О молитве

Из книги "Архимандрит Серафим. Мы всегда под крылом Божиим", изданной в серии «Подвижники благочестия XX века», выпущенной Сретенским монастырем в 2010 г. Книгу можно приобрести в магазине московского Сретенского монастыря.

***

Архимандрит Серафим (Розенберг)
Архимандрит Серафим (Розенберг)
Докучать надо молитвами Господу и святым Его.

В молитве своей поведай Всецарю прошение твое. Принеси Богу в молитве исповедывание грехов, сокрушение, проси Его о милости. Искренне благодари в ней Бога за благодеяния, прославляй совершенства Божии.

Собираясь произнести слово молитвы, — затаи над каждым дыхание. Молитва — дыхание духа. Через нее — сердечное умиление.

Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Господу: чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией и прочее.

Сердце надо принести Богу в молитве, и Он не даст тебе поколебаться. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику (Пс 54, 23). Слова таких твоих молитв — как бисер многоценный (как драгоценный жемчуг) для Бога.

Молитва — непобедимая победа. Молитва же без надежды грешна.

Настоящий молитвенник око ума выну имея протяженно к Богу, зрит «умными очесы» Бога.

Молитва — непрестанное обращение ума к Господу в сердце. Сила Иисусовой молитвы — от веры и глубокого с Ним сочетания сердца и ума. При молитве Иисусовой ум заключай в сердце.

Не давай уму быть праздным — молись. Ум, властвуй над помыслами. В молитве и добрые мысли отгоняй, не внимай им — тать прячется под ними, чтобы отвлечь тебя. Перекрести уста — если враг не дает молитву выговорить.

Следует молиться, не внимая бесовским помыслам.

Не ленись и не малодушествуй; но прежде чем заснешь, многие сотвори молитвы в сердце своем и противостой помыслам и покушениям диавола водить тебя по воле своей — да восприимет тебя Бог. Сколько сил есть — заботься о том, чтобы засыпать с псалмами (слова для молитв часто берутся из Священного Писания, Псалтири) в устах и умным поучением, и никак не позволяй по нерадению уму своему принимать чуждые помыслы, но с какими помышлениями молился ты, в тех поучаясь — склонись и на одр, чтобы и ко­гда будешь спать, они прибывали в тебе, и когда пробудишься, собеседовали с тобою. Проговаривай также и святый Символ православной веры прежде чем заснешь; ибо православствовать о Боге есть источник и охрана всех благ.

Бог вездесущий есть и в нас. Потому‑то необходимы страх Божий, отрешение земных благ, чистота совести. Господь близ и внимает тебе, молитве твоей, Он — ближе воздуха.

Нудь себя на молитву, молись о ней.

Я здесь, Господи! Лица Твоего, Господи, взыщу! Продли, Господи, лета жизни моея, да потружусь во Спасение, да не в погибель умру, яко заслужил ад душе своей, да потерплю Тя, поборюсь — с Твоею помощью — во очищение себя от страстей мерзких и постыдных, по милости Твоей великой.

Молись за всех от сердца. Порой забывай себя. Спаси их всех, Господи!

И за еретиков молись — не покаются ли как‑нибудь. Но их самих бегай, с ними не разговаривай — отрежь.

Кто всем сердцем желает обратиться к Богу, того Сам Бог научит, как молиться.

Но молись — даже и тогда, если, кроме трудов, не видишь утешения в ней, прилежно, усердно. Легко молиться в несчастии — не упусти такого случая. Молитва есть беседа с Богом. Одна опора у нас — милость Божия. Предстой в молитве Страшному Суду. Помни сказанное: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс 142, 1 – 2). И еще: Помяни убо, откуду спал еси, и покайся, и первая дела сотвори; аще же ни, гряду тебе скоро и двигну светильник твой от места своего, аще не покаешися (Откр 2, 5). И слово Апостола: Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его

(Рим 2, 4 – 6). Добрые же наши дела немногие перемешаны в нас с грехом.

Господь Крестом совершил наше Спасение. У Него сила и власть. Я же нищ. Я — непотребен и безответен пред Богом. Чувствующий свою внутреннюю бедность не престанет молиться. Я — бесплодная смоковница, достойная посечения. Помилуешь — буди благословен — слава милосердию Твоему! Накажешь — буди благословен — слава правосудию Твоему. Слава Тебе, Господи, за всё!

Молись терпеливо, и дастся тебе. Вспомни евангельскую притчу о вдовице и судие неправедном (см. Лк 18, 1 – 8).

Слепый звал: сыне Давидов, помилуй мя (хоть слеп был — звал как мог). Господь внял его молитве — нищего и слепого — просветил очи его, и бывший слепец по Иисусе иде (Мк 10, 52), славя Бога (познав Его как Господа — «познал Его быти Бога»).

В молитве следует хранить ум безвидным; не давать воли воображению; быть в присутствии Божием, предстоять Господу — но не воображать Господа. Внимать всецело словам молитв — умом, чтобы ум погружался, заключался и вмещался (чуждый всякого мечтания) в словах молитвы, — причем сердце обыкновенно сочув­ствует уму душеспасительным чувством печали о грехах. Здесь следует избегать самочиния. Нужно отвергать все образы, рисующиеся в способности воображения, потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Те, которые в молитве не видят ничего, — как раз и видят Бога.

На православных иконах — лик темен, бесстрастен чертами; здесь и есть образ немечтательной молитвы.

Видения не принимай — как недостойный; пребудь в сознании своего ничтожества; враг преобразуется даже и в Ангела света; скажи ему с мужеством: «Возвратись, окаянный, во тьму свою; как недостойному — мне не подобают видения и откровения. Одно мне нужно — безмерное благоутробие Господа моего Иисуса Христа, молитвы и заступления Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Святых».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Марина14 апреля 2015, 08:59
Не всегда мы готовы к встрече с Светлым человеком, ведь лукавить он не умеет. И если имеем вопрос, не всегда сладким ответ будет, а будет поучителен для нас. И не каждый готов принять и понять, полученный ответ. На всё Воля Божья и Он только знает, когда нам встретиться с таким Светлым человеком. Прости нас Господи!
Александр 5 июня 2013, 16:50
Очень хотелось бы,хоть раз в жизни,встретиться с таким человеком,задать вопросы,и возможно-получить ответы...
владимер19 сентября 2010, 22:16
Способо большое за простую и дохочивую науку.Такие статьи,как и самого автора в захлеп охота не только читать,но и слушать хотя я уверен что мне это будет очень тяжело,так как жить надо чесно (хотябы перед собой)
Jurij16 августа 2010, 22:32
vsegda prijatno prochitatj to shto uchit i daet vdoxnovlenie.Spasibo
Татьяна30 июля 2010, 23:01
Понятно и поучительно.
Леван27 июля 2010, 02:13
Спаси Господи!
Юрий26 июля 2010, 14:16
Исключительно святоотеческое учение о молитве. Очень приятно читать.
Максим26 июля 2010, 14:14
Замечательная статья! Просто и гениально сказано о смысле, силе и свойствах молитвы! Не всем дано так благовествовать! Многая лета о.Серафиму!!!
Денис26 июля 2010, 13:02
Очень простые и трезвые слова, прям в рамку и на стену, по стилю похоже на Св.Феофана затворника.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×