Молитва

Из бесед с иеросхимонахом Михаилом (Питкевичем)

«Отче, — спросил я затворника, — я полагаю, что самая лучшая и единственно верная молитва это: “Да будет воля Твоя”. Что вы думаете об этом?»

«Я вполне согласен с тобой, Сереженька. Мы должны вверять себя Промыслу Божию и не желать ничего, кроме как исполнения воли Божией о нас».

«Но как узнать — что есть Божия воля о нас?»

«Здесь есть три пути, — сказал отец Михаил. — Первый — это когда сами обстоятельства нашей жизни показывают нам, куда идти и что делать. Говоря в общем, следует избегать всего того, что лишает нас мира души: людей, книг, писем и занятий, порождающих в нас религиозные сомнения, уныние, обмирщение, гордость, — в то время как всё то, от чего возрастают вера, смирение, милосердие и утверждается мир в душе, должно быть поддерживаемо и развиваемо. Бывают, однако, обстоятельства, когда трудно решить, что делать. В таком случае самое лучшее — это получить совет нашего старца; но если у нас никакого старца нет, то мы можем посоветоваться с нашим духовником, или с любым священником, или даже с благочестивым и опытным мирянином. Мы, однако, не должны открывать душу всем, но только тем, кому доверяем и о ком знаем, что они люди Божии. И мы должны, конечно, помолиться Богу, чтобы Он показал бы нам Свою волю.

Преподобный Варсонофий учит нас, что если нам не с кем посоветоваться, мы должны помолиться Богу трижды, излагая наше дело, и потом проследить, в каком направлении склоняется — хотя бы немного — решение нашего сердца. А затем уж — соответствующим образом и действовать. Преподобный советует молиться три дня подряд, но если времени нет, можно помолиться три раза в течение краткого периода, подражая Господу, трижды за одну ночь молившемуся в Гефсимании — одними и теми же словами. Отцы учат нас: если мы [почти уже] верим, что наше решение соответствует воле Божией, но все же еще испытываем некоторые сомнения, то мы должны помолиться особенно усердно. И если в течение этой молитвы сердце наше все более и более склоняется к одному решению, а сомнения одновременно уменьшаются, то мы и должны воспринять это как знак того, что мы дейст-вуем в согласии с волей Божией. В конце концов сомнения исчезнут совершенно, и мы останемся с одним-единственным и ясным решением.

В некоторых особых случаях допустимо метание жребия. Апостолы прибегли к этому при избрании апостола, заменившего Иуду. Так же поступили и при выборах Патриарха Московского Тихона. Я и сам однажды применил этот способ, когда мне не с кем было посоветоваться. То, что принятое решение было правильным, [потом] подтвердилось, хотя на тот день это трудно было себе представить».

***

Из книги "Любовь покрывает всё… Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского", выпущенной издательством Сретенского монастыря в 2010 г.

Сергей Большаков

15 июля 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Татьяна Благоверная17 апреля 2015, 18:00
Преподобный Варсонофий учит нас, что если нам не с кем посоветоваться, мы должны помолиться Богу трижды, излагая наше дело, и потом проследить, в каком направлении склоняется — хотя бы немного — решение нашего сердца. А затем уж — соответствующим образом и действовать. Преподобный советует молиться три дня подряд, но если времени нет, можно помолиться три раза в течение краткого периода одними и теми же словами.
Евгений25 июля 2010, 16:00
ЕВГЕНИЙ - Франция Чтобы ответить на вопрос: можно ли руководствоваться для принятия важных жизненных решений результатом выпавшего жребия, прежде всего надо ответить на вопрос: выявляет ли жребий волю Божию? "Да, да; Нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого" (Мф.5,86). Если выявляет - то можно, если нет - то нет. Это логично. Вряд ли кто осмелится сказать, что жребий не выявляет волю Божию, ибо это древний опыт Церкви. Можно дать догматическое обоснование того, что жребий выявляет волю Божию.
георгий25 июля 2010, 01:00
речь не о монетке,а о жребии,монетка очень частный случай,подкинете 1 раз,затем что бы проверить результат не всегда ожидаемый бросите и третий и четвертый раз пока совсем с толку вас монетка не собьет. жребий надо полагать дело более ответственное, и по жизненно важным вопросам,подкидывать монетку не серьёзно,более похоже на игру, жребий серьзнее
Светлана18 июля 2010, 19:00
по своему опыту знаю,что лучше всего помолиться и отпустить ситуацию...не надо в сотый раз предугадывать результаты:"а если бы вот так сделать..."-это выматывает,и сбивает мысли...и по прошествии какого-то времени обязательно придет нужное решение,но только когда находишся в спокойном душевном расположении...
Людмила16 июля 2010, 21:00
И все отзывы- все о монетке,батюшку как не поняли,удивительные мы.
...16 июля 2010, 11:00
монетку наверно лучше все же не бросать, т.к. несовместимо просто с Божьим
Алексей16 июля 2010, 05:00
Лучше все таки не бросать
Константин16 июля 2010, 05:00
Жребий тоже не просто так используется, перед ним также полагается усердная молитва, возможно говение. Необходимо благоговение и смирение принять выпавший вариант, как волю Божью. Но прибегать к нему стоит лишь в самых крайних случаях, когда уже никак не получается принять решение.
Максим15 июля 2010, 23:00
Спасибо вразумили
Завидеева15 июля 2010, 17:00
Спасибо, за публикацию.. Ранее думала, что монетку то кидать нельзя. Это как - бы полагатся на случай..
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке