Алексия, человека Божия, память которого отмечается 17 марта.
[4] Епископы, упоминаемые в житии, являются историческими фигурами. Тогда их кафедра находилась в центральном Норфолке (северный Элмхем). Ее позднее перенесли в Тетфорд, а при норманнах – в Норидж. Теодред II был епископом в 980–995 гг., Элфгар – в 1001–1021 гг., а Этельмар – в 1047–1070 гг.
[5] Именно тогда начало составляться первое житие святого Валстана, позднее утерянное.
[6] Витбурга Норфолкская, преподобная († ок. 743; память 8 июля), была младшей дочерью короля Анны Восточноанглийского (635–654). После смерти отца в бою святая Витбурга приняла монашество. Сначала ее воспитывала ее кормилица в Холкхеме (Норфолк), где впоследствии церковь была освящена в ее честь и населенный пункт назван Витбургстоу. Потом святая Витбурга долго жила отшельницей, основала монастырь в селении Ист Дерехам (ныне город) в графстве Норфолк, а также построила церковь. Святой Витбурге в течение ее жизни много помогала Пресвятая Богородица. Например, когда при постройке монастыря у подвижницы не было ничего, чем можно было бы кормить рабочих, кроме черствого хлеба, Божия Матерь указала ей на родник, рядом с которым жила олениха, с того дня кормившая всех каждый день молоком. Святая Витбурга преставилась в весьма преклонном возрасте. Она еще при жизни творила чудеса. Через 55 лет после кончины святой нетленные мощи ее поместили в построенной ею церкви.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Андрей21 июня 2010, 19:00
Всегда при чтении жизнеописании святых испытываю необычайное воодушевление и в то же время сожеление о том,что нет во мне такой любви к Богу,как у святых Его!
Максим14 июня 2010, 21:00
Удивительные святые на земле Английской
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке