Святой мученик Этельберт Восточноанглийский

Загрузить увеличенное изображение. 600 x 502 px. Размер файла 81458 b.  Божия Матерь с Иоанном Предтечей и страстотерпцем Этельбертом, королем Восточной Англии. Икона
Божия Матерь с Иоанном Предтечей и страстотерпцем Этельбертом, королем Восточной Англии. Икона
Жизнь святого Этельберта, царственного мученика, была коротка. В начале последнего десятилетия VIII века он, молодой король восточных англов, приехал ко двору Оффы, короля Мерсии, просить руки его дочери. Вероятно, по политическим причинам Оффа приказал убить Этельберта. Тело мученика было брошено в болото. Однако позднее оно чудесным образом было обнаружено. Мученика похоронили в Херефорде, где вскоре воздвигли саксонский кафедральный собор. К раке с мощами святого на протяжении веков стекались паломники со всей страны.

Сообщение о смерти святого Этельберта находится в «Англо-саксонской хронике», считающейся одним из самых значимых источников по истории ранних английских королевств: она содержит записи о событиях в Англии начиная с 55 года до Р.Х. Сообщение о смерти святого Этельберта кратко. Под 794 годом[1] записано: «В этом году Оффа, король мерсийцев, приказал отрубить голову королю Этельберту». Флоренс Вустерский, который, вероятно, был монахом местного бенедиктинского монастыря, писал в начале XII века о святом Этельберте и, переписывая «Англо-саксонскую хронику», добавил немного новых фактов. Он пишет, что Оффу подтолкнуло на это действие злое подстрекательство его жены, королевы Кинефриты. Уильям Мальмсберийский, великий историк, трудившийся над своей историей Англии тоже в XII веке, но позднее, описывает короля Оффу как человека, в котором добродетель и порок были странным образом переплетены. Он повествует, что Оффа обезглавил святого Этельберта, предав и обманув приехавшего к нему молодого и доверчивого короля, совершив тем самым настоящее вероломство. Эта история была из тех, которые не забываются с годами. Однако Оффа был и великим королем, государственным деятелем; он исповедовал христианство, и при его дворе процветало образование. Он переписывался с королем Карлом Великим, а монах Алкуин хвалил его за интерес к образованию. Потому-то, как пишут эти историки, страна пришла в ужас: немыслимо было, как такой король мог совершить столь тяжкое преступление.

Флоренс Вустерский пишет об Этельберте как о мученике. Слово «мученик» не всегда относят к христианину, пострадавшему за веру от рук язычников; этим словом называют и тех, кто погиб как невинная жертва зла. Флоренс восхищается благородством, вежливостью и почтительностью ко всем молодого Этельберта и пишет, что он вошел в обитель святых ангелов. Благодаря Флоренсу мы знаем о большом почитании мученика Этельберта в Херефорде. Сообщая о событиях 1055 года, он писал, что рака с мощами святого Этельберта была богатой, и пребыванию мощей мученика в городе придавалось огромное значение. Но в этом году мятежник Элфгар, сын Леофрика, и его союзники напали на Херефорд. Город пал. Мятежники убили семерых священников, защищавших вход в главную церковь, и сожгли собор, построенный святителем Этельстаном, епископом с 1012 года, который к 1055 году уже ослеп. Они уничтожили все украшения собора и мощи святого Этельберта, короля и мученика.

О том, что кафедральный собор в Херефорде был посвящен святому Этельберту, мы узнаем из первой всеанглийской переписи населения (проведенной при Вильгельме Завоевателе в 1085–1086 годах), где одна запись упоминает собор в связи с уплатой «canonicis sancti Alberti». В начале XII века началась работа по воздвижению нового здания собора – в романском стиле, вместо разрушенного храма епископа Этельстана. Нет ничего удивительного в том, что восстановление собора послужило возобновлению широкого почитания мученика. Уильям Мальмсберийский пишет в 1141 году, что Сам Господь явил святость мученика Этельберта многими чудесами, так что святой стал покровителем всей епархии Херефорда. Бэннистер в своей книге «Кафедральный собор в Херефорде» предполагает, что в середине XII века стало возрождаться небывалое почитание святого Этельберта, несмотря на отсутствие его мощей, уничтоженных ранее, а ведь именно рака с мощами мученика в прежние времена была средоточием его почитания: к ней приходили люди со всех краев, прося исцеления души и тела.

Еще одним важным сообщением о мощах святого Этельберта является запись о местонахождении его честной главы, перенесенной примерно после 1055 года в Вестминстерское аббатство. Это, вероятно, подтолкнуло Озберта Клэрского, который некоторое время был приором аббатства, написать в конце XII века житие святого мученика. Версия Озберта, однако, не является самой ранней из тех, о которых мы знаем. То, что послужило источником Озберту, сохранилось в виде рукописи начала XII века в библиотеке колледжа «Корпус Кристи» в Кембридже. Житие это было издано замечательным исследователем М.-Р. Джеймсом. Ниже предлагаем в русском переводе выдержки из этой самой ранней и полной версии жития святого короля и мученика Этельберта.

Вид на собор святого Этельберта в Херефорде (Фото: И. Лапа)
Вид на собор святого Этельберта в Херефорде (Фото: И. Лапа)
Святой король Этельберт родился в семье, принадлежавшей к старинному королевскому роду Восточной Англии; одним из его предков был великий Редвальд. Отца мученика звали Этельред, а мать носила имя Леофруна. Святой Этельберт родился в 779 году. Он был воспитан как христианин. С детства святой король отличался необычайной серьезностью и желанием угождать Христу. Своего отца на престоле Этельберт сменил, когда ему было всего 14 лет. Ему предложили подумать о браке, но Этельберт отказывался, желая сохранить свою невинность. Но все же его уговорили согласиться на брак, так как королевству нужен был наследник престола. Святому Этельберту была предложена в невесты Синдрита – красивая девушка, единственная наследница Эгеона, но молодой король отказался вступить с ней в брак, потому что ее отец некогда предал его отца. Затем Освальд, советник короля, упомянул короля Оффу, его супругу Кинефриту и их дочь Альфриду, которую Этельберт мог бы взять себе в жены. Это предложение было всеми поддержано, сомневалась только мать Этельберта, потому что не доверяла мерсийцам и опасалась их непорядочности. Но Этельберт все же решил отправиться в Мерсию. Но когда он сел верхом на своего коня, земля так задрожала, что это привело в ужас всех спутников короля. Мать Этельберта испугалась, видя в том знамение, что ее сын никогда не вернется домой. «Да исполнится воля Божия», – сказал Этельберт. Тут внезапно последовало и другое знамение: солнце померкло, и спустился такой густой туман, что путники не могли видеть друг друга и лишь криками давали о себе знать. Этельберт, пораженный внезапным солнечным затмением, воскликнул: «Встанем на колени и будем просить Господа Вседержителя помиловать нас». Как только они закончили молитву, туман рассеялся. Святой Этельберт, исполнившись духовной радости, повелел дорогой петь духовные песни и пообещал самому искусному певцу подарить свой браслет. Все тотчас начали петь духовные песнопения и сказания о предках короля. Святой Этельберт был так доволен, что тотчас пожаловал браслет с руки и обещал прочие подарки после возвращения домой. Но вот святой Этельберт прибыл в Мерсию и остановился в королевском селении Саттон, где ночью ему было видение: его замок был в руинах, а его мать шла к нему рыдая; потом поднялась огромная балка, правая сторона которой источала кровь, а снизу столп света простирался к небесам; сам же он превратился в птицу, чьи золотые крылья закрыли балку, он летел все выше и выше и вдруг услышал сладчайшее пение у престола Святой Троицы. Этельберт, проснувшись, спросил у своего советника Освальда, что бы это могло означать. Освальд, поразмыслив, произнес: «По милости Божией, о король, все, что бы с тобой ни случилось, будет во благо».

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 334 px. Размер файла 75244 b.  Собор святого Этельберта в Херефорде
Собор святого Этельберта в Херефорде
Король Этельберт послал подарки Оффе[2], но Оффа поверил слуху, что Этельберт пришел с намерением завоевать его королевство. Когда Этельберт подъезжал к замку Оффы, дочь короля увидела его из своего окна. Альфрида бросилась к матери, восклицая: «Посмотри, король Этельберт приехал! Какой славный юноша! Я бы охотно вышла за него замуж». Эти слова разозлили королеву. Она пришла к королю Оффе и сказала ему, что слухи правдивы, и если этот брак состоится, то Оффа потеряет свое королевство. «Тебя свергнут, – уверяла она. – Сделай то, что я тебе советую. Иди и предложи половину твоего королевства тому, кто убьет его». Оффа согласился. Некто Уимбертус, побуждаемый жадностью, согласился убить Этельберта и убедил короля, что никто не сможет выполнить это повеление лучше него. Вот уже почти 15 лет он жил при дворе короля Оффы, куда сбежал после совершенного им в другом месте убийства, и имел здесь немалое влияние. Жалкий человек, коварный обманщик, он сам вышел встретить невинного и бесхитростного молодого короля. Святой Этельберт сошел с коня и спросил, когда сможет он переговорить с королем Оффой. Уимбертус ответил, что Оффа знает о его приезде и ждет его. Вот только нужно прийти к нему без оружия, ибо не подобает в мирное время быть препоясанным мечом в присутствии короля. Простодушный Этельберт отдал меч и, сопровождаемый несколькими знатными людьми, вошел к королю. Двери были закрыты. Этельберта схватили, связали и начали бить. А затем Уимбертус обезглавил мученика его же собственным мечом.

Дочь Оффы, узнав о злодеянии, горько оплакивала молодого короля. Не в силах смириться с жестокостью родителей, она дала обет посвятить себя служению Богу и вести жизнь отшельницы в Кроуленде.

Автор жития сравнивает святого мученика Этельберта, пострадавшего на западе Англии, со святым королем Эдмундом, пострадавшим на востоке Англии[3], и заканчивает эту часть повествования словами, что святому Этельберту было только 14 лет, когда он пострадал в 793 году[4]. Затем он возвращается к скорбям матери молодого короля, а потом рассказывает, как Оффа повелел бросить тело Этельберта в болото, что недалеко от реки Лагг. Столп чудесного света неоднократно появлялся над этим местом. Когда об этих чудесах услышал Оффа, то понял: это свидетельство того, что Этельберт – невинный мученик и удостоен вечного блаженства на небесах. Король, по сведениям автора, был исполнен раскаяния и угрызений совести и приказал, чтобы по всей стране начали скорее платить десятину Церкви.

Древняя церковь святого Этельберта в деревне Фолкенем, графство Саффолк (Фото: И. Лапа)
Древняя церковь святого Этельберта в деревне Фолкенем, графство Саффолк (Фото: И. Лапа)
Последняя часть этой версии жития описывает обретение мощей святого Этельберта. Берфертусу, духовнику короля Оффы, было видение святого, который велел ему искать «сокровище» около реки Лагг. Очнувшись, Берфертус рассказал своему спутнику Экгмунду о своем видении и о том, что ему велено найти тело, положить его в повозку, запряженную волами, и везти в место под названием Фернли, недалеко от берега реки Ви. Они отыскали тело и отсеченную главу святого, вымазанные болотной тиной, но необычное сияние исходило от них. Они омыли тело, завернули в одежды и положили на повозку. Но как только они достигли места под названием Лайд, глава святого незаметно выпала из повозки. В то же самое время по той местности проходил слепой человек. Вдруг его ноги натолкнулись на что-то; он понял, что это человеческая глава. Слепой, просвещенный благодатью Божией, тут же поднял главу и с истинной верой воскликнул: «О Этельберт, которого Оффа нечестиво приказал убить! Сжалься надо мной и верни мне зрение!» При этом он держал главу в руках. И так как он просил с верой себе зрения, оно ему было возвращено. Прозревший бросился с главой в руках догонять повозку. Он догнал ее на месте, называемом местными жителями Шелвик. Поравнявшись с повозкой, он прокричал: «Стой, стой Берфертус! У меня есть драгоценное сокровище, благодаря которому мне вернулось зрение!» И он рассказал, что с ним произошло. Берфертус и его спутник и не подозревали, что глава мученика скатилась с повозки. Все вместе они возрадовались духом. Затем они продолжили путь и прибыли в то место, куда в видении сам мученик просил доставить его останки. Автор добавляет, что это место Фернли позднее было названо Херефордом, где один человек по имени Милфертус (Мильфрид) выстроил великолепный собор. На этом и заканчивается самое раннее житие святого Этельберта.

Скажем немного о короле Оффе. Он правил королевством Мерсия 38 лет и отличался необычайной жаждой власти. Он добивался верховенства над остальными английскими королевствами, мечтая подчинить их себе, а также старался подчинить Церковь государству, по примеру Карла Великого, правившего на континенте в то же самое время. Мы знаем очень много о том, как Оффа обустраивал королевство Мерсию. Он, вероятно, видел в восточных англах опасность и помеху его политическим амбициям. Вполне вероятно, что Оффа имел резиденции в местечках Саттон и Марден (упоминаемых в житии святого Этельберта), когда завершал грандиозное возведение земляных валов и рытье рвов, отмечавших границу его «великого государства», в которое вошли и завоеванные им земли Уэльса (часть этих валов и рвов сохранилась до наших дней). Археологические исследования показывают, что Саттон Уоллс – место поселения эпохи железного века, чьи крепостные валы до сих пор занимают значительную часть местности, – не был заселен во времена саксонской Англии. Однако работа, проведенная по исследованию находок, обнаруженных во время раскопок в этой области (особенно там, где впоследствии появился большой особняк Марден), показывает, что, возможно, эта область имела некоторое значение в саксонский период. Картографические исследования разъясняют, что склоны Саттон Уоллс могли использоваться как поля при саксах.

Загрузить увеличенное изображение. 640 x 480 px. Размер файла 58620 b.  Река Лагг в районе церкви Мардена
Река Лагг в районе церкви Мардена
Более поздняя версия жития святого Этельберта была написана для Херефордского собора Гиралдусом Камбренсисом (Геральдом Уэльским)[5]. Он сделал это по просьбе каноников собора, к которым испытывал особую привязанность[6]. Гиралдус славился торжественным стилем изложения и литературным вкусом. Вот почему, вероятно, служители собора попросили именно его создать красивую версию жития их святого покровителя. Некоторые подробности этого жития отличаются от старой версии, например в формах имен. Было также сделано несколько дополнений. Именно Гиралдус сравнивает жену Оффы с женой Потифара, оклеветавшей Иосифа[7]. Он также отмечает грубое обращение с отсеченной главой мученика после его убийства. Гиралдус дает больше подробностей об основании кафедрального собора в Херефорде и о дарах, поднесенных этой церкви. Обе херефордские версии связывают основание кафедрального собора и переход земель во владение Церкви с мученичеством святого Этельберта. Гиралдус также перечисляет несколько чудес святого Этельберта и обещает новые свидетельства других людей.

Прочие версии истории святого Этельберта, которые дошли до нас, делают немного другие акценты, как, например, работа историка Матфея Парижского из Сент-Олбанса. Здесь жена Оффы сама принимает участие в убийстве святого Этельберта, а Оффа, испытывающий угрызения совести, отправляет ее в тюрьму. Нам известно, что в Херефорде долгое время сохранялась традиция частого чтения обеих версий жития святого Этельберта (Озберта и Гилбертуса), пения антифонов и возглашения ответствий в день памяти святого Этельберта, праздновавшегося тогда 20 мая. Часть собрания песнопений в честь святого Этельберта была найдена в католическом требнике Херефорда XIII века.

Почитание святого Этельберта сохранялось в кафедральном соборе Херефорда вплоть до Реформации. Около 1220 года собор получил в дар зуб, который признали зубом святого Этельберта и стали почитать как великую святыню. Но к концу XIII века о святом Этельберте постепенно стали забывать, так как в соборе началось почитание херефордского католического епископа Томаса Кандилупа, умершего в 1282 году, от раки с мощами которого, согласно свидетельствам того времени, происходили чудеса.

Загрузить увеличенное изображение. 640 x 480 px. Размер файла 99880 b.  Церковь святого Этельберта в Тертоне, Норфолк
Церковь святого Этельберта в Тертоне, Норфолк
Но, несмотря ни на что, собор в Херефорде до сих пор освящен во имя святого Этельберта. Это единственный англиканский собор, посвященный сегодня древнему английскому святому! В соборе по сей день сохраняются некоторые следы почитания короля-мученика. Это и сделанная из желтой меди табличка с изображением мученика Этельберта, которую позднее прикрепили к верхней части гробницы Кантилупа, и витраж XIV века, и красивая скульптура из камня XV века, которая, правда, сильно повреждена. Этельберт, святой покровитель собора в Херефорде, изображен также на мемориальной медной табличке (примерно 1524 г.), посвященной регенту хора Портеру, в юго-восточном трансепте кафедрального собора. Источник вблизи собора все еще носит имя этого древнего православного святого мученика. Немало церквей в Англии посвящено святому мученику Этельберту Восточноанглийскому, особенно в Восточной Англии.

В местах, связанных со смертью Этельберта и чудесным обретением его целебных мощей, предания и память о нем продолжают жить. Церковь Мардена, стоящая там, где, возможно, было найдено тело святого, хранит за своими стенами источник, появившийся на месте упокоения главы мученика Этельберта. И по сей день источник носит его имя. Разве это не замечательно?! Писатель XVI века, антиквар, по имени Николай Роскаррок, занимавшийся исследованием преданий и легенд, связанных с английскими святыми, написал и о святом Этельберте, взяв за основу средневековые источники. «Тело молодого короля в то время было похоронено без должных почестей, а его главу без стыда (и безнаказанно) отнесли к берегу реки Лагг, на то самое место, где сейчас стоит приходская церковь Мордун (то есть Марден. – Д.Л.)», – писал он о нечестивых убийцах святого. М.-Р. Джеймс, уже упоминавшийся нами, ссылается на работу Роскаррока и цитирует ее. Эта церковь в деревне Марден (графство Херефордшир) посвящена Божией Матери и святому Этельберту. Этого замечательного святого англичане никогда окончательно не забывали. Святой до сих пор предлагает англичанам вспомнить их далекое прошлое, вспомнить те времена, когда Англия была православной, когда в ней еще торжествовала истинная вера и Церковь Христова, и призывает вернуться к тем золотым временам.

В статье использованы житие святого Этельберта и материалы из архивов кафедрального собора в Херефорде.

 


Дмитрий Лапа

29 июня 2010 г.

[1] «Англо-саксонская хроника» сохранилась в нескольких версиях. Годом смерти святого Этельберта в разных версиях называется 792, 793 и 794 год. Большинством современных ученых признан как верный 794 год.
[2] Предполагается, что он послал гонца с подарками впереди себя.
[3] Весьма интересно было бы сравнение этого жития святого Этельберта с житием святого Эдмунда, написанным Эльфриком. Последнее сделано в виде проповеди. М.-Р. Джеймс предполагает, что житие Этельберта представляет собой также проповедь на местном языке.
[4] См. примеч. 1.
[5] Мы не знаем точной даты этой работы Гиралдуса: он перечисляет ее среди своих прочих работ. Он умер около 1216 года.
[6] Один из них, Симон де Фресн, ассоциируемый с Саттоном, написал стихотворение Гиралдусу, в котором настаивал на том, чтобы тот присоединился к нему в Херефорде – месте учености, где он сможет найти многое, дабы порадовать его.
[7] Он здесь отмечает чистоту короля как особую добродетель.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
незнайка15 декабря 2010, 00:37
Спасибо большое! рассказ о жизни молодого мученика очень понравился!
Вера13 июля 2010, 11:04
Очень познавательное чтение, спасибо! После таких рассказов лучше понимаешь, что Церковь наша - вселенская, и в Царствии Небесном нет ни эллина, ни иудея. А с другой стороны, становится менее удивительным, что до сих пор в Англии, хотя уже не православной, сохраняется вера, появляются замечательные проповедники христианства - такие, как Клайв Льюис. Святые земляки, такие, как страстотерпец Этельберт, видимо, молят Господа о своих потомках.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×