Прообразы Честного Древа Креста

Источник: Русская линия

Согласно ветхозаветной традиции, готовясь принести сына в жертву, Авраам взял дрова для всесожжения и возложил их на Исаака – подобно тому, как возлагают крест на плечи человека, ведомого на распятие (Православная энциклопедия, том 1, агада). В "Берешит Рабба", толковании на кн. Бытия (I-III вв. по Р. Х.), дается, например, такой комментарий к словам "и взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего" (Быт 22. 6): "Как человек, который несет крест на плече своем" (Берешит Рабба 56. 3).

Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 1
Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 1
По объяснению преподобного Ефрема Сирина, "возложил Авраам на Исаака полена дров, потому что и Спаситель нес крест". Святитель Иоанн Златоуст учит: "Авраам заставляет саму жертву нести дрова, чтобы она служила прообразом Христа Спасителя, несущего крест… Тогда иудеи возложили на Него крест уже как на осужденного. Так было и в прообразе: и Исаак сам на себе нес дрова" (Толкования святых отцов на мессианские места Библии, М., 2000).

В беседах на книгу Бытия Ориген отмечал, что Исаак предызображал Христа и как жертву, и как священника, ибо в Ветхом Завете только священники имели право приносить дрова для жертвоприношений.

Дрова символизировали Крест Христов. Для ветхозаветных богослужений использовались определенные породы деревьев. "В отношении к жертвенным дровам ты должен остерегаться, чтобы не принести какое-либо другое жертвенное дерево, как только кипарис, и ель, и миндаль, и сосну, и пихту, и кедр, и можжевельник, и лимон, и маслину, и мирт, и лавр, и кедр, называемый арбот, и бальзамовый кустарник. Из этих пород деревьев полагай под всесожжение на жертвеннике, после того как ты рассмотришь их наружность, и не клади разрушенного дерева, но твердое и безукоризненное, лучшее и новорастущее, и не старое, ибо запах у него исчез и его нет уже в нем, как прежде. Кроме этих дров, не клади других, ибо они не имеют запаха. И да вознесется от тебя благоухание их к небу" (Книга юбилеев, или Малое бытие, гл. 21).

Ветхий Завет упоминает кедр и кипарис в числе райских деревьев (Иез. 31, 8). Для украшения Иерусалимского храма, являвшего образ рая, использовались кедр, кипарис и певг (пихта). Готовясь к строительству Дома Господня, Соломон просил Хирама, царя Тирского: "Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана" (2 Пар 2. 8).
Апокрифические сказания связывают Крест Христов с материалами, использовавшимися в ветхозаветном храме (Слово о Крестном Древе, Апокрифы Древней Руси, СПб., 2002). В статье "Царица Савская, хрустальный пол и плавающий ствол" Фабрицио Пеннаккьетти приводит примеры апокрифов, относящихся к циклу "История Древа Честного Креста":

"Когда нужно было построить Иерусалимский храм, не нашлось орудий, способных вырезать из скалы громадные каменные блоки, необходимые для постройки. Поэтому Соломон приказал поймать цыпленка Руха, мифической птицы огромного размера. Сказано – сделано: большого цыпленка поймали и посадили под перевернутый медный котел во дворе царского дворца. Рух-мать, летая над Иерусалимом, вскоре обнаружила темницу своего птенца и для его освобождения решила использовать огромный ствол райского дерева, который – как будто бы специально ради нее – упал на землю в райском саду. С большим трудом птица принесла ствол и бросила на котел. Котел распался на две части, выпуская невредимого цыпленка. Тут-то мудрый Соломон повелел каменотесам использовать чудесное дерево для раскалывания скал и вырезки камней. С тех пор у каменотесов не было больше затруднений; ведь было достаточно тронуть скалы стволом, как они сами принимали квадратную форму желаемого размера.

Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 2
Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 2
Тем временем Соломону доложили о прибытии царицы Савской, сообщив также слухи о безобразной ноге царицы с козлиным копытом. Поэтому она решила никогда не выходить замуж. Тогда царь велел наполнить водой эспланаду храма и, установив свой трон на сухом месте, смотрел, как царица, разувшись, переходила вброд священную площадку. Таким образом, царица не смогла скрыть свою козью ногу. Но, идя по воде, она соприкоснулась с таинственным стволом, который там плавал. Прикосновение произвело чудо: козья нога превратилась в такую же красивую ногу, какой была другая. Когда высушили площадку, чудесный ствол был поставлен в храм, и царица украсила его серебряным браслетом. Со временем у священного ствола положили еще 29 серебряных браслетов. Позже, во время страстей Христовых, из этих браслетов отлили 30 серебряников, которые Иуда получил в качестве награды за свое предательство. А из ствола сделали Крест Христов".

"Когда царица Савская приехала в Иерусалим, она сразу же поспешила к Соломонову дворцу. На пути ей встретился заполненный водой проток озера, с перекинутым через него кедровым стволом, служившим мостиком. То большое бревно находилось там, потому что ему не нашли никакого другого применения. Дерево недавно срубили по приказу царя Соломона, однако, сколько не старались плотники его распилить по нужному размеру, оно всегда оказывалось либо слишком длинным, либо слишком коротким для использования по какому-либо иному назначению. Это было дерево посаженное Сифом.

Достигнув непокорного дерева, царица вдруг почувствовала импульс стать на колени и поклониться ему. Внутренний голос сказал ей, что на этом дереве повесят Спасителя мира. Когда царица объявила царю об этом, он позаботился о том, чтобы его спрятали в самом непредсказуемом месте. Царь приказал, чтобы его зарыли на дне этого озера.

Незадолго до Христовых страстей, тот ствол неожиданно всплыл со дна озера, которое тем временем стало бассейном Пробатика (Овчей купелью). Обнаружив всплывшее древо и находя его подходящим для изготовления креста, слуги Первосвященника вытащили ствол из воды и передали его своему хозяину" (Fabrizio A. Pennacchietti, Three Mirrors for Two Biblical Ladies Susanna and the Queen of Sheba in the Eyes of Jews, Christians and Muslims. Gorgias Press 2005).

Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 3
Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 3
Наиболее известной живописной иллюстрацией этого рассказа является цикл фресок, которые с 1452 до 1459 гг. Пьеро дэлла Франческа выполнил в церкви Сан-Франческо в городе Ареццо на стенах апсиды. Царица Савская изображается в среднем регистре в двух сценах, расположенных на одной панели, на правой стене. В левой половине, коленопреклоненная царица на фоне пейзажа благоговеет перед большим бревном, перекинутым через поток воды. Ее окружают в молчаливом изумлении придворные дамы, в стороне ждут конюхи с лошадьми. В правой половине панели изображается встреча двух правителей в пышном Сломоновом дворце. Царица Савская, переходящая речку вброд рядом с мостиком, изображена на гравюре Бука ван дер Гоуте, XV век, и на одной фреске того же века, находящейся в соборе Святой Варвары в Кутна Гора (в прошлом Куттенберг), в Чехии.

Пророк Исаия предсказывал: "Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих" (Ис. 60, 13). В православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижение). Богослужебные тексты называют Крест Христов кипарисом, певгом и кедром.

"Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певк истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося" (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7).

"Яко изволил еси распятися на кипарисе, и на певге и кедре, плотию совоздвизаем" (Воскресный канон 2-го гласа, песнь 5).

Старообрядцы считают, что "трисоставность" Креста означает, что Крест обязательно должен изображаться восьмиконечным. По преданию монастыря Святого Креста на Святой Земле Крест Христов был сделан из единого древа, так как ветви кипариса, певга и кедра – трех вечнозеленых деревьев, дарованных тремя Ангелами праотцу Аврааму – срослись. В монастыре Святого Креста указывается место, где выросло дерево, из которого сделали Крест на распятие. По преданию, храм над местом произрастания этого таинственного дерева и монастырь были построены и подарены святым императором Константином Великим грузинскому царю Мириану, обращенному в христианство равноапостольной Ниной. На фреске при входе в храм изображено дерево с тремя сросшимися стволами, и поливающий его Лот. Фрески на стенах храма также иллюстрируют монастырское предание о Кресте:

Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 4
Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 4
"Праведный Лот, племянник праведного Авраама, после бегства своего из Содома пал в прелюбодеяние со своими дочерьми. Проснувшись и осознав свой грех, он пошел к Аврааму на покаяние. Авраам в знак прощения дал три посоха, данные ему Святой Троицей, и сказал, чтобы он посадил эти посохи и поливал водой, и когда появятся листочки, дерево оживет – то будет знамением его прощения.

Около 40 лет (есть предание, что 33 года) нес Лот труды: возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи. Но часто искушал его диавол, принимая вид человека, просил пить и выпивал всю воду, и приходилось Лоту снова возвращаться на Иордан.

И вот три посоха, три древа (кедр, кипарис и певг – сосна) срослись в одно, в единый ствол с тремя разделениями наверху – триединое дерево – образ Святой Троицы. Лот понял, что грех его прощен. И выросло дерево очень красивым. Когда царь Соломон заканчивал строительство храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу святого храма, и подходящим нашли именно дерево Лота. Пришли, спилили его, но пристроить так и не смогли, ибо дерево постоянно менялось в размерах – то сокращалось, то увеличивалось. И, приписав это греху Лота, решили, что оно отвергнуто Богом, и выбросили его в Силоамскую купель (или, по другому преданию, Овчую), где оно пролежало 700 лет. Пришло время спасительный страданий Господа Иисуса Христа, вспомнили и про это отверженное дерево, и рассудили фарисеи, что раз это древо греха, то из него нужно изготовить крест для преступника, причисленного к злодеям, что и сделали" (Акафист Животворящему Кресту Господню, Москва, 2005).

Церковные песнопения указывают на ветхозаветные прообразы Честного Древа. Вопрос о породе дерева, из которого был сделан Крест, относится к задачам церковной археологии, основоположницей и Небесной покровительницей которой является святая равноапостольная императрица Елена.

Честное Древо Креста Господня за всю историю Христианства многократно разделялось и присутствует во многих уголках мира. Самая большая часть Креста длиной 40 см хранится на Кипре.

Источник: Русская линия

31 марта 2008 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×