Богословская оценка и экклесиологические последствия кремации мертвых

Митрополит Иерофей (Влахос)
Митрополит Иерофей (Влахос)
Выступление митрополита Навпактского и Cвятовласиевского Иерофея (Влахоса), текст которого предлагается читателям сайта «Православие.ру», состоялось на конференции, посвященной теме кремации мертвых, которая была организована Священным Синодом Элладской Церкви 3 марта 1999 года.

***

Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Священный Синод Элладской Церкви за то, что поручил мне высказаться по данной проблематике, которая столь волнует современное греческое общество. Речь не идет о том, чтобы я исчерпал эту сложную тему; я затрону в ней лишь богословские и экклесиологические аспекты. Другие стороны этой проблемы будут рассмотрены моими содокладчиками.

Вначале я хотел бы сказать, что в специальном исследовании профессора богословского факультета Афинского университета Георгия Антураки «Погребение, кремация и воскресение мертвых: свидетельства традиции и культуры» предоставлен богатый материал на эту тему. Я же сегодня остановлюсь на трех узловых моментах.

Первый. Все культурные народы древности заботились о своих умерших даже больше, чем о живых, и, кроме того, у большинства народов была возможность выбора между погребением или сжиганием мертвого тела. Считается, что сжигание было вызвано страхом перед мертвым человеком или чтобы уничтожить трупы, которые считались источником заразы. В Греции, и древней, главным образом в классические времена, и сегодняшних дней, преобладает традиция погребать своих мертвых, поскольку веровали, что душа непогребенного человека не может войти в Элисейские равнины[1] и блуждает до тех пор, пока не обретет могилу. Тем не менее, в гомеровскую эпоху мы встречаемся с примерами сжигания тел умерших. В новые времена кремация мертвых была принята во Франции после революции апрельским указом 1789 года. Сегодня кремация широко распространена в различных Протестантских Церквах, в атеистических сообществах, среди масонов.

Второй. Сжигание умерших в древности всегда имело два существенных признака. Во-первых, оно сопровождалось определенным религиозным обрядом; во-вторых, никогда не применялся метод полного уничтожения, превращения в пепел. После сжигания тела собирались оставшиеся кости, они клались в дорогой ковчежец и захоранивались в отдельных могилах. То есть было и сжигание, и погребение тела, но не полное испепеление. Кремация в специальных печах является нововведением, неизвестным в древние времена. Это нужно особо подчеркнуть.

Третий. С началом христианского периода мы не встречаем никаких свидетельств о добровольном сжигании тел усопших. Всегда христианство было за погребение всего тела. Должен сказать, что я не нашел решений Вселенских или Поместных Соборов, которые бы запрещали кремацию, но это как раз потому, что никому и в голову не пришло ставить вопрос о сжигании тел усопших. Косвенно каждый может обратиться к апостольским словам: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 17). Это место свидетельствует против всякого разрушения тела. Спиридон Макрис[2] сообщает, что у Тертуллиана есть ясная позиция, отвергающая сжигание усопших, но я не смог найти это место в трудах Тертуллиана.

Существует решение Священного Синода Элладской Церкви по этой проблеме. Когда в 1960 году тело выдающегося музыканта и дирижера, почетного академика Димитрия Митропулоса было кремировано (согласно его завещанию) и пепел помещен в простую урночку, Элладская Церковь (несмотря на просьбы очень многих) отказалась от какого-либо официального или неофициального погребения и даже от простой литии.

Богословская оценка

Человек есть творение Божие, он имеет определенное начало и, конечно, не имеет конца, потому что так пожелал Бог. Само собой разумеется, что все тварное, которое имеет начало, имеет и конец. Однако, согласно воле Божией, это не так по отношению к человеку. Связь души с телом очень сильная, и мы можем проследить ее онтологически – не только в процессе смерти, но и в последующей жизни человека после его смерти. То есть как после исхода души из тела, так и в процессе нового соединения души с телом.

Сотворенный человек есть определенная ипостась-лицо, отличающаяся от любой другой сущности. И ипостась человека не определяется и не заключается только в душе, но распространяется на все существо его. Чрезвычайно важно то, что говорит святой Иустин Мученик и Философ, давая свое определение человеку: «Что такое человек как не животное разумное, состоящее из души и тела? Разве душа сама по себе есть человек? Нет, она душа человека. А тело разве может быть названо человеком? Нет, оно называется телом человека». И продолжает далее, что человеком не называется что-либо одно из двух – либо душа, либо тело, но «только существо, состоящее из соединений той и другого, называется человеком».

Это значит, что тело не есть просто тюрьма для души, как считали различные идеологические и философские течения древности, но одно из существенных составляющих ипостаси человека. Душа присутствует в теле своей энергией, оживотворяет тело. Очень показательно то, что в своих погребальных стихирах преподобный Иоанн Дамаскин, говоря о бездушном теле, которое находится во гробе, называет его «по образу Божию»: «И вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну[3], безславну, не имущую вида». То есть мертвое тело продолжает называться образом Божиим. Это, конечно, не подразумевает, что Бог имеет плоть, но так говорится в двух значениях. Во-первых, Слово Божие, Христос, когда пришла полнота времен, воплотился, вочеловечился, и Он есть подлинный архетип человека. Во-вторых, как Господь оживотворяет все творение, так и душа человека оживотворяет тело.

Действительно, святой Григорий Палама говорит о том, что «по образу Божию» человека превосходит «по образу Божию» ангелов, хотя и люди, и ангелы имеют своим примером образ Святой Троицы – то есть имеют ум, слово и дух. Душа человека с его духом животворит соединенное с ней тело, которого не имеют ангелы. То есть ангелы имеют дух, но не животворящий, поскольку не имеют тела. Напротив, умная и словесная природа души человека, так как была сотворена вместе с земным телом, «от Бога восприняла и дух животворящий». И действительно, душа имеет такую привычку и даже любовь к телу, «что никак не желает разлучаться его, но совсем не покидать и лишь насильно – по причине болезни великой или травмы извне».

Этот крепкий союз между душой и телом виден и в том обстоятельстве, что спасение человека не относится только к душе, но распространяется на всего человека, который состоит из души и тела. Все богослужение и таинства Церкви обращены ко всему человеку. Весь человек, состоящий из души и тела, возрожденный и живущий в Духе, является членом Тела Христова. Когда мы говорим о членах Церкви, то в действительности разумеем членов обоженной плоти, которую воспринял Христос от Пресвятой Девы. Наша связь с Церковью не мысленная, не мистическая, но реальная, поскольку мы составляем Тело Христово; она не только духовная, душевная и психическая, но и телесная. И, конечно, когда мы говорим о спасении, мы имеем в виду сохранение всего человека. Слово «спасение» происходит от двух слов: «невредимый» и «сохраняю»[4]. Очень важным является следующее место у апостола Павла: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 23).

То, что человек есть ипостась, состоящая из единства души и тела, видно и из того, что душа не желает разделяться с телом и после смерти. Великое таинство смерти не исчерпывается просто фактом того, что человек теряет и разлучается с возлюбленными ему людьми, но в том, что душа покидает возлюбленную ей стихию, то есть тело. Слово святого Иоанна Дамаскина очень точно: «Воистину страшное смерти таинство, как душа тела насильно разделяется, гармонией связанный естественный союз Бога повелением отсекается». Существует природная естественная связь между душою и телом; между двумя этими частями человеческой ипостаси сохраняется гармония, и, следовательно, разлучение между ними становится болезненным, но в согласии с волей Божией.

Но даже после разделения души от тела ипостась не разрушается. Хотя душа отделяется от тела, но ипостась остается неразделенной. Эту богословскую истину мы можем увидеть на примере двух важных положений.

Во-первых, душа, отделившись от тела, сохраняет воспоминания о нем. Это мы можем увидеть из текста тропаря канона Великой субботы: «Ад, Слове, срет Тя огорчися, человека[5] зря обожена, уязвлена ранами, и всесильнодетеля». Здесь говориться, что ад увидел Слово Божие, имеющее раны, но всесильное. И объясняет святой Никодим Святогорец православно и святоотечески, что в ад сошла душа вместе с Божеством, а тело пребывало во гробе вместе с Божеством. Тогда раны, которые увидел ад, должны были быть ранами Божества или ранами души? Первое исключается, потому что, когда страдала человеческая природа на Кресте, не страдала Божественная, так как Божественная природа бесстрастна. Следовательно, раны, которые видел ад, были ранами души. Но как это может быть, ведь раны были оставлены на теле? Из душевных сил некоторые действуют самостоятельно (ум, размышление, славление), а некоторые нуждаются в энергии тела (фантазия и ощущения). Так как раны Христа были ощутимы, значит, они были общими и для души, и для тела. Когда бичевалась и страдала плоть Христа, тогда «несколько смутные образы и типы и ощущения от ран и страданий запечатлелись и в самой душе. Когда слышим, что души грешников в ад следуют, то печати и знамения грехов своих с собою переносят».

Во-вторых, ясно, что с разделением тела от души не разрушается ипостась человека. Душа, несмотря на свое отделение от тела и распадение самого тела на части, узнает эти части и не отдаляется от них. Святой Григорий Нисский говорит, что душа признает эти части и приводится в те места, где находятся останки для признания частей всего тела. Так, душа не отдаляется от своего тела и «не входит в общение и не смешивается с материей оставшихся частей».

Следовательно, душа и после отделения от тела знает и узнает элементы и части тела, так что силою и энергией Божией вновь опять войдет в свое тело, и так произойдет воскресение мертвых тел. Очень показательно пророчество пророка Иезекииля, которое описывает это чудесное воскресение тел (см.: Иез. 37: 1–14).

Конечно, тело человека по восстанию из мертвых будет его же, но нетленное, бессмертное и обновленное. Апостол Павел говорит по этому поводу: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15: 42–44). То есть воскресшее тело человека будет иметь характерные признаки его ипостаси, но будет оно обновленное, поскольку во время второго пришествия Христа станет новая тварь, без следов тленности и смертности. Возрожденное тело будет подобно Адаму и Еве до грехопадения, подобно телу Христа после славного Его воскресения. То, что человек станет обновленным созданием, не потерявшим при этом признаков своей собственной ипостаси, видно из святоотеческого учения. Согласно ему, исчезнут все болезни и все недостатки человеческого тела. Святой Иустин Мученик и Философ говорит, что если Христос во время первого своего пришествия на землю исцелял болезни тела и дополнял недостающие части тела человека, «насколько же более того соделает по общем воскресении, так что в целости и неповрежденности воскресит плоть».

Таким образом, откровенная истина, как она выражена в Святом Писании и в святоотеческих текстах, убеждает, что существует теснейшая связь между душою и телом и что, несмотря на разделение души от тела, не разрушается и не исчезает ипостась человека, но душа знает и признает члены своего тела, и, конечно, целое тело, преображенное и обновленное, воскреснет во втором пришествии Христа.

Пастырские и экклесиологические последствия

Эти богословские обоснования, рассмотренные нами, должны быть достоянием нашей церковной жизни. Поскольку мы живем в обществе обмирщенном, необходимо увидеть пастырские и экклесиологические параметры затронутой темы. Древние христиане питали безграничное уважение к мощам святых, которые, подвергаемые мучениям, возможно и сжигались. Останки собирали из огня, помещали их с великим благоговением в особых местах и поклонялись им. Почитаются и даже малые частицы, потому что и «в разделенном теле благодать нераздельно пребывает». То есть со святыми происходит некая аналогия того, что было и со Христом. Душа Христа отделилась от тела, однако Божество пребывало нераздельно, душа вместе с Божеством сошла во ад, а тело с Божеством оставалось во гробе. Нечто похожее происходит и со святыми: когда душа их разрешается от тела, в мощах святого остается благодать Божия, свидетельствующая о себе.

К сожалению, обмирщенные христиане по другому смотрят на эту тему и считают вполне приемлемым практику кремации тел. Как мы можем подойти к этой проблеме с пастырской и экклесиологической стороны? Здесь я бы хотел очень кратко подчеркнуть два момента.

Первое. Церковь не может согласиться с кремацией мертвых и благословить на нее своих чад, потому что уважает человеческое тело, считает его храмом Духа Святого, одной из частей человеческой ипостаси. Осознавая то, что, несмотря на отделение души, единство ипостаси остается, такое действие может расцениваться как насилие над природой, поскольку естественным является разложение тела, а всякое насилие над естеством природы порождает экологические проблемы. А также мы не принимаем платонические теории о природе тел смертных и бессмертных. Мы не можем принять кремацию тел, потому что те, кто соглашается на нее, возможно, тем самым исповедуют платонические и древние философские взгляды, рассматривающие тело как узилище для души, или что тело не воскреснет, или что оно сосуд наслаждений, который должно отсечь и презреть, чтобы спаслась душа. Так скрытно в согласии на кремацию таится пренебрежение к телу, неверие в воскресение мертвых, возможно учение о переселении душ или вообще отрицание существование души после смерти.

Конечно, есть случаи, когда тела святых сгорели или тела людей сжигались по разным причинам. Но есть разница между добровольным и насильственным сжиганием. Одно дело, когда это происходит без желания человека, и совсем другое – добровольное согласие. В первом случае Господь не засвидетельствует неуважение к телу. А во втором, когда человек по своей воле так поступает, это показывает его неверие. Конечно, и в первом, и во втором случае Бог воскресит и воссоздаст тело и из пепла, поскольку во втором пришествии все люди воскреснут: и те, кто пострадали от гонений, и те, кто были съедены зверями или сгорели от огня. Но то, что имеет для нас значение, – это та идея, которая стоит за принятием практики кремации тел. Именно поэтому Церковь столь внимательно исследует этот вопрос. Помимо богословских оснований есть и другие – психологические, социальные, которые не согласовываются со сжиганием усопших людей. Другие докладчики рассмотрят и с этих сторон этот феномен.

Второе. Те, кто соглашаются на кремацию своих тел, потому что имеют другие взгляды на существование души, воскресение тела и вечную жизнь, но одновременно желают и церковного погребения, создадут большую проблему для Церкви. Что делать Церкви? Отпевать и погребать пепел? Согласиться совершить последование отпевания над мертвым телом, зная, что после службы тело отправят в печь для сжигания? А потом погребать пепел на кладбище?

Эти вопросы вызывают пастырские и экклесиологические проблемы, которые, как я уже сказал, касаются богословских воззрений. И Церковь должна занять ясную позицию в этом вопросе.

На мой взгляд, возможный ответ может сослагаться из двух производных. Первое. Служба погребения тесно связана с присутствием человеческого тела, а не пепла. Все тропари говорят об усопшем, а не об испепеленном, о теле, которое находится перед нами, о последнем лобзании и т.д. Как же можно совершать погребение без тела? Второе. Вся служба отпевания имеет непосредственную связь с погребением тела, а не с погребением пепла. Таким образом, два этих заключения приводят к выводу, что не должна совершаться служба погребения ни до кремации, ни после нее. В первом случае не будет самого погребения тела, а во втором не будет тела, а только пепел.

В заключение я хотел бы сказать, что Церковь должна оставаться не подверженной влиянию духа мира сего и продолжать отпевать и погребать тела, которые могут статься мощами святых. Они будут почивать в ожидании своего восстания, и когда случится их обретение, была бы возможность увериться в святости усопшего. Потому что нетленность и чудотворение мощей есть доказательство обожения человека, так как благодать Божия пронизывает и все тело. И конечно, подтверждение бытия святого имеет глубокое значение, поскольку тогда мы знаем, что его предстательство поможет и в нашем с вами спасении.

[1] В древнегреческой мифологии так назывался рай – место блаженства. – Здесь и далее примеч. переводчика.
[2] Спиридон Макрис – известный современный греческий ученый, историк.
[3] Славянский перевод не совсем точен. Κατ' είκόνα – по образу, а άμορφον – скорее, не «безобразну», а «потерявшую внешний вид».
[4] Греческое слово σωτηρία имеет два корня со следующими значениями: σωον – «целый, невредимый»; τηρω – «сохранять, наблюдать». Русское слово «спасение» этимологически тоже имеет схожее значение – от глагола «пасти», то есть «наблюдать, сохранять в целости стадо».
[5] βροτός – «смертный, человек».

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Вадим22 сентября 2015, 23:00
Вопрос остается открытым. По своей значимости достоин рассмотрения на вселенском соборе. А до тех пор пока нет единой обооснованной позиции православный в праве поступать как ему подсказывает совесть.Не оставляйте молитвы.
Гость 4 сентября 2014, 14:00
"Всю атмосферу загадили — так ничего, а кости им помешали" (Паисий Святогорец) - Геронда, слышно, что собираются сжигать мертвых — как говорят, «из соображений гигиены и для экономии земных площадей». - Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! Да ведь останки, кроме всего прочего, еще и омывают. А насчет «экономии земли», неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Одному профессору университета я сказал «пару теплых слов» насчет всего этого. Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей Святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?..
Феодор 3 сентября 2014, 21:00
Многие сотни лет хоронили умерших на Руси только в земле. А первый крематорий в России, как известно, появился при большевиках. Дикостью считали воспитанные на русской культуре люди сжигание в печи людей. С удивлением и страхом воспринимали многие русские устройство на Красной площади мавзолея, которое тоже расходилось с нашими традициями. Устройство кладбища прямо у Кремлевской стены, а также организация в самой стене колумбария, в которой прямо в стену вмуровывали урны с прахом, было еще одним нелепым и диким нововведением Советской власти. Люди, которые не имели русской культуры, связи с народом, достаточного понимания сути традиций, устроили эту вакханалию и насилие над здравым смыслом. Но суть человеческая такова, что люди ко всему привыкают. Привыкли на протяжении 70 лет советской власти и к этому. Колумбарии и крематории в течение нескольких поколений вписались в нашу жизнь. Но, несмотря на то, что советское время бесславно закончилось, эта чужеродная традиция все же осталась.
Кирилл24 февраля 2014, 00:00
"Конечно, есть случаи, когда тела святых сгорели или тела людей сжигались по разным причинам… Одно дело, когда это происходит без желания человека, и совсем другое – добровольное согласие. В первом случае Господь не засвидетельствует неуважение к телу…" — Вот с чего вдруг сжигание обзывать "неуважением к телу"?! Получается, нужно из этакого "уважения" тело бальзамировать или вообще замораживать (высшая степень уважения), а то ведь хоронить тело, получается, тоже неуважительно, т. к. сразу оно сгнивает до скелета, а потом через пару столетий и скелет разлагается. "Конечно… Бог воскресит и воссоздаст тело и из пепла, поскольку во втором пришествии все люди воскреснут: и те, кто пострадали от гонений, и те, кто были съедены зверями или сгорели от огня…" — Справедливо и является аргументом как бы не против, а за кремацию. "Но то, что имеет для нас значение, – это та идея, которая стоит за принятием практики кремации тел…" — Да, идеи — это действительно важно. Потому не стоит приписывать кремации антиправославные идеи там, где их нет. Там, где кремацию проводили/проводять из идейных соображений (например, в язычестве), там это явление противоречит православию, но не в связи с самой кремацией, а в связи с идеями. Если же за кремацией не стоит религиозных и филосовских идей, противоречащих православию, то чем же кремация плоха?.. P. S. Тема интересная, а статья, к сожалению, слабая. Ни одного логичного однозначного аргумента против кремации не представлено.
Кирилл24 февраля 2014, 00:00
"…Церковь не может согласиться с кремацией мертвых… потому что уважает человеческое тело, считает его храмом Духа Святого, одной из частей человеческой ипостаси. Осознавая то, что, несмотря на отделение души, единство ипостаси остается…" — Отчего единство ипостаси с тем же успехом не может оставаться и с пеплом, полученным в результате кремации?.. "… такое действие может расцениваться как насилие над природой, поскольку естественным является разложение тела…" — Коль разложение тела считается естественным, то насилием над природой и неестественным следует считать и захоронение тела в землю, в которой процесс разложения замедляется в 8 раз (согласно http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%BF). По такой логике, чтобы не мешать естественному, нужно тело на поверхности земли оставлять и не в гробу. А чтобы совсем всё было естественно, то и с места смерти не стоит труп убирать. "…всякое насилие над естеством природы порождает экологические проблемы…" — Надо полагать, что тут перевод неудачный… Какие-то экологические проблемы : ) "Мы не можем принять кремацию тел, потому что те, кто соглашается на нее, возможно, тем самым исповедуют платонические и древние философские взгляды…" — Пфф… и при чем здесь кремация сознательных православных…
Иван 2 июня 2013, 15:00
,,Не желаю и ИСТИНЫ из нечистых уст бесовских...!,,Апостол Павел верно сказал. Кто ратует за кремацию? Либо вовсе реально не православные,либо точно безбожники или точно иудеи.Что равно безбожникам. Иудаизм и безбожный наукообразный атеизм-суть одно и тоже. По сему совет апостола Павла-НЕ ЖЕЛАЙТЕ СЛЫШАТЬ И ИСТИНЫ ИЗ НЕ ЧИСТЫХ УСТ БЕСОВСКИХ ! Враг рода человеков теперь открылся во всей своей мерзости... И науку приляпывает и логикой доказывает что кремация это хорошо... Для него,то-бишь духа злобы поднебесного,может оно и хорошо, но нам образу и подобию Господа Творца Вседержителя не все равно. Ибо сказано чрез святых-,,нет тебе места!Нет тебе царства! Один престол и тот Христов! Так не будем же внимать наущению нечистых духов и людей им служащих.
Ольга16 июля 2012, 15:00
Теперишние кладбища, вернее брошенные, потерянные родственниками, могилки умерших у которых не осталось родственников или близких, ненадлежащая охрана кладбищ; разрушение старых кладбищ в угоду строительству дороги, стоянки,торгового центра... - вот танцы на костях, вот глумление над Храмом Божиим((( Хоть и молода и православная христианка пока склоняюсь к кремации(((Прости Господи.
Сергей 7 марта 2012, 03:00
Представьте скольких людей вы отравите, предав тело земле. Все болезни которые насобирал за свою жизнь покойный придут вновь к последующим поколениям. Заботиться не о своей личности нужно а о других, тогда и душа чиста станет. Так что батюшка предание земле - верх эгоизма, неужели церковь поощряет это?
Дмитрий Тихонов27 ноября 2011, 21:00
Очень хорошая и полезная статья,полезно было бы поднять еще и тему поголовных вскрытий,навязанных наивным родным.Данная процедура щедро финансируется страховыми компаниями,и морги заинтересованы вскрывать каждого.Мой двоюродный брат инвалид был так искромсан,что голова была от уха до уха через темя грубо зашита.От вскрытия все имеют право отказаться,если оно не назначено судебным следствием.
антонио барышников16 июля 2011, 20:00
смею заметить - горение и тление - синонимы
Александр10 июля 2011, 22:00
Кремация - это грех? Очень много случаев когда могилы разоряют, оскверняют останки! Наше государство не гарантирует неприкосновенность останков от поруганий! Так в чём будет мой грех если я захочу чтобы меня после смерти кремировали? Когда творили Библию крематориев не было. И чёткого ответа на этот вопрос там не найти.
сергей30 июня 2010, 16:00
Тема весьма актуальная, спасибо. Но, к сожалению, остаётся много "но": условия жизни почившего(-ей) и его (её)родственников, их мат.достаток и пр. Тем не менее, ещё раз спасибо за публикацию, это важно.
иеромонах Евфимий (Гончаров)29 июня 2010, 21:00
По благословению правящего епископа,милостию БОЖИЕЙ,я направлен служить на Крайний Север в село Хатанга. Сообщение с этим поселком возможна только по воздуху,или раз в году по реке,иных дорог НЕТ. Так же я несу послушание в летний период в городе НОРИЛЬСК,сообщение с которым немного проще,но все же основное сообщение с миром по воздуху.Удаленность о мира,и дороговизна перевозки пассажиров и грузов,усложняет погребение для родственников,которые выбирают между соблюдениями традиций и своими материальными возможностями. Чтобы перевести тело усопшего по воздуху нужны ОЧЕНЬ большие затрата,которые часто доходят до цен квариры на материке.И поэтому кремация усопших - это просто вынужденная необходимсоть для северян,которые не хотят бросать могилы своих родных в запустении,когда покидают СЕВЕР,перезжая в города на материковой части.Поэтому кремация бывает вынуждена и для православных,живущих в особых условиях на Крайнем Севере. Да и погребение в Вечную мерзлоту приводит не к тлению,а к замораживанию тела.Есть много ньюасов в этом вопросе.
татьяна ваховская28 июня 2010, 13:00
спасибо за статью
Валентин26 июня 2010, 13:00
С богословской точки зрения статья очень правильная. Однако тема смерти и погребения в России и Украине гораздо шире и драматичнее и, как результат, часто толкает убитых горем родственников на кремацию. И причина банальна - финансовая. "Доение" начинается с морга и больницы (за хранение, за косметику и пр.) и заканчивается в городско-коммунально-кладбищенской мафии. И даже если есть место на кладбище и кладбище не "закрыто", то все равно тебя будут "доить" и, как результат, люди часто соглашаются на кремацию и "подхоронение" своих близких. А на другой способ захоронения просто нет денег, и добиваться правды - нет времени и практически бесполезно...
Андрей В.22 июня 2010, 19:00
Смею думать, что способ погребения не повлияет на посмертную участь усопшего. Особенно если усопший при земной жизни прикладывал максимум своих сил ко спасению, уповал на Творца и является искренне и истинно православным, то ему переживать повода нет! Неужели Христос, "Имже вся быша" из ничего, не воссоединит тело и душу почившего при втором Своём Славном пришествии, как бы его(её) не погребли!? А погребение на совести погребающих.
Михаил-222 июня 2010, 16:00
Смерть, отпевание и погребение - это не просто естественный факт и последующий за ним благочестивый обряд! Это предпоследнее Таинство жизни каждого Человека, Личности, особенно, церковного! И это Таинство смерти и погребения неразрывно связано со всем евхаристическим, онтологическим и эсхатологическим ритмом и смыслом жизни каждого верующего человека, осознающего их сущность через призму и стремление к обОжению в своей земной жизни! Поэтому, государство, которое признает важность Православия для живущих граждан страны и их духовно-культурного формирования, должно прислушаться к этой правосланой традиции - погребения! А руководители этого государства, которые советуются и исповедуются у очень авторитетных и рассудительных священнослужителей нашей Церкви, должны административными мерами обеспечить всем гражданам вменяемую экономическую возможность погребения своих родственников по православной, т.е. христианской традиции! Христос Воскресе!
Михаил-122 июня 2010, 16:00
СЕРАФИМЕ и СЕРГЕЮ. А может тему кладбищ, особенно, московских, поднять на телевидении? Да ещё и Президенту написать на сайт, чтобы обратил внимание на эту сферу загробную ещё при своей жизни! Им то - в Правительстве беспокоиться не о чем, похоронят с почестями, отпеванием, не сожгут! И ЭТОГО одного "вседержителя московских и прилегающих кладбищ" тоже, уверен, по-православному погребут! Уверен, у него блат среди священства есть, да и место на кладбище в центре Златоглавой! А остальным что делать, у кого нет таких денег на место в элитных московских землях - бабулькам, которые всю свою жизнь молились в храмах и сохраняли веру даже в безбожные времена, или их родственникам, которые не имеют таких сумм на погребение своей любимой Бабули или Матери?! И касаемо нехватки площади на планете под захоронение всех человеков, так это России точно не грозит с её просторами...
Серафима20 июня 2010, 12:00
Статья очень ценная. ОДНАКО все кладбища в городе Москве монополизированы и находятся в собственности у ОДНОГО бандита, поэтому цена на захоронение в Москве составит от 20 000 долларов. По этой причине людей пытаются хоронить за городом, но монополия его уже и туда простирается, да что там говорить, даже в городе Козельск Калужской области, за 270 км от Москвы - и то ОДНА и та же московская компания по захоронению. Поэтому и происходит то, что происходит. Финансы, за всем стоят финансы. Хоронить где хочешь У НАС запрещено.
Маргарита20 июня 2010, 11:00
Но если не начать кремировать умерших, то вся планета вскоре станет сплошным кладбищем.А на кадбищах нельзя строить жильё.
Ольга19 июня 2010, 21:00
А что же мне делать?Я отца кремировала почти двадцать лет назад.
xiuli18 июня 2010, 11:00
Переводчику статьи. Жаль, что в сносках не даете полностью цитату из Святых Отцов на греческом языке, а только отдельные слова с пояснениями. Самому сложно найти эту цитату, а хотелось бы иметь перед глазами.
Ярослав18 июня 2010, 07:00
Отцу Георгию: Лично знаком с одним сельским батюшкой, которому предлагали 500$ за "крещение" абортируемого младенца. Он отказался, хотя и не богат. Даже машины не имеет. Говорит, что это своеобразная "черная месса" получится, если такое совершать. Так что не все еще продано
иерей Георгий17 июня 2010, 01:00
Согласно данной статье, в церкве должны исчезнуть так называемые заочные отпевания - когда берется земля из церковного вазона, и высыпается непонятно на какую могилу (если вообще на могилу). Но проблема в бедности сельских, да и не только сельских батюшек, которые соглашаются порой на любую "требу", чтоб хоть как-то заработать копеечку. Порой отпевают и крестят абортированое (!!!), руководствуясь какими-то видениями... Если бы всё духовенство выступило единым целым, то сразу стало бы ясно, кто православный а кто индуист/буддист... А пока "совестью торгуют"
Александр Иванов. Москва. ЮЗАО16 июня 2010, 23:00
Спаси Бог! Текст данной публикации из разряда фундаментальных для человеческого сознания. Как представилось по прочтении - статья с избытком перекрывает и ее название и ее основной замысел. Ибо кремация и аспекты вокруг нее – это только частные моменты (хотя и очень-очень важные), а вот Душа и Тело, строки касательно неразрывности и неуничтожаемости человеческой Ипостаси на веки вечные – «проходят красной строкой» через весь текст, подкрепляют веру (благодаря особой духовности материала) и наполняют разум и душу при чтении радостью и надеждой. – Надеждой и в том, что теряя в этой жизни дорогих своих близких и друзей, в будущей своей вечной жизни, - мы вновь встретимся с ними. …Статья в этом плане очень утешила, быть может, посильнее многих других строк на эту тему. …Хотел бы искренне поблагодарить и Ивана Дяченко - за перевод и за сам факт желания поделиться теми особыми духовными ценностями, которые были найдены, над которыми пришлось немало и самому потрудиться и которые в итоге были отправлены в сердца и души других людей, количество которых подсчитать невозможно.
Sergey16 июня 2010, 23:00
Это все конечно хорошо если вы живете в Росии или Греции где похороны наверное еще не так комерцализированы. Знаете сколько стоит в средней мид вест Америке похоронить человека? Самые недорогие похороны? 10000 доларов. Многим людям просто нет возможности похоронить своих близких нормальным способом. Так что не осуждайте людей в грехах там где его нет.
Вячеслав16 июня 2010, 21:00
Хоть какой-то просвет в этой теме! А то, все батюшки каждый со своим мнением. Давайте разберёмся в этом вопросе насколько это возможно Церкви. Тема-то актуальная! Вперёд и всесторонне? так же глубоко! Спасибо за публикацию.
Николай16 июня 2010, 16:00
Хорошо было бы прочитать все материалы по теме конференции. Где их можно найти в электронном виде& Доклад великолепный!!!
Иван16 июня 2010, 11:00
Вот это статья - настоящая. Прочитав ее получил огромную пользу - и в богословском, и в простом, человеческом смысле. Что до кремации, нам до Греции далеко, как оказалось. У нас иногда рассуждают, что, вот, и скамеечки в греческих церквах, и священники кажутся не такими благоговейными, и женщины платки в церковь не одевают. А о своих проблемах забывают.
Ольга Ф.16 июня 2010, 10:00
Спаси Господи за нужные и смелые заключения. Как было бы хорошо, если бы этой статье была предана более широкая огласка.С прискорбием могу отметить, что и у нас многие православные миряне (и не только миряне) оценивают кремацию, как некую жестокую необходимость, а значит приемлимую форму погребения своих близких. Господи исцели нас слепых, глухих и гугнивых. Низкий поклон владыке Иерофею и многие Лета его пастырскому служению.
Ольга16 июня 2010, 10:00
Очень полезная статья.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке